Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Психотерапевт или психиатр? Как понять, когда и к кому обращаться за помощью. Проблемы, с которыми следует обратиться к психологу. Какими состояниями занимается психолог

Психотерапия - это лечение психических заболеваний психологическими методами. Лечить соматические заболевания (такие, при которых нарушено нормальное функционирование организма, его органов и тканей) психологическими методами нельзя. Медикаментозными методами лечит психиатр, впрочем, никто не мешает психиатру применять и психотерапию.

Собственно психотерапией, то есть лечением психических расстройств и заболеваний психологическими методами легально может заниматься только врач-психотерапевт - человек, имеющий диплом о высшем медицинском образовании и врачебную специализацию «психотерапевт» (другими примерами специализаций являются «отоларинголог», «хирург» и т. п.). В России вообще правом лечить обладает только врач - аккредитованный специалист с соответствующим опытом и квалификацией (статья 69 пункт 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Впрочем, читатель не должен тут поддаваться, так сказать, гипнозу белого халата. И дело не только в том, что даже дипломированные врачи могут быть дилетантами, могут иметь заблуждения и совершать ошибки.

Проблема шире: в медицине очень много научно не обоснованных методов, которые после объективной проверки оказываются бесполезными, а то и вредными. Поэтому и возникла доказательная медицина - движение, целью которого является освобождение здравоохранения от неэффективных методов .

Итак, врач-психотерапевт и просто психотерапевт - это совсем не одно и то же. Психотерапевтом может называть себя практически любой человек. Очень часто сегодня имеет место ситуация, когда женщина была химиком, физиком или инженером, а в 30 лет пошла на какие-нибудь психотерапевтические курсы и затем стала называть себя, скажем, гештальт-терапевтом или экзистенциально-гуманистическим терапевтом, сделала себе сайт и занялась психологическим консультированием, коучингом, проведением тренингов и вебинаров. Аналогичный случай - бывший инженер, химик, физик, железнодорожник или вообще человек с какой-то сомнительной специальностью (типа «менеджер») объявляет себя создателем собственной методики психотерапии и предлагает психологические консультирование, коучинг, групповую психотерапию.

Поэтому первое, о чем нужно знать, принимая решение насчет того, обратиться ли к психотерапевту - «психотерапия» и «психотерапевт» - это юридически не защищенные понятия. Это значит, что психотерапевтом может провозгласить себя любой. А учитывая, что психологическое шарлатанство легче осуществлять, чем шарлатанство медикаментозное (как минимум не нужно тратиться на баночки и жидкости или на создание пилюль), и шарлатанов под прикрытием психотерапии сегодня имеется великое множество.


Что мы лечим?

Возможно, вы удивитесь, но сегодня психотерапию рекомендуют и людям без каких-либо психических расстройств и заболеваний. Считается, что даже здоровый человек должен анализировать свое прошлое, пытаться выявлять содержания своего подсознания или отреагировать свои эмоции.

При таком подходе психологическое консультирование сводится именно к психотерапии, а вместо решения конкретной проблемы психолог начинает «чистить» ваше детство, «освобождать» вас от «зажимов», добиваться от вас «непосредственности», «безоценочности» и постоянного нахождения «здесь-и-сейчас».

Сегодня многие вообще не понимают разницы между психотерапией и психологическим консультированием. Однако эта разница принципиальна.

Как психолог решает психологические проблемы клиентов? Прежде всего, предоставляя им полученную в результате научных психологических исследований объективную информацию (собственно, любое консультирование - юридическое, финансовое - осуществляется по схожей схеме). Например, женщина жалуется, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог объясняет женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад в дело больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Как видите, тут никаких поисков вытесненных травм и «отреагирования» негативных эмоций.


Кто и как придумал психотерапию?

История психотерапии, даже предельно краткая, потребовала бы как минимум отдельной статьи, но кое-что нам знать совершенно необходимо. Действительно, если кто-то хочет создать по-настоящему действенный метод, он должен подходить к его созданию с объективных позиций, ориентироваться на факты, а не на мнения, и на объективные данные, а не на субъективные впечатления. Как с этим обстоят дела у психотерапии?

Давайте посмотрим, например, как создавал свою психотерапию под названием «психоанализ» один из главных авторитетов отрасли Зигмунд Фрейд.

С помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций Фрейд, как ему казалось, получил информацию о раннем детстве его пациентов. И в этом детстве Фрейд всегда обнаруживал всякие неприятные явления типа зависти девочки к пенису отца или желания мальчика убить отца, чтобы овладеть матерью.

Проверял ли Фрейд воспоминания его клиентов объективно? Нет, не проверял. Да и можно ли проверить, действительно ли ребенка жестко приучали к туалету или мама неправильно кормила младенца грудью?

