Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Ядерное образование и обучение в россии. Ядерные физика и технологии Ядерные технологии образование за рубежом

Начинающий: 40000 ⃏ в месяц

Опытный: 70000 ⃏ в месяц

Профессионал: 100000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы. Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Для кого подходит профессия

Для того, чтобы выбирать профессию физика-ядерщика, в первую очередь необходимо обладать хорошими знаниями физики и желанием работать в данной сфере. Учитывая то, что работа достаточно специфическая и требует наличия определенных качеств и умений, она подходит далеко не всем. Будущий физик должен обладать неординарными аналитическими способностями, склонностью к логическому рациональному анализу, математическими способностями. Очень важным является умение концентрироваться, сосредотачиваться на одном предмете, виде деятельности на протяжении длительного времени. Физику придется проводить различные эксперименты, поэтому он должен любить исследовательскую деятельность и хорошо понимать ее суть.

Обязанности

  • прием дежурства, проверка рабочего места, состояния исправности оборудования (системы централизованного контроля, датчиков, строительных конструкций, конструкций ядерного топливного цикла);
  • выполнение дозиметрические измерений;
  • регистрация элементарных, заряженных и нейтральных частиц;
  • обработка получаемых данных;
  • анализ физических результатов, допустимых потоков излучения;
  • фиксация полученных данных;
  • регулирование безопасности объектов, учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • контроль топливных ресурсов и оценка их запасов, хранения отработавшего ядерного топлива
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


По оценкам ГК «Росатом» ежегодная потребность в новых специалистах для отрасли составляет 3-3,5 тыс. человек. Таким образом, подготовка компетентного персонала для атомной энергетики является одной из наиболее актуальных проблем развития ядерно-энергетического сектора России.

Учебно-методическое обеспечение

Качество ядерно-технического образования сегодня контролируется тремя учебно-методическими объединениями (УМО).

УМО на базе Московского инженерно-физического института в рамках направления «Ядерная физика и технологии» занимается координацией образования, обучения и методической работы в 19 вузах и шести военных школах по следующим специальностям:

  • «Ядерные реакторы и энергетические установки»,
  • «Охрана и нераспространение ядерных материалов»,
  • «Электроника и автоматика физических установок»,
  • «Радиационная безопасность человека и окружающей среды»,
  • «Физика пучков заряженных частиц и технологии ускорения»,
  • «Физика атомного ядра и элементарных частиц»,
  • «Физика конденсированного состояния материалов»,
  • «Физика кинетических ­явлений».

УМО на базе Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева ведет аналогичные работы с семью вузами, выпускающих специалистов по направлению «Химические технологии». Специальности – «Современные химические технологии для энергетической отрасли» и «Химические технологии редких элементов и редкоземельных материалов».

УМО на базе Московского энергетического института контролирует семь вузов по направлению «Атомная и водородная энергетика». Специальности:

  • «Атомные электростанции и ядерные установки»,
  • «Техническая физика термоядерных реакторов и плазменных установок»,
  • «Водные и топливные технологии на тепловых и атомных электростанциях».

Подготовка специалистов

В настоящее время в 22 российских вузах действуют 32 программы по ядерным специальностям, предусматривающие по окончании получение квалификации инженера (специалиста), и более 25 магистерских программ.

Основными государственными вузами, готовящими инженеров-атомщиков, являются:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – базовый вуз ГК «Росатом»;
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ);
  • Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ);
  • Московский энергетический институт (технический университет, МЭИ);
  • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ);
  • Обнинский институт атомной энергетики (ИАТЭ);
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ);
  • Нижегородский государственный технический университет (НГТУ);
  • Томский политехнический университет (ТПУ);
  • Уральский государственный технический университет (УГТУ).

