Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды. Корабли не тонут — они отбрасывают флаги

Вторая половина XIX столетия ознаменовалась дальнейшим развитием судоходства в Черном море, тяжелой для России Крымской войной, которая в итоге привела к гибели военного Черноморского флота.
Известно, что с античных времен и до Крымской войны 1853–1856 гг. все корабли и суда строились из дерева и были парусными. Война продолжалась с октября 1853 года по март 1856 года. Россия потерпела сокрушительное поражение, затратив на войну 800 млн.руб. и потеряв больше полумиллиона своих граждан.

Огромны были потери судов - как во время боевых действий, так под влиянием тяжелых погодных условий и допущенных навигационных ошибок. В огне войны погиб весь Черноморский флот России. Огромны были потери и стран союзниц - Англии, Франции и Турции. Черное море превратилось в настоящее кладбище кораблей.
Крымская война завершила многовековую историю деревянного судостроения.
Эпоха парусного флота закончилась, появились броненосные корабли водоизмещением до 8 тыс. т, линейные корабли водоизмещением до 25 тыс. т, длиной до 180 м.
Накануне первой мировой войны Черное море представляло собой морской район интенсивного торгового судоходства. Здесь были сосредоточены мощный российский Черноморский флот, военные флоты Турции, Болгарии и Румынии.
До первой мировой войны 1914–1918 гг. на Черном море затонуло 58 боевых кораблей и более 600 парусно-моторных деревянных судов.
В гражданскую войну в Черном море затонуло (затоплено) 35 боевых кораблей, из них 14 - в Новороссийской бухте, 11 - на Севастопольском внешнем рейде. Места гибели других кораблей неизвестны.
Вторая мировая война нанесла огромный катастрофический урон не только военным флотам, но и торговому судоходству. Потери кораблей и судов измерялись многими сотнями.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Черноморский флот потерял 1151 единицу боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 2 крейсера («Червона Украина» и «Коминтерн», переведенный в класс минных заградителей), 3 лидера («Москва», «Харьков», «Ташкент»), 11 эскадренных миноносцев, 28 подводных лодок, 28 тральщиков, 97 рейдовых и катерных тральщиков, 81 торпедный катер, 84 морских охотника, 168 сторожевых катеров, 11 канонерских лодок, 85 десантных ботов, 48 бронекатеров, 5 минных заградителей, 22 гидрографических судна, 60 шхун, 28 шаланд, 112 сейнеров, 70 катеров, 24 плавмастерских, плавкранов и плавдоков. В ходе войны поднято 39 затонувших судов. 78 катеров Азовской военной флотилии затонули (затоплены) в реках Дон и Кубань.
Германия и ее союзники в войне 1941–1945 гг. потеряли 455 кораблей и судов, из них 238 боевых, 217 транспортов и судов торгового флота. Германия потеряла 6 подводных лодок, 2 эскадренных миноносца, 114 быстроходных десантных барж, 28 противолодочных кораблей, 33 тральщика и катерных тральщика, 8 артиллерийских катеров, 18 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров, 3 военных транспорта, 2 минных заградителя, 2 монитора, 14 лихтеров. Румыния - 13 боевых кораблей: миноносец, тральщик, минный заградитель, 2 монитора, 4 торпедных катера, 2 катерных тральщика, 2 сторожевых катера.
Италия потеряла 12 кораблей: малую подводную лодку, 11 торпедных катеров.
Морской флот СССР на Черноморском театре за войну потерял 93 судна, после войны поднято 35, на грунте осталось 58. В воздушных боях над морем было сбито более тысячи самолетов. В портах Советского Союза после войны было поднято 578 кораблей и судов.
По учету Гидрографической службы Черноморского флота в водах Украины, России и Грузии числится 566 затонувших судов и 478 подводных препятствий и мест с нечистым грунтом, всего 1044 объекта. Все они находятся на глубинах до 100–120 м. Из них 440 обследовано водолазами. Многие затонувшие суда уже ушли в ил, при обследовании промером, эхотралением и водолазами не обнаруживаются, с учета снимаются.
За 1985–1995 гг. снято с учета 19% затонувших судов и 22% подводных препятствий.
Боезапас, имеющийся на затонувших судах и кораблях, от времени и длительного контакта с морской водой пришел во взрывоопасное состояние. Степень взрывоопасности такова, что он может взорваться от толчков при проведении судоподъемных работ и даже при постановке на якорь. В особо большом количестве (от 500 до 1000 т) боезапас находится на транспортах «Жан-Жорес», «Чапаев», «Варна».
Ориентировочный суммарный вес боезапаса на всех затонувших кораблях и судах превышает 20 тыс. т. На большинстве затонувших судов в цистернах, отсеках и воздушных подушках сохранились остатки жидкого топлива в количествах от единиц до десятков тонн. Существует реальная опасность разлива этого топлива вследствие коррозии металла и при проведении работ на затонувшем судне. Ориентировочное количество жидкого топлива на затонувших кораблях и судах составляет 100 тыс. т. Не исключено, что часть его уже попала в воду.
Анализ состояния затонувших судов, боезапасов и остатков жидкого топлива, имеющихся на них, позволяет сделать выводы, что большинство затонувших судов на Черном и Азовском морях представляют исторический и материальный интерес. Многие из них оказывают вредное влияние на морскую среду.
Несомненно, все затонувшие объекты в территориальных водах и экономической зоне Украины необходимо взять на государственный учет с целью недопущения несанкционированных работ как на самих затонувших судах, так и в непосредственной близости от них.
Представляется необходимым произвести планомерное обследование затонувших объектов для определения целесообразности их подъема, подъема груза и документов, разработки мер по уменьшению вредного влияния на среду.
В целях увековечивания памяти погибших моряков было бы целесообразно специальными правительственными постановлениями объявить затонувшие суда и корабли, на которых имеются останки погибших, военными захоронениями.

Братские могилы на дне Черного моря (Именной список потерь)

