Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Краткое содержание рассказа доктор живаго. Роман Пастернака "Доктор Живаго": анализ произведения

Борис Пастернак, лауреат нобелевской премии по литературе, и его произведение Доктор Живаго не нуждается в представлении. Всем рекомендую ознакомиться с данным произведением, а кто уже знаком, вспомнить по нашему краткому содержанию.

Когда Юрин дядя Николай Николаевич переехал в Петербург, о 10-летнем сиротке стали заботиться другие родственники – Громеко, часто принимающие интересных гостей в своем доме, и где «профессорская» атмосфера помогла развивать таланты мальчика.

Дочь Анны Ивановны и Александра Александровича Антонина стала ему преданным товарищем, а одноклассник Миша Гордон, учащийся вместе с ним в гимназии, — другом, поэтому Юре не приходилось страдать от одиночества.

Однажды Александр Александрович отправился по срочному вызову, где Амалия Карловна Гишар пыталась покончить с собой. Юрик и Мишка запросил с ним, и он согласился.

Пока мальчишки стояли в прихожей, выслушивая жалобы неудавшейся самоубийцы об ее подозрениях, толкнувших ее на суицид и оказавшихся просто ее воображением, — из другой комнаты показался мужчина, который разбудил девушку.

На его взгляды девушка подмигивала, как сообщница, довольная, что их тайну никто не узнал и все обошлось. В таком общении чувствовалось что-то пугающее, а герои были похожи на кукольника и марионетку. Сердце Юры сжималось, видя такое порабощение. Мишка рассказал Юре, что он видел этого мужчину раньше. Когда-то они с отцом вместе с ним оказались в одном поезде, и в пути мужчина спаивал папу Юры, который после этого выбросился на рельсы.

Девушка оказалась дочкой мадам Гишар. Лара училась в гимназии. В 16 лет она выглядела 18-летней, и ей не нравилось быть ребенком. И это усилилось, когда она начала уступать ухаживаниям Комаровского, который был другом и советником в делах при ее маме. Он подчинил ее, став ее кошмаром.

Спустя годы, став студентом медучилища, Юрий Живаго снова встретил Лару при странных обстоятельствах.

Перед Рождеством Юра и Тоня Громеко отправились на елку к Свентицким, их путь лежал по Камергерскому переулку. Недавно сильно и долго болеющая Анна Ивановна взяла их руки, и, соединив их, сказала, что они должны быть вместе. Тоня хорошо понимала его и была очень близка. В эту минуту она поняла его настроение и не хотела мешать восхищаться светящимися окнами, в 1-м из которых была видна черная проталина с просвечивающим сквозь нее огнем свечи, направленным на улицу сознательным взглядом. В это время были рождены строки: «Свеча горела на столе…»

Он не знал, что Лара в это время за окном говорила Антипову Паше, который с детства обожал ее, что для ее спасения от гибели и доказательства любви, им нужно незамедлительно обвенчаться. Затем Лара пошла к Свентицкого, где Тоня с Юрой развлекались в зале, и Комаровский, изучающий карты. Примерно в 2 часа ночи все услышали выстрел. Лара хотела застрелить Комаровского, однако промахнулась, пулей был задет прокурор столичной судебной палаты. После того, как Лару проводили через зал, Юрик был шокирован, узнав ее. И снова тот седой, который был причастен к гибели его папы. После возвращения Тоня и Юрик узнали о смерти Анны Ивановны.

Комаровский оградил Лару от суда, но она заболела, и Пашу не пускали к ней. Ее посетил Кологривов, отдал «наградные». Более 3-х лет назад она была воспитательницей для его маленькой дочери, это помогло ей избавиться от Комаровского. Благополучное течение испортил ее брат Роля, проигравший общественные деньги. Он хотел застрелиться, если не получит помощи сестры. Лара заняла деньги у Кологривовых и отдала их брату, забрав у него револьвер. Она не могла возвратить долг. Скрывая от Паши, Лара высылала его папе в ссылке деньги и приплачивала за комнату в Камергерском. Ей стала противной жизнь. Комаровский на балу демонстрировал, что он занимается картами, не обращая внимания на Лару. Появившуюся в зале девушку он встретил улыбкой, значение которого было отлично знакомо Ларе.

Когда состояние Лары улучшилось, они сыграли с Пашей свадьбу и отправились на Урал, в Юрятин. После свадьбы они разговаривали до наступления утра. Его догадки переплетались с признаниями Лары, от чего его сердце опускалось… Лара устроилась преподавателем и чувствовала себя счастливой, хотя она следила и за домом, и за 3-летней Катей. Паша был преподавателем древней истории и латыни. Тоня с Юрой также поженились. Между тем началась война. Юрика отправили на фронт, не дав толком побыть с новорожденным сыном. Антипова также отправили в пекло боев.

