Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Психологические игры. Игровая психотерапия

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения».
- Платон (427 − 347 до н. э.)

Почему-то уже в школьном возрасте этот один из самых эффективных методов обучения забывается, и человек практически не возвращается к нему больше никогда.

В чем обучающий и терапевтический эффект игры (игротерапии)? В том, что действие происходит «понарошку», можно отбросить довлеющие социальные роли и побыть самим собой .

Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто учасвствует в игре, взрослым или детям, прожить жизнь и познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, целям, здоровью, финансам…

Игровая терапия выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета — ситуации, формат которой задается самой игрой.

В психотерапевтических играх задача человека (взрослого или ребенка) прожить жизнь, но не просто прожить, а достичь определенной цели, то есть «осветить» свою жизнь высшим смыслом.

Виктор Франкл в свое работе «Человек в поисках смысла» утверждает: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.»

Нельзя не согласиться с великим психологом и психиатром, прошедшим ад концентрационных лагерей. Потеря человеком смысла жизни , является чуть ли не главной потерей в жизни.

В наше время забота государства, развитие цивилизации отодвинуло такие важные в прошлом задачи, как выживание, добыча пропитания, крыши над головой, забота о сохранении потомства на второй план. Современный уровень развития здравоохранения, социальной поддержки позволяет не концентрироваться на нижних уровнях пирамиды А. Маслоу. И перед человеком встает проблема, а ради чего собственно жить? Что является движущей силой в жизни.

Игротерапия дает каждому шанс задуматься о смысле жизни , о том, для кого, для чего человек живет и зачем.

Кроме этого в игровой терапии человек решает множество задач, коррелирующих с реальностью жизни , отношение к семье, к работе, к духовному развитию и так далее.

Игровая терапия (игротерапия)

Всем нам хочется в этой жизни стать счастливыми , но у каждого понятие «счастье» свое и состоит из многих частей и сфер жизни: семья, работа, здоровье, саморазвитие, любимые дела, хозяйство, материальные блага и прочие сферы.

В каждой из этих сфер есть цели – то что мы пока не имеем, но хотим иметь в будущем. Все цели объединены общей целью – того, ради чего стоит жить, того, что дает радость жизни. И конечно, желаемое хочется иметь уже в ближайшем будущем. И хочется, чтобы сам путь достижения целей был приятным, чтобы нам сопутствовала удача и везение.

Но иногда, мы делаем много действий, тратим много сил и времени на работу, реализацию желаемого, а ОНО не приближается или что самое печальное может стать еще хуже.

Хочется в эти моменты совершить переход на качественно новый уровень жизни, перелететь из текущей реальности в новую желаемую. А для этого необходимо совершить трансформацию сознания, переключиться на новые ритмы жизни, подготовить себя к новому.

С помощью игровой терапии можно построить свое будущее, проанализировать, отрепетировать, отыграть, тем самым стать готовым к изменениям, открыть двери своего потенциала.

Отыгрывание своего будущего напоминает подготовку спортсменов, актеров, танцоров перед выступлениями. Чем качественнее репетиции и тренировки, тем лучше результат.

Везение – чаще всего это результат эффективного использования всех ресурсов человека: интеллектуальных, энергетических, талантов, интуиции, связей, времени за счет натренированности.

Кроме этого игротерапия дает богатую пищу для ума ведущему-психологу, в игре человек проявляет свои ведущие паттерны поведения. Правильно подготовленный ведущий может видеть стереотипы человека, мешающие быть успешным, добиваться своих целей, в том, числе таких важных, как найти работу, завести семью и так далее, то есть увидеть градиент развития человека, помочь сформулировать насущные задачи текущего момента.

Игротерапия, психотерапевтическая игра, как и сказкотерапия и другие арт-терапии, — это динамическая проективная методика, и как любая проективная методика она требует осторожного подхода к интерпретации увиденного, высокого профессионализма ведущего-психолога.

Конструктивные психотерапевтические игры и игротерапия в целом, и какая-либо конкретная игра в частности – новый, инструмент психодиагностики и психокоррекции личности человека. Это безусловно перспективный и эффективный инструмент обучения различным ролевым моделям поведения, адаптации к быстро меняющейся среде социума.