Несомненно, летопись и хронология морских катастроф, связанных с гибелью кораблей, подводных лодок, судов и других плавсредств за период цивилизации на Черном море займет не один том. Вместе с тем автором настоящей книги серии «Тайны Севастополя» совместно с морским исследователем Анатолием Таврическим (автором карты затопленных судов на Черном море) сделана попытка подвести некоторые итоги гибели судов на каждом историческом этапе и создать их именной список.
Легенды древней Греции повествуют, что первыми в Черное море проникли финикийцы, затем уже и греки. В XIII в. до н. э. греки на судне «Арго» пришли в Колхиду за «Золотым руном». В XII в. до н. э. Одиссей побывал в Балаклавской бухте, затем в Керченском проливе, где по преданиям находится вход в подземное царство Аида.
Древние мореплаватели, как правило, прокладывали свой путь вдоль приморских берегов. В ночное время и во время штормов корабли их часто садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поэтому в прибрежных районах Черного моря, у мысов и островов покоятся сотни останков судов древних мореплавателей.
В последнее время археологами обследовано несколько древнегреческих судов. На некоторых из них и сейчас покоятся хорошо сохранившиеся амфоры, в которых находились вина, благовония, масла и различные товары. Есть письменные свидетельства о перевозке на древних судах золотых и серебряных монет. Демосфен повествует о том, что в IV в. до н. э. в районе м. Опук затонуло судно купца Ларита с грузом золота и серебра. Наиболее часто древнегреческие суда находили у берегов Болгарии, в районах Керченского пролива, Феодосийского залива, Нового Света, мысов Аю-Даг, Айя, Лукулл, Тарханкут и северо-западной части Черного моря. Тонули суда перевозившие дань, собранную византийцами на Руси.
При Птолемее IV, 220–204 гг. до н. э., строились суда достигавшие длины 120 м и высотой от киля 22 м. Экипаж таких судов составлял до несколько тысяч гребцов, 400 матросов и 300 воинов.
Несколько древних судов обнаружено подводными лабораториями «Бентос-300», «Риф», «Лангуст», «Тинро-2» во время многочисленных погружений в Черном море.
ПЛБ «Бентос-300» при поиске пропавшего самолета, к юго-западу от м. Херсонес на глубине 100 м, было обнаружено древнегреческое судно с 2000 амфорами. Подводный аппарат «Риф» при поиске пропавшего без вести сейнера «Саор-3» обнаружил судно, на котором находилось более 1000 амфор. К югу от оз. Донузлав найдена галера IV в. до н. э., на которой более 300 амфор.
В 1992 г. в районе м. Калиакра болгарскими водолазами было обнаружено древнегреческое судно, на котором сохранилось много золотых и серебряных монет.
Два древнегреческих судна с грузом амфор нашли специально обученные дельфины в районе о. Змеиный («Левка»).
В XVII в. Россия получила выход к Черному морю, первым в него через Керченский пролив проник корабль «Крепость». Весь XVIII в. прошел в русско-турецких морских сражениях.
В период с 1770 по 1853 гг. погибли: фрегаты: «Иоанн Златоуст» - Днепровский лиман; «Царь Константин», «Федор Стратилат» - устье Дуная; «Поспешний» - Румели; «Везул» - Херсонесский маяк; «Варна» - Сухум-Кале, корветы: «Александр» - м. Тарханкут, «Крым» - Кале; «Мессемрия» - район Сочи; там же семь крепостных судов, бриги: «Диона» - Дунайское гирло, «Язон» - Тарханкут; «Царь Константин» - Анапа; «Фемистокл» - Туапсе, «Фома» - северо-западный район Черного моря; «Три святителя» - устье Дуная; «Ахилл» - Альма; «Иосиф» - Севастопольская бухта; «Кичкасы» - Румели. Шхуна «Бранлов» - Аккерман, люгер «Геленджик» - Новороссийск, тендеры: «Струа» - Еникале; «Луч», «Скорый» - Туапсе; транспорта: «Тарантул», «Рак», Ахтапол» - Азов; «Березань» - Севастополь, «Прут» - устье Дуная; «Утка» - Дунай; «Надежда» - Севастополь; «Чайка» - Ак-Мечеть; «Змея» - Инеада; «Ингулец» - Геленджик; «Ланжерон» - Абхазия; «Никола» - гирло Сулина; «Сухум-Кале» - Пицунда; «Адлер», «Абин» - Кавказ; гильоты: «Донец» - Ялта; «Лебедь» - Аккерман. «Волна», крейсер «Панагия Попанди» - Азов; «Архангел Михаил» - о. Березань; «Килия» - Румели.
Крымская война 1853–1856 гг.
30 ноября 1853 г. в ходе Синопского сражения русской эскадрой под командованием П. С. Нахимова был разгромлен турецкий флот. В тот день было потоплено 15 турецких кораблей, спастись удалось лишь пароходу «Таиф».
Потери турок при Синопе составили 2000 человек, потери русских - 38 человек.
Поражение турок при Синопе подтолкнуло западные державы к активным действиям.
28 марта Англия, а 8 апреля 1854 г. Франция объявляют войну России. Союзный флот на тот момент состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов и 300 транспортов. В составе Российского флота было 45 кораблей. Из них 11 колесных пароходов и ни одного винтового.
В период 10–16 сентября 1854 года поперек Севастопольской бухты были затоплены: корабли «Три Святителя», «Варна», «Селафаил», «Уриил», «Силистрия», фрегаты «Сизополь» и «Флора». Таким образом, было создано искусственное заграждение против проникновения неприятельских судов в бухту.
Второй этап затопления состоялся в конце зимы 1855 года. В ночь с 12 на 13 февраля между Николаевской и Михайловской батареями (вторая линия) затопили корабли «Двенадцать Апостолов», «Святослав» и «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», а 16 февраля - фрегат «Мидия».
27–28 августа 1855 года западнее Сухарной балки почти на середине бухты затопили корабли «Великий князь Константин», «Париж», «Императрица Мария», «Храбрый», «Ягудиил», «Чесма»; фрегат «Кулевчи» и пароходофрегат «Владимир».В Южной бухте и Килен-бухте топили более мелкие суда, в основном бриги и шхуны. Наконец, 30 августа у северного берега Севастопольской бухты были затоплены все оставшиеся пароходофрегаты, пароходы и другие плавсредства.
Всего в Севастопольской бухте было затоплено 95 единиц: 15 боевых кораблей, 7 фрегатов,4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийских шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных, включая коллекторы, землечерпалки и др. (полный список см. «Тайны Севастополя» книга 3).
14 ноября 1854 года на Черном море разразилась сильнейшая буря. Никогда еще в такой короткий промежуток времени шторм не приносил флоту столько вреда. Из британских парусных судов стоящих на якоре в Балаклавской бухте большинство получили сильные повреждения, часть были затоплены. Итоги бури для союзного флота были катастрофические, погибли: американские транспорты «Progress», «Wanderer» и «Kenilworth», английские «Prince», «Resolute», «Rip Van Winkle», «Panola», «Wild Wave», «Peltoma», «Maltese».
В районе реки Кача погибли 13 купеческих судов среди них: “London», «Lord Raglen», «Ganges», «Woodvell», «Tahren», «Pirenus», «Clendalough», «Georgianna», «Malta», «Weldevoven».
Возле Херсонесского маяка затонули: «Yeenimple», «Brente», «Danube», «Mina».
Между Севастополем и Евпаторией погибли ряд кораблей и судов: «Duchess Clendalough», «Harbinger», «Macester»; 100-пушечные корабли: «Henry-IV», «Pluton»,«Gollodene»; арендованные суда: «Rodwel», «Fejeme»; транспорты: 3, 53, 55, 61, 81.
В районе Варны затонули: французские «Nouvelle», «Jallieta», английский пароход «Trand London», австралийский бриг «Lilpida», сардинский пароходы «Lacrapamilia» и «Lt-Trancesco». Румели - «Bahire», «Muphtahi Djehat». В районе Балчика затонул французский бриг «Courrier».
Турецкий флот потерял корабли «Муфтан джагат» и «Багире»; погибло более 970 человек во главе с адмиралом Гасан-пашой. Всего за один день 14 ноября погибло 60 кораблей и судов.
В ходе Крымской войны Российский флот потерял 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета, 15 пароходофрегатов и множество других, в том числе и торговых судов. Практически российский Черноморский парусный флот перестал существовать.
Осенью 1996 г. началось обследование затонувших объектов в районе Балаклавского рейда с помощью подводного аппарата «Лангуст». Во время погружений на глубине 80 метров был найден парусный корабль, стоящий на ровном киле. На корме виден штурвал. Поперек палубы лежат хорошо сохранившиеся мачты с поломанным рангоутом.
Справа от входа в бухту, на глубине 60 м, обнаружено судно, лежащее вверх килем. Осенью 2006 года украинско-российской подводной экспедицией у Балаклавской бухты на глубине 70 метров найден хорошо сохранившийся британский корабль периода Крымской войны.
Вторая половина XVIII века. После Крымской войны в период с 1789 по 1860 гг. на Черном море погибло 56 различных кораблей и судов.
В 1862 г. шедший из Феодосии на Кавказ грузопассажирский пароход «Херсонес» сел на мель у м. Ак-Бурун. Пассажиры и багаж сняты. Зимой того же года пассажирский пароход «Орес», шедший из Сухуми в Керчь, из-за ошибки штурмана сел на мель на северо-восточной стороне м. Чауда. Пассажиры и команда высадились на берег, от мороза погибло 27 человек.
В 1877 г. началась русско-турецкая война. 14 января 1878 г. минные катера парохода «Великий Князь Константин» - «Чесма» и «Синоп» - впервые применили торпеды и потопили на Батумском рейде турецкий пароход «Интибах», а в реке Дунай монитор «Сельфи». В 1787 г. у Кинбурна затонуло четыре турецких судна. В 1788 г. у Очакова затонули два больших и три мелких судна. У Кинбурна - три судна, пять фрегатов и пять прочих судов. В 1790 г. у Тендеры затонуло судно «Капудание». С 1862 г. по 1875 г. в Азовском море потерпели кораблекрушение 156 судов.
С 1873 г. по 1900 г. в различных районах Черного моря погибло более 600 кораблей и судов. Во время, морских учений 29 мая 1909 г. в районе Севастополя броненосец «Ростислав» протаранил подводную лодку «Камбала», которую впоследствии подняли.
Рубка лодки установлена как памятник погибшим на городском кладбище Севастополя.

