Диагностика внимания у дошкольников
Таблицы Шульте.
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания. При проведении методики используют таблицы с цифрами (приложение А, рисунок 1). Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: "Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку". Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: "Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее.
Методика «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рисунок (приложение А, рисунок 2). Ребенок перед началом исследования получает инструкцию, «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик -- горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Оценка внимания детей 5-7 лет с помощью колец Ландольта.
Данная методика предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта (приложение А, рисунок 3) в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей». Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту .
Методика «Красно-черная таблица»
Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице (приложение А, рисунок 4) черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке. Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1. Затем ребенка просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем. Время выполнения фиксируется.
Методика «Найди отличия»
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания. Ребенку необходимо посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются. (приложение А, рис. 5) .
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут". (приложение А, рисунок 6)
Методика использования фигурных таблиц.
Методика использования фигурных таблиц для диагностики внимания у детей 6-7-летнего возраста. Инструкция ребенку. Ему надо посмотреть внимательно на фигурки и отыскать среди них три: флажок, треугольник и кружок. В треугольнике нужно ставить черточку (--), в кружочке -- крестик (+), в флажке -- точку (*). Следует спросить ребенка, как он понял задание. Дается сигнал к началу работы. Через 2 минуты таблицы собираются. (приложение А, рисунок 7)
Диагностика переключения и устойчивости внимания методом сложения чисел с переключением
Психолог предлагает испытуемому в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.
1 способ. Нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару чисел снова сложить аналогичным образом и т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2).
Например: 1461809001
II способ. Вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.
Например: 1223469425
Диагностика распределения внимания.
Педагог предлагает испытуемым следующие задания:
а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания;
б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь". Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д.
Некоторые упражнения и игры на развитие внимания
Игра «Снежный ком»
Первый ребенок называет свое имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и свое, затем мяч получает третий участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
«Слушай и исполняй»
Ведущий называет несколько действий, не показывая их. Разрешается повторить задание 1--2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в той последовательности, в которой они были названы ведущим.
* Повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять голову.
* Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
«Пуговицы»
На листке из тетради в клеточку по линиям клеток чертится квадрат в девять клеток и в любых клетках ставятся две пуговицы. Рассмотрев рисунок в течение примерно 3 секунд, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.
Игра «Запретное слово»
Ведущий задает вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:
Ты спишь в ванной?
Снег белый?
Ты умеешь летать?
Ты был на Луне?
Выводы
Познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Интенсивно растет словарный состав речи. Память носит непроизвольный характер. В возрасте четырех-пяти лет развиваются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Игра - создаёт условия для развития произвольной памяти, здесь запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Основным видом мышления, является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Развитие воображения отражается на развитии всей познавательной сферы. Оно обусловливает мыслительную деятельность, способствует расширению словарного запаса, развивает произвольность. Детское воображение отличается от воображения взрослых. Это связано с тем, что в основе воображения дошкольников лежит небольшой жизненный опыт, поэтому происходит своего рода перекомбинирование накопленной информации
Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т. е. опирается на интерес. После того как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т. е. управления им.
Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом. Основными характеристиками внимания, в том числе и произвольного, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие этих характеристик зависит от личностных и возрастных особенностей дошкольника.
Коррекционно-развивающие программы разрабатываются для повышения уровня развития основных характеристик произвольного внимания.
Экспериментальная деятельность проводилась на базе ДОУ № 90 г. Могилева (Республика Беларусь). В ней были задействованы дети старшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента была произвольно отобрана группа детей из 10 человек (6 девочек и 4 мальчика). Возраст детей от 5,5 лет до 6 лет.
Констатирующий этап.
Задачи: 1. выявить особенности переключения и распределения внимания детей экспериментальной группы;
2. определить объем внимания детей старшего дошкольного возраста.
Назначение констатирующего этапа эксперимента состояло в изучении переключения и распределения внимания дошкольников 6-7 лет.
При выборе методик, которые мы использовали в данной экспериментальной работе, мы особое значение придавали следующему аспекту: внимание, как психический процесс, являясь формой отражения действительности, нельзя поставить в один ряд с такими процессами, как восприятие, мышление, воображение и др. Перечисленные выше процессы имеют собственную содержательную характеристику, т.е. обладают предметным содержанием. Внимание же, особенно его высшие произвольные формы, обеспечивают единство отражаемого и отраженного, выступает как структурирующий фактор. С помощью внимания человек овладевает содержанием ощущений, восприятия, представлений, внимание проявляется как бы внутри этих процессов, но к ним не сводится. Все это создает определенные трудности для его изучения, в частности, при решении вопроса об отнесенности ошибок собственно внимание за счет того процесса, в который оно включено.
Учитывая эту особенность исследуемой функции, при экспериментальном изучении внимания обычно рекомендуется выбирать такую элементарную деятельность, которая не требовала бы специальных знаний и навыков и не содержала бы трудностей в процессах обеспечивающих эту деятельность.
