Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей. Реферат: Социальные проблемы военнослужащих Основные проблемы военнослужащих и их семей

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы
  2. Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей
  3. Основные методы социальной работы с военнослужащими и их семьями

1. Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.
Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

2. Проблемы социальной защиты военнослужащих и их семей

Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сада следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.
Обеспеченность жильем — это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия бесквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.

В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности в колье за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, тая как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперати вные организации либо строить жилье самим.

Возведение служебного жилья проблематично по той же при чине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.

Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором — предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

3. Основные методы социальной работы с военнослужащими и их семьями

Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, - подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Данные методы помогают социальному работнику адекватно организовывать социально-правовую помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, информировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три основные группы этих методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя; эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент - проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент - сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются следующие экономические методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др.

Данные методы помогают социальному работнику формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей в можно разделить на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с группой и общинный метод.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Социальные проблемы военнослужащих

Введение

Глава 1. Социальные проблемы военнослужащего и его семьи

1.1 Основные социальные проблемы военнослужащего и его семьи

1.2 Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи

Глава 2. Социальная работа с военнослужащим и его семьей

2.1 Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи

2.2 Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей

Заключение

Список литературы

социальная защита обеспечение семья военнослужащий

Введение

Актуальность работы. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность, то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей, соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Неотъемлемая сфера деятельностей каждого общества представляет собой процессы создания, совершенствования разветвленных эффективных систем, обеспечивающих социальную защиту. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой или постоянной всесторонней поддержки человеку, который попал в затруднительное положение в жизни, для того чтобы обеспечить более полную самореализацию человека.

Цель работы заключается в выявлении социальных проблем военнослужащего и членов его семьи.

Задачи работы:

1. Рассмотрение социальных проблем военнослужащего и его семьи.

2. Анализ проведения социальных работ с военнослужащим и его семьей.

Объект работы - социальные проблемы военнослужащих и их семей в современной социально-экономической ситуации в обществе.

Предмет ом работы является содержание, совокупность принципов и методов социальной работы с военнослужащим и его семьей.

В работе мы пользовалисьследующими методами исследования: эмпирическими (наблюдением, описанием), теоретическими (формализацией, аксиоматизацией, гипотетико-дедуктивным методом), всеобщими (анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, индукцией, дедукцией, аналогией, моделированием, классификацией).

Под социальной защищенностью понимают комплекс конституционного, законодательного обеспечения всех прав и свободы личности. Под социальной защитой понимают наиболее конкретные понятия и сводят ее к деятельности, которая обеспечивает реализацию прав и свободы.

В мире существуют 2 пути решения проблем, связанных с социальной защитой населения. В любой развитой капиталистической стране основой является использование позитивного подхода, в соответствии с которым, проблемы соцзащиты населения признаются, и практикой вырабатываются различные пути, направленные на решение этих проблем.

В таких государствах социальная защита населения достигла высокого уровня. Такой высокий результат был достигнут, благодаря взаимодействию процессов функционирования экономики на основе рыночных механизмов; постоянного проведения эффективного законотворческого процесса; деятельности государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить функционирование принятого законодательного акта; взаимодействия предпринимателя и профсоюза для решения любой социально-экономической проблемы. В нашей стране, к сожалению, такого не достигнуто.

Используя Федеральные законы, рассматривающие процессы социально-правового обеспечения, страхования, профессиональной ориентации, трудоустройства военнослужащего и его семьи, необходимо выявлять проблемы, связанные с социально-правовой защитой военнослужащих.

Исп ользуя различные методы изучения необходимо выявлять наличие несоответствия социально-правовых аспектов и реальной соцпомощи и поддержки военнослужащих нашей страны.

Проблемой является процессы поиска нового гуманистического принципа и метода соцработы с военнослужащим и его семьей, а также реальное разрешение несоответствий теоретических и практических баз социально-правового обеспечения военнослужащих. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 427 с. Работа состоит из введения, содержащего актуальность данной темы, цель, задачи, предмет, объект и методы работы; 2 глав, в которых рассмотрены социальные проблемы военнослужащих и деятельность социальных работников с военнослужащими и их семьями; заключения и списка литературы.