С супругой складывались сложные отношения. Он не верил в ее любовь. И чтобы не обманывать всех подделкой под семью, он прошел курсы офицеров и отправился на фронт, где его взяли в плен во время боя. Лара попросилась в санитарный поезд сестрой и начала поиски супруга. Подпоручик Галиуллин, который знал в детских лет Пашу, говорил, что видел его гибель.

Живаго видел, как разваливается армия, безобразничают анархиствующие дезертиры, а после возвращения в столицу он стал свидетелем еще более страшной разрухи. Из-за увиденного и пережитого доктору пришлось пересматривать свое отношение к революции.

Семья, чтобы выжить, выдвигается на Урал, в Варыкино в принадлежавшее когда-то Крюгерам имение, находящееся вблизи от Юрятина. Им пришлось пробираться через заснеженные просторы, где бесчинствовали вооруженные бандиты, через края подавленных восстаний, с испугом твердивших имя Стрельникова, который притеснял белых под предводительством Галиуллина.

Оказавшись в Варыкино, они гостили сначала у Микулицына, бывшего управляющего Крюгеров, а затем в строении для прислуги. Начали облагораживать дом, садить картофель и капусту, иногда доктор занимался лечением пациентов. Внезапно прибывший сводный брат Евграф, энергичный, влиятельный, значительно упростил из положение. Видимо, Тоня ждала ребенка.

Юрий Александрович со временем смог отправиться в библиотеку в Юрятине, где встретился с Ларисой Федоровной Антиповой. Она поведала ему о себе, о том, что замужем за Стрельниковым – Павлом Антиповым, который вернулся из плена, но скрывается под чужой фамилией и не поддерживает с семьей отношений. Он ни разу не поинтересовался о здоровье супруги и дочери.

Юра спустя 2 месяца вновь приезжает в Варыкино. Он обожал Тоню, но его обман мучил его. В этот день он возвращался домой, желая признаться супруге во всем и прекратить встречи с Ларой.

Неожиданно на дороге ему встретились вооруженные люди, преградившие ему путь и объявившие об его мобилизации в отряд Микулицына. У доктора было много работы: в летнее время – дизентерия, в зимнее – сыпняк, и круглый год – раненые. Перед Ливерием Юрий не скрывал, что он не поддерживает идеи Октября, ведь они далеки от реализации, а за одни только толки заплатили кровью, поэтому он считал, что цель не оправдывает средства. К тому же сами люди сформировали идею переделать жизнь, не ощутив ее духа. После 2-х лет разлуки с семьей, плена, лишений и опасностей он сбегает.

Доктор приехал в Юрятин после освобождения белыми города и сдачи его красным. Он был немытым, слабым, диковатым. Лара и Катя отсутствовали. В тайнике для ключей он нашел записку. Лара с дочкой поехали в Варыкино в надежде найти его там. Усталость клонила ко сну и путала мысли. Он подкрепился, растопил печь и уснул. Очнулся он уже мытый, раздетый и лежащий в чистой кровати, он долго болел, Лара заботилась о нем и он быстро шел на поправку, хотя еще не мог вернуться в столицу. Живаго отправился на службу в губздрав, а Лара – в губоно. Но на них вновь повалились напасти. Под Стрельниковым стала подшатываться почва, в докторе начали видеть социально чуждое. В городишке бушевала чрезвычайка.

В этот момент Тоня присылает письмо: семья уехала в столицу, но их направили за границу. Беда в том, что она не чает в нем души, а он – не любит ее. Пускай жизнь идет по течению.

Вдруг приехал Комаровский. Его пригласило правительство Дальневосточной республики, и он хочет взять их с собой: им угрожает опасность. Юра отвергает данное предложение. Лариса поведала ему о том, что в ее жизни данный человек сыграл роковую роль, а он рассказал, что он виноват в суициде его отца. Они решили спрятаться в Варыкино. Уже давно жители покинули село, в ночное время был слышен волчий вой, но больше они опасались людей, ведь оружия у них не было. Помимо этого, Лара недавно сообщила о своей беременности.

Тут вновь приехал Комаровский, сообщив о том, что Стрельникова ждет расстрел и нужно спасти Катю. Доктор посоветовал Ларе отправляться с Комаровским.

Юра, пребывая в глубоком одиночестве начинал сходить с ума, он напивался и сочинял стихи, посвящая их Ларисе. Слезы по любимой превращались в собранные мысли о человечестве и истории, революции, как о потерянном идеале.

Однажды в вечернее время доктору послышались шаги, и он увидел входящего в двери человека. Он не признал Стрельникова. Видимо, Комаровский пошел на обман. Они разговаривали всю ночь и легли под утро. Когда доктор проснулся и вышел за водой, он находит Стрельникова застрелившимся.

Одичавший, худой и обросший Живаго прибыл в столицу в начале нэпа. Большее расстояние он шел пешком. Дальнейшие 8-9 лет он утратил свои навыки врача и писателя, но все же не бросал перо и писал тонкие книги, которые ценились любителями.

