Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Икона преображение господне и молитва. Иконография преображения господня


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Синий, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа?
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью


Преображение Господне – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя Его ближайшими учениками во время их молитвы на горе Фавор. По-гречески, это слово означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Это одно из важнейших событий евангельской истории, о котором свидетельствуют сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

История иконы

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня. К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества. Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Где хранится икона

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства. К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти. Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел. Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост , поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом . В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.08.2017 06:20

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам – те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон – их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это – еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа – вместо них на стенах там были Его символы – Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго – особенно на Западе империи – Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru.wikipedia.org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же – традиционную во многом для раннего христианства – символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише – апсиде – и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим – слева и справа от круга – размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге – это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты – символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне – это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки – Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, – это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним – именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Хлудовская Псалтырь, миниатюра “Преображение”

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней – как бы парит в воздухе. По бокам от Него – тоже в воздухе – стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах – они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь – византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это – исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей – выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может – книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки – как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности – редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение – они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно – Фавор гора лесистая. Но деревья – это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение – это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл – они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы – как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея – целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей – умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира – мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно – ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно – Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит – и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область.

Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.

Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в.

Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение – Канада. Монреаль. Частная коллекция

Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции

Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в.

Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век

Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.

В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя.

Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим - слева и справа от круга - размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге - это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты - символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне - это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки - Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, - это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним - именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней - как бы парит в воздухе. По бокам от Него - тоже в воздухе - стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах - они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь - византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины IХ в. ГИМ, Москва

С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это - исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей - выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может - книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки - как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности - редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Ее мы и рассмотрим подробно.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение - они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно - Фавор гора лесистая. Но деревья - это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение - это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл - они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы - как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея - целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей - умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира - мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно - ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно - Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит - и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь Дафни, Греция. XI в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в.


Преображение Господне. Фреска. Мирожский монастырь. Россия. XII в.

Преображение Господне. Мозаика. Константинополь. XII в.


Преображение Господне. Миниатюра. Афон. XIII в.


Преображение Господне. Фреска. Бояны, Болгария. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Франция. XIII в.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. XIII в.

Преображение Господне. Миниатюра. Византия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Убиси, Грузия. XIV в.

Преображение Господне. Фреска. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве), Великий Новгород. XIV в.

Преображение Господне. Икона. Феофан Грек. XV в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона. Афон, XVI в.

Преображение Господне. Икона. Великий Новгород. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Псков. XVI в.

Преображение Господне. Греция. XVI в.

Преображение Господне. Икона. Россия. XVI в. Ярославский государственный музей

Преображение Господне. Икона. Россия. XVII в. Сольвычегодский музей


Преображение Господне. Мозаика. Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.


Александр Моисеенков

19 августа христианский мир отмечает один из двенадцати православных главных праздников - Преображение Господне, первое явление Иисуса Христа в образе Бога-Сына, икона этого события имеется в каждом православном храме.

Икона Преображения Господня - святой образ, запечатлевший историю события, имеющий свою символику, обладающий чудодейственной силой даровать преображающие изменения по молитвам верующих.

История появления святого образа

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

Икона Преображение Господне

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.
На заметку! Христиане, которых за одно упоминание Христа или Его изображение приговаривали к страшной казне, придумали свой шифр, где крест изображали в виде якоря, Иисуса — Агнцем, а принадлежность к христианскому учению - рыбой.

Первое изображение Преображения

Первой иконой Иисуса в Образе Бога известна мозаика шестого века, выложенная в базилике Равенны Сент-Аполлинере ин Классе.

На этом образе Иисус изображен крестом, это центральная фигура мозаики, на ней апостолы представлены ягнятами. За облачными сферами виднеются фигуры Ильи и Моисея, старозаветных пророков. Нижняя часть мозаики - райский сад, среди которого св. Аполлинарий среди овечьей отары. Св. Аполлинарий - первый Равенский епископ. На смену сплаву аллегорических и натуралистических образов пришли натуральные изображения.

Икона Преображения в Переславле

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

На заметку! Художник сумел передать Божественный свет, явленный Богом в преображенном Иисусе. Свет, исходящий от образа Христа, есть светлый путь, дорога христианской жизни, ведущей к Небесам.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой - сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест - символ спасения человечества. Павшие на землю ученики - пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

О чем молятся перед иконой

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Икона Преображение Господне