Глава 1. Социальные проблемы военнослужащего и его семьи

1.1 Основные социальные проблемы военнослужащего и его семьи

Самая острая проблема военнослужащих России в настоящее время представлена наличием не одной статусной системы:

Наличие официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношения, которая определяется общими законами и ведомственными актами, такими как уставы, инструкции и др.);

Наличие «дедовской» системы, заключающейся в неформальном, но очень распространенном приоритете старослужащего солдата, насаждаемого им самим, сопровождающейся угнетением и унижением новеньких солдат;

Наличие «земляческой» статусной системы, заключающейся во власти и влиянии в воинском коллективе, которая распределяется в соответствии с принадлежностью к определенным территориальным либо национальным группировкам.

Социально-экономические трудности, характерные для нашей страны, привели к задержке выплат денежных содержаний военнослужащему, распаду систем материально-технических снабжений, устареванию техники и вооружения.

Процесс крушения прежнего идеологического течения, в котором военнослужащий занимал ведущее место в качестве символа государственной власти и таких явлений как патриотизм, священный долг защиты Родины от вражеских нападений, привел к отсутствию новых ценностных ориентаций и исчезновению старых. Все эти процессы привели к возникновению моральных и психологических кризисов Вооруженных Сил России, к тому, что военнослужащие ощущают свою деятельность бесцельной, происходит падение престижа военнослужащих, массовое уклонение от армии, присутствует неуверенность военных в стабильной жизни, в светлом будущем.

Особая группа представлена проблемами, которые испытывают участники войн и вооруженных конфликтов, а также процессы реадаптации таких военных к мирному существованию.

Острой проблемой является то, что военные, которые получили ранение, лишились здоровья, трудоспособности, социального функционирования, не получают в нашей стране адекватное социальное обеспечение. Такие военные и члены их семей сталкиваются с материальными, финансовыми, жилищными, медицинскими, социальными проблемами, решить которые сами военнослужащие и государство в современных условиях не может.

Также важной проблемой является то, что и военные, не получившие ранения в вооруженном конфликте, представляют собой носителей «посттравматических стрессовых синдромов».

Психологические стрессы приводят к возникновению болезней, имеющих психосоматическую природу: язвы, гипертонии, астмы и других.

Самым болезненным воздействием на участника войны является общественное отчуждение, процесс развенчания цели и метода вооруженного конфликта.

Военнослужащий и его семья сталкиваются со всеми проблемами, характерными любой другой семье, при этом они имеют и комплекс собственных трудностей.

Часто семьи военных, несущих срочную службу лишаются заработков главы семьи, которые являются основным источником доходов. В результате этого семья такого военного, особенно с детьми, сталкивается с большими материальными проблемами.

Пособия, которые выплачиваются в таких случаях не покрывают всех затрат, необходимых для содержания ребенка.

Также острой проблемой военнослужащих и их семей является малое обеспечение. Заработные платы военных не соответствуют росту жизненной дороговизны. Они вообще не обеспечивают специфические потребности жизни военных на службе, а дополнительные заработки являются запрещенными законодательством.

Жена военнослужащего, даже, имеющая высшее образование, зачастую не может найти место работы из-за ограничения вакансий, а пособия по безработице выплачиваются лишь небольшому количеству таких женщин. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2008. - 367 с.

Существование всех этих проблем привело к тому, что многие военнослужащие и члены их семей социально бедствуют.

1.2 Проблемы социальной защиты военнослужащ его и членов его сем ьи

Процесс перехода к рыночному строю, реформирования государственной структуры, в т.ч. и Вооруженных Сил России, обусловил острую потребность в усилении такого процесса, как социально-экономическая защищенность военнослужащего и его семьи.

Военнослужащий относится к специальным сферам занятости, выполняет социально-ответственную функцию, возложенную на него правительством и общественным строем. Военнослужащий, как каждый человек, нуждается в совокупности предметов потребления, услуг, наличии жилья. Все это необходимо военнослужащим и их семьям для того, чтобы они могли жить и качественно выполнять свой воинский долг.

То, что сейчас в нашей стране, к сожалению, невозможным является удовлетворение тех либо иных потребностей оказывает большое влияние на полноту выполняемого долга военнослужащих.

Сегодня в нашей стране военнослужащие имеют перечень прав и социально-экономических гарантий, определенных законами, которые в юридическом контексте обеспечивают наличие среднего уровня удовлетворения различных нужд военнослужащих.

