Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Аскольд и Дир – первые христиане земли русской. Князь аскольд в истории киевской руси Аскольд и дир братья

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.
Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали

корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.

Источники

Повесть временных лет - книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия - заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Из варяг в хазары

В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь - получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Поход на Константинополь

О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.

Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.

Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.

Христиане или иудеи?

Некоторые из источников гласят, что после своей победы византийцы начали налаживать отношения с Древнерусским государством. По мнению Филарета Гумилевского, в Киевской Руси именно при Аскольде и Дире начали активно читать евангельские проповеди.

Существует и другое мнение от академика Шахматова. Он сообщает, что в более поздних византийских и арабских летописях нет ни единого упоминания об Аскольде и Дире при походе на Константинополь. Информацию о них, будто бы, добавили. При этом существует мнение о связях князей с иудейским каганатом, поэтому вполне вероятно, что Руси был ближе иудаизм, а не христианство.

Расправа

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.

В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Существовал ли Дир?

Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.

Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.

По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.

Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.

АСКОЛЬД И ДИР

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика, ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862); в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем, обманом захватил и убил А. и Д., оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А. был похоронен на горе Угорьской, Д. - у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что А. и Д. княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что А. и Д. оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам А. и Д. тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об А. и Д. не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что А. и Д. и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). - Ср. М.С. Грушевский, "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов, "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 - 323. Б. Р.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АСКОЛЬД И ДИР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АСКОЛЬД И ДИР
    и Дир, киевские князья (2-я половина 9 в.). Согласно летописным данным, А. и Д. были боярами Рюрика. Около 866 …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир — два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что …
  • АСКОЛЬД И ДИР
    Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир - два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. …
  • ДИР
    Дир - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    один из киевских князей 2-й половины 9 в.; см. Аскольд и Дир …
  • АСКОЛЬД в Краткой биографической энциклопедии:
    Аскольд - см. в статье Аскольд и Дир …
  • ДИР
    (? - 882) древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-882) древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • ДИР СЕЛЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Deer, Deir) — селение в Шотландии, известное развалинами древнего цистерцианского монастыря, именем которого названо соч. "Book of Deir", важное для …
  • ДИР ДР.-СЛАВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Аскольд и …
  • ДИР
    (?-882), др.-рус. князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АСЌОЛЬД (?-882), др.-рус. князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит кн. …
  • АСКОЛЬД в словаре Синонимов русского языка.
  • АСКОЛЬД в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Аскольд, (Аскольдович, …
  • ДИР
    (? - 882) , древнерусский князь. По преданию, соправитель Аскольда в Киеве. Убит князем …
  • АСКОЛЬД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-882) , древнерусский князь. По преданию, правил вместе с Диром в Киеве, осаждал Царьград; убит князем …
  • МАКАРОВ АСКОЛЬД АНАТОЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1925) российский артист балета, народный артист СССР (1983). В 1943-70 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, с …
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. На …
  • ДИР, ДРУЖИННИК РЮРИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Аскольд и …
  • АСКОЛЬД, ОСТРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    - остров в Северно-Японском море к В. от Уссурийского залива, у берегов Амурского края, довольно большой, скалистый, покрытый лиственным лесом. …
  • ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, праздник Православной Церкви, отмечаемый 2 июля. …
  • РЮРИК (ИМЯ РУССКИХ КНЯЗЕЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Рюрик - имя русских князей: 1) Рюрик - первый русский князь, призванный "Чудью, Весью, Словенами и Кривичами", "из Варяг" (из …
  • РОССИЯ, РАЗД. РУССКИЙ ФЛОТ (СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Р настоящее время все суда русского флота разделяются на 4 ранга: I ранг: 1) императорские яхты, 2) эскадренные броненосцы, 3) …
  • АСКОЛЬДОВА МОГИЛА в Большом энциклопедическом словаре:
    часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен князь …
  • ФРАНЦИЯ
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРИМОРСКИЙ КРАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    край в составе РСФСР. Образован 20 октября 1938. Граничит на З. и Ю.-З. с Китаем и КНДР. Площадь 165,9 тыс. …
  • МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    монополии капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистических стран (металлообрабатывающее, металлургическое, энергетическое, подъёмно-транспортное, строительное, дорожное, …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИЕВСКАЯ РУСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Русь, раннефеодальное государство 9 - начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8-9 вв. в результате объединения восточнославянских …
  • КАЗАХСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИТАЛИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ИСПАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Espana); официальное название - Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. - государство на крайнем Ю.-З. Европы. Занимает 5/6 …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 …
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Беларуская Савецкая Сацыялicтычная Рэспублiкa), Белоруссия (Беларусь). I. Общие сведения БССР образована 1 января 1919. С созданием Союза …
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта …
  • ЧЕРЧИЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Churchil, иначе называется English-River) — река в Британской Северной Америке, вытекает под названием Бивер-ривер, затем, пройдя через озеро Ла-Кросс, получает …
  • ХРИСТИАНСТВО В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже …
  • СМОЛЕНСК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Смоленск - губ. гор., в 114 с. над ур. моря, на пересечении 3-х жел.дорог: Моск.-Брест., Риго-Орлов. и Данково-Смол. и на …

Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 - 882

Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград

882
Аскольд - варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).



Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.

С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.


Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Описание в поздних источниках

В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.

Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.

Историография по Аскольду


Аскольдова могила, Иван Билибин

В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.

Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».

Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"

Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?-882) - легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.


Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.


Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда - Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

По другой версии «Дир» - это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Поход на Константинополь.

Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия - основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.

С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.

Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40-50 человек.


Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.

Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.

18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь - в дома...

А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.

Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.

И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.

Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».

Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди - чудотворная риза...

Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...

Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян - удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.

Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но - Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.

Взволнованные руссы отправились домой...

В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.

Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.

История знает несколько версий происхождения киевских князей. Предпочтение отдается классической летописной истории о «призвании варягов». Согласно древним летописям варяги, скандинавские племенные вожди, были предводителями русских дружин в военное время. Одним из таких предводителей называют Рюрика, сына норвежского короля и Умилы - дочери новгородского старейшины Гостомысла. Призванный новгородским народом на княжение, пришел со своей дружиной в район Ладожского озера и согласно летописи стал править в Новгороде с 862 г., а его дружинники - в других городах русской земли.

Следует сказать, что варяги находились в привилегированном положении: во время похода им полагалась большая доля добычи, с ними советовался князь, в то время как дружинники-славяне выполняли остальную работу. Иноземцев защищал и закон, по которому за убийство или оскорбление варяга полагался большой штраф. Историки объясняют это тем, что, будучи варягами по происхождению, киевские князья комплектовали дружину преимущественно из своих дальних родственников. Дополнительное количество воинов набирали из русичей. Термина «фаворит» тогда еще не существовало, но летописный термин «отроки-други», с которым князь обращался к своим старшим дружинникам (варягам), как нельзя лучше характеризует их приближенное положение. Для русских, младших дружинников, существовали иные термины: «гриди», «дети молодшие» и др. Фаворитами в смысле приближения к князю становились преимущественно ближайшие родственники (родные и двоюродные братья, жены, дядья) либо самые сильные, умные или хитрые дружинники. То есть внимание высокой особы можно было завоевать, обладая родственными связями с ней и (или) выдающимися личными качествами.

Такие люди занимали привилегированное положение, становились сотрапезниками князя, пользовались его доверием. Они могли стать советниками, воеводами, отправлялись в завоевательские походы - собирать для князя дань в «своей и чужой земле». Так, пришедшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир были отправлены им в поход на Константинополь. Представители киевского князя в таких случаях имели полномочия от его имени и от имени управляемого им народа заключать с византийскими императорами договора о сотрудничестве и ненападении. Разумеется, только лучшие из лучших могли выполнить эту миссию, те, которым князь доверял, как себе.

Поскольку в те времена власть и безопасность князя зависели от его личных качеств и верности его людей, фавориты назначались управителями подвластных ему городов или правителями при малолетних детях умершего князя, как например Олег.

Судьба приближенных Рюрика - Олега, Аскольда и Дира, также правивших в землях Киевской Руси, - наиболее полно отражена русскими летописями и дает некоторое представление об истоках русского фаворитизма. Жизнь в Древней Руси не была безоблачной, и кровавая борьба за власть, интриги и конфликты между «пришлой» и «местной знатью» тогда также имели место, как и много веков спустя, - при Иване Грозном или первых Романовых.

Олег (? - 912)

Олег, родственник и дружинник Рюрика, прибыл вместе с ним на Ладожское озеро. Год его рождения неизвестен. Но известно, что князь приблизил его к себе и имя Олега упоминается в дворцовых книгах византийских императоров вместе с «конунгом славян» и его племянниками Игорем и Яканом, а также другими варягами из «ближнего круга». Олег отличался завидным здоровьем, богатырской силой и ловкостью - этот былинный образ подкрепляется археологическими находками. Известно, что двуручный меч весил около 25 кг, а в бою им надо было умело орудовать.

