Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Осмысление темы ВОВ в поэме А.Т. Твардовского "Дом у дороги". Поэма «Дом у дороги» история о судьбе крестьянской семьи Дом у дороги краткое содержание

МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района Алтайского края

Урок по Великой Отечественной войне

В 11 классе

«Дом у дороги»

Разработан учителем русского языка

и литературы МБОУ «Побединская СОШ»

Целинного района Алтайского края

Бойко Еленой Валерьевной

Тема: «Осмысление темы войны в поэме А.Т. Твардовского

«Дом у дороги»

Цели урока:

Предметные: рассмотреть представление военной тематики через концепт ключевых слов «дорога» и «дом»;

Личностные: нравственно-этическая ориентация личности, развитие моральной готовности к сопереживанию, стойкого неприятия разрушающей силы войны, прививание чувства гордости за свой народ, уважение к человеку труда;

Метапредметные:

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные : целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

коммуникативные : планированиекоммуникации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачам и условиями.

Средства обучения: учебник Литература 11 класс в 2 частях под ред. Журавлева В.П., Толковые словари, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал: карточки-стикеры, карточки-слова, лист самоанализа.

Этапы урока

    Мотивация

Учитель: «Ребята, сегодня мы пройдем дорогами, которыми прошла наша страна 70 лет назад. Ни один автор не обошел эту тему стороной: он оставил нам память о том страшном испытании, и мы будем знакомиться с ней через страницы книг и бережно хранить её».

Учитель показывает плейкаст с изображением фрагмента повести М.А. Шолохова «Судьба человека». На него наложена песня «Враги сожгли родную хату» на слова М. Исаковского в исполнении Марка Бернеса. (СЛАЙД № 2)

Учитель: «Скажите, что отражает данный плейкаст?»

Ученик: «Сюжет поэмы «Дом у дороги». (Ученики не точны, но учитель пока не акцентирует внимание на этом, так как вернется к этому слайду в конце урока).

    Актуализация знаний

Учитель: «Что вы готовили дома?»

Ученик: «Читали поэму А.Т. Твардовского «Дом у дороги», рассматривали образы главных героев и давали им полную характеристику».

Учитель: «Исходя из этого, давайте сформулируем тему урока».

Ученик: «Герои войны в поэме А.Т. Твардовского «Дом у дороги».

Учитель корректирует формулировку темы.

Учитель: «Чтобы урок прошел плодотворно и эффективно, давайте составим план наших действий: 1) прослушать сообщения на тему «Судьба Андрея Сивцова», «Судьба Анны Сивцовой»; 2) рассмотреть концепты слов, заданных в названии; 3) выяснить значение подзаголовка «лирическая хроника»; 4) определить основной мотив поэмы; 5) сделать самоанализ (СЛАЙД № 3).

Два ученика рассказывают сообщение о судьбе Андрея Сивцова и Анны Сивцовой.

Сообщение 1 ученика: «Андрей – деревенский житель, хозяин дома, муж Анны Сивцовой. В их семье двое детей. Война вторгается в жизнь простых тружеников, разрушая их спокойный быт, размеренный уклад, привычный ритм красивой жизни. Андрей уходит на войну и попадает в окружение. Он вынужден встречаться с женой не в собственном доме, а в пуне. Так как в их дом вошли чужаки – немцы. Потом он в одиночку ищет дорогу к своим. Пройдя дорогами войны, возвращается солдат домой, а дома нет, и семьи нет. Он строит дом и ждет семью». (СЛАЙД № 4)

Сообщение 2 ученика: «Анна Сивцова – молодая, красивая, работящая женщина, жена Андрея. Она очень хорошая хозяйка и заботливая мать. После ухода мужа на войну на ее плечи легли все заботы по дому, хозяйству, заботы о детях. Вместе с детьми она угнана в плен в Германию. Там у нее родился третий сын». (СЛАЙД № 5)

    Формирование новых знаний

Учитель: «Мы рассмотрели 2 главных образа. А есть ли в поэме третий образ, переживающий за них, сочувствующий им, сострадающий?»

Учитель: «Каких о каких героях повествует нам автор?»

Ученик: «Об обычных простых людях»

Учитель: «Более того, в то время это были вовсе не герои. Люди, попавшие в окружение или плен, считались изменниками Родины. Но в чем их измена? Разве они не достойны называться героями? Разве они не достойны, чтобы их помнили?»

Ученик: «Достойны, и мы должны знать все о той войне»

Учитель: «Много домов было разрушено, сожжено, не всем удалось их восстановить. Почему же именно «дом у дороги» явился предметом размышлений и раздумий А.Т. Твардовского? Давайте обозначим этот вопрос, как проблемный и подготовим на него развернутый, осмысленный ответ, проанализировав концепты слов, заключенных в названии». (СЛАЙД № 6)

Работа с текстом

Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает задание: выписать все лексические эквиваленты к слову ДОМ.

1-я группа анализирует главы с 1 по 3; 2-я – с 4 по 6; 3-я – с 7 по 9 главы.

Эти слова ученики записывают на стикерах, которые по окончании работы приклеивают на доску в виде кластера, в центре которого учитель поместил слово ДОМ.

Синонимы к слову «дом»: хата, пуна, жилье, кибитка-дом, сад, хозяйство, келья, квартира, светлица, сруб.

В ходе исследования учитель раздает группам Толковые словари, к которым учащиеся обращаются для выяснения слов «келья», «хата», «светлица». После этого включает слайд (СЛАЙД № 7).

Слова «пуна» в словаре нет, поэтому учитель выносит его на слайд.