Рассмотрев и изучив более 15 методик по исследованию внимания, мы пришли к выводу, что наиболее типичными методиками, удовлетворяющими этим условиям, могут служить диагностические методики соответствующей направленности, авторы которых Р.С. Немов, В.С. Мухина.
Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов).
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 1 прил. 1., и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
S = 0,5 x N- 2,8n: 120
где S -- показатель переключения и распределения внимания;
N -- количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
- 10 баллов -- показатель S больше чем 1,00.
- 8-9 баллов -- показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
- 6-7 баллов -- показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
- 4-5 баллов -- показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
- 0-3 балла -- показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
Выводы об уровне развития
- 10 баллов-- очень высокий
- 8-9 баллов-- высокий.
- 6-7 баллов-- средний.
- 4-5 баллов-- низкий.
- 0-3 балла-- очень низкий.
Эксперимент проводился на базе ДОУ № 90. В нем участвовало 10 детей. Анализируя результаты эксперимента, мы получили следующие результаты, которые представили в таблице № 1.
Таблица 1. Уровень развития переключения и распределения внимания.
|
Фамилия, имя детей
|
|
|
|
Количество баллов
|
Уровень развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В нашей экспериментальной группе обнаружены трое дошкольников с низким уровнем переключения и распределения внимания: Дима Ж., Олег Б., Вика Н.
Затем нами была проведена методика Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», предназначенная для оценки объема внимания старших дошкольников. Для этого используется стимульный материал (Приложение 1, Рисунок 1) Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу -- квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 3 прил. 1) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: 10 баллов
-- ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек. 8--9 баллов
-- ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек. 6--7 баллов
-- ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 4--5 баллов
-- ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 0--3 балла
-- ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
- 10 баллов -- очень высокий.
- 8-9 баллов -- высокий.
- 6-7 баллов -- средний.
- 4-5 баллов -- низкий.
Таблица 2. Уровень развития объема внимания.
|
Фамилия, имя детей
|
Количество точек
|
Количество баллов
|
Уровень развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализировав данные таблицы, отмечаем, что:
В нашей экспериментальной группе обнаружены трое дошкольников с низким объемом снимания: Дима Ж., Олег Б., Вика Н.
Соотнесем результаты первой и второй методики и составим сводную таблицу 3.
Таблица 3. Сводная таблица «Уровень развития внимания старших дошкольников»
|
Фамилия, имя детей
|
Методика 1
|
Методика 2
|
Итоговый уровень развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выше среднего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализировав сводную таблицу 3, отмечаем, что из 10 человек экспериментальной группы высокий уровень внимания показали - 4 человека, уровень выше среднего - 1 ребенок, еще 2 дошкольника средний уровень развития внимания, 3 дошкольника - низкий уровень развития.
По результатам диагностики нами был сделан вывод о том, что дети, набравшие низкий и средний уровень развития внимания нуждаются в коррекционной программе по улучшению своих показателей. Хотя средний уровень переключения и распределения внимания характерен для детей данного возраста и является нормой, мы включили в экспериментальную группу и Сашу Я., Дениса Г. Лену В., показавших средний уровень.
ГЛАВА II. Методики изучения внимания у детей дошкольного возраста.
2.1. Особенности диагностики внимания в детском возрасте
Психодиагностика свойств внимания детей б-7-летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.
В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.
Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом обследование ребенка-дошкольника занимает от 30 до 60 минут.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).
Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.
Работе психолога с ребенком никто не должен мешать.
Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:
предлагаемые задания и уровень их выполнения;
оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
возможности самостоятельного исправления ошибок;
характер контакта со взрослым;
отношение к выполнению заданий;
уровень активности при выполнении заданий.
2.2. Методики диагностики внимания
Найди и вычеркни
Цель:
диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.
Описание:
ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Оборудование:
рисунок с изображением простых фигур (приложение 1), часы с секундной стрелкой , протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.
Инструкция:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу «начинай». После этого ты продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».
Фиксируемые параметры:
t
- время выполнения задания; N - количество изображений предметов, просмотренных за все время работы, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал; n - количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).
Обработка результатов:
Вначале подсчитывается количество предметов на рисунку, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
S = (0.5N - 2,8n)/t,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N - количество просмотренных предметов; t
- время выполнения задания, мин; п
- количество допущенных ошибок.
По приведенной выше формуле определяются шесть показателей (для каждого 30-секундного интервала). Соответственно переменная t
в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения продуктивности и устойчивости внимания ребенка во времени.
При построении графика показатели продуктивности и устойчивости оцениваются (каждый в отдельности) по 10-балльной системе.
