Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

За какую страну боролся немо. За что хотел отомстить русским «настоящий» капитан Немо

В хорошей книге все должно быть хорошо: сюжет, персонажи, композиция, стиль. И все-таки шедевром ее делает яркий, достоверный главный герой. «Прямо как живой», – говорят о таком читатели.

Исключительной достоверностью отличаются литературные герои, имевшие реальных прототипов. В предыдущем номере «Совершенно секретно» я рассказал о возможных прототипах графа Монте-Кристо и аббата Фариа.

И вот, «двадцать лет спустя», родоначальник научно-фантастического жанра Жюль Верн воспользовался рецептом предшественника. Создавая своего героя, он соединил таинственное прошлое, безмерное богатство, жажду мести и добавил новый компонент – небывалую техническую возможность осуществлять свои планы. И родился персонаж с латинским именем Немо – Никто.

Итак, задраим люки и пойдем на погружение.

«1866 год ознаменовался удивительным происшествием...» – завязка нового романа была выдержана в стиле газетных сообщений, притом действие разворачивалось в год написания книги, фактически on-line. Капитаны кораблей сообщали, что видели в океане «длинный, фосфоресцирующий, веретенообразный предмет, далеко превосходящий кита как размерами, так и быстротой передвижения». Автор приводил названия кораблей, даты и координаты их встреч с подводным гигантом, поэтому многие читатели приняли фантазию писателя за реальные события.

Сначала таинственный обитатель морских глубин как будто выслеживал корабли, а затем начал их атаковать – таранил снизу мощным бивнем. Только очень внимательный читатель мог заметить, что нападению подверглись исключительно английские и канадские корабли (напомню, что Канада все еще оставалось британским владением), а также суда Ост-Индской компании. Кроме того, шли на дно корабли работорговцев, промышлявшие под любым флагом.

Судовладельцы и страховые компании были настолько встревожены, что снарядили на поиски чудовища быстроходный американский фрегат «Авраам Линкольн». В экспедиции принял участие известный естествоиспытатель Пьер Аронакс. После трех месяцев плавания военный фрегат обнаружил чудовище и атаковал его. Ответный удар монстра оказался для фрегата гибельным. Чудом спаслись только Аронакс, его слуга Консель и гарпунер Нед Ленд. Вскоре они очутились внутри подводного корабля. Командовал им загадочный отшельник морских глубин и неуловимый мститель, назвавшийся капитаном Немо.

Как дошли они до жизни такой – герой романа и его автор?

Жюль Верн вступил в литературу уже зрелым человеком, тридцати четырех лет от роду. Его старт оказался стремительным – он писал по два-три романа в год. К середине 1860-х годов герои Жюля Верна уже путешествовали на воздушном шаре, погружались в недра земли и летали к Луне. Уже был начат вершинный роман «Дети капитана Гранта». Уже были задуманы новые произведения, например, история о новых Робинзонах, которая воплотилась потом в роман «Таинственный остров».

Чтобы иметь хоть небольшую передышку, Жюль Верн с семьей в летние месяцы переезжал к морю, в небольшой рыбацкий поселок Кротуа на берегу Ла-Манша. Конечно, он и там трудился, по собственному признанию, «как каторжный»: летом 1866 года он продолжал «Детей капитана Гранта», составлял «Иллюстрированную географию Франции и ее колоний» и постоянно обдумывал новую тему под условным названием «Путешествие под водой».

С детства его манило море. Мальчиком он даже попытался тайком устроиться на корабль юнгой. Для этого он подкупил настоящего юнгу со шхуны «Корали», поменялся с ним одеждой, проник на корабль и спрятался в трюме. Всего через несколько часов корабль должен был отплыть в Индию. Родители вовремя хватились сына, его сняли со шхуны, когда уже гремела цепь, поднимая якорь... И вот теперь, в Кротуа, воплотилась его детская мечта – писатель купил рыбацкий баркас, перестроил его в маленькую шхуну и совершал на ней порой довольно продолжительные плаванья. Впрочем, Жюль Верн продолжал писать и на шхуне, в своей тесной каюте, за дощатым столом.

Всякого, кто выходит в открытое море, потрясают две бездны: небо над головой и глубина под килем. Часто, свесившись за борт, Жюль Верн старался проникнуть в пучину морскую хотя бы мыслью, силой своей фантазии. Он изучил все подводные аппараты – фантастические и реальные. Библейский Ноев ковчег был по сути дела надводно-подводным судном. Подводный корабль изобразил в 1627 году английский философ Фрэнсис Бэкон в своей утопии «Новая Атлантида».

В реальности давно существовал подводный колокол, своего рода батискаф, способный погружаться не небольшие глубины на очень короткое время. Кстати, писатель и предприниматель Даниель Дефо, автор «Приключений Робинзона Крузо», пытался с помощью подводного колокола поднимать грузы с затонувших кораблей, но его предприятие потерпело крах. В 1797 году выдающийся инженер-изобретатель Роберт Фултон создал проект первой подводной лодки «Наутилус», затем последовали проекты «Наутилус-II» и «Наутилус-III», и, наконец, в 1800 году субмарина Фултона проплыла под водой почти полкилометра на глубине около восьми метров. Лодка приводилась в движение веслами, ею управляли два моряка.

Но придуманный «Наутилус» все-таки оставался лишь средством проникновения в глубины океана. А что там, куда не заглядывал ни один смертный? Правда ли, что там живут гигантские чудовища? Верно ли, что на дне морском погребены несметные сокровища? Действительно ли океан содержит неистощимые запасы природных ископаемых и продуктов питания для всего человечества? Одним словом, тайны подводного мира открывали перед фантастом безграничные возможности. И они воплотились в романе сполна.

Однако нужен был человек, герой, который открыл бы эти тайны. Кто он? Как и почему оказался под водой? Вглядываясь в морскую пучину, Жюль Верн подумал, что подводный мир хранит не только секреты природы, но и тайны человека. А что если некто, или, лучше сказать, Никто, намеренно прячется там, в глубине, от мира людей? В самом деле, нет на свете лучшего убежища!

В тисках политкорректности

Автору не пришлось долго искать подходящего мятежника. Совсем недавно Западная Европа с тревогой следила за польским восстанием 1863-1864 годов. Во всем винили «империю зла» – Россию. Вторая волна польской эмиграции принесла во Францию жуткие рассказы о зверских расправах над патриотами. Из выявленных судами 77 тысяч повстанцев казнены 128 человек, сослано на каторгу 800, и выслано в другие области 12500.

Так Жюль Верн нашел своего героя – это польский патриот, воевавший с царскими войсками за свободу родины, потерявший дом, родных и близких, вынужденный скрываться. Но он не просто прячется, а, по словам автора, выступает «страшным судией, настоящим архангелом мести».

Как обычно, Жюль Верн изложил свой замысел издателю и другу Жюлю Этцелю. В письме автор попытался разъяснить сцену гибели корабля, потопленного «Наутилусом»: «Принадлежит он нации, которую ненавидит Немо, мстящий за смерть своих близких и друзей! Предположите, что Немо – поляк, а потопленный корабль – судно русское, была бы тут возможна хоть тень возражения? Нет, тысячу раз нет!»

Горячность – плохой советчик. Этцель был старше и опытнее Верна, его советам следовали без возражений Бальзак и другие корифеи французской литературы. Издатель знал, что Франция ищет пути сближения с Россией. В этих условиях правительство восприняло бы антирусскую направленность книги как политическую провокацию. Книгу, возможно, запретили бы, хотя национальность героя не имела принципиального значения.

И он посоветовал автору сделать Немо врагом работорговцев. Писатель продолжал отстаивать свой замысел с еще большим жаром: «Вы говорите: но ведь он совершает гнусность! Я же отвечаю: нет!.. Польский аристократ, чьи дочери были изнасилованы, жена зарублена топором, отец умер под кнутом, поляк, чьи друзья гибнут в Сибири, видит, что существование польской нации под угрозой русской тирании! Если такой человек не имеет права топить русские фрегаты всюду, где они ему встретятся, значит, возмездие – только пустое слово. Я бы в таком положении топил безо всяких угрызений совести... Но я горячусь, пока пишу Вам...»

