Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Жизнь и питание гладиаторов древнего мира. Гладиаторы Древнего Рима – кратко

Любимые публикой и порой презираемые элитой, римские гладиаторы были героями античности. В течение почти семи веков они притягивали толпы народа к аренам и амфитеатрам, показывая свое умение, силу и ловкость. Кровавые бои гладиаторов были в равной мере спортом, театральной постановкой и хладнокровным убийством.

Вот несколько фактов о таинственных воинах, ставших столпом самого массового, жестокого и популярного развлечения, которое сохнанила история Древнего Рима.

Не все гладиаторы были рабами

Большая часть первых воинов была привезена в гладиаторские школы в цепях, однако к первому веку н. э. соотношение рабов и свободных людей очень изменилось. Крики и признание толпы, трепет и возбуждение привлекали в школы гладиаторов множество свободных людей, которые надеялись получить славу и деньги. Эти вольные птицы были чаще всего отчаявшимися людьми, которым нечего было терять, либо бывшими солдатами, обладавшими необходимой подготовкой и знаниями для боев на арене. Иногда к строю гладиаторов временно примыкали некоторые патриции и даже сенаторы, желающие показать свою военную подготовку.

Бои гладиаторов изначально были частью похоронной церемонии

Большинство современных историков настаивает на том, что выступления гладиаторов на арене берут корни из кровавой традиции устраивать бои между рабами или преступниками на похоронах выдающихся аристократов. Такого рода кровавый некролог следует из поверья древних римлян о том, что человеческая кровь очищает душу умершего. Таким образом, эти жестокие обряды замещали собой человеческое жертвоприношение. По случаю смерти своего отца и дочери Юлий Цезарь организовал бои между сотнями гладиаторов. Представления пользовались массовой популярностью и в первом веке до н. э. Древний Рим стал устраивать гладиаторские бои всякий раз, когда правительству необходимо было успокоить, отвлечь или заручиться поддержкой толпы.

Они не всегда бились насмерть

Несмотря на популярное изображение гладиаторских боев в литературе и кинематографе как стихийных и бесконтрольных кровопролитий, большинство из них осуществлялось согласно строгим правилам. Чаще всего бои были один на один между гладиаторами схожего телосложения и с равным боевым опытом. Судьи присматривали за сражением и останавливали его, если один из противников получал серьезное ранение. Иногда бои оканчивались ничьей, в случае если они были слишком затянуты. Если гладиаторам удавалось показать интересное представление и довести толпу до восторга, обоим противникам позволялось покинуть арену с честью.

Знаменитый жест «палец вниз» не означал смерть

Когда гладиатор был серьезно ранен или предпочитал признать поражение, откинув оружие в сторону, решить его судьбу предоставлялось зрителям. Различные художественные произведения часто описывают толпу с выброшенными вверх указательными пальцами, если зрители желали спасти проигравшего. Но, вероятно, это мнение не совсем верно. Историки полагают, что жест пощады был иным - спрятанный в кулак большой палец. Дело в том, что палец символизировал меч, и им толпа показывала, как именно нужно было убить проигравшего: палец вверх мог означать перерезанное горло, палец в сторону - удар мечем между лопаток, а палец вниз - глубокий удар мечем в шею, по направлению к сердцу. Жесты зачастую сопровождались громкими криками с требованием отпустить или убить.

Гладиаторы делились на типы и классы, согласно видам боев и опыту

К открытию Колизея в 80 году н. э., бои гладиаторов стали высокоорганизованным, кровавым спортом со своими направлениями и видами оружия. Деление бойцов на классы происходило по их уровню подготовки, опыту на арене и весовой категории. Разделение на типы зависело от выбора оружия и вида боев, самыми популярными типами были мурмиллоны, гопломахи и фракийцы, оружием которых были меч и щит. Были также эквиты - всадники, эсседарии - бойцы на колеснице, димахеры - вооруженные двумя мечами или кинжалами и многие другие.

Они очень редко сражались с дикими зверями

Среди военных типов были и бестиарии, которые изначально были преступниками, приговоренными к поединку с дикими животными, с незначительным шансом выжить. Позже бестиарии стали специально тренироваться для поединков с животными, они были вооружены дротиками и кинжалами. В боях с животными остальные гладиаторы участвовали очень редко, даже несмотря на то, что бои были организованы так, что у зверя не было шанса выжить. Часто представления с участием диких животных открывали бои и одновременно использовались для публичной казни преступников.

Женщины тоже были гладиаторами

В основном это были рабыни, слишком своевольные для домашней работы, но изредка к ним присоединялись и свободные женщины Рима. Историки не могут точно сказать, когда впервые женщины примерили на себя гладиаторские доспехи, но точно известно, что к первому веку н. э. они были постоянными участницами боев. Они часто становились предметом насмешек со стороны патриархальной римской элиты, но пользовались сравнительной популярностью у толпы. Несмотря на это, император Септимий Север запретил женщинам участвовать в каких-либо играх в начале III века.

У гладиаторов были свои профсоюзы

Невзирая на то, что гладиаторы вынуждены были бороться друг с другом, порой даже насмерть, они рассматривали себя как братство и иногда собирались в коллегии. У гладиаторских профсоюзов были свои избранные лидеры, покровительствующие божества и сборы. Когда один из них погибал в бою, коллегии выплачивали его семье компенсацию и устраивали падшему достойные похороны.

Императоры иногда участвовали в боях гладиаторов

Среди завсегдатаев арены были Калигула, Коммод, Адриан и Тит. Чаще всего они принимали участие в поставленных боях или имели явное преимущество над противниками. Император Коммод однажды победил несколько напуганных и плохо вооруженных зрителей.

Гладиаторы часто становились знаменитыми и пользовались успехом у женщин

Римские историки часто называли гладиаторов необразованными грубиянами, элита смотрела на них свысока, но успешные бойцы пользовались громогласным успехом среди низших сословий. Их портреты украшали таверны и дома, дети играли с глиняными фигурками любимых гладиаторов, а девушки носили заколки для волос, покрытые кровью гладиаторов.

Игры были жестокими, безжалостными и зачастую использовались как карательные меры. Сотни тысяч мужчин и женщин погибали на аренах ради забавы толпы и амбиций политиков.

Некоторые из жертв, павших на песчаных покрытиях амфитеатров, были убийцами или разбойниками, приговоренными к смертной казни. Другие — военнопленными или бунтарями, которых отправляли на смерть в назидание всем и каждому, кто решит бросить вызов могуществу Рима. Но многие из погибших были гладиаторами — людьми сражающимися друг с другом ради развлечения толпы. Каждый год погибали тысячи гладиаторов, и список павших стремительно увеличивался, поскольку каждый новоиспеченный политик или император старался превзойти своего предшественника по зрелищности игр на арене.

Сама идея — отправлять людей сражаться и убивать друг друга ради развлечения народа — является настолько дикой и странной, что сложно даже предположить, как эти кровопролитные игры вообще могли появиться. На самом деле у римлян было несколько иное отношение к подобным мероприятиям, чем это принято считать. Бесспорно, кровавые действия на арене были призваны развлекать, за это их и любили, но по сути своей они являлись отголосками религиозных обрядов, которые уходили корнями в такие стародавние времена, что и сами римляне не помнили об их существовании.

Римляне называли гладиаторские бои мунусом, или мунера (форма множественного числа), что означало «долг», в частности долг перед усопшим.

Они являлись частью погребальных церемоний, посредством которых ныне живущие воспевали жизнь члена их семьи. Идея сделать гладиаторские бои частью мунуса, посвященного умершему родственнику, возникла не в Риме, хотя именно римляне возвели эти бои в ранг культа.

