Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Биологическая адаптация инвалидов. Сущность социальной адаптации инвалидов к производственной среде. Социальная адаптация инвалидов

Введение

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране - с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении". (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами. Предметом – проблемы социальной работы с инвалидами. Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы с инвалидами;

6. Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;

7. Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;

8. Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (8).

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. (17. – С.87).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

1.2 Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизни инвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальных льгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ли возможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядом негативных последствий - противопоставление здоровых и инвалидов (что, в свою очередь, порождает негативное отношение к последним), а также различных категорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

Проблема психосоциального развития инвалида в семье и обществе остается одной из самых сложнейших проблем социальной психологии. Психологические травмы получает как сам инвалид, так и его семья.

Если ребенок рождается с детским церебраль­ным параличом, существует высокий риск родительского (в том числе материнского) непринятия, отдаления и агрессии. Появление такого ребенка в семье ставит под угрозу суп­ружеские отношения и может негативно повлиять на психо­логическое состояние других детей в семье.

Слепые младенцы не могут следить за выражением ли­ца заботящегося о них человека и улыбаться в ответ.

Поведение глухих малышей может приниматься за не­послушание.

Дети с другими серьезными недостатками здоровья не­способны реагировать на сигналы окружающего мира, так как это делают здоровые малыши.

Явные отклонения у детей, которые заметны с момента рождения, такие как синдром Дауна и ДЦП, создают нема­лые адаптационные и психологические трудности для всех членов семьи, особенно для молодых родителей. Обучение этих родителей и других членов семьи терпению и навы­кам общения с больным ребенком способствует налаживанию диалога родитель-ребенок, формированию привязанности и всей последующей социализации.

Маленький человечек родился инвалидом… Valid -в пе­реводе с английского-«имеющий силу». Инвалидность-«от­сутствие силы», если переводить буквально. Звучит, как при­говор… Однако этот приговор нельзя считать окончательным!

В период новорожденности и в грудничковый период ма­лыш-инвалид ощущает боль и дискомфорт (неудобство). Нездоровьемладенца часто служит причиной отказа родителей от него…

Но человек — существо разумное! Родители обязаны справиться со своими переживаниями по поводу рождения «ущербного» малыша, взять ситуацию под контроль своей совести и начать заботиться о малыше. Это дается очень нелегко.

В такой ситуации поддержка группы родителей, воспи­тывающих детей-инвалидов, может существенно помочь. Ценные советы родителей, оказавшихся наедине с таким же горем, очень важны.

С какими же проблемами сталкивается семья, в которой появился ребенок-инвалид?

Здесь важно рассмотреть несколько аспектов проблемы:

  1. Во-первых, это отношения мать — больное дитя;
  2. Во-вторых, мать — больное дитя — отец;
  3. В-третьих, больное дитя — здоровые дети;
  4. В-четвертых, мать — здоровые дети;
  5. В-пятых, семья с ребенком-инвалидом и прочие родственники;
  6. В-шестых, семья с ребенком-инвалидом и общество;
  7. В-седьмых, конструктивное решение о создании ассоциации семей, имеющих в своем составе детей-инва­лидов.

Жизнь, конечно, ставит перед этими семьями множество других вопросов, но рассмотрим проблему именно в социально-психологическом аспекте.

Семья встала перед фактом: в семье инвалид или тяжело больной человек.

Родственников гнетет чувство страха, вины, депрессия; разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Эти реакции семьи — не отклонения, а нормальные человеческие реакции на чрезвычайно сложную, раздражающую, непостижимую и явно неподвластную им ситуацию.

Семья в данном случае сталкивается с объективными и субъективными трудностями.

1) Объективные: дороговизна лекарств и лечения, т. е. возросшие расходы семьи, нарушение ритма и pacnoрядка жизни семьи, дополнительные нагрузки на здоровых членов семьи.

2) Субъективные: разнообразные переживания в связи с заболеванием члена семьи (горе, чувство вины, отчаяния, страха), т. е. эмоциональные реакции (стресс).

Нагрузка между членами семьи, имеющей в своем составе тяжело больного или инвалида, распределяется, как «слоеный пирог».

Первый, внутренний, слой -это обычно один человек (мать, бабушка и др.)-тот член семьи, который берет на себя роль главного «опекуна» и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, обслуживания, воспитания. Жизнь этого члена семьи целиком сосредоточена на больном: и день и ночь думает о потребностях и нуждах больного, заботится об их удовлетворении, об утешении больного.