Этцель настаивал на своем, и тогда Жюль Верн встал в позу: «Раз я не могу объяснить его (Немо) ненависть, я умолчу о причинах ее, как и о прошлом моего героя, о его национальности и, если надо, изменю развязку романа».

Исчез, чтобы воскреснуть

Писатель так и не сообщил ничего о прошлом своего героя и о мотивах его мести. Он решил раскрыть карты в следующем романе, в «Таинственном острове». А пока лишь отпускал туманные намеки.

Напомню, что гнев капитана Немо направлен против английских кораблей. Прибавьте к этому еще один эпизод: у берегов Индии капитан Немо спасает индуса – ловца жемчуга – от нападения акулы, едва не поплатившись за это жизнью.

Да, в ходе работы над романом Жюль Верн окончательно определился, наконец, в выборе героя – он будет индусом. И все становится понятно: и ненависть к англичанам, и черный флаг – в Индии это цвет восстания. У капитана Немо появился совершенно реальный прототип. Его звали Нана Сахиб. Почему именно он?

Несколько лет назад Индия привлекала всеобщее внимание. В 1857 году началось мощное восстание, названное Восстанием сипаев. Действительно, первыми взбунтовались солдаты туземных полков, но в мятеж были вовлечены горожане, крестьяне и даже индийская знать.

Английская колониальная администрация, руководство Ост-Индской компании, военное командование – все были растеряны. Восстание разрасталось, как пожар в джунглях. Вскоре вся центральная часть Индии была охвачена восстанием.

В некоторых княжествах повстанцы обращались к своим местным правителям с предложением возглавить борьбу, и те принимали на себя власть и ответственность. Одним из таких правителей и был Нана Сахиб, приемный сын покойного пешвы (правителя) Баджи Рао II. При англичанах пешвы и князья были фактически лишены власти, но получали от Ост-Индской компании большую пенсию, что позволяло им безбедно жить в своих дворцах.

Нана Сахиб был образован, ценил литературу, искусство и музыку. Однако после смерти отчима молодой пешва лишился пенсии – колониальные власти будто бы отказались признать его наследником, а на самом деле просто пожадничали. Нана Сахиб продолжал скромно жить в своей резиденции в Битхуре, только иногда приказывал снарядить слона, забирался в хауду – богато изукрашенную кабину на спине слона – и отправлялся в столицу государства Маратхи – Канпур. О чем он толковал с друзьями в своей хауде, слышал разве только вислоухий слон.

4 июня 1857 года восстали сипаи канпурского гарнизона. «Змеям нет пощады!» – заявили они. Многие сняли форму и смешались с толпой восставших горожан. Англичане и их семьи укрылись в крепости. Нана Сахиб был провозглашен полноправным владыкой государства Маратхи. Его соратником стал старый друг Тантия Типи, позднее возглавивший самостоятельный отряд.

Нана Сахиб предложил англичанам сдаться, пообещав, что даст им уплыть по Гангу на лодках. Командиру гарнизона генералу Уиллеру не оставалось другого выхода, и он согласился на капитуляцию. Но уже на берегу внезапно началась стрельба. Кто открыл огонь первым, об этом до сих пор спорят английские и индийские историки. Последствия оказались ужасными – почти все пленные были убиты, нескольких женщин и детей заключили под стражу в качестве заложников. Но и они были убиты при наступлении английских войск. Начались тяжелые бои.

На другой день после событий в Канпуре вспыхнуло восстание в соседнем княжестве Джханси. Его возглавила княгиня Лакшми-Баи. В детстве она жила в Битхуре, ее отец был советником при дворе пешвы, так что будущая княгиня хорошо знала Нану Сахиба. Уже тогда девушка отличалась силой и ловкостью. Однажды она поразила всех лихой выездкой верхом, с двумя саблями в руках, управляя конем уздечкой, зажатой в зубах. Позднее она вышла замуж за махараджу, а после смерти мужа стала регентшей малолетнего сына и фактической правительницей Джханси. В сентябре английские войска приступили к Джханси, княжество оборонялось семь месяцев и пало, лишь когда бесстрашная Лакшми-баи погибла в бою. Командующий британской армией, наступавшей на Джханси, сэр Хью Роуз признавал: «Она была женщиной, но в качестве лидера мятежников показала себя храбрейшим, блестящим полководцем. Настоящий мужчина среди мятежников».

Почти два года шла освободительная война. Поражение мятежников было предрешено. Единого руководства и общего плана восстания не было. Англичане после первых неудач собрали силы, разработали план всей компании и начали методично покорять мятежные районы.

После ожесточенной битвы был захвачен и Канпур. Английское командование давало своим войскам три дня на разграбление. Нана Сахиб с остатками отряда сумел скрыться и начал партизанскую борьбу. Что с ним стало потом – неизвестно. Англичане объявили, что поймали мятежного вождя и опубликовали в газетах портрет арестованного. Однако никто из индийцев не узнал в нем своего героя. Он исчез, словно для того, чтобы возродиться затем в новом облике – в образе капитана Немо.

Г-н Никто снимает маску

Во Франции, как и во всей Европе, пристально следили за событиями в Индии. Имена героев индийского сопротивления стали известны всему миру. Во Франции Нана Сахиб стал главным героем пьесы, которая с успехом шла в театре «Порт-Сен-Мартен». Это имя стало популярным и в России. Нана Сахиб сделался героем мальчишеских игр будущих поэтов Н.Гумилева и Н.Тихонова.

Вот, оказывается, кем был в прошлом таинственный капитан Немо. В романе «Двадцать тысяч лье под водой» он все еще остается отчасти инкогнито. И только в романе «Таинственный остров» автор полностью открыл завесу тайны.

Жюль Верн несколько раз приступал к теме новых Робинзонов, но работа все не шла. До тех пор, пока он не связал «Таинственный остров» с капитаном Немо и отчасти с «Детьми капитана Гранта». Так родилась своеобразная трилогия, а она, в свою очередь, была лишь малой частью бесконечного сериала под названием «Необыкновенные путешествия». Жюль Верн намеревался написать сто томов(!), успел только семьдесят.

Итак, во время гражданской войны между Севером и Югом, пленники-северяне совершили побег на воздушном шаре. Их занесло на необитаемый остров, где им пришлось проявить всю свою волю, трудолюбие и изобретательность, чтобы выжить и обеспечить себя самым необходимым. Новые робинзоны – это инженер, журналист, моряк, негр и ребенок – так сказать, человечество в миниатюре. Прибавьте сюда всеобщего любимца – пса Топа, и получится экипаж Ноева ковчега.

Не хватает только всесильного бога. И он появляется в романе несколько раз – некто всемогущий незримо приходит на помощь колонистам в самые драматические моменты робинзонады. Уже в конце романа произошла волнующая встреча колонистов с неизвестным благодетелем. Это капитан Немо, уже старый и безнадежно больной.

Он рассказал историю своей жизни: его звали принц Даккар, он учился в Европе, а вернувшись в Индию, начал готовить восстание против ненавистных англичан. Он всегда сражался в первых рядах, словно искал смерти, но боги родины хранили его. За него приняли смерть его отец, мать, жена и дети. После поражения восставших принц Даккар исчез из мира людей. Появился капитан Немо, гений морей, благородный и беспощадный одновременно. Один за другим умирали его спутники, и вот он остался один. Колонисты приняли его последний вздох, а «Наутилус» стал вечным саркофагом своего капитана.

В вымышленной биографии принца Даккара почти все совпадает с судьбой Нана Сахиба, кроме имени и обучения в Европе. Жюль Верн, казалось бы, исчерпал этот образ до дна и распрощался, наконец, с героем-индусом. Но не тут-то было.

Возвращение Нана Сахиба

Прошло еще несколько лет, и Жюль Верн вновь обратился к судьбе знаменитого индийца. Это случилась в какой-то мере из-за семейных неурядиц в семье писателя. Его сын Мишель в детстве был очень болезненным мальчиком, родители уделяли ему так много заботы и внимания, что он вообразил себя центром вселенной. Став юношей, он тратил отцовские деньги без счета, и вдобавок был необычайно влюбчив. А поскольку влюблялся он исключительно в актрис, то это грозило семье полным разорением.