Пуна – (ударение на первом слоге) – диалектное слово смоленских говоров, сарай для хранения сена. (СЛАЙД № 8)

Учитель: «Обратите внимание на слова «пуна», «сад» и «хозяйство». Будут ли они синонимами?»

Ученик: «Они будут контекстными синонимами»

Учитель: «А давайте попробуем теперь из этих слов составим лексико-семантические группы»

Учитель раздает группам листочки-карточки со словами, представленными на кластере, а они дают название лексико-семантической группе.

1 группа получает набор слов: хата, пуна, хозяйство, сад, жилье;

2 группа – слово келья;

3 группа – сруб, квартира, светлица.

Группы называют лексико-семантические поля: 1-я – Родина; 2-я – одиночество; 3-я – новая жизнь.

Учитель: «Посмотрите на кластер, составленный вами на доске и сверьте с кластером на слайде, каких слов не хватает?» (СЛАЙД № 9)

Ученик: «Пепелище» и «кибитка-дом»

Учитель: «Почему «пепелище» стоит особняком?»

Ученик: «Потому что оно обозначает разрушение, смерть»

Учитель: «Давайте выстроим в хронологическом порядке эти группы слов. Что получается? Куда мы вставим смерть дома?

Дом-Родина - смерть дома – одиночество - новая жизнь. (СЛАЙД № 10)

Учитель: «Какой смысл кроется за этой хронологией?»

Ученик: «Философское осмысление жизни».

Из ответов учеников выстраивается примерно следующий вывод: в родной теплый, чистый, уютный и красивый дом пришла смерть. Она разрушила все до основания, после чего у выживших наступило полное одиночество. Но человек нашел в себе силы не только не сломаться, но и начать новую жизнь.

Учитель: «А почему я не взяла кибитку-дом?»

Ученики, рассуждая, приходят к выводу, что кибитка – это кочевая жизнь, жизнь, связанная с дорогой.

Учитель: «В каких отношениях находятся дом и дорога?»

Из ответов учеников: дорога – это символ движения, она развела всех по разным сторонам, но она и вернула солдата домой, к новой жизни.

    Закрепление

Первичное закрепление

Учитель: «Давайте вернемся к нашему плану урока. О чем мы еще не сказали? Почему автор определяет жанр своей поэмы, как лирическая хроника?»

Ученики находят в Толковых словарях значение слова «хроника».

Учитель: «Дайте определение лирической хроники».

Из словаря С.И. Ожегова: «Хроника – это литературное произведение, содержащее историю политических, общественных, семейных событий».(СЛАЙД № 11)

Ученики делают вывод от том, что А.Т. Твардовский хронологически выстраивая события, показывает трагическую судьбу крестьянской семьи Сивцовых, вызывая глубокое соучастие, сопереживание, достигая огромного эмоционального накала.

Подведение к самостоятельному выводу

Учитель: «Ребята, в ходе чтения вы обратили внимание на сроки, повторяющиеся рефреном. Назовите их»

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой.

Учитель: «Какую смысловую нагрузку они несут?»

Ученики: «Прославляют крестьянский труд, или символизируют человека- труженика».

Учитель: «Так какой основной мотив поэмы?»

Ученики: «Мотив труда».

Учитель: «К какому общему выводу мы можем прийти?»

Обобщенный вывод из ответов учеников: только труд может поднять человека на ноги, поможет забыть тяжелое горе и сроить жизнь заново. (СЛАЙД № 12)

Учитель: «А можем ли мы сказать, что главные герои совершили подвиг?»

Ученики рассуждают о том, что подвиг – это не всегда громкая слава, бывают подвиги тихие, как, например, Андрей Сивцов уже совершил подвиг тем, что нашел в себе силы не сломаться и опуститься с горя, а начать новую жизнь. Анна Сивцова совершила нравственный подвиг, сохранив семью, родив в неволе сына, ради которого стойко переносила все лишения.

Учитель предлагает детям вернуться к первому слайду: «Если хорошо присмотреться, вспомнив детали портрета, то, может быть, герой этого плейкаста все же не Андрей Сивцов, а другой Андрей?»

Ученик: «Это Андрей Соколов из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Учитель: «В жизни ничего не бывает случайного. В данных произведениях не только похожие судьбы, но и имена одинаковые. А знаете, что значит имя Андрей? Посмотрите на слайд. (СЛАЙД № 13)

Давайте как-то попытаемся связать эти вещи одной нитью».

Ответы учеников свелись к следующему итогу: на примере семьи Сивцовых автор показывает боль за судьбы тысяч таких семей, о которых предпочитали молчать. (СЛАЙД № 14)

    Рефлексия

Учащиеся заполняют лист самоанализа: (СЛАЙД № 15)

Я узнал…

Я почувствовал…

Я научился…

Лист самоанализа ученика: «Я узнал, что у войны есть другое лицо и другие герои. Я почувствовал боль и горечь тех страшных лет. Я научился уважать свою историю, любить свой народ и гордиться русским человеком-тружеником!» (СЛАЙД № 16)

    Домашнее задание

Учитель: «Задание дифференцированного характера:

1.Вы видели плейкаст, который создала я по фрагменту рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Предлагаю создать вам по любому фрагменту поэмы А.Т. Твардовского «Дом у дороги»;

2. Напишите эссе «Хочется закончить поэму…» (СЛАЙД № 17)

В конце урока учитель открывает последний слайд…

Лиро-эпическое повествование о народной судьбе в поэме

А.Т. Твардовского «Дом у дороги»

В поэме «Василий Тёркин» А Твардовский показал героическую сторону Великой Отечественной войны. Но была у этой войны и другая сторона, которую, по мнению Кондратовича, «Тёркин не обнимал и не мог обнять; при всём своём образном богатстве это была фронтовая поэма…» [Кондратович, с.154].

