Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Ндфл с доходов нерезидентов (о порядке пересчета ндфл при изменении статуса работника в течение года). Подтверждаем налоговый статус работника Менее 183 дней

Д ля расчета налога на доходы физических лиц важно определить налоговый статус работника. Другими словами, является ли он резидентом РФ или нет. От ответа на этот вопрос зависит ставка налога (из данного правила есть исключения, мы их отметим) и предоставление стандартных налоговых вычетов. При этом налоговый статус зависит от количества дней, проведенных в РФ. Разберемся, какими документами можно подтвердить нахождение работника в России.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Для определения налогового статуса гражданство физического лица значения не имеет (письма Минфина России от 05.05.2015 № 03-04-05/25727 и от 03.04.2015 № 03-04-05/18625). Так что налоговыми резидентами РФ, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств (письмо Минфина РФ от 14.08.2009 № 03-08-05).

К сведению

Свернуть Показать

Понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (письмо ФНС России от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962).

Учтите, что резидентство зависит от фактического времени пребывания на территории РФ, а не от времени официального трудоустройства (письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625).

К сведению

Свернуть Показать

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налого­обложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), уточняется с учетом периода нахождения в РФ в данном году (письмо Минфина России от 30.12.2014 № 03-04-06/68489).

Подсчет упомянутых выше 183 дней производится работодателями на дату фактического получения работником дохода (письмо ФНС ­России от 02.03.2015 № ОА-3-17/779@).

В расчет берут 12-месячный период, в т.ч. начинающийся в одном и заканчивающийся в следующем календарном году (письма ФНС России от 29.04.2015 № ОА-4-17/7402@ и Минфина России от 31.03.2015 № ­03-04-05/17664).

183 дня исчисляют путем суммирования всех календарных дней, в которые физлицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (письма ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-4-3/13897@ и Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37275). При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат (письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 27.06.2014 № ­ОА-3-17/2137).

Дни въезда на территорию России и выезда из нее рассматриваются в качестве дней нахождения в РФ (письма ФНС РФ от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 01.04.2009 № ШС-17-3/72@, от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@).

При выезде физлица за пределы РФ для прохождения лечения в период нахождения на территории РФ могут быть включены дни, в течение которых налогоплательщик оформлял обязательные разрешительные документы на лечение (письмо Минфина России от 02.07.2015 № ­03-04-05/38173).

К сведению

Свернуть Показать

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, законодательство не ­содержит (письма ФНС России от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ и от 19.12.2014 № ­ОА-3-17/4397@).

Кто отвечает за неправильный статус

Минфин России в письме от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 сказал, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода, исчисление и уплату налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на работодателе.

Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, работодатель вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется. В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

Установление налогового статуса физических лиц - получателей дохода производится работодателем самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации (письмо Минфина РФ от 16.03.2012 № ­03-04-06/6-64).

Подтверждающие документы

В законодательстве не прописан перечень документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ (письма ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536). Поэтому рассмотрим разъяснения чиновников.

Паспорт

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы ­(письмо ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@).

Между тем не всегда отметка о пересечении границы ставится в паспорт. Причем это касается как ближнего зарубежья, так и дальнего. К примеру, по внутреннему российскому паспорту можно въезжать в Абхазию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Если же говорить о дальнем зарубежье, то многие страны не ставят выездной штамп (Новая Зеландия, США, Великобритания и т.д.). Посмотрим, как подтвердить ­налоговый статус в этих случаях.

Иные документы

Примерный перечень подтверждающих документов был изложен в письмах ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 19.12.2014 № ОА-4-17/26338, от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584@, от 05.03.2013 № ­ЕД-3-3/743@, от 22.01.2013 № ЕД-3-3/150@, Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 26.04.2012 № ­03-04-05/6-557. Документами, подтверждающими ­фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства или пребывания;
  • справки с предыдущих мест работы;
  • справки из учебных заведений;
  • квитанции о проживании в гостиницах.

Также это могут быть иные документы, оформленные в порядке, регламентированном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (письма УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № ­20-14/022432@ и ФНС РФ от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@).