В конце концов Жюль Верн убедил Мишеля отправиться в путешествие. И не куда-нибудь, а в Индию! Отец надеялся, что ветер дальних странствий выбьет дурь из головы сына. Как бы не так! Всюду, где корабль бросал якорь, тут же разносилась весть, что на борту находится сын знаменитого Жюля Верна. В честь юноши и его славного отца тут же организовывали грандиозный банкет, иногда на двести персон. В Индии он также всюду был желанным гостем и ни в чем не знал отказа. А в письмах домой, разумеется, хныкал и жаловался на тяжелый климат и отсутствие денег.

Тем не менее, пока сын находился вне дома, Жюль Верн немного отдохнул душой. А втайне завидовал Мишелю – он видит Индию наяву, а не в воображении, как он... Писатель начал представлять, как бы он путешествовал по стране своих грез на... на чем? На слоне? На паровой машине? А что если соединить их вместе, сконструировать «парового слона», шагающую машину с удобной хаудой на спине?..

Так родился оригинальный замысел романа «Паровой дом». Поскольку редкий читатель добирается до последних томов собрания сочинений Жюля Верна, перескажу содержание романа. Уже в первой главе появляется известный нам Нана Сахиб. Он тайно вернулся на родину, чтобы продолжить борьбу и отомстить своим врагам. А кровный его враг – полковник Монро, повинный в гибели его родных и близких. Но и у полковника Монро был кровный счет к Нана Сахибу: жена полковника исчезла во время резни в Канпуре.

Полковнику досталась необыкновенная машина, сконструированная английским инженером для богатого индийского набоба: слон на паровом ходу, который тянул за собой две тележки в виде пагод. В таких «спальных вагонах» можно было путешествовать с комфортом. С группой друзей-офицеров полковник Монро отправился в путешествие по усмиренной Индии.

В это время Нана Сахиб и его брат Бало-Рао пробирались к своим. К ним прибилась какая-то безумная женщина, вечно с горящим факелом в руке, словно искала что-то днем и ночью. Этот «блуждающий огонек» привлек внимание английского отряда, в завязавшейся стычке был убит Бало-Рао. Англичане приняли его за Нана Сахиба, а тот сумел ускользнуть и скоро собрал небольшой отряд.

Наконец Нана Сахиб пленил полковника Монро. Его привязали к жерлу пушки, чтобы на рассвете казнить тем же способом, каким англичане казнили повстанцев. Вдруг ночью появилась безумная с факелом. Полковник Монро с ужасом узнал в ней свою жену. Она начала водить горящим факелом вдоль пушечного ствола... В это время к полковнику пробрался ординарец Гуми и освободил его.

С полном соответствии с законами жанра, Нана Сахиб тоже попал в плен к своему заклятому врагу. Его привязали к шее Стального гиганта, развели пары и оставили так. Взрыв парового котла уничтожил человека и машину.

Странная, жестокая фантазия! Градус противостояния, взаимной ненависти и жажды мести в этом романе еще выше, чем в «Двадцати тысячах лье под водой» и «Таинственном острове» вместе взятых. Уж в этом-то романе, вышедшем в 1880 году, Жюль Верн досыта наигрался в месть и больше к этой теме не возвращался.

Если разобраться, то капитан Немо - это первый в литературе полнокровный образ террориста. При том террориста в самом современном понимании слова – владеющего передовыми технологиями разрушения и уничтожения. Нажал на кнопку, соединил контакты или просто набрал номер на мобильнике – и сходят с рельсов поезда, падают самолеты, взрываются дома с мирно спящими людьми...

Понимал это и Жюль Верн, кол****ся, мучился сомнениями. Да, он защищал «архангела мщения» перед издателем. Но в то же время его персонаж, олицетворяющий совесть ученого, профессор Аронакс, осуждал действия Немо и не скрывал этого, хотя находился полностью во власти капитана. Жюль Верн выразил обе эти непримиримые позиции, сделал обе убедительными и предоставил право выбора нам. В этом и заключается честность писателя, будь он хоть тысячу раз фантаст.

Сергей МАКЕЕВ, "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО".

Глава шестнадцатая
Капитан Немо. - Первые его слова. - История героя, боровшегося за независимость родины. - Ненависть к захватчикам. - Спутники капитана Немо. - Жизнь под водою. - Одиночество. - Остров Линкольна - последнее убежище «Наутилуса». - Таинственный гений острова.

При этих словах лежавший на диване человек приподнялся, и свет озарил его лицо: у него была великолепная посадка головы, высокий лоб, гордый взор, седая борода, грива откинутых назад густых волос.

Он встал и опёрся рукой на спинку дивана. Взгляд его был спокоен. Заметно было, что долгая болезнь постепенно подточила его здоровье, но голос ещё был звучен, когда он сказал по-английски с крайним удивлением:

У меня нет имени, милостивый государь.

Мне известно ваше имя, - ответил Сайрес Смит.

Капитан Немо устремил на инженера такой горящий взгляд, словно хотел его уничтожить. Потом, рухнув на диван, он прошептал:

А не всё ли равно в конце концов. Я скоро умру.

Сайрес Смит подошёл ближе к капитану Немо, а Гедеон Спилет взял его за руку. Рука была горячая. Айртон, Пенкроф, Герберт и Наб держались на почтительном расстоянии, в углу этого великолепного зала, освещённого электричеством.

Капитан Немо тихонько отвёл руку и знаком предложил инженеру и журналисту сесть.

Все смотрели на него с искренним волнением. Так вот он, тот, кого они называли «гением острова», существо могущественное, чьё вмешательство во многих случаях оказалось спасительным; вот он, благодетель, которому они стольким обязаны. Перед ними оказался немощный, умирающий человек, меж тем как Пенкроф и Наб ожидали увидеть полубога.

Но как могло быть, что Сайрес Смит знал капитана Немо? Почему капитан Немо вскочил, услышав своё имя, которое, как он думал, никому не ведомо?..

Капитан снова лёг на диван и, опираясь на локоть, внимательно посмотрел на Сайреса Смита, сидевшего возле него.

Итак, сударь, вы знаете имя, которое я носил? - спросил капитан Немо.

Знаю, - ответил Сайрес Смит, - и знаю также, как называется замечательная подводная лодка…

- «Наутилус», - сказал с полуулыбкой капитан.

Да, «Наутилус».

А знаете вы?.. Знаете ли вы, кто я такой?

А ведь уже тридцать лет у меня нет ни малейшей связи с обитаемым миром, тридцать лет я живу в морских глубинах, ибо это единственная среда, где я обрёл независимость! Кто же мог выдать мою тайну?

Некий человек, который не связал себя никакими обязательствами в отношении вас, капитан Немо, и, следовательно, не может быть обвинён в измене.

Не тот ли француз, который по воле случая попал на борт моего судна шестнадцать лет тому назад?

Он самый.

Значит, этот человек и два его спутника не погибли в Мальстриме, когда «Наутилус» очутился там?

Нет, не погибли. И вот появилась книга под названием «Двадцать тысяч лье под водой», в которой рассказывается история вашей жизни.

История нескольких месяцев моей жизни, и только, сударь! - с живостью возразил капитан.

Вы правы, - подтвердил Сайрес Смит. - Но достаточно было прожить близ вас несколько месяцев, чтобы составить о вас суждение…

Как о великом преступнике, не правда ли? - отозвался капитан Немо, и на губах его мелькнула высокомерная улыбка. - Да, как о мятежнике, об отщепенце человеческого общества.

Инженер ничего не ответил.

Что же вы молчите, сударь?

Я не вправе судить капитана Немо, - сказал Сайрес Смит, - по крайней мере судить за его прошлое. Ведь никому, и мне в том числе, не известно, что заставило его вести такую странную жизнь, а не зная причин, нельзя судить о следствиях. Но я твёрдо знаю, что ваше благодетельное вмешательство непрестанно охраняло нас с того дня, как мы очутились на острове Линкольна; я знаю, что все мы обязаны жизнью доброму, великодушному, могущественному покровителю и что этим добрым, великодушным, могущественным покровителем были вы, капитан Немо.

Да, я помогал вам, - просто ответил капитан Немо.

Инженер и журналист встали. Подошли их сотоварищи, желая выразить капитану Немо благодарность, переполнявшую их сердца.

Капитан Немо движением руки остановил их излияния и с волнением, которое он не мог скрыть, сказал:

Подождите, сначала выслушайте меня.