Его помощницей по хозяйству была дочка бывшего дворника Марина, работавшая на телеграфе на зарубежной линии связи. Спустя время она выла замуж за врача и родила двух дочек. Однако однажды летом Юрий внезапно исчезает. Марине он присылает письмо, в котором он пишет, что ему нужно побыть в одиночестве и не нужно его искать. Он не рассказал, что снова брат Евграф помогает ему, сняв комнату и дав денег, и подыскивает ему хорошую работу.

Но Юра умирает в августе от сердечного приступа. На удивление, на прощание с ним собралось много народу, в числе которых была Лара. Она забрела в эту комнату, где когда-то проживал ее 1-ый супруг Антипов. Спустя несколько дней после похорон она внезапно исчезает: уходит из дома и не возвращается. Возможно, она была взята под арест.

В 1943 г., на фронте Евграф, спрашивая бельевщицу Безочередову Таньку об ее подружке-разведчице Орлецовой Христине, заинтересовался и ее судьбой. Он сразу понял, что она – дочка Юры и Лары. Во время побега с Комаровским в Монголию, когда красные были близки к Приморью, Лариса оставила девочку сторожике Марфе, скончавшейся в сумасшедшем доме. Затем скитания, беспризорщина…

Евграф позаботился о Тане и передал также все стихи брата, в числе которых был «Зимняя ночь».

Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нём, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники - Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди, и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.

Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны (урожденной Крюгер) Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон - близким другом, так что он не страдал от одиночества.

Как-то во время домашнего концерта Александру Александровичу пришлось сопровождать одного из приглашенных музыкантов по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой.

Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей о том, что на такой шаг её толкали ужасные подозрения, по счастью оказавшиеся только плодом её расстроенного воображения, - из-за перегородки в соседнюю комнату вышел средних лет мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.

На взгляды мужчины она отвечала подмигиванием сообщницы, довольной, что всё обошлось и их тайна не раскрыта. В этом безмолвном общении было что-то пугающе волшебное, будто он был кукольником, а она марионеткой. У Юры сжалось сердце от созерцания этого порабощения. На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папа ехали вместе с ним в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.

Увиденная Юрой девушка оказалась дочерью мадам Гишар. Лариса была гимназисткой. В шестнадцать лет она выглядела восемнадцатилетней и несколько тяготилась положением ребёнка - такого же, как её подруги. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям Виктора Ипполитовича Комаровского, роль которого при её маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома. Он стал её кошмаром, он закабалил её.

Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.

Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на елку к Свенцицким по Камергерскому переулку. Недавно тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком. Вот и в эту минуту она уловила его настроение и не мешала любоваться заиндевелыми, светящимися изнутри окнами, в одном из которых Юрий заметил чёрную проталину, сквозь которую виден был огонь свечи, обращённый на улицу почти с сознательностью взгляда. В этот момент и родились строки ещё не оформившихся стихов: «Свеча горела на столе, свеча горела…»

Он и не подозревал, что за окном Лара Гишар говорила в этот момент Паше Антипову, не скрывавшему с детских лет своего обожания, что, если он любит её и хочет удержать от гибели, они должны немедленно обвенчаться. После этого Лара отправилась к Свенцицким, где Юра с Тоней веселились в зале, и где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи в доме вдруг раздался выстрел. Лара, стреляя в Комаровского, промахнулась, но пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда Лару провели через зал, Юра обомлел - та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! В довершение всего, вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.

Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда, но она слегла, и Пашу к ней пока не пускали. Приходил, однако, Кологривов, принёс «наградные». Больше трёх лет назад Лара, чтобы избавиться от Комаровского, стала воспитательницей его младшей дочери. Все складывалось благополучно, но тут проиграл общественные деньги её пустоватый братец Родя. Он собирался стреляться, если сестра не поможет ему. Деньгами выручили Кологривовы, и Лара передала их Роде, отобрав револьвер, из которого тот хотел застрелиться. Вернуть долг Кологривову никак не удавалось. Лара тайно от Паши посылала деньги его сосланному отцу и приплачивала хозяевам комнаты в Камергерском. Девушка считала своё положение у Кологривовых ложным, не видела выхода из него, кроме как попросить деньги у Комаровского. Жизнь опротивела ей. На балу у Свенцицких Виктор Ипполитович делал вид, что занят картами и не замечает Лару. К вошедшей же в зал девушке он обратился с улыбкой, значение которой Лара так хорошо понимала…

Когда Ларе стало лучше, они с Пашей поженились и уехали в Юрятин, на Урал. После свадьбы молодые проговорили до утра. Его догадки чередовались с Лариными признаниями, после которых у него падало сердце… На новом месте Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, хотя на ней был дом и трехлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней. Между тем грянула война. Юрий Андреевич оказался на фронте, не успев толком повидать родившегося сына. Иным образом попал в пекло боев Павел Павлович Антипов.