Этот член семьи читает медицинские статьи, посещает врача, общается с аналогичными семьями, чтобы узнать что-то полезное для своего больного. Больше других членов семьи этот пекун страдает от всех колебаний и перепадов болезни, от любого ухудшения. Именно он «надоедает» лечащему врачу, социальным работникам — вдается в детали лечения, в мелочи, обвиняет окружающих в бездействии.

Его жизнь — это непрерывный поток дел и мыслей, связанных с больным. И чем хуже идут дела у больного, тем больше активности требует­ся от опекуна. Часты случаи, когда мать ребенка-инвалида настолько «занята» его опекой, что это становится угрозой существования семьи в целом. Муж и другие (здоровые) дети чувствуют острую нехватку внимания, участия, а иногда и явную агрессию со стороны матери: женщина обвиняет своих домашних в недостаточности внимания к больному, в доме постоянно тягостная атмосфера. Возникает отчуждение между главным опекуном и другими членами семьи. Нет сплоченности — семья рушится.

Ухудшение состояния здоровья больного ухудшает и об­становку в семье. Здесь очень важно остальным членам се­мьи понять, что для матери — это больное дитя первостепенно, оно «доминирует» в ее мозгу как самое главное.

Остальным членам семьи, составляющим «второй слой слоеного пирога» , удается «отклониться» от тягостной домаш­ней атмосферы на работе, учебе, в общении с друзьями и т. д. Они как бы создают «защитный барьер» от этой трав­мирующей ситуации, бегут от этой тягостной атмосферы. В таких семьях часто исчезает радость бытия, а поселяется горе.

Как же позитивно разрешить создавшуюся ситуацию?

Приведем пример из практики одного из Центров по социальной адаптации инвалидов.

Молодая женщина, мать двоих детей: одной девочке 7 лет, другой девочке 1 год. Младшая страдает ДЦП. До этого дружная, любящая друг друга, семья с рождения младшей девочки пребывает в состоянии безысходного горя. Мать всецело посвящает себя больному ребенку, старшая девочка-первоклассница и отец семейства испытывают на себе отчужденность и агрессию матери. Отец старается пореже и поменьше бывать дома, под любым предлогом стремится уйти от травмирующей ситуации. Ему не хватает заботы и «домашнего тепла». Кроме того, на «горизонте» появляется «сочувствующая» его горю сослуживица, которая не прочь «приласкать и пожалеть» отца семейства. Ситуация, прямо скажем, критическая… К счастью, молодая мама нашла в себе силы и пришла на консультацию к психологу. Как консультируемой, ей нужно было выговорить свою беду, она нуждалась в анализе ситуации и конкретном совете, который мог бы сохранить семью. Непросто переубедить взрослого, обиженного и уставшего человека — мать больного ребенка.

Анализ ситуации как бы «со стороны», подкрепленный образными примерами из Священного Писания, позволил женщине понять своих домашних, по-другому, более позитивно оценить реальность. Ведь в этой семье исчезла атмосфера радости бытия, а поселился грех уныния.

После нескольких бесед мама больного ребенка с благодарностью сказала:

«Как только изменилось мое миропонимание, одновременно изменилось и отношение ко мне остальных членов семьи: дочки и му­жа. Я выбрала курс на доброе отношение к окружающим. Главное сейчас — жизнь рядом с тобой живущих. Только во благе им получишь свое счастье. Держись рядом с родными, они помогут в трудный час. А вместе мы — сила! Не нужно бояться обращаться за помощью к специалистам в таких трудных жизненных ситуациях.»

А как чувствуют себя здоровые дети в семье, имеющей в своем составе ребенка-инвалида?

Для здоровых детей характерны проявления тревожности. Их эмоциональная связь с больным и его проблемами не столь прочна, как у главного «опекуна». Здоровые дети продолжают учиться, а, покидая дом, занимаясь своими профессиональными или учебными делами, все, что связано с болезнью, психологически отдаляется от них. Но они боят­ся, что степень неблагополучия больного заставит их пре­рвать свои многочисленные профессиональные, учебные, лич­ные и другие дела. Страх перед этим может перерасти в страх перед главным опекуном. Возникает желание «уйти, скрыться на необитаемый остров», т. е. отчуждение в итоге. Здесь велика роль главного опекуна в позитивном решении проблемы.

Следующий пример из практики Центра адаптации.