А ведь солдат на войне жил и другой жизнью, в его сердце хранилось всегда память о самом дорогом – о доме и семье. И это не мог не отобразить в своём творчестве А. Твардовский, так чутко откликавшийся на всё, чем жил его народ и что его волновало. Таким произведением и стала поэма «Дом у дороги», раскрывшая замечательный талант поэта с новой стороны. Поэма «Дом у дороги» - это лирическая повесть-хроника, в которой, по словам самого Твардовского, отражена «тема не только самой войны, сколько «дома», покинутого хозяином, ушедшим на фронт, пережившего войну, докатившуюся до него; «дома», в своём людском составе заброшенного из родных мест в далёкую Германию, к берегам чужого дома, «дома», обретшего в нашей победе освобождение из плена и возрождение к жизни [Бессонова, с.98].

Поэма «Дом у дороги» стало явлением уникальным, даже несколько неожиданным, поражающим своей суровой правдой. Первое и очевидное в ней – простая память войны, «жестокая память». 12 августа 1942 года Твардовский записывает в рабочей тетради о своём намерении претворить «чисто лирическое, узко-поэтическое решение задачи», «рассказать сильно и горько и муках простой русской семьи, о людях, долго и терпеливо желавших счастья, на чью долю выпало столько воин, переворотов, испытаний…» . И таким произведением, воплотившем намеченные поэтом цели, стала поэма «Дом у дороги», скорбное повествование о разоренном «доме», жене и детях солдата Андрея Сивцова, испытавших мучения в гитлеровском концлагере и с честью вынесших их. Поэма была написана в три этапа – первые наброски сделаны Твардовским в 1942 году, дальше работа была продолжена в 1943 году, затем – 1945 и в начале 1946 года. А вся поэма была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год.

В центре внимания автора находится уже не армия, а мирное население и главным образом – дом, Мать и жена, являющиеся источниками добра и счастья, символами самого лучшего для русского человека и составляющие основы человеческого бытия. Эти образы-символы, - традиционные для русского фольклора. Таким образом, исходным материалом для поэмы Твардовского явилось народно-поэтическое сознание, постижение духа народа и его мира созерцания.

Твардовский использует в поэме «Дом у дороги» народные принципы построения образа, раскрывая черты характера героев поэмы. Андрей и Анна Сивцовы испытали много страданий и лишений, проявив при этом нравственную силу и стойкость – лучшие национальные черты. Красота их народного характера отражена и в горе. Твардовский, раскрывая их характеры, стремится подчеркнуть обще народность их качеств, благодаря чему добиваются правдивого показа типических сторон народной жизни, передавая национальное своеобразие быта и нравов, а также особенности душевного склада русского человека. В этом проявилась кровная связь поэта со своим народом, а также безграничная преданность ему.

Таким образом, Андрей и Анна – это образы, раскрывающие типичные черты русского национального характера. Не случайно почти до середины поэмы герои даже не названы по имени. Так, изображая картину последнего мирного дня крестьянина Андрея Сивцова, поэт использует местоимение «Ты», подчёркивая тем самым, что здесь пока нет конкретного героя, - это мирная жизнь каждой крестьянской семьи, «маленькой, скромной, неприметной частицы народа»:

В тот самый час воскресным днём,

По праздничному делу,

В саду косил ты под окном

Траву с росою белой.

И ты косил её, сопя,

Кряхтя, вздыхая сладко.

И сам подслушивал себя,

Когда звенел лопаткою .

Труд вызывает у героя и автора радостные чувства, как и у каждого крестьянина, любящего свою землю. Поэма «Дом у дороги» скрепляется одним сквозным поэтическим образом – образом раннего трудового дня, выраженным рефреном, проходящим через всю поэму:

Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой –

И мы домой .

А. В. Македонов считает, что этот рефрен можно назвать основным лейтмотивом поэмы, который «сначала проявляется как деталь прямого конкретного изображения мирного труда и жизни хозяина дома и дороги. А затем появляется как воспоминание, напоминание, много-повторная метонимия и метафора – память об этом труде, об этой мирной жизни и как деталь – сигнал, воскрешающий новое утверждение силы человеческого постоянства, непреодолимого начала мирной жизни» [Македонов, с. 238].

В качестве орудия труда поступает в поэме именно коса, а не сельскохозяйственная машина, за что поэта упрекали критики, сетуя на то, что он тем самым уходит от правды изображения советской действительности. Но Твардовский, как истинно народный поэт и мастер слова, делает это сознательно и совершенно, на наш взгляд, оправдано. Он стремится тем самым сохранить и продолжить народные традиции, отобразить черты жизни своего народа, его дух. Он-то и не сломал, не согнул ни Андрея Сивцова, ни его жену Анну, испытавших немало страданий в эти страшные годы войны. И это можно сказать о целом народе. Поэтому главные герои поэмы «Дом у дороги» изображены в большей степени не как индивидуальные характеры, а как образы широкого обобщения. Так, мы сравнительно мало узнаём о личной жизни Андрея Сивцова. В повествовании о нём, считает Кулинич, «поэт сосредотачивает внимание на том важнейшем, что характеризует его судьбу как судьбу народную: Труженик и семьянин, он был оторван жестокой войной от дома и семьи, стал воином, чтобы отстоять право на мир и труд, защитить жену и детей. Хлебнул горя на дорогах войны солдат, выходил из окружения, смотрел смерти в глаза, а когда возвратился домой – не нашёл ни дома, ни жены, ни детей…».