Сами же римляне считали, что идея устраивать мунус пришла от этрусков. Этот высокоразвитый народ населял северные территории Рима, именно они дали название современной Тоскане (бывшей Этрурии), включающую большую часть того, что некогда было этрусской землей. Этруски уже жили в городах, тогда как Рим являл собой скопище деревянных хижин. В течение столетий этрусская культура оказывала влияние на всю центральную Италию. Цивилизованными этруски, конечно, были, однако это не мешало им оставаться дикарями. Ведь именно они зародили обычай приносить в жертву пленников на похоронах лучших воинов, павших в бою.

Однако такая форма жертвоприношений не была редкостью в античном мире. В своей «Илиаде» Гомер пишет, что на похоронах своего друга и соратника Патрокла Ахиллес принес в жертву двенадцать троянцев. Гомер вложил в уста Ахиллеса следующие слова: «Возрадуйся, Патрокол, даже в царстве Аида. Готов я сделать то, что обещал тебе. Двенадцать отважных сынов благородной Трои вместе с тобою исчезнут в пламени костра». Помимо этого Ахиллес приносит в жертву овец, волов и лошадей, бросая их туши в погребальный костер.

Все трое — Гомер, Ахиллес и Патрокол были греками, жившими задолго до появления письменных свидетельств историй, их деяния описаны в легендах. Греки из этой культуры населяли южную часть Италии, основав города, известные сейчас как Неаполь, Таранто, Сиракузы и Помпея. Эта территория Южной Италии, населенная греками, называлась Кампания. Судя по результатам археологических исследований, именно в Кампании обычай приносить в жертву людей во время погребальных обрядов был заменен боями между предполагаемыми жертвами. Письменных свидетельств о деятельности гладиаторов в этот период не существует, поэтому неизвестно, с какой целью были сделаны эти изменения: дать возможность одной из жертв остаться в живых, развлечь гостей погребальной церемонии или по каким-либо религиозным причинам.

Несомненно, что к тому времени, когда первые упоминания о гладиаторских сражениях появились в рукописях, Кампания уже была широко известна как место, где подготавливаются лучшие бойцы. Археологические раскопки показали, что гладиаторские школы в Кампании были более многочисленными и развитыми, чем где бы то ни было.

Несмотря на отсутствие прямых доказательств, существует предположение, что идея этих кровопролитных сражений возникла именно на территориях греческих поселений в Южной Италии.

Первые гладиаторские бои были проведены в Риме в 264 году до н. э. в качестве части погребальной церемонии, устроенной в честь Децима Юния Брута двумя его сыновьями. В своем завещании покойный оставил сыновьям большую сумму денег на оплату погребальной церемонии и покупку шести рабов, которые должны были сражаться парами в качестве мунуса. Мунус происходил на скотном рынке Форум Боариум предположительно на девятый день после смерти человека, когда завершались все религиозные службы, составляющие погребальный процесс.

В то время проведение мунуса преследовало две цели. Завещание покойного, вплоть до мельчайших деталей, должно было тщательно выполняться, дабы его душа могла перейти в царство мертвых. Поэтому естественным желанием любого почтительного сына было помочь душе своего отца обрести вечный покой. Если какой-либо пункт завещания игнорировался, то призрак умершего человека мог вернуться и обрушить неудачи и кару на головы своих наследников, осмелившихся не выполнить свой священный долг.

Второй целью, ради которой устраивали мунус, было желание продемонстрировать обществу значительность умершего и его семьи. Люди, которые устраивали роскошные похороны своим родственникам, могли быть уверены, что сограждане отметят богатство и высокое положение их семьи. Это помогало им добиваться успехов в политике и бизнесе. Те, кто оставлял подробные указания для организации зрелищного мунуса, оказывали своим наследникам хорошую услугу, невзирая на тот факт, что это могло стоить им целого состояния.

В 264 году до н. э. в Риме нашлось бы мало семей более богатых и уважаемых, чем семья Брута. Двумя столетиями раньше именно Луций Юний Брут организовал государственный переворот, который сверг царя-тирана Тарквиния Гордого. Этот предок Децима Юния Брута был избран на пост первого консула Рима — самый высокий политический пост, существующий в новоявленной республике, который принес ему большое богатство. Семья Брутов была настоящей законодательницей мод: все, что они делали, немедленно копировалось остальными.

Поначалу гладиаторские бои редко включались в программу мунуса — раздача бесплатной еды и напитков всем приходящим по-прежнему оставалась самой популярной частью празднеств. Тем не менее те семьи патрициев, которые все же включали битвы гладиаторов в мунера, всеми силами стремились превзойти по уровню зрелищности предыдущие похороны, особенно если они устраивались их политическими соперниками.

По прошествии тридцати лет после постановки первых гладиаторских игр, в 216 году до н. э., двадцать пять пар гладиаторов были выставлены сражаться друг с другом.

В 174 году до н. э. скончался прославленный и победоносный полководец Тит Квинктий Фламинин. Перед смертью он оставил завещание, которое внесло свои коррективы в привычный ход игр. Его мунера продолжалась в течение трех дней и включала в себя не менее семидесяти четырех гладиаторских сражений. Впервые в истории гладиаторские бои возобладали над пиршеством и стали основным элементом похорон. Пожалуй, это был и первый случай, когда эти игры проводились не во время похорон, а в декабре на праздновании Сатурналий, когда население Рима гарантированно не работало и могло наслаждаться представлениями.

Первые мунера проводились на Форум Боариум по ряду причин. Во-первых, это открытое прямоугольное пространство, заставленное обычно стойлами для скота, можно было легко освободить и предоставить большую площадь для сражений. Во-вторых, торговые лавки и храмы, расположенные вокруг рынка, обеспечивали удобными сидячими и стоячими местами людей, пришедших посмотреть на зрелище. Некоторые особо предприимчивые владельцы лавок за определенную сумму предлагали зрителям места возле окон на верхних этажах своих магазинов, однако большая часть граждан размещалась по бокам площади или на ступенях храмов, толкая друг друга и отвоевывая лучшие зрительские места.

Что касается самих участников сражений, то их экипировка основывалась на принципе «кто во что горазд». Некоторые сражались одетые только в нижнее белье и вооруженные лишь копьем или мечом. В результате чего сражения были короткими, а раны — смертельными. В скором времени семьи, устраивавшие мунера, начали искать способы, способные увеличить продолжительность гладиаторских сражений и сделать их более захватывающими. В играх, устроенных в честь Фламинина, гладиаторы были одеты в стандартное обмундирование римских солдат. Экипированные щитами, кольчугами и шлемами, воины получили возможность защищаться и отражать атаки, что сделало бои более похожими на состязания в силе и ловкости, чем раньше.

Вскоре после этого появился обычай снимать с гладиаторов кольчугу и оставлять для защиты только щит и шлем. Удар мечом, нанесенный по корпусу тела, как правило, оказывался смертельным для воина. Основной целью игр по-прежнему оставались человеческие жертвоприношения в честь умершего, поэтому нужно было, чтобы раны несли смерть, а не просто увечье.

Именно в этот период в лексиконе римлян появляется слово «гладиатор». Отныне вооружение гладиаторов составляют не разномастные копья или пики, а основное оружие пехотных войск римской армии.

Этим оружием был короткий, тяжелый меч с широким клинком и очень острым концом. В основном он использовался для нанесения колющих ударов, так как его острый конец мог с легкостью проскальзывать под щит или проникать в щели в броне. Этот меч был позаимствован у испанских воинов и назывался gladius his-panensis. Человек, использующий это оружие, назывался gladiator — гладиатор.

