Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Трагедия подводных лодок. Шесть подводных лодок, погибших при невыясненных обстоятельствах

(Трагическая хроника атомной эпохи по отечественным и зарубежным публикациям)

На судоремонтных заводах

10 февраля 1965 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Произошёл неконтролируемый пуск реактора на советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-11 «Ленинский комсомол», находившейся на судоверфи. При перегрузке активной зоны кормового ядерного реактора случился выброс радиоактивной паровоздушной среды. В реакторном отсеке начался пожар, который решили потушить забортной морской водой. С помощью пожарных машин туда залили до 250 тонн воды, которая распространилась в соседний и кормовые отсеки через выгоревшие уплотнения. Чтобы избежать затопления АПЛ, радиоактивную воду откачали за борт - прямо на заводской акватории. Переоблучились семь человек. Аварийный реакторный отсек позже был вырезан и затоплен в заливе Абросимова у восточного побережья острова Новая Земля на глубине 20 метров (Осипенко, 1994).

Радиационная авария на АПЛ К-140 «Навага», находившейся на ремонте. После проведения модернизационных работ произошел несанкционированный выход ядерного реактора левого борта на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. В результате активная зона и реактор были выведены из строя. Отсек с отработавшим ядерным топливом вырезали и затопили в районе Новоземельской впадины (Осипенко, 1994).

На строящейся АПЛ К-329 произошел неконтролируемый пуск ядерного реактора, на котором в это время отсутствовали съемный лист прочного корпуса и блоки сухой биологической защиты. Самопроизвольная цепная реакция продолжалась 10 секунд. В момент аварии в цехе находились 156 человек. Общий выброс радиоактивных продуктов составил около 25 тыс. Ки (из них -1 Ки попал непосредственно в цех). В ликвидации последствий аварии принимали участие 787 человек (Птичкин, 1995).

30 ноября 1980 года. СССР, Архангельская область, г.Северодвинск, судоремонтный завод «Звездочка»

Авария на советской АПЛ К-162 «Анчар». Рабочие в процессе ремонта подводной лодки использовали непроверенные чертежи и перепутали фазы электропитания. Положение, можно сказать, «спас» разрыв компрессора главного насоса, в результате которого несколько тонн слаборадиоактивной воды попало в необитаемое помещение. Активная зона реактора была выведена из строя (Greenpeace, 1994).

10 августа 1985 года. СССР, Уссурийский залив, бухта Чажма, судоремонтный завод «Звезда»

Случилась самая тяжелая радиационная авария за все время существования отечественного атомного флота. На АПЛ К-431, находившейся у пирса судоремонтного завода «Звезда», из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл взрыв. В результате была выброшена сборка со свежезагруженным ядерным топливом и начался пожар, продолжавшийся 2,5 часа. Сформировался радиоактивный шлейф полосой в 5,5 километра, который пересек полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышел к побережью Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30 километров. Суммарная активность выброса составила около 7 мКи. В ходе аварии и при ликвидации ее последствий повышенному облучению подверглись 290 человек. Десять человек погибли в момент происшествия, у десяти была определена острая лучевая болезнь, у 39 - лучевая реакция (Радиационное наследие, 1999; Сивинцев, 2003).

Под водой

Первая серьезная авария на ядерной энергетической установке советской атомной подводной лодки. На АПЛ К-8 произошел разрыв парогенератора с утечкой радиоактивного пара и гелия. Начался разогрев реактора. Система проливки его водой оказалась в нерабочем состоянии. Срочно смонтировали аналогичную нештатную систему, что позволило избежать оплавления активной зоны. Вся АПЛ была загрязнена радиоактивными газами. Наиболее пострадали 13 человек, дозы их облучения составили 180-200 бэр (Осипенко, 1994).

Авария на советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту. В результате разгерметизации первого контура ядерной энергетической установки возникла угроза теплового взрыва. После всплытия субмарины команда из шести человек смонтировала нештатную систему проливки реактора водой для его охлаждения. Спустя некоторое время она отказала. Все члены команды получили дозы облучения от 5 тыс. до 7 тыс. бэр.

Новая команда из трех человек восстановила эту систему и также получила значительные дозы облучения. Вскоре после аварии восемь из девяти подводников-ликвидаторов умерли от лучевой болезни. Позднее, из-за высокой аварийности, сопровождавшейся гибелью членов экипажа, К-19 получила среди советских моряков зловещее прозвище - «Хиросима» (Черкашин, 1993;Черкашин, 1996).