Баллы
|
Показатель 8
|
10
|
Выше 1,25
|
8-9
|
1 - 1,25
|
6-7
|
0,75 - 1
|
4-5
|
0,50 - 0,75
|
2-3
|
0,24-0,50
|
0-1
|
0-0,2
|
S
1,25 Зона очень высокопродуктивного внимания
1,00 Зона высокопродуктивного внимания
0,75 Зона среднепродуктивного внимания
0,50 Зона низкопродуктивного внимания
0,25 Зона очень низкопродуктивного внимания
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
Устойчивость внимания, в свою очередь, оценивается так:
10 баллов - все точки на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график напоминает кривую 1;
8-9 баллов - все точки в двух зонах аналогично кривой 2;
6-7 баллов - все точки в трех зонах, сама кривая похожа на график 3;
4-5 баллов - все точки в четырех зонах, а кривая напоминает график 4;
3 балла - все точки в пяти зонах, а кривая похожа на график 5.
Нормативы:
Баллы.
|
Продуктивность и устойчивость внимания
|
10
|
Очень высокая
|
8 - 9
|
Высокая
|
4 - 7
|
Средняя
|
2 - 3
|
Низкая
|
0 - 1
|
Очень низкая
|
Запомни и расставь точки
Цель:
определение объема внимания.
Описание:
ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками . И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки - нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование:
набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (приложение 2), часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках ».
Фиксируемые параметры:
t
- время выполнения; N - количество правильно воспроизведенных точек.
Объем внимания оценивается по 10-балльной системе:
Баллы
|
Воспроизведенные точки
|
10
|
6 и более
|
8 - 9
|
4-5
|
6 - 7
|
3-4
|
4 - 5
|
2-3
|
0 - 3
|
1
|
Нормативы:
Баллы
|
Уровень развития
объема внимания
|
10
|
Очень высокий
|
8 - 9
|
Высокий
|
6 - 7
|
Средний
|
4 - 5
|
Низкий
|
0 - 3
|
Очень низкий
|
Диагностика особенностей внимания
Цель методики:
определение эффективности внимания.
Описание методики:
ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Оборудование:
односюжетные картинки (приложение 3), стол, часы с секундной стрелкой, протокол.
Инструкция:
«Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые параметры:
время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.
Нормативы:
Уровень развития внимания
|
Время выполнения задания, мин
|
Кол-во названных отличий
|
Число ошибок
|
Очень высокий
|
1 - 1,5
|
15
|
-
|
Выше среднего
|
1,5 - 2
|
14 - 13
|
1 - 2
|
Средний
|
2 – 2,5
|
12 - 11
|
3
|
Ниже среднего
|
2,5-3
|
10 - 9
|
4
|
Низкий
|
3-3,5
|
8-6
|
7 - 5
|
Очень низкий
|
3,5-4
|
Менее 6
|
Более 7
|
Оценка уровня развития произвольного внимания
Цель:
выявление уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.
Описание методики:
ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1-м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе - зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе - зачеркивает во всех фигурках (приложение 6) нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.
Оборудование:
три листа: 1) изображение геометрических фигур (приложение 4); 2) образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз (приложение 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (приложение 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Инструкция:
«На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». - Первый этап.
«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». - Второй этап.
«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы . Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц». - Третий этап.
Во время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:
отвлекался от работы или нет;
как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
пытался ли проверять себя; если да, то как.
Фиксируемые параметры:
1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).
Обработка результатов:
Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6 - 7 лет, необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:
t = (t1 + t2 + t3):3
где t - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах; t1, - время заполнения карточки 4, t2 и t3 - карточек 5 и 6.
n = (n1+ n2+ n3):3
где n – среднее арифметическое количество ошибок; n1, n2, n3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.
Нормативы:
Уровень развития произвольного внимания
|
Время заполнения, t
|
Количество ошибок, п
|
Очень высокий
|
1 мин 15 с
|
-
|
Высокий
|
1 мин 45 с
|
2
|
Средний
|
1 мин 50 с
|
3
|
Ниже среднего
|
2 мин 10 с
|
6
|
Низкий
|
Более 2 мин 10 с
|
Более 6
|
Примечание.
Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу - это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается, и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходимы, это, безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами: РО = п
3
- (п
1
+ п
2
).
Если РО окажется величиной положительной, то это говорит о снижении интеллектуальной активности ребенка к концу эксперимента, снижении активного внимания, другими словами, о снижении степени концентрации внимания и невозможности произвольно отрегулировать этот процесс.
Тест переплетенных линий
Цель:
определение уровня развития устойчивости внимания.
Описание:
ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку следует проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух называть номер начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более четырех минут.
Оборудование:
лист с переплетенными линиями (приложение 7), протокол для фиксации параметров, часы с секундной стрелкой.
Инструкция:
«Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимателен. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию: найти ее начало и конец. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры:
время выполнения, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки.