Развивающие игротехнологии представляют собой пример ролевой игры, которая обладает развивающим эффектом, обеспечивает эмоционально насыщенное общение.

Среди целей многих терапевтических игр можно выделить: формирование навыка самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке; быстроты адаптации к постоянно изменяющимся условиям; мобильности в процессе принятия решений; умения анализировать ситуацию; развитие коммуникативных навыков и т. д. Жестко заданного сценария у игр, как правило нет, каждый игрок выбирает свой вариант развития событий.

Игра разворачивается в виртуальном, игровом пространстве. Все это требует от игроков конструктивности, применения логического мышления, фантазии, быстроты реакции.

Игра (игротерапия) выступает, таким образом, как активный творческий процесс межличностного взаимодействия участников в группе, включая в себя развитие, обыгрывание некого сюжета – текущей жизненной, например проблемной ситуации человека.

В процессе игровой терапии участники-игроки осуществляют поэтапный поиск решения, приходят к нему, учатся взаимодействовать друг с другом, что способствует не только сплочению группы, но и формированию необходимых навыков общения, адекватных для социализации в обществе.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре , обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление , в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн . Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд - способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию , как ответвление Юнгианской школы психоанализа .

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

  • Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. - С-Пб., Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. - М., Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. - С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. - М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. - М., Апрель-Пресс, 2007 г, 416 стр.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н. М. - Т.: Медицина, 1979. - 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224
  • Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом журнал «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» № 1 (2) 2004
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Игровая кампания
  • Игровка (Янаульский район)

Смотреть что такое "Игровая психотерапия" в других словарях:

    ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Игровая психотерапия - Метод психотерапии, использующий естественную потребность ребенка в игре, являющуюся важной составной частью гармонического его развития (навыков, воображения, самостоятельности). Применяется как самостоятельная методика и в комплексе с другими… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Игровая психотерапия - (play therapy) использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психотерапия групповая - использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. П. г. может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и… … Большая психологическая энциклопедия - психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными… … Энциклопедия Кольера

    Психотерапия (psychotherapy) - П. это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих… … Психологическая энциклопедия

    ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ - вид психотерапии, при котором в лечебных целях используются специально подобранные игры, в т.ч. подвижные игры различной интенсивности … Психомоторика: cловарь-справочник

искусства, в том числе профессионального, например, в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, А. С. Пушкина и др.

Народная игровая культура есть выражение внутреннего духовного мира народа (римские сатурналии, средневековые карнавалы, русские игрища). Важнейшие атрибуты игры – юмор, смех, пародия, гипербола.

Игра выполняет компенсаторную функцию – компенсирует человеку внешнюю необходимость жизни с ее императивностью (обязательностью), строгой иерархичностью и жесткой структурированностью.

«Человек разумный» занимается игровой деятельностью посредством языка, искусства, коммуникации, поэтому он всегда «человек играющий».

Повторим еще раз мысль И. Ф. Шиллера:

«Человек <…> бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

3.5. Другие культурологические концепции

Возникновение и становление футурологии

В мировой культурологии активно разрабатываются футурологические идеи будущего развития культуры и цивилизации.

Прогрессирующее развитие науки и техники в XX веке утвердило веру в прогресс. Но так ли он бесконечен? Не имеют ли технические возможности «принципиальный предел»? Разрешимы ли глобальные проблемы человечества?

На эти и другие вопросы пытается ответить футурология (от лат.futurum : будущее +logos : слово, учение, наука). Это своего рода история, но история не прошлого, а предполагаемого будущего.

«Без осознания будущего, – считал Карл Ясперс, – вообще не может быть философского осознания истории».

Научно обоснованное предсказание (прогноз) является неотъемлемой функцией любой научной дисциплины. С 1973 года существует Всемирная федерация исследований будущего, в

которую входит ряд прогностических научных обществ, в том числе Исследовательский комитет по футурологии Международной социологической ассоциации.

В настоящее время при конгрессе США существует четыре структурных подразделения, непосредственно ведущих футурологические исследования и долгосрочные прогнозные разработки:

Бюро анализа проблем будущего.

Футурологическая группа Исследований службы Конгресса США.

