Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Профилактика эмоциональных перегрузок

МБОУ Видновская СОШ №2

Ленинского муниципального района

Московской области

Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.

Выступление на педсовете

Дронниковой Е.И.,

учителя высшей категории

Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».

Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?

С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.

С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.

В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).

Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.

Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:

  1. условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
  2. психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
  3. режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
  4. образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
  5. состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)

При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.

Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.

Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.

1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.

Годовая динамика работоспособности :

Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание

1 класс- 6-8 недель

2-4 классы до 3-4 недель

5 классы - увеличение до 4-6 недель

в последующие годы 2-3 недели

Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:

Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.

Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.

Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:

  1. режим дня;
  2. смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
  3. прослушивание музыки;
  4. занятия спортом, посещение секций и кружков;
  5. посещение бассейна.

Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!

Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…

А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».

Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.

Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.

Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.

На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.

Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.

Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.


МОУ «Кривозерьевская средняя общеобразовательная школа»

«Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся»

Подготовила: учитель начальных

классов Умряева Л.Н.

2013г.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

1. Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:

Плотностью урока - не менее 60 % и не более 75 – 80 %;

Оптимальной сменой видов деятельности (4 – 7);

Средней продолжительностью различных видов деятельности - не более 10 минут;

Частотой чередования различных видов деятельности - не позже, чем через 7 – 10 минут;

Количеством используемых методов и приемов преподавания - не менее 3-х;

Чередованием методов и приемов преподавания - не реже, чем через 10 – 15 минут;

Наличием эмоциональных разрядок (2 – 3);

Местом и длительностью применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами;

Чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;

Наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток - при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3 – 4 минуты;

Психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.

2. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока.

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

3. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет - 10 минут: непрерывного письма - до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии - 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

4. При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:

3 – 5,минут – врабатывание;

10 – 15минут – период самой высокой работоспособности;

2 - 3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);

5 – 10 минут – период средней работоспособности;

Оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.

5. Специфика преподавания предметов «Мир вокруг нас», заключается в их практической направленности. Предпочтение необходимо отдавать предметным урокам, урокам-экскурсиям, целевым прогулкам, направленным на непосредственное наблюдение, чувственное восприятие учащимися окружающего мира, на выявление связей и взаимосвязей между отдельными явлениями в природе и на их основе - выяснению простейших закономерностей.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки, задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобще¬ния и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки - важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

Преподавание предметов немыслимо без использования средств наглядности, способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы, которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами.

Домашние задания

1 . В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

2. Перегрузку учащихся могут вызывать:

Чрезмерно большое домашнее задание;

Чрезмерно трудное домашнее задание;

Несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

Неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком гро-моздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужно¬го положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

3. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания

не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

4. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

5. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

6. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

7. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна.быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

Фронтальный контроль;

Выборочный контроль;

Взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

Самоконтроль учащихся.

Упражнение для глаз

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1 – 4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1 – 4. Посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо – вверх – влево – вниз», а затем вдаль на счет 1 -6. Проделать тоже, но «влево – вверх – вправо – вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4 – 5 раз.

Физкультурные минутки:

кратковременные перерывы на занятиях (1 – 3 минуты) для проведения физических упражне-ний, связанных с длительной статической позой учащихся с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушений осанки;

они проводятся на начальном этапе утомления (8 – 20 минуте урока).

Требования: упражнения должны быть просты, знакомы и интересны детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.

Физкультурные паузы:

комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями длительностью 5 – 8 мин.

Требования: проведение в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении; контроль за дозировкой физической и эмоциональной нагрузок; не допускать переутомления.

Выполнять упражнения учащиеся могут индивидуально или по группам.

Динамические перемены:

организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Требования: проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут. Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми.

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Организационные мероприятия, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятие. Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия. Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Слайд 11 из презентации «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.ppsx» можно в zip-архиве размером 252 КБ.

Скачать презентацию

«Гигиена дыхания» - Проверь себя. Гигиена голосового аппарата: Строение и функции органов дыхания. Пристеночная плевра. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта. Легкие – парный орган. Органы дыхания. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.