Младший ребенок в этой семье страдал тяжелым онко­логическим заболеванием крови, жизнь его исчислялась ме­сяцами. Мать и отец этого ребенка, узнав о диагнозе от вра­чей-онкологов и посоветовавшись с психологом, решили соз­дать для больного и других детей в семье атмосферу радос­ти. Они клеили вместе елочные игрушки, ездили всей семьей в краткосрочные походы, показывали дома кукольный театр. Везде старались быть вместе, насыщать жизнь детей малень­кими радостями. Психологически труднее всего приходилось родителям, так как они осознавали неизбежность исхода. Они нашли в себе силы до последнего дня сохранить чувст­во взаимной заботы и добра, ничем не выдавая свое горе. А на это требуется большое мужество и сила воли. Единство семьи позволило им легче перенести горечь утраты, а боль­ному малышу прожить короткую, но счастливую жизнь.

Не надо забывать, что у маленьких даже здоровых де­тей может возникнуть комплекс недостатка внимания, свое­образная ревность по отношению к тому вниманию, которое уделяется больному ребенку.

В силу индивидуальных особенностей конкретного здо­рового ребенка возможны его болезни, вызванные стрессом, желани­ем внимания со стороны других членов семьи: частые просту­ды, ослабление иммунитета, болезни легких и почек.

Третий слой (подгруппа) , который концентрируется во­круг больного — это близкие и дальние родственники. Их пе­ресуды часто сводятся к тому, что причиной болезни были неправильные действия главного опекуна и других членов семьи. В результате их мнения и поступки осложняют поло­жение главного опекуна и других членов семьи, усиливают их чувство вины и беспомощности.

Нарастает неудовлетворенность членов семьи семейной жизнью, растет отчуждение в семье.

Что же стимулирует эту глобальную семейную неудовлетворенность? Во-первых, ощущение вины за болезнь: семья особенно тяжело переживает болезнь, если ее члены ви­нят себя или больного в том, что произошло. Кеннет Теркельсен в 1987 г. описала две наиболее часто встречающиеся точки зрения семьи на причины болезни:

а) Биологическая: семьи, осознанно или неосознанно придерживающиеся этой теории, видят причины болезни в каких-то независящих от воли пациента мутациях-изменениях в организме. В этом случае семья переоценивает возмож­ность медикаментозного лечения, нередко терзает страх за наследственность генетическую, или страх, что вопреки всем уверениям врача, болезнь заразна.

б) Психологическая: ее сторонники во всем винят себя, всех членов семьи или самого инвалида. Существует скрытая агрессия всех членов семьи друг к другу.

Все это важно понимать и стараться снять раздражение и агрессию в семье. Накопление знаний и опыта приводит к тому, что семья постепенно может освободиться и перестанет эмоционально зависеть от временных колебаний в ходе болезни.

Особо следует обратить внимание на семьи, в которых один из членов имеет выраженное нервно-психическое расстройство. Рассмотрим динамику такой семьи. Значительное внутреннее и внешнее давление на эту семью, состояние нер­вно-психического напряжения, тревоги, нездорового чувства вины-все это ведет к тому, что структура такой семьи неустойчива.

Данное положение воспринимается как трудноперено­симое, и члены семьи напряженно ищут выхода из него.

Семья в данном случае может либо распасться, либо мобилизоваться перед лицом несчастья, каким является пси­хическая болезнь одного из ее членов.

Какие проблемы стоят перед такой семьей? Во-первых, понимание больного и установление уровня требований к нему.

Чтобы удержать больного от неадекватного поведения, семья ведет поиск средств воздействия на него.

Пример. Больная Н.- в марте 1999 г. Отказ от пищи 3 суток, затруднен акт глотания, состояние подавленное, соче­тается с потребностью «бежать, куда глаза глядят», асте­низация. Анамнез: астенно-невротический синдром. Лекар­ственная терапия, назначенная врачом (атаракс, коаксил, реланиум) эффекта не дала. Периодические ежемесячные срывы в предменструальную фазу. Реакция членов семьи: семья мобилизовалась для реше­ния этой проблемы. Массаж, магнито-терапия 20 дней, беседы с больным, заставляющие отвлечься от стра­ха перед «приступом болезни». Ежегодно семья со скромным достатком выезжает к морю «дикарями», так как это дает ремиссию примерно на 4 месяца.

Это конструктивное решение проблемы, хотя полного выздоровления оно и не принесло, но позволило семье снять напряжение и объединиться.

Деструктивный вариант такого случая-это распад се­мьи Л., где у матери троих детей после перенесенных стрес­сов появилось психзаболевание.