Первая мировая война.
Во время первой мировой войны в Черном море погибло более 60 транспортов и свыше 3 тыс. различных судов и кораблей.
Под Одессой немцами была потоплена канонерка «Донец». В 1915 г. немецкая подводная лодка «И-33» потопила госпитальное судно «Португаль». 25 апреля 1916 г., на траверзе бухты Камышовой подорвался на мине установленной немецким подводным заградителем «Ив-15», эсминец «Живучий».
7 октября 1916 г. в 7 часов утра взорвался стоящий на внутреннем рейде Севастополя линкор «Императрица Мария». Работали по спасению - руководил командующий флотом вице-адмирал Колчак. В 8 часов утра корабль затонул. Погибло 215 человек. В мае 1917 г. на мине в районе Босфора подорвалась ПЛ «Морж», координаты (41°22`45`` с.ш. 29°15`41`` в.д).
В южной части у м. Тарханкут, на глубине 42 м, лежит транспорт «Цесаревич Алексей» (45°11`50`` с.ш. 32°31`21`` в.д.). Водолазы, побывавшие на борту транспорта, подняли с него фарфоровую посуду с царским гербом и мешок хорошо сохранившейся муки. Из этой муки даже пекли блины. Многие водолазы, побывавшие на «Цесаревиче Алексее», чувствовали мистический ужас: им казалось, что за ними постоянно кто-то наблюдает.
В Феодосии было найдено судно «Кара-Кермен» (45°03`28`` с.ш. 35°23`53`` в.д.).

Гражданская война. 18 июня 1918 г. было принято решение об уничтожении Черноморского флота. Буксиры вывели из Новороссийска линкор «Свободная Россия» (44°36`38`` с.ш. 37°53`50`` в.д.). Эсминец «Керчь» выпустил по линкору 5 торпед. Впоследствии он был потоплен своим экипажем (44°05`16`` с.ш. 39°00`36`` в.д.). На внешнем рейде выстроились: эсминцы и миноносцы «Калиакрия», «Гаджибей», «Пронзительный», «Фидониси», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Шестаков», «Сметливый», «Стремительный», номерной миноносец и несколько транспортов, на которых открыли кингстоны. Эсминец «Громкий» (44°37`18`` с.ш. Д°37°49`49`` в.д.). Линкор «Воля» и несколько миноносцев не подчинились большевикам, и ушли в Севастополь, где попали под контроль немцев.
В апреле 1919 года, англичане на внешнем рейде Севастополя затопили подводные лодки – «Орлан», «Карась», «Гагара», «Карп», «Судак», «Лосось», «Налим», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Скат», «АГ-21» и «Краб». В Одессе затопили ПЛ «Лебедь» и «Пеликан».
В 1926 г. подняли ПЛ «Орлан», в 1928 г. «АГ-21», в 1932 г. «Судак», «Кит», в 1935 г. «Краб».
В 1920 г. у Обиточной косы, красные затопили канонерскую лодку «Салгир». В северо-западной части Черного моря потопили итальянский эсминец «Раккия». Линкор «Ростислав» затоплен в Керченском проливе (45°25`2``с.ш. 36°37`8``в.д.).
В завершении Гражданской войны войска Врангеля увели в Бизерту 157 кораблей и судов Черноморского флота.
8 июня 1931 г. ПЛ «Металлист» (бывшая «АГ-21») затонула на учениях в районе Николаевки при столкновении с эсминцем «Фрунзе». (44°56`8``с.ш. 33°26`8``в.д.) 10.06 1931 г. поднята и введена в строй.

Вторая мировая война.
Корабли. В первые дни войны под Констанцей погиб лидер «Москва» (44°01`47``с.ш. 28°50`08``в.д.). На Севастопольском рейде подорвались на магнитных минах эсминец «Быстрый», шаланда «Днепр», буксир и плавкран.
В октябре 1941 г. эсминец «Фрунзе» шел из Севастополя в Одессу. В районе южной части Тендровской косы после налета немецкой авиации эсминец был потоплен в 4-х милях от канонерской лодки «Красная Армения» (46°13`23``с.ш. 31°36`28``в.д.). Часть экипажа спас подошедший буксир, но затем и он был потоплен. Оставшиеся в живых вместе с контр-адмиралом А. А. Владимирским вплавь добрались до берега. 24 октября 1941 г. со сторожевого катера СК-128 водолазом Спиридоновым с эсминца были подняты секретные документы.
Под Севастополем затонули: эсминцы «Дзержинский» (44°26`5``с.ш. 33°19`0``в.д.),
«Свободный», «Бдительный». Интересна судьба эсминца «Дзержинский». В 1917 г. он назывался «Калиакрия». В 1918 г. вместе с другими кораблями он был затоплен в Новороссийске. В 1925 г. поднят ЭПРОНом, восстановлен и получил имя «Дзержинский» 14 мая 1942 г. эсминец подорвался на нашем минном заграждении (44°26`5``с.ш. 33°19``в. д.). Погибло 158 человек.
Крейсер «Червона Украина» затонул 13 ноября 1941 г. в 4 часа ночи напротив Графской пристани. Его атаковали 20 самолетов, в крейсер попало 6 бомб. Через неделю на том же месте, так же во время налета немецкой авиации, погиб эсминец «Свободный».
В 1956 г. крейсер «Червона Украина» подняли и отбуксировали в Бахальскую бухту.
7 марта 1942 г. у м. Железный рог в Креченском проливе погиб эсминец «Смышленый» (45°01`5``с.ш. 36°46`0``в.д.). 26 июня 1942 г. в 70 милях к юго-востоку от Херсонесского маяка погиб эсминец «Безупречный» (44°15`0``с.ш. °36°00`0``в.д.).
Лидер «Ташкент» погиб в Новороссийской бухте в начале июля 1942 г. Это был самый быстроходный корабль, способный развивать скорость 44 узла (80 км/ч). Лидер был последним кораблем, который смог прорваться в Севастополь. На нем из осажденного города вывезли 2300 человек и полотно Севастопольской панорамы.
30 сентября 1942 г. на Херсонесской мерной линии на мине подорвался эсминец «Совершенный». В октябре 1943 г. под Феодосией затонул: лидер «Харьков» (44°15`0``с.ш.
36°00`0``в.д.), эсминцы «Беспощадный» и «Способный». В 1992 г. они были найдены и обследованы ГИСЦ «Гидролог».

