Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Игорь Шаймарданов "Александру Сергеевичу хорошо!". Игорь Шаймарданов. Псковская Масленица

Картины этого художника известны многим любителям живописи (особенно работы, посвященные А.С.Пушкину), любимы они и авторами дневников и блогов. Работы Игоря Шаймарданова появлялись и в моих галереях, посвященных Масленице. Вот решил собрать их в одном месте, чтоб вы оценили и красоту блинного солнца, и ситцевость некоторых фонов, и любовь художника к пушкинской теме, его чувство юмора и точный профессиональный наивно-лубочный взгляд на этот любимый в народе праздник. Увы, большая часть картин на тему Масленицы не подписана даже на официальном сайте художника.

***
Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

Михаил Лермонтов

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Масленица. 2012 г.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Масленица.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Блин, серия Ситцевый Пушкин. 2001 г.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Блин II, серия Ситцевый Пушкин. 2001 г.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Блин III, серия Ситцевый Пушкин. 2001 г.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Пушкин и Масленица, серия Новый старый Пушкин. 2013 г.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Без названия.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Без названия.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Без названия.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Без названия.

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (род. 1969) Без названия.

***
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.

А. С. Пушкин Отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин"

Игорь Дмитриевич Шаймарданов

Родился в 1964 году в г. Камбарка (Удмуртия)

Российский художник, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России.
Окончил Нефтекамскую художественную школу (1976-1979), художественное училище в г. Йошка-Ола (1979-1983). В 1985-1991 годах учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности художник-постановщик на курсе Дмитрия Владимировича Афанасьева и Геннадия Петровича Сотникова. Работал художником-постановщиком в Академическом драматическом театре им. А.С. Пушкина г. Пскова, в театрах Нефтекамска и Ижевска. Оформил около 30 спектаклей. За сценографию и костюмы к спектаклю «Бесы» получил первую премию на фестивале «Театральная весна».
В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств. В 2008 и 2009 годах Шаймарданов был главным художником Пушкинских праздников поэзии, с 2012 года является главным художником-постановщиком Всероссийской Масленицы в Пскове.
Художник провел более 40 персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Ижевске, в Пушкинских Горах. Первая персональная выставка Шаймарданова состоялась еще во время учебы в Ленинграде в 1988 году. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Одна из основных и любимых тем – «пушкиниана». Художник создал серии картин «Ситцевый Пушкин», «Пушкинские царапки», «Михайловский календарь», «Александру Сергеевичу хорошо!» и др.
Картины Шаймарданова находятся в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург), Музее-квартире Владимира Набокова (Санкт-Петербург), «Фонде современного искусства», Пушкиногорском музее-заповеднике, а также в других государственных и частных собраниях.
Художник живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Не так давно я побывала в Пушкиногорье. Я думаю, каждый филолог должен посетить эти святые и наполненные Пушкиным места. Честно говоря, мне хочется ездить теперь туда каждый год. Тишина, покой, так и вспоминаются слова самого Алекандра Сергеевича: "На свете счастья нет, но есть покой и воля".

Стены нашей гостиницы были украшены оригинальными, выполненными с юмором работами И. Шаймарданова. И вот в одном из музеев я обнаружила книгу иллюстраций этого художника и, конечно, сразу купила. Каждая иллюстрация снабжена или воспоминаниями, или строками самого поэта. Не всегда строчки подходили под рисунки, но это было и неважно. В книге чувствовался дух Пушкиногорья. Видно, что художник прожил здесь немало времени.

Эту книгу хочется листать и листать. Я решила сделать презентацию по этим рисункам. Какие-то подписи к ним я взяла из книги, какие-то подобрала сама.

Где можно использовать презентацию учителю? Думаю, на уроках, когда знакомимся с темой "Пушкин в Михайловском", на занятиях элективов, кружков. Это нестандартный и очень современный взгляд на поэта. Кроме того, презентация даёт определнное представление о его личности.

По ходу демонстрации этого слайда сообщается, что учитель сегодня расскажет о Пушкине в Михайловском, ребята больше узнают о личности поэта, его увлечениях, привычках, вспомнят его стихотворения и познакомятся с нестандартным образом Пушкина, созданным художником И. Шаймардановым.