Что же помогало таким людям выстоять, когда, казалось, не было больше сил. Во всех испытаниях их поддерживала беззаветная любовь к Родине и к своему народу. Когда Андрей Сивцов, измученный и усталый, отставший от войны, приходит домой, перед ним встаёт нравственный выбор – идти на фронт или остаться дома и жить «в селе украдкой», «таясь от лишних глаз». Герой поэмы Твардовского «Дом у дороги» проявляет истинное чувство патриотизма и показывает тем самым величие русского характера:

Так я дойти обязан.

Дойти. Хоть я и рядовой,

Отстать никак не волен .

Так конкретный образ солдата Андрея Сивцова вырастает до образа широкого обобщения, в котором воплощены лучшее качества русского человека, обогащённые новой исторической эпохой, главное из которых – преданность своей Родине.

В облике главной героини Анны Сивцовой в поэме отражено прежде всего то, что делает её обобщенным образом «женщины-матери, заботами которой держался дом и на долю которой выпали тяжкие испытания военного лихолетья».

В поэме «Дом у дороги» образ Анны Сивцовой отразил лучшие черты русской женщины, изображённые ещё в классической литературе: красоту, душевную чистоту, несгибаемую силу, выносливость, преданность и верность своему мужу, любовь к детям. Многие эти черты Анны близки женским образам некрасовских поэм «Мороз – красный нос», «Кому на Руси жить хорошо». Свою героиню Твардовский изображает следующим образом:

Пускай не девичья пора

Но от любви на диво –

В речах остра,

В делах быстра,

Как змейка всё ходила .

В поэме Твардовского с большой силой художественной правды отразились черты трагического мироощущения народа, раскрывшиеся в образе главной героини поэмы. После ухода на войну мужа Анна постоянно с тревогой думает о нём и часто мысленно обращается к своему возлюбленному:

Далёкий мой,

Родимый мой,

Живой ли, мёртвый – где ты?

Используемые постоянные эпитеты «далёкий», «родимый», употребляемые в народных песнях, становятся ключевыми в этом отрывке поэмы Твардовского для передачи чувств героини, сердце которой переполнено тоской по любимому. Для Анны разлука с мужем – это настоящая трагедия, и то, что раньше доставляло ей радость и наслаждение (совместный труд на покосе) – теперь вызывает душевную боль:

Когда косила тот лужок,

Сама косой небитой.

Слепили слёзы ей глаза,

Палила душу жалость.

Не та коса,

Не та роса,

Не та трава, казалось… .

Анна Сивцова воплощает в себе и черты советской женщины: связь своей судьбы с общенародной, чувство коллективизма, гражданского долга. По мнению Выходцева, поэт, «изображая советских людей, одновременно умеет подчеркнуть в них черты исконные, традиционные. Чаще бывает так, что эти качества запечатлены самим народом в устных поэтических произведениях. Твардовский очень редко обращается непосредственно к «фольклорному образцу», но всегда создаёт образ, ситуацию, очень близко широко бытующим. Тем самым он улавливает коренные черты народа».

Одна из них – это сострадание к ближнему. Именно об этом чувстве поведал поэт читателю в пятой главе поэмы, рассказывающей о трагических картинах – вступлении врага на нашу землю и встрече русских женщин с нашими пленными солдатами:

Сынов родной земли,

Их стыдным сборным строем

По той земле вели

На запад под конвоем.

Идут они по ней

В позорных сборных ротах,

Иные без ремней,

Иные без пилоток .

Среди этих женщин находится Анна Сивцова, она также, с горечью вглядываясь в лица пленных солдат, со страхом пытается отыскать среди них своего мужа. Она боится даже самой мысли, что её Андрей может оказаться здесь. Эти переживания героини Твардовский описывает в форме внутреннего монолога женщины-солдатки, обращённого к мужу. Эта взволнованная речь, наполненная таким лиризмом, передаёт не только чувства Анны Сивцовой, но и чувства всех покинутых жён к своим мужьям, народное горе о разрушенном войной женском счастье. Она отражает истинно русский характер женщины:

Ты не стыдись меня.

Что вниз сползли обмотки,

Что, может, без ремня

И, может, без пилотки.

И я не попреку

Тебя, что под конвоем

Идёшь. И за войну

Живой, не стал героем.

Окликни – отзовусь.

Я здесь, твоя Анюта.

Я до тебя прорвусь,

Хоть вновь навек прощусь

С тобой. Моя минута! .

Андрей Сивцов уходит на войну из своего дома, унося в своём сердце частичку этой святыни, которая будет согревать его в холодных окопах и давать силы для борьбы с врагом. Дом – это надежда, мечта, к которой стремится в своих мыслях каждый солдат на войне. И Анне Сивцовой приходится оставить свой дом, где прошли лучшие годы жизни, были счастье и радость. В трогательной сцене прощания с ним конкретный образ дома становится символом земли – Родины, которую покидает крестьянка Анна Сивцова. Чувства Анны поэт облекает в форму задушевной народной песни – плача, передающей всю боль и тоску героини, что является также чертой народной лирики:

Прости – прощай, родимый дом,

И двор, и дровосека,

И всё, что памятна кругом

Заботой, замыслом, трудом, -

Всей жизнью человека .

