Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Повести белкина краткое содержание для. Белкин иван петрович

ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА

(1830; опубл. 1831)

Белкин Иван Петрович — вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина, рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815—1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший «девической стыдливостью»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Б. — именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Б. читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», нена-радовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Б. — Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину, это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Б. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это усредненный Пушкин. Б. даже росту и то «среднего»; его портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Б. неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень — и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей — не «литера-турны», а «бытийственны».

Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, — то вдруг понимает, что и сам Б. построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» — рукописи Б. после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Обложка издания
Жанр:

Книга-Сборник

Язык оригинала:
Дата написания:
Дата первой публикации:
Издательство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Цикл:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Предыдущее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Следующее:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Текст произведения в Викитеке

«По́вести поко́йного Ива́на Петро́вича Бе́лкина» - цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина , состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина.

Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

История создания

«Повести Белкина» - первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены:

  • «Гробовщик» - 24 февраля;
  • «Станционный смотритель» - 14 сентября;
  • «Барышня-крестьянка» - 20 сентября;
  • «Выстрел» - 14 октября;
  • «Метель» - 20 октября.

Предисловие «От издателя» датируется предположительно второй половиной октября или 31 октября - началом ноября 1830 года. Комментарии Б. В. Томашевского к VI тому «Полного собрания сочинений в 6 томах»]

Впервые весь цикл повестей, включая «издательское» предисловие, был опубликован в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» (СПб., 1831).

Иван Петрович Белкин

Иван Петрович Белкин - персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Он сочинил 5 повестей. Его краткая биография описывается в предисловии к книге. Помимо цикла повестей, Белкин выступил и как автор хроники «История села Горюхина ».

От издателя

Вступление, содержащее якобы издательское пояснение и письмо некого помещика, соседа Белкина, с рассказом о нём.

Издательское слово написано с долей юмора. Например, в начале вступления издатель пишет о письме: «Помещаем его безо всяких перемен и примечаний…», однако к письму далее добавлено два примечания и скрыта часть текста. Это создаёт игровой образ «простодушного» или «наивного» издателя, будто бы не заметившего противоречия в собственных словах. Также, в письме написано: «…письмо Ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца…», но подписано оно 16 ноября - получается, что ответ был написан до получения самого письма.

Художественные особенности

Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе: «Выстрел» - реализм ; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» - сентиментализм ; «Гробовщик» - содержит элементы готической повести . В произведениях легко уловима тема «маленького человека», проявляющаяся, например, в повести «Станционный смотритель».

Некоторые современные издания

Отзывы

Отношения современников ко всему циклу было весьма посредственное.

Литературная критика

  • Белый А. А.
  • В. Э. Вацуро

Напишите отзыв о статье "Повести Белкина"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Повести Белкина