Очень важен эмоциональный климат в семье. Прове­денные в последние годы исследования семей, где имеется больной шизофренией, показали, что наличие или отсутствие рецидива заболевания в немалой степени зависит от того, насколько семья оказывается в состоянии понять и учесть повышенную чувствительность, сенситивность больного. Впервые об этом говорилось в исследованиях Medical Research Council’s Social Psychiatry Unitin London (1962 г.), а фе­номену дали название EE-выраженность эмоций. Было до­казано, что в семьях «эмоционально-возбужденных» ,чаще были рецидивы болезни, и, чем спокойнее был климат в се­мье, тем реже были обострения болезни. Семье очень важно освоить эмоционально щадящие высказывания.

Примеры высказываний эмоционально…

щадящих:

  • Может быть ты можешь сделать это иначе
  • Извини, я не совсем тебя понял
  • Мне трудно сосредото­читься
  • Это надо было сделать чуть иначе

жестких:

  • Ты сделал все непра­вильно
  • Что ты такое говоришь?
  • Перестань шуметь и ме­шать мне
  • Ты опять все испортил

Когда семья решает использовать щадящие высказывания, это помогает избежать отрицательных эмоций, в основе которых горечь, возмущение, обида.

Доминирующие отрицательные эмоции могут перерасти в поведенческую антипатию к больному, к стремлению «от­делаться» от него. Концентрация внимания семьи на положительных, сохраненных сторонах личности индивида с выра­женным нервно-психическим расстройством порождает мотив заботы, «Мотив Экзюпери» («Мы в ответе за тех, кого при­ручили») .

Werner1989 г. доказал, что в благополучных семьях дети с серьезными послеродовыми осложнениями показали незначительное отставание от здоровых детей, тогда как в неблагополучной семье дитя остается «Диким».

Начиная с 70-х годов 20 века в США опробовались программы комплексной помощи детям-инвалидам и членам их семей (Broussard 1989 г, Sasserath, 1983 г.) Эти программы позволили родителям детей-инвалидов выработать эффективные способы управления их вниманием, повышением обучаемости самым необходимым навыкам, определять даже небольшие изменения к лучшему их отстающего в развитии peбенка.

К сожалению, в маленьких районных городках России и сельских населенных пунктах работа с детьми-инвалидами и их семьями носит чисто формальный «развлекательный» характер (экскурсии на природу, в театр), мало обучающих программ, нет инструкторов психосоциальной реабилитации по работе с детьми инвалидами и их семьями. Чаще всего председатель общества инвалидов только успевает заниматься организационными моментами мероприятий для этих детей. Когда уж заботиться об их физическом развитии.

К тому моменту, когда здоровые дети начинают ходить в детский сад, школу, общаться друг с другом, дети-инвали­ды остаются малообщительными. Почему? Просто им очень сложно найти друзей. Такой ребенок явно отличается от ос­тальных: менее ловкий, менее подвижный и менее сильный. Именно последний аспект очень влияет на отношение к нему сверстников. Ведь «детское» общество сродни первобытному: здесь действует закон «кто лучше», закон лидера. При об­щении со здоровыми сверстниками малыш-инвалид может испытывать тревогу и страх, излишнее напряжение, чувство собственной неполноценности. Маленькие дети — народ весь­ма жестокий. Многие еще не научились сострадать ближнему. Поэтому больной малыш в среде здоровых сверстников часто пре­вращается в изгоя.

В этих условиях родителям, воспитателям, учителям важно достичь следующих целей:

  1. Создание доброжелательной атмосферы в общении здоровых и больных детей.
  2. Научиться распознавать и снимать стрессовые реак­ции у детей. Вернуть ребенку уверенность в себе че­рез теплоту и ласку, вызвать ребенка на откровен­ность.
  3. Не одергивать, а попытаться понять, почему дитя сосет палец, грызет ноготь, прячется с головой под одеяло. Ласка, забота, доброе, идущее от сердца, слово успокоит и ободрит малыша.

Среди детей-инвалидов имеются и дети, неспособные к учению в силу специфики их заболевания. Это дети с дис­лексией-испытывающие трудности с письмом. Дети с гипер­активностью-те, которые не могут долгое время сидеть спо­койно. С каждой неудачей такие дети все меньше верят в свою способность чему-то научиться. Одни становятся замк­нутыми, другие — развязно-агрессивными. Однако, следует отметить, что дислексией в детстве страдали Томас Эдисон, Нельсон Рокфеллер, Ханс Кристиан Андерсен. Они сумели преодолеть себя. В настоящее время разрабатываются многочисленные учеб­ные программы коррекции, в основе которых необходимость создать у ребенка чувства уверенности в своих силах.

