Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Отличие общения от коммуникации. Общение и коммуникация: сходство и различия

Чем общение отличается от коммуникации?

В понимании сути и раскрытии природы общения нет однозначной позиции. Психологи определяют общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Психология. Словарь / под ред. Л.В. Петровского, М. Ярошевского, 1990). Философы рассматривают общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, групп, личностей, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др., 1983). В трактовке социальных отношений общение - это форма их реализации, обеспечиваются накопление и воспроизводство опыта, кооперацию и разделение труда, разных видов деятельности (Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, 2001). То есть общение фактически позволяет реализовать всю систему отношений человека как на межличностном уровне (эмоциональные привязанности, предпочтения, неприязнь и др.), так и общественном, безличном по своей природе. В общественном формате общение создает определенную систему связей, условия для развития и объединения людей. Отсюда вытекает, по мнению Г.М. Андреевой (Андреева Г.М., 1997, с. 77), существование общения как реальности и общественных, и межличностных отношений, которые определяются совместной жизнедеятельностью людей.

Представители гуманистической психологии, и в частности А. Мас- лоу (A. Maslow, 1971), относят общение к аффилятивным потребностям личности. Основное содержание аффилятивной (от англ, affiliate - присоединять) потребности проявляется в желании и стремлении личности вступать в контакты с другими людьми, оказывать им помощь или принимать помощь от них, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения, забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных взаимоотношений. Именно общение создает условия для того, чтобы человек почувствовал эмоциональную близость с другими людьми, что его любят и принимают.

Активность и инициативность человека в общении, помощь и поддержка, включенность эмоций и чувств подчеркивают ключевую особенность человеческого общения - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте, в сопереживании. Как подчеркивал В.В. Знаков, общение изначально мотивируется стремлением выявить психологические качества друг друга, в ходе которого формируются межличностные отношения между людьми (Знаков В.В., 1994). Соответственно, пишут Л.Л. Реан и Я.Л. Ко- ломинский, наиболее точно общение можно описать следующим образом: «Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями» (1999, с. 269).

Нетрудно заметить, что по своей структуре общение включает как минимум три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева, М., 2011). Эти три процесса позволяют четко понять, чем человеческое общение отличается от взаимодействия между собой животных, по отношению к которым наиболее корректно использовать не категорию «общение», а понятие «коммуникация». В нем отсутствует процесс социальной перцепции, подразумевающий факт социальной обусловленности восприятия другого.

В 1947 году американский психолог Дж. Брунер (1977) ввел термин «социальная перцепция», обозначивший зависимость нашего (человеческого) восприятия другого объекта не только от его реальных физических характеристик, но от нашего прошлого опыта, целей и намерений воспринимающего, от значимости ситуации. Мы не пассивны и неравнодушны при восприятии других, сосредоточены не только на формировании образа как результата отражения воспринимаемой реальности, но на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия. Вплетаем в процесс познания другого свои эмоции и чувства. Следствием социальной перцепции в общении выступают различные стереотипы при восприятии других (например, приписывание определенных черт людям на основе их антропологических признаков или их принадлежности к определенной национальности/расе), предвзятое отношение, искаженные оценки, проецирование (неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему), идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, восприятие другого человека в качестве продолжения себя) и др. Все эти феномены отсутствуют во взаимодействии животных.

Поясним сказанное примером. В животном мире довольно распространенной является ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого. Основу их коммуникации составляет влияние на поведение друг друга через систему разных сигналов, совместным кодом которых владеет тот или иной вид животных. Сигналы могут подаваться и восприниматься через разные сенсорные каналы (например вокально-слуховой), в разных сенсорных модальностях, к которым чувствителен организм и в разных социальных контекстах, влияющих на их значение. Например, светляки коммуници- руют с использованием зрительного канала. В активное для них ночное время самки остаются на земле, а самцы летают над ними, испуская вспышки света, интенсивность, цвет, длительность и частота которых видоспецифична. Самки подают ответный сигнал, подзывая самцов для спаривания.

Наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни животных (например, лягушек или птиц). Возможно, пишет Д.Л. Дьюсбери (2003), «самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 минут, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океанскому звуковому каналу» (с. 307). Химические сигналы в большей степени распространены среди млекопитающих и насекомых. Их основу составляют специальные продукты внешней или внутренней секреции (например феромоны или алломоны), обеспечивающие трансляцию важных социальных запахов. Так, самки крыс выделяют специальный феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Кроме того, некоторые животные пользуются коммуникационными каналами, нехарактерными для человека. Науке известны ультразвуковые системы коммуникации летучих мышей или дельфинов, а также электрическая система для обнаружения объектов и коммуникации у некоторых видов рыб.

Нельзя не привести в качестве примера коммуникации животных знаменитый «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Описание отдаленного источника сопровождается танцем с покачиваниями, рисунок которого напоминает восьмерку. Между двумя петлями восьмерки располагается участок полета «по прямой», длина которого коррелирует с расстоянием до источника пищи, а направление - это направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести относительно солнца. Таким образом, пчела, обнаружившая источник пищи, летит по прямой вверх, когда получатель информации прямо вперед к солнцу, и вниз - если источник пищи находится в противоположном направлении (Дьюсбери Д.Л., 2003). Как и у многих животных, «язык» пчел мультимодален. Их коммуникация сопровождается подачей сигналов с использованием визуального, тактильного, слухового и химического каналов.

Социальные животные (кошки, собаки, дельфины, обезьяны и др.), обладающие сложными формами коммуникации, в своем поведении часто используют тактильные сигналы, требующие тесного контакта. Они могут передавать с помощью прикосновений довольно тонкие сигналы, свидетельствующие о заботе, потребности во внимании, защите и т.д. Иногда эти сигналы воспринимаются и интерпретируются человеком как способность животных к общению. Однако основа этих интерпретаций - особенности социальной перцепции, присущей человеку. Именно человек «очеловечивает» поведение животных, наделяя их человеческими качествами. Чтобы удостовериться в этом, достаточно попробовать ответить себе на один вопрос: «Будет ли отличаться поведение и коммуникация, например, собаки, выросшей и живущей вне дома, без заботы человека, от домашнего питомца?» Мысами приписываем домашним животным определенные чувства и потребности. Например потребность принадлежать к группе, потребность в коммуникации, в заботе и совместности (совместная защита, совместное выращивание, совместный поиск пищи) нами может восприниматься как сопереживание, ностальгия по хозяину, сопричастность как человеческое поведение. При этом только человеку присуще осознание своего поведение, способность изменять свое эмоционального состояние в процессе общения, использовать общение не только для коммуникации (обмена информацией), но и для познания другого человека, для формирования отношений между людьми с учетом предыдущего опыта, собственных взглядов и убеждений.

Общение в поведении человека удовлетворяет особую потребность - потребность в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное, а порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной деятельности. Потребность в контакте с другими проявляется у человека с самого рождения. После четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на ласку взрослого, а на втором месяце появляется «комплекс оживления», который рассматривается как первая форма общения со взрослым. Это непосредственное эмоциональное общение лежит вне каких-либо форм сотрудничества. Оно выражает радостное отношение к значимому взрослому, обеспечивающему в том числе процессы формирования личности. В детском и взрослом возрасте нарушения общения неизбежно вызывают изменения в личности (например, формируя такие черты, как неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, а также неадекватные мотивы и установки). Иными словами, общение - не только одна из сфер нашей жизни, но и механизм формирования и развития личности.

Вербальное и невербальное средства коммуникации. Коммуникативно-речевые психические образования. Развития речи.

Коммуникативный акт – это фрагмент, сегмент коммуникации, то есть «обмена информацией между людьми с помощью общей системы символов, языковых знаков, в частности». Это наиболее общее определение коммуникативного акта, с которым можно встретиться во многих работах, посвященных прагматической лингвистике. Проследим, как более подробно трактуют сущность коммуникативного акта исследователи.

Взаимодействия — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождение их взаимного обусловливания и их связь. Содержание взаимодействия определятся вокруг чего и по поводу чего разворачивается это взаимодействие.