Управление суммарных оценок. Управление оценки технологии.

Главным предметом прогностического изучения в футурологии являются тенденции развития научно-технической революции (НТР) и ее последствия, перспективы развития общества.

Термин «футурология» был предложен в 1943 году немецким социологом О. Флехтхеймом в качестве названия некоей «философии будущего». Его идея нашла широкий отклик в научной среде. Во второй половине ХХ столетия «наука о будущем» стала очень бурно развиваться.

О. Шпенглера.

В начале 1960-х годов термин «футурология» получил распространение на Западе в смысле «истории будущего», «науки о будущем».

Футурология в широком значении – совокупность представлений о будущем Земли и человечества; в узком – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики.

В западной футурологии выделилось несколько течений, в том числе апологетическое, реформистское, леворадикальное и др.

В 1960-е годы преобладало апологетическое направление,

которое опиралось на разного рода технологические теории постиндустриального общества, сводившие социальный прогресс общества только к росту уровня технико-экономического развития

доказывали неизбежность катастрофы «западной цивилизации» перед лицом научно-технической революции (НТР) (А. Ускоу и др.).

В начале 1970-х годов на передний план выдвинулось течение, которое выступило с концепцией неизбежности«глобальной катастрофы» при существующих тенденциях развития общества. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб1 , включающий видных западных ученых, политиков, бизнесменов. По его инициативе развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования вычислительной техники, анализируются экологические последствия развития техногенной цивилизации.

Участники этих исследований и другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них стали развивать идеи социального пессимизма (Д. Медоуз, Дж. Форрестер, Р. Хейлбронер), а другие («технооптимисты») пытались доказать возможность избежания катастрофы с помощью «оптимизации» общества (Э. Ласло, М. Месарович, О. Тоффлер, А. Эррера).

Идейной базой технологически детерминированной футурологии стали работы американских социологов У. Ростоу и Д. Белла. Первый заложил основы современной теории индустриального общества, а второй вывел из нее теорию постиндустриального, или информационного, общества.

По мнению У. Ростоу, индустриальное общество приходит на смену традиционному. Вследствие использования возможностей, порождаемых современной наукой и техникой, аграрное производство традиционных обществ было заменено индустриальным. В свою очередь, на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Главенствующую роль в новом укладе будет играть не индустриальное производство, а информация.

1 Подробнее о Римском клубе см. раздел 4.6 «Цивилизация и глобальные проблемы человечества».

Широчайшее распространение на Западе получила концепция «шока от столкновения с будущим», выдвинутая американским футурологом О. Тоффлером. Отвергая теории «индустриализма», Тоффлер остается на позициях социального пессимизма в отношении экологического будущего планеты. Выход из создавшегося положения Тоффлер видел в развитии «информационного общества».

Ученые все чаще говорят о необходимости глубокого целенаправленного изучения экологической и других глобальных проблем человечества не только в комплексе природных, технических, но и социокультурных факторов. В современной футурологии обозначилисьаксиологические (ценностные) иэкоаксиологические течения. Их представители, основываясь на анализе структуры и динамики изменения ценностей, пытаются проследить альтернативные пути социально-экономического развития, исходят из того, что тщательный учет систем ценностей и их возможных смещений в будущем может служить необходимой предпосылкой любого комплексного социального прогноза. (Взаимосвязь между экономикой и культурой была раскрыта в работах крупнейшего американского социолога Даниэла Белла.)

Данный подход получил развитие в целом спектре «стратегий выживания» последних лет, основанных на концепции «реформ сознания человечества». Не случайно главное, за что ратовал создатель Римского клуба А. Печчеи, – это качественный скачок в человеческом мышлении. Такой скачок он называл «человеческой революцией» и подчеркивал, что ее осуществление возможно только через развитие и совершенствование самого человека.

Один из самых активных членов Римского клуба Э. Ласло в книге «Прыжок в будущее: строя завтрашний мир сегодня» также обосновывает тезис о том, что кризисные явления современного мира являются прямым следствием доминирующей системы ценностей на Западе (принцип «laisser faire» (вседозволенность), культ эффективности, экономическая рациональность (все может быть измерено в деньгах), технологический императив (все, что может быть сделано, должно быть сделано) и др.) .

