План работы по самообразованию учителя-логопеда. План по самообразованию учителя-логопеда
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
город Канаш
Документация
по самообразованию
учителя-логопеда
Петровой Веры Дмитриевны
Изучение литературы по теме
Название книги, статьи | Краткая аннотация, заметки | Ткаченко Т.А. | Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы. Владос, 2013. | В книге представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий. | Н.В.Соловьёва | Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. | Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы, позволяющие проанализировать звуковой состав слова и состав предложения. | Н.Н.Сазонова Е.В.Куцина Н.Г.Хрушкова | Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь. В 3-х частях. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012. | Занимаясь по этой тетради, ребёнок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам. | Дурова Н.В., Невская Л.Н. | Комплект из 4-х книг: Поиграем в слова. От слова – к звуку. От звука - к букве. Читаем сами. – М.: Школа-Пресс, 1998. | Комплект из 4-х книг помогает познакомить детей с тем, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, учит различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, проводить звуковой анализ слов. Знакомит детей с гласными буквами и правилами их написания. Всё это имеет большое значение для последующего обучения чтению и грамотному письму. | Бондарева Л.Ю. | Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2008. | В.В.Баронова | Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели. // Логопед в детском саду. 2012, №3. | Кудрова Т.И. | Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду. 2007, № 4, с. 51-54. | Карельская Е. | Использование символов в работе над звуками. Дошкольное воспитание. 2000, №1. | Смолянская В.С. | Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. 2010. | Костылева Н.Ю. | Занимательные упражнения по обучению грамоте дошкольников. |
Практическая реализация темы по самообразованию
Форма (открытый урок, сообщение, выступление, мастер-класс, статья, проект и др.) | Тема | Уровень (ДОУ, городской, районный, краевой) | Дата | Консультация для педагогов | Тема: « | Консультация для воспитателей | Тема: «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте». | Консультация для родителей | Тема: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте». | Методическая разработка | Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте. | Выставка | Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. | Выступление на педсовете | Отчёт о проделанной работе за учебный год. |
Задачи:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Разработать конспекты занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности), планы индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
6. Организовать проведение фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) и индивидуальных занятий с детьми по развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
7. Провести консультацию для родителей на тему «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте».
8. Провести консультацию для педагогов на тему « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов».
9. Провести консультацию для воспитателей на тему «Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте».
10. Изготовить дидактические игры и пособия по обучению детей грамоте.
11. Подготовить методическую разработку
12. Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы.
13. Подготовить выступление на педагогическом совете по теме самообразования (отчёт о проделанной работе).
Месяц | Формы работы | Сентябрь | Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на начало учебного года. | Разработка перспективного плана работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | Проведение индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. | Консультация для педагогов. Тема: « Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия с использованием зрительных символов». Консультация для воспитателей. Тема:«Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте». Выставка дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. Подготовить методическую разработку «Мнемотаблицы для обучения старших дошкольников грамоте». Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды группы. | Разработка конспектов занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте, планов индивидуальной работы с детьми по формированию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Изготовление дидактических игр и пособий по обучению детей грамоте. | Консультация для родителей: «Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте». | Диагностика уровня развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей на конец учебного года. | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2»
План по самообразованию учителя-логопеда
Фомичевой Натальи Николаевны
Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
Задачи самообразования:
Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;
Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;
Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;
Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);
Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;
Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.
Презентовать педагогический опыт.
Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.
Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:
Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.
Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.
Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.
В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.
1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.
2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.
3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
Этапы работы |
Виды деятельности |
Сроки выполнения |
Изучение и анализ литературы |
1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г. 2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г. 3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г. 4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г. 5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г. |
В течении года |
Изучение и анализ интернет-ресурсов |
Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы: 1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org 2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . - www. human.perm.ru. 3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. |
В течении года |
Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями. |
Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками. |
|
Самоанализ своей профессиональной деятельности. |
Отчёт по самообразованию. |
Предполагаемый результат и форма его представления:
1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.
2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.
3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.
4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.
Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.
В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.
В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).
В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.
Схема паспорта логопедического кабинета
Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.
Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.
Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.
Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.
План самообразования учителя-логопеда
ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год
Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»
Обоснование выбранной темы
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.
Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.
План изучения темы.
Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.
Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).
Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.
Список литературы для самостоятельного изучения
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.
Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.
Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.
Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.
Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы
Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».
Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.
Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».
Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра . В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель : повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
- Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планирование работы по использованию игровых технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.
- Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
- Профессионально-педагогическая деятельность.
- Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
- Изучение специальной литературы.
- Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
1. Профессионально-педагогическая деятельность:
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2014-2015 учебный год. | Октябрь. |
2. | Изучить и проанализировать: ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155 |
Октябрь. |
3. | Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу | В течение учебного года. |
4. | Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» Для детей и родителей подготовительной группы. |
Сентябрь Октябрь. |
5. | Работа по плану проекта — Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» — Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке» — Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели) — Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей» — Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед) — Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед) — Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» — Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » — Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» — Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь — Май. |
6. | Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.
|
В течение учебного года. |
2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем» |
Октябрь |
2. | Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск. Методическая разработка логопедического развлечения. Тема: Паровозик из «Игро-ленда» |
Ноябрь |
3. | Изготовление папки передвижки для родителей детей 3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика: «Котик Музик» |
Декабрь |
4. | НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш » | Декабрь |
4. | Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии. | В течение года. |
5. | Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ» | Январь |
5. | Подготовить теоретический материал по теме самообразования. | Февраль |
6. | Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.
|
Февраль Март |
7. | Создание презентации по теме самообразования. | Март |
8. | Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе » | В течение года |
9. | Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий. | В течение года |
3. Изучение специальной литературы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение материалов на сайтах:
|
В течение года |
2. |
|
Октябрь Ноябрь Декабрь |
4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
№ | Название мероприятий | Сроки
выполнения |
---|---|---|
1. | Изучение опыта работы учителя-логопеда Матыкиной И.А. |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
«План по самообразованию учителя-логопеда»
Архиповой Елены Анатольевны
Формы работы |
||||
Педагогами | Самообразование | Родителями |
||
Сентябрь | логопедическое обследование | Словесные игры для детей младшего возраста | Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года; Разработать календарный, перспективные планы ; Изучение методической литературы | Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения. Консультация для родителей: «Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР » |
Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы | Развитие неречевого и речевого слуха. Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка». | Консультация для родителей: «Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе» |
|||
Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала; Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»; Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях; Изучение методической литературы | Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»» |
|||
Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют». |
||||
Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Готовим руку к письму» (развитие графомоторных навыков)». |
|||
Оформление папки передвижки. Тема: «Как расширить словарный запас ребенка» |
||||
|
||||
Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР» |
||||
логопедическое обследование | Консультация для родителей: «Чем и как развивать речь ребёнка летом» Автоматизация поставленных звуков |
|||
Методическая литература:
1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.