Самых разных предложений поэтому. Основные типы сложносочинённых предложений. Особенности сложносочиненных предложений
Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .
Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.
Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.
Сложное предложение характеризуется:
1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;
3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.
Основные виды сложных предложений
Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .
Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.
1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.
2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.
3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.
Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.
Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.
В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.
Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.
К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.
Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.
Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:
1) с подчинительной и сочинительной;
Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.
Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .
Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Тип ССП | Союзы | Примеры |
---|---|---|
1. соединительными союзами (соединительные отношения). | И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. |
Открыли
дверь, и
в кухню паром вкатился
воздух со двора
(Паустовский). |
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). | А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ). |
Иван Петрович
ушёл
, а
я
остался
(Лесков). |
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). | Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. |
Либо
рыбку съесть
, либо
на мель сесть
(пословица). |
Обратите внимание!
1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).
Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.
2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).
Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.
3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .
Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .
4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.
Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .
Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).
Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.
И.А. МАРТЬЯНОВА
ПРОСТО О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложное предложение
- предложение с несколькими грамматическими основами.
Шел дождь унылый, вялый,
И маятник стучал (Бальм.).
В школьной программе сложное предложение определяется как “состоящее из нескольких простых”, однако лучше называть эти “простые предложения” частями (в вузовской программе - предикативными частями) сложного предложения, так как простое предложение в составе сложного видоизменяется, приспосабливается к синтаксическому содружеству. Например, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения “Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду! “ (Довл.) не имеют смысловой и интонационной законченности. Напомним, что именно поэтому отдельные части сложного предложения не определяются по интонациии (эмоциональной окраске) и цели высказывания.
Виды сложных предложений
Традиционно, в зависимости от наличия или отсутствия средств связи, а также их характера, сложные предложения делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные предложения.
Средствами связи в сложносочиненных предложениях выступают сочинительные союзы, а в сложноподчиненных предложениях - подчинительные союзы и союзные слова.
Сложносочиненное предложение: Всего на одно лишь мгновенье раскрылись две створки ворот, и вышло мое поколенье в свой самый последний поход (Окудж.)
Сложноподчиненное предложение: Я прожил долгую жизнь только потому, что никогда не читал рецензий на свои книги (Шкл.); Я тот, кого никто не любит (Лерм.).
Бессоюзное сложное предложение: Для меня теперь самое мертвое время: не думаю и не пишу и чувствую себя приятно глупым (Л.Т.).
Подчас бывает трудно определить, к какому типу сложного предложения относятся конкретные примеры. Имеются в виду предложения с присоединительными и пояснительными отношениями (союзы да и, да, то есть и др.), которые относят к сложносочиненным: 1) Жизнь не берегла Казакевича, да и он сам себя не берег (Пауст.); Я там чуть не умер сголода, да еще вдобавок меня хотели утопить (Лерм.); 2) Мама и поцеловала меня, то есть я позволил себя поцеловать (Дост.). А также предложения с сопоставительными отношениями (союзы если - то, тогда как, между тем как), которые представляют собой переходное явление между сложноподчиненным (по типу союза) и сложносочиненным (вследствие грамматического равноправия частей) предложениями: Если женские слезы возбуждают сожаление; то мужские производят неприятное и жуткое чувство... (М.-С.); Дед всячески старается унизить его (Клима. - Сост.), тогда как все другие взрослые заботливо возвышают (Горьк.). Предложения, обе части которых находятся в отношении взаимоподчинения, относятся к сложноподчиненным: Едва мы отъехали, как повалил снег (Лерм).
Для разбора предлагается, как правило, сложноподчиненное предложение или сложное предложение с разными видами связи (с подчинением, сочинением или бессоюзием), что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения, а также бессоюзного сложного или сложносочиненного предложений. Приведем планы разбора и прокомментируем их отдельные пункты.
План разбора сложноподчиненного предложения
1.По интонации (восклицательное/невосклицательное).
2.По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3. Сложноподчиненное предложение, состоит из... глав. и... придаточных частей.