В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут выполнять свои лабораторные работы и исследовательские задания, получать практический опыт. Например, в НИЯУ «МИФИ» и ТПУ есть рабочие исследовательские реакторные установки, в НГТУ, МЭИ, СПбГУ – уникальные экспериментальные установки для теплогидравлических исследований различных теплоносителей, в РХТУ, УГТУ и ТПУ – радиохимические лаборатории, оснащенные сложной измерительной аппаратурой. На базе НИЯУ «МИФИ» также создан ряд исследовательских центров – ядерный, ускорения частиц, лазерный, материаловедения, нераспространения, нанотехнологий и другие.

Вузы проводят образование и обучение в соответствии с учебными планами и стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам в данной области. К таким стандартам относятся:

  • только очное высшее образование;
  • особое внимание, уделяемое фундаментальным знаниям физики и математики, в сочетании с инженерными навыками;
  • значительная доля практических лабораторных занятий;
  • исследовательская работа студентов, начиная с седьмого семестра;
  • продолжительность обучения – пять-шесть лет, при этом на преддипломную практику и подготовку дипломной работы отводится по полгода;
  • жесткие требования к профессиональным качествам студентов, в которые обязательно входят культура безопасности и знание вопросов нераспространения ядерных ­материалов.

Консолидация образовательной инфраструктуры

Компетентный специалист-ядерщик обладает глубокими познаниями в естественных науках, различными инженерными навыками, способностью и готовностью осваивать новые ядерные технологии и технику, владеет методологией выполнения численных компьютерных и натурных экспериментов, оценки надежности и достоверности экспериментальных данных. Он должен быть готов принимать решения, справляться с оптимизационными задачами с большим количеством параметров и критериев. Компетентность такого специалиста предполагает умение учитывать технологические, эргономические и экономические ограничения, владение соответствующими навыками в информационных технологиях, навыки общения, необходимые для командной работы, умение контактировать со специалистами из смежных с атомной технических областей, способность работать в рамках международных проектов, хороший уровень владения английским языком.

Для достижения указанных целей было решено консолидировать знания и инфраструктуру российских ядерных образовательных учреждений. Первый шаг был сделан в 2007 году, когда создали Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в состав которого входит 21 вуз, три института повышения квалификации и 12 научно-исследовательских центров.

В декабре 2009 года создан Национальный исследовательский ядерный университет – сетевой региональный академический и исследовательский комплекс на базе МИФИ (НИЯУ «МИФИ»).

Подобное единое образовательное пространство создается в соответствии с текущими принципами и тенденциями в ядерно-инженерном образовании по всему миру.

Сотрудничество с предприятиями

В последние годы российские вузы получили возможность более эффективно использовать исследовательские установки ведущих российских ядерных институтов и промышленных предприятий для практических занятий, исследовательских и дипломных работ студентов.

Например, в ГНЦ РФ-ФЭИ (Обнинск) критические стенды БФС-1 и БФС-2 используются как в исследовательских целях, так и в качестве ценного образовательного ресурса при обучении студентов, преподавателей и специалистов. Сегодня большой объем учебного материала и установок, включая лаборатории, стал доступен для отечественных и зарубежных студентов. На стендах БФС-1 и БФС-2 также есть архивные данные по различным выполнявшимся на них демонстрационным испытаниям и экспериментам по широкому спектру задач, включая имитацию условий быстрых реакторов различных типов, оптимизацию нейтронно-физического режима их циклов, подтверждение ядерной безопасности. В сочетании с постоянно расширяющейся программой лекционных курсов и экспериментов, приводимых в качестве примеров, данные стенды предоставляют студентам уникальную возможность доступа к реальной натурной экспериментальной работе и ее результатам. Фактически, все, что находится в настоящее время на данной площадке, связано, так или иначе, с будущими реакторами на быстрых нейтронах.

ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде также предлагает свои экспериментальные стенды и персонал для обучения.

