Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Юридические лица все о них. Юридические лица: понятие и виды. Виды юридических лиц

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сказать, что юридическое лицо – , значит ничего не сказать.

Допустим, вы увлекаетесь старыми советскими машинами и находите единомышленников. Создаёте мини-организацию «Клуб любителей ретроавтомобилей».

Но это ещё не юридическое лицо. Может быть, правильные слова – «компания», «фирма»? А как же университеты, благотворительные фонды, потребительские кооперативы?

Итак, пришло время узнать, какие признаки делают субъекта юридическим лицом.

Юридическое лицо - это...

То определение, которое вы видите сегодня в Гражданском кодексе РФ, существовало не всегда.

Взгляды на понятие и признаки юридического лица менялись в зависимости от региона и исторического периода. Первые зачатки появились ещё в римском праве эпохи Средневековья.

Какие теории существовали в истории:

  1. .
    Юридическое лицо – это фиктивное понятие для описания некой самостоятельной сущности. Корпорацию нельзя отлучить от церкви из-за отсутствия души и воли (идея папы римского Иннокентия IV).
  2. Целевое имущество.
    Юр лица как отдельного субъекта нет. Есть обособленное имущество, существующее для определённой цели.
  3. Интерес.
    Юридическое лицо – это искусственный центр, созданный реальными людьми для реализации общих интересов.
  4. Реальная сущность.
    Здесь юр лицо рассматривалось как социальный организм. Его воля не сводится к простой сумме целей участников.
  5. Социальная реальность.
    Идея получила развитие в СССР. Юридическое лицо – это социальная реальность, наделённая имуществом (не обособленным) для реализации высокой общественной цели. Многие советские учёные отождествляли понятие с коллективом трудящихся.

Какие-то сложные и абстрактные теории, не правда ли? Современные юристы взяли от каждой из них по кусочку и сформировали новое понятие , разобраться в котором не составит труда.

Открываем и смотрим определение и признаки юридического лица.

Признаки юр лица в РФ


Еще ряд признаков юридического лица раскрывается в других статьях главы 4 ГК РФ, где говорится, что у него должны быть:

  1. учредительные документы (большинство организаций действуют на основании устава);
  2. юридический адрес – указывается при оформлении статуса и необязательно совпадает с фактическим или почтовым;
  3. органы управления (например, директор, общее собрание).

Зачем вам вообще знать признаки юридического лица? Возможно, когда-нибудь придётся обратиться в суд и указать в иске надлежащего истца.

Например, вам не выплатят зарплату за полгода. На кого жаловаться: директора, отдел кадров, филиал или головную компанию? На то юр.лицо, которое самостоятельно несёт обязанности по выплате зарплаты. Оно указано в трудовом договоре (контракте) в качестве нанимателя.

Сведения о любом юр. лице можно получить, направив электронный запрос на сайте Федеральной налоговой службы.

В зависимости от цели создания выделяют следующие виды юридических лиц:

  1. коммерческие;
  2. некоммерческие.

Коммерческие стремятся получить прибыль. Это компании и фирмы, созданные для ведения бизнеса. Торгуют товарами, информацией или оказывают услуги за деньги.

Некоммерческие организации преследуют другие цели – образовательные, медицинские, благотворительные, правозащитные. Но это не означает, что такие юр лица не зарабатывают деньги. Просто прибыль не распределяется между участниками, а идёт на реализацию главной цели.

Например, государственная поликлиника (учреждение здравоохранения) – это некоммерческое юр.лицо. Часть услуг она оказывает на платной основе. Не хочешь два месяца стоять в очереди на УЗИ? Плати! Куда направляются заработанные поликлиникой денежки? В карман главврачу, на закупку нового оборудования, медикаментов, премии для персонала.

По форме собственности и учредителям выделяют такие юридические лица:

  1. государственные;
  2. частные.

Первый вид юр лиц – это субъекты, которых государство наделило имуществом для выполнения общественно значимых функций. К ним относятся не только госпредприятия и учреждения (больницы, университеты), но и органы власти: министерства, комитеты, администрации, суды.

Частные юр.лица – это оплот рыночной экономики. К ним относятся компании (общества, товарищества), союзы и ассоциации, фонды.

ИП – это физическое или юридическое лицо?

С одной стороны, ИП – это человек. С другой стороны, предприниматель организовал своё дело и прошёл государственную регистрацию, что роднит его с организациями. Так к какой группе субъектов права он относится? Индивидуальный предприниматель – это физическое или юридическое лицо?

Всё просто. ИП - это только правовой статус , который позволяет человеку вести бизнес легально, но без образования организации.

Обычно на него возлагаются такие обязанности:

  1. платить налоги с выручки или по фиксированной ставке;
  2. вести учёт документации: договоров, актов приёма-передачи, платёжек;
  3. самостоятельно вносить взносы в пенсионный фонд;
  4. принимать оплату от других ИП и юр лиц на расчётный счёт.