Если речь идет не об отметке в паспорте, то чаще всего нахождение в России подтверждается совокупностью документов (например, из списка, указанного выше). К примеру, сами по себе не доказывают ­нахождение в РФ:

  • уведомление о прибытии в место пребывания (письмо Минфина России от 19.12.2014 № 03-04-06/65970);
  • вид на жительство (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-04-05/67311);
  • регистрации (временная / постоянная) по месту жительства в РФ и свидетельство о постановке физлица на учет в налоговом органе (письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03-04-05/69536).

К сведению

Свернуть Показать

Работник может представить работодателю документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу работодателя (письмо ФНС РФ от 23.09.2008 № 3-5-03/529@).

Документы на лечение и обучение

Как мы уже говорили, период нахождения физлица в РФ не прерывается на время его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Под обучением понимается процесс освоения обучающимся физическим лицом образовательной программы, а не оказания услуг по преподаванию педагогическим работником (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-04-05/19093).

Документами, подтверждающими нахождение на обучении, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными и иными организациями об оказании соответствующих услуг (письмо ФНС России от 28.05.2013 № ОА-4-13/9604).

Подтвердить нахождение физлица на лечении могут договоры с медицинскими учреждениями, справки, выданные медицинскими учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения, с указанием времени проведения лечения, а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

Отметим, что ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), в законодательстве не установлены. Данный вывод прозвучал в письме ФНС РФ от 23.09.2008 № ­3-5-03/529@.

Учтите, что дни проживания за границей в целях краткосрочного (менее шести месяцев) обучения / лечения учитываются при подсчете дней нахождения в РФ только в случае, если физлицо выезжает для обучения / лечения из РФ и возвращается в РФ после прохождения обучения / лечения (письмо Минфина России от 26.09.2012 № ­03-04-05/6-1128).

Когда не важен налоговый статус

Минимальный налог вне зависимости от статуса

В некоторых случаях вне зависимости от налогового статуса физлица работодатель рассчитывает налог на такого работника исходя из ставки 13%. Речь здесь идет о следующих ситуациях:

Один человек, а ставки разные

Как видите, налоговый статус иностранца не всегда влияет на ставку налога по НДФЛ. Всегда надо рассматривать в качестве кого прибыл иностранный гражданин в Россию. К примеру, налогообложение доходов физлиц, выехавших из Донецкой и Луганской областей Украины, зависит, прежде всего, от времени их пребывания в РФ. В то же время, если указанные граждане получили в РФ статус беженцев, то доходы от осуществления трудовой деятельности независимо от пребывания в РФ облагаются по ставке 13% (письма Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625, от 11.03.2015 № 03-04-05/12859 и от 29.01.2015 № 03-04-05/3267). Если гражданин утрачивает статус беженца, но при этом не является налоговым резидентом РФ, то его доходы подлежат налогообложению по ставке 30% (письмо ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628@).

Как видите, статус налогового резидента всегда актуален.

Приведем еще один пример. Налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые высококвалифицированным специалистом, а только от осуществления трудовой деятельности в РФ (письмо Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14003). Если такой сотрудник не является налоговым резидентом, то суммы оплаты организацией расходов на провоз багажа от места проживания до места работы, стоимости обучения, аренды жилого помещения и автомобильной парковки облагаются по ставке 30% (письма Минфина России от 02.04.2015 № ­03-04-06/18278 и от 16.12.2014 № 03-04-06/64843).

Стандартные вычеты и налоговый статус

При расчете налога доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Это право реализуется налогоплательщиками независимо от их гражданства и места ­регистрации (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 № ­20-14/14805@).

Учитывая, что в данной норме отсылка идет именно на определенный пункт НК РФ, а не просто на ставку налога, можно сделать вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.

К примеру, если иностранный гражданин, признаваемый беженцем или получивший временное убежище на территории России, не является налоговым резидентом РФ, и его доходы облагаются по ставке 13% (согласно п. 3 ст. 224 НК РФ), то налоговые вычеты не предоставляются. Когда указанное лицо станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо ФНС России от 30.10.2014 № БС-3-11/3689@).