В юности подросшие дети начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы. У них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости. Подростки уделяют своему телу гораздо больше внимания. В этом периоде молодые люди остро чувствуют потребность во внимании противоположного пола. Здесь подростка инвалида подстерегает горькое разочарование. Инвалидная коляска, костыли или клюшка обращают на себя внимание у здоровых подростков лишь как объект любопытства.

Отчаяние овладевает молодыми людьми-инвалидами. В этой ситуации важны доверительные отношения с близкими людьми.

В данной ситуации возможно разумное решение. Важно с раннего детства развивать таланты ребенка-инвалида. В юном возрасте это очень пригодится, даст чувство собственного достоинства, ощущение состоятельности, как индивидуальности, личности. Важно, чтобы дети-инвалиды дружили друг с другом.

Развитие и воспитание ребенка-инвалида — процесс, несомненно, сложный, требующий от родителей и воспитателей много усилий. Однако это очень важно воспитать в человеке уверенность, что инвалиды-люди, вызванные жизнью на испытание, а не изгои общества.

Выводы

Опыт показывает, что использование психологических правил позволяет семье, имеющей в своем составе инвалида выжить. Кроме того, настрой на успех существенно облегчает социальную адаптацию самих инвалидов и членов их семей. Правила эти таковы.

  1. Не теряйте надежду и верьте в победу над трудностями. Радуйтесь каждой даже маленькой победе над болезнью.
  2. Постарайтесь понимать больного лучше, чем он сам себя понимает.
  3. Союзники в вашей борьбе с болезнью — доверие и откровенность больного. Старайтесь завоевать их.
  4. Ищите подходы к больному, анализируйте неудачи и оши­бки при общении с больным членом семьи.
  5. Ищите союзников-организуйте социальную «среду своего обитания» (клубы инвалидов, спортивные сек­ции инвалидов, занятия в кружках и т. д.). Разви­вайте таланты у ребенка-инвалида.
  6. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — вот де­виз тех, кто пошел по этому пути.

Социальная адаптация - процесс активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения социального обслуживанию населения внешние условия.

К внешним условиям относятся:

Подготовка к социальной адаптации, которая достигается через обучение активному подведению и освоение социальной роли «взрослого» в деятельности, организуемой специалистами;

Организационная культура учрежде6ния социального обслуживанию населения, которая регулирует поведение и развивает самоконтроль у молодого человека, способствует проявлению его индивидуальности, так как несет в себе основные жизненные ценности: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждой личности;

Признание окружением молодого инвалида достигнутых им результатов и внешнее выражение данного признания, активизирующие процесс социальной адаптации. Определенные нами ранее условия социальной адаптации молодого инвалида являются основной для постепенных, четко разработанных мероприятий, организуемых в учреждении социального обслуживанию населения.

Технология социальной адаптации - это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у клиента умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:

Подготовительного;

Этапа включения в социальную группу;

Этапа усвоения социально полезных пролей;

Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Приведем их характеристику:

Подготовительный этап. Он протекает до момента включения молодого человека в социальную группу учреждения социального обслуживания населения и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.

Этап включения в социальную группу. Его содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию. Молодого инвалида на данном этапе следующие приемы: техника «идущее вниз сравнение», которая основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий», которая предполагает поиск позитивных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

Приведем один из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Приведем пример игры «Выбор». Социальная роль - это социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами. В целях определения позиции играющих и их социальной роли предлагаем следующие примеры ситуаций:

  • - По улице под холодным дождем идет шестилетняя девочка. Она без капюшона и в расстегнутой куртке. Вы:
    • а) пройдете мимо;
    • б) застегнете девочке куртку и набросите капюшон;
    • в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.
  • - Вы зашли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами в очереди пожилая женщина очень долго считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:
    • а) начнете возмущаться тем, что она задерживает очередь;
    • б) будете моча терпеливо ждать;
    • в) предпримите что-то другое.

Участники выбирают позиции, специалист по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.

Этап устойчивой социально-психологической адаптации, характеризующийся способностью молодого инвалида разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды, а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из форм, способствующей социальной адаптации инвалида на данном этапе, является игра «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому человеку проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет содержание игры: один из играющих сообщает о личной проблеме, стоящей перед ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры разбиваются на пары. Определяются роли «предлагающего помощь» и «субъекта проблемы». После проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

К особенностям реализации социальной адаптации молодого инвалида можно отнести: во - первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной жизненной позиции молодого инвалида. Во -вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.

Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция инвалидов.

Технология социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.