И капитан Немо в немногих словах, сжато и ясно, рассказал всю свою жизнь.

Рассказ был короткий, однако ж больному пришлось собрать все свои угасающие силы, чтобы довести его до конца. Видно было, что он всё больше слабеет. Несколько раз Сайрес Смит просил его отдохнуть, но капитан Немо отрицательно качал головой. Он ведь знал, что может не дожить до завтра, а когда журналист предложил ему свои услуги в качестве врача, Немо ответил:

Бесполезно, сударь, бесполезно. Мне осталось жить несколько часов.

Капитан Немо был по происхождению индус, сын раджи, правившего независимым тогда княжеством Бундельханда, племянник знаменитого в Индии героя Типпо-Саиба. Десятилетним мальчиком отец послал его в Европу, желая дать ему всестороннее образование и в тайне надеясь, что когда-нибудь сын его, как равный противник, будет бороться против тех, кого раджа считал угнетателями родной страны.

С десяти до тридцати лет принц Даккар, человек, наделённый высокими дарованиями, благородством души и ума, учился, овладевая различными науками, и достиг больших познаний как в естествоведении и в математике, так и в литературе.

Принц Даккар путешествовал по всей Европе. Благодаря своему знатному происхождению и богатству он везде считался желанным гостем, но утехи светской жизни его никогда не прельщали. Молодой красавец индус всегда был серьёзен, даже угрюм и поглощён жаждой знания. В сердце у него горела неумолимая ненависть. Принц Даккар ненавидел. Он ненавидел ту единственную страну, на землю которой ни за что не хотел ступить, единственную страну, чьи заигрывания он постоянно отвергал; он ненавидел Англию, и тем более ненавидел, что во многом восхищался ею.

Этот индус был воплощением ярой ненависти побеждённого к победителю. Поработитель не нашёл бы пощады у порабощённого. Сын одного из тех князей, которые лишь на словах покорились Соединённому королевству, принц из рода Типпо-Саиба, воспитанный в духе борьбы за независимость и мести, полный неискоренимой любви к своей поэтической родине, закованной в цепи англичанами, он не желал ступить на землю той страны, которую считал проклятой, ибо она поработила Индию.

Принц Даккар стал художником - чудеса искусства вызывали в нём благородное волнение; стал учёным - ничто не было чуждо ему в области высоких знаний; стал государственным деятелем, изучившим при европейских дворах все тонкости дипломатии. Поверхностному наблюдателю он, может быть, показался бы одним из любопытствующих космополитов, жаждущих всё знать, но не способных действовать, одним из тех богатых путешественников, высокомерных пустоцветов, которые непрестанно разъезжают по всему свету и не принадлежат ни одной стране.

А на деле он был совсем не таким. Этот художник, этот учёный, этот одарённый человек оставался душой индусом, полным жажды мести, индусом, лелеявшим надежду, что настанет день, когда его соотечественники потребуют прав для своей страны, изгонят из неё чужеземцев и возвратят ей независимость.

И вот в 1849 году принц Даккар вернулся в Бундельханд. Он женился на девушке знатного рода, у которой так же, как у него, сердце обливалось кровью при виде страданий отчизны. Жена подарила ему двоих детей, он обожал их. Но, наслаждаясь семейным счастьем, он не мог забыть о порабощении Индии. Он выжидал случая. И случай представился.

Владычество Англии легло слишком тяжёлым бременем на всё население страны. Принц Даккар стал глашатаем недовольных. Он зажигал в людях огонь той ненависти к чужестранцам, который горел в нём самом. Он разъезжал по всему полуострову - по княжествам, ещё независимым, и по областям, уже находившимся в непосредственном управлении англичан. Он взывал к тем героическим дням, когда Типпо-Саиб, защищая родину, пал в бою под Серингапатамом.

В 1857 году вспыхнуло крупное восстание сипаев. Душой его был принц Даккар. Он поднял огромные массы. Он отдал правому делу все свои дарования и своё богатство. Бесстрашно шёл он в бой в первом ряду, рисковал своей жизнью так же, как самый простой человек из этих героев, поднявшихся ради освобождения отчизны. Он участвовал в двадцати схватках и десять раз был ранен. Но тщетно искал он себе смерти, когда последние воины, отстаивавшие независимость Индии, пали, сражённые английскими пулями.

Никогда ещё владычеству Великобритании над Индией не грозила такая опасность, и если б сипаям, как они на это надеялись, оказали помощь извне, вероятно, в Азии было бы покончено с влиянием и господством Соединённого королевства.

Имя принца Даккара стало в те дни знаменитым. Герой, носивший это имя, не таился и вёл борьбу открыто. Голова его была оценена, и, хотя не нашлось ни одного предателя, готового выдать Даккара, за него поплатились жизнью отец, мать, жена и дети - их убили прежде, чем он узнал, какая опасность грозит им из-за него…

Ещё раз право было повержено во прах перед силой. Но цивилизация никогда не отступает, можно подумать, что она заимствует свои права у неизбежности. Сипаи были побеждены, и древние княжества раджей вновь подпали под жестокое владычество Англии.

Принц Даккар, которого пощадила смерть, возвратился в горы Бундельханда. Одинокий, исполненный беспредельного отвращения к самому имени «человек», питая ужас и ненависть к цивилизованному миру, стремясь навсегда бежать от него, он обратил в деньги остатки своего состояния, собрал вокруг себя самых преданных ему соратников и в один прекрасный день куда-то исчез вместе с ними.

Куда же отправился принц Даккар? Где искал он той независимости, в которой ему отказала земля, населённая людьми? Под водой, в глубинах морей - там, где никто не мог преследовать его.

На смену воину пришёл учёный. Пустынный остров в Тихом океане послужил ему пристанищем; он заложил там корабельную верфь, и на ней была построена по его чертежам подводная лодка. При помощи способов, которые когда-нибудь станут известны, он сумел воспользоваться неизмеримой механической силой электричества, добывая его из неисчерпаемых источников, и применил эту силу для всех надобностей на своей подводной лодке - электричество служило двигателем судна, освещало и отопляло его. Море и его неисчислимые сокровища, мириады рыб, водные поля с обильно произрастающими на них водорослями, огромные млекопитающие - всё то, что природа схоронила в морских пучинах, и то, что потеряли в них люди, вполне удовлетворяло нужды принца Даккара и всего экипажа, а главное, исполнилось самое горячее его желание - не иметь более никаких связей с землёй. Он дал своему судну название «Наутилус», себя назвал капитаном Немо и скрылся под водой.

Много лет капитан плавал в глубинах всех океанов, от одного полюса до другого. Пария в мире людей, он собрал в неведомых подводных мирах дивные сокровища. Миллионы, затонувшие в бухте Виго в 1702 году, когда пошли ко дну испанские галионы с грузом золота, стали для него неистощимым источником богатства, всегда находившимся в его распоряжении, и оставаясь безвестным, он обращал это золото на помощь сражавшимся за независимость своей страны.

Долгое время не имел он никакого общения с людьми, но вдруг в ночь на 6 ноября 1866 года три человека нежданно оказались на борту его корабля: француз-профессор, его слуга и канадский рыбак. Людей этих капитан Немо подобрал, когда они упали в море во время столкновения «Наутилуса» с американским фрегатом «Авраам Линкольн», гнавшимся за подводной лодкой.

Капитан Немо узнал тогда от профессора, что «Наутилус» принимают то за исполинское морское животное из семейства китообразных, то за подводную лодку, принадлежавшую пиратам, и что за ним охотятся во всех морях.

Капитан Немо мог бы бросить в океан трёх чужаков, которые волей случая вторгнулись в его таинственное существование. Но он этого не сделал, он держал их у себя пленниками, и в течение семи месяцев они были свидетелями всех чудесных перипетий путешествия, когда корабль капитана Немо проплыл под водой двадцать тысяч лье.