Приведем еще один пример. Доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные гражданами республик Беларусь, Казахстан и Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по ставке 13%. Тем не менее положение Договора о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что эти граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (письмо Минфина России от 09.04.2015 № ­03-04-06/20223).

К сведению

Свернуть Показать

Гражданин может получить доход от источников, находящихся не только в РФ, но и за границей. К примеру, если налоговый резидент РФ получил доход за рубежом, налог придется исчислить дважды (в РФ и в стране выплаты дохода). Для исключения таких ситуаций государства заключают специальные соглашения во избежание двойного налогообложения.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ для целей избегания двойного налогообложения изложен в информационном сообщении ФНС РФ «О ­процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской ­Федерации».

Вся необходимая информация о порядке подачи заявления о подтверждении статуса налогового резидента размещена на сайте ФНС России в разделе «физические лица» в ветке «Вопросы резидентства и гражданства» (письмо ФНС России от 27.06.2014 № ОА-3-17/2137).

Отметим, что с 2016 г. вводится новый порядок освобождения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

С 1 января 2018 года все российские граждане считаются валютными резидентами. Однако тем, кто провёл в России менее 183 дней в году, больше не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу об открытии/закрытии счетов за рубежом, не нужно сдавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, и для них больше нет запрещённых операций по счетам в иностранных банках.

28 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который стал долгожданным подарком для граждан России, постоянно живущих за рубежом. Начиная с осени 2017 года новости об проекте этого закона регулярно просачивались в СМИ, но я ждал окончательной редакции, прежде чем сделать обзор всех изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Гражданин России = валютный резидент

С 1 января 2018 года каждый гражданин Российской Федерации будет являться валютным резидентом, просто на основании наличия у него российского гражданства. Напомню, что раньше валютными резидентами являлись граждане России, за исключением тех, кто проживал в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие вид на жительство, рабочую визу или учебную визу со сроком действия не менее года.

Однако на практике, согласно устоявшемуся мнению контролирующих органов, стоило постоянно проживающему за рубежом гражданину приехать в Россию хотя бы на один день, он или она становились валютными резидентами, и на них распространялись все обязанности закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе необходимость уведомлять об открытии счетов и , и список разрешённых операций по счетам в иностранных банках.

Повторюсь, с 1 января 2018 года все граждане России будут являться валютными резидентами (пп. «а» п.6 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», далее «Закон»). Можно было бы подумать, что это плохая новость, но это не так. Другие изменения в Законе существенно облегчают жизнь тех, кто находится за рубежом более 183 дней в году.

Если вы провели за рубежом более 183 дней в году

Больше всех от изменений в Законе выиграли те российские граждане, кто постоянно проживает за рубежом (проводят за пределами России более 183 дней в году). Для них с 1 января 2018 года вступают в силу следующие изменения:

  • Не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу (ФНС) об открытии/закрытии счетов в иностранных банках;
  • Не нужно ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках;
  • И, возможно самое главное, нет никаких ограничений по разрешённым операциям по счетам в иностранных банках.

И в качестве бонуса, всё вышеперечисленное также относиться к тем, кто в 2017 году провёл за рубежом более 183 дней (часть 2 ст.2 Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ).

Пример

Гражданка России, постоянно проживающая в Австралии, в 2017 году 2 раза ездила в Россию навестить родных. В первый раз на 4 недели и второй раз на 2 недели. Так как суммарное количество дней, проведённых ей в России, меньше 183 дней, ей не нужно подавать отчёт о движении денежных средств за 2017 год, на неё также не распространяются ограничения по операциям по её счетам в австралийских банках.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации эта гражданка стала бы валютным резидентом после первого же приезда в Россию и оставалась бы валютным резидентом ещё год после возвращения в Австралию из второй поездки. Как следствие, ей пришлось бы подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Если вы провели на территории Российской Федерации более 183 дней в году

Для тех, кто постоянно живёт в России (проводит на территории России более 183 дней в году), закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не претерпел существенных изменений. С 1 января 2018 года расширился список разрешённых операций по счетам в иностранных банках:

  • Разрешено получать возврат налогов (tax refund) от иностранных налоговых органов (абзац первый часть 5 ст.12 Закона)
  • Только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР или ФАТФ:
    • Разрешено получать деньги от продажи автотранспортных средств
    • Разрешено получать деньги от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией.