«Состав пищи» - Сделайте собственный вывод. эмульгаторы Е 500 – Е 599. Е 101 рибофлавин. Е 620 глутаминовая кислота. Вредные пищевые добавки. Пищевые добавки-. Для сохранения хлебных продуктов применяют пропианат кальция (Е 282). Е 627 гуанилат натрия. Е 230-бифенил Е 231-ортофенилфенол Е 232-ортофенилфенола натриевая соль.

«Нравственные категории этики» - Честь. Категории этики. Совесть. Счастье. Достоинство. Долг. Культура отношений в коммерческой деятельности. Нормы нравственности. Смысл жизни. Добро и зло.

«Задачи на проценты» - Проценты были известны индусам ещё в Vвеке нашей эры. Задачи на нахождение числа по его процентам. Задачи на нахождение процентного отношения. После того, как число уменьшили на 40% этого числа, получили 48. Найдите это число. В Европу проценты ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В переводе с латыни «процент» - сотая часть числа.

«Цифра 5» - Какие четыре равенства можно записать к рисунку. Получение числа 5. Установите закономерность. Назови число. Математика. Счет по числовому отрезку. Составьте выражение. Четыре равенства. Верные равенства. Назови число предметов на каждой карточке. Минус. Число пять. Плюс. Записи. Расскажите о числе 5.

«Оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомления учащихся»


Каждому учителю хорошо известно значение научной организации труда, которая открывает широкие перспективы для повышения эффективности любой деятельности (в частности и урока), для достижения поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями. Одним из важнейших принципов научной организации труда является принцип оптимизации. Назовем его основные черты.

Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом. А оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

При внедрении принципа оптимизации применяются не какие-то дополнительные, а минимально необходимые действия. Конечно, процесс обучения никогда не станет эффективным, если учитель не будет хорошо знать своих учеников, если он не научится комплексно планировать задачи образования, развития школьников, выделять главное, существенное в содержании урока, выбирать наиболее рациональное сочетание методов, средств и форм обучения.

Здесь я не ставлю целью проанализировать все названные способы оптимизации обучения, а хотела бы более подробно остановиться на наиболее эффективных для урока информатики методах обучения и оптимальном использовании учебного времени на уроке

Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:

    методы организации учебно-познавательной деятельности;

    методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

    методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.

Так, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные методы (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные методы (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков), практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).

В своей практике я использую и некоторые специальные методы, направленные на обеспечение интереса школьников к учению, повышения их ответственности к учебе. К таким методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод познавательной игры, метод учебных дискуссий, метод поощрения, метод создания ситуаций успеха в учебе, метод предъявления учебных требований. И как показывает практика, большое значение имеет контроль и самоконтроль, осуществляемый методами устного, письменного, лабораторного, индивидуального, фронтального контроля и др.

Проиллюстрируем выбор методов обучения, и оптимальное использование учебного времени на уроке в процессе изучения темы: "Организация циклических процессов в языке Паскаль", на одном из уроков, посвященному изучению оператора цикла с параметром и решению задач с использованием данного оператора. Определив основные цели урока, приступаю к основной части урока.

I. Актуализация опорных знаний происходит в форме фронтального опроса с последующим контролем повторенного материала в виде Паскаль-диктанта. Из средств наглядности использую таблицы «Операторы цикла» (блок-схема + запись на языке Паскаль).

Какие виды циклов вы знаете?

В каких случаях применяется каждый из этих циклов?

Объяснить, как работают эти циклы.

В чем сходство и различие этих циклов?

Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Вопрос я ставила так: "О чем вы думали во время ответов своих товарищей?"

Следили за ответами товарищей - 14.8 %

Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их - 19.8%

Думали об изучаемом материале - 9.3 %

Думали о разном, кроме изучаемого предмета - 53.8 %

Занимались посторонними делами - 2.7 %.

II. Паскаль-диктант.

Дайте определение цикла.

Какого типа может быть переменная параметра цикла?

Условие выхода из цикла в цикле с предварительным условием.

В каком операторе цикла обязательно исполнится хотя бы один раз?