К сожалению, на практике процесс их реализации в некоторых направлениях затруднен, невзирая на то, что в законодательном плане существует соответствующее решение этих проблем.

К таким проблемам относят процессы обеспеченности квартирами, трудоустройства семьи увольняемого военнослужащего, социально-бытового обслуживания. Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы от 15 июня 2005 г. N 233. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Процесс обеспечения жилой собственностью является самой острой проблемой в современных условиях в нашей стране.

Процессы возникновения кризисных экономических явлений, распада Советского Союза, образования национальной армии вызвали свертывание жилищных строительств вообще и для военнослужащих России особенно.

Число военнослужащих, не имеющих жилье, постоянно увеличивается, и уже насчитывает несколько десятков тысяч.

То, что отсутствует служебная площадь в гарнизоне вследствие ее всеобщей нехватки, привело к тому, что военнослужащие вынуждены снимать «угол» у частного лица.

Именно поэтому военнослужащие и члены их семей находятся на грани полунищенства, т. к. государство не выплачивает военнослужащим никаких компенсаций за найм квартир.

Удовлетворение потребностей в жилье в процессе наращиваний объема строительств в создавшихся ситуациях является невозможным из-за нехватки строительного материала, технического оборудования, энергоносителя.

Наличие высокой рыночной стоимости, а также продолжительный срок строительства не позволяет пользоваться уволенному в запас военнослужащему безвозвратными ссудами на покупку жилья, т. к. размеры пенсии и возможного накопления военнослужащего не позволяют вносить соответствующий взнос в кооперативную организацию или осуществлять процесс постройки жилья самому. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: 2007. - 236 с.

Процесс возведения служебных жилых помещений проблематичен также из-за этого. Военнослужащие и члены их семьи ощущают и негативное воздействие на них роста безработицы.

Сейчас значительная часть семей военнослужащих, находится в отдаленных гарнизонах, большая часть которых имеет высокую профессиональную подготовку, но они являются подверженными вынужденной безработице. Которая зачастую длится многие годы.

Уволенные военные сталкиваются с трудностями, связанными с трудоустройством, в связи со спецификой их службы.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными с отдаленностью их гарнизонов, государством по закону должны выплачиваться компенсации либо пособия безработной категории военных и их семей.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными со спецификой их службы, государство должно предписывать профессиональную ориентацию, а также соответствующую доподготовку уволенного военного, предоставлять ему жилищные условия, возможность трудоустройства. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

Если будут отсутствовать условия, при которых будет возможна реализация законодательных актов по этой инфраструктуре решение существующих проблем будет затруднительным.

Глава 2. Социальная работа с военнослужащим и его семьей

2.1 Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязательным является проявление чуткости, внимательности к подчиненному; в отношениях недопустима бестактность, грубость; необходимо сочетание высокой требовательности и принципиальности с уважением личности подчиненного; обязательным является принятие мер для решения бытового вопроса и обеспечения право и соцзащиты военнослужащего, а также человека, уволенного из армии, и его семьи; создание условий, способствующих развитию технических и иных творческих способностей; создание условий, способствующих культурному росту и отдыху, укреплению здоровья и физразвития; ходатайствование за подчиненных перед старшими по званию. Иванов В.Н. Социальные технологии. - М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.

В настоящее время происходит увеличение бюджетных ассигнований для предоставления военнослужащему и приравненному к нему лицу жилья, для социальной защиты военнослужащего и приравненного к нему лица, его семьи, и людей, которые уволены из армии.

Семья военнослужащего, и люди, которые уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также военные и их семьи, которые по вынуждению покинули опасный для жизни район, и стали беженцами, должны обязательно прописываться местной властью в новой квартире.

Военнослужащим должны предоставляться первоочередные права для вступления в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, или выделяться земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, или необходимо производить продажу квартиры либо индивидуального жилого дома из государственных, муниципальных, ведомственных жилищных фондов по льготным условиям, определяемым государством.

Комплекс прав и льгот военнослужащего и его семьи (права на оказание бесплатной медицинской помощи в военно-медицинском подразделении, части и учреждении.

В период отпусков военные должны обеспечиваться санаторно-курортными путевками, для них необходимо организовывать отдых за оплату в санатории, доме отдыха, пансионате, на туристской базе Минобороны РФ либо в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении другого министерства или ведомства РФ).