Это говорит о том, что большинство западных ученых попрежнему продолжают оставаться на позициях гуманизма, и возлагают надежды на некую «духовную революцию», результатом

Проведение игр и обучение социальным ролям , согласно исследованиям в области психологии развития, имеет важное значение для формирования личности у детей (Oerter, Montada). Освоение социальных ролей, например полоролевого поведения, происходит в ходе динамичного, нередко полного конфликтов процесса, в основе которого лежат более или менее фиксированные, направленные на ребенка ролевые ожидания в семье, в школе, в кругу друзей, а позднее в профессиональной сфере и в партнерских отношениях (см. Remschmidt).

При этом углубляющиеся и продолжительные конфликты могут приводить к трудностям социальной адаптации, нарушениям поведения в семье или в школе вплоть до развития психопатологической симптоматики. В таких случаях особенно эффективным методом терапии могут быть ролевые игры. Их можно проводить как индивидуально, так и в группах. В отличие от разговорной терапии для этого метода характерны активные действия и систематические упражнения.

Ролевые игры могут использоваться как дополнительные элементы в рамках других форм терапии (поведенческой терапии, семейной терапии, разговорной терапии), а также как дидактический метод (в школе и высших учебных заведениях, при супервизии и в балинтовских группах). Наконец, ролевые игры могут успешно интегрироваться в процесс игровой терапии с детьми. При этом, например, хорошо зарекомендовал себя способ представления и переживания определенных конфликтов с помощью фигур сцено-теста, цель которого в том, чтобы путем совместного анализа привести пациента к пониманию сути конфликта и возможностей альтернативных способов поведения.

Такие способы можно вырабатывать и закреплять во время индивидуальных или групповых сеансов терапии, чтобы в конечном итоге перенести их на конкретные повседневные ситуации (см. Muller-Kuppers).

Различные формы ролевых игр

Различают следующие формы ролевых игр :
групповые;
спонтанные;
конфликт-центрированные;
личностно-центрированные;
тематически-центрированные;
игры в рамках тренинга уверенности в себе;
игры в рамках семейной терапии;
игры в рамках индивидуальной игровой терапии.

Групповые игры особенно подходят для начала серии групповых терапевтических занятий, чтобы с помощью этого метода добиться доверия пациентов, исчезновения у них страха и сопротивления при распределении ролей. При этом для групповой интеграции выгодно, чтобы по возможности все участники терапии получили роли. Особенно хорошо подходят для этого сказки: они, как правило, хорошо известны, и поэтому при их использовании групповая игра может не состояться лишь при каких-то неблагоприятных обстоятельствах. После соответствующей инструкции члены группы получают задание распределить между собой роли и под скрытым руководством терапевта инсценировать сказку. Уже в ходе обсуждения отдельных ролей и их распределения можно получить важные сведения о групповых динамических процессах и индивидуальных проблемах, которые могут быть использованы в психотерапевтических целях.

Например, отчетливо выявляется нежелание отдельных участников выступать в определенных ролях , идентифицировать себя с конкретными персонажами; некоторые пациенты пытаются получить те роли, которые демонстрируют власть и высокий социальный статус. При инсценировке в отличие от театральных постановок речь идет не о жестко определенной ролевой структуре с выученным наизусть текстом. Гораздо желательнее, чтобы групповая игра предоставляла возможности для индивидуальной импровизации, повышающей спонтанность, готовность брать на себя большую ответственность, способствовать процессу обучения, учитывать потребности других участников группы.

В группах, уже прошедших определенный тренинг в ролевых играх , нередко возникают спонтанные игры (например, на семейные и школьные темы). Без целенаправленного руководства группа берет на себя исполнение ролевой игры в соответствии с социальной иерархией. Но если, например, нужно остановить выяснение отношений или хаотичные отступления от сюжета, которые могут возникнуть у детей, то требуется вмешательство терапевта.

Более структурированно протекает процесс при других формах ролевых игр . При конфликт-центрированных играх могут, например, разыгрываться темы и конфликты, возможные в самой терапевтической группе, в отделениях клиники, в школьных классах, семьях и других социальных группировках.

