Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Определение памяти. Виды памяти. Что такое память человека: свойства, характеристики, законы

форма психического отражения, в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Основным физиологическим механизмом П. является образование, сохранение и оживление в коре головного мозга временных нервных связей. П. бывает генетической, долговременной, индивидуальной, кратковременной, сенсорной и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАМЯТЬ

психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.).

П служит необходимым условием единства психич. жизни человека, его личности.

Физиол. основа П. - образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием разл. раздражителей.

В соответствии с функциями П. различают ее осн. процессы запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них - запоминание, к-рое определяет прочность и длительность сохранения материала, полноту и точность его воспроизведения. Осн. условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса. Использование человеком приобретенного опыта осуществляется посредством восстановления ранее усвоенных знаний, умении и навыков. Наиб. простая его форма - узнавание, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в П. Более сложная форма - воспроизведение таких объектов прошлого опыта, к-рые в данный момент не воспринимаются. Узнавание, а также воспроизведение могут быть произвольными или непроизвольными. Забывание проявляется по-разному - от отд. ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.

Существуют разные виды П, функционирующие у каждого человека, и вместе с тем наиб. характерный для того или иного человека тип П. Виды П. различаются в зависимости от характера запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания в П.

В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют вербальную (словесную), образную, двигательную и эмоциональную П. Развернутую характеристику этих видов П. дал П.Блонский, к-рый рассматривал их в качестве генетич. ступеней развития П. - от двигательной к эмоциональной, образной и далее к вербальной как высшему виду П. человека. В зависимости от того, какой анализатор принимает наиб. участие в восприятии запоминаемого материала, выделяют зрительную, слуховую, осязательную и др. виды П.

Связь между двумя способами классификации видов П. выражается как в том, что материал одного типа может восприниматься посредством разных модальностей, так и в том, что при помощи одной модальности можно воспринимать разные типы материала.

С кон. 50-х гг. 20 в, преим в связи с изучением проблем инж психологии, особое значение придается исследованию вопроса о длительности хранения информации На этом основании П. разделяют на сенсорную (хранение не более 1,5 с), кратковременную (не более 30 с) и долговременную (постоянное хранение).

Существуют индивидуальные различия П., к-рые проявляются в преим развитии одного из видов П. - вербальной, образной, эмоциональной или двигательной Соответствующая преобладающему типу П. информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных осн. типов П. существуют отд. подтипы (напр., П. на лица, на числа и т. д.). Широко известны индивидуальные различия П, обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из след видов информации зрительная, слуховая, тактильная и т. д. Напр., лица с более развитой зрительной П. лучше запоминают вербальный мате риал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая П., более легко запоминают тот же текст, если воспримут его на слух.

Одним из факторов, определяющих индивидуальные различия П., являются особенности функционирования нервной системы. Однако решающим фактором выступают различия в деятельности, осуществляемой людьми Соответственно наиб. развития достигают те типы П., к-рые более часто используются человеком.

П. любого человека индивидуальна, неповторима, т к она представляет собой отражение уникального «рисунка» деятельности конкретного индивида.

Исследование индивидуальных различий П. имеет важное значение как для определения общих закономерностей функционирования П, так и для выявления резервов ее развития у того или иного человека.

С древних времен П. придавалось большое значение, однако первые попытки ее объективного исследования были предприняты лишь в кон. 19 в В соответствии с ассоцианистской концепцией П. весь механизм запоминания сводится к образованию ассоциаций между впечатлениями, непосредственно следующими друг за другом (Г Эббингауз, Г Мюллер, Ф Шуман, А Пильцеккер и др) Эксперим исследования ассоцианистов выявили ряд важных закономерностей в области П. Однако в силу того, что ассоциа-нисты изучали только количественно-временные факторы П. (изменение кол-ва запоминаемых элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения их во времени, зависимость сохранения элементов ряда от времени между заучиванием и воспроизведением и т. д.), их исследования не затронули такие важные проблемы, как зависимость П. от направленности и содержания деятельности субъекта, связь П. с восприятием, мышлением, речью и личностью в целом.

