Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Олег павлович табаков краткая биография для детей. Олег Табаков. Краткая творческая биография. Личная жизнь Олега Табакова

Олег Павлович Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000). Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»... Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ.

Детство и юношеские годы

Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества.


Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.

Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.


Оставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.


Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания. Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

Первые роли

В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли. Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.


Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша , Галина Волчек , Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.

Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.


Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского. Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках.


Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь». Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя.


На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».


Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию. Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям Табакова

От этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.


Всесоюзная слава

По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.


В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука , в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой .


В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».


В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.


В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова . В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.

«12 стульев»: Табаков в роли «голубого воришки»

В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров , а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.


Через год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д"Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский , Вениамин Смехов , Игорь Старыгин, Ирина Алферова , Алиса Фрейндлих , Маргарита Терехова . Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.

Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»

Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.


В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».


В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой , «Внучка президента» с Надеждой Михалковой , «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.

Педагогическая деятельность

В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.


Программа на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы .

Олег Табаков и его «цыплята табака»

В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка». Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков , Елена Майорова.


В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне

В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников , Константин Богомолов , Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский , Юрий Чурсин , Ирина Пегова , Максим Матвеев и др.).


В 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы. При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.

Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.

В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова, а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России.

Олег Табаков и Марина Зудина в «Вечернем Урганте»

Личная жизнь Олега Табакова

Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.), которая родила супругу двоих детей:

Казалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина . За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…»


Почти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях.

Познер. Олег Табаков. Фрагмент (2011 год)

Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву.


В 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»).


Смерть Олега Табакова

В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына.


В январе 2018 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке, в окружении близких. Прощание с актером состоялось на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.

Никто говорить не может, как будто всеобщий паралич поразил людей разных поколений. Стоит ли этому удивляться? Ведь Олег Павлович, наверное, единственный, кто так или иначе, конкретно или по касательной живет в каждом. И это только в профессиональной среде, что же говорить об многомиллионной армии поклонников. А она - вся страна, и это не фигура речи в скорбный момент.

В МХТ имени Чехова сегодня должен был идти спектакль «Светлый путь». Он отменен, как и все последующие, обозначенные в афише. Театр официально объявил многодневный траур.

Светлый путь - так можно назвать жизнь Олега Павловича Табакова. Мальчик из Саратова, тощий, с тонкой шеей, высоким голосом, смеющимися глазами, в середине прошлого века он приехал в столицу и начался его безудержный взлет, красивый полет, длившийся всю жизнь, практически без остановки, что можно считать исключительным и уникальным явлением. Достаточно начать перечислять имен, события, объекты, чтобы понять - Табаков в каждом, везде, всегда и навсегда!.

Табаков это - «Современник», Подвал на Чаплыгина, Новая Табакерка на Сухаревской, Театральный колледж на Макаренко. И коллеги, и партнеры, и ученики - Миронов, Машков, Безруков, Смоляков, Егоров, Германова, Зудина, Беляев… Он учитель, он строитель…он...

В Табакове поражал Табаков-лицедей, Табаков-организатор, Табаков-отец для детей своих и детей театральных. Табаков-шутник, Табаков-первая величина, обескураживающая своей невероятной простотой.

Никакого пафоса, многозначительной позы, фразы - это не он. Табаков - это отсутствие дистанции, доступность практически для любого, связанного с ним профессией или делом. Он не выключал телефон, а если не мог ответить, то непременно перезванивал: «Это Табаков. Вы мне звонили?» Это он-то, человек с вершины? Да, он, и никто иной - с хитрой улыбкой, с десятком интонаций в голосе, и эти интонации могли изменить любую ситуацию. Он - наивный как ребенок и мудрый, как гуру.