Кстати, первоначально Фрейд создал не психоанализ, а так называемую теорию соблазнения. Его пациенты вспоминали, например, что в детстве отец заставлял их делать фелляцию или кое-что похуже. И Фрейд сделал вывод о том, что в основе любого невроза лежит соблазнение ребенка одним из родителей. Научное сообщество эту теорию отвергло, и Фрейд преобразовал ее в более безобидный психоанализ. Теперь воспоминания пациента о том, что отец принуждал к занятию фелляцией, интерпретировались лишь как фантазии пациента. Ну действительно, о чем еще может фантазировать трехлетняя девочка, как не об обладании пенисом отца?

Вспомнить все

Со временем об этом попадании Фрейда впросак с его теорией соблазнения забыли, а в 80–90-х годах ХХ века в США возникла массовая «сатанинская паника». Многие пациенты психотерапевтов стали вспоминать о том, что в детстве родители заставляли их участвовать в отвратительных оргиях и кровавых ритуалах. Посыпались судебные иски, начались разбирательства.

А затем было научно доказано, что точно восстановить воспоминания с помощью гипноза, психоанализа, регрессионной терапии и прочего просто невозможно. Огромную роль в открытии этого удивительного факта сыграла американский психолог Элизабет Лофтус.

Оказалось, что человеческая память реконструктивна, а вспоминание события - это не считывание записи о нем с какой-нибудь подкорки, а реконструирование этого события с учетом новых данных и свежей информации.

Стало понятно, что даже показания свидетелей недавно совершенных преступлений надо очень серьезно фильтровать, что уж говорить о воспоминаниях о раннем детстве…

Поэтому если психотерапевт будет говорить вам о том, что все ваши проблемы коренятся в детстве, что вам надо будет восстановить воспоминания, что вы вытеснили полученные в детстве психологические травмы - смело покидайте кабинет этого .


Не держите в себе!

Кстати, не только возможность восстановления воспоминаний, но и популярная концепция вытеснения также не получила научных подтверждений. Мы не забываем о психологически и/или физически травмировавших нас событиях. Наоборот, мы не можем перестать вспоминать эти реалии. Например, потерявший товарищей на войне солдат никак не может не вспоминать кровавые бои, взрывы и искромсанные тела. Так что, если на сеансе психотерапии вы вдруг вспомнили нечто болезненное, чего никогда не помнили прежде, значит, скорее всего, под воздействием психотерапии вы приобрели ложное воспоминание.

Концепция катарсиса, на которой основаны многие виды психотерапии, тоже не получила научного подтверждения.

В соответствии с этой концепцией, чтобы освободиться от негативной эмоции, ее нужно переживать снова и снова, например, следует вспоминать травмировавшее вас событие, а в семейном конфликте гнев не нужно сдерживать, его нужно выражать, правда, не с помощью оскорблений, а с помощью, например, так называемых я-посланий (например, вы не должны говорить мужу «ах ты, подонок!», вы должны сказать «дорогой супруг, из-за того, что ты стал при мне танцевать с той девушкой и нежно положил руки ей ниже талии, я испытываю боль, обиду, страх, гнев и желание расцарапать тебе лицо»).

Научные же исследования (например, вот это) показали, что выражение эмоции лишь усиливает ее. Так что правы были стоики - хочешь освободиться от чувства, не подпитывай его и не выражай. В среде современных психотерапевтов, кстати, рекомендация не выражать эмоции будет воспринята с гневом: «не выражать - значит вытеснять, значит создавать невроз!»

Все проблемы идут из детства?

А что же с детскими травмами? Неужели травмы, пережитые нами в детстве, не оказывают на нас никакого влияния?

Похоже, что нет. Дело в том, что детская психика, как, впрочем, и детский организм, весьма живуча. Поэтому, например, посттравматическое стрессовое расстройство, примером которого является упомянутая ситуация солдата, никак не перестающего вспоминать войну, у детей возникает гораздо реже. Это верно даже в случае сексуального насилия. И очень обидно, что установивший этот факт исследователь - Брюс Райнд - зачастую обвиняется в легитимизации педофилии…

Да и вообще, этот акцент на детстве, который присущ многим течениям психотерапии, совершенно не обоснован. Конечно, если человек не научился в детстве говорить, то он уже вряд ли освоит родной язык в степени, достаточной, чтобы не казаться имбецилом, но в остальном, пожалуй, нет такого возраста, когда реальность переставала бы воздействовать на нас, а мы переставали бы изменяться под этими воздействиями.

Так что, если психотерапевт пытается искать корни ваших проблем в детстве вместо того, чтобы анализировать вашу актуальную ситуацию, лучше поискать другого специалиста.


А мне помогло!

Продвинутые люди могут здесь задать следующий вопрос: «Как же так?! Ведь эффективность психотерапии подтверждается научными исследованиями!»

Кто бы спорил!

Действительно, такие исследования есть. И есть они прежде всего потому, что существуют течения психотерапии, которые не построены на концепциях вытеснения, детских травм и катарсиса. Речь тут идет о поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии и о рационально-эмотивной психотерапии Альберта Эллиса. Вот достаточно обширный обзор исследований эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии .

Кроме того, нужно понимать, что при попытке оценить психотерапию объективно - в рамках научных исследований - могут быть допущены ошибки. Не стоит забывать, в частности, что двойной слепой метод при исследовании психотерапии невозможен (пациент знает, что получает психотерапию, а психотерапевт знает, что применяет психотерапию). Вдобавок, в исследовании психотерапии трудно организовать плацебо-контроль: стандартное плацебо - пилюли-пустышки - вряд ли подходит, нужно использовать то, что условно можно назвать процессуальным плацебо (вместо психотерапии устраивать, например, шаманские пляски).

К тому же известный американский психолог Скотт Лилиенфельд выявил целых 26 факторов, которые создают иллюзию эффективности психотерапии именно в научном исследовании. Он, кстати, один из главных участников движения доказательных практик - аналога доказательной медицины в психологии.

Одним из таких факторов является так называемый избирательный отсев: клиенты, покинувшие психотерапевта, просто не учитываются в исследовании, тогда как их следовало бы учитывать среди клиентов, которым психотерапия не помогла.

Еще одна причина кажущейся эффективности психотерапии - искажение покладистости: клиенту помогает не психотерапия, а другой фактор - послушность, добросовестность, которые заставили человека обратиться к психотерапевту, а также совершать другие действия для преодоления своей проблемы и улучшения ситуации.

Ну и, конечно, среди причин кажущейся эффективности психотерапии нельзя не упомянуть так называемое оправдание усилий: клиент, потративший на психотерапию кучу денег и времени, просто вынужден продемонстрировать улучшение, чтобы сохранить свой светлый образ в собственных глазах и в глазах окружающих. Оправдание усилий, кстати, связано с когнитивным искажением под названием «ошибка невозвратных издержек».

На кошках тренируйся!

По опыту я знаю, что все эти аргументы ни психотерапевтов, ни фанатов этих психотерапевтов не убеждают. Они даже могут признать, что психотерапия - это область с научной точки зрения сомнительная, заявить, что «мы находимся лишь в начале пути», что «психотерапия - это искусство» и пр. Пусть так, но, думаю, каждый сам в состоянии решить, становиться ли подопытным кроликом и тратить ли свои деньги и время на попытки психотерапевтов создать действительно эффективные методы решения психологических проблем. Тем более что большинство психотерапевтов по-прежнему опираются в попытке проверить действенность своей работы на субъективные и неточные подходы.

А может, мне вообще к психиатру?

Если у вас есть объективные проблемы, обращаться надо к психологу. Например, никак не можете найти работу, слишком волнуетесь на собеседовании, а найдя работу, быстро скатываетесь в конфликт с руководством и снова оказываетесь в поиске подходящей вакансии? Идите к психологу. Психолог может обнаружить дефицит навыков общения и саморегуляции, он может подучить, потренировать вас, и все наладится. С другой стороны, психолог может обнаружить, что у вас неадекватный уровень самолюбия и агрессии. В этом случае он может порекомендовать вам обратиться к психиатру, чтобы исключить психическое заболевание.

Если явных проблем нет, у вас все хорошо, у вас есть семья, друзья, жилье, стабильная работа, возможность регулярно отдыхать, развлекаться, но при этом вам все равно плохо, лучше начать с посещения психиатра. Возможно, курс антидепрессантов быстро вернет вас к норме.

С фобиями, навязчивыми действиями и навязчивыми мыслями тоже лучше для начала сходить к психиатру. Кстати, возможно, он не будет лечить вас лекарствами, а проведет с вами психотерапию или направит к врачу-психотерапевту. Впрочем, получив от психиатра диагноз «невроз» или «фобия», вы и сами, захватив с собой медкарту, можете найти врача-психотерапевта и записаться к нему на прием.

Бояться ходить к психиатру не нужно: вряд ли вас сразу поставят на учет в психиатрический диспансер, да и тайну диагноза никто не отменял. К тому же в любом случае лучше встать на психиатрический учет (он, кстати, не вечный, а временный), чем выпрыгнуть из окна из-за того, что психолог пытался что-то сделать с вашей депрессией чисто психологическими методами.

Сейчас всех занимающихся психологией профессионально я условно делю на две группы: психологи-диагносты и психологи-тренеры. И те и другие одинаково важны и нужны.

Психологи-диагносты - это те, которые обследуют индивидов и группы людей (производственные, спортивные и учебные коллективы) при помощи тестов и на основании результатов тестирования дают соответствующие заключения заказчику теста или рекомендации психологу-тренеру. Они так же важны, как лаборанты, рентгенологи, специалисты по фиброгастроскопии для медицины, криминалисты для следователей, аккомпаниаторы для певцов.

Я вовсе не хочу противопоставлять одних другим, хотя сам являюсь скорее тренером, чем диагностом, хотя на первых этапах очень был увлечен диагностической работой. Но хочу подчеркнуть, что без психологов-диагностов психологи-тренеры в некоторых случаях были бы беспомощны, как слепые котята. В этой области можно сделать достойную карьеру, неплохо заработать и прославиться. Кто сейчас не знает имена создателей тестов: Люшера, Айзенка, Кеттела, Лири и многих других!

Когда я осваивал диагностические методы, я был просто потрясен тем, что в течение 1-2 часов можно проникнуть в тайны человека души и узнать о нем больше, чем за несколько лет относительно близкого знакомства. Когда я начинал работать психиатром, а штатных психологов не было, я сам проводил психологическое обследование больных. Это очень помогало как в уточнении диагноза в особо трудных случаях, так и для построения плана лечения и контроля за ходом выздоровления. Есть, например, простой тест, который определяет уровень работоспособности. Пациент уже субъективно чувствует себя хорошо, хочет приступить к работе, но при тестировании на работоспособность выявляется, что внимание его еще неустойчиво, он быстро устает и начинает делать много ошибок. Это позволяет задержать его на больничном листе, корригировать лечение. Если при повторном обследовании работоспособность приходила в норму, то это было указанием для окончания лечения. Когда у нас в клинике появились профессиональные психологи, они только этим и занимались, освобождая врачей от такой работы. Кроме того, их заключения были гораздо точнее.

Еще большая роль психологов-диагностов заметна при проведении психологической работы в трудовых и спортивных коллективах. Там приходится определять психологическое состояние не только отдельных личностей, но и коллектива как такового. Вот наглядный пример. Одна из футбольных команд высшей лиги находилась "под угрозой выхода из нее, хотя по мастерству футболистов команда могла бы быть если не среди призеров, то хотя бы в безопасной середине. Когда были обследованы психологическое состояние каждого участника и структура межличностных отношений, выяснилось, что каждый из игроков и даже второй тренер в принципе чувствовали себя хорошо, но отношения между многими игроками были враждебные, была достаточно большая группировка игроков, которые негативно относилась к старшему тренеру. Понятно, что команда представляла собой не сплоченный коллектив, а кооперацию. Можно было с уверенностью сказать, что ведущие игроки и второй тренер уже знают, в каких командах они будут работать, если их команда «вылетит» из высшей лиги. Старшему тренеру были даны соответствующие рекомендации. Мне сейчас очень хотелось бы сказать: «Он их выполнил, и команда осталась в высшей лиге».

Еще один пример.
Обследовала группа психологов крупное строительное объединение, включавшее в себя ряд строительно-монтажных управлений, леспромхоз, бетонные заводы, деревообрабатывающий комбинат и пр. Был установлен ряд моментов, по которым было видно, что при сохранении стиля управления в этой организации объединение неизбежно распадется, было указано, в каком порядке это объединение будет терять свои подразделения, и были даны соответствующие рекомендации. Руководитель положил материалы под сукно. Но когда предсказания психологов стали сбываться и одно строительно-монтажное управление уже вышло из объединения, тогда руководитель решил прислушаться к мнению психологов. Еще раз провели это довольно дорогостоящее обследование, были уточнены необходимые меры.

В вузах всех будущих психологов обучают диагностической работе. Некоторых эта работа так увлекает, что они, окончив университет, только этим и занимаются. И правильно делают, если их интересы удовлетворяются этой работой, а способности соответствуют им. Но с диагностической работой необходимо быть знакомым и тренеру, для того чтобы знать возможности диагностики, сформулировать задачи, которые его интересуют при проведении обследования, и для того, чтобы понимать заключения психолога-диагноста.

Кстати, здесь же хочу сказать, какими способностями необходимо обладать, чтобы стать психологом. Любыми, лишь бы было желание стать психологом, ибо сферы, где может найти применение своим способностям, в психологии неограниченны.

Мы в приложении даем некоторые простые тесты. Проведите эксперимент с самим собой и со своим близкими. Посмотрите, понравится ли вам эта работа. Если понравится, то вам станет ясно, куда идти учиться. А если ваши заключения совпадут с действительностью, то обследуемые будут смотреть на вас как на одаренного психолога. Помните, что психолог-диагност никогда не ошибается и всегда проводит эксперимент над двумя - обследуемым и собой. И если его заключение не соответствует психическому статусу того, кого он обследует, то уж точно подходит самому психологу. И если психолог выскажет заключение о недостатке интеллекта у того, кого он обследовал, а на деле окажется, что его подопечный очень умный человек, то смело можно сделать вывод о недостаточной квалификации психолога.

Когда вы будете проводить эксперименты со своим близкими, вам следует учесть, что каждый хочет о себе услышать, что он «хороший парень», но, с другой стороны, необходимо ведь сказать и правду, т. е. сказать о человеке что-то плохое. Вот здесь и необходима сообразительность, ибо тест режет правду-матку напрямую. Один психолог обследовал руководителя учреждения, желая продемонстрировать возможности психологии и заключить выгодный договор. По тексту теста получилось, что обследуемый - человек умный, нерешительный и робкий. Этими же словами психолог дал заключение. А теперь догадайтесь, заключил ли он договор о сотрудничестве? Конечно, нет. Его конкурент провел с этим же руководителем тот же самый тест и получил тот же самый результат. Но сказал ему примерно следующее: вы человек умный, но сомневаетесь в себе и для принятия решения тратите много времени и упускаете многие возможности. Больше доверяйте своему уму, и дела у вас пойдут лучше. Договор о сотрудничестве был заключен.

У психолога-диагноста есть и еще одно преимущество. Ему не нужно особенно работать над своей личностью и владеть навыками психологически грамотного общения. В реальной жизни он может оказаться обычным человеком и делать те же ошибки, что и те, которые обращаются к нему за помощью. И тем не менее его заключения будут иметь свою ценность, ибо он делает заключения, опираясь на известные психологические тесты, выработанные другими или даже им самим, многократно проверенные различными исследованиями. Так, например, теперь широко известный и часто применяемый в современной психологической диагностике цветовой тест Люшера создавался следующим образом. Примерно 20 тыс. человек помещались последовательно в комнаты, обитые драпировкой всех восьми цветов: синего, зеленого, красного, желтого, малинового, коричневого, черного и серого. Все они проходили тщательное обследование в каждой комнате. На основании результатов этого обследования и составлялся тест.

Когда мы создавали на базе этого теста цветовой социометрический тест, мы тестировали 100 групп численностью по 10-15 человек каждая одновременно по известным им социометрическим методикам и по нашей и показали, что наша, не уступая по достоверности уже известным, выявляет такую информацию, которую получить по тем тестам невозможно.

Так что, если тестирование проведено правильно, то лучше довериться тесту, чем своим впечатлениям.

Теперь несколько слов о психологе-тренере. Специалист этого профиля должен помочь избавиться человеку от мешающих ему стереотипов поведения и обучить новым, избавить его от робости, нерешительности, застенчивости, высокомерия и от всего того, что нередко составляет структуру его личности и характера и препятствует достижению поставленных целей и удовлетворению своих потребностей.

Это длительная кропотливая работа. Необходимо время (иногда это месяцы и годы) для того, чтобы избавиться от качеств личности, мешающих жить и выработать свойства характера и формы поведения, позволяющие добиваться поставленных целей.

Поэтому психолог-тренер, прежде чем приступить к тренерской работе, должен сам избавиться от некоторых качеств, от которых потом будет помогать избавляться своим подопечным, и овладеть всеми навыками, которым должны научиться его подопечные. Мне трудно представить себе, как сможет застенчивый тренер научить общительности своего клиента или помочь обучить некоторым формам поведения, если сам ими не владеет. Конечно, бывает потом, что способные ученики обходят своего учителя, но первичными элементами навыков он обязательно должен владеть. Психолог-тренер обязательно должен быть физически здоровым, иметь высокий социальный рейтинг и быть хорошо материально обеспечен. Конечно, психолог никогда не будет иметь таких богатств, как капиталистолигарх, которого он будет тренировать, но быть независимым от него материально ему просто необходимо, иначе он вольно или невольно будет бояться его потерять и его будет беспокоить не истина, а желание понравиться своему клиенту, т. е. стать подхалимом, что сделает работу его неэффективной. И вообще, как говорил Сенека, обладать спокойно можно только тем, чего не боишься потерять.

В частности, мы на своих тренингах обучаем наших подопечных принципу амортизации, т. е. соглашаться со всеми высказываниями партнера по общению по крайней мере вначале, чтобы не возник конфликт, а потом уже высказывать свою точку зрения. Многим это очень трудно, но когда они обучаются этому, получают необходимые результаты. А теперь несколько примеров того, как работает психолог-тренер. Послушайте рассказ одного из моих учеников.

Подросток в возрасте 15 лет, физически хорошо развитый и выглядевший старше своих лет, всегда примерный мальчик, серьезный, активный, занимающийся в спортивной школе и подающий большие надежды, неожиданно увлекся девушкой 20 лет. Он стал поздно возвращаться домой, пропускать тренировки, хуже учиться в школе. Девушка, с которой он встречался, имела большой сексуальный опыт, что также пугало родителей. Сын же говорил, что ее любит, что он уже взрослый и знает, что ему делать. Убеждения, скандалы эффекта не давали. Мать постоянно рыдала, отец был подавленным: ему надо было скоро уходить в плавание, а мать пришлось положить в больницу.

Амортизацию проводил отец, который прошел небольшой курс обучения. Вот как это выглядело:
- Сынок, прости, что мы вмешиваемся в твою жизнь. Мы как-то прозевали, что ты уже вырос. Ты действительно больше понимаешь в жизни и благороднее нас. И любить ты можешь лучше. Действительно, какое значение имеет, что она старше и уже имеет сексуальный опыт? Может быть, это даже лучше. Сравнив тебя с другими, твоя избранница будет тебе преданна.

Не буду описывать изумление сына. Сам не видел. Знаю со слов отца. Отношения наладились через три дня. Мать тоже освоила технику амортизации и векоре выписалась из больницы. Сын, предоставленный сам себе, вскоре разобрался в своей избраннице и через неделю прекратил встречи с ней. А этот пример посложнее.

Навыки общения лучше всего нарабатываются в психологических играх. Их имеется очень много. Одна их них, разработанная мной, «Королевский двор», решая ряд других психологических задач, позволяет обучиться управлению. Разводящий, доброволец из группы, берется из членов группы составить королевский двор, т. е. выбирает короля, королеву, фаворитку, шута, премьер-министра и весь кабинет, палача, шута, принцессу, девочку для битья и пр. И по тому, как это разводящий делает, ему самому и окружающим становится ясно, что управлять он не умеет. Голос неуверенный, распоряжения аморфны, на непопулярные должности назначать не решается. Если тренинг идет успешно, после двух-трех попыток выбор становится точнее, распоряжения более ясными, а голос уверенным.

Кем вы решились стать, лучше определиться уже сейчас. Если тренером, то пойдите в кружок на ту кафедру, где можно получить навыки тренера и заодно решить свои личные проблемы. Но не забывайте, что это не освобождает вас от освоения приемов диагностики.

Если вы решили стать психологом-диагностом, тогда лучше пойти в кружок на ту кафедру, которая занимается не только тестированием, но и сама разрабатывает тесты.

Если вдруг во время учебы интересы у вас изменятся, попробуйте использовать себя и в другой области. Главное, чтобы учеба вам нравилась. Как писал У. Шекспир,

В чем нет услады, в том и толку нет.
Что нравится, то и изучайте.

Лучше в вузе попробовать варианты, чтобы не метаться после его окончания. В реальной жизни я наблюдал разные варианты. Бывало, что психолог оставался диагностом. Рост его карьеры шел так (вы понимаете, что я имею в виду конкретного человека). Вначале он был медицинским психологом и обследовал больных. Его никогда не волновала тренерская работа. Квалификация его выросла. Он стал преподавать психологию в одном из вузов. Кандидатскую диссертацию написал по материалам обследования психического статуса преступников и выявил некоторые закономерности, используя которые можно менять приемы воспитания. И до сих пор он не хочет заниматься тренерской работой. Но психологи-тренеры и врачи-психиатры счастливы, когда он соглашается обследовать их подопечных. Социальное положение и материальное обеспечение его вполне достаточны для достойной жизни.

Я могу привести вам массу примеров, когда диагносты становились тренерами и не жалели, что какое-то время занимались диагностической работой.

Некоторые, сразу ориентированные на тренерскую работу, вскоре понимали, что необходимо знать и основы диагностики.

Конечно, можно в одинаковой мере овладеть и тем и другим, но если хочешь достигнуть значительных высот, то следует определиться более конкретно.

В его кабинете наверняка есть диван, но редкий клиент на нем валяется. Сеанс не заключается в поиске смысла в чернильном пятне или игре в ассоциации. Клиенты приходят с определенными запросами и вместе со специалистом разбирают их. Никаких романов с клиентами, это неэтично! Равно как и обсуждение чужих проблем.

2. Не путай его с психиатром

Психологом человек может работать после курсов повышения квалификации, а психиатры учатся в медицинском вузе. Курсы бывают разными, и специалисты после них — тоже.

3. Плана приема не существует

В отличие от урока, во время посещения психолога нет четкой структуры того, что с клиентом будут делать. Все зависит от исходного запроса и техник, на которые клиент лучше всего отзывается.

4. Доверие создается не сразу

На первых приемах психолог задает много вопросов, но клиент не обязан сразу выкладывать всю подноготную. Торопить никто не будет! Когда люди начинают рассказывать больше подробностей и испытывать более сильные эмоции, тогда и зарождается доверие.

Популярное

5. Люди много общаются без слов

Порой человек говорит одно, а язык его тела — поза, жесты, мимика — свидетельствуют о другом. Именно поэтому для разбора семейных ситуаций стараются приглашать обоих участников.

6. Иногда кажется, что психолог не в силах помочь

У психолога нет волшебной палочки, чтобы убрать все проблемы одним махом. Он выслушает, предложит стратегии поведения, обсудит ситуацию, но основную работу все равно делает клиент.

7. Клиентская база появляется не мгновенно

Если психолог занимается частной практикой и не является суперзвездой соцсетей, наработка клиентской базы занимает годы. Он может принимать людей от коллег, продвигать себя в интернете и про сарафанному радио, но очереди желающих ждать не приходится.

8. Не стоит« психологизировать» домашних

Задача психолога — баланс между работой и личной жизнью. Если его супруг, дети, родители не хотят психотерапии на дому, не стоит им навязываться.

9. Никому не признается, что он — психолог

Иначе каждый первый начинает рассказывать о своих проблемах, желая проконсультироваться бесплатно. Опытный психолог либо не выдает себя, либо выдает свою визитку с телефоном для записи на прием.

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такой момент открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям.

Перед тем как составить представление об основных нюансах профессии, нужно разобраться в том, какие отличия существуют между так называемыми «простыми» психологами и специалистами узкого медицинского профиля.

В современной системе высшего профильного образования подготовка специалистов в области психологии условно может разделяться на две ветки:

  • педагогическую, дающую возможность преподавать в школах или институтах;
  • медицинскую, ввиду которой студенты обязательно проходят ряд профильных предметов, получая в результате диплом медицинского психолога.

Однако, несмотря на такую особенность, психология как профессиональное направление является доминирующей. Если квалифицированный врач во время диагностики и лечения опирается на медицинские способы и имеет возможность проводить медикаментозную терапию, то в случае клинического психолога основными методами коррекции состояния клиента (пациента) остаются психологические методики воздействия.

Чему учат этих специалистов

Получить подобную специализацию можно в любом высшем учебном заведении, где имеется соответствующая кафедра.

В отличие от студентов, обучающихся по иному профилю (общее направление, социальное и так далее), в процессе учебы будущие медицинские психологи зачастую глубинно и более подробно изучают такие предметы как неврология, наркология, психиатрия и другие.

В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам:


  • психосоматика;
  • патопсихология;
  • нейропсихология.

В отличие от врачей перед клиническим психологом не стоит задачи прохождения интернатуры. Дальнейшее повышение квалификации обычно осуществляется самостоятельно. Такой специалист может дополнительно пройти курсы по консультированию или ведению тренинговых групп, детально изучить отдельные психологические направления и методики.

В чем особенности их работы

Специалист в этой сфере может быть как теоретиком, так и практиком. В большинстве случаев ставка все-таки делается на психодиагностику и психокоррекцию.

Клиническому психологу необходимо иметь навыки работы и взаимодействия не только с больными людьми, но и с личностями условно или полностью здоровыми. За счет этого нюанса такие специалисты занимаются не исключительно пациентами с пограничными состояниями, например, неврозами или депрессиями.

Работа происходит с людьми, у которых нарушения психического характера возникают ввиду соматических заболеваний (серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые, инсульты, онкологические заболевания и так далее). Ставка делается на контакт с ближайшим окружением пациента, когда имеется необходимость обучить членов семьи правильному взаимодействию с больным человеком.

Актуальным может быть вмешательство при коррекции состояния у детей, в том числе с повышенной тревожностью, обилием страхов, начальными стадиями невротических состояний.

Еще одной особенностью данной профессии выступает то, что специалист может заниматься семейным консультированием, когда внутренний климат нарушен и способен негативно повлиять и телесно, и психически. Психолог, получивший образование на медицинской базе, нередко уделяет внимание социальной работе. Он может заниматься просветительской деятельностью, работой с персоналом больниц и клиник, участвовать в разработке планов по психогигиене или психопрофилактике.

Такой специалист является частью команды по определению состояния человека перед предписанием ему инвалидности по какому-либо основанию. Все чаще к помощи клинического психолога прибегают при медико-судебных экспертизах. В рамках проведения общей диагностики состояния пациента специалист по клинической психологии работает сообща с психиатрами, психотерапевтами, неврологами и иными представителями медицинских профессий.

Специфика этой профессии предполагает проведение психокоррекции и диагностических процедур с лицами, имеющими различные зависимости, нарушения пищевого характера, с в целом.

Несмотря на то, что в последние годы в штатах и Европе рассматривается вариант расширение прав, возможностей и обязанностей медицинских психологов, в арсенале основных методов у такого специалиста нет фармакологической терапии. Основными «рабочими инструментами» при лечении и реабилитации и то, чем занимается специалист, являются:

Работа медицинским психологом

Благодаря особенностям данного психологического образования, тем навыкам, которыми владеют специалисты в области медицинской психологии после получения диплома, сфера деятельности обширна так же, как и места трудовой занятости. Где клинический психолог может проявить себя, получив нужную квалификацию?

Где работают представители этой профессии

Медицинский психолог так же, как и психолог иного направления, имеет возможность проводить консультирование, заниматься частной практикой. В таком варианте зачастую происходит взаимодействие с людьми не больными, а теми, кто находится в кризисной ситуации, когда нет возможности самостоятельно справиться с проблемой или состоянием.

Представители такой профессии работают в поликлиниках, при психо-неврологических диспансерах, в психиатрических лечебницах и клиниках, где занимаются пациентами с неврозами и иными пограничными состояниями. Местом работы клинического психолога может быть хоспис, детская или взрослая больница. В таком варианте психолог оказывает поддержку пациентам с разными формами соматических заболеваний, «ведет» больного на протяжении всего времени лечения, отслеживая динамику состояния, корректируя психологические проблемы и оказывая влияние на предотвращение развития психических недугов.