Местами эта лирическая песня – плач сменяется боевым призывом, переходящим в заклинание и песней гнева и мести, придающей этой сцене черты публицистичности, что является вершиной эмоциональности в поэме:

За всё с того, кто виноват,

По всем статьям устава,

Взыщи со строгостью солдат,

Твоё, хозяин, право .

Поэма «Дом у дороги» - это не только рассказ о страданиях, выпавших на долю русской женщины в эти тяжкие годы войны. Это гимн женщине-Матери и её безграничной любви к детям. Анна Сивцова, оказавшись в Германии, благодаря своей материнской любви и женской выносливости смогла не только сохранить своих детей в этом аду, но и совершить ещё один настоящий материнский подвиг. На соломе, за колючей проволокой, родила она сына Андрея. Испытания, которая выносит эта мужественная женщина, приобретают в поэме символ народных страданий, страданий беззащитных матерей, жён и детей, оказавшихся в годы войны в немецком плену.

В поэме мы слышим песню Анны над сыном, изливающей своё горе, в которой можно наблюдать использование поэтом художественных средств, характерных для народной поэзии: постпозитивное употребление эпитетов, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образные обращения:

Зачем ты горестный такой,

Слеза моя, росиночка,

На свет явился в час лихой,

Краса моя кровиночка?

Живым родился ты на свет,

А в мире зло несытое.

Живым – беда, а мёртвым – нет,

У смерти под защитою .

В структуру сюжета проникает фольклорная поэтика, которая помогает раскрыть автору внутренний мир героини – в данном случае её страх перед неизвестностью будущей судьбы ребёнка. На наши взгляд, эту форму народной поэтики можно соотнести из колыбельной песни матери, воссоздающей мысленно, несмотря на порой тяжёлые условия жизни, счастливую будущую судьбу своему ребёнку.

Анна Сивцова верит в счастье своего сына, сравнивая его с «зелёной веточкой», этот цветовой эпитет ассоциируется с молодостью и новой жизнью, что является характерным признаком цветовой символики народной поэтики.

Последняя глава завершает всё движение поэмы «возвратом от войны к миру, от дорог войны и чужого дома к исходным дому и дороге…» [Македонов, с.239]. Здесь мотив дороги также не разделим с домом, но проявляется во всей значимости: и как дорога войны, и как дорога к своему дому, и как дорога жизни человека и судьбы народа. Жизнь победила, дом победил, хотя и разрушен:

И там, где канули в огне

Венцы, столбы, стропила, -

Темна, жирна по целине,

Как конопля, крапива.

Глухой, нерадостный покой

Хозяина встречает.

Калеки – яблони с тоской

Гольём ветвей качают .

Таким видит свой дом вернувшийся с войны солдат Андрей Сивцов. Эта судьба не только семьи Сивцовых. Это судьба народа. И, несмотря на всю трагичность этих волнующих сцен, они несут в себе всё-таки гуманистическую и жизнеутверждающую направленность, как бы парадоксально это не звучало – какие бы тяжкие испытания ни выпали на долю нашего народа – он непобедим, он выживет, выстоит. Не зря сквозь «венцы», «столбы» и «стропила» пробивается крапива, и «калеки-яблони» всё же качают своими голыми ветвями, возвращая вернувшемуся хозяину надежду на утраченное семейное счастье и мирную жизнь. Автор здесь использует приём поэтического параллелизма, который, как одна из художественных особенностей народной поэтики, строится на основе сравнения мира человеческого и природного. Поэтому конец лирического повествования о войне в поэме связан с картинами крестьянского труда. Андрей Сивцов, как и в начале поэмы, занят своим любимым занятием – покосом, который возвращает его к жизни, несмотря на печаль и боль, живущее в его душе после стольких пережитых страданий:

И добрым ладом шли часы,

И грудь дышала жадно

Цветочным запахом росы,

Живой росы из-под косы –

Горькавой и прохладной .

Таким образом, поэма «Дом у дороги» занимает большое место в творчестве Твардовского, являясь первым крупным эпическим произведением поэта с преобладанием лирического начала. Своим соединением лирического и эпического начал, мотивов мира и войны при всей предельной простоте поэма является новаторским произведением.

Актуальное значение поэмы «Дом у дороги» в том, что в ней поэт сумел выразить от имени народа силу протеста против войн и тех, кто развязывает их. Историко-литературное значение поэмы Твардовского состоит в том, что она является одним из первых произведений в нашей литературе, в которых Отечественная война и мирное после военное строительство показаны как единая гуманистическая борьба нашего народа за мир и счастье людей.

Литература

Список источников

    1. Твардовский, А.Т. Собрание сочинений: в 6-ти томах / А.Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

    Твардовский, А.Т. Избранные произведения: в 3 томах / сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

Т. 2: Поэмы.

Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

    Акаткин, В.М. Дом и мир: Художественные искания А.Твардовского в раннем творчестве и «Стране Муравии» // Русская литература. – 1983. - №1. – С. 82-85.

    Акаткин, В.М. Ранний Твардовский / В.М. Акаткин / под ред. А.М. Абрамова. – Воронеж, 1986

    Бердяева, О.С. Лирика Александра Твардовского: учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1989.

    Бессонова, Л.П. Фольклорные традиции в поэмах А. Твардовского: учебное пособие для студентов гум. факультетов / Л.П. Бессонова, Т.М. Степанова. – Майкоп, 2008.

    Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

    Гришунин, А.Л. Творчество Твардовского / А.Л. Гришунин, С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. – М.: МГУ, 1998.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в четырёх томах. – Т. 3. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

    Дементьев, В.В. Александр Твардовский / В.В. Дементьев. – М.: Советская Россия, 1976.