Подводные лодки.
Большинство подводных лодок погибли у побережья Румынии и Болгарии.
26 июля 1941 г. во время набеговой операции советских кораблей на порт Констанца «Щ-206» («Нельма») по ошибке торпедировала свой лидер «Москва», который раскололся пополам и затонул. Затем «Щ-216» так же по ошибке была потоплена глубинными бомбами эсминца «Сообразительный». (43°51`5``с.ш. 28°45`в.д.) 6 декабря 1941 года ПЛ «Щ-204» («Минога») потоплена в районе м. Святой Атанас глубинными бомбами немецкого самолета (42°53`15``с.ш. 28°03`54``в.д.).
Во время войны погибли советские подводные лодки: «М-58» 21.10.41 на мине в районе Констанцы, «М-59» 28.10.41 на румынской мине в районе Сулины, «М-34» 03.11.41 на мине в районе Констанцы, «С-34» 14.11.41 в районе м. Эмине на болгарской мине, «Щ-211» 16.11.41 на болгарской мине у Варны, «Щ-210» 15.02.42 на болгарской мине в районе м. Шаблер, «Щ-214» 19.06.42 южнее м. Ай-Тодор потоплена итальянским торпедным катером, «С-32» 26.06.42 потоплена немецким самолетом южнее м. Сарыч, «М-33» 22.08. 42 погибла в районе Одессы на румынском минном заграждении, «Щ-208» 26.08.42 юго-западнее о. Змеиный на румынской мине, «М-60» 26.02.42 погибла в районе Одессы на румынской мине, «М-118» 01.10.42 потоплена немецким самолетом в районе м. Бурнас, «Щ-213» 15.10.42 подорвалась на мине в море, «Щ-212» 10.12.42 подорвалась у о. Змеиный на мине, «Л-24» 15.12.42 у м. Калиакри подорвалась на румынской мине, «М-31» 17.12.42 потоплена глубинными бомбами немецкого охотника UJ 116 «Ксантен».
26 июля 1943 года ПЛ «Щ-203» («Камбала») была потоплена в Каламитском заливе итальянской сверхмалой подводной лодкой СВ-4, «М-51» затонула в районе Очамчире, «А-3» погибла 28.10.43 западнее Евпатории, подорвавшись на мине. «Д-4» 2.12.43 была потоплена в районе м. Тарханкут немецкими морскими охотниками.
В 1944 году погибли ПЛ «М-36», «Л-23», «Щ-216», «Л-6» и трофейная «ТС-2». «ТС-2» -бывшая румынская «Marsuinul» - затонула в Поти в результате взрыва собственных торпед.
В 1974 г. была найдена затонувшая подводная лодка «Щ-204». В 1982 г. она была обследована водолазами, останки экипажа были подняты на поверхность и похоронены в Севастополе.
В 1980 подводной лабораторией «Бентос-300», на внешнем рейде Севастополя на глубине 78 м была обнаружена подводная лодка (44°38`04``с.ш. 33°25`36``в.д.). В 1992 г. с борта ПА «Риф» была произведена ее видеосъемка.
Транспорта. За три года войны в Черном море погибло 95 судов Минморфлота. Первыми погибли транспорт «Аркадия» и грузопассажирский пароход «Ленин». В северо-западном районе Черного моря затонули: «Полина Осипенко», «Ладога 5», «Брянск» (46°32`16``с.ш. 30°52`42``в.д.), «Молдавия», «Советская Бессарабия», «Большевик» (45°50`06``с.ш. 32°13`09``в.д.), буксиры «Тайфун» и «Соломбала».
При отходе частей Красной Армии из Одессы для преграждения входа в Одесскую гавань были затоплены пароходы «Петр Великий», «Псков», «Орел», «Плеханов», «Войков», «Сакко и Ванцетти». (44°30`998``с.ш. 38°02`34``в.д.)
29 августа 1941 г. к югу от Керченского пролива авиацией противника был потоплен транспорт «Каменец-Подольский». 30 сентября 1942 г. там же был потоплен транспорт «Пугачев». (44°51`06``с.ш. 36°08`56``в.д.).
16 октября 1941 г. под Одессой погиб транспорт «Большевик» (45°50`06``с.ш.32°13`09``в.д.) - его топили 50 бомбардировщиков и 6 торпедносоцев.
7 ноября 1941 г. к югу от Ялты (44°17`00``с.ш. 34°10`00``в.д.) затонул грузопассажирский пароход «Армения» водоизмещением 5805 тонн, построенный в 1931 г. На его борту находились раненые, работники госпиталя и эвакуированные жители осажденного Севастополя. 6 ноября он вышел из Севастополя и 7 ноября пришел в Ялту, где на него погрузили эвакуированных, раненых и медперсонал госпиталей. Вопреки приказу командующего Черноморским флотом адмирала Ф. С. Октябрьского выходить ночью, судно вышло в море утром. В 11:25 в районе м. Ай-Тодор он был торпедирован немецким самолетом и через 4 минуты затонул. Погибло более 5000 человек. Спаслось только 8 человек.
9 ноября 1941 г. на траверзе м. Сарыч подорвался на мине (по другим данным - торпедирован немецкой подводной лодкой «Дельфиниум») грузопассажирский пароход «Ленин» (44°20`14``с.ш. 33°45`17``в.д.), шедший из Одессы на Кавказ. Погибло более 1200 пассажиров. Капитан судна И. С. Борисенко и лоцман И. И. Свистун были спасены, но впоследствии, по приговору военного трибунала, расстреляны.
В октябре 1941 г. под Севастополем погиб танкер «Апшерон» (44°18`4``с.ш. 32°29`6``в.д.), подорвавшись на минах.
В ноябре 1941 г. погибло несколько судов: санитарный транспорт «Армения», транспорта «Ингул», «Апшерон», ледокол «Степан Макаров», пароход «Майкоп», теплоход «Рот-Фронт».
Ледокол «С. Макаров» пропал без вести в ноябре 1941 г. (в 1917 г. он назывался «Князь Пожарский», в 1920 г. – «Лейтенант Шмидт»). 17 ноября он вышел из Туапсе в Севастополь, имея на борту 120 человек. В настоящее время существует несколько версий гибели ледокола.
Теплоход «Рот-Фронт» погиб 4 ноября 1941 г. у м. Такиль. Интересна судьба его капитана. Капитан судна В. К. Субботин спасся и был назначен капитаном санитарного транспорта «Ингул», который погиб в том же месяце. Капитана перевели на грузовой пароход «Тбилиси», который затонул в Карском море. В 1943 г. капитана назначают на другой транспорт «Тбилиси», который погиб в 1944 г. в Баренцевом море и уже вместе со своим капитаном.
В феврале 1942 г. на переходе из Новороссийска в Севастополь погиб транспорт «Коммунист». Транспорт «Чапаев» с 200 бойцов, 240 лошадей и 1000 тоннами боеприпасов, шел в осажденный Севастополь из Туапсе. Из-за ошибки штурмана в районе м. Фиолент зашел на наше минное заграждение и подорвался на мине. Грузопассажирский теплоход «Василий Чапаев» затонул около Севастополя. На нем находилось 102 человека.
Санитарный транспорт «Сванетия» затонул в восточной части Черного моря 17 апреля 1942 г. На борту находились раненые защитники Севастополя. Погибло более 800 человек. 10 июня 1942 г. у причала Сухарной балки в Севастополе авиацией противника был потоплен транспорт «Абхазия».
2 апреля в Керченском проливе погиб танкер «Валерий Куйбышев», 14 апреля там же потоплен транспорт «Антон Чехов», погибло 200 человек.
14 мая 1942 г. в Керченском проливе погиб пароход «Потемкин». Там же погиб пароход «Восток». В Азовском море были потоплены транспорта: «Черноморец» (500 чел.); «Красный Моряк», «Красный флот».
В июне 1942 г. погибло четыре санитарных транспорта, вывозивших раненых из Севастополя. 2 июня в 40 милях к югу от Ялты от попадания торпеды, брошенной с самолета, затонул танкер «Михаил Громов». 13 июня в Севастопольской бухте немецкой авиацией был потоплен санитарный транспорт «Грузия», на котором находилось 4 тыс. человек пополнения. Многие погибли. В том же месяце затонул санитарный транспорт «Белосток» (Форос), на борту которого находилось 375 раненых.
В последующие дни обороны Севастополя в районе Керчи погиб эскадренный миноносец «Безупречный». Через двое суток после гибели миноносца в этом районе всплыла наша подводная лодка «М-118» и подобрала лишь одного оставшегося в живых человека.
С марта по август 1942 г. в Черном море погибли:
- транспорта: «Чапаев» (44°23`8``с.ш. 32°25`8``в.д.), «Фабрициус» (44°42`28``с.ш. 37°27`08``в.д.), «Василий Чапаев», «Красный моряк», «Потемкин», «Восток», «Черноморец», «Темрюк», «Красный флот», «Кубань», «Украина», «Пролетарий», «Эльбрус», «Севастополь» (43°56`35``с.ш. 39°14`24``в.д.), «Ян Томп» (43°46`55``с.ш. 39°26`55``в.д.);
- танкеры: «Валерий Куйбышев», «Михаил Громов»;
- санитарные транспорта: «А. Чехов» (45°10`32``с.ш. 36°24`15``в.д.), «Сванетия», «Советская Абхазия», «Грузия», «Белосток»;
- ледокол «Знамя Социализма» и многие другие именные и безымянные плавсредства.
В ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года погибли:
земснаряд «Ворошило» (450 чел.), буксир «Фанагория» (160 чел.), транспорты «Панай» (113 чел.), «Ейск», «Красногвардеец», «Ташкент», «Зымянин», «Ногин», «Батыр-Даг», «Спартаковец», «Батайск», «Жан Жорес» (45°02`21``с.ш. 27°58`31``в.д.), танкер «Варлаам Авансов». 19 сейнеров получили повреждения. На Крымский берег был высажен десант 11 225 человек.
В октябре-декабре 1943 года в ходе Эльтигенской десантной операции погибли:
- морские охотники: «МО-04», «МО-05», «МО-0412»;
- бронекатера: «БКА-303», «БКА-112», «БКА-423»;
- тральщики: «КТЩ-182», «КТЩ-62», «КТЩ-111»;
- сейнер «Путина» и целый ряд других судов и катеров.
В 1943 г. в прибрежной зоне Черного моря погибло 10 транспортных судов: «Миус» (44°37`04``с.ш. 37°48`24``в.д.), «Червоний Козак» (44°37`52``с.ш. °37°47`30``в.д.), букси-
ры «Рица», «Перванш», танкер «Эльба», шхуна «Панаис».