Боевая секира викингов могла весить и 15, и 20 кг, а если добавить к этому доспехи, пусть кожаные, но окованные железом, шлем и металлические поножи (специальные голенища, защищавшие ноги воина от щиколотки до колена), то выяснится, что рядовой дружинник должен был носить на себе как минимум 40 - 50 кг практически постоянно. Дружинник обязан быть выносливым, от него к тому же требовались воинская смекалка и безоговорочная преданность князю. Именно таким и должен быть будущий новгородский или киевский князь - поистине «первый среди равных».

Почему Рюрик не отправил Олега в поход на Константинополь вместо Аскольда и Дира, для историков является загадкой. Возможно, в начале его правления опытные дружинники Аскольд и Дир пользовались у него большим доверием. Возможно, военное мастерство Олега требовалось на не слишком гостеприимной новгородской земле - подробности остаются неизвестными. Скорее всего, в период первого константинопольского похода Олег был, по понятиям того времени, слишком молодым и не зарекомендовал себя таким искусным дипломатом, как, например, Аскольд. Возможно, что эта неприязнь к «обошедшим его на полкорпуса» Аскольду и Диру не давала ему покоя все годы правления Рюрика и в конечном итоге и стала истинной причиной гибели киевских правителей. Версия о том, что «вечно второй» Олег тяготился своим подчиненным положением, может быть признана спорной. Тем не менее его активное участие в константинопольских походах, подавлении новгородского восстания Вадима и решительная борьба с кочевниками указывают на характер агрессивный и деятельный. То, что Олег с общего согласия назвал себя представителем княжеского рода, свидетельствует об имевшихся у него определенных правах на престол или вассальное правление и амбициях, оставленных без внимания как самим Рюриком, так и новгородской аристократией.

До захвата Киева согласно летописи Олег предпринял военные набеги на территории любечских и смоленских славян. Эти атаки оказались успешными, так же как и вторжение в Киев, и весьма укрепили положение Олега среди дружины как «первого среди прочих». «Ознакомительные» набеги русичей на Константинополь в 860-х гг. становятся во время его правления почти традицией. Подчинив Киеву ближайших соседей - радимичей, древлян и северян, Олег не только расширил подвластную территорию, но и существенно пополнил киевскую казну. С непокорными тиверцами и уличами он воевал неустанно в течение всего своего правления. Правда, осадившие столицу Киевской Руси угры стали исключением из общего правила. Их не только не удалось победить, но даже пришлось заплатить им выкуп, и только после этого они убрались восвояси.

Интересно, что не имевшему серьезных конкурентов в киевских землях Олегу невероятно везло. Его мечту о самостоятельном княжении можно считать сбывшейся. Более того, в 907 и 911 гг. он совершил два победоносных похода на Константинополь. И от своего имени в кругу своих дружинников он подписал с византийским императором договор о контрибуции и дальнейшем сотрудничестве.

Конечно, указанное в летописи число воинов Олега (80 000 человек) кажется современным историкам фантастическим, но не подлежит сомнению, что его армия была действительно велика и устрашающе боеспособна.

В связи с этим хрестоматийный рассказ об «Олеговой хитрости» представляется характерной иллюстрацией его тактической смекалки и воинской доблести. Перегородившие акваторию порта металлическими цепями греки также проявили военную хитрость и рассчитывали надолго избавиться от алчных завоевателей. Но приказавший за одну ночь донести корабли на руках до ворот Константинополя Олег совершил настоящую «психическую атаку», против которой византийцы не устояли. И главным приобретением Киевской Руси в этом походе стала не столько огромная дань, сколько заключение договора, разрешавшего русским купцам торговать без уплаты пошлины и таможенных сборов (за счет чего регулярно и пополнялась казна Византии). Это было признаком экономической стратегии, пусть и в начальном варианте. В мирном соглашении от 911 г. Олег именуется «великим князем». Этот договор «о вечном мире и ненападении» также имел большое дипломатическое значение, высоко поднявшее престиж Киевской Руси за рубежом.
По одной летописной версии, Олег скончался в 912 г., по другой - в 922 г. Все источники упоминают поэтическую версию гибели Олега «от своего коня», но приписывают ей вполне прозаическую причину - отравление змеиным ядом. Тем не менее в общем-то чуждый мистики, проницательный и достаточно прагматичный варяг в былинах XII - XIV вв. отождествляется с непобедимым князем-колдуном Волхом Всеславьевичем, что свидетельствует о том почтении, которое испытывали соплеменники к его выдающимся уму и физической силе.