К моему величайшему удивлению, в отличие от виденного раньше, мы попали в совершенно другое время и место, которое было похожим на Францию, и по одежде напоминало восемнадцатый век. По широкой мощёной улице проезжал крытый красивый экипаж, внутри которого сидели молодые мужчина и женщина в очень дорогих костюмах, и видимо, в очень дурном настроении... Молодой человек что-то упорно доказывал девушке, а та, совершенно его не слушая, спокойно витала где-то в своих грёзах, чем молодого человека очень раздражала...
– Вот видишь – это он! Это тот же «маленький мальчик»... только уже через много, много лет, – тихонько прошептала Стелла.
– А откуда ты знаешь, что это точно он? – всё ещё не совсем понимая, спросила я.
– Ну, как же, это ведь очень просто! – удивлённо уставилась на меня малышка. – Мы все имеем сущность, а сущность имеет свой «ключик», по которому можно каждого из нас найти, только надо знать, как искать. Вот смотри...
Она опять показала мне малыша, сына Гарольда.
– Подумай о его сущности, и ты увидишь...
И я тут же увидела прозрачную, ярко светящуюся, на удивление мощную сущность, на груди которой горела необычная «бриллиантовая» энергетическая звезда. Эта «звезда» сияла и переливалась всеми цветами радуги, то уменьшаясь, то увеличиваясь, как бы медленно пульсируя, и сверкала так ярко, будто и вправду была создана из самых потрясающих бриллиантов.
– Вот видишь у него на груди эту странную перевёрнутую звезду? – Это и есть его «ключик». И если ты попробуешь проследить за ним, как по ниточке, то она приведёт тебя прямо к Акселю, у которого такая же звезда – это и есть та же самая сущность, только уже в её следующем воплощении.
Я смотрела на неё во все глаза, и видно заметив это, Стелла засмеялась и весело призналась:
– Ты не думай, что это я сама – это бабушка меня научила!..
Мне было очень стыдно чувствовать себя полной неумёхой, но желание побольше узнать было во сто крат сильнее любого стыда, поэтому я запрятала свою гордость как можно глубже и осторожно спросила:
– А как же все эти потрясающие «реальности», которые мы сейчас здесь наблюдаем? Ведь это чья-то чужая, конкретная жизнь, и ты не создаёшь их так же, как ты создаёшь все свои миры?
– О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда.
– А Гарольд? Как же он всё это видит?
– О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется... так же, как и я... – уже печальнее закончила малышка.
Я грустно подумала, что то, что являлось для неё всего лишь «простым переносом в прошлое», для меня видимо ещё долго будет являться «загадкой за семью замками»... Но Стелла, как будто услышав мои мысли, тут же поспешила меня успокоить:
– Вот увидишь, это очень просто! Тебе надо только попробовать.
– А эти «ключики», они разве никогда не повторяются у других? – решила продолжить свои расспросы я.
– Нет, но иногда бывает кое-что другое...– почему-то забавно улыбаясь, ответила крошка. – Я в начале именно так и попалась, за что меня очень даже сильно «потрепали»... Ой, это было так глупо!..
– А как? – очень заинтересовавшись, спросила я.
Стелла тут же весело ответила:
– О, это было очень смешно! – и чуть подумав, добавила, – но и опасно тоже... Я искала по всем «этажам» прошлое воплощение своей бабушки, а вместо неё по её «ниточке» пришла совсем другая сущность, которая как-то сумела «скопировать» бабушкин «цветок» (видимо тоже «ключик»!) и, как только я успела обрадоваться, что наконец-то её нашла, эта незнакомая сущность меня безжалостно ударила в грудь. Да так сильно, что у меня чуть душа не улетела!..
– А как же ты от неё избавилась? – удивилась я.
– Ну, если честно, я и не избавлялась... – смутилась девочка. – Я просто бабушку позвала...
– А, что ты называешь «этажами»? – всё ещё не могла успокоиться я.
– Ну, это разные «миры» где обитают сущности умерших... В самом красивом и высоком живут те, которые были хорошими... и, наверное, самыми сильными тоже.
– Такие, как ты? – улыбнувшись, спросила я.
– О, нет, конечно! Я наверное сюда по ошибке попала. – Совершенно искренне сказала девчушка. – А знаешь, что самое интересное? Из этого «этажа» мы можем ходить везде, а из других никто не может попасть сюда... Правда – интересно?..
Да, это было очень странно и очень захватывающе интересно для моего «изголодавшегося» мозга, и мне так хотелось узнать побольше!.. Может быть потому, что до этого дня мне никогда и никто ничего толком не объяснял, а просто иногда кто-то что-то давал (как например, мои «звёздные друзья»), и поэтому, даже такое, простое детское объяснение уже делало меня необычайно счастливой и заставляло ещё яростнее копаться в своих экспериментах, выводах и ошибках... как обычно, находя во всём происходящем ещё больше непонятного. Моя проблема была в том, что делать или создавать «необычное» я могла очень легко, но вся беда была в том, что я хотела ещё и понимать, как я это всё создаю... А именно это пока мне не очень-то удавалось...