Табаков - мозг, генератор идей. У него армия учеников, потому что его ученики своих учили по Табакову, а те в свою очередь - по этой же системе. Мог бы успокоиться, имея строй продолжателей и защитников, а он открыл театральный колледж, чтобы выстроить свою, только им выстраданную за многие годы систему актерского образования. Систему жесткую, но оказавшуюся результативной - выпускников колледжа с удовольствием берут в столичные театры. Колледж - его последняя радость и гордость, три выпуска. Он мечтал, чтобы школа его воспитывала не только профессионалов, но и образованных людей. Поэтому помимо дисциплин в обязательную программу для студентов этого средне-специального учебного заведения включались посещения театров, музеев и значимых событий культурной жизни города.

Два качества, которые выделяют Табакова из всех деятелей театра - это память к прошлому. Память не на словах, а на деле, не мечта, а реальность. Он первым продемонстрировал благодарность драматургам, на пьесах которых вырос и в которых играл: во дворе Табакерки первым поставил памятник Розову, Вампилову, Володину. Помните его Олега Савина из розовской пьесы «Шумный день»? Он так сыграл представителя нового поколения советских людей, которых позже назовут шестидесятниками, что многие ставили знак равенства между героем и артистом. Не случайно на родине Табакова, в Саратове, несколько лет назад открыли памятник Олегу Савину. А на самом деле увековечили вечную молодость Олега Табакова. Уверена, что это не единственный памятник, который поставят этому потрясающему человеку. И улицу назовут, а может, и новый город - он достоин.

А потом он поставил памятник тем, кого лично не знал, но которых почитал своими учителями - Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко. Но главное, что этим памятником, точнее, его воплощением, Олег Павлович раз и навсегда исправил ошибку - мол, первым шел Станиславский, а уж потом его соратник Немирович. Нет, - решил Табаков, - они на равных строили МХАТ, строили русский театр, поэтому на постаменте нового памятника в их росте не существует разницы, Станиславский и Немирович благодаря Табакову теперь на равных.

Еще одно невероятное качество - воля и ее сила. Как бы он тяжело ни болел (а в последние годы он боролся с тяжелым недугом), он приходил, потому что знал, что ждут, что он решает, от него зависят.

Бледный как полотно, после тяжелой операции, опираясь на руку с одной стороны Машкова, а с другой - Миронова, Олег Павлович пришел в колледж на самый первый его выпуск. Когда вышел к микрофону, первым делом извинился: «Простите, не могу стоять», сел, начал говорить, но - вот чудо - постепенно лицедейство убрало болезненные признаки и он начал шутить, свистеть и стал похож на того самого Олега Павловича, у которого (и это знают все) - САМЫЕ неформальные, САМЫЕ озорные сборы труппы, премии и юбилеи.

«Табаков жжёт», - так говорили о нем и на нашей театральной премии «МК», где он практически с самого ее основания в 1995 году, считался ее живым талисманом. Он сам неоднократно становился ее лауреатом и с удовольствием выходил за именной фарфоровой тарелкой, приходил поддержать своих артистов и тех, кто давно выпорхнул из-под отеческого крыла. Отпускал реплики с мест, и все валялись от хохота, свистел наравне с молодыми артистами, и не было в этом никакой натяжки, желания подстроиться под новое поколение. Он сам был молодым, горячим, сердечным. Редкое сочетание, наблюдаемое в театральной и вообще художественной среде. Молодость так шла его сединам, так была органична с его возрастом, потому что «эго», главное слово для художника - не его слово. Амбиции, тщеславие, мелочность - тоже.

Его слово - жизнь и только жизнь. Он не позволял никому и ничему наступить на нее, помешать ее стремительному движению - только вперед или вверх. Он не знал, что такое отступать, если есть идея, мечта. Значит, что бы ни случилось, во что бы то ни стало она должна быть воплощена, обрести плоть и кровь и, в свою очередь, дать жизнь другому, новому, свежему.

Как-то он признался, что ни разу в жизни не проснулся в плохом настроении. Я ему не поверила: «Олег Павлович, ну так не бывает. А если накануне, вечером пришла плохая новость? А если вас огорчили? Или с женой поругались?» «Всё равно в хорошем, поверь. А с плохим будем бороться». Он и боролся, но не с видом революционера или страдальца, а веселого озорника, величия которого вряд ли кто-то и когда-либо сможет достигнуть.