Аскольд (? - 882) и Дир (? - 882)

Аскольд и Дир согласно летописным данным являлись дружинниками Рюрика. И хотя история первых киевских князей имеет множество разночтений, доподлинно известно, что они не были его родственниками, но пользовались большим доверием новгородского князя. Именно их он послал во главе завоевательского похода на Константинополь в 864 - 866 гг. (примерная датировка летописью). Согласно одной из версий буря помешала Аскольду и Диру добраться до византийской столицы, и, убоявшись княжеского гнева, они решили не возвращаться в Новгород, а сами стать князьями в земле полян. В те времена поляне не имели своих князей, сообщает летописец, но платили дань хазарам и терпели от них притеснения. Аскольд и Дир предложили полянам защиту в обмен на тот «взнос», который прежде доставался хазарам, и стали править.
По другой версии, они с самого начала не собирались нападать на Константинополь, так как Аскольд якобы уже был христианином. И с самого начала, отправляясь в поход, они надеялись стать независимыми князьями, а не «служить под началом». В дворцовой книге византийских императоров среди совершивших поход варягов и русов их имена не упоминаются, а это значит, что до Константинополя они не дошли. В Киеве народ под их властью жил мирно и спокойно и был доволен своими правителями.

Против этой версии говорит отсутствие каких-либо репрессивных мер со стороны Рюрика по отношению к своим «боярам», нарушившим приказ.

Известно, что в Новгороде местная власть не была довольна правлением варягов. В летописях упоминается восстание Вадима (очевидно, представителя аристократии русичей), убитого по приказу Рюрика. После подавления восстания часть новгородской знати бежала на киевскую землю под защиту Аскольда и Дира, и это очень возмутило Рюрика и его воевод, одним из которых был знаменитый Олег.
Польские летописные хроники считают и Аскольда, и Дира младшими родственниками Рюрика, которые имели прав на киевский престол значительно меньше, чем сын Рюрика Игорь и другой его родственник - Олег. Поэтому их убийство Олегом осталось безнаказанным, так как послужило возмездием за самовластие.

Неклассические летописи, например Иоакимовская, известная только в пересказе историка XVIII в. В. Татищева, утверждают, что Аскольд и Дир княжили не одновременно, но один после другого, причем Аскольд был варяжским князем, а Дир - славянским, и имя его переводилось, как «зверь». Подобные сведения можно почерпнуть и в заметках арабских путешественников раннего Средневековья, но эта версия остается спорной.

Все источники сходятся на том, что после смерти Рюрика (в 879 г.) мирному существованию киевских князей угрожал другой фаворит Рюрика - Олег, постепенно сосредоточивший в своих руках власть и влияние в новгородских землях. Через три года Олег, ставший регентом-соправителем при малолетнем Игоре, появился у ворот Киева. Согласно летописным источникам богатая киевская земля привлекала его уже давно, а удобное расположение города вблизи от известных торговых путей служило стимулом для объединения новгородских и киевских земель под своим началом. Разумеется, свои интересы Олег отождествлял с интересами семьи Рюрика. Ради этого ему казались приемлемыми любые средства: выманив обманом Аскольда и Дира из-за городских стен, он предательски убил их в присутствии своей дружины и юного князя.
О мире и спокойствии, царивших тогда в киевских землях, говорит и тот факт, что Аскольд и Дир вышли к Олегу безоружными и не имея под одеждой даже легких доспехов, что облегчило задачу Олега. Подобная бесхитростность, стоившая им жизни, объясняется их уверенностью в собственной безопасности и тем влиянием, которым они пользовались на подвластной им территории.
Перед тем как казнить безоружных киевских правителей, Олег объявил, что карает их по праву, так как они, будучи не княжеского рода, захватили власть в городе и окрестностях. Власть, как объяснил Олег (по словам летописца), должна принадлежать потомственным князьям, т. е. Игорю или ему, Олегу. Интересно, что ни дружинники, ни киевский народ не вступились за Аскольда и Дира, а это доказывает, что аргументы Олега они сочли правильными. После чего некто Ольма, которого разные источники считают то дружинником Аскольда, то местным купцом, похоронил убитых. Причем над могилой Аскольда воздвигли церковь, а над могилой Дира - нет. Историки видят в этом обоснование того, что Аскольд к тому времени уже был крещен в христианство (называют даже данное ему имя Николай), а Дир оставался язычником, как и многие другие рядовые варяги и киевские князья.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России