Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Сложные союзные предложения. Конспект урока "союзные и бессоюзные сложные предложения"

§ 1 Союзные и бессоюзные сложные предложения

В этом уроке рассмотрим группы сложных предложений и систематизируем свои знания о них.

Итак, известно, что сложные предложения в зависимости от средства связи между частями делятся на союзные и бессоюзные.

Например:

Союзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью союза что и интонации.

Бессоюзная связь между частями сложного предложения осуществляется с помощью интонации.

§ 2 Виды сложных союзных предложений. Сложносочиненные предложения

В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные (ССП) и сложноподчиненные (СПП).

Части любого сложносочиненного предложения связываются с помощью сочинительных союзов и интонации. Сочинительные союзы могут соединять как однородные члены предложения, так и равноправные простые предложения в составе сложносочиненного.

Например:

Простое предложение с однородными сказуемыми.

Сложносочиненное предложение -

Сочинительные союзы делятся на три группы:

·Соединительные: и; да (в значении и); не только... но и; как... так и;

·Противительные: а; но; да (в значении но); однако; зато;

·Разделительные: или; либо; то... то; не то... не то.

Смысловая связь простых предложений в составе сложносочиненного определяется теми союзами, которыми они связаны. В зависимости от группы союзов смысловая связь может передавать одновременность и последовательность действий, причинные отношения, чередование событий и их взаимоисключение, а также сопоставление и противопоставление.

Например:

В этом сложносочиненном предложении отражено чередование событий, переданное с помощью разделительного союза не то…не то.

§ 3 Сложноподчиненные предложения

Части сложноподчиненного предложения связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов (в виде местоимений и наречий) и интонации. Как подчинительные союзы, так и союзные слова соединяют в сложноподчиненном предложении простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно поставить вопрос.

Например:

Подчинительные союзы делятся на следующие группы:

·Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;

·Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;

·Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;

·Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;

·Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;

·Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;

·Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

Смысловая связь простых предложений в составе сложноподчиненного также определяется теми союзами, которыми они связаны. Подчинительные союзы могут указывать на причину, условие, цель тех событий и явлений, о которых говорится в главном предложении.

Например:

В сложноподчиненном предложении передано значение цели, отраженное с помощью союза чтобы.

Союзная связь между частями сложного предложения, а также между однородными членами простого предложения нередко используется как стилистический прием, называемый многосоюзие, или полисиндетон.

Например:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, иугасал, исветился, иуходил куда-то в бесконечность.

Или стихотворение З.Н. Гиппиус, кипящее политическими страстями, написанное в виде многосоюзия, с использованием условного союза «если»:

Если гаснет свет — я ничего не вижу. Есличеловек зверь — я его ненавижу. Если человек хуже зверя — я его убиваю. Если кончена моя Россия — я умираю.

Этот стилистический прием, состоящий в намеренномувеличении количества союзов в предложении, замедляя речь вынужденными паузами, подчёркивает роль каждого из слов в предложении, создает единство перечисления и усиливает выразительность речи.

§ 4 Краткие итоги урока

Безусловно, будучи единицей общения как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения являются вместе с тем и единицей формирования и выражения мысли. Умение правильно строить и употреблять в речи сложные предложения отражает интеллект человека.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  4. Богданова Г.А.Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.

Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, состоящие из относительно независимых, равноправных по смыслу частей, соединённых между собой различными сочинительными союзами.

Чрез полчаса дверь отворилась и Пётр вышел. (А.С. Пушкин)

Наташа подмигнула брату, и оба удерживались недолго и звонко расхохотались. (Л.Н. Толстой)

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)

По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались чёрные тела на виселицах, и над ними кричали вороны. (А.И. Куприн)

Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. (Л.Н. Толстой)

Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л.Н. Толстой)

Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился. (А.С. Пушкин)

Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задёргали её лицо. (Л.Н. Толстой)

Однажды он заснул с мыслью о Мадонне, и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. (Р. Санти)

Лиза слушала с увлечением, и новая знакомая, с её неудержной, охотливой речью, показалась очень занимательной... (К.А. Федин)

Негодование росло, и дамы стали говорить о нём в разных углах самым неблагоприятным образом... (Н.В. Гоголь)

Парадные двери были заперты, и всё спало. (Л.Н. Толстой)

Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами, и небольшие белые двери всегда блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Княгиня с московским франтом сидела на лавке в крытой галерее, и оба были заняты, кажется, серьёзным разговором. (М.Ю. Лермонтов)

Впереди, в дыму, уже были видны, ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами. (Л.Н. Толстой)

Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет... (А.П. Чехов)

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. (М.М. Пришвин)

Она высока, легка и стройна, и её цветущее лицо прекрасно. (А.И. Куприн)

Изредка вдали зачернеет кибитка, разбитая калмыками-табунщиками, да пройдёт косяк степных лошадей. (А.С. Серафимович)

Мы были одни; только воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали в окна старой часовни… (В.Г. Короленко)

Эти фигуры нисколько не походили на аристократических нищих из замка, – город их не признавал, да и их отношения к городу имели чисто боевой характер. (В.Г. Короленко)

Ветхие кресты толпились в кучку. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет, только месяц греет их с небесной вышины. (Н.В. Гоголь)

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой весёлый, насмешливый ум. (Н. Некрасов)

Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. (И.С. Тургенев)

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. (М.М. Пришвин)

Низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего. (И.С. Тургенев)

Нашему дедушке в этом году стукнуло семьдесят семь лет, но он всё не унимается, работает с утра до ночи, а в свободное время даже и на охоту ходит. (М.М. Пришвин)

Вечером он собирался в Мурманск, но проклятая пурга спутала все расчёты. (В. Каверин)

Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. (М.М. Пришвин)

Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой. (М.М. Пришвин)

Во время укола больной закрывал глаза, а по лицу его во время вливания как будто перебегали серые мышки. (М.М. Пришвин)

В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль, срывало шляпы. (А.П. Чехов)

Нарядная толпа расходилась, уже не было видно лиц, ветер стих совсем, а Гуров и Анна Сергеевна стояли, точно ожидая, не сойдёт ли ещё кто с парохода. (А.П. Чехов)

Нам было трудно говорить, так как я недостаточно знал язык Матильды, а она не знала моего вовсе, но мы понимали многое и вне слов. (В.Я. Брюсов)

Потом она быстро побежала наверх, а я остался у стены, с протянутыми руками. (В.Я. Брюсов)

Так же как и море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К.Г. Паустовский)

Верхушки берёз золотились в первых лучах солнца, но внизу всё спало. (Б.М. Неменский)

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложноподчинённое предложение – сложное предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Я замечал, что странствующие певцы, акробаты, даже фокусники любят называть себя артистами. (Л. Толстой)

Но здание и само то, что здесь я учился, не произвели на моих друзей никакого впечатления. (В. Солоухин)

В мутном пузыре света старики сидели так, что их разделял только угол света. (М. Горький)

Мальчик осторожно прошёл между камнями, где мелькали змеи. (А. Серафимович)

Я решился прийти в галерею как можно ранее, чтобы предупредить всех посетителей. (В.А. Жуковский)

Порфирий Владимирыч сидел на месте и как-то мучительно мотал головой, точно его и в самом деле к стене прижали. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Изба и двор, всё начинало медленно разрушаться, как это бывает в захудавших сиротских домах. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. (М.Ю. Лермонтов)

В "Сикстинской Мадонне" есть гибкое, всепроницающее движение, без которого в живописи трудно создать впечатление жизни. (М.В. Алпатов)

В эти дни произошли события, которые до дна перевернули всю деревню. (Ф. Гладков)

Я хочу рассказать о книге, сохранившейся у меня с тех пор, когда я был в возрасте читателей "Пионерской правды". (А.Т. Твардовский)

Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине. (М.Ю. Лермонтов)

Он показал на середину плаца, где стояло сделанное из сырой глины чучело, представлявшее некоторое подобие человеческой фигуры, только без рук и без ног. (А.И. Куприн)

Однажды Лавров сидел на скамейке на верхней палубе около капитанского мостика, где не было пассажиров. (К.Г. Паустовский)

Весеннее солнце точно разъедало саженные сугробы снега, пока не появились первые весенние проталинки. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

Когда мы вышли с вокзала, синеватый свет уже брезжил над Феодосией. (К.Г. Паустовский)

А вдали, там, откуда летом встаёт солнце, видна звезда Кремлевской башни. (Ю. Казаков)

Там за сараями ему ничего не видно было, потому что огромный тут сугроб намело. (М.М. Пришвин)

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. (А.П. Чехов)

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бессоюзное предложение – сложное предложение, части которого связаны не союзами и союзными словами, а по смыслу, интонационно, соотношением видо-временных форм глаголов и порядком следования частей.

Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух. (И.С. Тургенев)

За ней не держат парчовых тканей, на голове её не мерцает корона. (М.В. Алпатов)

Мужчин в тот час никого не было, все разошлись ещё с утра. (Ч. Айтматов)

Колосья бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. (И.С. Тургенев)

Вдруг раздалось резкое гиканье, тройка перед нами словно взвилась, понеслась и, доскакав до мостика, разом остановилась как вкопанная немного сбоку дороги. (И.С. Тургенев)

На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. (А.С. Пушкин)

Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздаётся за вами. (И.С. Тургенев)

Кое-где вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. (И.С. Тургенев)

Но здесь показалось ему странным одно обстоятельство: двое высадившиеся на берегу были похожи друг на друга, как два весла. (А.Н. Толстой)

Дача в чахлом берёзовом леску казалась необитаемой, – крыльцо сгнило, окна заколочены досками поверх ставен. В мезонине выбиты стёкла, углы дома под остатками водосточных труб поросли мохом, под подоконниками росла лебеда. (А.Н. Толстой)

Было две крышечки на каждом пузырьке: одна металлическая – легко снималась, другая резиновая. (М.М. Пришвин)

Суворов сидел в развалистых креслах спокойно; он откинулся на мягкую спинку и внимательно слушал быструю речь Румянцева. (С.Т. Григорьев)

Он оглянулся: два облака сизого дыма поднялись над двумя орудиями и потянулись вдоль балки. (Л.Н. Толстой)

Пять месяцев стояли здесь корабли; уже год прошёл со времени отплытия из гавани Суу. (И. Ефремов)

Но вдруг лицо его наморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… (А.П. Чехов)

Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспекоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? (А.П. Чехов)

Снова поднялись истрёпанные, много раз чиненные паруса, заскрипели вёсла в истёршемся дереве. (И. Ефремов)

Длинной лентой развёртывался однообразный песчаный берег; возвышавшиеся поодаль утёсы окрашивались в солнечных лучах в разноцветные, то мрачные, то радостные узоры. (И. Ефремов)

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов. (Е. Баратынский)

Отличие сложного предложения от простого не количественное, а качественное. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому

предложению. Сложное предложение имеет собственные грамматическое значение, грамматическую форму и структурные показатели.

Грамматическое значение сложного предложения - это типизированные синтаксические отношения между его частями. Нет особой предикативности сложного предложения, - она оформлена в каждой предикативной части, где выражены модальность, время, лицо. Например: Что-то начало мне мерещиться , как если бы ночью снился сон, от которого остались одни обрывки (Сол.) - во всех частях оформлено временное значение (в первой - прошедшее, во-второй и третьей - временная неопределенность), модальное значение (соответственно - реальное и ирреальное). Однако эти значения в структуре сложного предложения взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга; возникают особые значения - относительное время, условная модальность: Было б поле, найдём и сошку (Поел.).

В русском языке сложное предложение располагает набором средств, с помощью которых соединяются предикативные части и выражаются отношения между ними: интонация, союзы (как если бы) и союзные слова (от которого ), а также соотношение глагольных форм (было б - найдём ), указательные слова [Что мне не нужно , без того я обойдусь (С.-Ц.)]. Эти показатели создают форму сложного предложения. С учетом указанных средств и выражаемых ими отношений сложные предложения разделяются па два структурных типа: союзные сложные и бессоюзные сложные; далее союзные сложные также разделяются на два структурно-семантических подтипа: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Союзные сложные предложения

Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (относительными) словами, указательными словами - вспомогательными контактными местоимёнными словами тот, такой . таков , там , тогда. Союзные средства называют также скрепа м и.

Семантика союзных средств, а также их корреляция, соотносительность {такой...какой, тот...кто, туда...куда, столько...сколько", так...что, такой...будто, так...чтобы и т.д.), оформляют семантико-грамматические отношения между предикативными частями предложения.

Сложносочиненные предложения

В любом сложносочиненном предложении выражается значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определенных отношений является сочинительный союз. Он создает грамматическую форму сложносочиненного предложения, поэтому нс принадлежит ни одной из предикативных частей: Всё небо заволокло облаками , и стал накрапывать редкий мелкий дождь (Ч.).

Соединяемые предикативные единицы являются равноправными и относительно автономными, но в некоторых случаях одна из них поясняет отдельные компоненты другой: Комната была большая , светлая , но всё в ней было расставлено и навалено без толку (Гайд.); Мне не хотелось дом ой , да и незачем было идти туда (Ч.). Значение равнозначности может подчеркиваться, усиливаться с помощью общих членов: Л вече - р о м была для всех ёлка и все дружно встречали Новый год (Гайд.).