Несли большие потери на море и флоты иностранных государств. За время операций на Черном море Германия и ее союзники потеряли 455 кораблей и судов. Наиболее крупные немецкие потопленные транспорта: «Санта-Фе» (45°06`22``с.ш. 33°16`52`` в.д.), «Тотила» (у Херсонесского мыса), «Тейя»; румынские: «Пелес» (42°49`54``с.ш. 27°55`52``в.д.) у м. Емине, «Каварна», «Волга-Дон» (45°13`54``с.ш. 33°02`14``в.д.).
В апреле 1944 г. советские бомбардировщики потопили в пос. Судак пять барж, на юго-западе м. Херсонес - 2 танкера, 3 транспорта и 3 охотника за подводными лодками.
В этот период подводные лодки Черноморского флота потопили 2 транспорта и 2 десантные баржи противника.
В районе озера Донузлав советские бомбардировщики потопили 3 немецких транспорта. После того, как они затонули, местные жители обнаружили на берегу много расшитой золотом одежды и различные деревянные изделия, которые позднее опознали как музейные экспонаты. Как оказалось, на транспортах находились различные ценности из дворцов и музеев Крыма. В наше время военные водолазы обследовали эти суда и обнаружили, что на палубах стоят негабаритные ящики. Начали подъем одного из ящиков, но на поверхности воды трос оборвался. Дальнейшие работы запретили, т.к. на транспортах находится много боезапаса. Один из них, «Варна» покоится на дне с координатами (45°12`05``с.ш. 32°53`22``в.д.).
Транспорт «Тейя» был потоплен советской авиацией. Погибло 3500 человек. В тот же день потоплен транспорт «Тотила», на котором находилось около 4000 немецких солдат и офицеров.
11 мая были потоплены транспорты Данибиус», Хельга», «Гейзерих», танкер «Фридерикс». 12 мая потоплен транспорт «Романия».
При эвакуации войск из Крыма всего потоплено 102 корабля. Погибло 42 000 немецко- румынских солдат и офицеров. Уходя из Черного моря, немцы затопили в районе Варны и Констанцы 76 кораблей и судов флота, а также подводные лодки «V-18», «V-19», «V-20», «V-23», «V-24».