Структура коммуникативного акта, по Е.В. Клюеву, — это структура обмена речевыми актами: «Набор компонентов коммуникативного акта в настоящее время достаточно четко определен. Это адресант, адресат, контакт, референты, код. Отношения между ними традиционно представляют следующим образом: адресант–контакт–референт–код–адресат, структура коммуникативного акта описывается так: адресант вступает с адресатом в контакт по поводу определенного референта, используя определенный код»

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено — для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.
Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями. Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Функции коммуникативно-речевых психических образований:

— освоение и передача индивидуального и общественно-исторического опыта. Посредством языка и речи информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

— осуществление понятийно- смысловой и эмоциональной связи людей.

— привлечение группового потенциала для решения актульных для жизнедеятельности задач.

— активизация адаптивных возможностей человека.

— управление сознанием и деятельностью людей

Язык — это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несёт функции и передачи информации и введения её в различные системы связей и отношений.

Основным компонентом языка выступает слово.

Слово — разновидность знака, то есть предмета или явления, служащего представителем другого предмета, явления или процесса. Главная его функция — обозначающая роль. Слово обозначает предмет, действие, качество или отношение.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык действий.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Принципиальная схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р. О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).

Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону, таковы:

2) адресат (слушающий/читающий, получатель информации),

3) сообщение, текст (в устной или письменной форме, а так же в невербальной форме),

4) референция (лат. referre - сообщать, докладывать; называть; соотносить) - это содержание сообщения.

5) код – общий язык для адресанта и адресата, понятный им обоим.

Коммуникативный акт можно изобразить с помощью следующей схемы:

референция

адресат
Сообщение
адресант

кодирование код декодирование

В рамках коммуникативного акта адресант, имея мотив высказывания, строит сообщение во внутренней речи (в своём сознании), а при переводе во внешнюю речь (проговаривание вслух) кодирует в звуки. Адресат, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознаёт референцию, содержание высказывания.

В осуществлении референции , т.

е. в сообщении определенной информации, состоит коммуникативная функция языка/речи. Это главная функция языка и основная функция большинства коммуникативных актов.

С референцией связана и вторая важнейшая функция языка - познавательная. Коммуникативная и познавательная функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка, в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. По-видимому, не бывает сообщений, выполняющих только одну функцию, но можно говорить о преобладании той или иной функции в конкретном речевом акте.

Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей с целью обмена информацией. В более полном понимании общение – это «процесс установления и развития контакта между людьми, обусловленный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

В соответствие с этим задачи , которые решает участник коммуникативного акта, можно свести к следующим основным:

1. эффективное получение информации;

2. эффективная передача информации;

3. достижение поставленной цели путём убеждения собеседника и побуждения его к определённому действию;

4. получение дополнительной информации о собеседнике;

5. позитивная самопрезентация.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Поиск Лекций

Структура коммуникативного акта

Тема 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Знаковая сущность коммуникации. Структура коммуникативного процесса.

2.Понятие знака. Языковой знак. Функции языка. Язык как знаковая система и общественное явление.

3. Формы языка.

4. Язык и речь. Виды речи.

5. Документный текст и его особенности.

Знаковая сущность коммуникации

Термин коммуникация (от лат. соттипịсо - сообщать, давать, соединять, общаться) широко используетсявсамых разных об­ластях человеческой деятельности. В лингвистике коммуникацию определяюткак целенаправленный и организованный про­цесс обмена информацией между людьми с помощью общей для них зна­ковой системы или группы знаковых систем (С.П. Кушнерук). В качестве знаковой систе­мы используют естественный язык – средство человеческого общения, возникшее в результате естественного исторического развития для осуществления коммуникации между людьми.

По мере своего развития общество все более зависит от коммуника­ции, все чаще человеческое общество характеризуется как «информационное».

Большое значение имеет коммуникация в связи с административно-деловым развитием общества. Во многом именно управленческие, дело­вые, правовые виды деятельности изменяют технологии и содержание со­временной коммуникации.

Терминкоммуникация конкретизируетсяи дополняется другими терминами. Коммуникативный процесс – система действий по установленным правилам, обеспечивающих обмен информацией в формах, приемлемых для участников этого процесса. Например, в документном коммуникативном процессе необходимые правила, ограничения и средства последовательно осваиваются его участниками. Коммуникативный акт – завершенное целенаправленное действие, в процессе которого между субъектами происходит обмен информацией.

Структура коммуникативного акта

Все коммуникативные акты могут быть представлены несколь­кими обязательными элементами-составляющими, отраженными на Рис. 1 .