    Залыгин, С.И. О Твардовском // Новый мир. – 1990. - №6. – С. 188-193.

    Кондратович, А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность / А.И. Кондратович. – М.: Художественная литература, 1978.

    Кочетков, В.И. Люди и судьбы / В.И. Кочетков. – М.: Современник, 1977.

    Кулинич, А.В. А. Твардовский: Очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев, 1988.

    Лейдерман, Н.Л. Творческая драма советского классика: А.Твардовский в 50-60 годы / Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург, 2001.

    Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

    Македонов, А.В. Творческий путь А.Т. Твардовского: Дома и дороги / А.В. Македонов. - М.: Художественная литература, 1981.

    Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т. Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.

    Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1974.

    Твардовский, И.Т. Родина и чужбина: книга жизни / И.Т. Твардовский. – Смоленск: Русич, 1996.

    Турков, А.М. Александр Твардовский / А.М. Турков. – М.: Художественная литература, 1970.

Поэму «Дом у дороги» А.Т.Твардовский начал писать в 1942 году, вернулся к ней снова и закончил в 1946 году.

Это поэма о судьбе крестьянской семьи, маленькой, скромной частицы народа, на которую обрушились все напасти и горести войны.

Отбившись от своих, Андрей Сивцов оказался во вра­жеском тылу, возле собственного дома, испытывая уста­лость от перенесенных лишений.

Тем дороже его решение все же продолжать путь к фронту, «никем не писанный маршрут распознавать на звездах». Принимая это решение, Сивцов чувствует себя «в долгу» перед погибшим в пути товарищем:

И раз он шел, да не дошел,

Так я дойти обязан. ...

Еще добро бы он живой,

А то он - павший воин.

Злоключения Сивцова были в ту пору совсем не ред­костью. Такой же общей для многих и многих семейоказалась судьба его близких: Анну с детьми угнали в Германию, на чужбину.

А впереди еще одна «беда в придачу к бедам»: в неволе, в каторжном лагере у Сивцовых родился сын, казалось бы обреченный на неминуемую гибель.

Мысленный разговор Анны с сыном принадлежит к самым проникновенным страницам, когда-либо написан­ным Твардовским. С глубокой чуткостью переданы здесь и материнская потребность беседовать с тем, кто еще «нем и глуп», и сомнение в возможности уберечь ребенка, и страстная жажда выжить ради сына.

И хотя так обездолена эта новая человеческая жизнь, так еще слаб ее огонек, так мало надежды на встречу с отцом, - жизнь выходит победительницей из неравного поединка с грозящей ей гибелью.

Вернувшийся домой Андрей Сивцов ничего не знает о судьбе своей семьи. Война преподнесла напоследок еще один горький парадокс - не жена с детьми ждет солдата домой, а он их.

Твардовский скуп на прямые похвалы герою, однажды охарактеризовав его как тип «подвижника-бойца, что год за годом кряду войну исполнил до конца». Он совершенно не приукрашивает его, даже в самых драматических ситуа­циях, например при выходе из окружения: «худой, зарос­ший, словно весь посыпанный золою», утирающий усы «бахромкой рукава» обтрепавшейся в скитаниях шинели.

В очерке «В родных местах» (1946), рассказывая, как его односельчанин, подобно Андрею Сивцову, строил дом на пепелище, Твардовский писал: «Мне все более естест­венным казалось определить возведение этого незатейли­вого избяного сруба как некий подвиг. Подвиг простого труженика, хлебороба и семьянина, пролившего кровь на войне за родную землю и теперь на ней, разоренной и приунывшей за годы его отсутствия, начинающего заводить жизнь сначала...»

Погостевал денек-другой. -

Ну что ж, на том спасибо. -

И потянул с больной ногой

На старую селибу.

Перекурил, шинель долой,

Разметил план лопатой.

Коль ждать жену с детьми домой,

Так надо строить хату.

Дождется ли построенный героем дом своей хозяйки, наполнится ли детскими голосами - неведомо. Судьба Сивцовых - судьба миллионов, и окончание этих драма­тических историй неодинаково.

В одной из своих статей Твардовский заметил, что многие лучшие произведения русской прозы, «возникнув из живой жизни... в своих концовках стремятся как бы сомкнуться с той же действительностью, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения их, для додумывания, «доисследования» затронутых в них челове­ческих судеб, идей и вопросов».

Усиление личностного начала в творчестве Твардовского 40-х годов несомненно сказалось и еще в одном крупном его произведении. В первый же год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма «Дом у дороги» (1942-1946). «Тема ее, - как отмечает сам поэт, - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди. никогда

Об этом не забудем».

В основе поэмы - скорбное повествование о драматической, горестной судьбе простой крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Но в ней отразилось горе миллионов, в частной судьбе преломилась всеобщая, страшная трагедия войны, жестокого времени. И рассказ, повествование тесно соединены, слиты с социально-философскими раздумьями поэта. Через трудную судьбу семьи Сивцовых, которую разметала война: отец ушел на фронт, мать с ребятишками была угнана гитлеровцами в плен, в Германию, - поэт не только раскрывает тяготы военных испытаний, но прежде всего утверждает победу жизни над смертью.

Поэма - о жизнестойкости народа, который сохранил силу своего деятельного добра, нравственности, чувства семьи и дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях гитлеровских лагерей. Повествуя о смертельно тяжких испытаниях, она вся обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой», возникший уже в 1-й главе мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни.