В операторе цикла с последующим условием записать условие, чтобы тело цикла выполнилось 3 раза, и цикл прекратил работу:

1 вариант: 2 вариант

writeln(x:3,y:5); writeln(x:4,y:6);

until ... ; until ... ;

После диктанта проводим моментальную проверку и анализ предполагаемых ошибок и затруднений.

Изложение нового материала провожу в виде беседы, что кажется с внешней стороны как диалог, но диалог этот несколько необычный, поскольку, беседуя, я не только сообщаю новый материал, но и с его помощью ставлю вопросы, которые подталкивают учащихся к самостоятельным «открытиям».

К каждому уроку для каждого ученика готовлю опорный конспект урока, в котором излагаю самое главное, существенное. Здесь отражается и план урока, и ход работы, задания и упражнения, которые рассматриваются на уроке, а также домашнее задание. Поэтому ребята на уроке у меня не тратят время на запись теоретического материала, а это время освобождается для закрепления и отработки навыков и умений, на решение задач. Например, на этом уроке мы успеваем решить 5 задач.

Задача № 1 (устно). Сколько раз будет выполнено тело цикла в следующих фрагментах программ:

a) for k:=-1 to 1 do ...

b) for k:=10 to 20 do ...

c) for K=20 to 10 do ...

d) k:=5; r:=15; for i:=k+1 to r-1 do ...

for i:=0 to k*r do ...

f) k:=r; for i:=k to r do ...

Задача № 2. Определить значение переменной s и i после выполнения следующих операторов:

for i:=2 to n do i=2 (2да) i=3 (3да) i=4 (4да) i=5 (5нет)

s:=s+100 div i; s=50; s=83; s=108;

Ответ: s=108; i=5.

Задача № 3. Из чисел от 10 до 99 вывести те, сумма цифр которых равна n (0

Вопросы для обсуждения:

Каким образом можно выделить последнюю (младшую) цифру числа?

Каким действием можно выделить первую (старшую) цифру числа?

Обозначим через k - очередное число,

P1 - старшую цифру числа k,

P2 - младшую цифру числа k,

S - сумму цифр числа о k будем печатать только в том случае, когда сумма P1 и P2 будет равна S.

Решение этой задачи идет методом работы под руководством учителя. Сначала составляем блок-схему, а затем приглашаем ученика к доске записать программу на языке Паскаль.

AR k,n,P1,P2,S:INTEGER;

WRITELN("введите целое число");

Readln(n); {вводим целое число}

For k:=10 to 99 do

P1:=k div 10 {выделяем старшую цифру}

IF S=n THEN WRITELN(k);

3. Практическая работа на ЭВМ.

Задача № 4. Вычислить (1*2) + (2*3) + (3*4) + ... +(50*51).

Сколько слагаемых? Как изменяется I?

Чему равно начальное значение суммы S?

Как накапливается сумма?

Какова формула для поиска очередного слагаемого?

Составит блок-схему и программу самостоятельно. Проверку осуществить по ответу, кто не справился, загрузить файл C2.PAS.

Задача № 4.*Найти сумму первых 10 чисел последовательности Фибоначчи. Числа Фибоначчи вычисляются так a1 = a2 = 1, ai = a i - 1 + a i - 2.

Задача № 5. * В бригаде, работающей на уборке сена, имеется N косилок. Первая из них работала m часов, а каждая следующая на 10 минут больше, чем предыдущая. Сколько часов проработала вся бригада?

5. Домашнее задание. При планировании и сообщении домашнего задания учитель должен обратить внимание на следующее: оптимален ли его объем и сложность, смогут ли ученики выполнить его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы; предусмотрел ли учитель способы повышения интереса к домашней работе (новизна задания, опыты, наблюдения, поиски собственных примеров, отработка общеучебных умений и навыков и др.); предложил ли учитель ученикам бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, предупредил ли о возможных затруднениях, порекомендовал ли пути их преодоления, четко ли сообщил требования к оформлению домашней работы; были ли дифференцированы домашнее задание для наиболее подготовленных учеников и предусмотрены ли формы помощи слабоуспевающим.

Задача № 6. Найти все двузначные числа, которые делятся на n или содержат цифру n.