Что касается экипировки гладиаторов, то она была похожа на обычное обмундирование солдат. Щит, который использовали эти несчастные, как правило, имел овальную или прямоугольную форму. Он был большим: иногда более четырех футов (1 м 22 см) в длину, с закругленными по бокам краями, что давало возможность отражать удары противника. Шлем, изготавливаемый в основном из бронзы, представлял собой круглое основание с длинной защитной полосой для шеи и большими пластинами для защиты щек.

После 150 года до н. э. для гладиаторских игр настало время перемен. Теперь их главной задачей было не убивать людей в честь усопшего знатного человека, а прославлять ныне живущих и приносить почет и уважение организаторам игр. Причиной этих изменений стала возросшая популярность гладиаторских боев. Смотреть на настоящие сражения с использованием смертоносного оружия между живыми людьми, пусть и рабами, было будоражащим и волнующим времяпрепровождением. Если программа мунуса включала бои гладиаторов, то такое представление собирало тысячи зрителей. В 165 году до н. э. комедиограф Публий Терентий Афр, широко известный сегодня как Теренс, ставил свою великолепную комедию «Свекровь». В середине спектакля по переполненному залу пронесся слух, что гладиаторские бои, которые должны были состояться в этот же день, начнутся с минуты на минуту. Театр мгновенно опустел, оставив Афра и его актеров без единого зрителя.

Первоначально столь широкая популярность игр была выгодна только патрицианским семьям, устраивавшим гладиаторские мунера в качестве подношения прославляемому покойнику. Чем больше зрителей приходило смотреть на игры, тем лучше было для души умершего и семьи, устраивающей их. Однако в скором времени амбициозные политики начали использовать гладиаторские сражения для своего карьерного роста. Если раньше в центре внимания находился усопший человек, в честь которого устраивался мунус, то теперь все внимание было сосредоточено на человеке, организовывающем игры. И если раньше основной целью игр было убивать людей, то сейчас их первостепенной задачей стало развлекать толпы избирателей.

Теперь мунера ставились не на скотном рынке, а на главной площади Рима — Форум Романум — большом открытом пространстве, расположенном в самом центре города. На этой площади было достаточно места, чтобы установить деревянные помосты с сиденьями вокруг арены, что не представлялось возможным на относительно небольшой Форум Боариум. Благодаря этим трибунам зрители могли удобно сидеть и хорошо видеть происходящее на поле битвы. Сразу же после мунуса трибуны разбирались, и площади возвращался первоначальный вид и назначение — служить центром деловой и религиозной жизни города. Затраты на организацию мунуса увеличивались с каждым годом, но вместе с тем увеличивались и выгоды, приносимые высокими политическими постами, получаемые благодаря этим представлениям.

В 53 году до н. э. молодой патриций по имени Гай Скрибоний Кюрион, надеясь на политическую карьеру, получил возможность снискать расположение избирателей, устроив мунус в честь своего отца, бывшего консула и известного оратора, который скончался, пребывая в должности верховного жреца Рима. К несчастью для молодого Кюриона, отец не оставил ему большого количества денег на организацию мунуса. Но это не остановило честолюбца. Он решил поразить жителей Рима качеством, а не количеством предлагаемых представлений.

Кюрион объявил, что мунус в честь его отца будет состоять из двух частей: театрализованного представления утром и гладиаторского боя вечером. После чего он послал плотников возводить деревянные трибуны для зрителей, тщательно скрывая проводимые работы за высоким забором.

Когда настал день мунуса, жители города увидели два деревянных театра. Трибуны, сиденья которых располагались ровными уступами, образовывали два полукруга, расположенных «спиной» друг к другу. В одном театре шла одна постановка, в другом театре другая постановка. Акустика и сценические механизмы были организованы таким образом, что происходящее в одном театре не мешало происходящему в другом.

Однако главный сюрприз Кюриона был еще впереди. Когда спектакли закончились, публику попросили оставаться на своих местах. Вдруг сиденья начали трястись и двигаться. Дело в том, что Кюрион установил деревянные конструкции трибун на специальных вращающихся цилиндрах, которые приводились в движение целой армией рабов. Двигаясь, трибуны вращались вокруг своей оси, в результате чего расположенные некогда «спиной» друг к другу деревянные театры теперь смотрели друг на друга через круглую арену между ними. Восторгу зрителей не было предела. Впоследствии никто и не вспомнил о том, что на арене в тот день было мало гладиаторов: настолько присутствующие были ошеломлены новизной этого уже ставшего вскоре привычным зрелища.

Кюрион был незамедлительно избран трибуном, а впоследствии стал правителем Сицилии и высокопоставленным полководцем.

Такова была награда человеку, сумевшему организовать яркий и непохожий на других мунус.

Изменения происходили не только в организации игр, но и непосредственно с самими играми. Политики из всех сил стремились сделать зрелища более запоминающимися и популярными. К 100 году до н. э. просто поставить людей сражаться друг с другом на арене стало явно недостаточным. Необходимо было придумать что-то новое. И это новое не заставило себя долго ждать.

Восточную часть гор Апеннинов населяло племя самнитов. Этот народ участвовал в нескольких войнах против Рима в период между 343 и 290 годами до н. э., в результате которых они были покорены римлянами. В 90 году до н. э. самниты подняли восстание, но были без труда разбиты армией под предводительством Луция Корнелия Суллы. Волею случая Сулла являлся потомком Публия Корнелия Руфина, разбившего армию самнитов в 290 году до н. э. Желая занять пост консула, Сулла решил организовать мунус.

Чтобы привнести в свои игры новизну, Сулла вывел сражаться на арене военнопленных самнитов. Для того чтобы максимально приблизить происходящее на арене кровавое действо к реальности, самниты были снабжены тем же оружием и доспехами, которые они использовали во время недавней войны. Самниты давно уже славились отличным качеством своего оружия, поэтому толпе не терпелось увидеть его в действии.

Самниты выходили на арену с большими прямоугольными щитами, не слишком отличающимися от тех, что использовали римляне, а также с металлическими поножами, призванными защищать нижнюю часть ног, не прикрытую щитом, от ударов противника. Вооружены они были прямым, средней длины мечом с одной режущей стороной. Но что придавало самнитам поистине впечатляющий вид, так это их шлем. Вдоль всей поверхности круглого металлического основания шлема шел экстравагантный гребень, который был увенчан жестким хохолком из крашеного конского волоса. Вокруг шлема, по самому его краю, шло широкое металлическое поле. А сбоку, из точки соприкосновения основания шлема и металлического поля, взвивалась вверх пара ярких перьев, как правило, фазаньих или павлиньих.

Самниты имели ошеломляющий успех у толпы. Сулла стал консулом и принял командование армией, посланной разгромить Митридата, царя Понта. Вернувшись из военного похода, Сулла был избран Диктатором — чрезвычайный временный пост, учреждаемый только во времена кризиса, и встал у кормила власти Рима. В 79 году до н. э. он сложил с себя полномочия и отбыл в свои земельные владения.

Успешное выступление самнитов, принесшее Сулле почитание толпы, привело к тому, что другие политики стали организовывать мунера с участием чужеземных воинов.

Первыми, приблизительно в 80 году до н. э., на арене появились выходцы из Фракии — государства, которое располагалось на территории современной Болгарии. Фракийцы были диким и воинственным народом, пасшим скот и овец и устраивавшим регулярные набеги на римскую провинцию Македонию, расположенную к югу от них. Римлян нисколько не удивляла врожденная воинственность фракийцев, так как сына Марса, римского бога войны, звали не иначе как Фракс.