Студенты соответствующих специальностей направляются для прохождения преддипломной практики и написания дипломных работ на АЭС Российской Федерации, благодаря чему происходит объединение усилий профессорского состава и специалистов-практиков для подготовки будущих профессионалов. НИЯУ «МИФИ» вместе с ведущими организациями атомной отрасли организовали 26 научно-образовательных центров, которые объединяют усилия организаций и университета как для проведения научных исследований, так и для обучения студентов и аспирантов. Многие из них победили в конкурсе научно-образовательных центров в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Международное партнерство

Начиная с 1997 года, действует первая в мире магистерская программа по обучению специалистов в области гарантий и охраны ядерных материалов в рамках совместного проекта Министерства энергетики США, ведущих американских ядерных лабораторий и МИФИ.

В последние годы группа преподавателей из США и РФ также занимается разработкой новых программ подготовки магистров, которые должны будут работать над разрешением возникающих в настоящее время новых мировых проблем. Совместная российско-американская программа международной ядерной безопасности, реализуемая при поддержке Министерства энергетики США и концерна «Росэнергоатом», предоставляет преподавателям ядерных курсов Техасского A&M, Мерлиндского и Орегонского университетов (США) и НИЯУ «МИФИ» возможность совместно работать над подготовкой человеческих ресурсов для ядерной отрасли.

Профессоры этих вузов, начиная с 2004 года, создают новые магистерские программы. Разработанные ими новые учебные планы для студентов всего мира предполагают выполнение экспериментальных и теоретических исследований, курс лекций по физике быстрых реакторов общей продолжительностью 72 часа, проведение практических работ. В рамках программы международной ядерной безопасности студенты могут проходить практику на установках Франции, Швейцарии и РФ.

Ряд вузов предлагают инновационные проекты в рамках инициатив по управлению ядерными знаниями и GNEP, например, прохождение зарубежной практики на объектах в РФ для иностранных студентов, курсы ядерно-технического английского языка для студентов из третьих стран, краткосрочные теоретические курсы лекций, проводимые ведущими специалистами и экспертами-ядерщиками. НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке примерных образовательных программ в области «Nuclear Security and Safety» и «Nuclear Technologies and Engineering». Миссия МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями, которая посетила НИЯУ «МИФИ» в январе этого года, подтвердила ведущую роль университета в российской системе ядерного образования. Отмечено, что НИЯУ «МИФИ» имеет все возможности для становления как международного регионального центра ядерного образования, ведущего подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области мирного использования атомной энергии для стран, вставших на путь развития атомной энергетики. НИЯУ «МИФИ» уже вовлечен в работу МАГАТЭ по программам технической помощи Белоруссии и Армении для развития необходимых человеческих ресурсов.

Главная цель всех этих мероприятий – обеспечить мотивацию нового поколения студентов для работы в отрасли, подготовить их к решению различных технологических проблем, а также способствовать соблюдению режима нераспространения и международной безопасности.

    Бакалавриат
  • 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика
  • 14.03.02 Ядерные физика и технологии
    Специалитет
  • 14.05.01 Ядерные реакторы и материалы
  • 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг
  • 14.05.03 Технологии разделения изотопов и ядерное топливо

Будущее отрасли

Одним из символов нового экологического общества станет атомная энергетика, способная обеспечить стабильные цены на электричество и минимальное воздействие на окружающую среду: выброс парниковых газов и канцерогенных веществ, характерных для угольных и мазутных станций, все еще составляющих значительную долю традиционной энергетики. Атомных электростанций в мире будет больше, при этом уровень их безопасности будет существенно выше.

«Росатом» констатировал по итогам 2011 г. увеличение с 12 до 21 количества зарубежных заказов на российские атомные энергоблоки. Всего в мире до 2030 г. будет построено примерно 400–450 ГВт новых мощностей атомной энергетики.

Три фактора определяют дальнейшее развития атомной энергетики. Во-первых, исчерпаемость углеводородных ресурсов. Эксперты «British Petroleum» дали прогноз развития добычи углеводородов в XXI веке. Нефти хватит на 46 лет (в России – на 21 год), газа – на 59 лет (в России – на 76 лет). В то же время ожидается, что глобальное потребление энергоресурсов к 2030 г. увеличится на 60%.