Полный список разрешённых операций по счетам в зарубежных банках смотрите в конце этой статьи.

Пример

Гражданин России, живущий в Москве, после встречи нового 2018 года решил продать принадлежащую ему виллу в Испании. Так как Испания является членом ОЭСР (и ФАТФ), получение денег от продажи виллы на счёт в испанском банке является разрешённой операцией.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации деньги от продажи недвижимости должны были бы быть сначала зачислены на счёт в российском банке. В противном случае гражданину грозил штраф за неразрешённую валютную операцию в размере от 75 до 100% от суммы операции.

Если вы переехали в Россию после нескольких лет жизни за границей

Для тех, кто после нескольких лет проживания за рубежом, вернулся в Россию (провёл в России в текущем году более 183 дней), изменённый Закон предусматривает следующие обязанности:

  • В срок до 1 июня следующего года уведомить налоговые органы обо всех открытых/закрытых счетах в иностранных банках
  • Сдать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках

Пример

Гражданин России проработал 4 года по контракту в Италии. После окончания контракта в апреле 2018 года он вернулся обратно в Россию. До 1 июня 2019 года он должен будет сообщить ФНС обо всех открытых им счетах в итальянских банках, а также сдать отчёт о движении денежных средств по этим счетам за весь 2018 год.

Выводы

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно облегчат жизнь законопослушных граждан России постоянно проживающих за рубежом, а также работающих или учащихся за рубежом.

Для российских граждан, постоянно проживающих в России, изменений немного. Кроме того, не решаются проблемы, связанные с получением денег от продажи имущества, находящегося в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ, как например Болгария.

По моему мнению, принятые изменения продиктованы прежде всего двумя вещами. Во-первых, это базовая логика. Российский гражданин, который провёл в России менее 183 дней в году, не будет являться российским налоговым резидентом. Даже если он сообщит о своих зарубежных счетах и о движениях денежных средств по ним, ему всё равно не нужно будет платить в России налог на доходы физических лиц на доходы, полученные за рубежом.

Во-вторых, уже в 2018 году заработает автоматический обмен информацией между Россией и другими странами, в рамках которого ФНС начнёт получать финансовую информацию о российских налоговых резидентах, имеющих активы за рубежом.

Приложение: Разрешённые операции по счетам в зарубежных банках

  • Перевод денег с других своих счетов, находящихся как в Российских, так и в иностранных банках (часть 4 ст. 12);
  • Перевод иностранной валюты от физического лица со счёта в российском банке в сумме, не превышающей эквивалента 5 000 долларов в день (пункт 12 ст.9). Ограничение в 5 000 долларов не распространяется на близких родственников (супругов, родителей, детей, бабушек и дедушек, и внуков) (пункт 17 ст.9);
  • Начисление процентов на остаток на счёте (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Внесение наличных денежных средств (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление сумм налогов, возвращённых компетентными органами иностранного государства (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление минимального взноса, требуемого иностранным банком для открытия счёта (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Получение денег в дар от супруга или близких родственников (п.2 части 3 ст.14);
  • Зачисление зарплаты и командировочных сотрудникам зарубежных представительств российских юридических лиц (п. 2 и 3 ч.6.1 ст. 12);
  • Зачисление зарплаты от иностранного работодателя (абзац 3 п.5 ст.12);
  • Зачисление выплат по решению судов иностранных государств (абзац 4 п.5 ст.12);
  • Зачисление пенсий, стипендий, алиментов и иных социальных выплат (абзац 5 п.5 ст.12);
  • Зачисление страховых выплат от иностранных страховых компаний (абзац 6 п.5 ст.12);
  • Получение возвратов ошибочно уплаченных денежных средств, возврат денег за товар или услугу (абзац 7 п.5 ст.12);

Кроме вышеперечисленных, только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР и ФАТФ, законными операциями являются (п. 5.1 ст.12):

  • Зачисление займов и кредитов, но лишь по договорам, заключенным на срок более 2 лет;
  • Получение арендной платы от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества, расположенного за пределами России;
  • Получение дивидендов по иностранным акциям, выплат по иностранным облигациям или векселям;
  • Получение дохода от передачи денег или ценных бумаг в управление иностранному управляющему (например, через внесение их в траст);
  • Зачисление денег от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на бирже (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи автотранспортных средств (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией (разрешено с 1 января 2018 года).