На дворе было еще темно, как Адриана разбудили. Купчиха Трюхина скончалась в эту самую ночь, и нарочный от ее приказчика прискакал к Адриану верхом с этим известием. Гробовщик дал ему за то гривенник на водку, оделся наскоро, взял извозчика и поехал на Разгуляй. У ворот покойницы уже стояла полиция и расхаживали купцы, как вороны, почуя мертвое тело. Покойница лежала на столе, желтая как воск, но еще не обезображенная тлением. Около ее теснились родственники, соседи и домашние. Все окна были открыты; свечи горели; священники читали молитвы. Адриан подошел к племяннику Трюхиной, молодому купчику в модном сюртуке, объявляя ему, что гроб, свечи, покров и другие похоронные принадлежности тотчас будут ему доставлены во всей исправности. Наследник благодарил его рассеянно, сказав, что о цене он не торгуется, а во всем полагается на его совесть. Гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмет; значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал хлопотать. Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика. Ночь была лунная. Гробовщик благополучно дошел до Никитских ворот. У Вознесения окликал его знакомец наш Юрко и, узнав гробовщика, пожелал ему доброй ночи. Было поздно. Гробовщик подходил уже к своему дому, как вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам, отворил калитку и в нее скрылся. «Что бы это значило? – подумал Адриан. – Кому опять до меня нужда? Уж не вор ли ко мне забрался? Не ходят ли любовники к моим дурам? Чего доброго!» И гробовщик думал уже кликнуть себе на помощь приятеля своего Юрку. В эту минуту кто-то еще приближился к калитке и собирался войти, но, увидя бегущего хозяина, остановился и снял треугольную шляпу. Адриану лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть. «Вы пожаловали ко мне, – сказал запыхавшись Адриан, – войдите же, сделайте милость». – «Не церемонься, батюшка, – отвечал тот глухо, – ступай себе вперед; указывай гостям дорогу!» Адриану и некогда было церемониться. Калитка была отперта, он пошел на лестницу, и тот за ним. Адриану показалось, что по комнатам его ходят люди. «Что за дьявольщина!» – подумал он и спешил войти… тут ноги его подкосились. Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы… Адриан с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах. «Видишь ли, Прохоров, – сказал бригадир от имени всей честной компании, – все мы поднялись на твое приглашение; остались дома только те, которым уже невмочь, которые совсем развалились да у кого остались одни кости без кожи, но и тут один не утерпел – так хотелось ему побывать у тебя…» В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приближился к Адриану. Череп его ласково улыбался гробовщику. Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кой-где висели на нем, как на шесте, а кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах. «Ты не узнал меня, Прохоров, – сказал скелет. – Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому, в 1799 году, ты продал первый свой гроб – и еще сосновый за дубовый?» С сим словом мертвец простер ему костяные объятия – но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его. Петр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался. Между мертвецами поднялся ропот негодования; все вступились за честь своего товарища, пристали к Адриану с бранью и угрозами, и бедный хозяин, оглушенный их криком и почти задавленный, потерял присутствие духа, сам упал на кости отставного сержанта гвардии и лишился чувств.

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ - вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср. незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и благородных родителей» (отец - секунд-майор); выученный деревенским дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью 1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки. Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма «одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя» отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина - Митрофанушку из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Такой простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между вымышленным, литературным миром - и «бедным» миром русской провинции, соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на красивую, условную «романтическую» традицию, - а жизнь навязывает ему свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный. Или не навязывает - и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое построение принадлежало непосредственно Пушкину - это выглядело бы очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей - Белкин. Он почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель; однако это - усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его портрет - подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт. Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень - и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А значит, и развязки его повестей - не «литературны», а «бытийственны».

Впрочем, когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь «романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного почтенного мужа» - рукописи Белкина после его безвременной кончины ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту.

Литература:

Якубович Д. П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта // Пушкин в мировой литературе: Сб. статей. Л., 1926.

Томашевский Б. В. Заметки о Пушкине. 2. Белкин и Гиббон // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л, 1939. Т. 4–5.

Из книги Статьи. Журнальная полемика автора

ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ * Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,

Из книги Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник автора Горбунов Арнольд Матвеевич

ЕГОР ПЕТРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ ОЗ, 1868, № 10, отд. «Совр. обозрение», стр. 273–274 (вып. в свет - 9 октября). Без подписи. Авторство указано В. Е. Евгеньевым-Максимовым на основании письма Салтыкова к Н. А. Некрасову, датируемого концом сентября - началом октября 1868 г. («Печать и

Из книги Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) автора Лотман Юрий Михайлович

КАЗАНЦЕВ Александр Петрович (Род. в 1906 г.) Две главные темы проходят через все творчество А. Казанцева. Первая - благородный труд ученых, стремящихся своими изобретениями поднять жизнь человечества на высшую ступень; иногда раскрытие этой темы принимает у писателя форму