С женой отношения были непростые. Он сомневался в её любви к нему. Чтобы освободить всех от этой подделки под семейную жизнь, он закончил офицерские курсы и оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса Фёдоровна поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. Подпоручик Галиуллин, знавший Пашу с детства, утверждал, что видел, как он погиб.

Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров, а вернувшись в Москву, застал ещё более страшную разруху. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своем отношении к революции.

Чтобы выжить, семья двинулась на Урал, в бывшее имение Крюгеров Варыкино, неподалёку от города Юрятина. Путь пролегал через заснеженные пространства, на которых хозяйничали вооружённые банды, через области недавно усмирённых восстаний, с ужасом повторявших имя Стрельникова, теснившего белых под командованием полковника Галиуллина.

В Варыкине они остановились сначала у бывшего управляющего Крюгеров Микулицына, а п-

отом в пристройке для челяди. Сажали картошку и капусту, приводили в порядок дом, доктор иногда принимал больных. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение. Антонина Александровна, похоже, ожидала ребенка.

С течением времени Юрий Андреевич получил возможность бывать в Юрятине в библиотеке, где увидел Ларису Федоровну Антипову. Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников - это её муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьей. Когда он брал Юрятин, забрасывал город снарядами и ни разу не осведомился, живы ли жена и дочь.

Через два месяца Юрий Андреевич в очередной раз возвращался из города в Варыкино, Он обманывал Тоню, продолжая любить её, и мучился этим. В тот день он ехал домой с намерением признаться жене во всем и больше не встречаться с Ларой.

Вдруг трое вооружённых людей преградили ему дорогу и объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Ливерия Микулицына. Работы у доктора было по горло: зимой - сыпняк, летом - дизентерия и во все времена года - раненые. Перед Ливерием Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, что они ещё так далеки от осуществления, а за одни лишь толки об этом заплачено морями крови, так что цель не оправдывает средства. Да и сама идея переделки жизни рождена людьми, не почувствовавшими её духа. Два года неволи, разлуки с семьей, лишений и опасности завершились все же побегом.

В Юрятине доктор появился в момент, когда из города ушли белые, сдав его красным. Выглядел он одичалым, немытым, голодным и ослабевшим. Ларисы Федоровны и Катеньки дома не было. В тайнике для ключей он обнаружил записку. Лариса с дочерью отправилась в Варыкино, надеясь застать его там. Мысли его путались, усталость клонила ко сну. Он растопил печь, немного поел и, не раздеваясь, крепко заснул. Очнувшись же, понял, что раздет, умыт и лежит в чистой постели, что долго болел, но быстро поправляется благодаря заботам Лары, хотя до полного выздоровления нечего и думать о возвращении в Москву. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федоровна - в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. В городе свирепствовала чрезвычайка.

В это время пришло письмо от Тони: семья была в Москве, но профессора Громеко, а с ним её и детей (теперь у них, кроме сына, есть дочь Маша) высылают за границу. Горе ещё в том, что она любит его, а он её - нет. Пусть строит жизнь по своему разумению.

Неожиданно объявился Комаровский. Он приглашен правительством Дальневосточной Республики и готов взять их с собой: им обоим грозит смертельная опасность. Юрий Андреевич сразу отверг это предложение. Лара уже давно поведала ему о той роковой роли, что сыграл в её жизни этот человек, а он рассказал ей, что Виктор Ипполитович был виновником самоубийства его отца. Решено было укрыться в Барыкине. Село было давно покинуто жителями, вокруг по ночам выли волки, но страшнее было бы появление людей, а они не взяли с собой оружие. Кроме того, недавно Лара сказала, что, кажется, беременна. Надо было думать уже не о себе. Тут как раз снова прибыл Комаровский. Он привез весть, что Стрельников приговорён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе. Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским.

В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич медленно сходил с ума. Он пил и писал стихи, посвященные Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщенные мысли об истории и человеке, о революции как утраченном и оплакиваемом идеале.

В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Юрий Андреевич не сразу узнал Стрельникова. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.

О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Улеглись под утро, но, проснувшись и выйдя за водой, доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.

В Москве Живаго появился уже в начале нэпа исхудавшим, обросшим и одичавшим. Большую часть пути он проделал пешком. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он терял врачебные навыки и утрачивал писательские, но все же брался за перо и писал тоненькие книжечки. Любители их ценили.

По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора и у них родились две дочери. Но в один из летних дней Юрий Андреевич вдруг исчез. Марина получила от него письмо, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве и чтобы его не искали. Он не сообщил, что вновь неизвестно откуда появившийся брат Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы.

Однако душным августовским днем Юрий Андреевич умер от сердечного приступа. Попрощаться с ним пришло в Камергерский неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса Фёдоровна. Она зашла в эту квартиру по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась. Видимо, её арестовали.

Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, расспрашивая бельевщицу Таньку Безочередову о её героической подруге разведчице Христине Орлецовой, поинтересовался и её, Таниной, судьбой. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом беспризорщина, скитания…

Между прочим, Евграф Андреевич не только позаботился о Татьяне, но и собрал все написанное братом. Среди стихов его было и стихотворение «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела…»

Пересказ - В. С. Кулагина-Ярцева

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Роман «Доктор Живаго» стал апофеозом гениального творчества Пастернака как прозаика. Он описывает шествие и трансформацию сознания русской интеллигенции сквозь драматические события сплошь пронизывающие первую половину 20-го века.

История создания

Роман создавался на протяжении десятилетия (с 1945 по 1955 год), судьба произведения была удивительно трудной - несмотря на мировое признание (вершиной его было получение Нобелевской премии), в Советском Союзе роман был разрешен к изданию лишь в 1988 году. Запрет романа объяснялся его антисоветским содержанием, в связи с этим на Пастернака началась травля со стороны властей. В 1956 году были предприняты попытки публикаций романа в советских литературных журналах, но они, естественно, не увенчались успехом. Заграничная публикация принесла поэту-прозаику славу и откликнулась в западном обществе небывалым резонансом. Первое русскоязычное издание увидело свет в Милане в 1959 году.

Анализ произведения

Описание произведения

(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым )

Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап - переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко. Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца - Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет. Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова. Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа - после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину. Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком. Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.

Главные герои

(Афиша к\ф "Доктор Живаго" )

Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» - свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго - интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем - в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами - доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа - его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.

Лара Гишар

(Лариса Федоровна Антипова) - яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.

Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.

Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев - Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.

В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».

Итоговый вывод

«Доктор Живаго» - роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа - взаимосвязь равновеликих начал - личности и истории. Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.

Юра Живаго в десять лет остается сиротой. Долгое время за-ботился о нем его дядя, Николай Николаевич Веденяпин, рас-стриженный по собственной просьбе священник. Но когда Веде-няпин переезжает в Санкт-Петербург, Юра остается один. Его берут в свой дом родственники — семья Громеко.

Громеко жили на Сивцевом Вражке. Это была интеллигент-ная, необычайно образованная профессорская семья, а потому в их дом были вхожи очень интересные люди. Здесь Юра смог развить свои таланты, начал писать стихи.

Юра делил свои детские секреты с Тоней, дочерью Александ-ра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Кроме того, его хорошим другом стал одноклассник Миша Гордон.

Однажды произошло событие, которое потрясло впечатлитель-ного Юрия. Александру Александровичу пришлось как-то сопро-вождать одного из приглашенных на концерт музыкантов в номер. Там Амалия Карловна Гишар пыталась свести счеты с жизнью. Александр Александрович уступил горячим просьбам Юры и Миши взять их с собой. Они стояли в коридоре, дальше их не пустили, но отчетливо слышали голос Амалии Карловны и смог-ли понять причину ее поступка. А причина эта была в ее подозре-ниях насчет истинных отношений ее дочери Лары и друга их се-мьи адвоката Комаровского.

В это время мальчики увидели человека средних лет, вышед-шего из-за перегородки. Он подошел к спящей в кресле девушке и разбудил ее. Они обменялись знаками. Было ясно, что этот че-ловек и девушка связаны какой-то тайной, и теперь были доволь-ны, что тайна эта известна по-прежнему только им одним.

Внезапно Миша узнает этого человека. Он рассказывает, что именно этот мужчина ехал в поезде в одном купе с Мишей, его отцом и отцом Юры. Этот человек как будто намеренно спаивал Юриного отца, который после разговоров с ним бросился под поезд.

Девушка Лара, дочь Амалии Карловны, была шестнадцати-летней гимназисткой. Она считала себя уже вполне взрослой, а потому ее подруги несколько раздражали ее. Она настолько свык-лась с ролью взрослой, что поддалась ласкам советника матери в делах Виктора Ипполитовича Комаровского.

Следующая встреча Юры и Лары состоялась, когда он стал студентом-медиком. Это была счастливая предрождественская пора. Юра и Тоня ехали на елку к Свентицким. Тоня очень хорошо понимала Юру и была настолько близка ему, что практически угадывала его настроение. Вот и теперь она поняла, что он очень тронут видом замерзших окон. Это был очень знаменательный момент. В одном из окон Юра увидел огонь свечи, похожий на вполне сознательный взгляд. Свеча смотрела на мир сквозь остав-шуюся щель не задернутых до конца штор. Именно в этот момент рождается самое знаменитое стихотворение Юрия Живаго «Све-ча горела на столе, свеча горела…». По странному стечению обсто-ятельств именно за этими шторами стояла Лара. Она разговарива-ла с Пашей Антиповым. С самого детства для Паши Лара была предметом обожания. И чем больше он взрослел, тем сильнее ста-новилось его чувство и тем меньше он его скрывал. Зная о привя-занности Паши, Лара говорила ему, что они должны немедленно обвенчаться. Только в этом случае он сможет удержать ее.