Можно, скажем, проработать конфликт , который часто повторяется в отделении клиники и состоит в том, что больные отказываются вставать после утреннего пробуждения. Они объясняют свое поведение тем, что их будят слишком рано или слишком резким тоном. Эта ситуация может быть представлена в ролевой игре; при этом один участник группы берет на себя роль представителя персонала, который должен по утрам будить пациентов. Другие члены группы разыгрывают роли других пациентов или самих себя. Проигрывание сцены утреннего подъема пациентов, когда больной, играющий роль представителя персонала, входит в комнату и громко кричит «Вставать!», может привести к тому, что пациенты откажутся выполнить это требование. Все участники этой ролевой игры могут заново пережить ту же сцену в терапевтической группе, где они - в отличие от реальной ситуации - имеют возможность сообщать о своих переживаниях и наблюдениях.

Возможно, пациенты придут к единодушному мнению, что с ними обращаются неправильно и что именно этим объясняется их сопротивление. Член группы, исполняющий роль сотрудника клиники, может со своей стороны выразить чувства, которые он испытывал при попытке разбудить пациентов. При этом может выясниться, что он действовал не из злостных побуждений, а просто выполнял свои обязанности в соответствии с режимом отделения и заботился о том, чтобы не было опозданий (к утреннему туалету, к завтраку, в школу). Пациенты могут с помощью этой ролевой игры понять, что в рамках совместной жизни в клиническом отделении требуется выполнять все правила общежития. Но результатом игры может стать и то, что пациенты будут вставать гораздо охотнее, если этого не станут требовать от них в столь резкой форме. Новое проигрывание этой сцены с изменением тона обращения (слово «вставать» произносят не как военную команду, а нежно и ласково) может привести к тому, что требование будет выполняться без возражений.

В результате такой конфликт-центрированной игры персонал отделения может получить информацию о необходимости соответствующих изменений.

При проведении индивидуально-центрированной ролевой игры в центре событий находится отдельный член группы. После его рассказа о собственных проблемах инсценируется ролевая игра с целью дать участникам возможность еще раз пережить те же конфликты под защитой психотерапевтических условий и в заключительном анализе выяснить возможности их разрешения. Полезна при этом психодраматическая техника «ролевого обмена», предполагающая при проигрывании определенных сцен выступление «протагониста» в роли других лиц из реальной жизни.

Выступление в роли близкого ребенку лица может быть очень эффективным. Например, проигрывание сцены семейного конфликта в подобной игре с обменом ролями дает возможность понять взаимосвязи между действиями и реакциями участвующих в этом лиц.

При тематически-центрированных играх группа выбирает определенную тему, важную для всех ее членов. Тематически-центрированный процесс имеет то преимущество, что каждый участник может лучше преодолеть свои страхи. Например, в групповой работе с подростками может выявиться трудность установления контактов с другими подростками. В ролевой игре может быть представлен собственный опыт пациентов. Это позволяет выяснить, какого рода трудности имеют место, причем другие члены группы или сам терапевт иногда вносят предложения по поводу изменений, которые могут быть полезны для установления контактов и испробованы в следующей фазе тренинга.

Ролевая игра является важным составным элементом «тренинга уверенности в себе» (см. Mattejat, Jungmann). При этом могут проигрываться сцены и апробироваться роли, реализация которых пациенту удается с трудом. Тренирующие ролевые игры могут помочь, например, больным с шизофреническим психозом. При этом в щадящих условиях в присутствии терапевта может проводиться тренинг повседневных навыков, таких, как умение делать покупки, спрашивать незнакомых людей о правильной дороге, покупать билет в кассе вокзала и т. п. (Bosselmann et al.).

Ролевые игры можно также использовать в семейной терапии (Innerhofer, Warnke). При этом можно разыгрывать, переживать и анализировать повторяющиеся сцены семейных конфликтов. Нередко приходится наблюдать, какое сильное воздействие оказывает на отдельных членов семьи обмен ролями. Например, ребенок с «нарушенным поведением» берет на себя исполнение роли наказывающего отца, а последний исполняет роль ребенка, и получает возможность почувствовать, что такое для ребенка наказание.