Нормативы:
высокая устойчивость внимания - равномерный темп
выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок
(время 1 минута 20 секунд и менее);
средняя устойчивость - без ошибок, время в пределах
1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);
низкая устойчивость - три (и более) ошибки за то же
время;
очень низкая - большее число ошибок. Такой результат говорит о состоянии временного утомления ребенка в момент проведения теста или об общей слабости (астении) процессов внимания, связанной с другими причинами.
Круги
Цель:
выявление уровня развития объема внимания детей 6-7 лет.
Описание:
в таблице с пустыми и двойными-тройными кругами разных размеров следует отыскать все пустые круги в порядке уменьшения их размеров (от самого большого до самого маленького).
Оборудование:
таблица с изображением пустых, двойных и тройных кругов разных размеров (приложение 7); часы с секундной стрелкой; протокол для фиксации параметров.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание один раз. В этой таблице нарисованы круги разных размеров. Одни из них пустые (показ), другие - двойные (показ), а третьи - тройные (показ). Посмотри внимательно и отыщи все пустые круги от самого большого до самого маленького в порядке их уменьшения. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры:
время выполнения задания, количество сделанных ошибок.
Нормативы:
Результат
|
Время
выполнения, с
|
Кол-во
ошибок
|
Высокий
|
30-40
|
1 - 2
|
Средний
|
40 - 110
|
3 - 5
|
Низкий
|
Свыше 110
|
Более 7-8
|
Корректурная проба
Цель:
диагностика распределения внимания. Методика позволяет оценить скорость и продуктивность работы, а также количество и качество допущенных ошибок.
Описание:
проверить уровень развития способности к распределению внимания можно на простой модели, представленной в многочисленных вариантах корректурных проб (это могут быть буквенные, цифровые матрицы и листы 9-11 с любыми другими простыми фигурами).
Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (приложение8). Например: елочку - поперечной чертой, мяч - вертикальной, а звездочку - крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут). Через каждую минуту взрослый должен отмечать цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка, чтобы не сбивать его темп работы) место текущего поиска заданных знаков.
Для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газет, вычеркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут. По результатам работы можно составить график продуктивности, откладывая по вертикальной оси число просмотренных за минуту знаков, а по горизонтали - время по минутам. Если кривая на графике имеет тенденцию к некоторому повышению в конце работы, равномерную высоту линии в середине и небольшой спуск в начале, то это нормальная кривая распределения внимания (возможны ошибки при высоком темпе работы), с выраженным устойчивым периодом врабатываемости.
Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или понижение в конце работы, то это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания и сигнализирует о каком-либо неблагополучии психического состояния ребенка (перенапряжение от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок; соматическое заболевание, органическая недостаточность ЦНС и др.).
Оборудование:
различного вида изображения - фигурные, буквенные, силуэтные и др.; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.
Инструкция:
«Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачеркивай карандашом только три буквы - А, К, X. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания».
Фиксируемые параметры:
время выполнения задания.
Нормативы:
высокий темп - менее 2,5 минут;
средний - 2,5-3 минуты;
низкий - 3-5 минут (скоростные характеристики психической деятельности являются индивидуальными для каждого ребенка, здесь не может быть жестких нормативов и пря
мой связи с уровнем развития интеллекта).
Графический диктант
Цель:
выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способность работать в коллективе.
Описание:
на тетрадном листе в клетку ребенок выполняет четыре задания (одно из них - тренировочное) под диктовку взрослого, с дальнейшим самостоятельным выполнением узора. По количеству ошибок определяют уровень развития ориентации.
Оборудование:
тетрадный лист в клетку, простой отточенный карандаш, протокол для фиксации параметров.
Инструкция:
«Сейчас мы поучимся рисовать красивые узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а вы рисуйте то, что я диктую. Вы помните, где у вас правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка вытяните ее в сторону. Куда она показывает? На дверь. Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее в сторону двери. А куда показывает левая
рука? К окну. Правильно. Когда я скажу «налево», вы проведете линии по направлению к окну. Я буду говорить не только, в
какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть
длины - в одну или в две клеточки. Рисуйте только то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая».
На листе у каждого ребенка должны быть заранее поставлены точки для начала узоров. Всего в задании четыре узора. Первый узор тренировочный, его можно показать на доске, можно помочь детям, если нужно. Второй, третий и четвертый рисунки выполняются под диктовку экспериментатора (помогать, исправлять нельзя). После того как дана инструкция, диктуйте:
«Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна вверх. Одна направо. Одна вниз. А теперь сами рисуйте узор до конца строки». При правильном выполнении «диктанта» должен получиться такой узор:
Если какой-то ребенок допускает ошибки, поправьте его: этот узор тренировочный. Рисуя его, дети должны лучше понять инструкцию. Когда этот узор готов, покажите детям, откуда начинать следующий, и диктуйте:
«Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка
вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. Одна клетка
направо. Две клетки вниз. Две направо. Две вверх. Одна на
право. Одна вверх. Две направо. Одна вниз. Одна направо.