Чуть позже Лара появляется в доме Свентицких, где уже веселились Тоня и Юра. В самый разгар веселья, а это было око-ло двух часов ночи, в зале раздался выстрел. Ужас и паника охватили гостей. Лара стреляла в Комаровского. Он тоже был сре-ди гостей. Однако Лара промахнулась, попав в товарища прокуро-ра московской судебной палаты. Юра узнает девушку, узнает и того седоватого человека, по словам Миши, причастного к ги-бели его отца. Ужасные события дня не закончились у Свентиц-ких. Приехав домой, Юра и Тоня узнали о смерти Анны Иванов-ны Громеко. К этому времени она уже давно и тяжело болела. И именно Анна Ивановна соединила руки Юры и Тони, сказав, что они предназначены друг для друга.

Лара избежала суда. В этом ей помог все тот же Комаровский, опасавшийся огласки. Но пережитого нервного потрясения она не могла перенести и слегла в постель.

К ней приходил Кологривов, у которого Лара была воспита-тельницей младшей дочки. На этот шаг она пошла для того, чтобы уйти из дома и избавиться от Комаровского. В этой должности ей пришлось проработать более трех лет. И все как будто стало на-лаживаться. Но вот только непутевый брат Лары Родя принес беду. Он проиграл общественные деньги, а поскольку взять денег боль-ше было неоткуда, то он пришел просить их у сестры, угрожая застрелиться. Лара дала ему деньги, взяв их взаймы у Кологривовых. Но вот вернуть долг она не могла. Лара приплачивала хозяе-вам квартиры, которую снимал Паша Антипов, за жилье и за оду, чтобы он не так нуждался, и посылала деньги его сосланно-му отцу.

Наконец Лара решила уйти от Кологривовых и начать новую жизнь, а деньги на эту новую жизнь попросить у Комаровского. С этой целью она отправилась на бал к Свентицким и положила к себе в муфту заряженный револьвер, решив стрелять в Кома-ровского, если он ей откажет или унизит. На балу у Свентицких Виктор Ипполитович делал вид, что не замечает ее совершенно. И только улыбка скользнула по его лицу, когда он обратился к ней. А по этой улыбочке Лара все поняла…

Лара быстро поправлялась. Вскоре она и Паша уехали в город Юрятин, на Урал. Теперь они были муж и жена. После свадьбы Лара рассказала ему историю своих отношений с Комаровским, и Паша в течение этого разговора чувствовал не раз, что «у него падало сердце». Жизнь их тем не менее потихоньку наладилась. Лара и Паша преподавали в гимназии. Росла маленькая Катенька. И Лара чувствовала себя вполне счастливой.

Поженились и Тоня с Юрой. Юра закончил университет меди-ком, Тоня — Высшие женские курсы юристкой. Их друг Миша Гордон — филологом по философскому отделению.

И в это же время начинается Первая мировая война.

Юрий и Павел оказываются на фронте. Но с той лишь разни-цей, что Юрий Андреевич был отослан туда, не успев даже по-быть с новорожденным сыном, а вот Павел Павлович стремился на фронт. В своей семейной жизни он не чувствовал искренности и жил сомнениями в истинности любви Ларисы. Он проходит офи-церские курсы и оказывается на фронте, в гуще событий. Тут же попадает в плен.

Лариса, перестав получать письма от мужа, бросается на его поиски, для чего поступает медсестрой на санитарный поезд.

Перед Юрием Живаго раскрываются неприглядные стороны военных будней, наполненные бесчинствами разрушительной силы. Он наблюдает беспорядки, устраиваемые анархиствующи-ми дезертирами. Москва еще больше поражает его. Резко изменя-ется его отношение к революции. Он отказывается принимать ее. Чтобы оградить свою семью от военных ужасов, Живаго увозит их ближе к Уралу. Останавливаются они недалеко от города Юря-тина. Но и сюда доходят жуткие отголоски войны. То и дело при-ходят слухи о тех бесчинствах, которые устраивает банда Стрель-никова, самого лютого соперника и врага полковника Галиуллина.

Семья Живаго останавливается в селе Варыкине, где они встре-чают бывшего управляющего Крюгеров Микулицына. Имение Крюгеров принадлежало некогда матери Тони. Немного позже Живаго переселяются в пристройку для челяди.

Живаго проявили себя как очень трудолюбивые и неприхот-ливые люди. Они охотно ухаживали за домом, Юрий даже иногда принимал пациентов. Дела их пошли значительно лучше, когда совершенно неожиданно к ним явился Евграф, сводный брат Юрия. Он помог молодой семье. А сама Антонина Александровна снова ждала ребенка.

Следующий очень значительный этап в жизни Юрия Живаго — это встреча с Ларисой. Когда положение семьи упрочилось, Жи-ваго постарался получить доступ к библиотеке. Именно здесь они и встретились. Лариса рассказывает Юрию о себе. Она признает-ся, что наводящий ужас своей жестокостью Стрельников — это ее муж, Павел Антипов. Он вырвался из плена. Павел атаковал город Юрятин снарядами, захватывал его, но ни разу не удосу-жился узнать, что стало с его женой и дочерью.