В результате приграничных войн несколько военнопленных фракийцев были доставлены в Рим для участия в гладиаторских боях. Вооружение и экипировка этих воинов значительно отличались от того, что привыкли видеть римляне. Щиты были меньшего размера, ноги защищены более объемными доспехами, а круглый шлем увенчан фигуркой животного. Основным видом оружия, с которым они выходили на арену, был массивный, острый, изогнутый меч, очень похожий на серп, режущая сторона которого находилась на внешнем краю изгиба.

По прошествии некоторого времени на арене стали появляться галлы. Эти люди, пришедшие с территории, которую сейчас занимает южная часть Франции, вступили в противостояние с Римом из-за его господства над греческими колониями вокруг Марселя и устья реки Рона. Как и в случае с фракийцами, этих несчастных военнопленных отправили сражаться на арене, вооруженными и экипированными собственными оружием и доспехами. Что касается доспехов, то здесь властвовал минимализм: практически единственным средством нательной защиты был простой шлем, как правило, конической формы, а оружием — длинный тяжелый меч, предназначенный больше для рубящих, нежели колющих ударов. Большинство галлов имели в качестве защиты большие прямоугольные деревянные щиты, обтянутые кожей, с нанесенными на них яркими абстрактными рисунками.

Эти нововведения стали чрезвычайно популярными: когда настоящие самниты, фракийцы и галлы погибали или уходили в отставку, их оружие и доспехи переходили по наследству к новым гладиаторам. Несмотря на тот факт, что эти люди не являлись представителями тех племен, чьи доспехи они носили, их продолжали различать по названиям тех племен, которых они представляли. Теперь эти термины обозначали скорее типы гладиаторов, а не их национальность.

Шло время, и на арене появлялись все новые и новые типы гладиаторов. Одни, не вызвав интереса у публики, быстро исчезали. Другие завоевывали расположение зрителей и, став постоянными участниками игр, развлекали толпу долгое время.

Со сменой приоритетов, когда цель игр сместилась с убийства на развлечение народа, непосредственно сам факт умерщвления отошел на второй план. Смерть одного из гладиаторов по-прежнему оставалась кульминационным моментом действий, происходящих на арене, однако неумелого сражения между парочкой рабов, неуклюже атакующих друг друга вплоть до смертельного исхода одного из них, было уже явно недостаточно.

Теперь толпа жаждала демонстрации искусства владения мечом и великолепных бойцовских навыков. В течение какого-то времени военнопленные, будучи тренированными воинами, могли показывать необходимый уровень мастерства. Но непрерывность потока таких людей зависела от побед римлян в войнах, а этого нельзя было гарантировать. Патриции, желающие организовывать зрелищные мунера, не могли полагаться на волю случая и ждать, когда будет очередное пополнение пленников.

Это сыграло решающую роль в развитии гладиаторского движения. Приблизительно к 75 году до н. э. люди, сражающиеся на арене, больше не были дешевыми, второсортными рабами, посланными на верную погибель. Это были профессиональные, отлично натренированные воины, находящиеся на пике своих физических способностей. Только такие люди могли показывать представления, способные «завести» толпу и обеспечить организатора игр избирательскими голосами. Тренировать, содержать и экипировать таких людей, стало крайне дорогим удовольствием. Но еще более дорогим удовольствием было их убивать.

Так появился обычай помилования — миссус. Гладиатор, близкий к тому, чтобы проиграть сражение, мог отбросить щит и поднять вверх левую руку в знак капитуляции. После этого его жизнь вверялась в руки организатора игр. Если организатор считал, что этот человек сражался бесстрашно и достойно, ему даровался миссус. Это означало, что он мог покинуть арену живым. Если же этот человек сражался плохо, ему отказывали в помиловании и убивали. Ну и конечно, даже самый виртуозный воин мог пасть жертвой рокового удара мечом в любой момент сражения.

Как только обычай помилования гладиатора, проигравшего бой, закрепился, значительно увеличилось число гладиаторов, сражающихся на арене годами. И хотя большую часть гладиаторов по-прежнему составляли рабы, они могли рассчитывать на карьеру не более опасную, чем карьера солдата. Крупные, сильные мужчины, много и упорно тренирующиеся и имеющие навыки владения оружием, могли оставаться в живых в течение многих лет, становясь в конечном счете тренерами следующего поколения гладиаторов.

Подобное увеличение продолжительности жизни гладиаторов привело к появлению familia gladiatorae — трупп гладиаторов. Ни одна патрицианская семья не могла позволить себе содержать, тренировать и кормить целую армию профессиональных гладиаторов ради тех редких случаев, когда ей придется организовывать мунус. Так были созданы школы гладиаторов, возглавляемые человеком, который назывался lanista — ланиста. Ланиста сдавал в аренду труппу гладиаторов человеку, организовывающему мунус. Со временем эта система стала чрезвычайно сложной.

К середине I века до н. э. полностью сформировалась система организации гладиаторских игр, которой было предначертано пережить падение Римской империи. Уже никто не помнил об их первоначальной цели — приносить в жертву людей во время похорон, хотя официальной причиной организации мунуса по-прежнему оставалось прославление умершего человека. Канули в прошлое неуклюжие сражения рабов, которых без всякой подготовки бросали на арену и заставляли сражаться. Теперь гладиаторами стали профессионалы. Их профессия была смертельной, а жизнь — короткой, но из-за болезней и лишений, царствующих в то время в Риме, продолжительность жизни человека и без того была очень короткой.

Странный и жестокий институт игр сформировался. Теперь Риму предстояло вознести гладиаторские сражения до новых высот экстравагантности и жестокости.

Римляне превратили гладиаторские бои в жестокую забаву, но придумали развлечение их предки этрусски. Ритуал носил религиозное значение и сопровождал процесс погребения состоятельных людей. Совершалось жертвоприношение в честь погибшего. В борьбе решалось, кто падет в схватке и умилостивит культ Марса.

Впервые бои гладиаторов прошли в империи в 264 г. до н.э. Событие также знаменовало похороны знатного гражданина империи. Мероприятие проводилось с участием трех пар бойцов на торговой площади. О традиции вспомнили через 50 лет во время похорон сына консула. Погребальные игры были организованы на построенном по случаю римском Форуме. Бои велись три дня и в них приняли участие более 20 пар бойцов.

В течение последующих 100 лет труд гладиаторов использовался при погребениях. В 105 г. до н.э. соревнования получили статус развлечений в Риме.

Толпа была в восторге от боев, а политики в свою очередь пытались завоевать всенародную любовь и расположение римских граждан. До прихода к власти в империи Цезарь устраивал игры с участием 320 пар бойцов-гладиаторов. После этого римский Сенат постановил об ограничении числа участников мероприятия. Чиновникам запретили проводить игры за два года до избрания на высокую должность.

Были ли рабами гладиаторы в Древнем Риме

Гладиаторы считались профессионалами в мастерстве борьбы. Они специализировались на обращении с определенным видом оружия. Бои велись на публичных аренах Римской империи. Амфитеатры для представлений строились в период с 105 по 404 до н.э.

Гладиаторские бои, обычно, заканчивались гибелью. Продолжительность жизни у сражавшихся была короткой, но профессия считалась престижной. Большинство гладиаторов относились к сословию рабов, свободных граждан или являлись заключенными. Кровавые бои часто заменяли смертную казнь. Без сомнения, зрелища на аренах Римской империи были одной из самых популярных форм развлечений в древности.

Гладиаторы обучались искусству ведения боя в школах мастерства. Они давали присягу и с этого не считались людьми: не свидетельствовали в суде, продавались, сдавались в аренду. Профессия гладиатора была овеяна романтизмом, хотя на деле часто в школы поступали бедняки в поисках хорошего питания. Некоторые мужчины выходили на арены в поисках славы. Истории известны случаи, когда гладиаторам даровалась свобода.