Это должно распространяться и на офицера, уволенного из армии по возрастному критерию и по неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также на тех военнослужащих, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет. Все это должно распространяться и на семьи военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, уволенные из армии, и члены их семей должны также как и все другие граждане РФ гарантированно получать долю госсобственности, приватизируя ее.

Военные, которые были уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате организационно-штатных мероприятий, а также те военнослужащие, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет должны освобождаться от уплат земельных налогов и налогов на собственность.

Также они должны быть освобождены местной властью в полном размере либо в частичном от уплат иных налогов.

Согласно Закону РФ от 6.07. 91 г. "О местном самоуправлении в РФ" права на осуществление назначения и выплат пенсионного обеспечения были предоставлены районным (городским) административным органам управления как исполнительному органу госвласти на местах.

Сейчас данный закон применяется в аспекте, не противоречащем Конституции РФ (согласно пункту два раздела 2-го "Заключительные и переходные положения") и закону от двадцать восьмого августа тысяча девятьсот девяносто пятого года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (согласно пункту три статьи седьмой).

Существующее законодательное регулирование обязанностей органа районного (городского) административного управления, в независимости от того, это органы местной власти либо органы, входящие в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, предписывает всем этим органам обязательное назначение и выплачивание государственных пенсий военным.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" финансирование выплаты назначенных в соответствии с данным Законом пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Полномочия по назначению, исчислению, перерасчету и выплате государственных пенсий названными актами Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлены не были.

Кроме того, следует учитывать, что выплаты пенсий военнослужащим на нестраховой основе (военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц и членам их семей), финансирование которых также производит Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют соответствующие министерства и ведомства. О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год от 9 декабря 2005 года: Федеральный закон РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

2 . 2 М етод ы социальной работы с военнослужащим и его семьей

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы.

Первая группа методов получила название о рганизационны х методов. Они представляют собой совокупность приемов и способов деятельности, которые используются в решении различных организационных задач социальной работы.

Организационные методы делят на:

Организационно-распорядительный;

Организационно-координационный;

Организационно-инструктивный;

Организационно-технический и другие.

Комплекс этих методов помогает социальным работникам осуществлять адекватную организацию социально-правовой помощи и поддержки военнослужащему и его семье, информирование военных о полномочии и обязанности разных звеньев правления, органов соцзащиты и соцслужб.

Вторая группа методов получила название п едагогически х методов. Такие методы используются в процессе оказания соцпомощи военнослужащему как отдельной личности и как члену общества, в котором идут процессы социализации и социальной ориентированности.

Выделено 3 основных вида педагогических методов:

Метод становления сознания личностей (понятия, суждения, убеждения, оценки);

Метод организации познавательных, практических видов деятельности и поведения (поручений, заданий, упражнений, процесс создания специфичных воспитывающих условий);

Метод стимулирования деятельности и поведения индивида (оценки, поощрения, порицания и другое).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

Методы психологического исследования:

1. Наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя.

2. Эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные, и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент - проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент - сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и, помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.

В социальной работе используются следующие экономические методы:

Статистические;

Математические;

Анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений);

Балансовые;

Индексные;

Выборочные;

Технологический анализ рядов динамики и т.д.

Данные методы помогают социальному работнику формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей можно разделить на:

Метод индивидуальной социальной работы;

Метод социальной работы с группой;

Общинный метод. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра - М, 2008. - 395 с.

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен:

Установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах;

Изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи;

Концептуализировать проблему;

Определить и исследовать предполагаемое решение;

Выбрать стратегическое направление;

Реализовать решения проблемы и т.д.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.

Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы.

При этом основными методами работы являются:

Социальная диагностика;

Социальное прогнозирование;

Социальное планирование микросоциальной среды;

Социально-терапевтическая работа;

Развитие системы территориального самоуправления;

Благотворительные акции в микросоциальной среде;

Практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы.

Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 400 с.

Правильное использование социальными работниками всех этих типов методов позволяют им выявить проблемы военнослужащих и их семей и, находить пути для их решения.

Заключение

В современное время происходит проведение качественных разработок законодательных актов, связанных с обеспечением социально-правовой помощи и поддержки военнослужащего и его семьи.