Ролевые игры можно с успехом использовать и в рамках индивидуальной терапии, например при затруднениях в обучении, выявляющихся в школе и связанных со специфическими нарушениями взаимоотношений между педагогом и пациентом. Ролевая игра может быть разыграна таким образом, что пациенту предоставляются возможности обучения, максимально близкие к реальности, причем терапевт принимает на себя роль учителя, постепенно подводит пациента к ситуациям, вызывающим у него чувство страха, и помогает ему путем преодоления такой ситуации испытать ощущение успеха. Этот собственный опыт, обучая преодолевать жизненные ситуации, ранее вызывавшие страх, стабилизирует самооценку.

Общий процесс ролевой игры

В групповой терапевтической ролевой игре можно выделить следующие фазы:
1) круговая беседа (выявление тем и конфликтов);
2) переход к игре;
3) распределение ролей;
4) фаза ;
5) ролевая обратная связь, т. е. рассказ о переживаниях;
6) вербальный анализ ролевой игры;
7) сообщение о понимании конфликтов;
8) проработка и апробация альтернативных способов переживания и поведения.

За круговой беседой, в которой выкристаллизовываются тематика группы или конфликты отдельных членов группы , следует переход к игровой фазе. Для группы, с доверием воспринимающей метод ролевой игры, требуются лишь некоторые пояснения, чтобы заняться распределением ролей и перейти к фазе игры. При этом участники исполняют полученные роли в рамках более или менее жесткого сценария совместных действий. После окончания игровой фазы должна быть реализована ролевая обратная связь. Участники описывают свои переживания в фазе игры при исполнении своих ролей. Так как их действия не всегда поддаются сознательному контролю и могут вызвать сильные эмоциональные проявления, не исключены острые декомпенсации.
При этом задача терапевта состоит в их предупреждении путем стабилизирующих воздействий и предвидения возможных ситуаций. Это может произойти и при анализе разыгрываемой ситуации. При этом вновь прорабатываются индивидуальные переживания пациентов, чтобы помочь им увидеть возможность альтернативных чувств и способов поведения. В заключительной фазе может проводиться регулярный тренинг альтернативных форм поведения.

Игротерапия – это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят , песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи!индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает через .

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от , выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

— моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

— трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

— вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

— организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

— организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

— выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия для детей

Игра является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у индивида на протяжении жизни. С помощью игры происходит развитие моторных функций и когнитивных способностей у ребенка. Также она является главным методом обучения для ребенка. Для детей игра представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего она выполняет и функцию социализации. Кроме этого в игровом процессе ребенок естественно отыгрывает зарождающиеся в нем негативные эмоции.

Игротерапия являет собой ответвление , оказание помощи и достижение психологического комфорта индивидом посредством игровой деятельности. Она представляет собой довольно эффективный коррекционный метод для работы с малышами, имеющими абсолютно разные психические особенности. Данный метод не рекомендуется практиковать в работе с индивидами, страдающими полным или неконтактной!шизофренией. Игровую терапию применяют:

— при травмах психологического характера, связанных с разводом родителей;

— для улучшения успеваемости детей при трудностях в учебе;

— для коррекции агрессивного и тревожного поведения;

— для профилактики и лечения различных фобий, детских страхов;

— при умственной отсталости и задержках в психическом развитии для ускорения развития;

— при заикании и многих других проблемах.

При выборе методов игротерапии нужно исходить из требований конкретных целей коррекционного воздействия и из того, насколько устойчивы показатели результативности воздействия на индивида именно игровой терапии.

В качестве параметра эффективности игротерапии учитывается устремленность детей к поддержанию коммуникаций и взаимодействию с окружением в коллективе. Это проявляется в позитивных личностных трансформациях, сдвигах, проистекающих в самосознании, улучшении психоэмоционального самочувствия, положительной динамике интеллектуального развития вследствие снятия эмоциональной тревожности и напряжения. Так, например, игротерапия общения заключается в занятиях подвижного характера, которые помогают выстраивать положительные, эмоционально теплые взаимоотношения с детьми. Занятия игротерапией не требуют специфического оборудования, а ее техники носят больше интуитивный характер.