Жизнь гладиаторов Древнего Рима

Гладиаторские игры проводились императорами Рима и местной аристократией для демонстрации их власти и богатства. Событие ознаменовывало высокую победу государства или визит чиновника или дипломата другого государства. Бойцы боролись на аренах в день рождения состоятельных людей или для отвлечения людей от повседневных проблем, решения политических и экономических вопросов.

Самой большой площадкой в истории Древнего Рима был Колизей в центре Рима – Амфитеатр Флавиев. Древний стадион вмещал от 30 до 50 тысяч зрителей. Представители римского общества заранее приобретали билеты на кровавый аттракцион смерти. Дикие и экзотические животные погибали от рук гладиатора. В случае их победы мужчин бросали на съедение львам.

Распространено заблуждение, что гладиаторы обязаны были приветствовать императора Рима в начале каждого шоу словами:

Ave Imperator, morituri te salutant

«Да здравствует император, мы, пришедшие на смерть, приветствуем тебя!»

В действительности эти слова произносили заключенные, обреченные на смерть в сражениях на море.


Часто гладиаторами были и военнопленные, вынужденные работать на арене. Известны случаи, когда на арены выходили обанкротившиеся аристократы. Например, гладиатором стал знаменитый Семпроний – потомок могущественной династии Гракхов.

До выхода на арену Септмиуса Северуса в 200 г. н.э., женщинам было запрещено выступать как гладиатором.

Постоянно велся набор в бойцовские школы гладиаторов. Условия проживания в них были похожи на тюрьму: кандалы и небольшие зарешеченные помещения. Однако еда подавалась намного лучше для укрепления здоровья. Гладиаторы получали хорошее медицинское обеспечение.

Победите соревнований становились любимцами народа и пользовались особой популярностью у женщин.

Отказавшихся от выхода на арену били кожаными кнутами, а также раскаленными стержнями из металла. Возмущенная толпа в 30-40 тыс. зрителей требовала убийства противника. Самый известный случай отказа во время боя, организованного Квинтом Аврелием Симмаха 401 г. н.э. Германские заключенные, вместо того чтобы выйти на арену, задушили друг друга в клетках, лишив римских граждан зрелища.


Когда гладиатора не убивали сразу, его противник мог проявить милосердие и оставить в живых. Он поднимал оружие с щитом и палец. Хотя его противник в этот момент мог убить его. Если во время представления присутствовал император, судьбу гладиатора решала толпа, размахивая тканями и делая жесты руками. Слово «Mitte!» и поднятый наверх большой палец означало «Пусть идут!» Палец вниз и выражение «Iugula!» — «Казнить его!»

О жизни гладиаторов рассказывают сцены на стенах древних Помпеи. На изображениях указывалось, сколько побед одержал боец: Петроний Октавиан – 35, Северус – 55, Насция – 60. Победителю вручали пальмовую ветвь победы, корону и часто серебряное блюдо.

Проведение конкурсов гладиаторов вступало в противоречие с новой христианской религией, пришедшей в Древний Рим в 404 г. н.э. Император Гонорий закрыл школы гладиаторов. Последним событием стал приход монаха из Малой Азии, Телемаха, который остановил кровопролитие встав между бойцами. Возмущенная толпа закидала монаха камнями до смерти.

В итоге император Гонорий в результате запретил гладиаторские бои, хотя охота на диких животных оставалась долгое время. Римляне сетовали на отмену популярного развлечения.


Как проходили бои гладиаторов в Древнем Риме

Дни гладиаторских боев объявлялись праздничными в империи. Подготовка к мероприятию велась длительное время, занимались ей специально подготовленные люди – эдиторы. Они делали рекламу, продавали билеты.

Поиском и выкупом гладиаторов занимались граждане с профессией ланист. Они искали на рынках физически сильных рабов и военнопленных и привозили их в школы для обучения бойцовскому мастерству.

В назначенный день граждан рассаживали строго по социальному статусу. Собиралось огромное количество граждан. Шоу сопровождалось театрализованным шоу. Потом выпускались дикие животные. С ними боролись приговоренные к смерти осужденные. В случае одержания победы им даровали жизнь.

Бои велись под музыкальное сопровождения. Ритмы музыки ускорялись по мере ведения борьбы. Главной целью гладиатора было нанесение удара по черепу или в артерию. Демонстрация военного мастерства приравнивалась гражданским населением в древнем Риме к героизму.


Виды гладиаторов в Древнем Риме

Термин gladiatores означал «оружие» или «короткий меч». В соревнованиях же использовалось множество других видов оружия. Гладиаторы носили доспехи и шлемы с декоративными мотивами, украшенные перьями страуса или павлина.

Качество оружия и доспехов зависело от класса гладиатора. Выделяли четыре основных группы.

  1. Класс «самнит» был назван в честь воинов-самнитов, сражавшихся в первые годы на аренах республики. Первоначально римляне использовали слово «самнит» как синоним гладиатора этрусского происхождения. Они были хорошо вооружены, имели копье и меч, щит, защитную броню на руке и ноге.
  2. Фракийские гладиаторы были вооружены изогнутым коротким мечом (сика) и квадратным или круглым щитом (парма) для защиты от ударов.
  3. Иные гладиаторы были известны как «мурмиллоны». Они имели на шлеме гребень в формы рыбы. Как и самниты, они носили короткие мечи и имели броневые набивки на руках и ногах.
  4. Ретиарий не носил шлема или брони. Он нес металлическую сетку, в которую пытался заключить своего противника. Опутав его сетью, он наносил заключительный удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в парах в разных комбинациях. Это позволяло обеспечивать контраст между бронированными медленными классами, как франскийские, и защищенными, как ретиарии.

Названия и классы изменялись со временем. Например, «самнит» и «галлия» названия стали звучать некорректно, когда страны с подобными названиями стали союзными. Также на древние арены Рима выходили лучники, бестиарии и боксеры, которые охотились на диких животных.


Кто давал имена гладиаторам Древнего Рима

Имя гладиатора была частью его сценического образа. Бойцам давали имена в школах мастерства или хозяева рабов. В любом случае они носили римское происхождение. О «варварских» граждане Древнего Рима не хотели и слышать.

Самые известные гладиаторы Древнего Рима

Самым известным гладиатором Рима являлся Спартак. Он возглавил в 73 г. до н.э. восстание гладиаторов и рабов из Капуи. Римский солдат, он был схвачен военными в Фракии для перевозки в школу гладиаторов.

Он организовал побег с 70 товарищами из школы и создал оборонительный лагерь на склоне Везувия. Лагерь был осажден римскими военными, после чего они покинули пзицию и отправились в путь по местности Кампания. Бывшие гладиаторы организовали собственную боевую группу. Сражаясь на пути на севере Альп, Спартак проявил черты военного лидера в борьбе с римской армией. Спартак умер в бою, но прежде ему удалось освободить триста военных заключенных в честь своего павшего товарища.


После двух лет после восстания армия Марка Лициния Красса наконец арестовала повстанцев в Апулии на юге Италии. В назидание другим было распято более 6000 гладиаторов вдоль Аппиевой дороги между Капуа и Римом. После этого эпизода число гладиаторов, принадлежащих гражданам, строго контролировалось.

Другой известный гладиатор – император Коммод (108-192 н.э.). Ходили слухи о том, что он был внебрачным сыном гладиатора. Он не был профессиональным бойцом, но получал огромные деньги за свои выступления в Колизее. Император одевался как Меркурий и соревновался на арене. Чаще он убивал диких животных с закрытой платформы с помощью лука.

