Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

При чтении путаются буквы. Почему ребёнок путает буквы при чтении или письме

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Как помочь ребенку с дисграфией

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

1. Сначала вычленить нужный звук из слова.

2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.

3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.

4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.

5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.

Письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов!!!

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».

2. Пропуск букв.

3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»

4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».

5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».

6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.

9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.

10. Переносит слова как попало

11. Часто не делает пробелов между словами.

12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

§ Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

§ Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

§ Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

§ Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

§ После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Где живёт чтение?

Многие родители начинают готовить ребенка к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы научить дочь или сына читать.

А некоторые ставят и сверхзадачу – научить ребенка читать как можно раньше, хорошо бы в четыре года, в пять лет.

Почему же для одних детей чтение – развлечение, а для других – тяжкий труд?

Что заставляет ребенка сопротивляться чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?

Известно, что ребенок избегает тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.

Что-то внутри ребенка не позволяет ему легко справляться с чтением.

Умственные способности? Воля? Характер? Воспитание?

А может, надо погрузиться в мозг?

Ведь на ранних этапах развития именно он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.

Что нужно ребенку, чтобы овладеть чтением?

Родителям нередко кажется, что для этого достаточно выучить буквы.

Но буквы некоторые дети знают уже в два с половиной года, однако эти значки несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, – это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б] в слове «бочка».

Маленький ребенок, слыша и произнося слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).

Родители часто замечают, что ребенок плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.

Мало кому приходит в голову, что именно так он и слышит – его фонематический слух еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача», а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах еще не вычленяет).

На первоначальных этапах обучения ребенку необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением – чтение вслух.

Дислекси́я (дис - расстройство и лекс - «слова») — нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.

Проявляется в замедленности, фонетическом искажении или непонимания смысла содержания при чтении. Встречается реже у девочек (до 10 %) и чаще у мальчиков.

«Вычислить» дисексию можно по следующим признакам: при чтении ребёнок пропускает буквы, добавляет ненужные, искажает звучание слов, меняет буквы местами, иногда пропускает начальные слоги слов; скорость чтения невысокая, страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. В силу этих осложнений ребёнку в тягость выполнение заданий по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются.

Каковы же причины дислексии?

  • Наследственная предрасположенность - трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родственников;
  • воздействие на «больного» неблагоприятных факторов в период его зачатия, развития плода и младенчестве;
  • непрофессиональное обучение.

Важно понять механизм дислексии. Здесь ведущую роль играет речевой слух, благодаря которому мы понимаем речь, улавливаем тончайшие оттенки сказанного, различаем звуки. Если у ребёнка нарушен речевой слух, он не различает схожие созвучия, обращенная речь воспринимает искаженно; а если он нечетко слышит звучащую речь, то, понятно, научиться читать и писать для него очень проблематично. Обучить ребенка с дефектным речевым слухом - задача непростая, но выполнить её нужно, ведь искажение даже одного-двух звуков меняет смысл целого слова. Помимо речевого слуха немаловажно и особое зрение на буквы, позволяющее запоминать и воспроизводить их очертания.

Итак, речевой слух, особое зрение на буквы, а также интеллектуальное развитие - условия успешного овладения ребёнком чтения (и письма). В большинстве случаев неуспеваемость ребёнка объясняется именно нарушениями, о которых идёт речь, и распознать их способен лишь специалист.

В логопедии существует несколько классификаций форм дислексии, наиболее распространены следующие:

  • фонетическая (сложности со звуко-буквенным анализом)
  • семантическая (проблема с пониманием прочитанных слов и предложений)
  • аграмматическая (недоразвитие грамматического строя речи)
  • мнестическая (трудность усвоения букв в общем)
  • оптическая (сложность усвоения графически сходных букв)

В зависимости от формы дислексии, строится логопедическая работа.

Какой бы сложной проблемой не казалась дислексия, решить её возможно. Прежде всего необходимо обследование неврологическое, обследование зрения и лорорганов.

Речевой слух и буквенное зрение, подобно всем функциям тела, поддаются тренировке. Помощь родителей, безусловно, играет огромную роль, однако, без помощи квалифицированного специалиста - логопеда - не обойтись.

Чтобы ребенок усвоил какому звуку соответствует какая буква используем различные речевые игры и разнообразный наглядный материал (разрезная и магнитная азбука, лепка, выкладывание буквы из палочек).

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов.

Нарушение чтения чаще проявляется в конце 1 класса. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и у старшеклассников.

Известно, что многие, «знаменитости» страдали дислексией, а Вы не испытываете трудности при чтении?

Проверь себя

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие - медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?

В первые несколько лет жизни ребёнка происходит формирование отдела мозга, отвечающего за развитие речи. Сбои, возникающие на этом этапе, подлежат коррекции. Родители часто не обращают внимания на то, что ребёнок меняет слоги местами. Однако в некоторых случаях это может свидетельствовать о наличии отклонения, поэтому лучше проконсультироваться со специалистом. Если он обнаружит патологию, то избавиться от неё поможет только логопед. Но не стоит сильно волноваться, если малыш путается в слогах. В некоторых случаях это возрастное явление.