Потери авиации. Большинство самолетов, лежащих на дне моря, обнаружено совершенно случайно. В 1996 г. рыбацкий сейнер зацепил тралом немецкий самолет в районе м. Айя. Рыбаки подняли его из воды, затем трал оборвался, и в сетях остался лишь один пулемет. В 1997 г. Этот самолет искали с помощью подводного аппарата «Лангуст», но пока его не обнаружили. В 2000 г. cейнер «Севастопольский рыбак» в районе п. Любимовка, вытащил из воды самолет «Юнкерс-88». Боцман, по приказу капитана выбросил его в том же месте. Несколько самолетов наши водолазы нашли в районе Качи, мысов Лукулл, Чауда и в Керченском проливе. В 1943 г. на вооружение поступили американские и английские самолеты «Бостон А-20», «Киттихаук», «Аэрокобра» и др. В 1976 г. пропал без вести военный самолет в районе Батуми, который мы искали с помощью военных подводных аппаратов, но так и не нашли. В Казачьей бухте (44°35`050``с. ш. 33°24`352``в.д.), на глубине 20 метров найден немецкий самолет «Дорнье-26».
В октябре 2006 года на якорной стоянке недалеко от б. Казачья найден второй, хорошо
сохранившийся немецкий самолет. В хорошем состоянии на морском дне находится
«Бостон-А20». (44°34`15``с.ш. 33°04`21``в.д.).
Вторая половина XX столетия. После окончания Второй мировой войны корабли и суда флота продолжали гибнуть. В 1949 г. под Севастополем на мине подорвался теплоход «Анатолий Серов». В 1951 г. под Новороссийском потонул «Бакинский комсомолец». В 1959 г. на траверзе Сочи затонул теплоход «Краснодон». В 1972 г. под Одессой столкнулись болгарский транспорт «Лом» и судно Черноморского морского пароходства «Моздок», оба судна затонули.
29 октября 1955 г. в Севастопольской бухте взорвался и затонул линкор «Новороссийск», бывший «Джулио Цезаре», построенный в 1910 г. Погибло 611 человек. В 1956 году в результате аварии в Поти затонула ПЛ «С-201». В 1957 г. затонули суда «Первомайск» и «Запорожье». В январе 1970 г. возле м. Каменного погиб сейнер «Пионер».
В ноябре 1968 г. в районе Бердянской косы затонул лихтер «Рокша» (46°27`34``с.ш. 37°07`35``в.д.). Погибло более 20 человек во главе с женщиной-капитаном А. И. Шибаевой. В 1973 г. в корпус «Рокши» врезался греческий сухогруз «Агиос Николеос» (46°25`51``с.ш. 37°03`32``в.д.). Буи, ограждавшие «Рокшу», не горели, греческое судно затонуло в трех милях от «Рокши» (47°28`57``с.ш. 37°04`33``в.д.). Экипаж спасен судном «Енакиево».
30 августа 1974 г. в 20 милях от Херсонесского маяка погиб большой противолодочный корабль «Отважный» (44°44`42``с.ш. 32°59`32``в.д.). После сильного пожара корабль кормой ушел в воду и затонул на глубине 127 метров. Погибло 24 человека.
В январе 1982 г. в районе м. Зюк погибли «СЧС-151», «СЧС-1239», на м. Хрони «СЧС-1148».
31 августа 1986 г. на траверзе м. Дооб под Новороссийском (44°35`35``с.ш. 37°52`19``в.д.) столкнулись пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев». Лайнер «Адмирал Нахимов» затонул. Погибло 423 человека. В 1995 г. в Керченском проливе затонул греческий теплоход «Дожа». Наши водолазы достали с него сейф с $7000.
В 1995 г. в районе м. Лукулл пропал без вести севастопольский сейнер «САОР-3», который до сих пор не найден. При поиске сейнера с помощью подводного аппарата «Риф», было найдено затонувшее судно и на нем много амфор. В 1997 г. в том же районе на поднятой сетями мине взорвался сейнер СЧС «Морж».
Начало XXI столетия. Хронику морских катастроф на Черном море в XXI столетии открыло украинское грузопассажирское судно «Память «Меркурия», которое 21 января 2001 года затонуло во время шторма в 97 милях от мыса Сарыч.
В декабре 2001 года выбросился на берег сейнер «Ачкуевский», а в Керченском проливе сели на мель 2 транспорта.
4 декабря 2001 г. возле турецкого города Синопа затонуло судно «Черноморец». В тот же день погибло еще два турецких судна.
6 сентября 2002 года турецкий сухогруз «Мустафа Тепал» столкнулся с нефтеналивным танкером «Лидия».
За относительно короткий срок на морском дне оказались российский рыболовный траулер «Босфор», украинский теплоход «Стрелец», рыболовный сейнер «Исток», украинский сухогруз «Славутич-7» и турецкий автомобильный паром «Сельчук».
1 февраля 2003 года в 04:50 выбросило на берег танкер «Южный». В 11:00 сел на мель теплоход «Dgarwic» и пропало без вести 2 филиппинских судна. В этот же день взорвался американский космический корабль «Колумбия».
9 января 2003 г. потерпел крушение тунисский балкер «Амир-1».
13 февраля 2004 года затонуло судно под флагом Камбоджи с украинско-болгарской командой на борту, а 10 марта в районе мыса Тарханкут пропал рыболовный сейнер. Во время поисков было обнаружено еще одно неизвестное затонувшее судно.
12 марта 2004 года в районе п. Черноморское, пропал без вести сейнер «Буг». Через несколько дней на берегу нашли спасательный плот, на котором находилось 2 человека с этого сейнера.
17 января 2005 года затонуло украинское судно «Фиандора», а 28 февраля 2005 года точно на то же самое место, где до этого стоял танкер («Южный) выбросило на берег транспорт («Алушта»). В тот же день на камни мыса Тарханкут сел транспорт «Сириус».
1 июля 2005 года российский сухогруз «Волго-Дон» столкнулся с грузинским теплоходом «Санрайс», а 15 июля 2005 года затонул сухогруз «Идрона» под флагом Панамы. Во время шторма на камни под Севастополем вынесло российский сухогруз «Вознесенск».
21 августа 2005 года в районе Суджукского маяка затонула яхта «Берта», а 27 августа пошел на дно турецкий паром «Уфук». 9 сентября затонул сухогруз «Мелисса» под флагом КНДР. 12 сентября 2005 года в центральной части Черного моря затонула российская яхта «Мир».
И уже в марте 2006 году оказались на дне турецкий рудовоз «Калнаван» и камбоджийский сухогруз «Леди Амар».
В мае 2013 года российские ученые Русского географического общества, исследуя морское дно у Севастополя, обнаружили на глубине 100 метров корабль, достаточно крупный объект длиной около 100 метров. Исследовательское судно «Николаев», на борту которого находится специальная аппаратура с сверхчувствительной техникой, ведет поисковые работы на шельфе Черного моря по программе Русского географического общества. С помощью этой аппаратуры была создана трехмерная модель крупного подводного объекта. Предположительно, это немецкий теплоход «Totila». «Totila» («Тотила») - новый венгерский теплоход "Magyar Vitez" (2773 брт.) в 1942 году был спущен на воду, конфискован немецкой стороной и передан германскому транспортному флоту. 10 мая 1944 г. транспорт «Totila» прибыл в район юго-западнее мыса Херсонес, для эвакуации остатков немецкой армии прижатой к обрывистым берегам Херсонесского полуострова. Приняв на борт около 4000 чел. попытался выйти в сторону моря. Был атакован советской авиацией, получил попадание трех 100-килограммовых авиационных бомб, предположительно затонул на расстоянии 4-4,5 миль юго-западней мыса Херсонес.
Специалисты гидрографии ЧФ утверждают, что за всю историю мореплавания по Черному морю погибло более 50 000 различных кораблей, судов, подводных лодок и других плавсредств, из них более 10 000 парусных судов. Известно, что деревянные суда сохраняются гораздо лучше железных. По данным гидрографии, на дне Черного и Азовского морей уже найдено более 500 кораблей и судов. Вместе с тем, большинство затонувших судов до сих пор не найдено и не обследовано.
Согласно Кодексу торгового мореплавания, владелец судна имеет право на судно и затонувшее с ним имущество в течение 2-х лет со дня затопления. После 2-х лет судно и находящееся на нем имущество переходит государству, в территориальных водах которого оно затонуло. В тоже время, поднятое с морского дна имущество, должно быть передано морскому порту Украины, в зоне ответственности которого находится это имущество. В этом случае лицу, которое доставило имущество в распоряжение порта, выплачивается вознаграждение в размере трети стоимости этого имущества.

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

Страницы водолазной истории полуострова Крым

3 июня мир празднует Международный день очистки водоёмов. Этот День был учреждён в 1995 году. Хотя в Крыму попытки такой очистки начали предприниматься больше сотни лет назад: главный водоём полуострова - Чёрное море - ещё в начале XIX века начали очищать от останков погибших кораблей и прочих лежащих на его дне «инородных тел».

28 кораблей за три года

После Крымской войны дно севастопольских бухт было настолько засорено обломками затонувших кораблей, что это не только мешало судоходству, но и просто не давало возможности бросать якорь: поднять его потом было невозможно - он цеплялся за лежащие на дне выступающие части кораблей. Расчистка дна началась в 1857-м. Конкурс на проведение работ выиграл известный в то время специалист по подъёму судов американец Гоуэн. Гоуэн объявил, что он изобрёл «усовершенствованный водолазный шлем, с которым водолаз может оставаться под водой до 8 часов на любой глубине».