Хотя в «Доме у дороги» есть достаточно четкая и определенная сюжетная канва, главное здесь все же не в событийности. Гораздо важнее пристальное внимание к духовному миру, внутренним переживаниям действующих лиц, чувства и думы лирического героя, роль и место которого в поэме заметно усилились. Личностное, лирическое, трагедийное начало выдвигается в ней на первый план, становится определяющим, и потому не случайно Твардовский назвал свою поэму «лирической хроникой».

Поэма отмечена многоголосием и в то же время своеобразной пе-сенностью. Отсюда характерные образные, речевые, лексические средства и обороты («плач о родине», «песнь ее судьбы суровой» и др.). Вместе с «Василием Теркиным» эта поэма составляет своеобразную «военную дилогию» - героический эпос военных лет, отмеченный усилением и углублением лирического начала.

Новый этап в развитии страны и литературы - 50-е-60-е годы - ознаменовался в поэмном творчестве Твардовского дальнейшим продвижением в сфере лирического эпоса - созданием своеобразной трилогии: лирической эпопеи «За далью - даль», сатирической поэмы-сказки «Теркин на том свете» и лирико-трагедийной поэмы-цикла «По праву памяти». Каждое из этих произведений по-своему явилось новым словом о судьбах времени, страны, народа, человека.

Поэма «За далью - даль» (1950-1960) - масштабная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это - развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Поэма складывалась долго и публиковалась по мере написания очередных глав. В процессе формирования художественного целого некоторые главы менялись местами («В дороге»), другие коренным образом перерабатывались, например, «На мартовской неделе» (1954), которая частично и в существенно измененном виде вошла в главу «Так это было».

Подзаголовок поэмы «За далью - даль» - «Из путевого дневника», но это еще мало что говорит о ее жанровом своеобразии. Картины и образы, возникающие по мере развертывания содержания поэмы, носят одновременно конкретный и обобщенный характер. Таковы рождающиеся в воображении автора на основе «заоконных» пейзажных впечатлений масштабные поэтические образы «Волги-матушки» (глава «Семь тысяч рек»), «Батюшки-Урала» («Две кузницы»), разметнувшихся на полсвета сибирских просторов («Огни Сибири»). Но и это не все. Автор подчеркивает емкость избранного «сюжета-путешествия», эпический и философско-исторический масштаб, казалось бы, незамысловатого рассказа о поездке на Дальний Восток:

А сколько дел, событий, судеб,

Людских печалей и побед

Вместилось в эти десять суток,

Что обратились в десять лет!

Движение времени-истории, судьбы народа и отдельной личности, стремление проникнуть в глубинный смысл эпохи, в ее трагические противоречия составляют содержание раздумий лирического героя, его духовного мира. Боли и радости народные отзываются острым сопереживанием в его душе. Этот герой глубоко индивидуален, неотделим от автора. Ему доступна вся гамма живых человеческих чувств, присущих личности самого поэта: доброта и суровость, нежность, ирония и горечь... И в то же время он несет в себе обобщение, вбирает черты многих. Так в поэме складывается представление о внутренне цельном, сложном и многообразном духовном мире современника.

Сохраняя внешние приметы «путевого дневника», книга Твардовского превращается в своеобразную «летопись», «хронику», а точнее - в живую поэтическую историю современности, честное осмысление эпохи, жизни страны и народа в прошедший большой исторический период, включающий и жестокие несправедливости, репрессии сталинских времен (главы «Друг детства», «Так это было»). При этом лирика, эпос, драматическое начало поэмы сливаются, образуя художественный синтез, взаимодействие родовых начал на лирической основе. Поэтому «За далью - даль» и можно определить как своеобразную лирико-философскую эпопею о современности и эпохе.

Вместе с тем поэма отнюдь не свободна от утопической веры в преобразовательские успехи социализма (особенно показательна глава о перекрытии Ангары при строительстве плотины, несущая в себе отзвук эйфории грандиозных послевоенных планов - «великих строек коммунизма»). Читателей же, безусловно, особенно привлекала тема «культа личности». Но Твардовский, разрабатывая ее, оставался в пределах вполне советского, во многом ограниченного сознания. Показателен разговор о «За далью - даль» А. А. Ахматовой и Л. К. Чуковской, состоявшийся в начале мая 1960 г.

Поэзия послевоенного и военного периодов звучит совсем по-иному, чем произведения мирного времени. Ее голос пронзителен,он проникает в самое сердце. Таким написал Твардовский "Дом у дороги". Краткое содержание данного произведения представлена ниже. Поэт создал свою поэму, чтобы не только выразить боль разрушенных войной судеб современников, но и предостеречь преемников от страшной трагедии - войны.

О поэте

Василий Трифонович Твардовский родился в 1910 году в Смоленской губернии Российской империи. Его родители были образованными людьми, отец с раннего детства читал детям классиков русской и мировой литературы.

Когда Василию исполнилось двадцать лет, в разгаре был период репрессий. Его отец и мать попали в жернова революции и были сосланы на север страны. Эти события не сломали поэта, но поставили на раздорожье и заставили задуматься о том, так ли нужна и справедлива бушующая революция. Через шестнадцать лет выходит его своеобразная утопия, после которой произведения поэта начали публиковаться. Александр Трифонович пережил войну, об этом - его "Василий Теркин". О войне и "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский любил пересказывать еще до того, как опубликована была поэма.