При нормальном развитии трёхлетние дети начинают воспроизводить словесные структуры по законам благозвучия. В возрасте от 1,5 до 2 лет допускается перестановка слогов. Например, вместо слова «самолёт» ребёнок может сказать «малалёт». Но если подобные нарушения не исчезают к 4-5 годам, то это свидетельствует о наличии нарушения слоговой структуры слова. Самостоятельно подобные проблемы не проходят, поэтому помощь педагога-логопеда необходима.

Типы слоговых нарушений

Нарушение слоговой структуры слова – это разновидность ОНР (общего недоразвития речи). ОНР возникает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, неврологическими и психопатическими синдромами и органическими поражениями речевых отделов мозга, а также вследствие педагогической запущенности. При нарушении слоговой структуры специалисты выделяют несколько типов отклонений:

  • элизии. Ребёнок сокращает слова и пропускает слоги («велосипед» – «сипед», «телевизор» – «тизой» и пр.);
  • итерации. Малыш увеличивает количество слогов, добавляя к ним гласные буквы («комната» – «команата», «тыква» – «тыкава» и пр.);
  • персеверации. Кроха застревает на каком-либо слоге и повторяет его несколько раз («чемодан» – «че-ма-ма-дан», «кошечка» – «ко-шеч-шеч-ка» и др.);
  • антиципации. Ребёнок меняет последующий слог на предыдущий или подбирает похожий, меняет местами звуки («собака» – «бабака», «лягушка» – «гугушка», «молоток» – «тамалок» и т. д.);
  • контаминация. Малыш смешивает слова между собой, меняет местами последовательность звуков («доктор лечит» – «докчит», «на столе в больнице» – «на стольнице»).

Помните, что развитие правильной слоговой структуры – это необходимый этап формирования речи ребёнка, влияющий на последующие навыки письма и чтения.

Нормы формирования слоговой структуры слова в разных возрастах

  1. Дети от 0 до 3 лет. Повторение простых слогов «ма-ма», «ба-ба» и пр.;
  2. Дети от 3 до 4 лет. Воспроизведение слов из одного, двух и трёх слогов («мята», «дом», «машина»);
  3. Дети от 4 до 5 лет. Воспроизведение слов с открытыми слогами без стечения согласных букв («долина», «рукавица»), слов из четырёх-пяти слогов и со стечением согласных букв («хвост», «мост», «строитель», «крошка», «тростинка»);
  4. Дети от 5 лет. Повторение предложений со сложными словами (из 3-4 слогов со стечением согласных букв) за взрослыми («строитель работал на строительстве здания», «парикмахер подстригает волосы ножницами», «в водопроводной трубе обнаружена протечка»).

Ребёнок школьного возраста должен быть способен сделать задание в устной и письменной форме, например, выписать из предложения сложные слова (из 3-4 букв со стечением согласных букв), прочесть скороговорку и так далее.

Работа по коррекции слогового нарушения

Если малыш меняет местами звуки и буквы, то может потребоваться обследование у невролога и логопеда. При отсутствии или устранении общего заболевания, которое может вызывать ОНР, проводится коррекционная работа. Она направлена на устранение нарушений слоговой структуры слова.

Чтобы ребёнок перестал менять и переставлять слоги педагоги используют двухэтапную методику.

  1. Подготовительный этап. Занятия включают вербальный и невербальный материал. Основная задача этого этапа заключается в развитии у ребёнка чувства ритма, которое позволит ему лучше усваивать слоговую структуру слова.
  2. Коррекционный этап. Педагог работает с речью ребёнка, используя вербальный материал. Применяются различные игры со словами и задания. Состав программы зависит от того, в каком возрасте малыш меняет и переставляет слоги.

Очень важно регулярно водить ребёнка на занятия с педагогом-логопедом. Если малыш переставляет местами слоги, то родители должны принимать непосредственное участие в коррекции. Существует множество несложных игр и заданий для домашних занятий с ребёнком.

Прогноз и профилактика

Если ребёнок меняет слоги в словах, то работа по коррекции может отнять много времени и сил. Мгновенных результатов ждать не стоит. Очень важно вовремя заметить, что ребёнок начал переставлять местами слоги. Желательно начать коррекцию как можно раньше. Прогноз при этом очень благоприятный.

Профилактические меры такие же, как и при других проявлениях ОНР. Чтобы малыш не начал переставлять местами слоги, родители должны внимательно следить за его развитием речи. Рекомендуется заниматься с раннего возраста.

Если ваш ребёнок меняет слоги в возрасте 4-5 лет, то обратитесь за помощью в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Квалифицированные педагоги проведут диагностические тесты, установят степень ОНР и подберут корректирующую программу.