Контракт с Гоуэном предусматривал подъём к 1861 году целиком или по частям 28 кораблей и судов, в том числе 11 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 корветов, 5 пароходов и 3 мёлких плавсредств. Гоуэн привёз с собой в Севастополь необходимое для судоподъёмных работ оборудование. С ним прибыли 20 человек, среди них 3 водолаза. Глубины в зоне работ доходили до 22 м.

Линкор «Императрица Мария». oruzhie.info

Мариинская партия

Одной из первых водолазных структур России на Чёрном море была группа, созданная сто лет назад, в 1917-м, для подъёма затонувшего в 1916 году в севастопольской бухте линкора «Императрица Мария». Группа называлась «Мариинская спасательная партия» («Марпартия»). В штате «Марпартии» на момент создания состояли: начальник работ, инженерно-технические работники - пять человек, водолазы - шесть человек. Однако очень быстро численный состав рабочих «Марпартии» вырос до 40 человек различных специальностей (водолазы, кессонщики, артиллеристы, слесари и котельщики). В дальнейшем группа увеличилась до 350 человек. «Марпартия» была первой в Советской России серьёзной судоподъёмной организацией на Юге России. За время существования она, помимо подъёма корабля «Императрица Мария» и ввода его в док, произвела ряд аварийно-спасательных и судоподъёмных работ.

В конце 1920-го «Марпартия» была переименована в «Судоподъём», но просуществовала в этом качестве недолго.


Якоря и цепи, найденные эпроновцами на дне Балаклавской бухты во время поисков «Чёрного принца».
vivovoco.rsl.ru

Особое назначение

В 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Языков, одержимый энтузиаст-кладоискатель, ещё с 1908 года безрезультатно хлопотавший о разрешении организовать работы по подъёму «Чёрного принца» - британского фрегата, затонувшего в Балаклавской бухте во время урагана в ноябре 1854 года. Считалось, что на борту «Чёрного принца» находились бочки с золотыми монетами: как минимум 200, а как максимум - 500 фунтов стерлингов золотом. В Москве со своей идеей Языков сначала обратился в Реввоенсовет и к командующему военно-морскими силами. Но ни там, ни там предложением севастопольского инженера не заинтересовались. И тогда он отправился в ГПУ, к начальнику особого отдела Генриху Ягоде. Рассказ Языкова о золотых монетах на дне Балаклавской бухты показался Ягоде убедительным. А перспектива достать их и тем самым пополнить золотой запас Страны Советов выглядела настолько заманчивой, что глава Государственного политического управления отдал приказ о создании для этого специальной организации - Экспедиции подводных работ особого назначения, сокращённо - ЭПРОН.


Перед спуском на снаряде Даниленко. 1923 г. vivovoco.rsl.ru

Рекорды погружения

Для «экспедиции за золотом» прежде всего необходимо было построить аппарат (или, как его тогда называли, снаряд) для спуска на большую глубину. Проект снаряда разработал вошедший в состав ЭПРОНа инженер Даниленко. Придуманное им устройство могло погружаться на довольно большую глубину, было рассчитано на трёх человек, снабжено телефоном, прожектором и механическим манипулятором для захвата различных грузов. Корпус снаряда был сделан из стали и весил более 10 тонн. К началу лета 1923-го снаряд был готов, до конца лета команда ЭПРОНа занималась поисками точного местонахождения «Чёрного принца» в Балаклавской бухте. В сентябре снаряд Даниленко, в котором находились сам конструктор и инженер, впервые опустился на дно. Затем состоялось ещё два спуска - на 95 и 123 м. На тот момент это были мировые рекорды погружения!

Поиски «Принца»

Начались регулярные морские работы - эпроновцы обследовали дно Балаклавской бухты. Поиски продолжались более года, удалось обнаружить части корабля, разбросанные на морском дне, но ни одной золотой монеты так и не было найдено. Руководство ОГПУ поняло, что дальнейшие поиски золота бесполезны, и в декабре 1924 года всякие работы в этом направлении было решено прекратить. Что касается организации, то она, к счастью, не была расформирована. За время поисков «Принца» эпроновцы обнаружили кладбище погибших английских кораблей, подняли много корабельных обломков, якорей и в дальнейшем продолжили заниматься поиском и подъёмом затонувших судов. К началу 1930 годов под эгидой ЭПРОНа было сконцентрировано всё водолазное и судоподъёмное дело на всех морях и реках СССР, к 1941 году ЭПРОН поднял 450 судов и боевых кораблей. В начале войны ЭПРОН был преобразован в аварийно-спасательную службу ВМФ, затем, в 1979-м - в поисково-спасательную.

Вы знаете, что…

… первым достоверно известным фактом появления водолазного снаряжения в России является закупка в 1838 году для нужд Черноморского флота водолазного скафандра Джона Дина.

В июле 1837 года главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Лазарев направил в Петербург начальнику Главного морского штаба адмиралу рапорт, в котором просил ходатайствовать о разрешении выписать из Англии «снаряд» Дина «с беспошлинным пропуском чрез Одесскую таможенную заставу». К своему рапорту Лазарев приложил выписки из писем Дина и отзывы, объясняющие полезность «нырятельного снаряда». Николай I дал своё разрешение на приобретение «снаряда». Для этой цели министр финансов выделил 3062 руб. 40 коп. Приобретение «снаряда» было поручено генеральному консулу в Лондоне Бенкгаузену, который закупил снаряжение и отправил его на Черноморский флот.

Всего, по расчетам историков и океанографов, на морском дне покоятся останки, как минимум, миллиона кораблей всех эпох. Большинство “утопленников” нашло свой конец под бездной вышних вод, вдали от солнечных лучей и бушующих сверху бурь. Тем не менее, редкие счастливцы успели затонуть на мелководье. Они лежат мертвым пятном в бирюзовом сиянии глубины, напоминая нам о всесилии океана.


Для доступа к таким объектам не нужны акваланги и другое специальное снаряжение. Достаточно просто проплыть над ними, чтобы узреть силуэты затонувших кораблей.

Призрачные останки яхты Mar Sem Fin (“Бесконечное море”)

Бразильская исследовательская яхта, затёртая льдами и затонувшая на глубине около 10 метров в заливе Максвелла в Антарктиде.

Последний парад крейсера “Принц Ойген”

Участник ядерных испытаний на Бикини, он нашел свой последний приют на рифах атолла Кваджалейн, в 10000 миль от своей исторической родины.

После капитуляции Германии крейсер был захвачен американцами, которые использовали “Ойген” в качестве мишени. Корабль устоял перед ядерным огнем и был отбуксирован на близлежащий Кваджалейн в ожидании нового цикла взрывов. Последующие полгода крейсер медленно, отсек за отсеком, заполнялся водой и кренился на ЛБ. В последний момент янки попытались его спасти, но, не дойдя до берега, “Ойген” опрокинулся и затонул на мелководье. Где и остается по сей день, с бесстыже задранными винтами над водой.

Живописные останки шхуны “Свипстэйкс”

Старая канадская шхуна, затонувшая на оз. Онтарио в 1885 году. Останки “Свипстэйкс” покоятся под шестью метрами прозрачной воды. Это позволило превратить шхуну в популярный туристический объект, сделав “Свипстэйкс” частью национального природного парка. В настоящее время на дне озера проводятся работы по реставрации и сохранению останков шхуны XIX-го века.

Лежит и вправду хорошо!


Остов брига “Джеймс МакБрайд”, затонувшего на оз. Мичиган в 1857 году.


Груда обломков на месте затопления парохода “Восходящее солнце”. Судно погибло во время шторма в 1917 году.


Неизвестное затонувшее судно, чьё фото было найдено на просторах Интернета.