Только в теоретическом аспекте, люди несущие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и их семьи имеют надежную гарантию.

Медико-социальная, педагогическая, психологическая, психиатрическая и другая помощь, обеспечивающая основы психосоматического здоровья людей, несущих службу и их семей, качественно разработана, также лишь теоретически.

Проблемы социально-экономического обеспечения, включающие в себя выплаты льготы, пенсии, страхование и обслуживание военных и их семей также находится на высоком уровне, но, к сожалению, опять же только лишь теоретическом.

Анализ основных социальных проблем военнослужащих, процесс теоретического осмысления и эмпирического наблюдения за жизнью военных и их семей, дает возможность прийти к выводу о том, что основная проблема в современной России заключается в явном противоречии теоретического и практического аспектов, связанных с обеспечением, обслуживанием и защитой военнослужащего и его семьи.

Главной причиной существующих проблем является отсутствие специалистов, имеющих высокую квалификацию, которые работаю в соцсфере и бескорыстно помогают военным и их семьям находить пути адекватного разрешения существующих социальных проблем военнослужащих и их семей.

Социальные работники должны знать и уметь использовать все методы соцработы, как теоретические, эмпирические, так и всеобщие, общенаучные, для обеспечения военнослужащего и его семьи компетентными решениями их социальным проблем. Если военнослужащий не получает компетентную помощь, то он и его семья имеют право подать судебный иск на разбирательство.

Работники судебной системы отвечают за то, чтобы все граждане, независимо от расы, национальности, финансового положения, образования, состояния здоровья или грамотности, имели доступ к правосудию.

Вся деятельность суда должна основываться на идее обслуживания граждан и облегчения доступа к правосудию.

Именно непосредственная работа по облегчению доступа к правосудию укрепляет доверие общественности к судебной системе.

Так же можно выделить причину слабой финансовой базы институтов социальной защиты и социальной работы вообще, и военнослужащих и семей, что отчасти обусловлено политической и экономической нестабильностью государства и общества на современном историческом этапе.

Эта причина является существенным «тормозом» на пути к качественной помощи и поддержке военнослужащим и членам их семей в материальном аспекте их общего благосостояния и активной жизнедеятельности.

Существует еще много как не выявленных, так и нерешенных социальных вопросов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социальных проблем военнослужащих и членов их семей, и организовать наиболее плодотворные методы их разрешения. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юрист, 2008. - 334 с.

В Российской Федерации нужно более полно осмыслить существующие социальные проблемы военных и членов их семей и постоянно напряженно совершенствовать теоретические обоснования решения проблем, проводить разработку эмпирического аспекта исследований, и самое главное, организовывать реальную практическую помощь военнослужащему и его семье в процессе разрешения его социальных проблем.

Главным является то, что нужно помнить - лучшим решением проблем является процесс прогнозирования этих проблем и недопущения их появления.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2008. - 367 с.

2. Глэддинг С. Г Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии. - М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.

4. Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы от 15 июня 2005 г. N 233. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

5 . Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.; Высш. шк., 2009.-325 с.

6. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: 2007. - 236 с.

7. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра - М, 2008. - 395 с.

8. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

9 . О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

1 0. О Федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон РФ от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

1 1. О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год от 9 декабря 2005 года: Федеральный закон РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

1 2. Постановление от 25 июня 2001 г. N 9-п по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27 сентября 200 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Конституционный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

13. Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. - 752 с.

14. Распоряжение от 28 апреля 2005 г. N 505-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.10.2005 N 1647-р): Правительство Российской Федерации.- Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

1 5. Решение от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80: Верховный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

1 6. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 400 с.

17. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юрист, 2008. - 334 с.

18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 427 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обзор основных источников правового регулирования социальной защиты военнослужащих. Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семьи. Государственное страхование жизни и здоровья. Роль социальной защиты военнослужащих в решении социальных проблем.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2014

    Неблагополучные семьи как объект социальной работы. Определение феномена семейного неблагополучия. Классификация неблагополучных семей. Социальные проблемы семьи. Социальная защита и социальное обслуживание семьи, помощь ей в виде социальных пособий.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Сущность социальных проблем современной семьи. Общие проблемы семей. Социальные проблемы отдельных категорий семей. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей. Опыт и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Основы социальной работы с семьей. Социальные проблемы семьи. Семья как социальный институт, ее характеристика. Типы семей и семейных взаимоотношений. Специфика работы социального работника с семьёй. Социально-психологические методы работы с семьей.