Примечание: В данном списке я не отобразил такие специфические операции, как операции, разрешённые дипломатическим представительствам, консульствам и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

09.12.2016

1. Автоматический обмен информацией о счетах физических лиц

Россия вступает в автоматический обмен в сентябре 2018 г.

Обмену подлежит следующая информация: ФИО владельца счета, страна его налогового резидентства, ИНН, дата рождения, номер счета, название банка, остаток средств на счете, сумма процентов (если это вклад).

Первым «отчётным» годом для счетов российских резидентов будет 2017 год.
То есть в сентябре 2018 г. иностранные налоговые органы передадут в Россию данные о банковских счетах резидентов РФ, актуализированные на конец 2017 года.

Однако, даже если физическое лицо – резидент РФ закроет иностранный счет в течение 2017 г., данные о таком счёте всё равно будут направлены в РФ.

Чтобы информация об иностранном счёте физического лица – резидента РФ не направлялась в РФ в сентябре 2018 года, такое лицо может:
a) закрыть счёт до 31 декабря 2016 года; или
b) изменить своё налоговое резидентство (перестать быть налоговым резидентом РФ - и это должно быть зафиксировано иностранным банком до того, как банк завершит актуализацию данных о резидентстве клиентов).

2. Чем отличаются налоговое и валютное резидентство РФ?

Налоговые резиденты РФ – это физические лица (независимо от гражданства), фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Число дней пребывания в РФ обычно подсчитывается по штампам в загранпаспорте.
Для целей автоматического обмена будет использоваться именно критерий налогового резидентства.

Валютные резиденты РФ – это все граждане РФ (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом не менее 1 года), а также иностранные граждане, постоянно живущие в России на основании ВНЖ.

3. Как изменить страну своего налогового резидентства?

Чтобы утратить налоговое резидентство РФ, физическое лицо должно фактически находиться в России меньше 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно) в течение 12 следующих подряд месяцев.

Обычно, чтобы приобрести налоговое резидентство другой страны, в ней нужно фактически находиться не менее 183 дней в течение 12 месяцев (но в разных странах это правило может отличаться). Лицо должно иметь возможность получить в налоговом органе данной страны сертификат (справку) о налоговом резидентстве. Также предполагается наличие у лица регистрации в данной стране в качестве налогоплательщика (с номером ИНН или аналогом).

Национальные правила каждой из участвующих в автоматическом обмене стран, касающиеся идентификационных номеров налогоплательщика (ИНН и его аналогов), включая вопросы их получения, применения и действительности, собраны на портале ОЭСР в разделе "Tax identification numbers (TINs) ".

4. Если налоговое резидентство не определить (напр., если лицо не проводит ни в одной стране больше 183 дней)?

Если лицо проводит в РФ менее 183 дней, оно может стать либо
- налоговый резидентом какой-то другой страны; либо
- лицом, чьё налоговое резидентство определить невозможно. Но:

Иностранный банк должен в любом случае определить налоговое резидентство своего клиента (т.е. ситуация, когда у лица нет налогового резидентства, не допускается).

Клиент сам сообщает банку (в специальной анкете банка) страну своего налогового резидентства и свой ИНН (его аналог) в этой стране. Такое сообщение не должно быть бездоказательным (банк примет меры к его проверке).

В ином случае банк самостоятельно определяет страну налогового резидентства клиента по совокупности имеющейся у банка информации, документов и пояснений клиента. В эту страну и будут отправлены данные о счете клиента.

5. Как происходит обмен данными о счетах юридических лиц?

Для не крупных счетов компаний - предусмотрено исключение: Если остаток на счете компании на конец отчетного периода меньше 250 000 долларов США , обмен информацией по нему не осуществляется.