Британский броненосный пароход “Виксен”, затопленный в качестве заграждения на Бермудских островах.

Слёзы линкора “Аризона”

Линкорная стоянка, Перл-Харбор, Гавайские о-ва. Дальнейшие комментарии, наверное, излишни.

“Аризона” - один из двух погибших в тот день американских линкоров (остальные шесть были возвращены в строй). В неё попало четыре 800-кг бомбы, сделанные из 356-мм бронебойных снарядов. Первые три не причинили линкору вреда, но последняя привела к детонации пороховых погребов носовых башен ГК. Разрушенный взрывом корабль опустился на дно гавани, навечно заперев в своих отсеках 1177 человек.

На месте гибели линкора воздвигнут мемориал. Палуба линкора лежит буквально в нескольких метрах под ним. Медленно просачивающееся на поверхность машинное масло растекается по воде сиренево-алым пятном, якобы изображающим “слёзы линкора” по его погибшему экипажу.

Суперавианосец “Юта”

Поблизости от “Аризоны”, на дне Жемчужной бухты, покоится другой примечательный объект. Затонувший корабль-мишень (списанный линкор) “Юта”. Гладкий деревянный настил на месте демонтированных башен ГК был принят японскими летчиками за палубу авианесущего корабля. Самураи выместили на мишени всю свою злобу вместо того, чтобы лететь бомбить нефтяную базу, доки и другие стратегические объекты Перл-Харбора.

Последний подвиг “Очакова”

Большой противолодочный корабль “Очаков” был использован в качестве заграждения на выходе из оз. Донузлав, во время “крымских событий” позапрошлого года. Находясь в небоеспособном состоянии, старый БПК нашел в себе силы выполнить последнее задание в интересах Отчизны.

В отличие от других кораблей из этого списка, корпус БПК не полностью скрылся под водой. Но эпичность такого события впечатляет!

Некоторые корабли умудрились погибнуть без воды. На фото - брошенное судно на дне высохшего Аральского моря.

На данный момент экстремальный дайвинг, а именно погружение к затонувшим объектам набирает обороты. На морском дне Чёрного моря можно найти что угодно, начиная от самолётов и заканчивая поездами. На данный момент во всём мире подъём затонувших объектов, без специальных разрешений властей запрещён.
В Крыму много рек-дайверов предоставляют экскурсии погружение к затонувшим объектам. Большинство объектов находится в досягаемости для дайверов. Сложность погружение можно разделить на несколько уровней сложности. Первый этап - до 15 метров, второй от 15 до 30 метров, третий наиболее сложный уровень - от 30 до 50 метров. Здесь требуется специальная подготовка. Вот несколько координат затопленных объектов в разные времена.

Акватория Ялтинского порта "Немецкая баржа F-144A "
Рядом со стенкой пассажирского порта Ялты на глубине 15 метров затоплена 50 метровая баржа. Сохранились штурвал, рубка, можно безопасно проникнуть во внутренние отсеки. Эта немецкая баржа 7 июля 1943 года была атакована советскими самолётами ДБ-3, от многочисленных повреждений пошла ко дну. Координаты её гибели 44`15`N 34`05` E.

Мыс Тарханкут «Цесаревич Алексей»
«Цесаревич Алексей» - затанул от взрыва мины поставленной германо - турецким крейсером. По не которым сведениям гидрографической службы в советское были предприняты попытки подъёма этого транспорта, но закончились безуспешно. Лежит на грунте глубина 52 метра.

Грузопассажирский пароход "Ленин".
Первоначальное название - "Симбирск", построен в Данциге в 1909 г. Вечером 27.07.1941 г. конвой в составе судов "Ленин" (капитан И. С. Борисенко, военный лоцман лейтенант И. И. Свистун), "Грузия" и "Ворошилов" в охранении сторожевого катера СКА-026 вышел из Севастополя в Ялту. На судах находилось около десяти тысяч беженцев и призывников. На борту "Ленина", помимо людей, находился груз из 300-400 тонн цветного металла в слитках, а также, по некоторым сведениям, активы одесского госбанка. Магнитные компасы, забортный лаг и электролаг на "Ленине" не были выверены. Свежий ветер вызывал дрейф судна, течение за мысом Фиолент из-за своей переменчивости затрудняло определение курса. В 23 ч. 33 м. пароход потряс сильный взрыв в районе между трюмами №1 и №2. Через 10 минут все было кончено. Судно затонуло на глубине 94 метра. Так как во время погрузки учет людей, прибывших на борт судна, не велся, то, по разным источникам, общее количество погибших колеблется от 650 (официальная цифра) до 2500 человек. Известно только, что спаслось около 600 человек. Есть две версии причин гибели судна: подрыв на мине советского оборонительного заграждения или атака субмарины противника. В книге "Германские подводные лодки на Черном море" Герда Ендерса победа приписана румынской подводной лодке "Delfinul", хотя источники утверждают, что в момент гибели "Ленина" она находилась в другом месте. Да и сами румыны на эту победу не претендуют. Первая версия более вероятна. Именно ее придерживался военный суд, приговоривший (не доказав вины, без технической экспертизы) лоцмана И. И. Свистуна к расстрелу. По данным экспедиции, в этом районе найден объект, который по размерам (возвышению над грунтом) может быть пароходом "Ленин". Глубина 100 метров. Возвышение над грунтом 18 метров.

Подводная лодка дореволюционной постройки
В 1980 году в точке с координатами 44038..333/ с.ш. 33025.464/ в.д. была обнаружена подводная лодка. Она неоднократно обследовалась как военными так и гражданскими ведомствами. В 1992 году лодка обследовалась подводным аппаратом "РИФ" (капитан Бельников Г,А.). Существует мнение, что это одна из субмарин затопленных англо -французами в 1919 году. Относят ее к типу ПЛ "Нарвал".,используя при сравнении, характерные черты рубки и носовой части. Но вот основные размеры лодок не соответствуют друг другу. Так длинна ПЛ типа "Нарвал" 70.2 метров и ширина 6.5 метров, а обнаруженная подводная лодка, по словам Г.А Бельникова, длиной максимум 40 метров и ширина верхней палубы около одного метра. В корме на палубе расположен один трубчатый торпедный аппарат. Пространство между легким и прочным корпусом очень мало для размещения торпедных аппаратов Джевецкого. Таким образом, если проанализировать все имеемые отличительные признаки, можно сделать вывод, что эта ПЛ очень похожа на ПЛ А-3 которая по официальной версии погибла 12.23.1943 года в Каламитском заливе. Подводная лодка лежит на глубине 78 метров с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму около 25 градусов. Лодка заилена практически до рубки. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части установлено сооружение похожее на торпедный аппарат или на АИП. Технологический лючок открыт.

"Бухта Ласпи"
Греческий виновоз, выброшенный на скалы в 30-х годах нынешнего века. Лежит на глубине от 8 до 18 м. Сохранилась кормовая часть. Корпус основательно разрушен, так как использовался в качестве мишени при учебных стрельбах.

Форос. Пароход "Александр I".
Пароход "Александр I" затонул и был выброшен на скалы в начале XIX века. Лежит на глубине от 4-х до 14 м. От него сохранились кормовая часть с винтом, средняя часть с паровым котлом, фрагменты борта, носовая часть с брашпилем, якорной цепью, якорями, а также множеством разбросанных отдельно фрагментов.
Некоторая информация взята на сайте.
http://astour.com.ua

Это ещё не все объекте, которых только знают месторасположение и отмеченных на картах, а сколько ещё кораблей и плавсредств доживает на дне Чёрного моря свой век.