Представители гешталыппсихологии (В Келер, К Коффка, M Вертхаймер) подчеркивали значение структурирования материала при запоминании К Левин, в отличие от др. представителей этого направления, подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах П, но трактовал эту роль как средство изменения напряжения в силовом поле, в к-ром образуется гештальт.

Согласно представлениям А Бергсона, существуют два вида П. П -привычка, П. тела, в основе к-рой лежат физиол. механизмы мозга, и П. -воспоминание, П. духа, не связанная непосредственно с мозгом Эта теория двух видов П. служила впоследствии у ряда авторов основой резкого противопоставления меха-нич и смысловой П

Концепция П. в бихевиоризме близка к ассоцианистской Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер подчеркивали роль подкрепления при возникновении реакции на стимул, однако не учитывали зависимость этого подкрепления у человека от его сознат деятельности и особенностей личности Исходя из признания общности в поведении животных и человека, бихе-виористы исследовали вопросы усвоения и обучения гл. обр. на животных, что не позволило дать исчерпывающей содержательной характеристики процессов П. у человека.

Зависимость явлений П. от личности человека была отмечена 3. Фрейдом. По Фрейду, из П. вытесняется все, что не соответствует подсознат влечениям человека, и, напротив, сохраняется все приятное для него Эта зависимость не получила эксперим.подтверждения. Остается дискуссионным и положение Фрейда о первостепенной роли подсознательного в деятельности П.

П. Жане рассматривал П. как действие, постепенно усложняющееся и изменяющееся по своему содержанию в ходе ист. развития Он подчеркивал социальную обусловленность развития П. человека и показывал ее зависимость от деятельности людей Ф. Бартлетт указывал на социальный аспект П. человека, объясняя при помощи социальных связей возникающие при воспроизведении искажения запоминаемого материала.

Социальная природа развития П. изучалась Л С Выготским Придавая особую роль в культурном развитии человечества изобретению и применению знаков и считая, что с их помощью происходит превращение непосредственно протекающих психич. процессов в опосредованные, Выготский видел сущность П. в активном запоминании с помощью знаков Большой вклад в изучение П. внесли П. И Зинченко и А А Смирнов.

Совр. исследования П. за рубежом проводятся в основном представителями когнитивной психологии (Р Аткинсон, А Бэдли и др) Один из осн. принципов этого направления - идея о неразрывной связи всех психич. процессов, представляющих собой единую когнитивную (познавательную) сферу человека Соответственно и П. рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека Под влиянием технического (кибернетического) подхода появилась т и блоковая модель переработки информации, в соответствии с к-рой когнитивная сфера представляет собой набор информац. хранилищ (блоков), где осуществляется обработка поступившего материала. След П. проходит последовательно через все блоки, пока не поступает на постоянное хранение в блок долговременной П.

В отеч. психологии исследуются проблемы оперативной П., структуры мне-мич. действия, кодирования информации, объема П., механизмов опознания и т. д. Осуществляется разработка филос. проблем теории П.

Развитие П. и пути ее воспитания. П. ребенка примерно до 4-летнего возраста является непроизвольной. Уже на 1-м мес жизни у него закрепляются элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К концу 1-го полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере овладения ребенком навыками ходьбы и речи П. начинает быстро развиваться в результате расширения контакта ребенка с предметами и речевого общения. В процессе обогащения чувственного опыта и закрепления его в речи П. детей становится все более прочной. Если у ребенка 1 года впечатления сохраняются 1-2 нед, то к концу 3-го года они могут сохраняться до 1 года. В воспитании П. уже на 1-м году жизни необходимо использовать ориентировочные реакции ребенка на новые объекты. В дальнейшем следует расширять и углублять потребность ребенка в ознакомлении с предметами, его практич. и игровую деятельность.

В дошк. возрасте осн. место по-прежнему занимает непроизвольная П. Наряду с образной П. у дошкольников развивается и словесно-логич. П. в ее конкретной форме. К 5 годам у ребенка появляются произвольные процессы П., формируются нач. умения запоминать и припоминать. В целях подготовки детей к школе необходимо стимулировать у них развитие произвольной логич. П., используя для этого не только практич. и игровую деятельность, но и занятия в дет. саду. Эксперим. данные свидетельствуют о больших возможностях развития у дошкольников высших форм П. в процессе спец. обучения и воспитания.

