Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Когда малыш сможет вас услышать? Как определить, что у ребенка имеются нарушения слуха: рекомендации родителям Когда новорожденный начинает хорошо слышать

  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание
  • Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

    Формирование слуховой функции

    Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери . Органы слуха формируются рано - еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

    Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

    Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель . Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося - плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

    Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

    Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

    Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

    Скрининг после рождения

    В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование - проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

    Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

    А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

    В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии . Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

    В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

    Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

    Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

    В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

    Как проверить в домашних условиях?

    Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки . Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

    Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет . Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

    Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

    Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый .

    Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом - со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка - высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

    Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

    • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
    • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
    • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
    • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

    Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб , если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

    В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

    Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом . Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь - горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

    Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках . Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

    Состояние малыша сразу после рождения вызывает у молодых родителей ряд вопросов и опасений. Почему он плохо реагирует на шумы - например, не просыпается, когда в соседней комнате работает пылесос? Почему не замечает, когда кто-то входит в комнату? И вообще, все ли в порядке и когда новорожденные начинают видеть и слышать? На самом деле, как правило, реальных поводов для беспокойства нет, и сейчас мы выясним почему.

    В мамином животе комфортно, тепло и темно, и вдруг малыш попадает в новый мир, полный движения, света, красок, звуков. Природа очень мудра: она защищает едва родившегося человека от стрессов, связанных с резкой «сменой обстановки». Развитие всех функций (зрения, слуха, двигательной активности) должно происходить естественным образом, в течение нескольких месяцев. И насколько правильно это происходит, в ряде случаев может сказать только опытный врач.

    Особенности развития слуха

    Слух у малыша есть уже внутриутробно, на 16-17 неделе. Эксперименты доказывают, что дети прекрасно слышат и голоса, и музыку, а после рождения наблюдается феномен «узнавания» мелодий или даже стихов. «Узнавание» обычно проявляется в оживленных движениях. Быстрее всего малыш начинает узнавать маму, тембр ее голоса, ведь именно к этому голосу он больше всего привык.

    В первые дни жизни дети замечают только большую громкость (и не обращают внимания на телевизор или пылесос, на негромкие разговоры и другие не слишком выраженные «сигналы»). Поэтому на вопрос, слышат ли новорожденные дети, можно ответить так: со слухом у них все в порядке, просто откликаются они не на все раздражители.

    Погремушки и другие предметы, издающие не слишком тихие звуки, а также легкие хлопки в ладоши рядом с ушком - хорошее средство проверить слух малыша. Главное не переусердствовать и не напугать кроху. Разговаривая с ним, изменяйте темп, громкость речи и интонацию и увидите:

    • движения ручками и ножками;
    • изменения выражения лица;
    • движения головки или «поиск» глазами;
    • вздрагивание или замирание.

    Плач или судорожные движения обычно появляются при пугающих ребенка звуках, например, незнакомый голос рядом, громкий разговор и тем более крик. Не пугайтесь «неадекватной» (слишком резкой) реакции младенца, просто у него очень обостренная чувствительность, и это нормально. Хотя бы в первый месяц все члены семьи и гости должны вести себя тише, а непосредственное общение с малышом у всех должно быть спокойным и ровным.

    Итак, когда начинают слышать новорожденные? Конечно, сразу, но вертеть головой осознанно, ища источники звуков, ребенок начинает к концу третьего месяца. Если он чем-то очень увлечен, он не будет реагировать ни на какие раздражители. Это тоже нормально.

    Больше разговаривайте с крохой, пойте или включайте детские песенки, рассказывайте стихи и коротенькие сказки. Это, помимо развития слуха, закладывает основы для формирования речи.

    Особенности формирования зрения

    Не сомневайтесь, дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое: происходит адаптация к непривычным условиям. Не волнуйтесь, если малыш редко открывает глаза или в основном щурится. А бывают и такие младенцы, которые уже в первые часы жизни «удивленно» взирают на окружающий мир.

    Острота зрения новорожденного значительно слабее, чем у взрослых: 0,005 - 0,015. В первые месяцы она растет до 0,01-0,03. Это связано с постепенным формированием центров головного мозга, глазного яблока и сетчатки. Тот участок сетчатки, на котором достигается стопроцентное зрение, 1,0 (т.н. желтое пятно), у недавно родившегося малыша пока отсутствует.

    Вот как формируется зрение новорожденного и какие этапы развития проходит зрительная функция с течением времени.

    «Налаживая» зрительный контакт, держите малыша вертикально: в этом положении его взгляд лучше фокусируется. Даже когда новорожденный начинает видеть хорошо, не спешите - подождите, пока он сосредоточится. Ваше лицо (или предмет, который вы показываете) должно находиться от глаз ребенка на расстоянии около 20 см. Общаясь, постарайтесь не менять слишком резко выражение лица, внешний вид в целом, в том числе прическу, даже не снимайте очки, если вы их носите - чтобы выглядеть привычно для крохи и не волновать его.

    Бинокулярное зрение формируется с шестой недели жизни. Младенец начинает видеть осознанно только с четвертого месяца. До этого времени он не может использовать одновременно оба глаза, отчего кажется, что он косит или его глаза «блуждают» независимо друг от друга.

    Возможные проблемы

    Итак, не стоит сразу делать заключения о том, что у малыша плохой слух или зрение. Но необходимо помнить, что есть случаи, в которых это предположение может оказаться верным.