Так прошло два месяца. Юрий обманывал Тоню с Ларисой, тяжело переживал это и собирался признаться жене, покончив с Ларой. Но вот только сделать этого ему так и не удалось.

Юрий Живаго против воли оказывается мобилизованным в от-ряд Ливерия Микулицына. Эта мобилизация произошла прямо на дороге, когда Живаго возвращался домой. «Работы у доктора было по горло: зимой — сыпняк, летом — дизентерия и во все време-на года — раненые». Юрий Живаго говорил о своем неприятии революции Микулицыну. Он прекрасно понимал, что достичь мира и согласия, прийти к коммунизму нельзя через насилие и кровь. Он понимал также, что идеи революции иллюзорны и призрач-ны, и многие просто не осознают, за что воюют. Кроме того, он видел, что люди, пришедшие к власти, далеки от народа, как и вся власть, что они и сами не до конца понимают идеи, кото-рые провозглашают. Два года пробыл Живаго в плену и, наконец, смог сбежать. Он возвращается в Юрятин. Город к этому времени истощен постоянными схватками, атаками, обагрен кровью. В мо-мент возвращения доктора в город входили красные. Ларисы с дочерью дома не оказалось. Он находит в тайнике ключи, а потом и записку: Лариса надеялась найти Юрия в Варыкино. Устав от долгого изнурительного пути, Живаго засыпает, а просыпается умытым и чистым. Как оказалось, он долго болел и выздоравли-вал теперь с помощью Лары. Оба они теперь работают, но только недоверие к ним растет. Это период жесткого идеологического контроля, недоверия ко всему, неустойчивости. Даже под Стрель-никовым начинает колебаться почва. Живаго чувствует и видит перемены. В это время он получает письмо от жены. Тоня с детьми в Москве, но ее и всех Громеко вот-вот должны выслать за грани-цу. Живаго с болью вспоминает, что так и не увидел своего второ-го ребенка — дочь Машу. Но еще большую боль и страдания ему приносит мысль о том, что он больше не любит Тоню, а вот ее письмо пропитано любовью к нему.

Неожиданно в городе появляется Комаровский. Он получил приглашение от правительства Дальневосточной Республики. Ко-маровский предлагает Ларе и Юрию бежать вместе с ним, но они отказываются. Живаго уже знает от Лары, какую роль в ее жизни сыграл этот человек. Да и Юрий рассказал Ларисе о том, что Виктор был причастен тем или иным образом к смерти его отца.

Лариса и Юрий решают уехать в Варыкино. Село опустело, ночные звуки, и особенно вой волков, наводили ужас. Но Лара и Юра боялись их меньше, чем людей.

Снова появляется Комаровский. Он приносит дурные вести: Стрельников приговорен к расстрелу, а потому Ларе и Катеньке нужно срочно уезжать. Юрий решает, что Лариса должна отпра-виться с Комаровским, чего бы ей это ни стоило, и спасать себя и дочь. Лара уезжает, а Живаго остается один.

Зимние темные вечера наводят на него тоску. Постоянное оди-ночество, мрачный вид опустелого села, леденящие душу звуки леса, постоянный страх перед появлением людей — все это при-вело к тому, что Живаго потихоньку, медленно сходил с ума. Он начал пить. Юрий занимает себя размышлениями о революции, о ее оказавшихся столь далекими и призрачными идеалах, о че-ловеке в этом вихре событий. Живаго начинает здесь же писать стихи. Он часто вспоминает о любимой, тяготится разлукой с нею.

Одиночество Живаго однажды было нарушено звуком при-ближающихся шагов. Со страхом ждал он появления человека. И не сразу узнал в появившемся человеке Стрельникова. Да, он был жив, ему почти ничего не угрожало. И это могло означать только одно — Комаровский обманул их. Павел и Юрий прогово-рили всю ночь, вспоминая Лару, а когда Юрий встал утром, то нашел Павла застрелившимся.

Живаго решает вернуться в Москву. Большую часть своего нелегкого пути он проделывает пешком. Дорога заняла у него очень много времени. Когда он появляется в Москве, здесь уже вовсю идет строительство коммунизма — это эпоха нэпа. Исхудавший и обросший Живаго долго не может найти себе пристанища, дол-го не может оправиться от пережитого. Постепенно он утратил свои врачебные навыки. Время от времени он брался за перо и выпускал тоненькие книжечки, которые очень ценились в не-большой группе любителей. Автор описывает еще семь или во-семь лет его жизни.

Живаго жил очень скромно. Часто ему помогала по хозяйству Марина, дочь бывшего дворника семьи Громеко. Работала она на телеграфе, на линии зарубежной связи.