Коммуникативный процесс начинается с того, что один их коммуни­каторов передает какое-то сообщение. В этом случае он выступает в каче­стве передатчика или адресанта. Иногда этот субъект называют отпра­вителем.

Коммуникатор, принимающий информацию, называется либо приемником, либо адресатом, либо получателем.

Сообщение — это некоторый неслучайный сигнал, который вызывает реакцию получателя. На практике большая часть сообщений осознана, продумана и подготовлена, однако возможны случаи, когда в качестве со­общений воспринимаются косвенные, дополнительные, иногда спонтан­ные явления. Например, дрожащие руки, гримаса боли или вздохи.

Кодирование — процесс, который реализует отправитель, находя систему знаков для того, чтобы с их помощью закрепить содержание про­думанного сообщения. Кодирование не может быть абсолютно произ­вольным: система используемых знаков должна быть в одинаковой степе­ни понятной и интерпретируемой всеми участниками коммуникации. Кроме того, при кодировании необходимо учитывать способность канала передавать сообщение, для кодирования которого использована избранная система знаков.

Декодирование — процесс, во время которого получатель сообщения присваивает значение знакам, составляющим принятое сообщение. Даже в тех случаях, когда сообщение в процессе прохождения от отправителя до получателя не подвергается каким-либо нежелательным воздействиям, возможны ситуации, при которых в результате декодирования сообщение будет содержательно отличаться от сообщения «на стороне» отправителя.

Канал передачи сообщения - система средств и методов, используемых для доставки сообщения от отправителя к получателю. Развитие техноло­гии коммуникации связано в значительной степени именно с развитием каналов доставки сообщений. В особенности это относится к электронным каналам коммуникации, позволившим передавать большие объемы ин­формации в течение коротких промежутков времени с минимальными по­терями и относительно высокой степенью надежности.

Получатель не просто получает сообщение, он реа­гирует на него. Отчетливая сигнальная реакция получателя на сообщение отправителя в виде сигналов или сообщения называется обратной связью . Обратная связь может проявляться в вербальной форме, то есть с помощью языковых средств, в некоторых случаях обратная связь проявляется в невер­бальной форме: в виде эмоций, действий, жестов и других изменений, имеющих какую-то интерпретацию. Вербальные реализации обратной связи могут иметь письменные и устные формы.

Даже молчание со стороны полу­чателя может иногда выполнять функции обратной связи.

Коммуникативный шум и коммуникативные барьеры в том или ином виде всегда присутствуют в реальной коммуникации.

К. шум — наличие в канале коммуникации неуправляемых посторонних сигналов различной природы, создающих трудно­сти в получении и декодировании сообщения. Существуют физические шумы , например, воздействия грозовых разрядов на радиосвязь, громкая музыка за стеной помещения, в котором проходят деловые переговоры, или шум отбойного молотка, мешающего диктовке электронного письма. Физиологические шумы , связанные с утомлением коммуникантов или заболеванием одного из них. Психо­логические шумы — самомнение, психологическая закрытость, внутренние отторжения и не­приятия, рассеянность — существенно снижают эффективность коммуникации.

Коммуникативные барьеры также могут иметь различную природу. Не вмешиваясь в сообщение, они негативно воздействуют на каналы ком­муникации. Основные коммуникативные барьеры могут быть языковыми и неязыковыми . К языковым барьерам могут быть отнесены незнание языка, незнание терминологии какой-либо предметной области в родном языке. Неязыковые барьеры представлены широким спектром режимных, ведомственных, технических, географических, экономических и других разновидностей. Селективный б . связан с информационной перегрузкой общества; эмоциональный барьер создается эмоциями, личностными отношениями; барьер недостатка знаний ; ведомственный б. (фирменный) определяет информационную безопасность сообщения; режимный барьер связан с понятием государственного секрета; государственный барьер определяется государственной границей и особенностями государственной структуры; экономический барьер возникает из-за недостатка экономических и финансовых возможностей в приобретении информации.

Иногда барьеры имеют комплексный характер, что ос­ложняет методы их устранения.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Языковое общение людей и эволюция человека.

Особенности языка:

1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

2) Языковое общение связано с познавательными процессами.