Во-вторых, загрязненность окружающей среды диктует необходимость переключения на «щадящую» энергетику. Продолжающееся потепление оборачивается повышением уровня океана, катастрофическими ураганами и, как ни парадоксально, похолоданием в отдельные зимние месяцы из-за нарушения естественных балансов. Поэтому атомная энергетика пока остается одним из самых реальных вариантов развития человечества.

Третий аргумент – экономический. Экономическая привлекательность этого вида энергетики сохраняется благодаря быстрой окупаемости, а рекордный в сравнении с другими видами теплоцентралей коэффициент использования установленных мощностей (порядка 80%), что делает атомную энергетику самым надежным компонентом промышленного развития.

В недалеком будущем будет создан Реактор на быстрых нейтронах и освоены Технологии ториевого цикла

Профессии будущего

  • Инженер по модернизации систем энергогенерации
  • Метеоэнергетик
  • Инженер систем рекуперации

Сейчас в вузах можно получить близкую специальность по профилям

  • Проектирование и эксплуатация атомных станций
  • Радиационная безопасность
  • Системы контроля и управления АС

Среди доминирующих видов деятельности физика-ядерщика можно выделить такие основные, как обслуживание реакторных залов, вынесение заключения про состоянию атомного реактора (на основе предоставленных данных), снятие показаний с различных приборов, которые расположены на реакторах, перезагрузка и запуск атомного реактора (при необходимости в таких действиях). Работа является очень ответственной, так как при неправильных действиях специалиста или недостатке знаний могут пострадать люди. Причем, в данном случае речь идет не о нескольких десятках и даже сотнях людей, а о тысячах, иногда миллионах.

Современные физики-ядерщики имеют возможность работать как в частных, так и в государственных учреждениях. Как правило, это сфера исследований, контроля, наблюдения за ядерными реакторами. Также специалистам с данной квалификацией доступна научная, преподавательская деятельность. Что касается масштабных исследований и серьезной научной работы, то государство уделяет данной сфере далеко не такое важное место, как следовало бы.

Поэтому действительно талантливые физики-ядерщики, обладающие способностями и знаниями, часто эмигрируют в другие страны, где им предоставляется больше возможностей для реализации своих идей и результатов работы.

Есть ли будущее у атомной энергетики или профессия физика-атомщика уйдет в прошлое?

В нынешнем виде атомная энергетика не имеет будущего. Сегдня в качестве топлива в атомной энергетике используется уран235. Проблема в том, что запасы этого ядерного топлива на планете весьма ограничены. Если ядерная энергетика будет развиваться нынешними темпами, уран-235 будет израсходован в ближайшие полвека, практически тогда же, когда на Земле остановится добыча нефти и газа. Существуют огромные запасы урана-238, их могло бы хватить человечеству на тысячи лет. Но чтобы запустить реакцию с этим изотопом, в качестве источника нейтронов требуется тот же уран-235. Времени, чтобы разработать и запустить в производство надежные так называемые “быстрые” реакторы, использующие в качестве “дров” уран-238, которого в избытке, остается все меньше и меньше - другие источники энергии стремительно заканчиваются.

Эта очень сложная научная и инженерная задача, требующая огромных интеллектуальных и материальных ресурсов, пока не решена. Если момент будет упущен - ни ветряки, ни горючее из рапса не спасут человечество от энергетической катастрофы.