Две вниз. Две направо». Дальше рисуйте узор сами. Теперь уже по ходу рисования не дается никаких дополнительных указаний, ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинайте диктовать следующий: «Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз.
Одна клетка налево (слово «налево» нужно слегка подчеркнуть голосом). Одна вниз. Две направо. Дальше рисуйте сами».
И, наконец, последний узор: «Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Две направо. Одна вниз. Одна налево. Две
вниз. Одна направо. Одна клеточка вверх. Две направо. Одна
вверх. Одна налево. Две вверх. Одна направо. Одна вниз. Две
направо. Одна вниз. Одна направо. А дальше рисуйте сами».
Фиксируемые параметры:
ошибки в ходе выполнения каждого задания.
Нормативы:
оценка уровня выполнения каждого из узоров, кроме тренировочного. Выполнение узора под диктовку и его самостоятельное продолжение оцениваются отдельно:
4 балла - самый высокий уровень - безошибочное воспроизведение.
3 балла - имеются одна-две ошибки.
2 балла - больше двух ошибок.
1 балл - ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков.
0 баллов - правильных участков нет.
Теперь сложите все баллы, полученные ребенком за выполнение узоров под диктовку (сумма может составить от нуля, если все выполнено совершенно неверно, до 12 баллов, если три основных узора воспроизведены безошибочно). К концу 7-летнего возраста, когда до школы остается два-три месяца, о хорошем уровне ориентации на указания взрослого свидетельствует балл не ниже 7. Если же до поступления в школу еще больше полугода, то вполне достаточно и 5 баллов.
Оценка самостоятельного продолжения узоров обычно бывает несколько ниже. В качестве нормы можно указать 5 баллов для периода, непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла - за полгода до поступления.
Треугольники
Цель:
определение переключаемости произвольного внимания.
Описание:
по указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
Оборудование:
лист бумаги, простой карандаш, протокол.
Инструкция:
«Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание - рисовать треугольники уголком вверх: (показать на отдельном листке, если обследуется группа детей - на доске; после этого образец убрать)».
Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание - продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (поставить образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.
Фиксируемые параметры:
ошибки при выполнении задания.
Нормативы:
Результат и его интерпретация
|
Балл
|
1. Ребенок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже легких признаков инертности
|
5
|
2. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно - слабо выраженные переключаемость, врабатываемость
|
4
|
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания - нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии)
|
3
|
4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения переключаемости внимания)
|
2
|
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии)
|
1
|
Треугольники-2
Цель:
выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Описание:
ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование:
коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция:
«Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры:
количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы:
высокий уровень - задание выполнено правильно;
средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;
низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Домик (по Н.И. Гуткиной)
Цель:
определение уровня развития произвольного внимания у детей 5-10 лет, выявление умения ориентироваться в своей работе на образец, копировать его.
Описание:
ребенку предлагают срисовывать домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Оборудование:
простой карандаш, лист бумаги, образец с изображением домика, протокол для фиксации параметров.
Инструкция:
«Посмотри на этот рисунок. На нем изображен домик. Попробуй рядом нарисовать такой же. Будь внимателен. По окончании работы необходимо проверить, все ли нарисовано верно. Неточности в рисунке можно исправить. Приступай к работе».
Фиксируемые параметры:
ошибки при выполнении задания.
Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:
отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, тру
ба, крыша, окно, основание домика) - 4 балла;
увеличение отдельных деталей рисунка более чем в
2 раза при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3 балла;
неправильно изображенный элемент (колечки дыма, за
бор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно,
труба) - 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть
его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество
элементов в детали рисунка не учитывается;
неправильное расположение деталей в пространстве (за
бор не на общей с основанием домика линии, смещение тру
бы, окна и т.д.) - 1 балл;
отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) - 1 балл;
разрывы между линиями в тех местах, где они должны
быть соединены (за каждый разрыв) - 1 балл. Если штриховка крыши не доходит до ее линии, 1 балл ставится за всю
штриховку в целом;
одна линия заходит за другую (за каждое залезание) -
1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;
безошибочное копирование рисунка - 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется ноль.
Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
Нормативы:
Тест устойчивости внимания
Для проведения исследования потребуются стандартный бланк и секундомер. На бланке в случайном порядке необходимо напечатать буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего должно быть 2000 знаков: 40 строчек по 50 букв.
Порядок работы.
Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой - ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 минут, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Протокол исследования оценки
устойчивости внимания
Ф.И. ребёнка Дата
Возраст Пол
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность, вычисленная по формуле:
К=т/п
X
100%,
где К - точность; т -
количество правильно вычеркнутых во время работы букв; п - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Тест Тулуз-Пьерона
Одной из психофизиологических методик для исследования свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени является тест Тулуз-Пьерона, который позволяет быстро обследовать детей от 6 лет и старше. Он является одним из вариантов «корректурной» пробы, общий принцип которой был разработан Бурдоном в 1895 г. Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по формуле и содержанию в течение длительного, точно определенного времени. Применительно к рассматриваемой проблеме детей с СДВГ возможно использование теста для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции.
Для учащихся 1-3-х классов применяется упрощенный вариант методики - 10 строчек на тестовом бланке. Строчки состоят из различных квадратиков. Обследуемому необходимо находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам. Дети должны работать с двумя типами квадратиков-образцов (они изображены в левом верхнем углу бланка). Время работы с одной строкой - 1 минута.
Обследование может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией квадратиков-образцов. При демонстрации на классной доске рисуются квадратики-образцы и часть тренировочной строчки (не менее 10 квадратов), обязательно содержащая все возможные виды квадратиков.
Инструкция:
«Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера, - тренировочная строчка (черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строки совпадает с каким либо из образцов , его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции необходимо сопровождать демонстрацией соответствующих действий). Сейчас вы будете последовательно обрабатывать все квадратики тренировочной строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадающие. Работать необходимо строго по инструкции. Нельзя:
Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.
Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.
Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.
Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики».
Только после того, как дети все поняли, они могут приступить к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо индивидуально на бланке показать, как надо работать. К таким детям обычно относятся кинестетики, которым недостаточно словесно-визуальной инструкции, а также дети с легкой теменной или лобной органикой. Для понимания им необходимо практически опробовать работу под контролем взрослого. Дети с легкой лобной органикой в принципе не в состоянии выполнить инвертированные действия, поэтому они зачеркивают несовпадающие с образцами квадратики и подчеркивают совпадающие, т. е. действуют по логике «удалить непохожее», а по инструкции работать не могут. Трудности работы при теменной патологии связаны с нарушением зрительно-двигательной координации, для диагностики которой можно использовать графический тест Бендер.
При выполнении теста необходимо проследить, чтобы у всех детей во время подчеркиваний и зачеркиваний происходила смена ориентации движений с горизонтальных на вертикальные. Для упрощения работы дети могут неосознанно приближать друг к другу горизонтальные и вертикальные линии.
Продолжение инструкции:
«Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде «Стоп!» необходимо перейти к обработке следующей строчки. В каком бы месте вас ни застал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нужно как можно быстрее и как можно внимательнее».
Обработка результатов обследования происходит при помощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.
Для каждой строчки подсчитывается:
Общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки).
Количество ошибок. За ошибку считаются неверная обработка, исправления и пропуски.
Затем значения переносятся на бланк фиксации результатов.
Номер строки
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Количество обработанных знаков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество ошибок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К основным расчетным показателям детей с СДВГ относятся коэффициент точности выполнения теста
(показатель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.
Скорость выполнения теста:
V
=
общая сумма обработанных знаков
количество рабочих строчек
Коэффициент точности выполнения теста
(или показатель концентрации внимания):
К=
скорость
–
среднее количество ошибок в строке (а)
Скорость
а= общее количество ошибок
10
Если расчетное значение показателя точности выполнения текста попадает в зону патологии , то вероятность ММД исключительно велика. В этом случае ребенка необходимо направить к невропатологу. Если расчетный показатель оказался в зоне слабого развития точности внимания, то необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона. Если при этом значение скорости попадает в зону патологии или слабого уровня, то ММД тоже вполне вероятна. Однако окончательный диагноз ставит невропатолог. О полном исчезновении ММД можно говорить только тогда, когда показатели точности и скорости выходят на уровень возрастной нормы.
Точность выполнения теста (К) связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик: переключение внимания, объем внимания, оперативная память, визуальное мышление, личностные особенности.
Преобладание ошибок в начале и в конце строчки свидетельствует о нарушении переключения внимания Если ошибки возрастают пропорционально расстоянии от образцов, т е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания Выпадение или подмена образцов типичны для ослабленной оперативной памяти. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующих образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления и анализа, а также несформированном разделении право-левой ориентации. Для переученных левшей также характерны такие ошибки.
Способность к произвольной концентрации внимания может сформироваться только по мере нормализации функционирования мозга. Устойчивость внимания связана с развитием произвольности, способности к волевой регуляции.
Дети с элементами аутизма в поведении хорошо понимают инструкцию и помнят ее в течение нескольких дней, а также правильно обрабатывают тренировочную строчку. Однако дальше выполнение программы нарушается. Они могут ритмично чередовать зачеркивания и подчеркивания, рисовать в каждом квадратике единичку или галочку и т.д. Такое у них возможно только в группе, один на один с экспериментатором подобные вещи не происходят.
Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона
Возрастная категория
группа
|
Скорость выполнения
|
|
Патология
|
Слабая
|
Возрастная норма
|
Хорошая
|
Высокая
|
6-7 лет
|
0-14
0-22
|
15-17 20-27 23-32 16-25
|
18-29
33-41
|
30-39
42-57
|
40 и более
45 и более
58 и более
49 и более
|
Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона
Возрастная категория группа
|
Точность выполнения
|
|
Патология
|
Слабая
|
Возрастная норма
|
Хорошая
|
Высокая
|
6-7 лет
|
0,88 и менее
|
0,89-0,90
|
0,91-0,95
|
0,96-0,97
|
0,98-1,0
|
1-2-й классы
|
0,89 и менее
|
0,90-0,91
|
0,92-0,95
|
0,96-0,97
|
0,98-1,0
|
3-й класс
|
0,89 и менее
|
0,90-0,91
|
0,92-0,93
|
0,94-0,96
|
0,97-1,0
|
|
Каждый из нас помнит, как мама учила его в детстве: «Будь внимательней! Не отвлекайся!». Шла ли речь о переходе через дорогу или о выполнении домашнего задания, родители придавали важное значение тому, насколько их дети внимательны. Почему?
На самом деле требования взрослых не безосновательны, ведь внимание - один из главных познавательных психических процессов человека, без которого невозможно успешное обучение в школе, вузе, а затем и профессиональная деятельность. Именно поэтому еще за год до поступления ребенка в первый класс рекомендуется выявить текущий уровень развития внимания ребенка и, при необходимости, подготовить малыша с помощью развивающих внимание игр и упражнений.
Что такое внимание?
Внимание
- направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте. Психологи различают два вида внимания.
Легче всего сосредотачиваться на тех объектах окружающего мира, которые интересны и важны в данный момент. Яркий свет, внезапный звук, резкий запах, необычный вкус, что-то новое, неожиданное, удивительное, интересное для человека - всё это невольно привлекает наше внимание. Такой его вид называется непроизвольным. Непроизвольное внимание не требует управляемого выбора объекта внимания, не требует усилий, чтобы его удержать и сохранить. Оно свойственно всем людям от рождения, а в дошкольном возрасте является преобладающим. Именно поэтому, когда начинается обучение ребёнка на этом этапе, оно строится, прежде всего, на игре, красочной наглядности и пробуждении интереса ребенка к объекту внимания.
Произвольное внимание отличается своей осознанностью и целенаправленностью: мы сами выбираем объект, на котором хотим сосредоточиться. Без управления своим вниманием невозможно с успехом учиться в школе, в вузе и эффективно трудиться. Первые попытки управлять своим вниманием ребенок предпринимает уже в 6 лет, когда заставляет себя сосредоточиться на чем-то важном, жертвуя чем-нибудь интересным. Такие попытки требуют от него физических усилий и воли, поэтому малышу трудно долгое время заниматься одним и тем же, он легко отвлекается и утомляется. Однако взрослые могут помочь дошкольнику научиться владеть своим вниманием еще в детском саду - с помощью развивающих внимание игр и упражнений.
Свойства внимания
Прежде чем вводить развивающие игры, следует определить текущий уровень развития внимания ребенка. Для этого разберемся со свойствами внимания: именно их развитие мы будем проверять с помощью диагностики внимания младших школьников.
1. Объем
внимания
- то количество объектов, на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Это свойство внимания пригодится школьнику при овладении навыками счета.
Объем внимания ребенка в 4–5 лет - 1–2 объекта (причем самых ярких и необычных), в 6 лет - уже 3 объекта, в школьном возрасте - до 5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека - 7 объектов.
2. Устойчивость внимания
показывает, как долго ребёнок может сосредотачиваться на объекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, не отвлекаясь на посторонние связи и малосущественные характеристики, а также формировать внутренний план действий. Навык решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание рисунков - всё это требует устойчивости внимания.
Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в 4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже в этом возрасте наиболее активно и продуктивно заниматься делом дети могут не более 10–15 минут.
3. Концентрация внимания
определяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мы пользуемся при овладении навыками чтения.
4. Переключение внимания -
скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.
5. Распределение внимания
- рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму.
Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо.
Именно на выявление индивидуальных особенностей этих свойств внимания и направлены методики диагностики внимания, а также тесты на внимание для детей.
Методики диагностики внимания
Для диагностики уровня развития внимания и его свойств у детей существует несколько методик. Ниже следует их краткое описание, картинки к каждой методике можно скачать в конце статьи.
При тестировании следуйте двум основным правилам:
Наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
- ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.
Итак, все методики делятся на:
1. задания на диагностику уровня внимания:
- «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару»
- «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?»
- «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
- «Пройди лабиринт». Внимание! В этом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами).
2. задания на диагностику объема и концентрации внимания:
Методика «Корректурная проба»
Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.
Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок - на его концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
3. задания на диагностику устойчивости внимания:
- «Что изображено на картинке?»
Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? Каких животных на рисунке два?». Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.
- «Найди и вычеркни»
На картинке в случайном порядке изображены простые фигуры. Перед тестом ребёнок получает инструкцию:
«Давай поиграем с тобой в игру на внимательность. Я покажу тебе картинку, на которой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда я скажу слово „начинай“, ты начнешь искать по строчкам и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать необходимо до тех пор, пока я не скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово „начинай“. После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово „конец“. На этом игра завершится».
Время работы - 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ребенку говорятся слова «стоп» и «начинай». Далее подсчитывается количество найденных предметов за каждый интервал времени: примерно равное их количество будет указывать на высокую устойчивость внимания.
4. задания на диагностику переключения внимания:
Методика « Красно-черная таблица»
Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время также фиксируется).
Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.
5. задания на диагностику распределения внимания:
Методика «Разный счет»
Ребенок должен написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Вариант: ребенок должен считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратным трем, а говоря вместо них слово «не собьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.
Методика «Кольца»
На таблице изображены кольца, имеющие разрыв в разных частях. Ребенок должен как можно быстрее найти и зачеркнуть два типа колец с разрывом в указанных местах (например, справа и сверху). Время работы - 2 мин (10–11 строк для ребенка 6–7 лет).
6. другие задания:
а. на диагностику избирательности внимания («Закрась сначала буквы, а потом цифры»)
б. на уровень развития мышления и внимания (поиск несоответствий «Что перепутал художник?»)
в. на диагностику памяти и внимания:
В течение 30 секунд ребенку предъявляется картинка с изображением предметов, затем картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы типа «Какие предметы нарисованы на картинке? Сколько предметов ты видел на картинке? Что ты видел, ручку или карандаш? Сколько конфет на картинке?»
г. на скорость ориентировочно-поисковых движений глаз:
Таблицы Шульте. Ребенок должен показать и назвать на таблице все числа от 1 до 25 как можно быстрее и без ошибок. По сигналу «Начали!» включается секундомер, и фиксируется время работы с каждой таблицей. Норма - 30–50 секунда на таблицу.
Каждую указанную методику можно использовать не только в качестве теста, но и в качестве развивающего упражнения.
Внимание - особое свойство человеческой психики. На нем базируется и память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться во взрослой жизни.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)
Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)
Выполнила: воспитатель Савкина Г.Н.
Обследование уровня развития внимания
Подготовка исследования
. Приготовить фигурные таблицы для всех детей группы (рис. 1).
Рис. 1. Таблица для изучения работоспособности
Проведение исследования
. Эксперимент проводится коллективно с группой детей 5-7 лет в течение недели. В понедельник, в любое время дня делают тренировочный срез, когда дети ставят в таблице знаки, например, в прямоугольнике «-», в круге «+», в звездочке «*». Во вторник делают 2 среза: первый до занятий, когда дети ставят в звездочке «*», в круге «+» и в квадрате «.»; второй срез - после занятий, ставят в квадрате «-», в треугольнике «+», в полукруге «*». Следующие срезы делают в четверг: первый до занятий, ставят в полукруге «-», в треугольнике «+», в квадрате «*»; второй - после занятий, ставят в треугольнике «-», во флажке «+», в квадрате «*».
Экспериментатор говорит детям: «Сейчас, как только я дам команду: «Начали!», вы будете внимательно просматривать все фигурки одну за другой построчно, как будто читаете книгу, и отыскивать среди них 3 фигурки... (рисует на доске) и ставить в них такие знаки (показывает на доске на образце и называет фигурки и знаки, которые нужно в них поставить)». Затем проверяют, как дети поняли инструкцию. Для этого нескольких ребят просят повторить содержание задания. Далее экспериментатор говорит: «Внимание! Приготовились! Взяли ручку. Поставили руку на локоток. Начали!» Включается секундомер. С доски все стирают (!). Дети работают 2 мин. затем дается команда: «Внимание! Стоп! Поставьте уголок там, где остановились».
Обработка данных
. В заданиях оценивают: объем работы - количество просмотренных фигур; качество работы - количество допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур.
Высчитывают коэффициент продуктивности (О) по формуле: О = С2/(С+о),
где С - количество просмотренных строк; о - количество ошибок (1 ошибка приравнивается к строчке), ошибки в этом случае не стандартизируют.
Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за 1 допущенную ошибку и прибавляется и общему числу ошибок.
Результаты обследования
| Имя Ф. ребенка
| Возраст (год, месяц)
| Коэффициент продуктивности внимания
|
| Анохин Александр
| 22.01.2007г. (7, 11)
|
|
| Курнеев Никита
| 30.05.2007г. (7,7)
|
|
| Лебедев Антон
| 10.04.2008г. (6,8)
|
|
| Лосков Михаил
|