Двадцать второго июня 1867 года этим трём пленникам, ничего не знавшим о прошлом капитана Немо, удалось бежать - они уплыли на лодке, похищенной ими с «Наутилуса». Но так как в это время «Наутилус» захватило стремительное течение Мальстрима и повлекло к берегам Норвегии, капитан считал, что, попав в этот ужасный водоворот, беглецы нашли себе могилу в пучине моря. Ему так и осталось неизвестным, что французу и двум его спутникам каким-то чудом удалось спастись, что их выбросило на берег, что их подобрали рыбаки с Лофотенских островов и что профессор, возвратившись во Францию, напечатал книгу, в которой он рассказал о своём семимесячном плавании на борту «Наутилуса», сделав достоянием любопытных читателей многочисленные приключения, происходившие во время этого необычайного путешествия.

Ещё долго капитан Немо вёл такую жизнь, плавая по всем морям. Но вот умерли один за другим все его спутники, и он похоронил их на коралловом кладбище на дне Тихого океана. Пусто стало на «Наутилусе» - из всех, кто бежал на нём от мира людей, в живых остался лишь капитан Немо.

Ему было тогда шестьдесят лет. Одинокому старику удалось провести «Наутилус» в одну из подводных гаваней, где его корабль иногда отстаивался после плавания.

Этой гаванью служила пещера, образовавшаяся под островом Линкольна, она была и теперь пристанищем «Наутилуса».

Уже шесть лет жил тут капитан Немо, не пускаясь в плавания, ибо он ждал смерти - того мгновения, когда он соединится со своими товарищами, и вдруг по воле случая он оказался очевидцем падения воздушного шара, на котором бежали из Ричмонда узники «южан». Надев скафандр, он совершал под водой прогулку в нескольких кабельтовых от острова, в том месте, где инженера Смита поглотило море. Капитан Немо поддался порыву великодушия и спас Сайреса Смита.

Сначала он хотел бежать от пятерых аэронавтов, потерпевших крушение, но выход из его гавани был закрыт: под действием вулканических сил поднялось дно базальтовой пещеры, и «Наутилус» уже не мог выбраться из своего подземелья. Там, где было достаточно глубоко для лёгкой лодки, не мог пройти «Наутилус», ибо его осадка была довольно велика.

Итак, капитан Немо остался. Он стал наблюдать за своими соседями, выброшенными на необитаемый остров и лишёнными самого необходимого. Но сам он не хотел показываться им на глаза. Мало-помалу, видя, какие это благородные, энергичные люди, какой братской дружбой они связаны меж собой, он заинтересовался их борьбой с природой. Волей-неволей он проник во все тайны их жизни. В водолазном костюме ему нетрудно было пробираться на дно провала, существовавшего внутри Гранитного дворца; поднявшись по выступам на стенках этого колодца до верхнего его отверстия, он слышал, как колонисты рассказывали о своём прошлом, говорили о теперешнем своём положении и своих планах на будущее. От них он узнал о кровопролитной борьбе, в которой одна часть Америки поднялась против другой во имя уничтожения рабства негров. Да, эти люди, случайно попавшие на остров, были достойны всяческого уважения и могли бы примирить капитана Немо с человечеством, ибо являлись благороднейшими его представителями.

Капитан Немо спас Сайреса Смита. Он же привёл его собаку в Трущобы, он спас Топа от дюгоня в глубине озера; он подбросил на мыс Находки ящик, в котором было столько вещей, полезных для колонистов; он отвязал лодку, и она поплыла вниз по реке Благодарения; во время нашествия обезьян он сбросил вниз верёвочную лестницу, укреплённую у двери Гранитного дворца; пустив по морю запечатанную бутылку с запиской, он сообщил, что Айртон находится на острове Табор; он взорвал разбойничий бриг при помощи подводной мины, поставленной на дне пролива; он спас Герберта от смерти, принеся для него сернокислый хинин, и, наконец, он же сразил бандитов электрическими пулями - своим изобретением, которым он пользовался на подводной охоте. Вот чем объяснялось столько происшествий, которые могли показаться сверхъестественными; все они свидетельствовали о великодушии и могуществе капитана Немо.

У этого человеконенавистника была потребность творить добро. Ему хотелось ещё раз помочь людям, для которых он столько сделал, дать им несколько полезных советов, к тому же он чувствовал приближение смерти; в этот грозный час, дав волю своему сердцу, он, как мы знаем, призвал к себе колонистов, воспользовавшись проводом, который соединял кораль с «Наутилусом», где тоже был установлен телеграфный аппарат. Быть может, он не позвал бы их, если б знал, что его история отчасти известна Сайресу Смиту и что тот назовёт его именем Немо.

Капитан Немо закончил повесть своей жизни. Тогда взял слово Сайрес Смит; он напомнил все случаи, когда вмешательство великодушного незнакомца оказалось благотворным для колонии, и поблагодарил его от своего имени и от имени своих сотоварищей за всё, что он сделал для них.

Но капитан Немо не требовал признательности за свои услуги. Одна последняя мысль волновала его, и, пожимая руку, протянутую ему инженером, он сказал:

А теперь, сударь, когда вы знаете мою жизнь, судите меня.

Говоря это, капитан, очевидно, намекал на тот злополучный случай, свидетелями которого были три иностранца, попавшие на борт «Наутилуса», - об этом происшествии француз-профессор, несомненно, рассказал в своей книге, и оно должно было получить печальную известность.

В самом деле, за несколько дней до бегства профессора и двух его спутников «Наутилус», находившийся в северных широтах Атлантического океана, ринулся на преследовавший его фрегат, протаранил его своим корпусом и потопил без всякой жалости.

Сайрес Смит понял намёк и ничего не ответил.

Ведь это был английский фрегат! - воскликнул капитан Немо, в котором ожил на мгновение принц Даккар. - Английский фрегат! Вы слышите? Он напал на меня. Запер меня в узкой, мелкой бухте… Мне нужно было вырваться… и я вырвался! - Затем он промолвил более спокойно: - И право и справедливость были на моей стороне. Всюду, где мог, я делал людям добро. Иной раз приходилось делать и зло. Не всегда прощение является актом справедливости!

И после краткой паузы капитан Немо повторил:

Что вы думаете обо мне, господа?

Сайрес Смит протянул капитану руку и серьёзным тоном ответил:

Капитан Немо, ваша вина в том, что вы хотели возродить прошлое и боролись против необходимости, против прогресса. Подобные заблуждения у одних вызывают восторг, других возмущают; разумом человеческим их можно понять, а судья им - один лишь бог. Вы шли неверным путём, но из добрых побуждений, и, борясь против такого человека, к нему не теряют уважения. Ваши ошибки принадлежат к числу тех, которые не порочат честного имени, и вам нечего бояться суда истории. Она любит героические безумства, хотя и выносит строгий приговор их последствиям.

Капитан Немо тяжело вздохнул и, подняв руку к небу, тихо сказал:

Прав я был или не прав?

Сайрес Смит повторил:

О великих деяниях пусть судит бог, ведь всё от него исходит! Капитан Немо, честные люди, стоящие здесь, люди, которым вы столько помогли, всегда будут оплакивать вас.

Герберт подошёл к капитану Немо и, опустившись на колени, взял его руку и поцеловал.

Слёзы покатились из глаз умирающего.

Дитя моё, - прошептал он, - благословляю тебя!..


Речь идёт о восстании греков, которым капитан Немо действительно помогал таким образом. (Примеч. автора.)

Капитан Немо в книгах

Немо - первоначально был задуман как польский революционер , но позже превратился в бунделкхандского принца Даккара, возглавлявшего в 50-х годах XIX века восстание индийских сипаев против британских захватчиков, поработивших его родную страну. Восстание окончилось поражением сипаев, Индия снова оказалась под владычеством Британии, и за голову наследного принца и предводителя мятежников была назначена огромная цена. По некоторым сведениям, жену и двоих детей Даккара взяли в заложники и убили в плену, сам он был вынужден скрываться. Благодаря блестящему разностороннему образованию, полученному Даккаром в Европе, и многочисленным талантам он смог построить первый в мире действующий подводный корабль вместе с горсткой верных ему людей на отдаленном островке Тихого океана , откуда и начал свое плавание.

С тех пор первый человек, шагнувший в глубины океана, потерял, по собственному выражению, и веру, и Родину, и имя - и стал называться капитаном Никто (Немо). Он утверждал, что навсегда умер для земли и всех людей, объявив таким образом протест всему миру. Принципиально не употребляя ни для каких нужд своей жизни веществ наземного происхождения и стараясь не выходить на сушу, Немо не смог обрести душевный покой в океанских просторах. Влюблённый в море, Немо считал, что только там человек может спастись от несправедливостей общества и жить истинно свободной жизнью.