В 160 километрах от мыса Код (штат Массачусетс, США) при испытательном погружении затонула американская АПЛ SSN-593 «Трешер». Все 129 членов экипажа погибли, а подлодка, распавшаяся за прошедшее время на несколько частей, находится на глубине 2590 метров (Хэндлер, 1998; KAPL, 2000).

В 650 километрах на юго-запад от Азорских островов на глубине 3600 метров затонула американская АПЛ SSN-589 «Скорпион». Существует версия, что на одной из торпед с неядерной боеголовкой неожиданно сработал механизм приведения её в боевое положение. Капитан подлодки принял решение избавиться от ставшего опасным снаряда и отдал команду произвести пуск. Выпущенная в открытый океан торпеда начала поиск цели, пока в прицеле ее самонаводящейся боеголовки не оказалась сама подводная лодка. Есть другая версия: якобы, во время испытательного запуска торпеды сдетонировал ее боевой заряд. Все 99 членов экипажа погибли. На борту находились две торпеды с ядерными боеголовками (Naval Nuclear Accidents, 1989; ИБ ЦОИ по АЭ, 1993).

Радиационная авария на советской АПЛ К-27 «Кит». Произошла утечка жидкометаллического теплоносителя, и он попал в ядерный реактор. Разрушилось более 20 процентов тепловыделяющих элементов. Все 124 члена экипажа оказались переоблучены. Погибли девять подводников. В 1981 году АПЛ с двумя реакторами с невыгруженным ОЯТ была затоплена в Карском море на глубине 30 метров (Морской сборник, 1993; Факты и проблемы, 1993).

Первую катастрофу потерпела советская АПЛ К-8, оборудованная двумя ядерными реакторами. 8 апреля почти одновременно в третьем и восьмом отсеках началось возгорание. Подлодка всплыла в надводное положение. Потушить пожар не удалось. Сработала аварийная защита реакторов, судно практически оказалось без электроэнергии. Оставшийся в живых экипаж был эвакуирован на его верхнюю палубу и на корабли, подошедшие на помощь.

11 апреля в результате потери продольной остойчивости подлодка затонула на глубине 4680 метров в 300 милях северо-западнее Испании. Она имела на вооружении две торпеды с ядерными боеголовками. Погибли 52 члена экипажа (Осипенко, 1994).

Советская АПЛ К-108 столкнулась с АПЛ ВМФ США «Tautog». По утверждению американских подводников, это произошло после того, как советская субмарина, уходя от преследования их атомной подводной лодки, совершила опасный маневр (американцы назвали её «Сумасшедший Иван»), а именно: серию нескольких внезапных поворотов (до 180°). Обе субмарины получили повреждения (Bussert, 1987).

Пожар в девятом отсеке советской АПЛ К-19 с баллистическими ракетами на борту в 600 милях северо-восточнее Ньюфаундленда. В десятом отсеке было загерметизировано 12 человек, которых удалось спасти только через 24 дня. В результате аварии погибли 28 человек (Осипенко, 1994; Черкашин, 1996).

Советская АПЛ К-56 Тихоокеанского флота столкнулась с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Были затоплены второй и третий отсеки. Сработала аварийная защита ядерных реакторов. Лодку выбросило на Находкинскую отмель. Погибли 27 человек (Драмы, 2001).

В 130 километрах к юго-западу от острова Медвежий в Норвежском море после пожара под водой на глубине 1680 метров затонула советская АПЛ К-278 «Комсомолец»; 42 члена экипажа погибли. На своем вооружении субмарина имела две ядерные торпеды (по 3200 граммов плутония в каждой боеголовке). В 1990-1995 годы с помощью научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и двух обитаемых глубоководных аппаратов «Мир» было проведено обследование и выполнены работы по локализации радиоактивных материалов, находившихся в первом отсеке лодки в ядерных боеприпасах (Гладков, 1994; Гулько, 1999).

Сама по себе идея подводной лодки появилась ещё в XV веке. Пришла эта идея в гениальную голову легендарного Леонардо да Винчи. Но, опасаясь разрушительных последствий такого скрытного оружия, он уничтожил свой проект.