Структурным фактором сложносочиненного предложения является открытость/закрытость, причем открытость предполагает наличие более чем двух частей. Таким образом, элементарное сложносочиненное предложение включает две или более части, но выражает один вид отношений. Для оформления разных видов отношений используется усложненное сложносочиненное предложение: Шёл дождь , и от сильного ветра шумели деревья , но в потёмках не было видно ни дождя , ни деревьев (Ч.).

Общее значение грамматической равнозначности, аналогичности проявляется в сложносочиненном предложении в виде определенных семантико-грамматических отношений. Они опираются на семантику сочинительных союзов. Дополнительными факторами, формирующими эти отношения, являются: координация форм вида, наклонения, времени глаголов-сказуемых или связок; лексико-семантические отношения синонимии и антонимии; лексические элементы с общеуказательным значением (потом, поэтому , из-за этого , для этого , при этом , вследствие этого и др.), включая метаслова (время от времени , иногда , одновременно , по временам , с тех пор , в это время , до сих пор и др.). Например: Я уехал тогда от брата рано утром , и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе (Ч.).

Основными видами семантико-грамматических значений сложносочиненных предложений являются соединительные, противительные и разделительные, соответствующие семантике сочини-

тельных союзов. В них, в свою очередь, следует различать более узкие, частные значения.


СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называются сложносочинёнными: Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отблеск штыков, и в сердцах будут жить двадцать восемь самых храбрых твоих сынов (М. Лисянский).
В сложносочинённом предложении простые предложения соединяются сочинительными союзами: соедини т е л ь н ы*ми (и, да(= и), ни... ни, тоже, также), разделительными (то... то, не то... не то, или, либо), противительными (а, но, да(= но), однако, зато, но зато).
Примечание. Перечень сочинительных союзов см. на с. 143.
Смысловая связь простых предложений, объединённых в сложное, различна. Они могут объединять:
различные явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (Г. Бакланов). В таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла;
явления, происходящие последователь- н о: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (А. Пушкин). В этом случае перестановка предложений невозможна.
Простые предложения в составе сложносочинённого могут обозначать:
временные отношения: Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять (В. Бианки) (ср.: Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять);
причинно-следственные отношения: Не
сколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться (К. Симонов);
результат того, о чём говорилось в первом предложении: Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили (А. Пушкин).
Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления: Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою
7 Заказ 277
жизнь, тоже подобную сказке (М. Горький); Толстый ковёр лежал на полу. Стены также были увешаны коврами (М. Горький). Союзы тоже и также стоят всегда внутри второго предложения. Союз тоже употребляется только в значении уподобления. Союз также имеет два значения: 1) уподобления, при котором он синонимичен союзу тоже: Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (И. Тургенев);
  1. присоединения добавочных сведений: На праздник в наш город приехало много гостей из других городов, были гости также и из других государств. Здесь также равно по значению кроме того. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.
Разговорный характер имеет также и союз да. в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать (К. Симонов).
В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами указывается ка такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек (М. Горький); На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (К. Паустовский); Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобою ель (Г. Федосеев).
В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце... (М. Горький); Иван Васильевич, Родина у нас одна. Без нас она обойдётся, но нам без неё не жить (Г. Бакланов).
С помощью союза однако передаётся оговорка к ранее сказанному: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть своё торжество, ей удалось однако довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид (М. Лермонтов).
Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чём говорилось в первом предложении: Лось ушёл, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом (Б. Полевой); Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнёт (М. Салтыков-Щедрин).
В значении противительных союзов употребляются частицы же, только: Голова ещё болела, сознание же было ясное, отчётливое (В. Катаев); Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне (Г. Бакланов).
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами:
Сложносочинённые предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны. и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей (Б. Полевой).
[ = -],*[-=].
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).
[-=],но[-=].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод (Б. Полевой).
[ = -].[ = ],*[ = -]¦
Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи (А. Чехов).
[ = - ], или [ = - ], или ,*[ = ]¦
И вдруг ещё один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронёсся прямо к поляне (Б. Полевой).
[_ = и =].
Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу (Б. Полевой).
[ - =, но =].
В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подёрнутый серым туманом. напоминал помрачневшую водную гладь (Б. Полевой).
[-=, а = ].
Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах (Б. Полевой).
[ = или = ы = ].

Еще по теме СЛОЖНОЕ СОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

  1. § 97. ИНТОНАЦИЯ в сложных ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ связью
  2. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов и союзных слов
  3. СОЮЗНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, СОВМЕЩАЮЩИЕ В СЕБЕ ПРИЗНАКИ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.
  5. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).