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

Из книги Дневники русских писателей XIX века: исследование автора Егоров Олег Георгиевич

ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР (Petrovic Aleksandar). Югославский кинорежиссер. Родился 14 января 1929 г. в Париже, умер в 1994 г. там же. Закончил философский факультет Белградского университета, в 1948 г. учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии (ФАМУ), но был вынужден прервать учебу и

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

Михаил Петрович ПОГОДИН Путевой дневник – один из популярнейших литературных жанров в XIX веке. Своим происхождением он во многом обязан литературе путешествий эпохи романтизма и сентиментализма. Л. Стерн на Западе, А.Н. Радищев и Н.М. Карамзин в России сформировали

Из книги Некрологические заметки автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Виктор и Петрович «Иваныч и Глеб» – называлась статья Дмитрия Мережковского о Глебе Ивановиче Успенском, впервые опубликованная в газете «Речь» в 1909 году. (Кстати, благословенные для литературной критики и публицистики времена, когда большая статья могла печататься аж

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Егор Петрович Ковалевский Литература наша понесла одну из самых чувствительных потерь в лице Егора Петровича Ковалевского, скончавшегося в ночь с 20-го на 21-е сентября.Деятельность покойного, как литературная, так и служебная, была слишком разнообразна и поучительна,

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы будущего писателя прошли в Арзамасе.В годы

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем, а мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы писателя прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны,

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Валентин Петрович Катаев (1897–1986) Валентин Петрович Катаев родился в Одессе в семье учителя. С девяти лет он начал писать стихи, некоторые из них были опубликованы в одесских газетах.В начале Первой мировой войны пошёл в действующую армию в артиллерийскую бригаду.

Из книги Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Аркадий Петрович Гайдар (1904–1941) Аркадий Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. Мама приходилась дальней родственницей М.Ю. Лермонтову. Детские годы прошли в Арзамасе.В годы Первой мировой войны, когда отца

Из книги Пантеон российских авторов автора Карамзин Николай Михайлович

Виктор Петрович Астафьев В. П. Астафьев – наш современник. Он родился и живет в Сибири. Его творчество широко и разнообразно, как природа этого края. У писателя «сибирский характер», и такие же сильные русские характеры он любит изображать в своих книгах. Перу

Из книги автора

Александр Петрович Сумароков А. П. Сумароков – выдающийся деятель русской культуры XVIII века. Именно он был основателем и директором первого русского государственного театра. Его пьесы стали основой национального репертуара русских театров, а в стихотворстве он успешно

Из книги автора

Александр Петрович Сумароков «Сокрылись те часы, как ты меня искала…» Сокрылись те часы, как ты меня искала, И вся моя тобой утеха отнята: Я вижу, что ты мне не верна ныне стала, Против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты Вообрази

Из книги автора

Сумароков Александр Петрович Действительный статский советник и св. Анны кавалер, родился 1718, умер в 1777 году.Имя Сумарокова было в свое время так же велико, как имя Ломоносова. Один славил Елисавету на лире и на кафедре академической; другой пленял ее чувствительность

Среди многочисленных произведений А.С.Пушкина есть небольшой цикл под общим названием «повести Белкина». Белкин - вымышленный персонаж, умерший в 1828 году, по замыслу Александра Сергеевича, является автором данных 5 повестей. Его биография описана в предисловии к ним. Сам цикл создан в 1830 году и примечателен тем, что стал первым законченным прозаическим произведением Пушкина.

Гробовщик

В повести «Гробовщик» мы знакомимся с Адрияном Прохоровым. Вместе с семьей он переезжает в новый дом. При знакомстве с соседями его приглашают в гости к сапожнику Готлибу Шульцу. Компания подобралась веселая, было много шуток, но одна из них оказалась неудачной. Гости решили провозгласить тосты за клиентов друг друга, а поскольку клиентами друг у друга и были все присутствующие, то и выпивали они за всю компанию. Только у Адрияна было не за кого пить, ведь его клиенты - мертвые. Ему предложено было пить за покойников, на что он очень обиделся.

Вернувшись домой в дурном настроении, Прохоров в сердцах произносит, что раз так, то и новоселье он будет отмечать с покойниками, после чего ложится спать.

Однако вскоре он разбужен, посланными от купчихи Трюхиной. Та умерла и теперь требовались услуги Адрияна. Прохоров пошел и, выполнив все что положено, уже возвращался домой. Он увидал, как в его дом кто-то вошел и удивился, кто бы это мог быть так поздно. Зайдя, обнаружил, что гостиная полна покойников - бывших его клиентов. Кто-то из них изъявил желание даже обнять Прохорова, но Адриян оттолкнул его, и недовольные гости приступили к нему с упреками. Гробовщик от ужаса потерял сознание.

Очнувшись утром, Адриян услышал от служанки, что никуда ночью не ходил, в доме посторонних не было, а сам он, как вернулся от Готлиба Шульца, так и лег спать. Прохоров с облегчением понял, что собрание покойников в его новом доме было лишь его дурным сном. ()

Повесть «Станционный смотритель» написана как воспоминания Белкина. Однажды ехал он по делам и, будучи застигнутым дождем, остановился в доме Самсона Вырина, который жил со своей дочерью Дуней. Девушка была очень красива и хозяйственна. Рассказчик разговорился с отцом и дочерью и нашел их очень приятными людьми.

Через несколько лет случилось ему вновь проезжать через ту же станцию. Однако прежнего уюта Белкин в доме не нашел. Самсон рассказал, что Дуню увез с собой обманом молодой офицер. Отец пытался ее вернуть, взяв отпуск, поехал в Петербург и нашел там этого человека. Тот сказал, что Дуню любит, не обидит, не оставит и на том завершил разговор. Однако обеспокоенный отец должен был увидеть свою дочь. Поехав за молодым человеком, Самсон нашел, где живет Дуня, однако поговорить с ней ему не удалось. Офицер его выгнал.

Спустя еще несколько лет, автор вновь ехал через станцию Самсона, но в живых того уже не застал. Соседи рассказывали, что он жил в тоске по дочери, сильно переживая за ее судьбу. А после его смерти, Дуня с тремя детьми приезжала на могилу отца и сильно о нем плакала. ()

Барышня-крестьянка

«Барышня-крестьянка». Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский - два помещика. Отношения их не ладятся, поскольку они имеют разные взгляды на хозяйство и потому почти не общаются. У Муромского есть дочь - Лиза. У Берестова сын - Алексей - студент университета. Закончив учебу, он возвращается в поместье к отцу и становится предметом интереса всех барышень в округе. Лиза тоже хочет познакомиться с ним, но недружелюбие их отцов и сословные предрассудки, не оставляют ей такой возможности. Поэтому Лиза надумала сшить крестьянский сарафан и, притворившись простой девушкой, присмотреться к молодому человеку поближе.

На барышню в крестьянском наряде набрасывается с лаем собака Алексея. Юноша приходит на помощь Лизе и знакомится с ней. Девушка представляется дочерью кузнеца - Акулиной. Алексей хочет ее проводить до дома, но Лиза ставит условие, что видеться они будут только тогда, когда она сама назначит. Алексей, искренне очарованный «крестьянкой» соглашается. Два месяца продолжается их знакомство.

Между тем, отцы молодых людей сталкиваются на охоте. Лошадь Берестова понесла и сбросила хозяина. Муромский предлагает помощь и везет соседа к себе домой. Пообщавшись, оба помещика вдруг увидали друг в друге приятных собеседников, несмотря на разность взглядов. Они решают продолжить знакомство, и Муромский приглашает Берестова вместе с сыном в гости. Лиза испугавшись разоблачения, просит отца не удивляться виду, в котором она предстанет перед гостями. В назначенный день она выходит к приглашенным, изуродовав себя белилами и сурьмой с совершенно сумасшедшей прической,

и в течение всего дня ведет себя неестественно и жеманно, чем отталкивает от себя молодого человека. Роль сыграна Лизой настолько артистично, что Алексей совершенно не узнал в ней свою Акулину. Но зато теперь он оценил сполна непосредственность «дочери кузнеца».