Для целей обмена информацией иностранные банки должны подразделить своих клиентов - юридических лиц на “активные” и “пассивные”.

Пассивная компания - это компания, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил более 50%. Если пассивных доходов менее 50% - компания активная.
Пассивный доход - это доход в виде дивидендов, процентов, роялти (лицензионных платежей), доход от сдачи имущества в аренду и некоторые другие.

Банк проверяет налоговое резидентство компании и проводит “тест на активность” компании (на основании информации, полученной от клиента).

Если банк определил, что компания-клиент является “пассивной”, то информация передается:

  • о счете компании - в страну налогового резидентства компании ;
  • о счете компании + о ее бенефициаре - в страну налогового резидентства бенефициара .

Если же компания является “активной”, то в страну компании передается только информация о счете компании; в страну бенефициара информация не направляется.

6. Каковы текущие обязанности по контролируемым иностранным компаниям (КИК)?

Контролирующие лица (резиденты РФ) должны будут

  1. подать в налоговые органы уведомление о КИК не позднее 20 марта 2017 года (форма уведомления о КИК утверждена Приказом ФНС России от 13 декабря 2016 г. № ММВ-7-13/679@);
  2. включить прибыль КИК за 2015 г. в налоговую базу по НДФЛ за 2016 г., если прибыль КИК за 2015 год превысила 50 000 000 руб.;
  3. подать налоговую декларацию 3-НДФЛ с приложением финансовой отчетности КИК или иных документов до 30 апреля 2017 г.

ВАЖНО: Прибыль КИК учитывается у налогоплательщика на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Контролирующее лицо считается фактически получившим сумму прибыли КИК за 2015 год 31 декабря 2016 года.

Таким образом, если КИК будет ликвидирована до даты признания дохода в виде прибыли КИК (то есть до 31 декабря 2016 года), прибыль этой КИК не будет учитываться при определении налоговой базы контролирующего лица. В этом случае не потребуется и подача уведомления о КИК.

Указанная позиция (правда, в отношении не НДФЛ, а налога на прибыль) была сообщена в Письме Минфина России от 3 августа 2016 г. № 03-01-23/45751.

Кто такой "налоговый резидент" и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с , а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость , автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял - кто такие налоговые нерезиденты и как это определить - ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия "налоговый резидент", ни понятия "налоговй нерезидент"

налоговый нерезидент - это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года .

Примечание : приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров . Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/3527@ приведены:

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" от 05.12.1998 (статья 4);

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" от 08.02.1995 (статья 4).

(! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий - время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. - гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

  • обучения;

    исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание : важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/2417@, от 10.06.2016 N ЗН-3-17/2619@).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/3850@).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество - квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) - 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам .

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса "налоговый резидент - нерезидент" или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание "не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев"?

Практически это означает, что:

    наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

    учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться - в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

    окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год .

    Примечание : Доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств - членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде. Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30% (письмо Минфина России от 27 февраля 2019 г. № 03-04-06/12764).

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС , изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@.

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание : хотя:

предлагаем исходить из:

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
  • исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
  • п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год ;
  • обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству,

Особенности статуса "налоговый нерезидент"

Наличие статуса "налоговый нерезидент РФ" имеет следующее особенности:

    лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ ;

    определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

    возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

    Примечание : правло действует, если имущество продано до 31 декабря 2018 года. С 01.01.2019 такие доходы освобождаются от уплаты НДФЛ.

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ( НК):

    для налоговых резидентов - 13%;

    для налоговых нерезидентов - 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор , предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней , доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму .

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны - члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

налоговой декларации патента статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (далее - Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России . Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года , то его доходы подлежат налогообложению на Украине .

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику - гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал", далее - Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан , если:

    Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

    Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России ;

    Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. - по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц () в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/1561@ "О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года").

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента , выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента ;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078"О налогообложении доходов физических лиц" разъяснил , что:

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился - теперь:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

Воспользоваться такими рекомендациями или нет - решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском , т.е. тот, кто рекомендует - ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова - это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание - пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом - гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на доходы физических лиц". При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.