Востребованным человек с данной специализацией может быть в домах престарелых, в интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии (физическом, психическом). Специализированные учебные заведения, санатории и реабилитационные центры разной направленности также сотрудничают с такими специалистами.

Профессия медицинского психолога предполагает обширную работу с совершенно различными людьми, способными оказать влияние на самого психолога. Из-за подобного возникает риск профессионального, эмоционального выгорания. Человек, выбирающий для себя такой путь, должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

Вопрос психологу

Здравствуйте.Мне 31 год.Я работаю в милиции.После 10 лет службы ведомственный психолог выявил у меня шизоидную акцентуацию (психопатию).Подскажите, имеет ли право психолог на постановку такого диагноза или он должен направить меня в ЦПД к психиатру,нужно ли наблюдение в стационаре,что мне грозит,если диагноз подтвердится?Заранее благодарен!

Здравствуйте, Сергей! Диагноз может поставить только врач (психиатр, клинический психолог). Акцентуация характера - это не заболевание, а изменения в характере. Наблюдение в стационаре необязательно, если нет показаний невропатолога. Можно обратиться к психологу, которому Вы доверяете, пройти курс занятий работы с проблемой.

С уважением, Лариса.

Хороший ответ 5 Плохой ответ 3

Здравствуйте, Сергей! Акцентуация - это не психопатия!!! и тем более не диагноз!!! и наблюдаться Вам нигде не надо!!! это просто вариация качеста личности выше среднестатистической нормы и говорит это о том, что Вы просто более замкнуты в общении человек, и меньшее количесвто контактов Вам достаточно, также это может идти в купе с интровертированной личностью, также это говорит о Вашей внутренней самодостаточности (т.к. большая компания в удовлетворении Ваших потребностей не нужна) и такая акцентуация может быть у многих людей и многим людям она наоборот помогает - они более вдумчивые, меньше подвержены эмоциональным вспышкам, их внутрений мир насыщен и достаточен, в принятии решения им и больше руководит рациональность и логика!

Хороший ответ 8 Плохой ответ 1

Сергей, а Вас что-то тревожит кроме названия? Как Вы себя чувствуете? Как складываются отношения в семье , в коллективе? В чем вопрос? Диагнозы (типа "у Вас гастрит") желательно "проверять" у парочки-тройки врачей. Каждый может ошибаться. А тут, по тесту... Почитайте классификацию Леонгарда. Вот цитата "Шизоидная акцентуация характеризуется замкнутостью индивида, его отгороженностью от других людей. Шизоидным людям недостаёт интуиции и умения сопереживать. Они тяжело устанавливают эмоциональные контакты. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями , которые предназначены только для услаждения самого себя. Могут изредка проявлять склонность к употреблению алкоголя, что никогда не сопровождается ощущением эйфории ". Что-то есть про Вас, кто как не Вы сами знаете про себя больше?

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

Сергей, добрый день! Шизоидная акцентуация - это яркая выраженность некоторых черт в вашем характере. И не смотря на пугающее название - это не болезнь! Т.е. есть некоторая склонность к психопатии, но это не сама психопатия, которая является уже болезнью. Психолог наверно просто не сумел это ясно донести до вас или вы его не поняли. Лечиться у врача от этого не нужно. Скорее всего ваша профессия в силу своей особенности за 10 лет привела к некоторым деформациям. И не мудрено - ваша профессия с повышенной "вредностью" для психологического здоровья . Теперь просто успокойтесь, поговорите с психологом (на ваш выбор, не обязательно с ведомственным) на предмет как помочь себе любимому стать более уравновешенным. Это и для физического здоровья будет полезно и для вашего душевного спокойствия, и для дальнейшей работы пригодится. Психолог скорректирует некоторые моменты и научит вас как сохранять максимальную устойчивость и гармонию в условиях постоянных стрессов.

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Сергей! Акцентуация - это не диагноз, а повышенное влияние данного фактора в вашем характере- это не есть патология, и к тому же психолого вообще не ставит диагнозы - на это имеет право только врач психиатр. Как вы себя сами ощущаете? вам комфортно? Чувствуете ли вы удовлетворённость жизнью - не мешает ли вам ваша замкнутость и излишняя отгороженность от других людей? То есть само по себе это не грозит вам ничем, просто возможно после 10 лет работы в милиции у вас трансформировался характер и появилась повышенная закрытость, чтобы не проявлять свою эмоциональность, так как в вашей работе она может мешать. Вот над этими вопросами вам и следует задуматься. И возможно обратиться к писхологу, с тем, что бы он помог вам больше разобраться в себе и своих мироощущениях и эмоциях. С уважением, Мария

Хороший ответ 4 Плохой ответ 3