Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Быть действительное причастие настоящего времени. Действительные причастия настоящего времени

Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

Выпишите причастие:

  • интересный
  • интересующийся
  • интересоваться

Что такое причастие?

Слайд 3

Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля.

Причастие– это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

Причастие

  • Признаки прилагательного
  • Признаки глагола

ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ

Слайд 4

Из данного предложения выпишите причастие.

Орёл кружащийся над полем вдруг стремительно бросился вниз.

Определить у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных.

Объяснить постановку знаков препинания.

К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.

Слайд 5

К данным иллюстрациям составьте словосочетания, в состав которых входят причастия

  • Растущее дерево
  • Сажаемое дерево
  • Пишущая девочка
  • Написанная книга
  • Читающий ребёнок
  • Прочитанные книги
  • Слайд 6

    Действительные причастия

    признак, который возник в результате действия самого предмета. (сам действует)

    Страдательные причастия признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

    (страдает)

    Слайд 7

    Распределите словосочетания в два столбика: в 1- с действительными причастиями,

    во 2 – со сострадательными причастиями.

    • вымытый пол
    • бушующее море
    • сверкающий снег
    • лечащий врач
    • сделанная модель
    • убираемый урожай

    признак, который возник в результате действия самого предмета

    признак, который возник у предмета под действием другого предмета

    Слайд 8

    Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени

    Ом- (–ем-) - ИМ- - Т- -нн- -УЩ- (- ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-) - ЕНН-

    Слайд 9

    Правило

    Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения

    Ущ(-ющ) ащ(-ящ)

    Слайд 10

    ВСПОМНИМ!

    • Исчерпывать - 1 спр
    • Исчерпывают - гл

    Исчерпывающий - действительное причастие настоящего времени

    • Строить - 2 спр
    • Строят - гл

    Строящий - действительное причастие настоящего времени

    Слайд 11

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю

    1) грез...щий о счастье

    2) паш...щие трактором

    3) реж...щий хлеб

    4) маж...щий маслом

    2) та...щий снег

    3) мет...щий в цель

    4) вид..щий издали

    Слайд 12

    1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А-Я?

    1.вид…щий, леч…щий

    2. броса…щий, сид…щий

    3. люб…щий, дремл…щий

    4. мо…щий,пиш…щий

    Слайд 13

    2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У-Ю?

    1.догоня…щий, стро…щий

    2.мо…щий, пиш…щий

    3. броса…щий, сид…щий

    4.люб…щий, дремл…щий

    Слайд 14

    На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:

    1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники

    3. се...щий зерно 4. мел...щий муку

    5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,

    7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно

    9. вер...щий людям 10. мо...щее средство

    у ю ю я я ю а я ят ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Слайд 15

    В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба" найти причастия и определить их роль

    в тексте.

    Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и

    перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно

    желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, уныло поплелась в хату.

    • наполненный спящими
    • окружавший двор.
    • лепечущая
    • лишённая последней
    • надежды
  • Слайд 16

    ВЫВОД

    Какую роль играют причастия в художественном тексте?

    Н.В. Гоголь часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

    Слайд 17

    • Подведём итоги урока!
    • Закончите предложения:
    • Сегодня на уроке я повторил(а) … .
    • Сегодня на уроке я узнал(а) … .
  • Слайд 18

    Спасибо за работу на уроке!

    Урок подготовила учитель русского языка и литературы Федина Т.Р.

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Действительные причастия настоящего времени

    Цели:

    познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени;

    учить находить изучаемую орфограмму.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Синтаксический разбор предложения.

    На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.

    Подчеркните грамматическую основу предложения.

    Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.

    Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.

    От какого глагола образовано данное причастие?

    Сообщение темы и цели урока.

    На доске висит таблица «Спряжение глаголов».

    Как определить спряжение глаголов?

    Назовите глаголы-исключения.

    Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с.42)

    Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

    Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени».

    1) Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

    Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

    Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

    Думают клеят

    Думающий клеящий

    Бреют гонят

    Бреющий гонящий

    Лелеют лечат

    лелеющий лечащий

    Сеют любят

    сеющий любящий

    Каются строят

    кающийся строящий

    Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.

    Если действительное причастие образовано от глагола 2-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.

    2) Выполнение упражнения 90 (комментированное письмо).

    Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)

    Тестовое задание.

    1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

    1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся

    2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т

    3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль

    2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?

    1) леч…щий врач, зна…щий правила

    2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены

    3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды

    3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

    1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое

    2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня

    3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.

    Подведение итогов урока .

    Что нового узнали на уроке?

    От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

    При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

    7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Действительные причастия настоящего времени Учитель русского языка МБОУ СОШ №86 Обухова Наиля Нуримановна

    Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму.

    На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Синтаксический разбор предложения - Подчеркните грамматическую основу предложения. - Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное. - Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия. - От какого глагола образовано данное причастие?

    Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у - и м 2 лицо - и шь - и те 3 лицо - и т - а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у - е м 2 лицо - е шь - е те 3 лицо - е т - у т, ю т

    Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, - оть, -ыть, -ать -ть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать

    Глаголы Суффиксы действитель ных причастий настоящего времени Действите льные причастия настоящего времени Несовершенного вида Переходные и непереходные спр. Нес ут Работа ют Улыба ют ся 1 -ущ- (-ющ-) Нес ущ ий Работа ющ ий Улыба ющ ий ся Дышат Красят 2 -ащ- (-ящ-) Дыш ащ ий Крас ящ ий

    Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени. Задание Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку: Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

    ДУМАЮТ ДУМА ЮЩ ИЙ БРЕЮТ БРЕ ЮЩ ИЙ ЛЕЛЕЮТ ЛЕЛЕ ЮЩ ИЙ СЕЮТ СЕ ЮЩ ИЙ КАЮТСЯ КА ЮЩ ИЙСЯ КЛЕЯТ КЛЕ ЯЩ ИЙ ГОНЯТ ГОН ЯЩ ИЙ ЛЕЧАТ ЛЕЧ АЩ ИЙ ЛЮБЯТ ЛЮБ ЯЩ ИЙ СТРОЯТ СТРО ЯЩ ИЙ

    Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы. Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем – УЩ-, -ЮЩ- , если от глагола 2-го спряжения - - АЩ-, -ЯЩ- .

    5. Тестовое задание. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? пен…щиеся потоки, травы колыш…тся 2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т 3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль 3

    2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? леч…щий врач, зна…щий правила 2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены 3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды 2

    3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю? успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое 2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость Песня 3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение. 3

    6. Подведение итогов урока. Что нового узнали на уроке? От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? 7. Домашнее задание: выучить правило (с.43), упражнения 93, 94

    Источники: 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-М.: Вако, 2006


    Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. - Алматы: Атамура, 2007. - 192 с. Упражнение, 6 - 7.

    1. Этап проверки знаний

    Расскажите о причастии

    1. Причастие обозначает:
      А) признак предмета;
      Б) признак предмета по действию;
      В) признак другого предмета.

    2. А) вид;
      Б) время;
      В) лицо.

    3. А) дополнением;
      Б) обстоятельством;
      В) определением.

    4. А) -ВШ-;
      Б) -Ш-;
      В) -УЩ-.

    А) -ЕНН-;
    Б) -ВШ-;
    В) -УЩ-.

    Работа у доски

    Упражнение № 1.

    Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

    1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

    2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

    3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

    4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

    5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

    6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

    A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться, интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

    Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

    Сложный уровень

    B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

    1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

    2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

    3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

    4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

    5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

    6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

    7. Палящий зной заставил нас подумать об

    8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

    9. Побледневшее небо начинало синеть.

    10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

    11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

    12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

    13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

    15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

    6. Этап рефлексии

    7. Этап оценивания

    8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

    Просмотр содержимого документа
    «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени »

    Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

    (урок-практикум)

    Цели :

      познакомить с образованием действительных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её; повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

      Формировать умение строить предложения с причастным оборотом.

      Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.

    Ход урока

    1. Этап проверки домашнего задания

    Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2007. – 192 с. Упражнение, 6 - 7.

    Прочитайте образованные вами причастия

      Этап проверки знаний

    Расскажите о причастии

    1. Тест (работа на листочках)

      Причастие обозначает:
      А) признак предмета;
      Б) признак предмета по действию;
      В) признак другого предмета.

      Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
      А) вид;
      Б) время;
      В) лицо.

      Чаще всего в предложении причастие бывает:
      А) дополнением;
      Б) обстоятельством;
      В) определением.

      Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
      А) -ВШ-;
      Б) -Ш-;
      В) -УЩ-.

      Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

    А) -ЕНН-;
    Б) -ВШ-;
    В) -УЩ-.

    4. Этап закрепления пройденной темы

    Работа у доски

    Упражнение № 1.

    От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

    Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

    Упражнение № 2 Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

    Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

    Упражнение № 3 Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нудной падеже!

    1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

    2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

    3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

    4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

    5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

    6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

    Задание № 4Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.

    A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться,интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

    Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

    Сложный уровень

    B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

    Задание № 5 Выпишите из данных примеров причастия в форме именительного падежа муж. рода в два столбца: причастия наст. времени в один, а причастия прошедшего времени в другой столбец.

    1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

    2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

    3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

    4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

    5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

    6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

    7. Палящий зной заставил нас подумать об

    8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

    9. Побледневшее небо начинало синеть.

    10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

    11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

    12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

    13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

    15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

    6. Этап рефлексии

    7. Этап оценивания

    8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

    Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

    А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

    Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

    Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

    Действительные причастия настоящего времени

    Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

    Действительное причастие прошедшего времени

    Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

    Страдательные причастия

    Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

    Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".