Данный слайд демонстрирует отношение Пушкина к деревне такое же, каково было у его героя - Евгения Онегина. Хотя это отношение не оставалось всю жизнь Пушкина неизменным.

Не всегда мнение поэта и лирического героя, героя произведения, совпадают. Это мы можем видеть на этом слайде. Видно, что художник писал с натуры, сравните фото Пушкинского дома со стороны реки и рисунок художника.

Читая это письмо, мы убеждаемся, что со временем поэт полюбил деревню больше. К тому же теперь он там находился по собственной инициативе, а не вынужденно.

Художник изобразил несколько известных пунктов Пушкиногорья, например, Дуб уединённый. Возможно, о нём поэт писал эти всем известные строчки.

Когда мы читаем эти воспоминания, нам на ум сразу приходит Онегин. Разве не он дичился соседей, не не увлекался охотой и любил уединение? Пушкин многие свои черты приписал своему герою.

Всего несколько раз Пушкин, внимательно относящийся к своей внешности, одевался таким образом, но это настолько всех поразило, что в воспоминаниях часто всплывает эта картинка. Мы узнаём, что он не очень был привередлив в еде, но иногда был ужасный "прожора", замечает князь Вяземский. Так, мочёные яблоки, апельсины он мог есть дюжинами.

Мария Ивановна Осипова - одна из дочерей П. И. Осиповой-Вульф.

Обратите внимание: сопоставив рисунок и фото, мы приходим снова к выводу, что художник писал с натуры.

Этот слайд - продолжение предыдущего, ещё одно свидетельство того, что Пушкин ездил на старой кляче.

В "Барышне-крестьянке" герою приписываются черты самого поэта - простота в общении с крестьянами. Следующий слайд тому подтверждение.

Ну как тут не вспомнить фрагмент из "Горя от ума":

"Он фармазон, он пьёт одно стаканом красное вино".

Обитатели Тригорского воображали, что именно они прототипы героев "Онегина". Так, считается, что одним из прототипов Ленского был Алексей Николаевич Вульф. Ленский учился в Германии, видимо, в Геттингенском университете, а Вульф - в Дерптском. Но по данной характеристике мы видим, что хоть Пушкин и считал его свои приятелем, но очень снисходительно к нему относился. И не случайно: Вульф после смерти поэта оправдывал, например, Дантеса.

Остров Уединения - одно из достопримечательностей Михайловского. Фоном слайда служит его фото, сделанное мной. Часто в ссылке Пушкин общался не только с Вульфом, но и с поэтом Языковым, который был приятелем Вульфа. Художник посвятил их отношениям много рисунков в книге.

Именно так начинался день и самого поэта. На следующем слайде фрагмент воспоминаний рассказывает о том, каким пловцом был Пушкин.

Очень смешной рисунок. Пушкин предстаёт здесь в роли Деда Мазая, спасающего зайцев, к которым с опаской он относился. На лодке написано: "Сороть" - название реки. Пушкин сам был большой шутник в ранней юности, ну как бы ему понравились эти иллюстрации его жизни, выдуманные художником?

Слайд из воспоминаний Анны Керн начинает рассказ о ней и взаимоотношениях Пушкина с этой своей музой.

Пушкин как будто стыдится своих чувств. В нём часто сочетались показной цинизм и обоготворение в стихах. Он мог написать в стихотворении: "Гений чистой красоты", а в письме назвать её "вавилонской блудницей".

Пушкин общался в Михайловском с попом по прозвищу "Шкода". Это вопоминания его дочери. Они многое говорят о поэте: любил эпатировать священнослужителей своими богохульными высказваниями и книгами (вспомним "Гаврилиаду"), но это было в юности. Позже поэт уже не шутил над чувствами верующих, да и его поэзия стала религиозной в чём-то. А то, что он был прост в общении и отходчив, хоть и вспыльчив, вспоминали многие.

Следующие три слайда иллюстрируют суеверность поэта: он верил в приметы, как и его Татьяна, не случайно Кюхельбекер заметил, что Татьяна - это сам Пушкин. Он верил в плохие приметы: заяц перебежал дорогу, встретил чёрного монаха, месяц с левой стороны...

Художник во многих рисунках потешается над взаимоотношениями Пушкина с зайцами.

Вспомним и то, как однажды, в юности, одна цыганка нагадала поэту, что он будет жить долго, если только на 37-м году жизни не погибнет от белой лошади или белой головы. Вера часто творит с людьми разные странности, ведь так и случилось в жизни с Пушкиным. Как он сам говорил, "случаются странные сближения".

У Игоря Шаймарданова есть целый цикл рисунков "Арина Родионовна и Александр Сергеевич". Не буде забывать, что няня была единственной собеседницей поэта в длинные зимние вечера. Ей он посвятил свои стихотворения, не матери, с которой у него были сложные взаимоотношения. Очень умиляют рисунки этого цикла: они такие тёплые, выполненные с большим юмором и любовью.

Меня очень насмешила подпись под этой иллюстрацией. Ещё раз замечу, что Александру Сергеевичу это бы понравилось.

"Арина Р." - так называется гостиница в деревне Бугрово, в которой мы жили. Сами понимаете, в честь кого она названа. Очень уютное, тихое место, пропитанное почитанием поэта. Создатели очень креативны оказались.

Также у Игоря Шаймарданова есть цикл "Пушкинский календарь". Все мы знаем, какое время года особенно любил поэт, - осень, причём, не золотую, а уже позднюю, с дождями, первыми заморозками. Тогда ему лучше всего писалось. Это время раздумий, творчества. Пушкин посвятил временам года множество пейзажных стихотворений. Можно их почитать. Это и "Осень" (отрывок), в котором он рассказывает о своём отношении к каждому времени года, это и замечательные отрывки из "Евгения Онегина".

Глядя на этот рисунок, так и представляешь короткие зимние дни в Михайловском, забавы крестьянских ребятишек, занесённые снегом поля, дом, скрытый под сугробами.

А вот весенний слайд. Каждому любителю поэзии Пушкина известно, что весну он не любил, так как весной "бродит кровь", творцу не пишется. Но художник нашёл, как изобразить Пушкина весной: либо выпускающим птичку на волю, либо вот идущим вешать скворечник с С. Гейченко, директором заповедника.

В книге множество летних рисунков. То поэт ловит бабочек, то катается на лошади, то ловит рыбу. Лето, конечно, необыкновенно на лоне природы. Но фумитокса не было в те времена, и, конечно, мухи, комары и слепни досаждали Пушкину. Мы это ощутили на себе, когда шли от Михайловского пушкинской тропой в Тригорское: слепни так и липли, а мы были похожи на мельницы, размахивающие руками.

Этот слайд говорит о том, каким хозяином был Пушкин. Теперь понятно, почему он всё время был в долгах, а мать его, приехав в Тригорское, была недовольна состоянием, в котором она нашла Михайловское

Это завершающий аккорд презентации. Вот читаю стихотворения современников Пушкина, которые были не менее популярны в то время, и понимаю, как же им далеко до него в современности слога, в юморе. Действительно, поэт создал наш современный литературный язык. Читаешь и наслаждаешься лёгкостью его стиха, отсутствием таких вот непроизносимых оборотов. Прошло со дня смерти поэта почти 200 лет, а он всё так же современен, нисколько не стал архаичным. Не хочется повторять высокопарно, что "Пушкин - это наше всё". Хочется сказать вслед за Б. Окуджавой: "Александру Сергеевичу хорошо!" Не случайно и книга так по-доброму, с юмором, легко названа.

  • #3

    Уважаемая Инесса Николаевна. Позвольте сделать пару небольших уточнений: 1. В графическом листе "Пушкин и писатель" изображен Сергей Довлатов. 2. В работе "День птиц" - Пушкин и Гейченко. И спасибо большое за публикацию моих работ!

  • #4

    Уважаемый Игорь Дмитриевич! Большое спасибо за Ваш комментарий и поправки. Это большая честь для меня.
    Да, я поняла, что на картине "Пушкин и писатель" изображён С. Довлатов, а на "День птиц" - С. Гейченко. Вы совершенно правы, это надо было сообщить, это важно, интересно.
    Спасибо, что не рассердились на то, что я использовала Ваши работы в презентации. Я в восхищении от них и не могла не показать детям.

  • #5

    Да что вы, Инесса Николаевна. Всё в порядке. Славы много не бывает:) Недавно я закончил новую серию графических листов. Называется "Пушкин - друг зайцев". Если будет любопытно, могу как то показать, но не соображу как. Что предложите? Была уже выставка этих работ в Пскове.

  • #6

    Очень интересно, Игорь Дмитриевич! А не могли бы Вы здесь рассказать, как вообще зародился замысел создания работ про Пушкина? Как я понимаю, это было сделано к 200-летию поэта. Интересно, как вообще возникла такая идея, сюжеты. Видимо, Вы пользовались воспоминаниями о Пушкине и много бродили по Михайловскому и окрестностям? Расскажите, пожалуйста, хотя бы об одной из работ.
    Зайцев очень интересно посмотреть. Может, Вы мне напишете на почту? [email protected]

  • Ну что же, начинаем праздновать. :-))
    Представляю вам чудесный цикл картин художника Игоря Шаймарданова под названием "Псковская Масленица".

    Шаймарданов Игорь Дмитриевич родился в 1964 г. в Удмуртии. Учился в художественной школе, художественном училище. После службы в армии учился в Санкт-Петербургской Академия театрального искусства, где в 1991 году защитил диплом сценографа. С 1995 г. работает как театральный художник. Оформил около 30 спектаклей.

    В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств.

    Провел более 40 персональных выставок. Работает в жанре традиционной сюжетной живописи и графики. Член Союза Художников России. Член Союза Театральных Деятелей России.

    Работы И.Д.Шаймарданова находятся в частных собраниях, "Фонде современного искусства", Пушкиногорском музее-заповеднике, музее-квартире Владимира Набокова, Бизнес-центре "Нептун", Всероссийском музее А.С.Пушкина на Мойке. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

    На протяжении последних нескольких лет был главным художников Всероссийской Масленицы в Пскове.

    Псков 2013 и Художник Игорь Шаймарданов April 24th, 2013

    Уже третий год подряд в апреле я пишу в блог о поездке на весенние соревнования по спортивному ориентированию в Пскове. А ездим мы туда почти каждый год уже более 10 лет. В этом году поездка как всегда удалась. Было солнечно (за исключением субботнего утра), снега в лесу оказалось значительно меньше, чем ожидалось.

    А написать сегодня я хотел вот о чем. Месяц назад я ездил бегать ориентирование и путешествовать в , а в прошедшие выходные во Псков. Так вот, в Пскове теперь все ощутимо дороже, чем в Италии. По крайней мере все услуги для туристов. Гостиницы, обед в ресторане, товары в магазине. Это странно и неприятно. К тому, что Псков дороже соседних Латвии и Эстонии, я уже успел привыкнуть, но Италии... Это как-то неправильно.

    Уже который год мы останавливаемся в очень хорошей, но очень дорогой гостинице с красивым русским названием Old Estate (http://oldestatehotel.com). Мне там очень нравится, но цена в этом году уже достигла 5225 рублей за двухместный номер. Как-то дороговато для провинциального русского города, даже неудобно вслух такую цифру произносить. Цены на кафе/рестораны также очень близки к питерским, да просто точно такие же цены.

    Поездка на выходные в Псков по цене уже почти равна неделе в четырехзвездочном отеле в Египте.

    Однако город мне по-прежнему очень нравится. По не совсем понятной мне самому причине - это мой самый любимый русский город после Питера.

    Постараюсь выдать по итогам поездки еще один “краеведческий” пост с фотографиями. А сегодня хотел показать вам картины художника Игоря Шаймарданова, которые висят в коридорах вышеупомянутой гостиницы Олд Эстейт.

    Игорь Шаймарданов родился в Удмуртии в 1969 году, сейчас живет и работает в Петербурге, а в 90-х годах жил в Пскове. Шаймарданов - художник-примитивист. Вроде бы такие простые и незамысловатые “картинки”, почти карикатуры.

    Но я смотрю на эти картины уже третий год, хожу по гостинице и любуюсь. Очень классно. Фотографии получились так себе, но все же...