4. Типы придаточных, их место в сложном предложении.
5. Характер подчинения, если в предложении более одной придаточной части, (последовательное, однородное, неоднородное).
6. Характер средств связи (союзы, союзы-частицы, союзные слова).
Определяя типы придаточных, можно ориентироваться на разные классификации сложноподчиненных предложений, существующие в школьной программе. Давно уже стала традиционной классификация, в которой выделяются предложения с придаточными
определительными (отвечающими на вопросы какой?, который?, чей?) : Самолюбие - архимедов рычаг, которым землюможно с места сдвинуть (Тург.); По лицею разнеслась весть, что приедет Державин (Ю.Т.); Семья. где не читают книг, - семья. духовно неполноценная (Павл.); Я представить не могу положения, чтобы когда-нибудь было нечего делать (Дост.);
изъяснительными (отвечающими на падежные вопросы кто?, что? и др.): Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит (Тург.); Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее (Гог.); Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть (Чех.);
обстоятельственными:
Куда дерево клонилось, туда и повалилось - места (где?, куда?, откуда?);
Когда пронзительнее свиста, я слышу английский язык - я вижу Оливера Твиста над кипами конторских книг (Манд.) - времени (когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор?) ;
Если с человека не потребовать многого. то от него и не получишь многого (Мак.) - условия (при каком условии?) ;
Я надела узкую юбку, чтоб казаться еще стройней (Ахм.) - цели (зачем?, для чего?, с какой целью?) ;
Она, эта строчка, не столько вырывается из, сколько отрывается от контекста, потому что это сказано именно голосом души... (И.Б.) - причины (почему?, отчего?);
Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому они всегда снисходительны, мягки, уступчивы - следствия (что из этого следует?);
Сколько б другой мне ни выдумал пыток, верной ему не была (Ахм.) - уступительное (вопреки чему?, несмотря на что?) ; Вы опять. злой человек, не заехали ко мне. Хотя это так легко было сделать. Толстой
Декабристское движение прошло над Россией, как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.) - сравнительное (как?) ;
Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих (Дост.) - степени (в какой степени?);
Как аукнется, так и откликнется - образа действия (как?, каким образом?);
присоединительными : Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь (П.).
В школьном учебнике В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой присутствует другая классификация придаточных предложений (придаточные подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные и обстоятельственные разных типов), которые определяются по вопросу и по соотношению с членами простого предложения: Кто хочет, тот добьется (подлежащное); Человек таков, каково его представление о счастье (Сухомл.) - сказуемное; Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (Рад.) - обстоятельственное, условно-временное, и т.д.
Оба подхода предполагают, что в значении придаточных могут появляться дополнительные оттенки, например, в значении придаточных времени - условный оттенок, что особенно очевидно при использовании союза когда - то, синонимичного союзу если - то: Мы,когда любим, то не перестаем задавать себе вопросы: честно это или нечестно, умно или глупо (Чех.). Возможен и уступительный оттенок: Я слишком сама любила смеяться,когда нельзя! (Цв.)
Следует различать предложения со сравнительным оборотом, являющимся обособленным обстоятельством сравнения: Власть отвратительна, как руки брадобрея (Манд.), и сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными: Как плуги брошены, ржавеют якоря (Манд.) - двусоставными или односоставными предложениями, имеющими грамматическую основу (в данном случае подлежащее плуги и составное именное сказуемое с опущенной связкой брошены ). Сравнительные придаточные, как и сравнительные обороты, могут присоединяться разными союзами (как, как будто, будто, точно, словно): Декабристское движение прошло над Россией,как будто прошлись магнитом и подобрали все железное (Шкл.); Улицы были пусты,точно все вымерли (Сераф.).
Нередко встает вопрос: как определить придаточное в предложениях типа “Чем глубже в лес, тем больше дров”? Вопрос вполне оправданный, потому что он является спорным и в синтаксической теории. Школьник может определить это придаточное как условное с союзом чем - тем (заметим, что в некоторых пособиях подобные придаточные рассматриваются как сравнительные).
Встречаются и трудные случаи определения причинных придаточных: Сперва я, должно быть, выражался довольно неясно, потому что она долго меня не понимала (Л. Т.); Должно быть, кто-нибудь остался ночевать, потому что Петр Дмитрич к кому-то обращался и громко говорил (Чех.). Трудность заключается в том, что о причине сообщается не в придаточной части, а в главной. В синтаксической теории такие предложения выделяются в особый подтип и называются придаточными причинного обоснования.
В традиционной классификации сложноподчиненных предложений есть такие, о которых часто забывают абитуриенты и школьники, - это предложения, к придаточным которых нельзя поставить вопрос: Катенька вспыхнула до ушей и потупилась, что привело Кенина в восторг (М.-С.). Они называются присоединительными (встречаются и другие термины - подчинительно-присоединительные, относительно-распространи-тельные), средством связи в них обычно выступает союзное слово что . Не меньшие сложности вызывает и определение предложений с придаточными степени, в значении которых присутствует оттенок следствия: Ему (Левину. - Сост.) так понравилась эта работа, что он раз пять принимался косить (Л.Т.).
В русском языке существует три вида сложных предложений:
- 1) сложносочинённое (ССП),
- 2) сложноподчинённое (СПП),
- 3) бессоюзное сложное предложение (БСП).
Определить принадлежность предложения к тому или иному виду можно, если определить вид союза (сочинительные, подчинительные), которым связаны части сложного предложения.
1)В ССП части связаны с помощью сочинительных союзов (и, а, но, однако, или и т.д.).
Например: Я шёл к другу в гости, но Иван ещё не вернулся домой с работы.
2)В СПП части (главная и придаточная) связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов (местоимения и наречия).
Например: Все с восторгом смотрели на то, как красиво он танцует.
Союзы: чтобы, будто, словно, пока, ибо, как будто, в связи с тем что и т.д.
Союзные слова (местоимения): кто, что, какой, чей, каков, сколько, который и т.д.
Союзные слова (наречия): как, зачем, откуда, насколько, почему, отчего, сколько, когда и т.д.
В отличие от подчинительных союзов, союзные слова являются членами предложения, так как это самостоятельные части речи (местоимения и наречия): В той самой комнате, где некогда родился Пётр, стояла тишина.
NB ! Вместо союзного слова можно подставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части: «где некогда родился Пётр» - «в комнате некогда родился Пётр».
В русском языке три слова - ЧТО, КАК, КОГДА - могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзного слова..
1)ЧТО - союзное слово:
в придаточных определительных («что» = «который»)
Например: Вспоминаю все вёсны и счастье, что когда-то было.
в придаточных изъяснительных (при этом «что» имеет на себе логическое ударение // указывает на предмет // является подлежащим или дополнением.
Например: Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова).
В остальных случаях «что» - союз.
Например: Мне показалось, что юноша засмеялся.
КОГДА - союзное слово:
- в придаточных определительных.
Например: Мгновения, когда человек истинно увлечён, являются самыми счастливыми.
в придаточных изъяснительных, если они не имеют оттенка условия.
Например: Нам не надо ждать, когда старшее поколение всё за нас сделает!
КОГДА - союз:
в придаточных обстоятельственных времени и условия.
Например: Я загрустил, когда ты уехала в другой город. Хорошо писать, когда жизнь радует тебя каждый день.
в придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия («когда» = «если»).
Например: Замечательно, когда человек имеет умелые руки.
КАК - союзное слово:
« как» = «насколько».
Например: Я был поражён тем, как (=насколько сильно) она его ждала.
«как» = «каким образом».
Например: В манерах, в походке и даже в том, как (=каким образом) он говорил, проявлялся его характер.
В остальных случаях «как» - союз.
Например: Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).
Виды придаточных предложений в СПП:
придаточное определительное (какой? который? чей?)
Например: Настала роковая минута, когда я всё узнал.
придаточное изъяснительное (отвечает на вопросы косвенных падежей)
Например: Отец попросил, чтобы я принесла ему книгу.