    Проблемы со слухом у малыша (глухота, тугоухость) возможны при патологических родах или если мама во время беременности:

    • болела краснухой, корью;
    • увлекалась алкоголем, наркотическими средствами;
    • принимала препараты с токсическим действием (антибиотики).

    Насторожитесь, если ребенок:

    • не выказывает беспокойства при неожиданных, громких звуках;
    • не откликается на ваш голос изменением поведения, мимики;
    • в 4 месяца не обращает внимания на разговоры людей или на музыкальную игрушку;
    • часто дергает себя за ушки (возможно повышенное давление, инфекция).

    Плохое зрение у новорожденного (или слепота) могут быть, если мама во время беременности:

    • перенесла краснуху (риск врожденной катаракты);
    • болела токсемией/токсоплазмозом/токсокарозом.

    На четвертой неделе жизни младенец уже должен на короткое время фокусировать взгляд на предметах. Проверьте зрение таким образом: закройте малышу правый глаз и покажите игрушку, затем то же проделайте с левым глазом.

    До полугода дети немного косят - это естественно. Но если после 6 месяцев такой взгляд сохраняется, обязательно обратитесь к врачу. Признаки косоглазия ни в коем случае нельзя оставлять без внимания: без адекватного лечения может развиться слепота.

    Если у родителей есть хотя бы малейшее подозрение, что что-то идет не так, нужно обратиться за консультацией к педиатру и соответствующим специалистам - офтальмологу, отоларингологу. Они знают, когда начинает видеть новорожденный ребенок, а когда у него формируется слух, и вовремя заметят отклонения в развитии.

    Распечатать

    Трудное время уже позади. На руках у вас сопит маленький кулечек. Теперь наступает тот момент, когда вы задаетесь вопросом: «А все ли нормально с моим карапузом?».

    Видит и слышит ребенок с пеленок

    В течение первых недель после рождения ваш кроха не такой безучастный, как может показаться на первый взгляд. Он может спать, плакать и пачкать подгузники намного больше, чем есть. Его в действительности все функционируют, и он слышит звуки, чувствует запахи, которые присущи новому для него миру.

    Родителям трудно понять, когда малютка начинает чувствовать, но если вы обратите пристальное внимание, то увидите, как он реагирует на свет, шум, громкую музыку и повышенные голоса.

    Давайте разберемся, когда начинает видеть и слышать новорожденный?

    На первых неделях жизни малыш может видеть на расстоянии 20-30 см. Если он находится на руках у мамы или у папы, понаблюдайте за ним, он обязательно будет на вас смотреть, а также сосредотачиваться на отдаленных предметах. Малютки очень чувствительны к яркому свету, поэтому лучше, если в детской комнате будет приглушенный мягкий свет. ребенка начинается с первых его дней. После того, как он рассмотрит маму и папу, просто яркие пятна и контрастные рисунки, он будет смотреть на движение вещей, на яркие и звонкие игрушки, все это будет привлекать и удерживать его взгляд намного дольше, чем раньше.

    Хотя зрение вашего карапуза функционирует, оно все еще требует некоторой


    легкой настройки, в особенности когда дело касается фокусировки. Вам даже
    может показаться, что глаза крохи немного косят. Не переживайте, это нормальное явление: глазные мышцы маленького чада еще будут укрепляться на протяжении следующих нескольких месяцев. Но если вам кажется, что глаза вашего ребеночка пересекаются больше, чем положено, или же они мутные, обязательно сообщите об этом врачу. Подвесьте над кроваткой малютки игрушки ярких цветов, он интересуется всем, когда начинает видеть и слышать. Новорожденный будет с интересом разглядывать новые места, если вы чаще будете обеспечивать ему изменения пейзажа.

    А что же у крохи со слухом?

    Слышать малыш начинает, когда он еще находится в утробе своей мамы. Он чувствует, как бьется мамино сердце, урчит в животе, даже слышит ее голос и звуки других тоже разбирает.

    После рождения ребеночка звуки внешнего мира становятся для него громкими и ясными. Когда начинает видеть и слышать новорожденный, его может поразить неожиданный собачий лай поблизости или шум, который издает пылесос. Попытайтесь обратить внимание на то, как малютка реагирует на ваш мамы и папы особенно знакомы ему, и в это время он чувствует защиту и спокойствие. Он уже знает, когда его собираются кормить, укладывать, купать, так как осуществляется развитие ребенка. Новорожденного очень легко испугать громким стуком или шумом. Чтобы этого не произошло, следите за тем, чтобы ваша семья была внимательна к данному фактору.

    Мы разобрались с вопросами о том, когда начинает видеть и слышать новорожденный, но ему еще столько предстоит узнать, и семье нужно ему помочь справиться со всем этим. Ведь никто не знает так хорошо кроху, как его родители.

    Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов .

    Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

    С первых дней

    Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

    Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

    Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

    ● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

    ● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

    ● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

    ● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

    ● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

    ● при генетических отклонениях.

    На что обратить внимание

    Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

    ● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

    ● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

    ● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

    ● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

    ● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

    Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

    Последствие болезней

    В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

    Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

    Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

    Модель «мультяшная»

    Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

    Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

    Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.

    Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

    На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

    Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

    В возрасте 3,5 - 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители - это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

    Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

    В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

    У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

    Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.


    Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

    В возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не "замирает", слыша знакомый голос мамы или папы;
    - в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
    - в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
    - в 1,5 - 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
    - в 2-4 месяца не гулит:

    В 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
    - в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
    - в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
    - в 1 год не выполняет просьбы родителей;
    - в 2 года не произносит слов и фраз.

    Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

    На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

    - Вернуться в оглавление раздела " "