Немо описывается как волевой человек, жёсткий и порой даже жестокий (на глазах попавших на «Наутилус » профессора Аронакса и его спутников Немо топит английский - в первоначальном замысле русский - военный фрегат), но также ему свойственны и широта души, и небезразличие к судьбам мира: декларируя свою отстраненную позицию, Немо все-таки помогает борцам за свободу на Крите, спасает ныряльщика за жемчугом, рискуя жизнью.

Немо - человек-тайна. В нём уживается гордость, решительность, железная воля, отстраненность - и милосердие, способность бурно выражать чувства, живой интерес ко всему.

Спустя несколько лет после встречи с профессором Аронаксом капитан Немо остается один, все члены его команды умирают, и он вынужден найти себе пристанище в подземном озере вулканического острова к востоку от Австралии, где некоторое время помогает внезапно оказавшимся на острове путешественникам («Таинственный остров»). Им он раскрывает тайну своей жизни и вскоре умирает. Подводя итоги своей жизни, капитан Немо говорит:

Несмотря на сюжетную завершенность романов Жюля Верна, сложная личность и судьба капитана Немо не могут быть описаны до конца, поэтому его образ часто используется многими до сих пор.

Капитан Немо является талантливым инженером, конструктором, исследователем океана, но также он разбирается в искусстве. На его «Наутилусе» собраны настоящие шедевры литературы, поэзии, подлинные картины и скульптуры великих мастеров. Немо читает на многих языках мира, в совершенстве знает, по меньшей мере, французский, английский, немецкий и латынь. Является ценителем музыки, имеет на борту «Наутилуса» фисгармонию и партитуры великих композиторов, исполняет их и музицирует сам.

Хронология романов и возраст капитана

Образ Капитана Немо, точнее его загадочно быстрое старение, наглядно подчёркивает хронологическую путаницу в трилогии Жюля Верна. Так действие романа «20 000 лье под водой» заканчивается в 1868 году, когда Капитан - мужчина в расцвете сил и здоровья, никак не старше 50 лет, а по меркам того времени - и того меньше. Но в романе «Таинственный остров » уже в канун 1869 года Немо предстаёт древним умирающим стариком, ему уже почти 70 лет.

В главах 15 −17 третьей части романа «Таинственный остров» Жюль Верн косвенно даёт точную дату смерти капитана - 16 октября 1868 года , а в главе 16-й излагает историю принца Даккара, указывая, что тот вернулся в Индию в 1849 году в возрасте 30 лет. Отсюда вытекает дата рождения капитана - около 1819 года, и, следовательно на момент смерти в 1868 году капитану Немо должно было быть около 49 лет. Но согласно изложенным в этой же главе фактам капитан намного старше этого возраста и должен быть по крайней мере «ровесником века», или даже родившимся на исходе XVIII века. Пожалуй, единственной попыткой самого Верна ослабить противоречия была фраза, вложенная им в уста профессора Аронакса в момент его первой встречи с капитаном:

Сопоставление хронологии романов «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров» также приводит к противоречиям. Если в той же главе 16-й романа «Таинственный остров» утверждается, что принц Даккар принимал активное участие в восстании сипаев, начавшемся в 1857 году , то в главе первой части первой романа «20 000 лье под водой» 1857 год называется как вероятная первая встреча корабля «Кастиллан» с «Наутилусом». При этом в главе 11-й утверждается, что «Наутилус» был построен не ранее 1865 года. Первая твёрдо подтверждённая Жюлем Верном встреча «Наутилуса» с пароходом «Моравия» датирована 5 марта 1867 года , в романе «Таинственный остров» чётко определены хронологические рамки нахождения Пьера Аронакса и его спутников на борту подводного судна - с 6 ноября 1866 года по 22 июня 1867 года . Однако и они не совпадают с датами путешествия Аронакса в романе «20 000 лье под водой», где указывается период между 6 ноября 1867 года и 17 - 22 июня 1868 года. В любом случае капитан Немо в этот период не мог помогать жителям острова, так как находился далеко от этих мест. Более того, он не мог спасти Сайруса Смита 24 марта 1865 года , так как только что построенный «Наутилус» ещё не стал узником островной пещеры, а только начинал свой путь по морям и океанам.

Неясно, каким образом повествование Аронакса стало известно островитянам, ведь бежавший от капитана Немо профессор должен был за срок от четырёх до 16 месяцев не только вернуться в Париж, но и написать и опубликовать книгу, которая затем должна была поступить в продажу и распространиться по миру. И единственным средством доставки книги Сайрусу Смиту и его товарищам был захваченный пиратами корабль, приблизившийся к острову 17 октября 1867 года , когда по одной версии Аронакс ещё не попал на «Наутилус», а по второй находился на свободе чуть больше трёх месяцев. Тем не менее в ночь с 15 на 16 октября 1868 года попав в островную пещеру Сайрус Смит и Гедеон Спиллет независимо друг от друга тут же узнают «Наутилус» и Смит шепчет имя капитана, которое, «очевидно, было знакомо журналисту, ибо произвело на него глубокое впечатление».

За этот же срок - три месяца и 24 дня при достоверности даты 22 июня 1868 года, указанной в романе «20 000 лье под водой», капитан Немо должен был потерять весь свой экипаж и состариться на острове Линкольна. При этом сам капитан Немо утверждает в своей предсмертной беседе, что уже тридцать лет (то есть с 1838 года) живёт в морских глубинах и не имеет связи с внешним миром, а на острове находится уже шесть лет (то есть с 1862 года). В той же беседе, противореча самому себе, капитан убеждает островитян, что профессор Аронакс попал к нему на корабль 16 лет назад, то есть в 1852 году (а не в 1866 году, как Немо сам им затем сообщил), за пять лет до восстания сипаев, которое побудило его порвать с миром людей. Было бы разумно, если бы этот срок отсылал бы читателя к 1882 году , как к году смерти капитана, что снимало бы некоторые временны́е парадоксы капитана Немо, но в этом случае Сайрус Смит и его спутники провели бы на острове Линкольна 17 лет и превратились бы в людей преклонного возраста, а подростку Герберту было бы уже около тридцати лет.

Образ Немо в фильмах

Трактовка образа капитана Немо в кино варьируется очень широко.

В части кинолент образ Капитана практически аналогичен литературному - это сильный, волевой, жестокий к своим врагам, но не лишённый сострадания к людям человек, настоящий, увлечённый своим делом учёный, исследователь морских глубин. Его нельзя однозначно определить как безусловно положительного или отрицательного героя.

В советском фильме «Капитан Немо» Немо показан с явной симпатией и сочувствием, его личная судьба и борьба с английскими колонизаторами, прекрасно вписывающаяся в советскую трактовку национально-освободительной борьбы и оценку её героев, оправдывают в глазах зрителей и суровый характер капитана, и то зло, которое он вынужден приносить людям. В соответствии с этой трактовкой фильм дополнен эпизодами «внекорабельной» жизни капитана, передачей жене Аронакса сообщений о том, что профессор жив, существенно подправлена и концовка истории: капитан в курсе планов побега и до конца отслеживает действия Аронакса, Ленда и Конселя, но сознательно допускает их бегство, то есть, фактически, добровольно отпускает пленников на свободу. Более того, через брошенный на берегу металлический ящик он передаёт бежавшим письмо и их вещи. В фильме явно не показано, что капитан помог беглецам спастись, когда их лодку разломило в водовороте, но такой вывод напрашивается из обстоятельств спасения.

Однако в части фильмов Немо показан как преступник, эгоист, стремящийся к власти, или даже как сумасшедший.

Экранизации

  • Двадцать тысяч лье под водой - США ,
  • Двадцать тысяч лье под водой (фильм, 1954) - США, 1954.
  • Похищенный дирижабль - Чехословакия ,
  • Капитан Немо и подводный город - Великобритания ,
  • Таинственный остров - Испания -Италия -Франция ,
  • Таинственный остров - Канада-Новая Зеландия,
  • Таинственный остров - США,

В произведениях других авторов

Существует серия романов «Дети капитана Немо» В. Хольдбайна, рассказывающая о сыне капитана Немо, Майке.