Гладиатор Спикул был настолько неподражаем в искусстве ведения боя, что император Нерон подарил ему целый дворец.

ГЛАДИАТОРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Римские гладиаторы вызывают смешанные чувства восхищения и замешательства. Их часто изображают как истязуемых невольников, вынужденных сражаться на смерть в жестоких и кровавых поединках. Да, это определённо имело место быть, но истина гораздо сложнее. Сегодня, во многом благодаря Голливуду, гладиаторы стали иконами поп-культуры, о которых ходит немало мифов. В этой статье мы развеем самые популярные из них, а также поведаем Вам о том, как на самом деле жили и умирали древнеримские гладиаторы.

ПОХОРОННЫЕ ИГРИЩА

П ервый гладиаторский бой состоялся в 264 году до нашей эры на похоронах Юния Брута Перы. Игрища были организованы его сыном, Децимом Юнием Брутом, и описаны историком Титом Ливием и писателем Валерием Максимом. На похоронах Юния Брута Перы сражались шестеро гладиаторов. Считается, что они боролись друг с другом, чтобы отдать последний долг умершему.

Итак, кем же был покойный и почему в его честь решили устроить такие замысловатые похоронные игрища? Точного ответа на данный вопрос никто не знает. Нам известно лишь то, что он был аристократом, а его имя ассоциируется с человеком, который помог освободить Рим от этрусского господства.

Существует несколько предположений относительно того, где проводились гладиаторские бои. Одни историки утверждают, что они проходили на Бычьем форуме, другие - у гроба покойного.

ТИПЫ ГЛАДИАТОРОВ


В фильмах все древнеримские гладиаторы представлены практически одинаково, на самом деле они делились на различные типы, основные из которых будут рассмотрены ниже.

Фракийцы дрались короткими, изогнутыми мечами; защитой им служил маленький щит, большой шлем в виде головы грифона и ножные латы. Фракийцы, как правило, сражались с оголённым торсом.

Мурмиллоны , меж тем, носили беотийские шлемы со стилизованной рыбой на гребне. Их изображения часто встречаются на древнеримских фресках и барельефах. Они сражались короткими мечами и защищались большими щитами. Мурмиллоны обычно носили один ножной щиток.

Эквиты были единственными гладиаторами, которые носили типичные римские туники. После брошенного в противника копья эквит должен был слезть со своего коня и продолжить бой длинным мечом, защищаясь круглым щитом среднего размера.

В свою очередь, провокаторы носили простой шлем с козырьком и кирасу, сражались мечом и защищались прямоугольным щитом среднего размера. Снаряжение провокаторов весило около 12-15 килограмм, что стесняло их движения и делало легкоуязвимой целью, поэтому они обычно вели бои с представителями своего типа.

Ретиарии сражались без шлема. Их доспехи ограничивались наручем и наплечником. Они обычно использовали в ходе боя сеть, трезубец и небольшой кинжал.

Секуторы обычно сражались с ретиариями, сеть которых не могла зацепиться за их круглый и гладкий яйцевидный шлем. Они были вооружены гладиусом и большим прямоугольным щитом.

Гопломахи сражались копьями, мечами и кинжалами.

Бестиарии сражались с хищными животными.

ЖЕНЩИНЫ-ГЛАДИАТОРЫ


Существуют некоторые исторические факты, которые свидетельствуют в пользу того, что в гладиаторских боях принимали участие не только мужчины.

Относительно недавно исследователи из Гранадского университета (Испания) идентифицировали 2000-летнюю статую женщины-гладиатора, одетой в набедренную повязку и держащей над головой изогнутый клинок. До недавнего времени учёные считали, что это не оружие, а стригиль - серповидный скребок для очищения поверхности кожи от пота и грязи. Однако поза и одежда женщины говорят о том, что она, скорее всего, держит в руках сику - изогнутый меч фракийцев.

О женщинах-гладиаторах также упоминается в некоторых письменных источниках. В одном из них говорится, что во время правления Домициана (между 81 и 96 годами нашей эры) женщины сражались между собой ночью при свете факелов. Изображения женщин-гладиаторов можно также встретить на различных барельефах. Некоторые древнеримские историки писали о том, что женщины сражались против карликов. Другие осуждали женщин, которые бросали свои семьи ради карьеры гладиатора. Таких с течением времени становилось всё больше (особенно среди тех, кто занимал высокое положение в обществе), поэтому в 200 году нашей эры император Луций Септимий Север запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях.

СРЕДИ ГЛАДИАТОРОВ БЫЛИ НЕ ТОЛЬКО РАБЫ

Гладиаторами обычно были рабы и пленённые вражеские воины, однако среди них также встречались свободные люди и преступники.

По меньшей мере, до конца I века гладиаторские бои служили наказанием для обычных преступников. Луций Анней Сенека выступал против данной практики, он считал несправедливым и бесчеловечным заставлять преступников сражаться на арене.

На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные люди. Большинство из них были солдаты, покинувшие службу, или освобождённые рабы и гладиаторы, которые не знали, что делать со своей свободой.

Когда свободные люди становились гладиаторами, они отказывались от своих прав и привилегий, которые полагались им по статусу, и давали клятву всецело повиноваться ланисте (учитель и хозяин гладиаторов).

Свободные люди становились гладиаторами в основном из-за нужды. Некоторые шли на это из высоких побуждений - заработать денег, чтобы купить свободу другого человека, или, к примеру, со всеми почестями похоронить своего отца.

НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О СПАРТАКЕ


Спартак, пожалуй, является самым популярным римским гладиатором, однако мы на самом деле практически ничего о нём не знаем.

В исторических письменных источниках о Спартаке содержится крайне мало сведений, поэтому выявить истину для нас не представляется возможным.

Мы знаем, что Спартак был родом из Фракии. Предположительно он некоторое время служил в римской армии, прежде чем дезертировать и либо стать на путь бунтаря, либо превратиться в бандита. В конечном счёте, он был схвачен и отправлен в Рим, где попал в школу гладиаторов и впоследствии возглавил восстание. У Спартака была жена, имя которой нам неизвестно, однако Плутарх писал, что она была пророчицей.

Существует ещё одна большая загадка, связанная с личностью Спартака: почему он и другие восставшие не перешли Альпы, где могли запросто исчезнуть, а вернулись обратно? Догадок много, однако ни один историк не смог дать удовлетворительного ответа на данный вопрос.

ОНИ ПОЛУЧАЛИ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

В каждой школе гладиаторов имелся свой «медицинский персонал». Качество услуг, оказываемых им, зависело от того, насколько уважаемой и финансируемой была школа. В некоторых имперских школах работали целые медицинские команды, начиная от врачей и заканчивая массажистами - «ункторами», которые избавляли от боли в теле после тренировок.

Самым известным гладиаторским врачом был Гален. За время его работы лишь пятеро гладиаторов умерли от полученных травм - по сравнению с 60 при его нерадивом предшественнике. Гален уделял внимание всему, начиная от заживления ран и заканчивая назначением полноценного питания (большинство гладиаторов кормили кашей и бобами).

Гален был скорее исключением, нежели правилом, однако мы знаем, что те, кто держал школы, делали всё возможное, чтобы поддерживать здоровье гладиаторов на должном уровне.

КОДЕКС БОЯ

Гладиаторские бои в фильмах представлены кровавыми поединками «без правил». Однако учёные пришли к выводу, что у гладиаторов на самом деле существовал строгий кодекс боя.