Дальнейшее развитие П. происходит в процессе обучения и воспитания в школе. Уч. деятельность предъявляет все более высокие требования к непроизвольной и особенно к произвольной П. учащихся. Умение управлять своей П. - необходимое условие сознат. и прочного усвоения знаний, формирования разл. навыков и умений. Дети, поступающие в школу, владеют только нач. умениями произвольной П.: их словесно-логич. П. носит конкретный характер и тесно связана с образной П. Развивая у младших школьников конкретную словесно-логич. П., необходимо создавать основу для развития отвлеченной словесно-логич. П. у школьников ср. классов, совершенствуя ее в дальнейшем у ст. школьников.

Важно учитывать значение произвольной и непроизвольной П. в уч. работе и взаимосвязи между ними. Если ориентироваться на произвольную П., не используя в полной мере закономерности непроизвольной П., то это часто приводит к формальному усвоению школьниками знаний и к недостаткам в развитии самой П. В условиях оптимальной организации уч. материала непроизвольная П. достигает высокой продуктивности в процессе усвоения определенных знаний, умений и навыков; своими результатами она готовит почву и для продуктивной работы произвольной П. Только в этих условиях исключаются зубрежка и формализм в усвоении знаний.

Непроизвольная логич. П. успешно развивается в результате систематич. выполнения учащимися уч., познават. задач. Ее совершенствование непосредственно связано с развитием у школьников мышления, с формированием у них анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации и пр. Произвольная логич. П. развивается в результате выполнения мнемич. задач, а ее совершенствование связано с овладением учащимися способами мышления в качестве приемов запоминания и воспроизведения. Развитие мышления, являясь непосредственным условием развития непроизвольной П., служит вместе с тем необходимой предпосылкой развития произвольной П. До того как применять классификацию объектов в целях запоминания, ученик должен сначала научиться классифицировать в процессе выполнения познават. задач.

Т. о., осн. путь развития непроизвольной и произвольной логич. П. (в конкретной и отвлеченной ее форме) заключается в формировании у школьников процессов понимания, мышления как специально направленных познават. умственных действий, доведение их до обобщенных умений и навыков и применение в качестве приемов запоминания и воспроизведения. В целях рационального использования непроизвольной и произвольной П. в усвоении учащимися знаний и создания условий успешного развития этих осн. видов П. необходимо учить школьников различать познават. и мнемич. задачи (понять, разобраться в материале и запомнить его) и вооружить их умением по-разному их выполнять. При этом учитывается, что у мл. школьников установка на запоминание обычно доминирует над установкой на понимание, поэтому последняя часто подменяется первой (понимание для них является более трудным, чем запоминание, если последнее осуществляется путем простого повторения). Такая подмена приводит к формальному характеру знаний, привычке механич. запоминания, задержке развития логич. П. Между тем механич. запоминание, связанное только с повторением материала, без его понимания, не является неизбежным. Оно - результат недостатков в руководстве развитием и воспитанием П. у детей. Воспитание П. необходимо связывать с воспитанием всех сторон личности школьников, с воспитанием мотивов учения, чувства долга и ответственности, привычек к волевым усилиям и т. п.

Лит.: Рыбников Н. А., Память, ее психология и педагогика, М.-Л., 1930; Ле-онтьев А. Н., Развитие памяти, М., 1931; Блонский П. П., Память и мышление, М., 1935; Смирнов А. А., Память и ее воспитание, М., 1948; его же, Проблемы психологии памяти, М., 1966; 3 а и к о в Л. В., Память, М., 1949; Вопросы психологии памяти. Сб., под ред. А. А. Смирнова, М., 1958; 3 и и -ч с и к о П. И., Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР. т. 1, М., 1959; Смирнов A. A., Развитие памяти, там же; Зинченко П. И., Реп-кина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти, ВП, 1964, №6; Зинченко П. И., Середа Г. К., Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, № 12; Роговин М. С. Филос. проблемы теории памяти, М., 1966; Возрастные и индивидуальные различия памяти, под ред. А. А. Смирнова, М., 1967; Соколов Е. Н., Механизм памяти, М., 1969; Эксперим. психология. Сб. ст., ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 4, М, 1973; Кладки Р., Память человека, пер. с англ., М., 1978; Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., 1979; А т к и и -сон Р., Человеческая память и процесс обучения, пер. с англ., М., 1980.

Отличное определение

Неполное определение ↓

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

Память человека удивительный дар, который дала природа людям. Благодаря ей мы можем накапливать жизненный опыт и впоследствии пользоваться им для своего блага. Человек, лишенный памяти, беспомощен в этом мире, поскольку каждое мгновение будет для него открытием, но будет приносить пользу и удовлетворение. Бывают ситуации, при которых память человека ухудшается: мы забываем то, что происходило совсем недавно. Болезнь может развиться вследствие более ранней патологии в жизни. Но если у вас неважная память с рождения, не переживайте: ее можно развить.

Что это такое?

Память человека рассматривают как предмет изучения в рамках психологии. Это возможность человека накапливать и хранить информацию. С другой стороны, в психологии определяют память как способность воспроизводить переживания, эмоции из прошлого, вспоминать прежнее местонахождение предмета и т.д. Но самое главное, что память позволяет нам сохранять накопленную информацию об этом мире.

Мы знаем, что головной мозг состоит из двух полушарий. Таким образом, память изучается не только в психологии, но и в рамках физиологии. В нем расположено более 20 миллиардов клеток, соединенных между собой. Правое полушарие отвечает за эмоции, чувства, а левое за логическое мышление. Однако до сих пор ученым точно не известно, где располагается у человека память и как происходит запоминание хранящейся информации.

Чтобы определить, какая у человека память и для чего она нужна, следует вывести показатели по следующим характеристикам этого свойства. Общая характеристика и классификация памяти в сфере психологии будет зависеть от параметров. Вот основные их виды, характеристика и общая классификация:

  • Объем. Измерить общий объем памяти взрослого человека очень сложно, поскольку в жизни мы используем ресурсы нашего мозга лишь на 4-10%. В среднем емкость кратковременной памяти может составлять 7 единиц информации. Однако возможности человека гораздо больше, как утверждают в психологии. Исследователь Л.И.Куприянович подсчитал, что объем памяти человека 125 миллионов мегабайтов и более. Но только 1% человечества использует свою память в более полном объеме. Таких людей причисляют к гениям. Например, Моцарт мог прослушать музыкальное произведение только раз и затем записать без ошибок его партитуру. Александр Македонский мог назвать всех своих воинов по именам. Но поразительно то, что объем памяти любого человека позволяет проявлять такие же феноменальные способности.
  • Скорость запоминания. Зависит от степени тренировки памяти. У всех людей она разная.
  • Точность. Зависит от того, насколько правильно человек может воспроизвести факты, которые он запомнил.
  • Длительность. Некоторые люди запоминают быстро, но помнят в течение короткого времени, а другие на всю жизнь. Длительность памяти также индивидуальна. Также следует учитывать, что есть разные виды памяти по длительности хранения информации. Кратковременная память - это вид, позволяющий запоминать информацию на непродолжительное время. Долговременная память как вид отличается тем, что позволяет запоминать информацию надолго, порой на всю жизнь. В зависимости от того, какую память человек больше использует и тренирует, этот вид и определяет длительность запоминания.
  • Готовность воспроизвестись. Иногда бывает так, что человек учил, переживал, запоминал, но в нужный момент не может вспомнить уже известные факты. Память есть, но она не воспроизводит события. Таким образом, ее роль в жизни человека словно сводится на нет.

Основные виды

Есть основные виды памяти в зависимости от характеристики:

  • Классификация по характеру цели: произвольная и непроизвольная. Используя непроизвольную память, мы запоминаем автоматически. При участии произвольной памяти необходимо прикладывать усилия, применять волю.
  • Классификация по способу запоминания и характеру психической деятельности: двигательная (или кинетическая), эмоциональная, образная, зрительная, слуховая, осязательная, словесно-логическая и логическая. Эти виды памяти соответствуют определенному способу запоминания: с помощью движений, слов, логических вычислений, зрительного восприятия, образов и т.д.

Особо следует упомянуть такие основные виды памяти, как кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется информацией, хранящейся в течение 20 секунд. Запоминание происходит после краткого восприятия предмета или информации. Запоминается самое главное, но с целью воспроизведения в дальнейшем, в чем и состоит роль этого вида.

Объем кратковременной памяти весьма индивидуален. По оценкам ученых, это 7-9 единиц. Однако сегодняшние ученые говорят о том, что этот параметр слишком преувеличен. И следует говорить о 3-4 единицах. При этом происходит процесс замещения. Если объем кратковременной памяти заполняется, новая информация замещает полученную прежде, в результате чего некоторые полученные ранее сведения исчезают. Например, фамилия и имена множества людей, с которыми мы были знакомы прежде, уходят и замещаются новыми. Если вы хотите сохранить их в своей памяти, нужно приложить волевые усилия.

Каковы функции и назначение кратковременной памяти, нетрудно догадаться. Она необходима, чтобы обрабатывать ежедневно поступающий огромный объем информации. Сразу убирается ненужное, в результате человек может избежать перегрузки мозга.

Функции и назначение долговременной памяти прямо противоположные. Долговременная память хранит информацию неограниченное время. Но чтобы надолго сохранить определенный объем информации, нужные сведения необходимо постоянно воспроизводить. Между сохранением информации и ее воспроизведением существует прямая взаимосвязь. Поскольку многие сведения отдалены от настоящего момента, необходимо сделать так, чтобы они постоянно находились «под рукой». Только так долговременная память сможет их сохранить.

Есть еще один вид памяти - оперативная. Ее функции и назначение состоят в хранении информации в течение определенного срока, ограниченного поставленной задачей. Если задача выполнена, и информация больше не нужна, она удаляется. Например, студент, который учит материал к экзамену, после сдачи мало что вспомнит из выученного. Это объясняется действием оперативной памяти: задача была выполнена, информация удалена.

Законы

Общая характеристика и классификация памяти будет неполной, если не упомянуть ее основные законы. Они помогают людям улучшить запоминания, используя некоторые закономерности. В этом и состоит их роль и назначение:

  • Интерес. Все, что запоминается, человеку должно быть интересно.
  • Осмысление. Для взрослого и ребенка важно, насколько глубоко обдумана проблема.
  • Установка. Если человек поставил себе цель усвоить объем информации. Он обязательно это сделает.
  • Действие. Если знания используются практически, запоминание ускоряется. Практика играет большую роль в процессах памяти.
  • Контекст. Новое усваивается в контексте со старыми сведениями.
  • Торможение. Новая информация перекрывает старую.
  • Оптимальная длина ряда. Это ряд предметов или явлений, которые нужно запомнить. Ряд не должен превышать объем кратковременной памяти.
  • Край. Особенности памяти таковы, что запоминается лучше то, что стоит в начале и в конце.
  • Повторение. Если информацию повторять несколько раз, она запомнится лучше. Незавершенность. Если действие не завершено, фраза недосказана, она лучше запомнится.

Чтобы повысить объем памяти и запоминаемость, достаточно знать эти законы и применять их себе на благо.

Процессы

Общая характеристика памяти в области психологии упоминает о процессах памяти. Вот основные из них, их классификация и характеристика:

  • Запоминание. Состоит в осмыслении, запечатлении, восприятии и переживании новых элементов. Главное для запоминания - установить взаимосвязь между элементами и связать их в одно целое.
  • Хранение. Эти особенности памяти позволяют сохранять полученный материал, перерабатывать его и осваивать. Благодаря хранящейся информации человеку удается ориентироваться в окружающей среде и не утрачивать полученный опыт. За это отвечает долговременная память, в чем и состоит ее роль и назначение.
  • Воспроизведение и узнавание. Эти особенности позволяют в нужный момент вспомнить информацию и применить ее на практике. В реальности ранее увиденный предмет или явление распознаются и относятся мозгом к событиям из прошлого опыта.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизведения. Функции и назначение забывания состоят в том, чтобы не перегружать мозг и периодически очищать его от ненужной информации.

Эти основные функции определяют способность памяти удерживать сведения на протяжении некоторого времени.

Общая характеристика памяти выделяет еще несколько ее разновидностей. Эта классификация связана с различной направленностью памяти:

  • Зрительная - ее роль в нашей жизни заключается в том, чтобы хранить зрительные образы.
  • Моторная - ее роль состоит в запоминании предыдущих физических действий.
  • Эпизодическая - может быть долговременная, но связана в основном с эпизодами из нашей жизни.
  • Семантическая - также может быть долговременная, но связана со знаниями о фактах или словесных значениях. Именно благодаря ей таблица умножения держится в нашей памяти всю жизнь.
  • Процедурная - это знания о том, как производить какие-то действия, или, проще говоря, алгоритмы.
  • Топографическая - позволяет ориентироваться в пространстве и запоминать места, в которых мы уже были.

Общая характеристика и классификация памяти позволила ученым разработать некоторые упражнения, позволяющие развить и увеличить ее объем.

Основные мнемотехнические приемы и упражнения

Разработанные учеными приемы и упражнения позволяют развить память и увеличить ее объем. Вот несколько видов таких упражнений:

  • Постарайтесь запомнить начальные буквы в фразе, а затем по ним воспроизвести ее.
  • Сочиняйте стихотворения.
  • Термины и длинные слова запоминайте с помощью созвучных знакомых слов.
  • Подключайте образные ассоциации.
  • Тренируйте зрительную память, запоминая образами.
  • Числа запоминайте с помощью закономерностей или знакомых дат и сочетаний.

Эта простая общая схема упражнений позволит быстро развить память различных видов.

Почему память может ухудшаться?

Есть много людей, которые страдают расстройством памяти различных видов. Мы знаем, что ухудшение памяти может произойти после тяжелого заболевания, в результате травм или с возрастом. Склероз (закупорка сосудов головного мозга), неврологические заболевания, травмы черепа, врожденные пороки нервной системы и головного мозга влияют на качестве запоминания.

Если расстройство памяти обусловлено заболеванием, необходимо пройти медикаментозное лечение. Только после этого ее можно частично восстановить, хотя медики никогда не дают точной гарантии.

Возрастные изменения в организме тоже не добавляют здоровья. Чтобы сохранить все виды памяти «живыми», нужно постоянно их тренировать. Для этой цели отлично подойдут кроссворды, настольные игры, загадки, японские головоломки. Упражнения весьма полезны детям.

Как можно улучшить память?

Кроме упомянутых приемов мнемотехники, есть много способов улучшить память и увеличить ее объем. Вот общая схема того, что нужно делать для улучшения памяти:

  • Не ленитесь. Память нужно постоянно тренировать, иначе результата не будет.
  • Если что-то забыли, не пытайтесь сразу заглядывать в книжку или справочник. Попытайтесь вспомнить самостоятельно.
  • Читая книги, старайтесь затем пересказывать содержание кому-то из близких, называя имена всех, даже самых незначительных героев. Не упускайте из виду и мелкие события из книги.
  • Учите наизусть стихи, порядок чисел (например, телефоны). Если у вас есть ребенок, который учится в школе, можете играть с ним наперегонки: кто быстрее выучит стихотворение.
  • Чаще работайте с числами, решайте задачи. Математика отлично влияет не только на логическое мышление, но и на память.
  • Старайтесь всегда узнавать что-то новое и воспроизводить информацию через некоторое время. Увидите, как скоро у вас улучшится память.
  • Вспоминайте события предыдущего дня, что произошло неделю назад. Такая тренировка быстро увеличит объем памяти и заставит кратковременную память переводить информацию в долговременную.
  • Изучайте языки. Кроме пользы для собственного умственного развития, вы еще принесете пользу своей памяти. Учите в день не менее 6-7 новых слов из любого языка мира.
  • Настройтесь положительно. Не думайте о том, что вы постоянно что-то забываете. Думайте, что вы все помните, и это действительно так.
  • Информацию воспринимайте всеми органами чувств. Если вам нужно что-то запомнить, придумайте ассоциации. Это может быть запах, вкус, картинка, действие, которое связано с событием или предметом. Впоследствии, вспоминая ассоциацию, вы сможете восстановить в памяти и нужные сведения.
  • Решайте логические задачи. Несмотря на то что головоломки улучшают процессы мышления, они и благотворно действуют на процессы памяти.
  • Таблица. Это проверенный способ тренировки внимания, памяти и наблюдательности. В Ней собраны и разбросаны в разном порядке и написаны разным шрифтом числа от 1 до 20. Задача - запомнить их или отыскать за определенное количество времени.

На качество видов памяти сильно влияет и режим дня, которого вы придерживаетесь. Есть несколько правил организации режима, которые позволят всегда сохранять прекрасную память:

  • Хорошо высыпайтесь. Недосып способствует расстройству памяти и мышления. Полноценный сон должен быть не менее 7-8 часов.
  • Занимайтесь спортом, чаще гуляйте. Свежий воздух, физические упражнения способствуют притоку крови к мозгу, улучшают кровообращение, увеличивают объем памяти.
  • Завтракайте. Нельзя заучивать информацию на голодный желудок. Мозгу необходимо питание, ведь он потребляет до 20% всей энергии организма.
  • Влюбляйтесь. Любовные отношения, даже просто состояние влюбленности обостряют чувства, в том числе память.
  • Избавляйтесь от рутины. Ежедневные повторения одних и тех же действий притупляют память. Старайтесь что-то менять в своей жизни. В психологии утверждается, что даже самые незначительные перемены улучшают состояние человека. Так, если вы начинаете свой день традиционно с чашки кофе, попробуйте теперь заменить ее на сок или другой напиток. Акие перемены способны обострить чувства.
  • Правильно питайтесь. Есть продукты, которые способствуют улучшению памяти. Например, листик мяты, положенный в чай, соя, цитрусовые - прекрасные продукты, чтобы стимулировать вашу память.
  • Иногда играйте в компьютерные игры. Здесь стоит сделать акцент на слове «иногда», поскольку увлечение ими не негативно влияет на психику. Однако 1-2 игры с головоломками в неделю не помешают.
  • Слушайте музыку. Все, что пробуждает наши чувства, действует и на память. Музыка сильнее всего может пробудить в нас эмоции. Именно благодаря ей мы можем совершенствовать и мышление.
  • Воспринимайте жизнь с интересом. Мы запоминаем то, что нас интересует. Если человеку все безразлично, то и память перестает работать. Живите с интересом, тогда в ней будет, что запоминать.

Память - большой дар природы и его надо беречь. Сохраняйте свою память, и у вас будет насыщенная и яркая жизнь до конца дней.

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.

Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.

Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.

Память избирательна . В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.

Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозгу, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными. Запомнить – значит связать что-то с чем-то, например, имя человека – с его внешним видом, дату исторического события – с содержанием события. Эти связи называются ассоциациями.

Запоминание процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.

Процесс запоминания протекает в трех формах:

Запечатление, - непроизвольное запоминание, - произвольное запомин.

Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.

Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.

Сохранение более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте . Сохранение имеет две формы:

Собственно сохранение и - забывание.

Различают два вида сохранения материала в памяти:

1) кратковременный и 2) долговременный.

Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.

Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.

Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.

В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека. Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.

Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.

Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер. Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности .

Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение - процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.

Существует 3 уровня воспроизведения:

Узнавание, - собственно воспроизведение, - припоминание.

Узнавание – это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта. Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю» (в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.

Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно (без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда, например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.

Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Этовоспроизведение непроизвольное . Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к нему бывают восприятия предметов, представления, мысли, которые вызваны внешними воздействиями.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:

ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.

Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.

Ассоциирование – связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.

Выученное постоянно взаимодействует с тем, что изучалось ранее .

Виды памяти:

    по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;

    по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.

Двигательная (моторная) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.

Эмоциональная память – на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

Образная память – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.