Но так всегда и бывает, если идея уже существует, то рано или поздно человечество ее воплотит. Уже больше полувека подводные лодки бороздят моря и океаны. И, конечно, периодически попадают в аварии. Особенную опасность в данном случае представляют атомные подлодки, оснащенные ядерными силовыми установками. Об их сегодня и поговорим.

USS Thresher

Первой затонувшей атомной подводной лодкой в истории стала американская USS Thresher, погибшая в уже далеком 1963 году. Построена она была тремя годами ранее и являлась первой в своем роде подлодкой типа «Трэшер».

10 апреля USS Thresher вывели в море, чтобы провести тестовые глубоководные погружения и проверить прочность корпуса. Около двух часов лодка погружалась и периодически передавала данные о состоянии своих систем в штаб. В 09:17 USS Thresher перестала выходить на связь. Последнее сообщение гласило: «… предельная глубина… ».

Когда ее нашли, то оказалось, что она развалилась на шесть частей, а все 112 челнов экипажа и 17 исследователей погибли. Причиной гибели лодки называют заводской брак в сварке корпуса, которые не выдержал давления, треснул, а попавшая внутрь вода вызвала короткое замыкание электроники. Расследование установит, что на верфях, где USS Thresher обслуживали был предельно низкий контроль качества, а кроме того, могли происходить сознательные диверсии. Это и стало причиной гибели подлодки. Ее корпус до сих пор покоится на глубине в 2560 метров к востоку от мыса Кейп-Код.

USS Scorpion

За всю историю Военно-морские силы США окончательно и бесповоротно потеряли всего две подлодки. Первой была упомянутая выше USS Thresher, а второй - затонувшая в 1968 году USS Scorpion. Подводная лодка затонула в Атлантическом океане недалеко от Азорских островов. Буквально через пять дней после аварии она должна была вернуться на базу в Норфолк, но на связь не вышла.

На поиски USS Scorpion отправились 60 кораблей и самолетов, которые нашли немало интересного, в том числе затонувшую немецкую подлодку времен Второй мировой войны. Но вот искомая лодка обнаружилась только спустя пять месяцев на глубине в 3000 метра. Весь экипаж из 99 человек погиб. Причины катастрофы до конца неизвестны, но есть версия на что на борту лодки могла взорваться одна из торпед.

USS San Francisco


А вот случай с американской лодкой USS San Francisco - это как раз история чудесного спасения. 8 января 2005 года в 675 километрах к юго-востоку от Гуама произошло столкновение. На глубине 160 м San Francisco столкнулась с подводной скалой.


Скала пробила балластные цистерны, так что судно могло очень быстро пойти на дно. Но общими усилиями команды удалось сохранить плавучесть и поднять USS San Francisco на поверхность. Корпус оказался не пробит, да и ядерный реактор не пострадал.

При этом были и жертвы. Девяносто восемь членом экипажа получили различные травмы и переломы. Помощник машиниста второго класса Джозеф Аллен умер от повреждений головы на следующий день.


Перейдем к советским подлодкам. Подводная лодка К-8, которая погибла в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года, стала первой подобной потерей советского флота.

Причиной гибели стал пожар в рубке гидроакустиков, который начал быстро распространяться по воздуховодам и угрожал уничтожить все судно. Но спас простой человеческий героизм. Когда моряки из состава первой смены главной энергетической установки осознали, что огонь продолжает распространяться, они заглушили ядерные реакторы и задраили все двери в другие отсеки. Сами подводники погибли, но не дали огню уничтожить подлодку и убить остальных. А ядерный реактор не сделал в океан радиационных выбросов.

Выживших моряков принял на борт болгарский теплоход «Авиор», который как раз проплывал неподалеку. В борьбе с пожаром погиб капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов и 51 член его экипажа.

К-278 «Комсомолец»


Вторая затонувшая советская атомная подлодка. К-278 «Комсомолец» тоже сгубил пожар, который вспыхнул на ее борту 7 апреля 1989 года. Огонь нарушил герметичность лодки, которая быстро наполнилась водой и пошла ко дну.

Моряки успели отправить сигнал о помощи, но из-за поврежденной электроники, его смогли принять и расшифровать только с восьмого раза. Некоторым членам экипажа удалось выбраться и выплыть на поверхность, но они оказались в ледяной воде. В результате катастрофы погибли 42 моряка, а выжили - 27.