В музыке

  • Песня «Капитан Немо» композитора Я. Дубравина, слова Суслова В.
  • Упоминается в песне Nemo финской симфо -пауэр-метал группы Nightwish .
  • «Капитан Немо» - песня петербургской группы Химера .
  • «Капитан Немо» - песня американской певицы Сары Брайтман (Sarah Brightman).
  • «Капитан Нэмо» - песня русского ВИА «Бомбейские Шпингалеты», написанная на стихи Николая Столицына.
  • Ace of Base .
  • «Капитан Немо» - песня группы Dschinghis Khan (альбом «Helden, Schurken Und Der Dudelmoser» ).
  • Упоминается в песне группы "Зимовье Зверей" "Миф одиночества".

Ссылки

  • Сергей МАКЕЕВ В поисках капитана Немо// Совершенно секретно.
  • Как Жюль Верн создал образ капитана Немо// Новости Екатеринбурга. 25 March 2005.

Категории:

  • Персонажи Жюля Верна
  • Персонажи фантастических произведений
  • Вымышленные мужчины
  • Вымышленные индийцы
  • Вымышленные принцы
  • Вымышленные моряки
  • Вымышленные капитаны
  • Вымышленные учёные
  • Вымышленные изобретатели
  • Вымышленные путешественники
  • Лига выдающихся джентльменов
  • Персонажи Клуба знаменитых капитанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Капитан Немо" в других словарях:

    - «КАПИТАН НЕМО», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1975, цв., 223 мин. Фантастика, приключенческий телесериал. По мотивам романов Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Паровой дом». 1 я серия «Железный кит»;2 «Принц Даккар»;3 «Наутилус продолжает борьбу».… … Энциклопедия кино


Название статьи, возможно, вызовет удивление: кто же не знает, где родина таинственного капитана? Со школьной скамьи известно, что капитан Немо индус, что он сражался за свободу Индии, потерпел поражение и скрылся в глубинах океана на подводной лодке. Поначалу Жюль Верн из каких-то соображений тщательно скрывал прошлое своего трагического персонажа, но, в конце концов, уступил многочисленным просьбам воскресить любимого героя и раскрыть его загадку. Вот так и появился в «Таинственном острове» индийский принц Даккар, организатор и руководитель восстания сипаев против захватчиков-англичан.

Остались, конечно, многочисленные неувязки при сопоставлении событий, описанных в двух романах, но право автора распоряжаться временем и пространством своих героев священно и неприкосновенно, и на неувязки эти никто никогда не обращал особого внимания.

Но действительно ли все эти неувязки всего лишь досадные просчеты писателя, не обязанного в своих фантастических произведениях придерживаться строгой буквы исторических фактов, или за ними кроется что-то другое? Таинственный персонаж «Таинственного острова» безусловно индус, принц Даккар, но следует ли из этого, что капитан Немо «Двадцати тысяч лье под водой» предводитель восстания сипаев 1857-1859 годов? «Наутилус» ведь спущен на воду в 1865 году, а замечен в 1866. Что стоило Жюлю Верну сдвинуть эти даты поближе к датам восстания сипаев и избежать безнадежных хронологических провалов: действие на Острове Линкольна начинается в 1865 году, а изгнанник уже тридцать лет в океане! В 1866 году капитан Немо на своем «Наутилусе» красавец мужчина во цвете лет, а в 1868 году индийский принц на Острове Линкольна немощный старец!.. Создается впечатление, что все эти и многие другие натяжки вынуждены, и что капитан Немо из романа о подводном путешествии ничего общего с Индией не имел.

Наиболее очевидное (на первый взгляд) объяснение таково: работая над романом о подводном путешествии, Жюль Верн создал образ обобщенный, не несущий в себе определенных национальных черт, как бы литературный символ Борца за свободу против Мирового Зла. Ведь национальная принадлежность потопленных им кораблей скрывается не менее тщательно. Но создание абстрактного символа едва ли придает силы и страстности перу писателя, между тем личность капитана Немо обрисована так живо, с таким сочувствием к изгнаннику, с таким горячим возмущением к его гонителям, что закрадывается сомнение: действительно ли перед нами некий обобщенный образ? Нет ли у него какого-нибудь конкретного исторического прототипа? Не даром поклонники романиста не желали смириться с тайной и требовали раскрыть ее: чувствовали, что за безымянным Немо скрывается нечто, имеющее определенные координаты. Попробуем определить эти координаты.

Докажем сначала, что капитан Немо рафинированный европеец, человек сугубо европейской культуры. Сделать это очень нетрудно. Вспомним обстановку его салона-музея: картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тициана, современных живописцев. Там же копии античных скульптур, а «между картинами висели щиты с оружием и стояли статуи в полном рыцарском снаряжении». Рыцарские доспехи очень уж не вяжутся с Индией, им место в каком-нибудь родовом замке Европы. Не вяжется и орга`н, классический атрибут храма католического, но никак не индуистского. А музыкальные партитуры? Вебер, Россини, Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вагнер, и хоть какая-нибудь, хоть крохотная попевка Востока!.. Капитан Немо курит сигары, но принцу Даккару более подошел бы кальян.

Откроем 18-ю главу 1-й части и прочитаем описание команды, как ее видит профессор Аронакс: «Я узнал среди них нескольких ирландцев, французов, славян, одного грека, одного уроженца острова Крит». А в главе 24-й 1-й части читаем: «В каюте лежал человек лет сорока, с мужественным лицом настоящего англосакса». Англосакс на службе у злейшего врага Англии – это уж слишком. Но пусть так, но ведь даже намека нет, что в команде имеется хоть один индус! Между тем в «Таинственном острове» о принце Даккаре говорится: «…собрал вокруг себя самых преданных ему соратников и … исчез вместе с ними». Так-так: в ближайших соратниках индийского принца ирландцы, французы, славяне, греки, англосаксы и… ни одного сипая! Там же о принце Даккаре: «Он ненавидел ту единственную страну, на землю которой ни за что не хотел ступить…» А капитан Немо заявляет Аронаксу: «…я учился в Лондоне, Париже, Нью-Йорке». Это глава 13-я 1-й части. Но еще более удручающ тот факт, что капитан Немо, сооружая «Наутилус», заказал «гребной вал – у Пена и Ко в Лондоне, винт – у Скотта в Глазго…» Вообразите себе принца Даккара, не желающего и ногой ступить на землю поработившей его родину страны, и тут же заказывающего в ее столице гребной вал для «Наутилуса»!

Характерно поведение капитана Немо у берегов Цейлона. Нет и намека на его волнение от близости родины, да и приплыл-то он сюда только для того, чтобы посмотреть на жемчужину величиной с кокосовый орех. О спасенном от акулы ловце жемчуга он говорит: «Это был индус, житель угнетенной страны. До последнего вздоха я буду на стороне всех угнетенных…» Но сокровищами, поднятыми со дна моря, он оделяет не предполагаемых соотечественников, а жителей Крита, воюющих с турками, а бедного ловца одаривает всего лишь кошельком с жемчугом. Как бы не болело сердце за всех угнетенных, за угнетенного соотечественника оно будет болеть сильнее, а в 1-й главе 2-й части капитан Немо ведет совершенно нейтральный разговор и об Англии, и об Индии.

Совершенно ясно, что капитан «Наутилуса» не имеет ни малейшего отношения к организатору восстания сипаев в Индии, что капитан Немо европеец, что Жюль Верн буквально силой втащил его в одеяние принца Даккара. Так где же родина капитана Немо? Или у него все же нет родины и образ этот чисто символический?

У капитана Немо есть родина. Истерзанная, порабощенная, залитая кровью. Капитан Немо боролся против вполне определенного захватчика, те, кто убили его жену и детей и вынудили его бежать в морские пучины, имели вполне определенную национальность. Родина капитана Немо – Польша, капитан Немо был душой восстания поляков против царской России, капитан Немо поляк, а не индус.

Тогда вполне объясним интернациональный состав его экипажа и, в особенности, присутствие славян – наверняка поляков и украинцев (вспомним характерные усы помощника капитана Немо). Жюль Верн не зря вложил в уста профессора Аронакса такое вот рассуждение: «Может быть, он был вождем угнетенного народа, участвовал в каких-нибудь политических или социальных движениях последнего времени?» (Подчеркнуто автором статьи). Приводим даты, поразительно соответствующие нашему предположению: в начале 1863 года началось польское восстание и через полтора года, в середине 1864, было жестоко подавлено царскими войсками, в 1865 году «Наутилус» спущен на воду и в 1866 впервые замечен в океане. В главе 8-й 2-й части перечисляются портреты исторических деятелей Европы и Северной Америки, висящие в каюте капитана, перечисление начинается с портрета борца за свободу Польши Костюшко. Случайность ли это?

Возмущение кровавым подавлением восстания не могло не коснуться французской интеллигенции, в поддержку восстания выступил Герцен, его поддержал даже Комитет русских офицеров в Польше. Наверняка Жюлю Верну приходилось сталкиваться с польскими эмигрантами или слышать леденящие душу подробности подавления восстания и он не мог не откликнуться. Вспомним, что идею написать роман о подводном путешествии подала Жюлю Верну Жорж Санд, бывшая подруга великого польского композитора и пианиста Фредерика Шопена. Шопен тяжело переживал подавление Польского восстания 1830-1831 годов и восстания в Кракове 1846 года. Не благодаря ли Шопену видим мы на «Наутилусе» пианино-орга`н и слышим музицирование его капитана?

Но возникает естественный вопрос: зачем такая конспирация при создании романа и прямая дезинформация через несколько лет, когда Жюль Верн написал «Таинственный остров»? Это еще одно доказательство, что капитан Немо не индус, потому что у француза Жюля Верна не могло быть ни малейших причин щадить чувства англичан, которых он весьма успешно отделывал и в «Детях капитана Гранта», и в «Гекторе Сервадаке», и в «Таинственном острове», наконец. А вот с Россией дело обстояло совершенно по иному. В 1864 году в России выходит «Пять недель на воздушном шаре». В 1865 году выходит в русском переводе «Путешествие к центру Земли». В 1866 году выходит в Петербурге роман «С Земли на Луну», начинает печататься роман «Дети капитана Гранта», Жюль Верн предоставляет Марко Вовчок право авторизованного перевода своих романов на русский язык. Этцель заключает договор с петербургским книгопродавцем С. Звонаревым на издание романов Жюля Верна в переводах Марко Вовчок (собрание сочинений в 12 томах 1957 года, том 12, стр. 699).

Теперь представим судьбу изданий Жюля Верна в России, нанеси он жестокую пощечину самодержавию своим романом, где польский патриот отправляет на дно морское российские военные корабли и восклицает при этом: «А, ты знаешь, кто я такой, корабль проклятого народа! … Мне не нужно видеть твоего флага, чтобы узнать тебя!» (глава 21-я 2-й части). Потому-то Жюль Верн так тщательно скрыл национальности и бесстрашного капитана и его смертельного врага, а впоследствии сознательно дезинформировал читателей, свалив все беды капитана Немо на извечного козла отпущения, на Англию, и сделав его принцем Даккаром, предводителем восстания сипаев. Жюль Верн не мог рисковать своим успехом у русского читателя.

Итак: простейшее сопоставление приведенных выше фактов и дат однозначно говорит – когда Жюль Верн писал свой замечательный роман «Двадцать тысяч лье под водой», его сердце волновали события совсем недавнего прошлого – Польского восстания 1863-1864 годов, а судить писателя за то, что в конечном счете он сделал уступку не сердцу, а рассудку, никто не вправе. Лучше скажем ему спасибо за все его чудесные романы и особенно за книгу о трагическом изгнаннике: бесстрашном капитане Немо.

Рецензии

Я много раз натыкался на истинную причину восстания сипаев.
Англичане ввели запрет на сжигание жён с умершими мужьями.
И это послужило причиной восстания,которым восхищались многие романтики от революции.
А исторические ошибки простим великому фантазёру.
Он так украсил наше детство.
Доброго здоровья,Николай!

Жюль Верн вначале задумал капитана Немо как польского революционера, но позже своего героя писатель превратил в бунделькхандского принца Даккара, возглавлявшего в 50-х годах XIX в. восстание индийских сипаев против британских захватчиков, поработивших его родную страну.
У постели умирающего капитана Немо. Гравюра XIX в.

Сипаи проиграли борьбу, и Индия снова оказалась под владычеством Британии, и за голову наследного принца и предводителя мятежников была назначена огромная цена. По некоторым сведениям, жену и двоих детей Даккара взяли в заложники и убили в плену, сам он был вынужден скрываться. Благодаря блестящему разностороннему образованию, полученному Даккаром в Европе, и многочисленным талантам он смог построить первый в мире действующий подводный корабль вместе с горсткой верных ему людей на отдаленном островке Тихого океана, откуда и начал свое плавание.
Так человек, шагнувший в глубины океана, потерял, по собственному его выражению, и веру, и Родину, и имя – и стал называться капитаном Никто (Немо). Он утверждал, что навсегда умер для земли и всех людей, объявив таким образом протест всему миру. Принципиально не употребляя ни для каких нужд своей жизни веществ наземного происхождения и стараясь не выходить на сушу, Немо не смог обрести душевный покой в океанских просторах.
Перед нами предстает волевой человек, жёсткий и порой даже жестокий, но также ему свойственны и широта души, и неравнодушие к судьбам мира: декламируя свою отстраненную позицию, Немо все-таки помогает борцам за свободу на Крите, спасает ныряльщика за жемчугом, рискуя жизнью. Немо – человек-тайна. В нем уживаются гордость, решительность, железная воля, отстраненность и милосердие, способность бурно выражать чувстваи холодный рассудок. Прошло немало лет. Однажды в печати промелькнуло сообщение о том, что в Индии, в лесах Бунделькханда, пойман наконец еще один из руководителей индийских бунтовщиков. «Неужели это Нанасахиб?» – думал Жюль Верн. Невольно в памяти вновь возникали картины расправ и бесчинств, творимых сначала сипаями, а затем и англичанами. И снова вспоминался неумолимый мститель, предводитель сипаев, известный уже нам Нана-сахиб.
В то время писатель работал над романом «Двадцать тысяч лье под водой».
Однако в этом романе не было разгадки тайны капитана Немо. Впрочем, могло случиться и так, что профессор Аронакс, столь упорно стремившийся разгадать тайну капитана Немо, а вместе с ним и читатели вообще никогда не узнали бы, кто скрывался под этим именем, что за человек, откуда родом, какова его история.
Что касается читателей, как и профессор Аронакс, заинтригованных загадкой, то их явно не устраивали скудные сведения о капитане «Наутилуса». Письма, которые позже начал получать автор, содержали просьбу рассказать подробнее о командире сказочного корабля.
И Жюль Верн раскрывает тайну капитана Немо на страницах новой книги – «Таинственный остров». В ней он расскажет о жизни и труде горстки колонистов, заброшенных случайной судьбой на необитаемый остров в южной части Тихого океана.
Им приходится отстаивать свою колонию с оружием в руках – воевать с пиратами, пытающимися ее захватить. Горстка смельчаков отважно вступает в бой с многочисленным противником. Исход поединка, казалось, предрешен. И только вмешательство загадочного покровителя острова спасает колонистов…
Кто помогает обитателям таинственного острова? Кто их невидимый защитник? Им оказывается не кто иной, как капитан Немо, а непонятный предмет – это «Наутилус».
Несколько лет спустя Жюль Верн напишет роман «Паровой дом», где в главе «Восстание сипаев» продемонстрирует свою великолепную осведомленность о минувших событиях в Индии, о ее истории и географии. И не случайно главным героем романа писатель сделает Нана-сахиба.
В горах Бунделькханда он пытается создать очаг восстания. Отныне у него одна цель – мстить ненавистным ферингам. Его месть жестока. Но разве не были жестоки солдаты полковника Мунро – главного врага Нана в романе, когда привязывали к жерлам своих пушек пленных сипаев, когда английские войска безжалостно истребляли жителей Дели и других городов, когда от их рук погибло «сто двадцать тысяч офицеров и солдат и двести тысяч индусов только за то, что они принимали участие в восстании во имя национальной независимости!». Нана-сахибу не удается достичь своей цели, он попадает в плен и погибает. Видимо, и много лет спустя трагическая судьба Нана-сахиба продолжала волновать воображение Жюля Верна.