История создания поэмы

Идея и основные штрихи поэмы появились на свет в 1942 году. Точно неизвестно, почему не закончил сразу свой "Дом у дороги" Твардовский. История создания поэмы, скорее всего, похожа на истории других послевоенных и военных произведения. На поле боя не до поэзии, но если ее идея и создатель выживут, то пронесенные сквозь град пуль и взрывов строки обязательно родятся на свет в мирные дни. Поэт вернется к произведению через четыре года и завершит его в 1946 году. Позже в своих разговорах с женой он часто будет вспоминать, как думал о полуразрушенном доме у дороги, который увидел однажды- как представлял, кто же жил в нем, и куда разбросала война его хозяев. Эти мысли будто сами оформлялись в строчки поэмы, но написать ее было не только некогда, но и не на чем. Приходилось в своих мыслях, как в черновике, хранить наиболее удачные четверостишия будущей поэмы, и вычеркивать не совсем удачные слова. Так создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ поэмы смотрите ниже. Но следует сразу сказать, что она никого не оставляет равнодушным.


"Дом у дороги": краткое содержание. Твардовский о войне. Первая-третья главы поэмы

Поэма начинается с обращения поэта к солдату. Именно о нем, о простом солдате написал Александр Твардовский "Дом у дороги". Он сравнивает затянувшееся возвращение воина к жене со своим завершением поэмы, которая ждала его "в той тетрадке". Поэт рассказывает о том, что увидел опустевший полуразрушенный дом солдата. Его жена с детьми вынуждена была уйти, и после окончания боев возвращалась домой с детками. Их бедную процессию называет автор "домом солдата".

Следующая глава рассказывает о последнем мирном дне солдата, когда он косил траву в саду, наслаждаясь теплом и летом, предвкушая вкусный обед в тесном кругу за семейным столом, и так с косой и застали его вести о войне. Слова "не докосил хозяин луг" звучат горьким укором войне, что оборвала хозяйские дела. Осиротелый луг докашивала жена, плача украдкой о любимом муже.

Неоднозначна третья глава поэмы "Дом у дороги", краткое содержание Твардовский и сам передавал трудно. Она описывает лишения войны - солдат в бою и женщин в неженском труде, голодных детей и брошенные очаги. Дальние пути, по которым вынуждена идти мать-солдатка с тремя детьми. Он описывает верность и любовь жены, что в мирное время проявлялись чистотой, порядком в доме, а в военное - верой и надеждой, что любимый вернется.

Четвертая глава начинается рассказом о том, как к дому у дороги пришли четверо солдат и сказали, что поставят на огородике пушку. А женщине с ребятишками отсюда надо уходить, так как оставаться безрассудно и опасно. Прежде чем уйти, солдатка спрашивает у ребят, не слышали ли они об Андрее Сивцове - ее муже, и кормит их сытным горячим обедом.

Глава пятая описывает жуткую картину идущих пленных солдат. Женщины заглядывают в их лица, страшась увидеть своих родных.

Шестая-девятая главы поэмы

По окончании войны был издан "Дом у дороги". Краткое содержание Твардовский не раз пересказывал своим близким, описывая пережитое на войне.

Глава шестая показывает Анюту и Андрея. Дороги войны привели его домой, всего лишь на одну ночь. Жена отправляет его в путь снова, а сама с детьми оставляет родной дом и идет по пыли дорог, чтобы уберечь малышей.

Глава седьмая рассказывает о рождении четвертого ребенка - сына, которого в честь отца мать называет Андреем. Мать и дети в плену, на осажденном немцами хуторе.

С войны возвращается солдат и видит лишь руины родного дома у дороги. Погоревав, он не опускает руки, а начинает сроить новый дом и ждать жену. Когда закончена работа, горесть одолевает его. И он идет косить траву, ту, что так и не успел докосить перед своим уходом.


Анализ произведения

Поэма Твардовского "Дом у дороги" рассказывает о разбитых, разбросанных по земле семьях. Боль войны звучит в каждой строке. Жены без мужей, дети без отцов, дворы и дома без хозяина - эти образы проходят красной нитью через строки поэмы. Ведь в самом пекле войны создавал свой "Дом у дороги" Твардовский. Анализ произведения делали многие критики, но все они уверены, что произведение о трагически сломанных войной судьбах людей.

Но не только тема разлуки в не совсем привычном ее воссоздании (не жена дома ждет солдата, а он ее, горюя и отстраивая дом, будто восстанавливая свою былую, мирную жизнь) звучит в поэме. Серьезную роль играет обращение матери к новорожденному ребенку - сыну Андрею. Мать в слезах спрашивает, зачем же он родился в такое неспокойное, тяжкое время, как будет выживать в холоде и голоде. И сама, посмотрев на беззаботный сон малыша, дает ответ: ребенок рожден, чтобы жить, он не знает, что такое война, что его разрушенный дом далеко отсюда. В этом оптимизм поэмы, светлый взгляд в будущее. Дети должны рождаться, сожженные дома - восстанавливаться, разбитые семьи - воссоединяться.
Каждый должен вернуться в свой дом у дороги - так писал Твардовский. Анализ, краткое содержание поэмы не передадут всю ее полноту и чувства. Чтобы понять произведение, нужно обязательно прочесть его самому. Чувства после этого запомнятся надолго и заставят нас ценить мирное время и близких рядом.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • М. Ю. Лермонтов ";Беглец";: краткое содержание поэмы
  • Некрасов ";Железная дорога";: краткое содержание поэмы
  • А.Т. Твардовский, "Василий Тёркин": анализ поэмы
  • Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Образ Василия Теркина
  • Поэма А. Т. Твардовского ";По праву памяти";. ";По праву памяти";: краткое содержание