Три последних месяца своей жизни он провел в больнице. Он боролся. Он хотел жить и не оставлять нас. Как мы теперь будем без него? Оторопь. Растерянность. Горе.

Известный российский артист умер не от того, что у него остановилось сердце, как сообщалось ранее, а от попадания инфекции в его кровь. Об этом рассказала Ирина Мирошниченко, которая была хорошей подругой Табакова.

Ирина рассказала, что у Олега Павловича сильно болели зубы. Он старался не показывать этого, но в какой-то момент боль стала настолько невыносимой, что он не мог больше терпеть, поэтому обратился за помощью к частному стоматологу. Вероятно, что из воспаленной десны инфекция попала в кровь, поэтому началось гнойное поражение легких.

Медицинские специалисты подтвердили данную версию и отметили, что из-за инфекции в крови был нарушен физиологический барьер между кровеносной и центральной нервной системами, поэтому начал развиваться менингит.

Доктора допускают, что гнойная инфекция сломала физиологический барьер, поэтому начал развиваться менингит. Так, мозг Табакова практически плавился от гноя.

Кроме того, стало известно, что у артиста было онкологическое заболевания предстательной железы. Такой диагноз был поставлен более десяти лет назад. На протяжении всего этого времени народный артист проходил все нужные процедуры химиотерапии и продолжал активно работать. В таком случае химиотерапия и имплантация зубов являются несовместимыми.

В последний путь Табакова провели пятнадцатого марта. Бывает, что дороги в столице перекрывают для того, чтобы проехал какой-то кортеж, поэтому водители возмущенно сигналят. В этот раз все тоже сигналили, но с грустью и сочувствием.

Люди возле входа в МХТ, где было прощание с Табаковым, начали собираться еще с семи часов утра.

Катафалк с Олегом Павловичем выехал под аплодисменты, как принято у артистов. Люди плакали и шептались. Заплаканный Золотовицкий, которому предрекают должность Табакова, помогал погрузить цветы в машину. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

В начале девяностых личная жизнь Табакова на некоторое время стала основной темой таблоидов. После тридцати пяти лет совместной жизни с первой супругой — актрисой Людмилой Крыловой — артист ушёл из семьи к Марине Зудиной.

Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, что годилась актеру в дочери, составляет тридцать лет, но артиста никогда это не смущало. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Спустя некоторое время наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.

Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в книге «Моя настоящая жизнь».

Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался юной актрисой. Поговаривают о страстном романе тридцати четырехлетнего на тот момент Табакова и шестнадцатилетней Еленой Прокловой, что завязался на работе над фильмом «Гори, гори, моя звезда».

Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.

Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Олег Павлович Табаков - российский актёр театра и кино, педагог и режиссёр, он родился 17 августа 1935 года в Саратове. Имеет звание Народного артиста СССР, лауреат многочисленных государственных премий. Также актёр является основателем театра, названного в его честь, одновременно с этим руководит МХАТ имени А.П. Чехова. На территории постсоветского пространства трудно найти человека, не видевшего ни одного фильма с участием Олега Павловича. За свою жизнь он достиг таких высот, о которых многие боятся даже мечтать.

Юность и образование

Олег родился в семье обычных врачей - Павла Кондратьевича и Марии Андреевны. Семья жила не слишком богато, детство будущего актёра прошло в коммунальной квартире. Благодаря этому он с юных лет осознавал ценность родительского труда, не был избалованным и капризным. Несмотря на все трудности, семья жила дружно. У Табакова остались только светлые воспоминания о том периоде. Его окружали любящие дяди, тёти и бабушки. Родные поощряли любовь Олежки к чтению и театру.