3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть принципиально не существует ограничений в семантике возможных сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

ü адресант – отправитель сообщения;

ü референция – содержание сообщения;

ü адресат – получатель сообщения.

Функции языка:

1) Познавательная.

2) Регулятивная (призывно-побудительная).

3) Экспрессивная (эмотивная).

4) Фатическая.

5) Эстетическая (поэтическая).

6) Магическая.

7) Мето-языковая.

8) Этническая.

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.

1) Познавательная функция языка . Язык в познании выступает в двух аспектах:

ü Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова, использовать методы мышления.

ü Средство хранения и передачи информации:

— библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях, грамматиках, учебниках и т.д.

— библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения, созданные на данном языке.

2) Регулятивная функция языка . Теория речевых актов . Это функция реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на адресата.

3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект реализуется с помощью:

— интонаций;

— междометий речи;

— использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.

4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт, завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь становится яркой, свежей, непредсказуемой.

6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы. Проявление этой функции — табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается с вещью.

7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция .

Связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

8) Этническая функция .

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Любой из членов человеческого общества взаимодействует с другими на двух уровнях: социальной жизни (полезной для всего общества, открытой по принципу «доступно всем») и жизни личной, которая выстраивается в зависимости от индивидуальных потребностей человека в общении.

Первый, социальный, уровень взаимодействия отличает тот факт, что общение на нем присутствует вне зависимости от желания индивидуума . От нормального функционирования этой системы зависит поддержание общественного порядка и привычного для всех мироустройства. Каждый человек вносит посильный вклад в работу системы, являясь потребителем или поставщиком услуг либо товаров, поддерживая институты правопорядка, медицины и образования.

Таким образом, общение – неотъемлемая часть социальной жизни любого человека. Термин «коммуникация» не совсем тождественен вышеописанному процессу. Вот почему стоит разобраться, чем же отличаются общение и коммуникация.

Общение – процесс сложный и многоступенчатый

Повседневное общение большинство людей воспринимают как нечто само собой разумеющееся , не подлежащее разделению на составные части. К примеру, попросив кого-то из домашних за завтраком подвинуть ближе кофейник, большинство людей свои действия не анализируют.

Психологи, напротив, дают процессу общения характеристику, выделяя основные его аспекты и составляющие. Общение разделяется на две области: объективную и субъективную . Первая находит свое выражение в таких сильных связях, как зависимость и созависимость, подчинение и стремление контролировать, взаимовыручка и кооперативность. Субъективная область общения – это не поддающиеся структуризации межличностные отношения участников процесса. Объективная и субъективная области общения непрерывно влияют друг на друга.

Общение – непростой процесс поддержания и налаживания социальных и межличностных контактов – происходит за счет коммуникации, восприятия собеседника и взаимодействия с ним.

Коммуникация – составная часть процесса общения

Коммуникация – это процесс обмена информацией , являющийся неотъемлемой частью общения. Таким образом, коммуникация не тождественна не только общению, но и другим составляющим данного процесса. Важно уяснить, чем именно они различаются.

Чем же отличаются

  1. Коммуникация и взаимодействие? Коммуникация – акт чисто теоретический, она не предполагает действий либо поступков для изменения взглядов оппонента либо мотивировки его на определенного рода активность.
  2. Коммуникация и взаимовосприятие? Коммуникация не включает индивидуальных ощущений субъекта общения. Однако изложенная с ее помощью информация может повлиять на процесс взаимовосприятия оппонентов, а коннотативная окраска и способы коммуникации могут претерпевать изменения в зависимости от восприятия друг друга субъектами общения.

Для успеха процесса коммуникации, который должен привести к оптимизации деятельности группы субъектов общения, все без исключения участники процесса должны использовать один ряд понятий и символов, быть заинтересованными во взаимодействии, и, кроме того, сосредоточенными на усвоении и принятии передаваемой информации.

Коммуникация осуществляется за счет следующих средств:

  • Письменная речь.
  • Устная речь.
  • Невербальные сигналы.

Отличия коммуникации от общения

Коммуникация – важная, но далеко не единственная составляющая общения. Этот несомненно многогранный процесс приема и передачи информации не затрагивает сложных межличностных связей , непрерывно возникающих между субъектами общения. Также коммуникация не затрагивает образное мышление, которым пользуются все без исключения люди, общаясь друг с другом. И, в третьих, в нее не включены аспекты межличностного взаимодействия между людьми.

