Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Психосоматика у детей: как это работает. Почему болеют дети? Психосоматика детских заболеваний Проявление психосоматики у детей какие бывают

Очень часто в ответ на жалобы молодой мамы о том, что ребенок уже третий раз за сезон болеет простудой, можно услышать такие фразы, как «все дети болеют», «перерастет», «надо кутать, а то вы, молодежь, сами раздетые, и детей не одеваете» и т.д. Так ли это на самом деле, имеют ли место быть такие установки общества в реальности?

Да, то, что все дети болеют – это факт. Но частота, серьезность и характер заболеваний зависят от множества разных факторов. Основные факторы – это психоэмоциональное состояние матери и психологическая атмосфера в семье или так называемый психологический климат. Если эти два момента оставляют желать лучшего, если мама не умеет сама экологично проживать свои эмоции, если родители не научились слушать и слышать друг друга, даже если открытых конфликтов нет, как таковых, то вероятность возникновения у детей психосоматических заболеваний возрастает в несколько раз.

Почему болеют дети: по данным исследований…

По данным Всемирной организации здравоохранения около 40 % всех заболеваний имеют психосоматическую природу. А у детей этот процент намного выше, так как в среднем до 3 лет они полностью находятся в поле матери, а выходят из него совсем только к 24-25 годам, то есть присутствует очень сильная эмоциональная, энергетическая и психологическая связь матери и ребенка, а если ребенок остается жить с родителями, то эта связь остается еще на долгие годы, здесь и кроется частично ответ на вопрос, почему болеют дети.

В современном обществе уже доказано многочисленными исследованиями и общеизвестно, что родительская, в частности, материнская любовь – это залог крепкого здоровья, адекватной самооценки, успешного построения партнерских и семейных отношений.

Хочу рассказать Вам об одном интересном психологическом исследовании, проведенном в Соединенных Штатах Америки. Цель его заключалась в том, чтобы выяснить, насколько здоровье человека зависит от его личной удовлетворённости отношений с родителями. Студентам различных учебных заведений предлагали ответить всего на один простой вопрос «Считают ли они, по их внутренним ощущениям, любят их родители или нет?». Спустя 35 лет экспериментаторы нашли всех опрошенных студентов и встретились с ними, попросив заполнить анкеты с вопросами

касательно их здоровья. В итоге оказалось, что среди тех людей, которые были внутренне удовлетворены родительской любовью, болевшими различного рода заболеваниями было около 25%.

Среди тех, кто по итогам первичного опроса был не удовлетворён родительской любовью, болеющих было 87%.

А среди тех, кто в юношестве ответил, что чувствуют любовь только одного родителя, уровень заболеваний был около 50%.

Согласитесь, очень интересные выводы, которые заставляют задуматься, особенно когда в очередной раз хочется отругать капризничающего ребенка вместо того, чтобы уделить так необходимое ему в эти моменты внимание и показать свою родительскую любовь и поддержку?

Материнская любовь обладает огромной силой, как разрушающей, так и созидающей

Обычно подразумевается, что мать обожает своего ребёнка, она в нем души не чает. В связи с этим во многих источниках упоминают про безусловную материнскую любовь. Как выяснилось в процессе научных исследований, когда человек испытывает любовь, угнетается работа тех отделов мозга, которые отвечают за критику и активизируют отрицательные чувства. Когда женщина с нежностью любуется на ее любимого карапуза, в теле вырабатывается дофамин (этот гормон отвечает за ощущение эйфории), а в мозгу активизируются участки, которые отвечают за чувство удовольствия. Потребность в любви - базовая потребность абсолютно всех людей. Но, к сожалению, так случается, что мама по определенным причинам не может так относиться к своему малышу, не может дать ему безусловное принятие и любовь.

Оказывается, когда человек действительно получает или только чувствует отказ в любви или другими словами отвержение, то активируются участки нашего мозга, которые отвечают за ощущения боли в теле и кожном покрове. В такие моменты человек может реально ощутить физическую боль. Болит наша душа, сердце, тело, порой просто тяга к жизни ослабевает. И если случается так, что мать отвергает своего ребёнка, то для него жизнь теряет всякий смысл. Отвергнутые дети в таком случае как бы получают от матери бессознательное послание “Не живи!”, и послушный любящий ребёнок его принимает и исполняет. К примеру, часто и серьезно болеет, периодически бывает в депрессивных состояниях, свою собственную семью, отказывается иметь хорошую (да и вообще, какую-либо) работу – словом, действительно отказывается жить полноценно.

Под отвержением понимаются не только те случаи, когда мама, к примеру, оставила малыша на попечение в детском доме или ближайшим родственникам (чаще всего бабушкам), или умерла в раннем детстве. Возможно и так, что у матери ранее были прерванные/замершие беременности или ее мать рано оставила ее, или какие-то другие случаи, то, что и сейчас очень тяжело переживается, и теперь приятные заботы о малыше не находят должного отклика в ее израненной душе. Мама как будто энергетически “уходит” туда, где осталась её боль, и малыш перестаёт ощущать безусловную любовь от той, которая его родила. Хотя со стороны может казаться, что она довольно заботливая, опекающая и тревожащаяся (или же тревожная) мама. При этом часто прослеживается прямая зависимость, чем больше мать опекает ребенка, тем меньше у неё внутренняя связь с ним. Такой гиперопекой часто женщина просто-напросто неосознанно компенсирует своё душевное и энергетическое отсутствие в отношениях с ребенком. Гиперопеку очень часто принимают за любовь, но на самом деле это совершенно разные и очень далекие друг от друга понятия. Безусловная материнская любовь – это, скорее, своего рода бессознательный поток. Человек его ощущает, как некую внутреннюю силу, как бы далеко ни находилась его мама, даже если она уже умерла. Это создает глубокое неосознанное чувство защищённости, удовлетворённости жизнью и внутреннего спокойствия. Такой ребёнок доволен своей жизнью, и что немаловажно, обладает крепким здоровьем, которое часто окружающие объясняют генетикой, везением (якобы не сталкивался со страшными вирусами или молод еще).

Если у женщины много внутренних переживаний, тягот на душе, она не всегда вовремя может проследить, что психологическое состояние ребенка меняется не в лучшую сторону. Она так сильно погрузилась в свою душевную боль и переживания, что состояние ребенка кажется ей вполне себе нормальным, обычным по сравнению с её состоянием. В связи с этим часто случается так, что мама обращает внимание на появившиеся проблемы ребёнка уже тогда, когда не заметить их уже просто невозможно, когда они выходят на физический уровень и проявляются в виде недомоганий. И для мамы они ощущаются очень болезненно и чаще всего кажется так, как будто

появились внезапно. Но в действительности для того, чтобы у ребёнка начали появляться, а потом проявляться физически различные проблемы со здоровьем, нужно достаточно много времени, чем серьезнее заболевание, тем больше времени. К счастью или к сожалению, в этом мире ничего не появляется случайно. Поэтому большую часть проблем можно предотвратить, а проявление остальных изменить и ослабить. В этом случае негативные изменения в здоровье появляются как следствие недостатка материнской любви. Но проявляются они в важные, переломные моменты жизни малыша, в такие периоды, когда ребёнку необходим ресурс для очередной ступени в его жизни, например, начал посещать детский сад или центр развития для детей – начал легко подхватывать простуды, стал капризным, конфликтным и т.д.

Личный пример

У меня есть наглядный пример того, как внутреннее состояние матери влияет на здоровье ребенка, из собственного опыта. Буквально на днях мне пришлось экстренно обратиться к стоматологу, усыпила своего 2-летнего сына в коляске и взяла с собой. Не буду описывать свои телесные терзания, но вышла я от врача с еще большей болью, чем пришла, в почти предобморочном состоянии, но сил придавала мысль, что ребенка надо доставить домой, внутренне собралась, спрятала свои слезы и всхлипы поглубже. И этой же ночью мой крайне редко болеющий сын несколько раз просыпался с температурой, с болями непонятного происхождения. За переживаниями о состоянии ребенка я и не подумала о связи произошедшего со мной и его внезапным недомоганием. На это указал мне муж, предположив, что непонятная болезнь сына связана с пережитым мной ужасом прошедшим днем. И я утвердилась в этой мысли, когда уже утром от недомогания не осталось и следа. Я признала тот страх, признала ту боль, которые испытала накануне, дала им выход, и ребенок снова бодр и весел, как обычно.

Влияние атмосферы в семье на здоровье ребенка

Еще один фактор, влияющий на возникновение психосоматических заболеваний у детей, который хочется упомянуть в моей статье, это психологический климат в доме. После рождения своего ребенка я стала замечать в разных семьях некую взаимосвязь между тем, насколько родители умеют договариваться между собой, принимать ответственность за важные решения согласно семейной иерархии, вести конструктивные диалоги при решении проблем и тем, как часто болеют дети в этих семьях. Результаты удивили не только меня, но и моего скептика мужа. В тех семьях, где оба родителя обладали вышеперечисленными навыками, проявляли свою взрослую позицию, а также не зависели от старшего поколения материально и психологически, прослеживалась закономерность – дети очень редко и непродолжительно болели. Важный момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что, если родители конфликтуют и не могут найти компромисс, пусть даже не показывают свои противоречия при детях, все равно атмосфера в доме становится напряженной, а тонко чувствующие детские натуры считывают это на подсознательном уровне и показывают родителям в виде болезней, что им срочно надо научиться конструктивно взаимодействовать.

Я не отрицаю существование вирусов и других возбудителей заболеваний, но то, насколько ребенок подвержен их воздействию, напрямую зависит от вышеописанных факторов.

Приведу небольшой пример из моей практики. Муж с женой на грани развода, но принимают совместное решение постараться сохранить семью ради двоих детей-подростков, ведут себя вполне мирно дома, избегают

прямых противостояний и выяснений отношений, даже вместе ходят к семейному психологу в надежде разрешить свои накопившиеся внутренние проблемы, избавиться от претензий друг к другу. И спустя некоторое время женщина замечает резко возросшее количество заболеваний у обоих детей. В подобных случаях важно понимать, что микроклимат даже в полной семье, но где родители несчастны, каждый сам по себе, на самом деле может негативно повлиять на здоровье детей, вызвав у них развитие психосоматических заболеваний. Иногда лучше не сохранить семью, но стать внутренне спокойным, удовлетворенным жизнью взрослым/родителем, чем психологически мучить себя и партнера ради мнимого блага детей. Но я призываю к сохранению семьи в тех случаях, когда это возможно без энергетических потерь и внутренних страданий обеих сторон, путем естественного развития людей, достижения компромисса мирным способом.

Как пишут в книгах по психологии и жизненным ценностям: на первое место в списке приоритетов нужно ставить себя, потом свою пару (я+партнер) и только потом идут дети. Если в вашей голове будет ясность и порядок, то, скорее всего, и пару вы создадите гармоничную, и как следствие, дети будут считывать правильную модель поведения, и бонусом ко всему не узнают про психосоматические заболевания.

В заключение

Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи вы сделаете для себя вывод, насколько важно внутреннее состояние родителей в целом и мамы в частности для сохранения психологического и физического здоровья детей. То, что вы вкладываете в детей, учите их и показываете им – это один фактор, а то, что скрываете от них и переживаете внутри себя – это другой, немаловажный фактор, но который воздействует на них энергетически и психологически даже сильнее и глубже первого.

Я очень хочу донести до всех женщин, до всех матерей, будущих и состоявшихся, ту мысль, что нужно экологично проживать свои эмоции, нужно решать свои внутренние проблемы, не закрываться от них, уходя в быт или развлечения, об этом подробно мы говорим на моем . И это нужно не только для их стабильного психологического состояния, но и для ментального и физического здоровья их детей.

Про себя мы охотно признаем, что «все болезни – от нервов», но если хворать начинает ребенок, мы начинаем яростно отрицать эту закономерность. Уже хотя бы потому, что тогда главными виновниками детских болезней придется признать маму с папой.

Снежный ком

На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. По сути, не что иное, как стереотипная телесная реакция на стресс. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Когда речь заходит о детях, только мы, родители, можем помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный. Это, в конечном итоге, и может привести к формированию «полноценного», конкретного и реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок (или взрослый) всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.

Палитра симптомов

Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но и это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким. К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.

Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами. В эту группу попадают нарушения сна (трудности с засыпанием, беспокойный сон с тягостными сновидениями, частые пробуждения), вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).

И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Не всегда эти преходящие нарушения закрепляются и приводят к стойкому изменению в органах. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок. К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.

Что делать?

Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему работать перестали. И знак родителям, что для них тоже пришло время меняться, причем ради их же блага.

Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Проявятся они или нет, зависит от многих факторов. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые прекрасно адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.

  • Сильные потрясения Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
  • Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, она буквально «душит его своей заботой» и ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.

две крайности

В некоторых семьях не любят делиться личными переживаниями, а в других, наоборот, принято сильно обо всем беспокоиться. В первом случае ребенок часто тревожится, потому что не может самостоятельно справляться со своими проблемами. И у него не формируется ощущение базовой безопасности этого мира, которое можно получить лишь в надежных близких отношениях. Во втором случае ребенок учится у родных сильно тревожиться обо всем. Ведь он постоянно наблюдает, как любое, даже незначительное изменение в планах или внутрисемейном распорядке буквально выбивает маму (или бабушку) из колеи, нарушает нормальное течение жизни и вызывает серьезные опасения. Оба сценария чреваты развитием неврологической симптоматики.

  • Отношение мамы к ребенку: гипоопека. Когда малышу, наоборот, не хватает маминой заботы и любви, он предоставлен сам себе и со своими эмоциями вынужден справляться сам. Но задача эта для любого ребенка непосильная, поэтому он будет испытывать чувство постоянной тревоги и расти неуверенным в себе. Ему будет трудно «переварить ситуацию» и преодолеть страх перед внешним небезопасным миром. В этом случае психосоматика обычно проявляется сбоями в работе пищеварительной системы: тошнотой, диареей, снижением аппетита, колитами, гастритом, дуоденитом. У некоторых детей развивается депрессия или неврологическая симптоматика.
  • Отношение мамы к ребенку: если мама зациклена на ребенке. Если маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего очага, если все ее страхи и радости вертятся вокруг семьи, тогда болезнь ребенка будет помогать ей чувствовать себя «нужной». Постоянно думая и проговаривая вслух свои тревоги, она не даст ребенку научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций (предболезненных явлений) к часто повторяющемуся заболеванию.
  • Много запретов и требований. Когда родители слишком строги с ребенком, практикуют неадекватные наказания, редко хвалят его, он может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно хорошим или ни на что не способным. Страх совершить ошибку или не взять высоту у него будет очень велик. Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, явного или скрытого. Проявляется он в виде головных болей, тошноты, болей в животе. Может сопровождаться бессонницей, головокружениями. Если ребенок не может выразить свой протест открыто, это путь к частым ангинам, ведь речь (а с ней и вербальный протест) рождается в горле. Нарушение личных границ или непринятие ситуации иногда проявляется в виде аллергических реакций, потому что кожа – это тонкий щит между внешним и внутренним миром.

Порочная практика

Когда родители не дают ребенку возможность открыто проявлять свои негативные эмоции, они накапливаются, а потом прорываются наружу в виде телесной хвори. В нашей культуре принято стыдить за проявление здоровой агрессии в моменты явного нарушения личных границ. «Отняли игрушку, и ты из-за этого хнычешь? Ты просто жадина и плакса! Как не стыдно! Немедленно успокойся!» Не стоит потом удивляться, что ребенок не умеет отстаивать свое мнение, растет застенчивым и неуверенным в себе. К такому же результату приводят и реплики вроде: «Иди к себе в комнату! Когда успокоишься, выйдешь!» Если родители принимают и любят ребенка только в те моменты, когда он ведет себя идеально, а если ему плохо, грустно, обидно, его отправляют с глаз долой, по сути, самые близкие люди не принимают его таким, какой он есть, со всеми его эмоциями и переживаниями, радостными и не очень. Да, чем старше становятся дети, тем лучше у них получается сдерживать себя. Но выключить эмоции по щелчку невозможно. Мы можем их не проговаривать или игнорировать, но они все равно останутся внутри, а в какой-то момент просто возьмут и отыграются на самом уязвимом органе. Например, комом в горле застревает обида и злость, отсюда берутся ангина или тонзиллит.

  • Отношения родителей: частые ссоры. Когда родители постоянно конфликтуют, ребенок часто оказывается вовлечен в их войну и начинает либо спасать семью, либо отвлекать их от главных проблем. Он бессознательно воспринимает ситуацию так: «Если я не буду болеть, мама с папой расстанутся». Ведь он прекрасно видит: стоит ему слечь в постель, родители заключают перемирие или по крайней мере начинают общаться продуктивнее. Увы, так появляются часто болеющие дети, которые нередко имеют заболевания носоглотки (ангины, тонзиллиты, аденоиды) или органов слуха (отиты). От невозможности защитить себя, высказать свое мнение, обиду, позлиться на происходящее (проглоченный гнев как бы концентрируется в горле) или нежелания слышать постоянную ругань (проблемы с ушами, когда слух временно снижается).
  • Отношения родителей: вместе ради малыша . Ситуация, когда родители вместе только ради ребенка, и он просто вынужден оправдывать возложенные на него ожидания. Когда все в порядке, мама с папой друг другом не интересуются и не общаются, но стоит малышу заболеть, как между ними начинается активное взаимодействие. Все оказываются при деле. Мама впадает в панику, папа бросает все дела и мчится в аптеку. При таком сценарии велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций к формированию хронического или часто повторяющегося заболевания.
  • Реакция родителей Если мама с папой раздувают проблему и слишком трясутся над ребенком, он очень скоро замечает скрытую выгоду от своей болезни. Разумеется, на бессознательном уровне. Например: «Когда я болею, я не иду в ненавистный детский сад, ко мне приходит бабушка, и мы с ней весь день веселимся». Или: «Когда у меня поднимается температура, мама с папой разрешают смотреть мультики целый день, задаривают подарками, балуют сладостями». Бывает и так, что заботу и внимание со стороны родителей ребенок получает только во время болезни. И в этом случае стимул болеть как можно чаще тоже будет сильным.

В век научно-технического прогресса современной маме не позавидуешь. Информации навалилось столько, что остаться мамой, не наносящей вред и психологическую травму ребенку, просто нереально. Кормишь грудью больше года - блаженная, кормишь смесью - эгоистка. Спишь с ребенком - сексопатология, оставляешь одного в кроватке - депривация, выходишь на работу - травма, сидишь с ребенком дома - нарушенная социализация, водишь на кружки - перенапряжение, не водишь на кружки - растишь потребителя... И было бы смешно, если бы не было так грустно. Не успела мама пережить и переосмыслить все статьи по психологии развития и воспитания - а тут новинка в обертке прописной истины. Если заболел ребенок, виноватой может быть только мама - не прямо, так косвенно, не физически, так энергоинформационно… И как при всем этом сохранить здравый рассудок, не впасть в депрессию и не превратится в тревожного невротика?

Предлагаю оставить маму в покое, и взвешенно разобраться, что на самом деле из себя представляет детская «психосоматика».

Изначально я предполагаю, что «травля мамы» началась с тех самых времен, когда популярная формула «все болезни от мозгов» вышла на первый план статей популярной психологии. Если мы знаем, что в основе любого заболевания лежит какая-то психологическая проблема, значит нужно ее найти. Но когда вдруг оказалось, что у ребенка нет озабоченности материальными ценностями и достатком, что ребенок не испытывает такой усталости и ограничения ресурса как взрослый, не имеет проблем сексуального характера и пр. Собственно в силу возраста ребенок еще не вплетен в социальную структуру настолько, чтобы иметь все те комплексы и переживания, которые взрослые наживали годами , сразу обнаруживается незадача - или трактовка причин неверна (но как не хочется в это верить), или проблема в маме (а как объяснить иначе?).

Да. Ребенок действительно во многом зависит от мамы, ее настроения, соответственно поведения и т.д. Часть «проблем» ребенок впитывает с материнским молоком, через гормоны; часть от недостатка ресурса и невозможности дать ребенку то, что действительно нужно; часть от того, что ребенок становится заложником вымещения некоторых проблем, из-за усталости, незнаний, недопониманий и ошибочных трактовок и пр.. И вот когда речь заходит об ангине, больных ушках, энурезе и пр. многое можно обсуждать, решать и делать скидку на то, что не все должны разбираться в медицине или психологии на равне со специалистами. Но современная проблема общества заключается и в том, что акцент со «всех болезней от мозгов», а «детских болезней от мозгов их родителей», сместился на мам с особенными детьми. В лучшем случае это карма, урок или опыт, в худшем же наказание, воздаяние и отработка… И тогда оставаться в стороне просто губительно. Поэтому, первое, что важно понять тому, кто действительно интересуется «психосоматикой» и хочет работать над собой в этом направлении, это то, что НЕ ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ МОЗГОВ. И даже не 85%, как многие об этом пишут;)

Иногда болезни это просто болезни

Бывает так, что стресс снижает иммунитет. Но стресс это понятие не только психическое, а и физическое. Переохлаждение или перегрев, яркий свет, шум, вибрации, боль и пр. - все это тоже стресс для организма, и тем более для детского. Также стресс это не синоним плохого (читай дистресс и эустресс), и истощать и ослаблять организм, могут вполне себе позитивные события, сюрпризы и т.д.

Более того, если ребенок ходит в сад/школу, он постоянно находится в зоне риска вирусного или бактериального инфицирования. Если в саду ветрянка, если в саду коклюш, если на кухне какая-то палочка высеялась в избытке, глисты, вши и пр. говорит ли это о том, что мама ребенка спроецировала на него свои психологические проблемы? Говорит ли это о том, что заболеют только те дети, у которых в семье неблагоприятный психологический климат?

В моей практике работы с аллергическими заболеваниями, был случай мамы, которая долго искала свои «скрытые обиды и спорные чувства» по отношению к отцу ребенка, с которым была в разводе. Связь была очевидна, потому что высыпания на теле девочки появлялись через время после встреч с папой, но чувства не находились, потому что развод был полюбовным. Беседа с родителями не давала никаких зацепок, но беседа с ребенком обнаружила тот факт, что папа, при встречах с дочкой, просто закармливал ее шоколадом, а чтобы мама не ругалась, это был их маленький секрет.

Просто нужно принять как факт, что иногда болезни это просто болезни.

Иногда болезни являются следствием психологических проблем в семье

Различные семьи, различные условия проживания, уровень достатка, образования и пр. Бывают семьи «неполные», а бывают и «переполненные», с бабушками/дедушками, или когда на одной территории живет несколько семей, н-р, братьев и сестер. В семьях «переполненных» у детей слишком много разных моделей и вариантов установления взаимоотношений, прав, обязанностей, в неполных - наоборот. Часто, как от переизбытка так и от недостатка этих связей возникают конфликты. Скрытые или явные, они есть практически в любой семье, и могут влиять на здоровье ребенка, как прямо, так и косвенно. По каким же маячкам можно заподозрить именно психсоматическую основу заболеваний у детей?

1. Возраст ребенка до 3 лет, особенно в случае, когда ребенок находится на грудном вскармливании и большинство своего времени проводит только с одним из родителей (опекунов).

2. Заболевания появляются как будто из неоткуда, без всяких предвестников и соответствующих условий (если это не глисты).

3. Заболевания имеют тенденцию к постоянному повторению (одни дети постоянно болеют ангинами, другие отитами и т.д.)

4. Заболевания проходят легко и слишком быстро или наоборот излишне затягиваются.

Все это может указывать на психосоматическую основу возникновения заболевания, но не обязательно .

Н-р, в семье, где ребенку запрещается проявлять негативные эмоции (плакать, кричать, злиться и т.д.), ангина вполне может быть своеобразным способом показать родителям, что молчание, затрудненное дыхание и затрудненное глотание (то же происходит, когда ребенок должен подавить «истерику») и т.д. - это не нормально, так быть не должно.

Однако бывает такое, что ребенок болеет ангинами в семье, в которой разрешено проявлять свои эмоции и принято обсуждать и проговаривать свои проблемы. Тогда это говорит о том, что область горла, это просто конституционально слабое место в организме, поэтому любая усталость, перенапряжение и т.д. прежде всего «бьют» туда.

Анализ семейного случая специалистом по психосоматике помогает определить, есть на самом деле психологическая причина у недуга или причина все же физиологическая.

Иногда болезни неосознанно проецируются самими ребенком, для достижения вторичной выгоды

С самого раннего детства ребенок усваивает понимание того, что заболевшему предоставлены особые «льготы», в виде вкусностей, внимания, дополнительного сна и мультиков и пр.

Чем старше становятся дети, тем больше вторичная выгода принимает характер избегания - не ехать к бабушке, не идти в сад, пропустить контрольную, переложить свою работу на кого-либо и т.д.

Все эти варианты слабо зависят от маминого психологического состояния, и вместе с тем легко распознаются и могут быть грамотно объяснены и скорректированы ею.

Иногда болезни являются проявлением алекситимии или реакцией на табуирование

И это распознать не так просто, но очень важно.

В силу недостаточного словарного запаса, неумения выражать свои чувства с помощью слов и просто элементарным недопониманием каких-либо связей и процессов взрослого мира, ребенок выражает свои переживания через тело.

Обычно такими становятся темы «необсуждаемые» или «тайные», н-р, тема смерти, тема потери, тема секса, тема насилия (психологического, физического, экономического и т.д.) и т.д.. Застраховаться от этого невозможно, и как показывает практика, тому же насилию подвергаются и дети, с которыми родители обсуждали подобные вопросы, и дети, с которыми беседы не проводились . Случается это не только с детьми старшего возраста, но и с малышами. Первыми весточками о том, что что-то идет не так могут быть резкие изменения в поведении, успеваемости, ночные кошмары, ночные недержания и т.д.

Иногда болезни к детям приходят сквозь поколения

От прабабушек и прадедушек, а не от психологического климата в новой семье. Психологические теории о наследственных патологических паттернах, вы скорее всего уже читали. Их легко представить в виде старого анекдота, в котором:

Внучка обрезала крылья индейке, поставила ее в духовку и задумавшись о том почему такие вкусные части нужно выбрасывать, спросила у мамы:

- Зачем мы обрезаем индейке крылья?

- Ну как же, моя мама - твоя бабушка всегда так делала.

Тогда внучка спросила у бабушки, зачем обрезать крылья индейке, и бабушка ответила, что так делала ее мама. Ничего не оставалось девочке, как подойти к прабабушке и спросить, почему в их семье принято обрезать индейке крылья и прабабушка сказала:

- Не знаю зачем вы обрезаете, а у меня была очень маленькая духовка и индейка целиком в нее не влезала.

В наследство от наших предков, мы получаем не только нужные и полезные установки и навыки, а и такие, которые утратили свою ценность и значимость, а иногда даже превратились в деструктивные (н-р, установка предков, переживших голод «есть прозапас», как причина детского ожирения). Поэтому обнаружить связь с конкретным событием прошлого на первый взгляд может быть достаточно сложно, т.к. опять-таки, в семье нет особых конфликтов, мама относительно психически стабильная и пр.. Но возможно)

Иногда детские болезни это просто данность

Случается так, что родители ведут аморальный образ жизни, курят, пьют и т.д., и у них рождаются абсолютно здоровые дети. А бывает, что долгожданный ребенок, выношенный с любовью и заботой, рождается с патологией. Почему происходит так наверняка никто не знает. Ни врачи, ни психологи, ни священники, все только предполагают и часто версии эти исключают одна другую.

Патология может быть явно выраженной, а может быть косвенной, и в таком случае всегда найдется кто-то, кто «объяснит» маме, что она не так думает, не так делает и т.д., потому что «все болезни от мозгов, а детские болезни от мозгов родителей»! Если есть возможность тактично объяснить таким людям, что «худший совет непрошенный» - это был бы самый лучший вариант.

Конечно, мамы особенных детей очень часто могут задаваться вопросами, что они сделали не так. И ответ здесь может быть один - все было сделано так, как должно было быть сделано. Не берите на себя вину, которую вам навязывают «психосоматические доброжелатели».

В психотерапии есть такое направление «позитивной психологии и психотерапии». Оно исходит из понимания, что события, которые происходят с нами изначально не плохие и не хорошие, а просто такие, какие они есть. Любую ситуацию можно принять как данность, просто как случившийся факт «да, это случилось и это так». И любой ситуации можно задать направление развития - «да, это случилось с нами, в этом никто не виноват, я не могла повлиять на это событие ранее, но я могу приложить все усилия, чтобы с теми данными, которые уже есть, направить нашу жизнь в конструктивное русло».

И напоследок, хочу напомнить мамам, что дети которые часто и долго болеют вовсе не обязательно имеют больше психологических сложностей и проблем в семье, чем дети, здоровье которых нам кажется идеальным. Тело, это всего лишь один из вариантов перерабатывания энергии, в том числе психической . Чей-то ребенок решает свои проблемы и проблемы семьи через учебу, чей-то через характер, чей-то через поведение и т.д. Это, конечно же, напоминание не для злорадства, а для того, чтобы вы понимали, что если детские недуги случаются в ваших семьях чаще, чем в других, нужно не корить себя в родительской несостоятельности, а заручиться поддержкой медиков и психологов.

Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка - простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома - тело).

Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

Как понять, в чем причина?

Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

Так, если ваш ребенок постоянно простужен , его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей : аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

Лечение психосоматических заболеваний

Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

Профилактика психосоматических заболеваний

Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

«У дочери с пяти лет герпес, – рассказывает Жанна. – За три года мы обращались к разным специалистам, принимали ацикловир, кортизон, витамины. Помогало ненадолго. Тогда один врач рекомендовал поговорить с психологом».

Проблем, c которыми не справляются педиатры, немало. Астма, кожные заболевания, нарушения сердечного ритма, необъяснимые боли в животе... По разным оценкам, от 40 до 60% детских заболеваний могут считаться психосоматическими (когда психологическая трудность проявляется в виде телесного симптома). Но к специалисту по психосоматике врачи направляют детей редко. Инициатива скорее исходит от родителей.

«Чаще ко мне обращаются из-за проблем с поведением: замкнутость, агрессивность, плохая успеваемость, – делится детский психоаналитический терапевт Наталия Зуева. – Позже может выясниться, что у ребенка есть и другие симптомы, например сыпь или энурез».

Разговор без слов

Язык телесных проявлений для детей очень важен. С самого первого дня жизни ребенок общается с родителями и, не владея речью, использует как средство общения тело. «Высказываниями» ребенка могут быть кожные высыпания, крик, срыгивания или рвота, бессонница, жесты.

«Мать умеет понимать их смысл, слышит их, как речь, обращенную к ней, и реагирует на важность сообщенной ей информации», – считал детский психоаналитик Дональд Винникотт. Мать знает, из-за чего ребенок плачет: беспокоят ли его мокрые пеленки, голод или жажда, или ему хочется пообщаться со взрослым, ощутить его присутствие и тепло. Но иногда женщина слишком устала или встревожена, чтобы вникать в оттенки «речи» своего младенца, и его нужды остаются нераспознанными.

Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу»

«Бывает, что мать привычно дает заплакавшему ребенку грудь, – продолжает Наталия Зуева. – И когда он отворачивается, поскольку не голоден, она сердится, потому что не понимает, чего же он хочет. Ребенок тоже сердится, потому что чувствует себя непонятым». Так возникает провал коммуникации. В ближайшем будущем взаимопонимание матери и младенца восстановится, но моменты нераспознанных потребностей могут повторяться, создавая предпосылки для возникновения проблем.

Отсутствие понимающего общения приводит к тому, что посредством собственного тела ребенок выдает более «громкие» сигналы. Цель все та же – быть услышанным. Многие дети реагируют заболеваниями на появление в их жизни детского сада.

«Бесконечные простуды и ОРВИ могут означать «мне не нравится в детском саду, я туда не хочу», – замечает Наталия Зуева. – По какой-то причине ребенок не решается сказать это словами и говорит иначе».

Смысл симптомов

Понимать свои желания ребенок учится у родителей. «Разговаривая с ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему узнавать и называть эти переживания», – объясняет Наталия Зуева. Он понимает и осознает себя в той мере, в какой его научили этому родители. Если же они были на это неспособны, то в его распоряжении остается бессловесный способ коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, писала детский психоаналитик Франсуаза Дольто:

«Экзема может означать желание перемен.

Шелушение кожи и неприятие чего-либо означают недостаток чего-либо необходимого.

Астения может проявиться у ребенка, которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах».

Психоаналитик Диран Донабедьян, директор детского отделения в Институте психосоматики в Париже, делится показательными случаями из своей практики. Например, у маленького мальчика были постоянные боли в животе: так выражалась его неразрывная эмоциональная связь с матерью.

16-летняя девушка стала страдать эпилептическими припадками. В грудном возрасте у нее наблюдались судороги при плаче, потеря сознания и остановка дыхания после приступов слез и гнева, но они не представляли серьезной угрозы и хорошо поддавались лечению. Первый эпилептический припадок с ней случился в девять лет, в год, когда расстались ее родители. После этого долгое время ничего не происходило, но недавно случилось три припадка с интервалом в несколько недель.

В ходе сеансов с Дираном Донабедьяном выяснилось, что эти припадки были вызваны эмоциональным перенапряжением из-за влюбленности. Девушка репетировала роль Изольды в театральной пьесе и без памяти влюбилась в своего партнера, но не решалась ему в этом признаться. Расставание родителей научило ее, что любовные истории плохо кончаются. Да и история рыцаря и его возлюбленной была неутешительна.

Осознание вытесненного

«У каждого из нас может быть психосоматическое заболевание, – утверждает психоаналитик. – У взрослых оно чаще всего накладывается на переживания, связанные с утратой близкого человека или расставанием. Психосоматическое заболевание возникает как следствие «вытеснения из сознания». Утрата вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева, а ошибочно перенаправляются в тело».

И ребенка поражает эпилептический припадок, сильнейшая крапивница, всеохватывающий псориаз… «Не все детские болезни психосоматические, – уточняет Диран Донабедьян. – Но если они трудно излечиваются, нужно обратиться к истории ребенка, чтобы увеличить его шансы на выздоровление».

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему

Психологическое наблюдение не заменяет лечения, а становится дополнением к нему: ребенок с хронической астмой продолжает принимать препарат, назначенный врачом. Опираясь на игру, рисунки и сказки для самых маленьких, на словесную работу и психодраму для более старших, специалисты стараются помочь ребенку восстановить целостность, соединив его телесные переживания со словами, которые придают им смысл.

Работа в среднем продолжается два-три года и не прекращается с исчезновением симптомов: известно, что они могут просто поменять место проявления. Хотя дочь Жанны и не избавилась от вируса герпеса, у нее уже два года не было высыпаний.

Возможно, наступит время, когда педиатры и психологи всерьез объединят усилия, чтобы учитывать при диагностике и лечении болезней особенности личности ребенка и его окружения.