Вскоре она стала гражданской женой Живаго, у них родились две дочери. Но однажды Юрий исчезает. Марина получает от него письмо, где он пишет, что хочет некоторое время пожить один. В его жизни вновь появляется сводный брат Евграф, которые снимает ему комнату и помогает с деньгами. Кроме того, он начи-нает ходатайствовать о работе для Юрия. Но в один из жарких августовских дней Живаго умирает от сердечного приступа. На его похороны пришло удивительно много народу. Похороны были в Камергерском, где он и снимал комнату. Сюда по старой памяти приходит и Лариса Федоровна. Это была бывшая квартира ее пер-вого мужа — Павла Антипова. По странному стечению обстоя-тельств буквально через несколько дней после похорон Живаго Лариса исчезает. Скорее всего, ее арестовали. Она так и не вер-нулась домой.

Далее действие переносится на несколько лет вперед. Идет 1943 год. Снова война. Евграф Андреевич Живаго теперь генерал- майор. В будничной беседе с обычной бельевщицей Танькой Безочередевой он расспрашивает о героической смерти ее подруги, разведчицы Христины Орлецовой. Невзначай он поинтересовался и судьбой самой Татьяны. Живаго понимает, что перед ним дочь Ларисы и его брата Юрия. Татьяна прожила нелегкую жизнь. Ее мать, убегая вместе с Комаровским в Монголию, оставила ма-ленькую девочку сторожихе Марфе, работавшей на железнодо-рожном разъезде. Марфа после попала в сумасшедший дом, а Таню ждали скитания, попрошайничество.

Евграф Андреевич счел своим долгом не только позаботиться о Татьяне, но и собрать воедино все написанное его братом, в том числе и стихи. Многие из этих стихов впоследствии стали известными. А особенно — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горе-ла…».

Название: Доктор Живаго

Жанр: Роман

Продолжительность: 10мин 54сек

Аннотация:

Начало 1900 годов. После смерти матери Юра Живаго воспитывается в Москве в семье дальних родственников Громеко. Юра учится в гимназии, а позже в университете на медицинском факультете. Все его детские годы с ним рядом его ближайшие друзья – Миша Гордон и дочь Громеко – Тоня.
В Москву с Урала приехала вдова Амалия Гишар со своим сыном Родионом и дочерью Ларой. Пути Лары и Юры Живаго впервые пересеклись еще в юности. Юра видел ее среди молодежи, обратил внимание на ее красоту, но они не были знакомы.
Юра стал врачом, женился на Тоне. Лара вышла замуж за страстно влюбленного в нее Павла Антипова.
Идет Первая мировая война. Живаго на фронте. У Лары состоялось непростое объяснение со своим мужем, после чего он исчез. Лара, предполагая, что он на фронте, записалась сестрой милосердия и едет искать его на фронт. Там они с Живаго вновь встречаются.
Россию сотрясают революционные события. Лара уезжает с фронта. Позже уезжает и Живаго. В Москве голод, нищета. Живаго заболевает тифом. Выживать им помогает сводный брат Юрия – Евграф. Он же советует им уехать в бывшее имение Варыкино, на Урал. Там они сажают огород, чем и спасаются от голода.
Однажды в библиотеке Юрий встречает Лару. Между ними завязываются отношения. Теперь уже Юрий понимает, что Лара стала частью его жизни. Он решает сказать об этом своей жене Тоне. Однако, он не успел это сделать. Его встретили по дороге партизаны и принудительно увели в партизанский отряд, так как им нужен доктор. Продолжительное время Живаго находится в партизанском отряде, ничего не зная ни о семье, ни о Ларе. Когда он узнает, что гражданская война закончена, белых в округе нет, он уходит из отряда. Его семьи на Урале уже нет. Он слышал, что они в Москве. Он приходит к Ларе. Отношения у них складываются непросто. Она все время вспоминает о своем муже Павле. Они оба понимают, что надо уезжать с Урала. Надо каким-то образом добраться до Москвы. Их приглашает на правительственный поезд старым знакомый Лары Комаровский. Живаго знает, какие отношения связывали раньше Лару и Комаровского. Гордость не позволяет ему принять это приглашение. Лара с дочерью Катей уезжают с Комаровским, а Живаго в одиночестве начинает скатываться в отчаяние.
Весной 1922 года Живаго все же добрался до Москвы. Половину пути он со своим спутником Васей преодолели пешком. Живаго узнает, что все его родственники и жена были высланы за границу. У него нет надежды увидеть их. Он начинает совместную жизнь с влюбленной в него Мариной Щаповой. У них родились 2 дочери.
Однажды Юрий случайно встретил своего сводного брата Евграфа. Брат стал ему всячески помогать: снял комнату, дал денег. Живаго пишет статьи, очерки, стихи. Жизнь должна бы наладиться. Он поступил на службу в больницу. По пути на работу он умирает. И снова рядом с ним Лара. Она приехала в Москву, решила зайти по адресу, где когда-то жил ее покойный муж Антипов. А оказалось, что именно эту комнату снял для Живаго его брат. Лара навеки прощается со своей большой любовью: «Твой уход, мой конец». Больше Лару никто не видел.