К-141 «Курск»


О загадочной гибели подводной лодки «Курск», странном поведении российской власти и вопросах, на которые пока никто не дал ответы, мы уже писали . Поэтому сейчас остановимся на основных моментах.

2 августа 2000 года в 11:28 системы крейсера «Петр Великий» зафиксировали сильный хлопок, вслед за которым судно немного встряхнуло. «Курск» участвовал с крейсером в учениях Северного флота и спустя шесть часов должен был выйти с ним на связь, но пропал.


Спустя почти двое суток подлодку найдут на глубине 108 метров, уже на дне. Погибли все 118 членом экипажа. Причины гибели «Курска» и сейчас остаются до конца не ясны, так как официальная версия о пожаре в торпедном отсеке, вызывает слишком много вопросов.

Украина вне конкуренции

Если какой-то вывод и можно сделать из всех этих историй, так это понять, что работа у подводников суровая и опасная. А с любой опасной работой украинцы справляться умеют. Поэтому, несмотря на то, что пока у нас подводного флота нет, это дело времени. Как только у Украины появятся свободные ресурсы на его создание и развитие, он будет создан.

А уж крепких моряков, чьи предки-казаки доплывали на чайках аж до Турции, а отцы и деды служили на советских подлодках, у нас найдется в достатке. В героях у Украины обычно недостатка нет.

Затонувшие атомные подводные лодки СССР и России являются темой неутихающих дискуссий. За советские и постсоветские годы погибло четыре атомные субмарины (K-8, K-219, K-278, «Курск»). Затонувшая K-27 была затоплена самостоятельно в 1982 году в после радиационной аварии. Это было сделано потому, что АПЛ не подлежала восстановлению, а утилизация была слишком дорогой. Все эти субмарины были приписаны к Северному флоту.

АПЛ К-8

Эта затонувшая подводная лодка считается первой официально признанной потерей в атомном флоте Союза. Причиной гибели судна 12 апреля 1970 года стал пожар, возникший во время пребывания его в (Атлантика). Экипаж долгое время боролся за живучесть субмарины. Моряки смогли заглушить реакторы. Часть экипажа была эвакуирована на борт вовремя подошедшего болгарского гражданского судна, но 52 человека погибли. Эта затонувшая подводная лодка являлась одним из первых атомоходов СССР.

Субмарина К-219

Проекта 667А в свое время был одним из самых современных и живучих кораблей подводного флота. Он затонул 6 октября 1986 года из-за мощного взрыва баллистической ракеты в шахте. В результате аварии погибло 8 человек. Кроме двух реакторов, затонувшая подводная лодка имела на борту не менее пятнадцати и 45 термоядерных боеголовок. Судно было сильно искалечено, но продемонстрировало удивительную живучесть. Оно смогло всплыть с 350-метровой глубины со страшными повреждениями корпуса и затопленным отсеком. Атомоход затонул лишь спустя трое суток.

«Комсомолец» (K-278)

Данная затонувшая подводная лодка проекта 685 погибла 7 апреля 1989 года в результате пожара, который возник во время выполнения боевой задачи. Судно находилось неподалеку от (Норвежское море) в нейтральных водах. Экипаж шесть часов сражался за живучесть подводного корабля, но после нескольких взрывов в отсеках подлодка пошла ко дну. На её борту находилось 69 членов экипажа. Из них погибло 42 человека. «Комсомолец» был самой современной субмариной того времени. Его гибель вызвала большой международный резонанс. До этого затонувшие подводные лодки СССР не привлекали к себе столько внимания (отчасти из-за режима секретности).

«Курск»

Эта трагедия, наверное, является самой известной катастрофой, связанной с гибелью подводной лодки. «Убийца авианосцев», грозный и современный атомный крейсер, затонул на 107-метровой глубине в 90 км от побережья. На дне оказались заперты 132 подводника. Мероприятия по спасению экипажа оказались безуспешными. По официальной версии, атомная субмарина затонула из-за взрыва опытной торпеды, который произошёл в шахте. Однако в гибели «Курска» до сих пор остается много неясного. По другим версиям (неофициальным), атомоход затонул из-за столкновения с американской подлодкой «Толедо», которая находилась неподалеку, или из-за попадания пущенной с неё торпеды. Неудачная спасательная операция по эвакуации экипажа с затонувшего судна стала потрясением для всей России. На борту атомохода погибло 132 человека.

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.