М. Панфилова, разработчик методов игротерапии, доказала, что посредством игр малыша можно обучить правильному построению диалога, снизить его гиперактивность. Игротерапия Панфилова представляет собой комплекс современных психотерапевтических методик, состоящий из игровой терапии, сказкотерапии, метода беседы, арт-терапии, телесной терапии, элементов психодрамы, жетонной терапии и др.

Виды игротерапии

Основные виды игротерапии можно классифицировать в зависимости от теоретического подхода к психологии. Игровую терапию применяют в психоанализе и в отечественной психологической науке. Также различают игротерапию отреагирования и построения отношений, примитивную игровую терапию. В соответствии с формой организации деятельности игротерапия бывает индивидуальной и групповой. По структуре применяемого в ней материала выделяют игротерапию и с неструктурированным материалом.

М. Кляйн полагала, что при помощи анализа можно ликвидировать или, во всяком случае, оказать благотворное воздействие на расстройство психического развития детей. Наряду с этим анализ оказывает благоприятное воздействие и на формирование здорового ребенка, а по прошествии времени станет важным дополнением воспитания. Игра в психоанализе рассматривалась в качестве условной деятельности, в которой индивид, будучи освобожденным от запретов и прессинга со стороны общественного окружения при помощи игрушек и игровых манипуляций с ними, проигрываемых ролей, проявляет бессознательные всплески и влечения в специфической символической форме.

Идеи игротерапии, центрированной на пациенте, изучены и расширены В. Экслайном и К. Роджерсом. Задача такой психотерапии заключается не в изменении и переделывании индивида, обучении его каким-то особенным поведенческим навыкам, а в предоставлении ему возможности стать самим собой. Игровой психотерапевт не старается вырастить индивида, а каждому формирует оптимальные условия для роста и личностного развития.

В едином смысле задачи игротерапии, центрированной на личности, сообразуются с внутренней устремленностью индивида к . Непременным условием, нередко полностью выпускаемым из вида, является обеспечение позитивного опыта роста малышу в присутствии взрослого, понимающего и поддерживающего его, вследствие чего у ребенка зародится возможность обнаружения в собственной персоне внутренних сил. Наряду с этим задачей коррекции, ни при каких условиях не должна быть непосредственная трансформация личности индивида, так как постановка такой цели будет означать отвержение личности индивида такой, какой она является, и противоречить исходному утверждению клиент-центрированной психотерапии – безусловного принятия субъекта. Коррекционная работа, должна быть целенаправленна на утверждение индивидуального «Я» личности, ее самоценности.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Средства игротерапии

Игровой процесс активизирует ресурсы, раскрывает личностный потенциал и способствует росту. Самовыражение посредством игры непосредственно связано с упрочением психического здоровья индивида и может рассматриваться в качестве значимого фактора психокоррекционного воздействия. Однако наряду с этим психокоррекционный потенциал игрового процесса сегодня при всей его бесспорности применяется в практической психологии недостаточно.

Игровая психотерапия представляет собой редкостный опыт для социального развития и психического здоровья малыша при этом, открывая ему возможность вступить в индивидуальную взаимосвязь с взрослым. Это может быть психотерапевт, педагог, психолог, родители и др. Игровые действия активизируют образование произвольных психических процессов, способствуют развитию интеллектуальной деятельности и воображения, ведут к совершенствованию опорно-двигательного аппарата и волевой активности, к переходу малыша к мышлению представлениями, развитию речи.

В ходе определения функций игровой деятельности нужно выходить из ее важности для коррекционного и развивающего взаимодействия наставника с детьми и способствования развитию доверительных взаимоотношений наставника с родителями. Вследствие чего и происходит разработка и выбор средств, специфических приемов игровой терапии, сосредоточенных на установлении позитивного эмоционального отношения малышей к взрослому наставнику, образование контактов и взаимоотношений между ними для преодоления необщительности, низкого уровня самооценки, замкнутости и фобий.

Игротерапия позволяет установить тесный терапевтический контакт психотерапевта с родителями детей в самых разнообразных видах и конфигурациях, начиная с консультирования и заканчивая тренингами родительских групп. В качестве средств игровой терапии можно выделить разнообразные подвижные игры, лепку и рисование, игры с песком или куклами, игротерапию общения и др.