Будущий артист обучался в мужской средней школе Саратова №18. Одновременно с учёбой он с 1950 по 1953 г. посещал театральный кружок «Молодая гвардия». Преподавательницей была Наталья Иосифовна Сухостав, позже Табаков неоднократно называл её своей крёстной матерью в профессии. Именно эта женщина вдохновила юношу на выбор театрального будущего.

В 1953 г. выпускник отправляется поступать в Москву. Там ему удаётся с первого раза стать студентом школы-студии МХАТ, Олег обучался на курсе Василия Топоркова. В 1957 г. он окончил учебное заведение, стал актёром и режиссёром театра «Современник». С 1965 г. артист является членом КПСС.

В 1970 г. Ефремов покинул «Современник», вместо него руководителем стал Олег Павлович. Но ему не удавалось полностью удовлетворить свои амбиции на базе этого театра, мужчина мечтал о создании собственной студии. Именно в это время его пригласили преподавать в ГИТИС группе из 26 студентов.

В 1973 г. в Москве вышел приказ о создании трёх новых театров, и актёр смог осуществить свою давнюю мечту. Он основал студию, пригласив в неё выпускников своего курса. Позднее этот театр назвали «Табакерка». Художественный руководитель стремился создать тёплую семейную атмосферу в своей студии. Он считал театр большой семьёй, где все должны чувствовать себя комфортно, видеть справедливое отношение к себе.

С 1976 по 2005 г. актёр непрерывно вёл курсы в ГИТИСе и МХАТе. Он разработал уникальную систему обучения, позволив своим студентам ежедневно репетировать и выступать в настоящих спектаклях. С 1978 г. Табаков получает бывший угольный склад на улице Чаплыгина, туда и перебираются участники «Табакерки». В это время происходит сразу несколько премьер подвального театра - постановки «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Страсти по Варваре» и «С весной я вернусь к тебе…». Только в 1986 г. театр получил официальный статус. С 2010 г. Олег Павлович обучает юных артистов также на территории «Московской театральной школы», открытой при МХАТ.

Работа в кино и на телевидении

Уже на третьем курсе Табаков сыграл свою первую роль в киноленте «Саша вступает в жизнь». Его пригласил режиссёр Михаил Швейцер, и он остался доволен своим выбором. После этого на юного актёра посыпались предложения, всего за свою жизнь он сыграл около 130 ролей в кино. Но для студента такая нагрузка оказалась слишком сильной, и в 1964 Олег пережил инфаркт. На тот момент ему было всего 29 лет.

Персонажи, которых играл Табаков в молодости, все были немного похожи друг на друга. Они отличались прямотой суждений, чистотой помыслов, некоторым упрямством. Эти качества присутствовали и в юном актёре. Именно поэтому ему с лёгкостью удалось сыграть в картинах «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо» и «Война и мир». Эти роли даже сейчас считаются лучшими в начале его пути.

С 1975 г. Олег появлялся на телевидении. Он стал одним из первых актёров, принимавших участие в телеспектаклях. Также мужчина записал два моноспектакля - «Конёк-Горбунок» и «Василий Теркин». Табаков с блеском сыграл ведущие роли в пьесах «Шагреневая кожа», «Эзоп» и «Печники». Особенно запомнилась зрителям его роль в телеверсии спектакля «Двенадцатая ночь». Актёр участвовал и в озвучивании мультфильмов. Именно его голосом разговаривает кот Матроскин из «Простоквашино», Барбос из «Бобик в гостях у Барбоса» и даже легендарный кот Гарфилд из одноименного мультика.

Театральная карьера

В 1957 году Олег Ефремов собирает молодых актёров в свою студию, позднее преобразовавшуюся в театр «Современник». Табаков становится самым юным участником труппы из шести человек. Его дебютный выход на сцену состоялся во время премьеры спектакля «Вечно живые». Позднее юноша блистал в постановках «Голый король», «Всегда в продаже», «Три желания» и других пьесах. В этом театре артист играл до 1983 года.