В 1933 году археологи обнаружили в Турции место захоронения гладиаторов. Об этом говорили надписи на найденных надгробиях, датируемых примерно II веком нашей эры. Учёные исследовали останки 67 тел. На большинстве костей они обнаружили следы старых боевых шрамов, в то время как раны, вызванные смертоносными ударами, не имели ни единого признака, связанного с процессом заживления.

На 66 телах присутствовали признаки того, что гладиаторам был нанесён всего один смертельный удар. Более того, у всех них отсутствовали раны на спине.

Исследователи также обнаружили, что у десяти тел в боковой части черепа имелись отверстия квадратной формы. Это натолкнуло их на мысль о том, что гладиаторов, которые победили, но были серьёзно ранены в бою, палачи избавляли от страданий милосердным ударом молотом по голове.

ЧЕМ ПИТАЛИСЬ ГЛАДИАТОРЫ

Останки гладиаторов, обнаруженные на древнем кладбище в Эфесе, помогли учёным определить, чем обычно питались гладиаторы. Исследователи, изучив найденные кости, обнаружили, что рацион римских гладиаторов состоял в основном из овощей и круп.

Некоторые из них употребляли в пищу мясо. Более того, учёные установили, что гладиаторы имели более высокое соотношение кальция и стронция в костях, чем обычные римляне. Результаты исследований показали, что молочные продукты они не употребляли.

Современные историки считают, что такого понятия, как стандартная диета гладиаторов, не существует. Плиний писал, что питались они преимущественно бобами и ячменем; именно это придавало им сил и выносливости для боёв на арене.

ГЛАДИАТОРСКИЕ ШКОЛЫ

Обучение имело огромное значение для карьеры гладиатора. До недавнего времени самой крупной гладиаторской школой в Древнем Риме считалась «Лудус Магнус». Однако в 2011 году в Австрии был обнаружен массивный тренировочный комплекс, который явно превосходил по размерам школу «Лудус Магнус».

Комплекс был построен рядом с огромным амфитеатром (на 13000 мест) примерно в 150 году нашей эры. Он включал в себя ряд небольших комнат (по типу студенческого общежития), внутренние дворики, которые, по всей видимости, служили местом для тренировок, и мини-амфитеатр, где римские гладиаторы выступали перед потенциальными покупателями и покровителями. Также комплекс имел огромный огороженный двор, предназначение которого остаётся неясным. Предположительно, здесь держали диких зверей или лошадей.

ТИБЕРИЙ КЛАВДИЙ СПИКУЛИС И НЕРОН

Любимцем римского императора Нерона среди гладиаторов был Тиберий Клавдий Спикулус. Но даже когда он навсегда покинул арену, император продолжал осыпать его милостями.

Нерон сделал Спикулуса командиром конной гвардии, которая охраняла членов императорской семьи и выслеживала граждан, подозреваемых в заговоре против римского правителя.

Когда началось восстание против Нерона, и Преторианская гвардия перешла на сторону повстанцев, конная гвардия осталась верной императору. Когда Нерон осознал, насколько плохо обстояли дела, он попросил Спикулуса убить его. Конечно же, бывший гладиатор этого не сделал.

В конечном счёте, Спикулус был повешен как один из верных слуг Нерона.

Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.

Для того чтобы стать гладиаторами, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них — было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон — полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло. Конечно, аудитория могла всегда предоставлять милосердие тем гладиаторам, которые отважно сражались и нравились публике, однако такое помилование случалось крайне редко.

«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.

Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.

Но энтузиасты находятся в любом деле, и в 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского слова «gladius» — меч). Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н.э. благодаря неустанным заботам народных трибунов об увеселении римской черни, уже начавшей формироваться как социальный класс, гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Так джинн был выпущен из бутылки…

К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.

Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4-6 кв.м. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетенный из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном колу высотой около 180 см. На начальном этапе обучения «курсант» должен был овладеть умением наносить сильные и точные удары в воображаемые грудь и голову противника, а также не раскрываться при обороне. Для укрепления мышц следующее после деревянного железное учебное оружие специально делалось в 2 раза тяжелее боевого.

Когда новичок в должной степени постигал азы боевого искусства, его, в зависимости от способностей и физической подготовки, распределяли в специализированные группы того или иного типа гладиаторов. Самым старым, классическим типом, просуществовавшим до конца Республики, были самниты, названные так по имени народа, хоть и покоренного римлянами, но нанесшего последним несколько военных поражений, за что и были практически истреблены в I веке до н.э. И, тем не менее, именно их вооружением римляне и снабдили своих первых гладиаторов. Оно состояло из большого прямоугольного щита, шлема с высоким гребнем и султаном из перьев, короткого прямого меча и поножи на левой ноге. В начале нашей эры название «самнит» заменилось на секутора (преследователя), хотя вооружение оставалось прежним. На них очень походили гопломахи, с той разницей, что их щиты были большими и круглыми.

Соперниками гопломахов и секуторов были, как правило, ретиарии – представители одного из самых технически сложных видов этого «спорта». Ретиарии получили это название от своего главного орудия – сети (от лат. – «rete») с тяжелыми грузилами по краям. Задачей ретиария было метнуть сеть так, чтобы опутать противника с головы до ног, а затем уже прикончить его трезубцем или кинжалом. Ни шлема, ни щита у ретиария не было – ему приходилось рассчитывать только на собственную ловкость. В эту группу брали наиболее быстрых и координированных новичков.
Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

На шлемах галлов, или мурмиллонов (от лат. «murma» – рыба) изображалась рыба, а их вооружение соответствовало галльскому. Часто противниками мурмиллонов выступали ретиарии, напевавшие во время схватки песенку, придуманную в давние времена: «Я ловлю не тебя, я ловлю рыбу. Почему ты убегаешь от меня, галл?». Несколько особняком стояли эсседарии – гладиаторы, сражавшиеся на боевых колесницах. Они были вооружены арканами, пращами, луками и дубинами. Первыми эсседариями были пленные бритты, которых Юлий Цезарь привез из своего не слишком удачного Британского похода.

Наименее способные ученики попадали в андабаты. Они были вооружены только двумя кинжалами, без всякой дополнительной защиты, довершал это снаряжение шлем с двумя отверстиями, совершенно не совпадающими с глазами. Поэтому андабаты вынуждены были сражаться друг с другом практически вслепую, наугад размахивая оружием. Цирковые служители им «помогали», подталкивая сзади раскаленными железными прутами. Публика всегда очень веселилась, глядя на несчастных, а эта часть гладиаторских боев считалась у римлян самой забавной.

Гладиаторы, подобно римским воинам имели свой устав, некоторые историки называют его кодексом чести, но на самом деле это условное название. т.к. изначально гладиатор по определению не свободный человек, а понятия о чести у римских рабов как такового не было. когда человек попадал в гладиаторскую школу, особенно если до этого он был свободным, ему необходимо было для того, чтобы юридически считаться гладиатором, исполнить ряд действий, во многом конечно чисто формальных. гладиаторы давали клятву и принимали присягу на подобие воинской, согласно которой должны были считаться «формально мёртвыми» и передавали свою жизнь в собственность гладиаторской школы в которой жили, учились, тренировались и умирали.

Существовал ряд негласных правил и условностей, которых должен был придерживаться каждый гладиатор и не нарушать их ни при каких обстоятельствах. гладиатор всегда во время поединка должен был хранить молчание – единственный способ, которым он мог контактировать с залом, были жесты. когда гладиатор поднимал вверх указательный палец – это символизировало мольбу о пощаде, если же большой палец был повернут вниз, это символизировало, что боец так тяжело ране, не может продолжать бой и просит добить его, ибо знает, что погибнет и после боя. вторым негласным пунктам было соблюдение неких «правил» достоинства, которые можно сопоставить с правилами самураев. Боец – гладиатор не имел право на трусость и страх смерти. если боец чувствовал, что умирает.

Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.

Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.

Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.

А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.
Корабли, разделенные на два флота, изображали противостояние родосцев и сицилийцев. Сражение, начавшееся около 10 утра, закончилось лишь в четвертом часу дня, когда сдался последний «сицилийский» корабль. Римский историк Тацит писал: «Боевой дух сражавшихся преступников не уступал боевому духу настоящих воинов». Воды озера были красными от крови, не говоря уж о раненых, только убитых было больше 3 тысяч человек. После сражения Клавдий помиловал всех уцелевших, за исключением нескольких экипажей, уклонившихся, по его мнению, от боя. Публика же была в совершеннейшем восторге от увиденного. «Переиграть» Клавдия никому из последующих императоров уже не удалось. Не случайно его смерть оплакивал буквально весь город, ведь он, как никто другой, возможно, за исключением Нерона, умел развлечь публику. И пусть за время своего правления Клавдий показал себя далеко не блестящим государственным деятелем, это не мешало ему быть едва ли не самым почитаемым в народе императором.

Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

Если один из них во время поединка был тяжело ранен, он мог бросить оружие и поднять вверх руку – этим жестом он просил зрителей о пощаде. Если публике нравилось, как он сражался, то люди поднимали вверх большие пальцы рук или просто махали платками, крича при этом «Отпусти!». Если же не нравилось, то зрители опускали большие пальцы книзу, вопя «Добей!». Вердикт толпы не оспаривался даже императором.

Бывало, что схватка затягивалась, а оба израненных гладиатора долго не могли одолеть один другого. Тогда зрители могли сами остановить поединок и потребовать от эдитора – устроителя игр – отпустить обоих бойцов с арены. И эдитор подчинялся «гласу народа». То же происходило и в том случае, если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, что она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

Гладиаторские бои были не чужды и образованнейшим людям того времени. Цицерон, например, так оценивал эти игры: «Людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне». Плиний, Тацит и многие другие выдающиеся римские писатели и мыслители были горячими поклонниками цирковых зрелищ. Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.
Почти все римские императоры стремились превзойти в грандиозности игр друг друга, чтобы завоевать любовь толпы. Император Тит на открытии Колизея, вмещавшего до 80 тысяч зрителей и сразу ставшего главной ареной Древнего Рима, приказал умертвить разными способами 17 тысяч евреев, десять лет работавших на его строительстве. А император Коммод, прошедший курс обучения в гладиаторской школе, сам сражался на арене. Все его поединки, естественно, заканчивались победами. Впрочем, римляне, не любившие «халтуры» в таком важном деле, довольно быстро заставили его закончить карьеру гладиатора. Хотя войти в летопись игр Коммоду все же удалось – однажды он убил меткими выстрелами из лука пятерых весьма дорогостоящих бегемотов. Император Домициан, будучи виртуозом в стрельбе из лука, любил потешить зрителей, поражая стрелами голову льва или медведя так, чтобы стрелы как будто становились для них рогами. А рогатых от природы животных – оленей, быков, зубров и так далее он убивал выстрелом в глаз. Надо сказать, что римский народ очень любил этого правителя.

Встречались среди римских императоров и весельчаки. С именем Галлиена, например, связана очень забавная история. Одного ювелира, продававшего фальшивые драгоценные камни и приговоренного за это к арене, бестиарии выгнали на середину цирка и поставили напротив закрытой львиной клетки. Несчастный с замиранием сердца ждал неминуемой и притом ужасной смерти, и тут дверь клетки распахнулась, и из нее вышел… цыпленок. Не выдержавший напряжения ювелир упал в обморок. Когда зрители вдоволь насмеялись, Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Затем ювелира привели в чувство и отпустили на все четыре стороны.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом – сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха. Окончательно гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи.

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Для историков по сей день остаётся не прочитанной книгой судьба женщин – гладиаторов. не стоит сомневаться, жестокие нравы того времени могли допустить и такое. в 2000 году все газеты мира провозглашали сенсацию: «найдены останки женщины – гладиатора!». эту, по истине, шокирующую находку сделали британские учёные проводившие раскопки исследования римского периода. если ранее, единственным что доказывало факт того, что женщины не только могли участвовать в сражениях, но участвовали в них, были только гипотезы учёных. изучив тазовые кости и позвоночник, ученые смогли установить с большой достоверностью, что найденные останки принадлежат женщине. проведя сложный анализ определяющий возраст, учёные констатировали факт, что ставки относятся к римскому периоду.

Женщина умерла от многочисленных повреждений, и возможно предполагать, участвовала в схватке с животным. римляне исповедовали язычества, и поэтому природа римской религии не запрещала женщинам «лицедействовать» т.е. перевоплощаться, по средствам театральной игры. впервые женщину в качестве актёра на сцене увидели при нейроне. нейрон восторгался красотой женского тела и привлекал женщин не только к исполнению на сцене песен и театральных актов, но и к настоящим дракам. Постепенно, женщина перекочевала из театра в амфитеатр. Первые в истории гладиаторские бои в честь смерти женщины были проведены после смерти любимой дочери цезаря юлии. существует также информация, что эти игры сопровождались женскими ритуальными танцами, в ходе которых женщины имитировали бой. Конечно, точно никто пока не назовёт имён женщин гладиаторов, причин тому несколько. во-первых, поступая в школу они возможно получали мужские имена, под которым и были похоронены, во вторых, даже читая римских историков, становится понятно, что женские бои были более таинственные и сакральные… а тайны как известно, принято не разглашать.

Выступление женщин – гладиаторов, о котором упоминает светоний в жизнеописании императора домициана (81-96гг.), уже в то время считалось чем-то новым. В цирке устраивались кровавые бои женщин – гладиаторов, в которых участвовали даже женщины из почтенных семейств, что считалось особенно позорным. на 9-том году правления нерона эти бои приняли невероятные масштабы. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном хх веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Мир менялся, и вместе с ним менялись ценностные ориентации людей. когда римским императором был Константин, христианство крепло и набирало силу. постепенно церковь становилась сильным феодалом, она владела землей и вследствие этого серьёзно влияла на государственную политику.

Сам Константин – великий принял христианство первым среди римских императоров, правда, сделал это за несколько мину перед смертью. вскоре христианство было принято равноправной с римским язычеством религией, а после и вовсе вытеснило языческие представления римлян о богах, и навязала единобожие. на сборе первого же церковного собора было принято решение бороться с кровавыми языческими игрищами. осуждённых высшим удом больше не обрекали на смерть и не бросали на арену с хищными жаждущими крови зверями, вместо этого им инкриминировали принудительные каторжные работы.

Однако, даже после принятия этого эдикта на апеннинском полуострове жрецы, с согласия императора, всё же ещё продолжали организовывать гладиаторские бои. жрецы, хлебом для которых было служение кровавым культом, не хотели расставаться со своими привычными и понятными ритуалами, и с их лёгкой руки гладиаторские бои чуть было не возродились. Однако, в 357 году император Константин второй запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 закрылась последняя из них. но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто. через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию как школ, так и гладиаторских сражений. поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. монах выбежал на арену и пробовал успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярённой толпой. после этого император Ганорий запретил гладиаторство. навсегда.

«Телемах останавливает гладиаторов». Картина Й. Сталлерта, 1890 год

А в следующий раз я вам расскажу про восстание Спартака.

источники
http://www.mystic-chel.ru/
http://www.istorya.ru/
http://www.gramotey.com/

А я вам напомню вот такую спорную тему: А так же давайте вспомним Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -