Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Национальные особенности китайской дипломатии. Дипломатия китая Дипломатия китая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности дипломатии Китая в период средневековья»

Валерий Ким

Екатерина Иванченко

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал среди варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке. Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия.

Известно, что китайцы одни из самых обходительных людей во всем мире, их корректность в деловой сфере и коммуникабельность в обычной жизни часто становятся темами для многочисленных научных трудов. Период Средневековья стал для Китая эпохой различных затяжных войн и длительных межэтнических контактов. Расширение пределов государства, увеличение данников из числа иноземных правителей было целью внешней политики множества династий, сменявших друг друга на политической арене Китая. Неоднократные войны сменялись периодами неустойчивого перемирия.

Используя сведения об особенностях китайской дипломатии, которые приведены далее, можно избежать многочисленных просчетов при межэтнических контактах с китайцами в современных международных отношениях.

Ретроспективный экскурс в политику Китая в период Средневековья показывает, что c падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй на севере, Шу в центральной части и У на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и Южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Укрепление централизованной власти происходит в 20-х гг. V в. после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х гг. V в. на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к установлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после четырехсотлетнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Если же говорить об особенностях развития политических связей Китая с другими государствами в более поздний период, то необходимо отметить, что в XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела и захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 год в страны Юго-Восточной Азии, Индии, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 около 1434). В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей (это путешествие совершено за 100 лет до открытия Колумбом Америки, причем флагманский корабль Чжэн Хэ превосходил в два с лишним раза по размерам знаменитую «Санта Марию» Колумба). Целью вояжа было установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензию на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Анализируя особенности тайной и официальной китайской дипломатии в Средние века, делаем вывод, что она исходила из концепции «предопределенного менталитета» остального мира от Китая, поскольку «Небо над миром одно, Мандат Неба выдан императору, следовательно, весь остальной мир вассал Китая. Император получил ясный приказ Неба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Земля и Небо, существует и деление на поданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях с иностранцами.»

Осути такого «определенного порядка» говорит иероглиф «фань», обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев, их страна круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые «фань», относиться к которым гуманно нельзя, поскольку «принцип морали для управления Китаем, принцип нападения для управления варварами». Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались следующие названия: Аньдун (Смиренный Восток), Аннань (Смиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как что-то периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической и китаецентрической догмой, которая, возможно, и по сей день дает о себе знать в менталитете китайцев.

На практике апологеты «предопределенного вассалитета» удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязанностями «вассала» были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение «вассалом» еще более ценных подарков от императора, именуемых «милостью и жалованьем».

Объясняется данный феномен китайской дипломатии тем, что концепция «предопределенного вассалитета» была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета дополнительное доказательство власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней «все иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государства спешат стать вассалами, принести дань и узреть Сына Неба». Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс, в стремлении большинства стран «приобщиться к цивилизации» нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жестокой налоговой эксплуатации: «Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства». дипломатия китай средневековье

С целью усиления психолого-идеологического воздействия в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом «коу-тоу», просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 преклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: «Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая». Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизованна, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво». Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как «недостаточное обращение русских к цивилизации». Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что «Русь не вассал, но обычай переменить нельзя». На что Спафарий ответил: «Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью». Посол уезжал из Китая с убеждением, что «они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой».

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия с двойным дном (тайная дипломатия в двух странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма и его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он постоянно исходил из того, что «дипломатия альтернатива войне»: «сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого».

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

Горизонтальная стратегия в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом, соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;

Вертикальная стратегия в апогее династии: Сильный Китай наступает на соседей «в союзе с далекими против близких»;

Комбинационная стратегия смена союзников как перчаток;

Сочетание военных и дипломатических методов: «пером и мечом надо действовать одновременно»;

- «использование яда в качестве противоядия» (варваров против варваров);

Симуляция слабости: «прикинувшись девицей, броситься, как тигр в открытые двери».

Резюмируя все вше сказанное, приходим к следующим выводам:

Дипломатию игру без правил Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход, в качестве своего рода дипломатического каратэ, неизбежно фатальной для противников Поднебесной.

Стратагема это особый стратегический план, в котором для противника заложена ловушка. Соответственно, дипломатическая стратагема сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики.

Философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность; умение не только рассчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре именно в этом заключена дипломатическая стратагема Китая основное средство борьбы с внешними врагами государства в период Средневековья.

В современных условиях китайская дипломатия умело использует некоторые приемы из богатого арсенала «китайских переговорных церемоний» для улаживания межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Список литературы

1. Говоров, Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю.Л. Говоров. М., 2003.

2. Исмаилова, С. Всемирная история / С. Исмаилова. М., 1996.

3. Поляк, Г.Б. Всемирная история: учеб. для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование политических взаимоотношений между государствами Западной Европы в период средневековья. Анализ проблемы устойчивости границ. Сущность властных полномочий. Роль религиозного фактора в дипломатии. Изучение методов ведения международных дел.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Экономические и политические ресурсы Китайской Народной Республики. Взаимоотношения Китая с пограничными государствами и основными партнерами. Характеристика деятельности Китая на международной арене. Особенности взаимоотношений между Россией и Китаем.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Характеристика и особенности отношений Китая со странами мира. Отличительные черты экономики КНР, которая ориентирована на экспорт товаров широкого потребления. Главные положения военной доктрины, политики энергобезопасности и внутренней политики Китая.

    эссе , добавлен 26.03.2010

    Формирование мировоззрения К. Токаева и выбор профессии дипломата. Научно-исследовательская деятельность. Взгляды К. Токаева по основным проблемам казахстанской дипломатии и международным отношениям в целом. "Советский период" в карьере дипломата.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Современная ситуация в Северо-Восточной Азии (СВА). Значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА. Роль США и Китая в СВА. Становление "северной дипломатии" Кореи. "Политика мира и процветания" Но Му Хёна. Перспективы межкорейского диалога.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Особенности формирования мирохозяйственного курса КНР. Возрождение и модернизация традиций Китая, причины хозяйственного подъема и роль политических мотивов. Сущность китайской внешнеэкономической политики и борьба Китая за мирохозяйственные позиции.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2009

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Истоки возникновения марксизма в Китае. Предпосылки особого пути развития Китая. Обзор и характеристика внутренних проблем современного Китая. Особенности социальной политики современного Китая и экономических преобразований последних десятилетий.

Китайская дипломатия во второй половине XX в. претерпела значительные изменения. Из отсталой страны Китай превратился в ядерную державу с миллиардным населением, с мощной промышленностью. "Культурная революция" нанесла серьезный удар по имиджу КНР и в дипломатии. Более 40 китайских послов были отозваны из-за границы, иностранные дипломаты в Пекине получили унижений и оскорблений, "красная гвардия" даже физически расправилась с каждым из них. На советское и английское посольства было совершено нападение.

В 1971 году правительство Китая принес свои извинения пострадавшим в годы "культурной революции" странам, компенсировал ущерб, нанесенный посольствам, занял свое место в Совете Безопасности.

Иностранные дипломаты, работавшие в Китае, уважают высокий профессионализм китайского руководства. Известный американский дипломат Дж. Кеннан в своих мемуарах писал, что в "индивидуальном плане китайцы умные люди среди всех народов мира".

В связи с тем, что окончательные решения принимаются, как правило, руководителями страны, то без их одобрения ни одно изменение отношений невозможна. Вместе с тем, руководители Китая считаются с мнением дипломатов, ученых. В китайской делегации, как правило, многие эксперты, например, эксперт по финансовым вопросам, технических и тому подобное. В результате численность делегации оказывается достаточно большой .

Сами китайцы отстаивают свои позиции очень строго и совершают поступки только тогда, когда переговоры зашли в тупик. Они умело используют ошибки, допущенные партнерами .

Китайцы - радушные хозяева. Если вас пригласят домой или в ресторан на обед, приготовьтесь к тому, что подадут два десятка блюд, а то и больше. Категорически отказываться от предложенного угощения не следует. Даже если какая-то из экзотических блюд кажется вам отвратительной, попробуйте съесть хотя бы кусочек или несколько ложек, а остальные оставьте. Если подают суп, значит, обед подходит к концу. Гость в Китае должен подниматься из-за стола первым.

В Китае популярны и водка, и вино. Пьют, как правило, после тоста. Бокал следует держать в правой руке, поддерживая ее левой. Чокаются нечасто, но если чокаются, то придерживаться правила: бокал младшего по рангу должен коснуться верхней частью ножки бокала, который держит человек высокого ранга. В чужие бокалы нужно наливать до краев, иначе это будет расценено как неуважение .

Особенности дипломатии Индии

Дипломаты Индии близки к английской школы, многие из них заканчивали английские университеты и стажировку в английском Форин Офисе. Некоторые индийские дипломаты к дипломатической службе были чиновниками английской колониальной администрации. Индийские дипломаты отличались высоким профессионализмом, разносторонними связями, умелым отстаиванием интересов своей страны.

Поддерживая контакты с представителями Индии, стоит помнить о том, что у индийцев высоко развито чувство собственного достоинства. Индус не позволит обидеть себя. Когда унижен в результате долгого колониального господства Англии, он очень оберегает свою независимость.

Американский дипломат, посол Уотсон, в своей книге "Дипломатия" отмечает высокую компетентность индийских коллег в двусторонней и многосторонней дипломатии.

Импонирует еще одна черта индийских политиков и дипломатов - это их реализм, практичность, подчиненность одной цели - интересам страны.

Индийский дипломат ревностно относится к своей чести. Вот, например, в Лондон к отцу, посла Индии, приехал син школьник, и в магазине, куда он пошел один, его соблазнили цветные карандаши, которые он украл. Его задержали, но как несовершеннолетнего, конечно, отпустили. Об этом узнали журналисты желтой прессы. В одной из газет появилась статья: "Отец заявил, которые поступок его сына не позволяет ему представлять свою страну, немедленно подал в отставку и покинул Лондон".

по отношению к трем предыдущим является своего рода «несовместимость». Дхарма не может быть смешана ни с либерализмом, ни с социализмом, ни с национализмом. Она, существует «параллельно», т. к. для нее отсутствует противопоставление сфер жизни общества, противопоставление природного, социального и индивидуального. Тем не менее, она содержит в себе элементы ведущих ценностей всех трех доктрин.

Примечания

1 См.: Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bjp.org/.

2 См.: Andersen, W. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsevak Sangh and Hindu Revivalism / Walter K. Andersen, Shridhar D. Damle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/the_brotherhood_in_saffron:_ the _ rashtriya _ swayamsevak_ sangh_and_hindu_revivalism.

3" Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.bjp.org/.

4 См.: Pre-occupation with materialism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en/wikipedia/org/wiki/Integral_humanism.

Валерий Ким Екатерина Иванченко

Некоторые особенности дипломатии Китая в период средневековья

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал среди варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке1. Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия2.

Известно, что китайцы - одни из самых обходительных людей во всем мире, их корректность в деловой сфере и коммуникабельность в обычной жизни часто становятся темами для многочисленных научных трудов. Период Средневековья стал для Китая эпохой различных затяжных войн и длительных межэтнических контактов. Расширение пределов государства, увеличение данников из числа иноземных правителей было целью внешней политики множества династий, сменявших друг друга на политической арене Китая. Неоднократные войны сменялись периодами неустойчивого перемирия.

Используя сведения об особенностях китайской дипломатии, которые приведены далее, можно избежать многочисленных просчетов при межэтнических контактах с китайцами в современных международных отношениях.

Ретроспективный экскурс в политику Китая в период Средневековья показывает, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средне-вековье3. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецар-

ствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй - на севере, Шу - в центральной части и У - на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и Южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Укрепление централизованной власти происходит в 20-х гг. V в. после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х гг. V в. - на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к установлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после четырехсотлетнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Если же говорить об особенностях развития политических связей Китая с другими государствами в более поздний период, то необходимо отметить, что в XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела и захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 год в страны Юго-Восточной Азии, Индии, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 - около 1434). В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей (это путешествие совершено за 100 лет до открытия Колумбом Америки, причем флагманский корабль Чжэн Хэ превосходил в два с лишним раза по размерам знаменитую «Санта Марию» Колумба). Целью вояжа было установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензию на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Анализируя особенности тайной и официальной китайской дипломатии в Средние века, делаем вывод, что она исходила из концепции «предопределенного менталитета» остального мира от Китая, поскольку «Небо над миром одно, Мандат Неба выдан императору, следовательно, весь остальной мир - вассал Китая. Император получил ясный приказ Неба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Земля и Небо, существует и деление на поданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях с иностранцами...»

О сути такого «определенного порядка» говорит иероглиф «фань», обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев, их страна - круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые «фань», относиться к которым гуманно нельзя, поскольку «принцип морали для управления Китаем, принцип нападения - для

управления варварами». Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались следующие названия: Аньдун (Смиренный Восток), Аннань (Смиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как что-то периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической и китае-центрической догмой, которая, возможно, и по сей день дает о себе знать в менталитете китайцев.

На практике апологеты «предопределенного вассалитета» удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязанностями «вассала» были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение «вассалом» еще более ценных подарков от императора, именуемых «милостью и жалованьем».

Объясняется данный феномен китайской дипломатии тем, что концепция «предопределенного вассалитета» была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета - дополнительное доказательство власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней «все иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государства спешат стать вассалами, принести дань и узреть Сына Неба». Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс, в стремлении большинства стран «приобщиться к цивилизации» нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жестокой налоговой эксплуатации: «Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства».

С целью усиления психолого-идеологического воздействия в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом «коу-тоу», просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 преклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: «Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая». Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизованна, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво». Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как «недостаточное обращение русских к цивилизации». Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что «Русь не вассал, но обычай переменить нельзя». На что Спафарий ответил: «Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью». Посол уезжал из Китая с убеждением, что «они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой».

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия - с двойным дном (тайная дипломатия в двух странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма и его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он постоянно исходил из того, что «дипломатия - альтернатива войне»: «сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого».

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

Горизонтальная стратегия - в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом, соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;

Вертикальная стратегия - в апогее династии: Сильный Китай наступает на соседей «в союзе с далекими против близких»;

Комбинационная стратегия - смена союзников как перчаток;

Сочетание военных и дипломатических методов: «пером и мечом надо действовать одновременно»;

- «использование яда в качестве противоядия» (варваров против варваров);

Симуляция слабости: «прикинувшись девицей, броситься, как тигр в открытые двери».

Резюмируя все вше сказанное, приходим к следующим выводам:

Дипломатию - игру без правил - Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход, в качестве своего рода дипломатического каратэ, неизбежно фатальной для противников Поднебесной.

Стратагема - это особый стратегический план, в котором для противника заложена ловушка. Соответственно, дипломатическая стратагема - сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики.

Философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность; умение не только рассчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре -именно в этом заключена дипломатическая стратагема Китая - основное средство борьбы с внешними врагами государства в период Средневековья.

В современных условиях китайская дипломатия умело использует некоторые приемы из богатого арсенала «китайских переговорных церемоний» для улаживания межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Примечания

1 Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров. -М., 2003.

2 Исмаилова, С. Всемирная история / С. Исмаилова. - М., 1996.

3 Поляк, Г. Б. Всемирная история: учеб. для вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. -М., 2005.

Л.Л. Сухадольская* «Китайская мечта» и новая дипломатия Китая

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается идейно-политический лозунг «китайская мечта», выдвинутый новым китайским лидером Си Цзиньпином, проанализирован инновационный характер современной китайской дипломатии в новых условиях. Автор показывает, как осуществление «китайской мечты» зависит от мирного окружения Китая.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, Си Цзиньпин, «китайская мечта», мирная политика, новая дипломатия.

Председатель КНР Си Цзиньпин посетил 29 ноября 2012 г. выставку «Путь к возрождению» в Китайском национальном музее. Там он впервые выдвинул новый лозунг о «китайской мечте» (чжунго мэн), в основе которой лежит реализация великого возрождения китайской нации1. Китайский лидер заявил, что «китайская мечта» - это квинтэссенция многовековых мыслей и чаяний китайского народа о построении справедливого общества, общества, в котором граждане страны будут жить в достатке, а также о месте Китая на мировой арене, которое бы соответствовало достигнутым этим государством успехам в экономике и политике и отражало бы существенно возросшую военную мощь2. В ноябре 2012 г. на открытии XVIII съезда КПК китайский лидер подчеркнул, что «мы определённо сможем к столетнему юбилею создания КПК (2020 г.) полностью построить среднезажиточ-ное общество (сяокан), а к столетию КНР превратить Китай в богатое,

* Сухадольская Людмила Леонидовна, с.н.с., Центр сравнительного изучения цивилизаций Северо-Восточной Азии, ИДВ РАН, Москва, Россия; Е-шаН: [email protected]

© Сухадольская Л. Л., 2016

1 Ломаное А., Борох О. Первые шаги нового руководства Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 3. С. 16.

могущественное, демократическое, цивилизованное, гармоничное, модернизированное, социалистическое, современное государство»3.

После XVIII съезда КПК (2012 г.) и прихода к власти нового поколения руководителей стали очевидными изменения во внешнеполитическом курсе КНР. В настоящее время китайские официальные лица и политологи делают акцент именно на новизне китайской дипломатии, которая выражается в теории «дипломатии с китайской спецификой», новом положении китайских лидеров на мировой арене и дальнейшем развитии китайской «мягкой силы». Так, в своей статье «Инновации в теории и практике дипломатии» член Госсовета КНР Ян Цзечи, курирующий в правительстве внешнюю политику, отмечает, что «будучи более комплексной и лучше сбалансированной, дипломатия Китая в новых условиях демонстрирует такие черты, как богатство идей, ясные приоритеты, твёрдая позиция, гибкие подходы и самобытный стиль». Лозунг «китайская мечта» стал одной из главных внешнеполитических новаций Си Цзиньпина4. Руководство страны неоднократно заявляло о стремлении соединить китайскую мечту с мечтами других стран и увязать развитие Китая с созданием благ для всего мира.

Стремление к осуществлению китайской мечты на практике имеет существенное международно-политическое значение. Как полагает вице-президент Академии общественных наук Шанхая Хуан Жэнь-вэй, для достижения «китайской мечты» нужно мирное окружение, и Китай, несмотря на рост его мощи и влияния, следует курсом мирного возвышения5.

Министр иностранных дел КНР Ван И, выступая на втором Международном форуме мира в университете Цинхуа 27 июня 2013 г., выделил семь направлений внешнеполитической деятельности Китая: 1) строительство отношений нового типа между великими державами; 2) создание мирной и стабильной среды взаимодействия с сопредельными государствами; 3) установление отношений с развивающимися странами на основе концепции справедливости и выгоды; 4) дальнейшее проведение политики реформ и открытости; 5) активное участие в решении международных и региональных проблем, формирование нового мирового порядка; 6) отстаивание целей и

4 Портяков В. Контуры внешней политики лидеров Китайской Народной Республики пятого поколения // Проблемы Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 18.

5 Там же. С. 17.

принципов Устава ООН и общественных норм международного права; 7) защита законных прав китайских граждан за рубежом6.

7 сентября 2013 г. во время посещения Казахстанского университета им. Назарбаева председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул стратегическую концепцию совместного создания «экономического коридора Шёлкового пути», которая включает «пять объединяющих» предложений: укрепление политических контактов, развитие дорожных коммуникаций, обеспечение бесперебойной торговли, укрепление сферы денежного обращения и содействие сближению народов региона.

В ходе визита в страны АСЕАН глава КНР в своём выступлении в индонезийском парламенте выдвинул стратегическую идею совместного строительства Морского Шёлкового пути XXI века. Новая внешняя стратегия Китая получила сокращённое название «Одна полоса - один путь». Основой и главным содержанием «Одной полосы и одного пути» XXI века являются экономическое сотрудничество, а важной опорой - сотрудничество в области культуры, образования, науки и техники, медицины и здравоохранения, СМИ, туризма и в др. гуманитарных сферах. Китай намерен широко развивать культурный обмен и взаимодействие со странами, расположенными вдоль Нового Шёлкового пути. Более 50 стран вдоль Великого Шёлкового пути выразили готовность участвовать в инициативе «один пояс - один путь», чтобы способствовать общему развитию Китая, Азии и Европы.

В феврале 2014 года председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в торжественной церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи. Во время встречи с Владимиром Путиным Си Цзиньпин ознакомил его с концепцией «экономической полосы Шёлкового пути» и «Шёлкового пути на море» и пригласил Россию участвовать в этом проекте. Путин позитивно откликнулся на данную инициативу и отметил, что Россия будет активно поддерживать строительство «одной полосы и одного пути».

Дипломатическую деятельность, направленную на сотрудничество в рамках «одной полосы и одного пути», называют «дипломатией Шёлкового пути». За 2014 год руководители Китая неоднократно наносили визиты в страны вдоль Шёлкового пути, заинтересованные страны выразили полное понимание и поддержку реализации «экономической полосы Шёлкового пути». 24 октября 2014 г.

6 Мокрецкий А. Основные направления китайской дипломатии // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 44.

Китай подписал меморандумы о взаимопонимании с 21 страной, объявил об открытии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций в целях предоставления денежной поддержки для строительства инфраструктуры в странах вдоль «одной полосы и одного пути». На саммите АТЭС Си Цзиньпин объявил о создании Фонда Шёлкового пути, вложив 40 млрд. долларов США в поддержку строительства инфраструктуры, освоения ресурсов и экономического сотрудничества стран вдоль «одной полосы - одного пути». Дипломатия Шёлкового пути представляет новое мышление и новое направление китайской дипломатии, раньше дипломатия обслуживала экономическое строительство, а теперь экономика и дипломатия функционируют параллельно. Так, предложение Си Цзиньпина о создании «инновационной модели сотрудничества» - совместном строительстве экономического пояса «Шёлкового пути» - стало новацией, способной породить серьёзные геополитические последствия. Благодаря инициативе Си Цзиньпина КНР может превратиться в главного экономического и политического игрока обширного региона, охватывающего Центральную, Южную и Западную Азию.

Председатель КНР Си Цзиньпин 29 марта 2015 г. в государственной резиденции Боао в островной провинции Хайнань провёл встречу с членами правления Боаоского азиатского форума (БАФ) 4-го созыва. В своём выступлении китайский лидер отметил, что в данный момент в Китае активно претворяются в жизнь «четыре всесторонние концепции», под которыми подразумевается инициатива о всестороннем построении среднезажиточного общества (сяокан), всестороннем углублении реформ, всестороннем управлении государством в соответствии с принципом верховенства закона и всестороннем управлении партией со всей строгостью. «Всё это представляет собой не только план государственного управления в новых исторических условиях, но и важную гарантию для осуществления мечты о великом возрождении китайской нации», - заявил Си Цзиньпин. Китайский лидер также подчеркнул всё более тесную взаимосвязь между Китаем и миром и намерение Китая по-прежнему придерживаться политики добрососедства, дружбы и открытости к внешнему миру на основе взаимной выгоды и обоюдного выигрыша7.

В мае 2015 г. Си Цзиньпин совершил три визита в Россию, Казахстан и Беларусь, которые имели две основные цели: торжественно отметить 70-летие победы над фашизмом во Второй мировой войне

7 http://russian.news.en/china/2015-03/29/c 134107587.htm (Дата обращения 10 апреля 2015 г.).

и укрепить политическое доверие и тесное сотрудничество между странами. Ведущие международные СМИ уделили большое внимание этим поездкам и отмечали, что с учётом сегодняшних международных отношений Китай обращает свой взор на весь мир, при этом твёрдо и неуклонно проводит свою внешнюю политику. Также было отмечено, что поездка лидера КНР в три страны открыла новую страницу в истории современной китайской дипломатии.

В ходе этой поездки Си Цзиньпин вновь призвал стороны к формированию нового типа международных отношений, основанных на принципах взаимовыгодного сотрудничества. Именно это отвечает сегодняшним тенденциям мирового развития, отражает интересы всего мирового сообщества. Обращаясь ко всем странам, китайский лидер отметил, что «сила в сплочённости, а самоизоляция ослабляет». Уроки Второй мировой войны напоминают: невозможно сосуществование «по законам джунглей», политика мира противостоит диктату силы, развитие человечества не предполагает таких принципов, когда «победитель получает всё» или когда избирается игра с нулевым результатом. Китай выступил с инициативой формирования нового типа международных отношений, которые подразумевают защиту целей и Устава ООН на новом этапе развития, сохранение основополагающих международных правил, включая невмешательство во внутренние дела других стран, уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, сохранение принципиальной роли ООН и СБ в обеспечении мира во всём мире, развёртывании диалога и сотрудничества, что помогает добиваться общего выигрыша8.

Председатель КНР Си Цзиньпин и главы трёх стран достигли единодушия и общего понимания по вопросу о необходимости создания «сообщества единой судьбы», с учётом пересекающихся интересов, с долгосрочной перспективой в плане стратегии и при наличии твёрдой политической воли. Особое внимание Си Цзиньпин в ходе визитов уделил гуманитарным контактам и вопросам укрепления традиционной дружбы между народами Китая, России, Казахстана и Беларуси, так как они имеют особое значение не только для укрепления дружеских связей и контактов, но и позитивно влияют на общественные настроения, укрепляют социальные основы. Главы четырёх стран заявили о намерении и впредь расширять обмен в сфере культуры, укреплять сотрудничество с СМИ и молодёжные контакты. Ориентированные на Евразию, эти три визита вместе с тем

были обращены ко всему миру. Китайский лидер призвал все страны внимательно подходить к трагическим урокам исто9рии, неуклонно и твёрдо защищать мир, содействовать его развитию9.

22-25 сентября 2015 г. состоялся первый государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. У правительства Китая и главы государства Си Цзиньпина была чёткая цель поездки в США - продвижение взаимного доверия и обоюдовыгодного сотрудничества между двумя глобальными державами. Растущая взаимозависимость стран и их переплетающиеся интересы делают неприемлемой конфронтацию между Китаем и США. В своём выступлении в Сиэтле Си Цзиньпин подчеркнул: «Создание межгосударственных отношений нового типа, характеризующихся отсутствием конфронтации, взаимоуважением и обоюдовыгодным сотрудничеством является приоритетом внешней политики Китая». Си Цзиньпин выдвинул четыре предложения в целях ухода от старого шаблона взаимоотношений между возрастающей силой и установленной властью. В ходе своего визита глава КНР неоднократно подчёркивал крайнюю важность устранения какого-либо просчёта в двусторонних отношениях и необходимости более тесного сотрудничества10.

26 сентября 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Нью-Йорк для участия в ряде саммитов ООН, посвящённых 70-летию образования этой всемирной организации, и выступил на саммите ООН по развитию. Он заявил, что «Для народов всех стран развитие означает существование и надежду, символизирует достоинство и права»11. Путь определяет судьбу, новые пути требуют новых концепций, обращают взор к новым практикам. Сегодняшний мир всё больше становится сообществом единой судьбы. При условии сплочённости и сотрудничества всех стран, преодолении трудностей совместными усилиями, непрерывном продвижении вперёд дела содействия глобальному развитию, мы наверняка сделаем планету, на которой живём, ещё более прекрасной12.

С 19 по 23 октября 2015 г. председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Великобританию, ознаменовав «золотую эпоху» китайско-английского всестороннего стратегического партнёрства в XXI веке. Визит Си Цзиньпина оформил новое позиционирование в китайско-английских взаимоотношениях, установил

9 Там же. С. 23.

12 Там же. С. 21. 12 Там же.

новые направления китайско-английского сотрудничества, придал новое значение партнёрству двух стран, не только продвинув отношения Китая и Великобритании, Китая и Европы, но и продемонстрировав их глобальную значимость. Проявленные Китаем искренность и доброжелательность заслужили положительные отклики с английской стороны, в связи с чем Китай и Великобритания готовы работать друг с другом для построения глобального всестороннего стратегического партнёрства XXI века, характеризующегося долгосрочно-стью, открытостью и взаимовыгодностью. Результаты визита председателя Си Цзиньпина в Великобританию вновь продемонстрировали всему миру, что Китай обладает твёрдыми намерениями относительно взаимовыгодного сотрудничества и стратегии открытости, развитие Китая принесёт разным странам мира большую жизнеспособность и больше новых возможностей.

Китайский лидер в США, в ООН, в Великобритании, а также в других выступлениях неоднократно подчёркивал необходимость отказаться от «холодной войны» и противостояния лагерей, в полной мере проявить центральную роль ООН и СБ в прекращении войны и поддержании мира, разрешить споры с помощью диалога и преодолеть разногласия путём консультаций. Международное сообщество находится на новой отправной исторической точке, и ему нужно тщательно продумать, как лучше всего продвигать идеи мира и развития в XXI веке. Китай не собирается уклоняться от своей ответственности и обязанностей в области мира и развития, и намерен приложить в этом направлении совместные усилия со странами всего мира, в особенности с ведущими странами. «Мы должны сформировать глобальное партнёрство на мировом и региональном уровнях и использовать новые подходы к межгосударственным отношениям, в которых главенствует диалог, а не конфронтация, на первый план выходит партнёрство, а не альянсы. Ведущие страны в своих отношениях должны придерживаться принципов бесконфликтности, некон-фронтационности, взаимного уважения и сотрудничества, выгодного для всех», - считает китайский лидер13.

Перемены в Китае вызовут изменения во всём мире, а мировые изменения повлияют на Китай. Они будут направлены на великое единение мира. Претворяя в жизнь «китайскую мечту», Поднебесная путём собственного развития будет содействовать развитию и процветанию всего мира, сбалансированному развитию и гармоничному взаимодействию всего человечества. Китайский народ, прилагая

13 http://inforшburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?info58=8746&page=2 (Дата обращения 10 ноября 2015 г.)

усилия для реализации «китайской мечты», готов вместе с международным сообществом осуществить такую «всемирную мечту», как достижение прочного мира и общего процветания. Китайская сторона по-прежнему придерживается трёх принципов: не претендовать на региональное господство, не создавать сферу влияния, не вмешиваться во внутренние дела других стран. Китай будет уверенно идти по пути мирного развития, китайский народ будет бороться за достижение «китайской мечты» - будет претворять в жизнь мечту о великом возрождении китайской нации. Китайская философия развития заслуживает понимание и одобрение всё большего количества людей, способствует их вере в то, что на фоне сложной ситуации в мировой экономике Китай, придерживающийся мирного развития и взаимовыгодного сотрудничества, - это благо для всего мира.

L.L. Sukhadolskaya* "Chinese dream" and the new diplomacy of China

ABSTRACT: This paper deals with the ideological and political slogan "Chinese Dream" declared by the new Chinese leader Xi Jinping. The paper analyzes the innovate nature of the China"s contemporary diplomacy. The author shows how the implementation of the "Chinese Dream" slogan depends on China"s peaceful surroundings.

KEYWORDS: China, Xi Jinping, "Chinese dream", peace policy, new diplomacy.

* Sukhadolskaya Lyudmila Leonidovna, senior researcher, Center for comparative study of civilizations of the Northeastern Asia, Institute of Far Eastern Studies, Moscow. Russia; E-mail: [email protected]

14 Чжоу Ли. Экономическая полоса Шёлкового пути - воплощение мира, развития и процветания // Китай. 2014. Декабрь. № 12. С. 37.

ДИПЛОМАТИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Традиционная дипломатия Китая

Осмысление современного внешнеполитического механизма КНР, а также понимание китайцами своего места в сегодняшнем мире невозможны без ретроспективного анализа истории международной политики Китая. Дело в том, что циви-лизационные особенности Китая накладывали отпечаток на его отношения с далекими и ближними соседями, отличавшиеся от практики взаимоотношений «наций-государств» в Европе.

Китайская дипломатия может похвастаться богатыми историческими традициями, которые насчитывают не одно тысячелетие. Дипломатическое искусство в Китае зародилось намного раньше, чем в европейских странах (здесь не берется дипломатия древних Рима, Греции, Египта и ряда других стран). Среди персонажей китайской истории дипломаты традиционно занимали не менее почетное место, чем герои полководцы или выдающиеся деятели китайской культуры древности. В истории же политической мысли Китая дипломатия рассматривалась как часть политической культуры общества, как одно из важнейших орудий защиты интересов государства.

Один из постулатов китайской дипломатии «использовать древность для современности» возник не случайно. Если «национализм» в его европейских формах исходит из уникальности и безусловной ценности своих собственных национальных культур, то китайский «национализм» базируется на уверенности в культурном превосходстве и универсальной применимости традиционных ценностей Китая. Щей превосходства китайской нации, китайской культуры над другими народами и культурами составляли основу китаецентристского догмата внешней политики китайских империй.

Период оформления идейно-теоретических основ традиционной китайской дипломатии относится к глубокой древности: к VIII-III вв. до н.э. С созданием две с половиной тысячи лет назад единой империи китаецентризм становится идейным фундаментом для любых внешнеполитических доктрин. Китайский император - «сын Неба» - стал представляться в виде единственного устроителя миропорядка на земле, выступал в качестве верховного владыки, обладающего «небесным мандатом» на правление не только Китаем, но и всей Поднебесной, то есть известным в те времена древним китайцам земным кругом.

Именно в период V-III вв. до н.э. создаются и отрабатываются внешнеполитические доктрины, методы государственных контактов, в частности «союзы с дальними царствами против ближнего царства», подкуп администрации, обман, шантаж и тому подобное, которые впоследствии войдут в арсенал дипломатических средств императорского Китая*.

* Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М, 1981. С. 135.

Конфуцианство несло в себе идею мессианского гегемонизма Китая по отношению к «варварам». Категории конфуцианства, в частности, «человеколюбие» не распространялось на «варваров», по отношению к которым в силу их «этнической неполноценности» можно было быть менее разборчивыми в средствах и методах и даже «относиться к ним как к диким зверям и птицам». Подразумевалось, что под воздействием китайской цивилизации «живущие среди полыни» должны были достичь «китайского» уровня развития. До тех пор пока эти «кандидаты» в китайцы «остаются иноземцами», их нужно «усмирять» вооруженной силой.

Идея о превосходстве цивилизации Срединного государства над всем миром наложила особый отпечаток на китайскую дипломатию. Практика отношений между «срединной империей» и «варварами четырех сторон» окончательно сложилась в классическую «данническую систему вассалитета» к эпохе Суй и Тан (VI-X вв.). Эта эпоха считалась «золотым веком» китайской цивилизации. И позднее все государства, вступавшие в дипломатические отношения, например, с Цинской империей (1644-1911 гг.), рассматривались как даннические, не являющимися равноправными партнерами Китая в международном общении.

Даже прием иностранных послов при дворе китайских правителей должен был свидетельствовать о «вассальной» зависимости всех стран и народов от китайских императоров. Главной частью дипломатического протокола была церемония «коутоу»* - «три раза встать на колени и девять раз совершить земной поклон», причем иногда даже не перед самим императором, а перед табличкой с его именем. Тот, кто исполнял эти поклоны и другие процедуры, тем самым признавал себя и свое государство «данником» китайского монарха. Отказывавшиеся исполнять эти процедуры иностранные представители не принимались при дворе, и их миссии в Китае, как правило, оказывались безрезультатными. Так, первая официальная посольская миссия России в Китае под руководствам Ф.И.Байкова в 1656 г. окончилась неудачей именно потому, что Байков отказался отдать присланные с ним грамоту царя Алексея Михайловича и подарки кому-либо, кроме императора, и выполнить обряд «коутоу». В дальнейшем российские послы стали выполнять китайский протокольный церемониал и принимались императором.

* Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. Хабаровск-М., 1997. С. 84.

Значительную роль в идеологическом подкреплении внешней политики играли исторические прецеденты. Династийные хроники, многочисленные исторические сочинения на протяжении тысячелетий заботливо систематизировали весь накапливавшийся опыт дипломатии, делали его доступным потомкам. Во многих случаях «законность» дипломатических и военных мероприятий обосновывалась ссылками на прецеденты из «исторических реестров», определенных иногда много веков назад. Следуя за традиционной историографией, китайская дипломатия рассматривала взаимоотношения с тем или иным соседом иногда за тысячу и более лет, отыскивая нужные ей прецеденты.

Большое значение в китайской дипломатии придавалось предварительным расчетам для осуществления военных и политических акций: «Если методы управления основаны на предварительном расчете, то независимо от того будет ли одаренный военачальник или военачальник, уступающий вражескому, - победа обеспечена». Существенный вклад в разработку основ китайской дипломатии внес крупнейший военный мыслитель древнего Китая Сунь Цзы. Он считал залогом успешного осуществления предварительных расчетов правильный выбор времени, умение сосредоточить соответствующие силы на главном, единодушие исполнителей, осторожность, способность руководителя к самостоятельным действиям*.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР (60-е - начало 80-х годов). М., 1988. С. 28.

Но главное, что дал Сунь Цзы дипломатии Китая, это требование облекать предварительный расчет в форму стратегического плана, причем плана в котором была бы заключена для противника какая-либо ловушка или хитрость. Значение этого требования трудно недооценить. Китайская дипломатия за несколько столетий до нашей эры начала вырабатывать стратегические планы - стратагемы, что стало ее основным оружием на протяжении дальнейшей истории Китая.

Стратагемность на протяжении веков была характерной традиционной чертой китайской дипломатии. Дипломатическая стратагема - это нацеленный на решение крупной внешнеполитической задачи план, рассчитанный на длительный период и отвечающий государственным или национальным интересам страны. Отражением этого являлись такие принципы внешнеполитической стратегии, как «и-и чжи-и» - «господствовать над варварами, используя самих варваров», «юань-цзяо шинь-гун» - «привлекать дальних, нападать на ближних»*. При этом стратагемность китайской дипломатии подразумевает не только и не столько сиюминутные интересы государства, а стратегические, долгосрочные его интересы.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР. С. 31.

В 1962 г. Китай посетил известный египетский журналист. Он был принят Мао Цзэдуном. После этой встречи журналист рассказывал, что его поразили не конкретные высказывания Мао Цзэдуна по тем или иным вопросам внешней политики Китая, хотя это было очень интересно. Его поразило то, что китайцы мыслят категориями не одного дня, а категориями вечности*. Обеспечивая реализацию стратагемы, стратагемная дипломатия черпает средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, утверждающей, что цель оправдывает средства.

* Из личного архива.

Любопытно, что восприятие и осмысление в Китае политической практики других государств стало осуществляться также через призму стратагемности, то есть неизменно понималось как результат определенных замыслов и планов, направленных против Китая.

Определенная переоценка ценностей традиционной доктрины «вассалитета» произошла только тогда, когда впервые в истории «не сработал», да и уже не мог «сработать» принцип постепенной ассимиляции Китаем «варваров», пришедших на этот раз из Европы. Первая брешь в «системе вассалитета» была пробита в результате «опиумных» войн в 40-х и 60-х годах XIX в. Однако радикального перехода от традиционных «даннических» отношений к современным «договорным» отношениям так и не произошло. Уловкой цинского двора стало учреждение в Пекине в 1861 г. так называемой «Канцелярии по общему управлению делами различных стран» - «Цзунли ямынь», некомпетентного и далекого от ответственности органа. Лишь после подавления восстания «ихэтуаней» ^боксерского восстания») в 1901 г., вместо «Цзунли ямынь», создается Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Но идеи китаецентризма не торопились уходить из внешнеполитической деятельности Китая.

Интересна характеристика дипломатической практики Китайской империи, которую дал великий революционер-демократ Сунь Ятсен: «Китайский придворный и дипломатический этикет до такой степени тонок и изыскан, что достаточно видоизменения одного слога, чтобы превратить сообщение, обращенное к иностранцу, из комплемента в обиду. К этому и направлены старания во всех сношениях с иностранцами, и нужно очень основательное знание китайской литературы и культуры, чтобы быть вполне уверенным, что то или иное обращение к иностранцу не доставило китайскому дипломату высочайшее наслаждение сознавать, что он оскорбил какого-нибудь высокопоставленного иноземца без ведома последнего. Этим способом китайский официал показывает в глазах окружающих свое превосходство и, наоборот, насколько ниже его стоят "чужеземные черти" - ян гуйцзы»*.

* Сунь Ятсен. Избранные произведения. 2-е изд. М., 1985. С. 76.

Становление дипломатии кнр

Современная китайская дипломатия формировалась еще задолго до образования в 1949 г. КНР, а именно в ходе контактов представителей Коммунистической партии в так называемых освобожденных районах с правящей тогда в Китае партией Гоминьдан и с представителями различных государств, находившихся в столице освобожденных районов - городе Яньани, включая представителей Советского Союза, Соединенных Штатов и некоторых других.

Таким образом, к моменту создания в 1949 г. Китайской Народной Республики у руководителей нового Китая уже был определенный дипломатический опыт. Он как бы синтезировал в себе не только разноплановые теоретические положения, в том числе древности, но и достаточно продолжительную политическую практику в ходе революционной деятельности Коммунистической партии Китая в ее зарубежных контактах как с Советским Союзом, так и с некоторыми западными странами, прежде всего с Соединенными Штатами.

С образованием КНР исключительно остро встал вопрос о кадрах специалистов для дипломатической работы. При комплектовании Министерства иностранных дел в него пришли в первую очередь политработники Народно-освободительной армии Китая, участники гражданской войны - Хань Нянь-лун, Ван Юпин и ряд других. Другую группу составляли работники органов пропаганды, журналисты - Цяо Гуаньхуа, Хуан Хуа.

Почти сразу после провозглашения КНР создается Пекинский Народный университет. При нем был открыт дипломатический факультет, преобразованный в 1955 г. в Пекинский дипломатический институт. Среди основных дисциплин, преподававшихся будущим дипломатам, был и курс лекций по истории китайской дипломатии, подготовленный коллективом преподавателей кафедры международных отношений. Группой советских студентов, учившихся в 1954-1956 гг. в этих учебных заведениях, был сделан перевод лекций на русский язык. Курс лекций был первой попыткой дать систематизированный очерк истории внешних связей Китая, его дипломатии в новое и новейшее время. Применительно к истории страны студентам объясняли, что важнейшей формой международных связей Китая были его отношения как «верховного правителя мира», как «Поднебесной» с соседями - «вассалами». Период первой половины XIX - начала XX в. характеризуется ослаблением Китая, и как следствие этого самоизоляцией Китая от внешнего мира. Исторически Китай того периода представлялся студентам как пострадавшая сторона, как объект грабительской политики империалистических держав. В то же время замалчивался агрессивный характер внешней политики китайских империй, особенно маньчжурской, цинской лшпе-рии (1644-1911). В ходе учебы проводился тезис, который, перефразируя известный постулат британской дипломатии, звучал: «У Китая нет ни врагов, ни друзей. У него есть лишь собственные интересы». При переиздании этих лекций в 1957 г. в них были внесены некоторые редакционные поправки.

Нельзя не упомянуть, что для подготовки преподавателей и студентов Пекинского дипломатического института (ПДИ) в Китай были приглашены известные советские специалисты-международники: академик Н.Иноземцев, профессора Н.Сидоров, Л.Кутаков и ряд других. Это был хороший период сотрудничества двух ведущих вузов СССР и Китая (ПДИ и МГИМО), готовивших дипломатические кадры для своих стран.

Если говорить о нынешней дипломатии Китайской Народной Республики, то считается, что основы внешнеполитического курса КНР были разработаны Мао Цзэдуном, председателем ЦК Компартии Китая, и Чжоу Эньлаем, премьером Госсовета КНР.

Мао Цзэдун, более склонный к традиционной дипломатии, вместе с тем явился творцом линии на независимость и самостоятельность китайской внешней политики, придал ей деловой и реалистический характер, сформулировал так называемое линию масс и теорию трех миров - капиталистический, социалистический и «третий мир» развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Однако своеобразным отцом-основателем дипломатической службы народного Китая можно с полным основанием считать Чжоу Эньлая. Опыт переговоров он накапливал, в частности, в ходе участия в урегулировании «Сианьского инцидента», связанного с арестом Чан Кайши мятежными генералами Чжан Сюэляном и Ян Хунчэном в декабре 1936 г., в переговорах между Компартией Китая и Гоминьданом в Чун-цине в августе-октябре 1945 г. Еще до победы революции в Китае для Чжоу Эньлая было свойственно усваивать все то полезное, что он замечал в дипломатическом поведении тех или иных иностранцев. Так, в декабре 1945 г. в Яньань, центр освобожденных районов, прибыла американская миссия, возглавлявшаяся Дж.С.Маршалом, с которой Чжоу Эньлай в течение четырех дней вел переговоры. «Лично я извлек четыре урока из этих переговоров, - говорил впоследствии Чжоу Эньлай. - Каждая сторона должна подходить к другой с взаимным пониманием, а не с взаимной враждой. Стороны должны вести дискуссию на двусторонней основе, не допуская диктата одной стороны. Они должны идти на уступки и требовать - и что более важно - они должны идти на уступки прежде, чем выдвигать требования. Они должны состязаться лишь в том, кто быстрее сможет урегулировать затруднения»*. Хороший урок извлек будущий премьер КНР из переговоров с американцами. К сожалению, китайская сторона не всегда следовала этому пониманию Чжоу Эньлая.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР. С. 45.

С первых же дней существования КНР Чжоу Эньлай, будучи Премьером Госсовета КНР, возглавил по совместительству и дипломатическое ведомство нового Китая. Даже когда в феврале 1958 г. Чжоу Эньлай передал Министерство иностранных дел в руки маршала Чэнь И, он продолжал оставаться фактическим руководителем внешней политики Китая. Чжоу Эньлай был одним из немногих китайских руководителей, который до своей кончины в 1976 г. довольно регулярно и часто совершал поездки в зарубежные страны. Для сравнения, Мао Цзэдун выезжал за рубеж лишь дважды, причем оба раза в Москву. В Советском Союзе побывал Председатель КНР Лю Шаоци, нанесший также в 1963 г. визиты в Бирму, Камбоджу и Индонезию.

В качестве вклада Чжоу Эньлая рассматривается утверждение им в дипломатии Китая подхода, при котором отношения Китая с зарубежными странами определяются прежде всего его государственными интересами, а затем уже общностью или различием идеологии и общественного строя. Вместе с премьер-министрами Индии Дж.Неру и Бирмы У Ну он сформулировал «пять принципов мирного сосуществования» и добился их утверждения в качестве основ международных отношений на Бандунгской конференции в 1955 г. Чжоу Энь-лаю принадлежит заслуга в деле разработки и дальнейшего развития «народной дипломатии» КНР, т.е. дипломатии, осуществляемой по линии общественных организаций и обменов людьми. Главной особенностью дипломатии Чжоу Эньлая считается также выдвинутый им принцип «цю-тун цунь-и» - «находить общее, несмотря на существующие различия». Благодаря усилиям Чжоу Эньлая удалось сохранить костяк кадрового состава и оградить МИД от бесчинств «хунвэйбинов» в деструктивный период «культурной революции» и обеспечить преемственность и стабильность внешнеполитического курса страны.

Свой вклад в дипломатию Китая внес и Дэн Сяопин, разработавший направления международной деятельности страны с середины 80-х годов. Он являлся автором установки «одно государство - две системы» как способа решения «оставленных историей проблем», конкретно применительно к Гонконгу и Макао, а также к Тайваню. Ему принадлежит тезис о том, что мир и развитие являются основными проблемами в современных международных отношениях. Он - инициатор курса «реформы внутри страны, открытость перед внешним миром», в котором органически увязаны воедино внутренняя и внешняя политика КНР, постановка внешней политики Китая на службу внутренней, осуществление «открытости» как основной формы государственной линии КНР на международной арене. Прагматику Дэн Сяопину принадлежит высказывание: «Не важно, какого цвета кошка - белого или черного, главное - чтобы она мышей ловила».