Коммуникация оптимизирует совместную деятельность общающейся группы , не являясь при этом деятельностью. Поступки не имеют никакого отношения к процессу обмена информацией, они лишь могут являться его последствиями. Обычно поэтому эффективное коммуницирование достигается в разы проще, чем успешное выполнение других стадий общения.

Для лучшего обмена информацией и идеями люди придумали множество инструментов: единый для всей группы язык и диалект, специализированные термины и понятия, ясные для каждого члена группы невербальные знаки и символы.

Эти средства приняты и закреплены в общении отдельно взятой группы людей, которых связывает один или несколько аспектов жизни (работа, национальность, хобби, идеи и так далее). Это могут быть, к примеру, друзья, члены одной семьи, спортивная команда, граждане одной страны, носители конкретного языка. Деление не всегда зависит от территории либо времени: своя система знаков может быть частью жизни, например, представителей одной субкультуры (панки, скинхеды, готы и так далее).

Коммуникация, взаимовосприятие и взаимодействие – части общения

Чтобы раз и навсегда выяснить, в чем отличия коммуникации и общения, следует сравнить характеристики трех вышеназванных процессов и возможные объекты их приложения.

Итак, коммуникация, как уже говорилось выше, преследует одну цель – обмен информацией. Успешно коммуницировать можно не только с человеком, но и с так называемым иллюзорным партнером (к примеру, животным, которое до определенной степени понимает человеческий язык) либо неживым объектом (книгой, компьютером).

Взаимодействие переводит процесс общения из теоретической плоскости в практическую. Это есть ни что иное, как совершение действий во имя общей цели, направленных на активность, выгодную для всех членов группы. Потенциальным объектом здесь уже не может выступать животное. Остаются человек либо неживой объект.

Взаимовосприятие подключает к процессу общения личностную составляющую. Это взаимное влияние на психологическое состояние субъектов общения, а также формирование личностного восприятия других членов группы. Данная составляющая общения доступна только парам «человек — человек».

Коммуникация, или общение.

Влияние сотовой связи на подростков (методич.пособие с.240-241)

Экстралингвистика (методич.пособие с.238-240)

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье – это когда тебя понимают»,- так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника». Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня.

Сыграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?

(на доске выписываются опорные слова, которыми студенты будут пользоваться во время урока).

Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных).

Ученые употребляют 2 термина коммуникация и общение. Нам предстоит проанализировать сущность этих понятий. Начертите таблицу из двух колонок.

Коммуникация - адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника.

Коммуникация - не то же, что и общение. Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников. Коммуникатор - человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Реципиент- тот кто принимает инфо. Наличие и реализация целей в бытовом общении нередко называется манипуляцией. Манипуляция - психологическое воздействие, вызывающее у человека нужные чувства, намерения в обход или против его сознательного контроля.

Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий «общение» и «коммуникация» далеко не праздный. В английском языке, «communication» имеет несколько значений. Они базируются на различных значениях глагола communicate. В соответствии с первым значением глагола (сообщать, передавать): 1) передача, сообщение (мыслей, сведений, новостей); 2) распространение, передача; 3) общение, связь; коммуникация; в соответствии со вторым (сноситься, поддерживать связь, общаться): - сообщение, известие. Есть и перевод: 1) связь, сообщение, коммуникация; 2) средство связи; 3) сообщение, соединение. Многие используют термины как синонимы, не вдумываясь в их смысл.



Полагаем, что общение существенно отличается от коммуникации, хотя есть некоторое общее поле смыслов, связанных с сообщением, передачей какой-то информации. Но есть и принципиальное различие: коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту, даже если он интересует передающего, но, скорее, как получатель, реципиент. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.

Коммуникация чаще ассиметрична, в ней практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты . Главное в процессе коммуникативного акта – точно донести информацию, а в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт.В процессе общения обогащаются обе стороны (оттого, что меня поняли, что я выслушал другого, оттого, что я осмыслил другого, даже если он отрицает меня). Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено (в общении человек нацелен на другого: на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний).

Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации - соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда - цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Спортивный сленг в области фитнеса. Процесс формирования сленга в русском и английском языках

1.1 Различие между понятиями «коммуникация» и «общение»

В первую очередь, рассмотрим понятие «Коммуникация». Коммуникация - это передача сообщения, сознательное, построенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. К понятию коммуникации, относят: деловую переписку, переговоры, межличностною, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, где последняя является более важной.

Понятия «коммуникация» и «общение» в повседневной жизни часто употребляют как синонимы, что является не совсем точным, т.к. между ними есть существенная разница. К общению следует отнести бытовое общение, а к коммуникации - профессиональное. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Общение представляется чем - то лёгким и в большей степени, как обмен эмоционально значимыми сообщениями и чувствами. С коммуникацией всё обстоит иначе, где эмоции и чувства не просто мало характерны, а являются служебным моментом. Участник коммуникативного процесса выразит любые чувства, если они необходимы для решения ситуативной задачи, и не выразит никаких чувств, если это неуместно в ситуации. Коммуникация - взаимодействие собеседников, каждый из которых имеет задачу влияния на другого и знает, что у партнёра по коммуникации такая же задача.

Во время разговора, двух людей, один из них может общаться, а другой вести коммуникацию. Например: когда общаются клиент и психолог во время консультации, клиент обычно общается. Но что делает психолог в это время? Психолог ведёт профессиональное общение, в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции. Аналогичная ситуация и в сфере спортивных услуг, где коммуникация осуществляется между клиентом и фитнесс - инструктором. В этом случает, инструктор ведёт «шаблонную» коммуникацию, а именно, задаёт ряд готовых вопросов о целях клиента. http://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya

Анализ подачи новой информации в тексте на примере романа Айрис Мердок "Под сетью"

Очень часто в лингвистической литературе можно встретить случаи смешения понятий темы? ремы и данного? нового. Например, даже В. Матезиус определяет тему такими терминами...

Влияние Интернета на русский язык

Интернет-сленг - особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в ее стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка...

Деловая этика в устной и письменной речи

1.1 Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются видом делового общения, степенью его официальности...

Иноязычное описание родной культуры как часть глобальной межкультурной коммуникации (на примере англоязычных путеводителей по России)

Комплимент в коммуникативном акте общения

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать, как прошлый, так и настоящий общечеловеческий опыт, явилось речевое общение. Речевое общение - это процесс установления и поддержания целенаправленного...

Культура общения

Наша. жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками...

Лингвистические особенности антропонимов как единиц языка и единиц межкультурного общения

Язык -- это средство общения, средство выражения мыслей. Разумеется, у него есть и другие функции, но эти две -- самые основные. Язык служит коммуникации, это главный, самый эксплицитный...

Особенности перевода английских частиц в художественной литературе

В современной лингвистике существует разделение языков на «языки частиц», т.е. такие, в которых имеется разветвленная система частиц и понятие частицы как класса общепризнано, и так называемые «слабопартиклевые» языки...

Тематика античных изречений была довольно обширной: · морально-этические В будние дни мы не очень удачно используем свою нравственность. К воскресенью она всегда требует ремонта...

Перевод афоризмов Уильяма Блейка

Художественно-стилистические особенности Рассмотрим художественно-стилистические средства, чаще всего применяемые в настоящее время при создании афоризмов, а именно: · определение · парадоксальность · некоторые стилистические фигуры...

Речевая культура Интернет-среды

На сегодняшний день абсолютно точно известно, что Интернет является самым большим хранилищем информации, которое когда-либо существовало. Однако, его такие характерные черты, как универсальность, быстрота, дешевизна...

Роль языка в развитии общества

Язык любого народа - это его истори-ческая память, воплощенная в слове. Ты-сячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз-личных жанров. И, зна-чит...

Типология грамматических трансформаций относительно одной пары языков французского и русского

Эвфемистическая замена входит в число приемов и средств, связанных с выполнением либо нарочитым несоблюдением так называемых требований к речи. Список таких требований (достоинств, к которым следует стремиться и недостатков...

Язык как средство человеческого общения

С точки зрения семиотики (конкретная система средств сообщения определённых значений), язык - это естественная и вместе с тем неврождённая знаковая система, сопоставимая с другими системами связи, существующими в природе и культуре...