Отцы сговариваются поженить детей, что для Алексея совершенно невозможно. И он едет в поместье Муромских без предупреждения, чтобы объясниться. Там он находит Лизу и выясняет, кто она на самом деле, к полному удовольствию всех сторон. ()

Выстрел

«Выстрел» рассказывает о некоем офицере по имени Сильвио, который обладал уникальным даром стрелять совершенно без промаха. Однажды этот человек повздорил с сослуживцем и был вызван им на дуэль. По жребию первый выстрел достался противнику нашего героя. Этой пулей была прострелена фуражка Сильвио, после чего оппонент взял собственную фуражку, наполненную черешней и начал есть. Такая невозмутимость молодого человека перед лицом смерти привела нашего офицера в ярость и он отказался стрелять. Противник Сильвио был графом и честь аристократа не позволяла ему оставаться в таком долгу. Офицеры решили, что несделанный выстрел останется за Сильвио, и тот может воспользоваться своим правом на него в любой момент.

Прошло несколько лет. В газете Сильвио прочитал, что граф-должник собирается жениться и посчитал это подходящим моментом свести счет. Явившись в дом молодоженов, он предложил графу вновь кинуть жребий и опять тому достался первый выстрел. Поскольку вторичный жребий был не в правилах поединков, граф демонстративно выстрелил в картину на стене. Услышав грохот прибежала молодая графиня. Увиденное привело ее в сильное волнение и обеспокоенный ее душевным состоянием граф, также потерял хладнокровие. Именно этого добивался Сильвио, ему было важно увидеть смятение своего противника, а не убить его. Он направился к выходу, но уже у порога обернулся и все же сделал свой выстрел. Пуля вошла точно в пулю графа в картине на стене. ()

Метель

«Метель». Дочь помещика Гаврилы Гавриловича Р. была очень красива, и в их доме постоянно присутствовали молодые люди, мечтающие на ней жениться. Но сама Маша была влюблена во Владимира - бедного армейского прапорщика. Отец девушки никогда не дал бы согласия на этот брак, поэтому Владимир решился обвенчаться с ней тайно. В назначенную ночь невеста вышла из дома, села в сани, отправленные женихом и поехала в церковь.

Владимир направился туда же, но сильная метель сбила его с пути. Проплутав, он добрался куда следовало лишь под утро. Однако ни священника ни Марии там не нашел.

Маша вышла из своей комнаты утром как обычно, но к вечеру сильно заболела. Из ее бреда родители поняли, что она влюблена в соседа и что эта любовь и явилась причиной болезни. Они решили согласиться на их брак, о чем уведомили Владимира в письме. Но он в ответ попросил, чтобы семейство о нем забыло и через пару дней уехал в армию. Через некоторое время пришло известие о том, что несостоявшийся жених Маши отличился в Бородинской битве, а затем скончался от ран в Москве.

Через некоторое время у Маши появился новый поклонник по фамилии Бурмин. К нему Маша ощутила склонность и поняла, что сможет выйти за него замуж. Но Бурмин объясняясь с Марией, рассказал, что не в праве сделать ей предложения, потому что уже женат, правда не знает, кто его супруга, где она и что с ней.

По его словам, однажды ночью в сильную метель, заехал он в открытый храм, где его и обвенчали с юной девушкой. Он из шалости подчинился, а когда пришло время целовать невесту, та посмотрев на него, закричала: «Не он, не он» и упала в обморок.

  • Краткое содержание Шукшин Чудик

    Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях. В этом рассказе говорится о простом мужике по имени Василий Егорыч, который работает киномехаником в селе, он не равнодушен к собакам и сыщикам.

  • Краткое содержание Тургенев Лес и степь

    Эта глава из произведения «Записки охотника» представляет собой, скорей, очерк. Конечно, у Тургенева всегда много внимания уделяется прекрасной русской природе, но именно здесь совсем нет героев. Разве охотник с его ощущениями природы

  • Краткое содержание Василий Теркин Твардовский

    История рассказывается о молодом человеке, по имени Василий Теркин. Побывавший на войне второй раз. Мужчина говорит о том, как они пробиралась от немцев. Оказавшись в селе командира, зашли к нему домой

  • Краткое содержание Гайдар Школа

    В произведении «Школа» рассказано об исторических событиях 16 – 18 годов 20 века. Мы знакомимся с главным героем Арзамаса – молодым юношей Борисом.