Указание: Если двузначное число удовлетворяет условию задачи, то для него выполняется хотя бы одно из 3-х условий:

Первая цифра числа n или вторая цифра числа n, или само число k делится на n: k mod n =0.

Задача № 7. Вычислить: а) 1+2+4+8+...+28

Задача № 8.* Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков?

Для дифференцированного подхода к ученикам, как правило, выбираю два варианта упражнений (упражнения со * для сильных учеников). Но дифференцировать необходимо также и помощь слабоуспевающим. Здесь есть также возможность экономии времени урока. В данном уроке для решения задачи N 4 есть вопросы-подсказки для слабого ученика.

Из практики известно, что у трети учащихся слабо развиты навыки самоконтроля. Поэтому широко применяю специально разработанные таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля, работу с контрольными вопросами, взаимопроверку работ. Так, при подведении итогов данного урока, в целях контроля за изученным материалом, ребятам было предложено самостоятельно составить вопросы по изученному материалу, а затем они коллективно обсуждались учениками и давались ответы на них.

А теперь охарактеризуем некоторые способы экономии времени на уроке, так как потеря только 5 минут на уроке оборачивается потерей 4 рабочих недель в течение учебного года. Чаще всего тратятся драгоценные минуты на построение учеников у входа в класс вместо того, чтобы впустить их до звонка на урок. До 3-х и более минут уходит на оргмомент, когда учитель добивается должной тишины, тратит время на отметку отсутствующих вместо того, чтобы взять сведения у старосты, не ставит сразу же учебные задачи перед учениками. Часто учитель не намечает заранее, кого спросить, и долго ищет фамилию ученика в журнале. Во время опроса часто планируется собеседование с большим числом учеников, чем это реально возможно за отведенное время. В результате первый и второй ученики опрашиваются подробно, а третий и четвертый наспех. А это приводит к тому, что учитель не аргументирует оценок, не дает советов по дальнейшей работе с материалом. Порой мы вызываем учеников к доске по одному, вместо того чтобы дать возможность еще 2 ученикам заранее подготовить блок-схему, сделать записи и пр. Мы часто большое внимание отводим индивидуальному опросу, он где-то занимает 40% времени урока. Но анализ анкет, с помощью которых выяснялся расход времени старшеклассников при традиционном опросе - таков, что большинство учащихся бывают "далеки" от ответов своих товарищей, от изучаемого в данный момент материала.

Принцип оптимизации не отвергает индивидуальный опрос, но в каждом конкретном случае необходимо определять потребность в таком опросе, учитывая его подготовительные функции для усвоения новой темы, для проверки умения связно излагать свои мысли, для накопления оценок. В одном случае можно будет обойтись без индивидуального опроса и использовать только фронтальную беседу, в другом, наоборот, больше ему уделить времени, чем обычно, то есть, необходим методически обоснованный выбор варианта данной формы контроля.

При изложении нового материала, как показывают наблюдения, излишнее время уходит на освещение второстепенных вопросов, на неоправданное большое число однообразных примеров, лишнее время тратится на создание проблемной ситуации в то время, когда ученики еще не имеют достаточного багажа знаний и умений, чтобы самостоятельно доказать выдвинутое предположение, сделать обобщение. Много времени тратится на конспектирование нового материала, вместо того, чтобы изучать материал с использованием опорного конспекта.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод о том, что правильное использование основных способов оптимизации обучения не приводит к перегрузке учителя, так как это заранее ориентировано на экономию времени и усилий учителя. Первоначальные же дополнительные затраты времени абсолютно необходимы, потом они уменьшаются постепенно по мере накопления опыта оптимизации и с лихвой окупаются затем не только экономией его, но также более высокими результатами обучения. Оптимизация обучения освобождает учителя от весьма распространенных, но нерациональных затрат времени - таких, как дополнительные занятия, внеурочные опросы для накопления отметок, собеседования со слабоуспевающими в конце четверти. Она исключает выполнение чрезмерно большого числа упражнений на уроках, перегрузку учащихся домашними заданиями. Именно исключение или резкое сокращение затрат времени на "доделывание" и "переделывание" является одним из основных требований оптимизации обучения.