    реферат , добавлен 12.01.2009

    Направления деятельности социального работника по социальной поддержке молодой семьи. Обобщение опыта социальной работы с молодой семьей в сельской местности. Методические рекомендации специалистам по организации социальной работы с молодой семьей.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2014

    Изучение современных социальных проблем молодых семей, проживающих в сельской местности. Понятие семьи, ее функций. Характеристика социально-психологического подхода к исследованию семьи, организации социальной защиты семьи в с. Вороновка Томской области.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2010

    Семья как фундаментальный социальный институт. Общая характеристика и социальные проблемы молодой семьи. Основные функции семьи. Традиционная, нетрадиционная, эгалитарная семья. Мотивы вступления в брак у молодоженов. Принципы социальной работы с семьей.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Сущность социальных проблема отдельных категорий семей. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи. Основные направления социальной политики. Виды социальных служб и организаций, которые предоставляют услуги и помощь семьям.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Признаки и функции семьи. Исторические этапы ее развития. Кризис института семьи в современном обществе. Принципы, формы и задачи социальной защиты семьи. Управление учреждением социального обслуживания семьи и детей. Структура и порядок их работы.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2012

    Характеристика молодой семьи. Особенности и тенденции решения социальных проблем молодых семей в России. Методы социальной работы. Опыт решения социальных проблем. Результаты и пути решения по исследованию социальных проблем. Анализ анкеты по изучению.

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.



Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,



Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части.Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:

Что такое семья;

Каковы функции семьи;

Что такое семейное воспитание;

Какими параметрами характеризуется семья;

Особенности современной семьи и др.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.e. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:

Семья - ячейка общества, один из его институтов;

Семья - важнейшая форма организации личного быта,

Семья - супружеский союз;

Семья - многосторонние отношения с родственниками;

Семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Исходя из того, что семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов, качество этой среды определяется рядом параметров:

1) демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников; нуклеарная - включает лишь родителей и детей; полная - родители оба и дети; неполная - без 1, 2 родителей; бездетная - нет детей; однодетная - 1 ребенок; малодетная - 2-3 ребенка; многодетная - больше 3 детей;

2) социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе;

3) технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), коммуникативная, досуга и отдыха, воспитательная.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими. Они определяются глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много, к основным из них относятся следующие:

1) Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушки, дедушки; другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезает разнообразие, вносимое пожилыми в межличностные отношения.

2) Изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3) Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.

4) Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

Постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

Педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по выращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

1) личностных ресурсов семьи (наличие родителей), сиблингов (братья, сестры), близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.); качественных характеристик членов семьи: а) состояния здоровья; б) характера, уровня и вида образования; в) индивидуальных увлечений; г) вкусов; д) ценностных ориентаций; е) социальных установок; ж) уровня притязаний;

2) отношения старших к младшим к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям, которые определяет мера их участия в воспитании;

3) характера взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный и демократический.

1. Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам: некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность; если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

2. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

Формируется личность, развиваются ее способности и интересы;

Происходит передача накопленного обществом социального опыта;

У членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

Прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

Обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.

2. Влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола; набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.

3. Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьх, существенные.

4. Имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5. Предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

6. Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Социально-педагогическая характеристика семей военнослужащих отражает некоторые тенденции: семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) по-прежнему характеризуются прочностью брачных основ, высокими адаптационными возможностями, способностью переносить тяготы, лишения, неустроенность быта и поддерживать при этом более или менее стабильное психологическое состояние своих членов, у них меньший процент распада семей по сравнению с некоторыми другими социальными слоями.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для детей.

К негативным тенденциям относятся следующие:

Значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы). Система деятельности в этой области разрушена. Социально-психологическая поддержка семей слабая. Жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая.

Многолетний опыт работы с семьями военнослужащих не используется, предается забвению.

Проявления безучастности, безразличия, черствости к проблемам семей военнослужащих. Больше всего от этого страдают молодые семьи.

Работа с семьями военнослужащих не носит системного характера (формализм, бюрократизм и т.д.)

Слабо ведется работа по укреплению семьей военнослужащих, профилактика их распада, разводов.