3)придаточное обстоятельственное (подвиды придаточных обстоятельственных предложений соответствуют видам обстоятельств (меры и степени, образа действия и т.д.)).
Например: Я дочитал книгу вечером, когда все в доме уже спали (СПП с придаточн. обстоятельств. времени).
Многочленные СПП
В СПП может быть несколько придаточных предложений, которые связываются с главной частью параллельно или последовательно.
Например:
Я видел вас, когда вы вышли из галереи, когда вы пошли вдоль по улице и когда вошли в многоэтажный дом (параллельное подчинение).
Мы подъехали к берегу той самой реки, где отдыхали в прошлом году, когда к нам в гости приезжали родственники из Москвы (последовательное подчинение).
В русском языке есть СПП с однородным и неоднородным подчинением, т.е. придаточные предложения могут отвечать на одинаковые вопросы и одинаково зависеть от главного предложения, а могут зависеть от главного предложения, но при этом отвечать на разные вопросы.
Например:
Фрегаты приближались к страшному мысу, где круглый год свирепствовали ураганы, где вечно идёт дождь и где огромные волны разбиваются о подножия угрюмых гор (СПП с однородным параллельным подчинением).
В БСП части предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, без помощи союзов.
Например: Какое-то время стояла полная тишина, только вода тихо ударяла о берег.
ВИДЫ БСП:
БСП со значением перечисления (Я вскочил в вагон, он толкнулся и двинулся).
БСП со значением сопоставления/противопоставления (Двое пашут - семеро руками машут. Наши пряли - ваши спали (Пословицы)).
БСП со значением причинно-следственных отношений (Юноша был опытным моряком - он не мог ошибиться.
БСП со значением результата, быстрой смены событий (Зайдёте - будем рады. Алиса подняла вёсла - лодка замедлила бег).
БСП со значением пояснения, дополнения к содержанию первой части (Прочие красавицы молчали: скромность считалась необходимой принадлежность молодой женщины).
В русском языке часто встречаются сложные предложения с разными видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).
Например: Мой скромный уездный поезд ждал меня на дальней боковой платформе, и я уже был рад тому уединению и отдыху, который предстоял мне в нём (И. Бунин) - сочинительная и подчинительная связь.
Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:
1) сложносочиненное предложение;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;
4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;
5) сложное бессоюзное предложение;
6) сложное предложение с разными видами связи.
Подсказка от сайт.
Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.
Также тебе поможет следующая схема:
Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.
Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:
Тип придаточного | Особенности придаточного | На какой вопрос отвечает | Средства связи | |
союзы | союзные слова | |||
определительное | содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) | какой?
какой именно? |
чтобы, как, словно, как будто | который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д. |
местоименно-определительное | относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения | кто именно?
что именно? |
как, словно, как будто, что, чтобы | кто, что, какой, каков, чей, который и т.д. |
изъяснительное | придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) | вопросы косвенных падежей (что?
о чем? чего?) |
что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока | кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему |
образа действия и степени | 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ). |
как?
каким образом? в какой мере или степени? |
что, чтобы, как, словно, точно | |
места | 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. |
где? | где, куда, откуда | |
времени | 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части |
когда?
как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь | |
условия | 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае |
при каком условии? | если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли | |
причины | содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части | почему?
по какой причине? |
потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д. | |
цели | содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения | зачем?
с какой целью? для чего? |
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы | |
уступки | содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части | несмотря на что?
вопреки чему? |
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что | |
сравнительное | сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном | как?
(на что похоже?) |
как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы | |
следствия | указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения | что из этого следует?
что стало следствием? |
так что | |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Сложное предложение с разными типами связи (примеры)
(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.
Алгоритм действия.
1. Выделить основы.
2. Исключить все простые предложения.
3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
4. Определить границы основ.
5. Определить вид связи.
Разбор задания.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы:
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его.
Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
Таким образом , правильный ответ – предложение №5.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.