Игротерапия общения отлично зарекомендовала себя при коррекции коммуникативной сферы дошкольников. В ней могут применяться различные игровые средства и неигровые приемы, обучающие предупреждению конфликтных ситуаций, направленные на улучшение взаимопонимания и контроль собственного поведения.

Средства игротерапии призваны моделировать действительность, что предоставляет возможность малышу переживать ощущение счастья, успеха, удачи, позволяет раскрыть собственные физические и интеллектуальные способности. В условиях игры выражается личность детей.

Среди наиболее успешных видов игротерапии можно выделить куклотерапию за счет ее образности, наглядности и материальности, вследствие чего происходит более глубокое вхождение ребенка в игровую реальность, и игру в дочки-матери. Излюбленное занятие абсолютно всех малышей – присваивать куклам имена реальных людей, окружающих их, или героев сказок, мультиков и др. Наблюдая за игрой ребенка, родители могут понять, что его беспокоит, что ему нравится, что вызывает злость.

Сегодня с успешностью также применяется шахматная и музыкальная игровая терапия. Эти средства терапии были разработаны для решения нескольких задач одновременно: для понимания малыша, воздействия на детский разум, на его эмоции и чувства. Еще в арабских племенах шахматы считались наилучшим методом лечения нервных болезней. Сегодня вряд ли найдутся желающие оспорить благотворное влияние классической музыки на человеческий организм.

Игра в наше время стала лучшей практикой, способствующей развитию ребенка вне зависимости от его интеллектуальных и физических возможностей. Ведь при помощи игры ребенок обучается правильной речи, учится размышлять и самостоятельно принимать некоторые решения.

Песочная игротерапия

Сегодня в процессе применения традиционных и нетрадиционных способов коррекции все большей популярностью пользуются специальные методики, одной из которых является песочная игротерапия. Ее принципы довольно просты и незамысловаты. Ведь игры на песке представляют собой один из видов естественной деятельности малыша. Воздействия их носят обучающий, познавательный и проективный характер.

Принцип песочной терапии впервые был предложен К. Юнгом. По его мнению, игры с песком направлены на высвобождение заблокированной энергии и активизацию способности к самоисцелению, которые изначально заложены в индивиде. Фундаментальность постулата песочной игротерапии лежит в переносе на область песочницы фантазий и переживаний индивида, в самостоятельном контроле собственных импульсов и их выражении в символичной форме.

Задача песочной психотерапии, как и любого другого средства игротерапии, лежит не в трансформации личности индивида, а в его обучении специальным навыкам поведения и предоставлении возможности ему быть таким, каким он себя видит.

Песочная игротерапия – наиболее плодотворный и результативный метод в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития. У таких детей часто вырабатывается множество комплексов (например, комплекс неполноценности или неуверенности в себе), вследствие наличия психических проблем. Именно поэтому следует уделять больше внимания психоэмоциональной сфере детей.

Метод песочной психотерапии направлен на развитие эмоций, фантазии, тактильных ощущений, мелкой моторики, связной речи. Данный метод игровой терапии показал себя наиболее действенным при коррекционной работе со страхами, тревожностью, замкнутостью, агрессивностью, гиперактивностью.

Малыш в процессе игры с песком проявляет самые глубокие эмоции, переживания, тревоги, освобождается от фобий, вследствие чего пережитое не преобразуется в психическую травму. Песочные игры предоставляют детям опыт самостоятельного разрешения конфликтных ситуаций, совместного преодоления трудностей, способствуют к сплочению, учат слушать окружающих и слышать их. Такие игры помогают поглубже познать окружающий мир, вырабатывают первые математические представления, учат гармоничной работе рук и глаз.

Основополагающий принцип игрового процесса на песке заключается в создании специфических стимулирующих условий, при которых ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет выразить свою творческую активность. Еще одним не менее значимым принципом терапии является «проживание» в реальности, т.е. проигрывание различных ситуаций совместно с героями сказок. Так, например, ребенок, играя роль спасителя принцессы, будет не просто предлагать различные выходы из нелегкой ситуации, но и будет реально разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.