Преимущества образования

  • Программа реализуется с участием научно-педагогического состава, имеющего высокую публикационную активность, что позволяет привлекать студентов к решению актуальных научных и практических задач
  • В основе программы - фундаментальные и прикладные достижения отечественного университетского образования и традиции прикладной математической школы Санкт-Петербургского университета
  • Выпускник получает образование, которое позволяет решать актуальные проблемы проектирования, управления различными техническими объектами, технологическими процессами, социально-экономическими системами, информационными системами, осуществлять практическую деятельность по применению различных математических методов и компьютерных технологий, обладать способностью к освоению и разработке новых технологий

Известные преподаватели

  • Н. В. Егоров - доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой моделирования электромеханических и компьютерных систем, создатель известной научно-педагогической школы в области прикладной математики и процессов управления. Более 12 лет проработал в Экспертном совете по управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, член Международного руководящего комитета (европейская секция) по проведению конференций по вакуумным электронным источникам и Международного координационного совета по проведению симпозиумов «Водородная энергетика: теоретические и инженерные решения». Обладатель почетной грамоты Президента РФ (и нагрудного знака) «За заслуги в области образования, подготовку квалифицированных кадров и многолетнюю плодотворную работу», медали ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, почетной грамоты Минобрнауки РФ, медали почета Немецкого водородного общества, почетной грамоты СПбГУ участнику конкурса «За педагогическое мастерство»
  • Г. И. Курбатова - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем, специалист в области моделирования и анализа транспортных систем (трубопроводов - морских, наземных), движущихся сред (неустановившихся течений в многофазных средах при наличии фазовых переходов, неизотермических турбулентных течений жидкости и газов, нелинейной ионообменной диффузии)
  • В. М. Мальков - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем. В течение многих лет был руководителем научных проектов, финансируемых РФФИ, Министерством образования и науки РФ, программами «Университеты России». Основатель научного направления «Механика многослойных эластомерных конструкций», специалист в области нелинейной теории упругости, в частности в теории определяющих уравнений нелинейной теории упругости и вязко упругости, в исследование нелинейных задач теории эластомерного слоя и многослойных резино-металлических конструкций
  • В. П. Трегубов - доктор физико-математических наук, профессор кафедры моделирования электромеханических и компьютерных систем, член Научного совета РАН по биомеханике, член правления Всероссийского общества биомехаников, член Международного общества биомеханики, член-корреспондент - представитель России в Европейском обществе биомеханики, член организационных, научных и программных комитетов ряда Международных конференций. Специалист в области моделирования тела человека в условиях ударных и вибрационных воздействий, моделирования опорно-двигательного аппарата человека, моделирования систем протезирования
  • Д. А. Овсянников - почетный профессор СПбГУ, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой теории систем управления электрофизической аппаратурой. Является специалистом в области математического моделирования и оптимизации управляемых динамических процессов, ведет большую научно-педагогическую деятельность. Под его руководством создано специальное программное обеспечение по проблемам моделирования динамики заряженных пучков в различных структурах, не имеющее аналогов в мировой практике.

Международные связи

  • Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла (Германия)
  • Институт физической химии имени Я. Гейровского (Чехия)
  • Национальный университет Тайваня (Тайвань, КНР)
  • Университет Суррея (Великобритания)
  • Цукубский университет (Япония)
  • Университет Махатмы Ганди (Индия)

Практика и будущая карьера

Студенты проходят практику в таких организациях как Siemens, РАТЭК, на комплексе высокопроизводительных вычислений на базе СПбГУ, а также на базе кафедры информационных и ядерных технологий Объединенного института ядерных исследований. Студенты могут участвовать в различных научно-исследовательских проектах, в том числе в создании Российского центра коллективного пользования на базе нового ускорительного комплекса NICA.

Перечень ключевых профессий

  • Старший системный аналитик
  • Старший инженер-исследователь
  • Старший специалист
  • Старший консультант
  • Специалист по внедрению информационных систем
  • Программист информационных систем
  • Консультант по информационным системам
  • Сервис-инженер по информационным системам
  • Ведущий специалист по внедрению информационных систем
  • Программист-проектировщик информационных систем
  • Ведущий консультант по информационным системам
  • Бизнес-аналитик
  • Руководитель сервисной службы по информационным системам