В 1966 г. артист сыграл Александра Адуева в постановке «Обыкновенная история» Виктора Розова. Публика с восторгом восприняла эту пьесу, поэтому позднее спектакль перенесли на телевизионный экран. Его также удостоили государственной премии СССР. В 1968 г. Табакова пригласили в Прагу сыграть роль Хлестакова в постановке «Ревизор». Эта роль стала для него любимой, и зрители высоко оценили талант актёра. Через некоторое время его пригласили в Чехию преподавать актёрское мастерство.

Табаков стремился к постоянному совершенствованию, развивал и дополнял свои профессиональные умения, чтобы достичь идеала. Одновременно с руководством театра Олег Павлович пробует себя в качестве режиссёра. Совместно с труппой он поставил спектакль под названием «Женитьба».

После роли в «Ревизоре» Табаков много работал за границей. С 1980 по 1982 г. он читал лекции студентам академии в городе Хельсинки. Вместе с финнами режиссёр поставил пьесу «Две стрелы». За несколько лет ему удалось поставить более 40 спектаклей в театрах Германии, Венгрии, США, Австрии и Финляндии. На базе Гарвардского университета Олег Павлович открыл летнюю школу и возглавил её.

С 1983 г. актёр играет на сцене МХАТ. В 1987 г. произошёл раскол, вследствие которого Табаков отправился вслед за Ефремовым в театр имени Чехова. В 2001 г. О.Н. Ефремов скончался, и Олег взял на себя руководство театром. На этой сцене он до сих пор исполняет роли в постановках «Амадей», «Горе от ума», «Тартюф» и других известных по всему миру пьесах.

Личная жизнь

В 1959 г. Олег Павлович женился впервые. Его избранницей стала коллега по цеху Людмила Ивановна Крылова. За годы брака у них родился сын Антон, позднее появилась на свет и дочь Александра. В 1992 году чета Табаковых подала на развод. По заявлениям журналистов, причиной их расставания стала молодая актриса Марина Зудина.

Роман продолжался в течение 12 лет до заключения брака, отношения Табакова и Зудиной были скрыты ото всех. Их разница в возрасте составляет 30 лет, но это не помешало любви. Марина родила своему супругу сына Павла и дочь Марию. Несмотря на сплетни и агрессию со стороны обывателей, они всё еще живут вместе и выглядят вполне счастливыми.

Олег Табаков был госпитализирован днем 27 ноября 2017 года. Артист пришел на плановый прием к стоматологу, откуда был срочно доставлен в реанимацию Первой градской больницы. Как рассказали в театре "Табакерка", актеру в частной столичной клинике ставили имплантаты.

ПО ТЕМЕ

Позже стало известно, что у Табакова диагностировали сепсис. Каким образом артист получил заражение крови, не уточнялось.

Здоровье актера резко ухудшилось днем 28 ноября. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких и установили трахеостому (искусственное дыхательное горло – трубка, которая помещается в трахею). Позже состояние Олега Павловича удалось стабилизировать.

В первых числах января 2018 года у Табакова наблюдалась положительная динамика. Сообщалось, что он реагировал на осмотр и жаловался на умеренную боль в области легких, где был установлен дренаж. По словам медиков, актер ориентировался в пространстве и времени. К сожалению, улучшения оказались временными.

30 января в СМИ распространилась тревожная информация о состоянии Табакова. Говорили, что у него начались судороги и, вероятно, отказывает головной мозг. 12 марта Олег Табаков скончался, артиста отключили от аппарата жизнеобеспечения. Информацию о смерти актера подтвердили в пресс-службе театра, которым он руководил, передает РЕН ТВ.

Олег Табаков – основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова ("Табакерка"), удостоен звания "Народный артист СССР", является лауреатом Государственных премий СССР (1967) и России (1997), а также полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" и членом Совета по культуре и искусству при президенте России.

В 2000 году стал художественным руководителем МХТ имени Чехова. На его счету более 120 работ в кино и около 100 – в театре.