Копирайтер пишет тексты на заказ. Когда ремесло начинает приносить ощутимый доход, автор регистрирует ИП и продолжает трудиться уже легально.

В те моменты, когда копирайтер пишет статью, общается с заказчиком, получает деньги за работу, подаёт декларацию налоговикам, он действует как ИП. А если этот же человек принимает ванную, женится или навещает бабушку в деревне? Тогда он – физическое лицо.

Индивидуальный предприниматель – это не юридическое лицо .

Признаки не совпадают. У ИП нет обособленного имущества для предпринимательских целей. Занимаясь бизнесом, он использует свои средства (как физического лица). Если недобросовестный партнёр «кинет» на деньги, ИП будет вынужден достать заначку из-под матраса или продать авто, чтобы расплатиться с долгами.

У предпринимателя нет учредительных документов, как у юр лица. Органы управления тоже не нужны, потому что он сам себе начальник.

Выводы

Итак, теперь вы легко различите юридических лиц, физических лиц, ИП и организации без статуса. Это полезный в жизни навык. Например, в те моменты, когда нужно обратиться в суд.

Юридическое лицо – это самостоятельная организация, которая имеет обособленное имущество, права, обязанности для цели своей деятельности и сама несёт ответственность.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое корпорация Физическое лицо - определение (кто это), его признаки и виды ответственности Что такое предпринимательство ЕГРЮЛ - какие сведения хранит и способы получения выписки на официальном сайте налоговой (по ИНН, ОГРН или названию) Что такое КПП в реквизитах юридического лица Регистрация фирмы: законодательное основание, порядок, правила Агентский договор: назначение, оформление (с образцом) ОГРН - расшифровка, что это такое, как узнать и зачем нужно Договор на оказание услуг - назначение, виды, правила оформления и образцы Банкротство - что это значит и как получить статус банкрота (пошаговая инструкция для физических и юридических лиц) Реорганизация - что это, назначение и виды реорганизации юридического лица или предприятия

Юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1. Организационное единство . Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Организационное единство закрепляется в уставе юридического лица, либо в уставе и учредительном договоре, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

2. Обособленное имущество . Наличие этого признака означает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических ли (в том числе вышестоящих) от имущества его учредителей. Имущество может быть обособлено на основании права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (хозяйственные общества), складочного капитала (хозяйственные товарищества), уставного фонда (государственные и муниципальные унитарные предприятия). Учетно-бухгалтерским отражением имущественной обособленности является наличие самостоятельного баланса или сметы.

3. Самостоятельная имущественная ответственность . В соответствии с этим признаком юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим собственным имуществом. Учредители (участники) или собственники юридического лица не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственников, за исключением случаев, предусмотренных законом или учредительными документами.

4. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через свои органы, которые действуют на основе закона и учредительных документов.

Юридические лица должны иметь официальное место нахождения (юридический адрес) которое обычно определяется местом его государственной регистрации и обязательно указывается в его учредительных документах.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного неимущественного права на фирму

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Юридические лица классифицируются по различным основаниям - критериям. Все критерии имеют юридическое значение, т.е. подразделяют соответствующие организации по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения.

Юридические лица классифицируются:

1. по характеру (цели) деятельности:

а) коммерческие, для которых основная цель деятельности - получение прибыли;

б) некоммерческие, для которых получение прибыли не является основной целью.

б) юридические лица, основанные на государственной или муниципальной собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, основанные путем объединения имущества, находившегося в различных формах собственности

Смешанные, где доля публичных (государство, субъекты РФ, муниципальные образования) и частных (граждане и юридические лица) субъектов;

Совместные, где доля иностранного капитала.

4. по характеру прав учредителей на имущество юридического лица:

а) юридические лица, где учредители (участники) имеют обязательственные (имущественные) права, т.е. права требования (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственный и потребительский кооперативы);

б) юридические лица, где учредители имеют право собственности (унитарные предприятия, учреждения);

в) юридические лица, где учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

5. по порядку образования:

а) образуемые добровольно (по воле учредителей);

б) образуемые в распорядительном порядке (по решению собственника или органа им уполномоченного).

6. по особенностям правового положения:

а) национальные (резиденты);

б) иностранные (нерезиденты).

7. по наличию членства:

а) корпорации - образованы на началах членства (хозяйственные общества и товарищества и др.);

б) учреждения - не имеют фиксированного членства (унитарные предприятия, учреждения)

Организационно-правовые формы коммерческих организаций:


Государство как субъект гражданского права

Правовое положение государства и государст-венных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского прав, в которой тесно переплетены частно- и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство, как носитель суверенитета, едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может расс-матриваться как единый и единственный субъект.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выпол-няемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории ко-торой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникаль-ны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъ-екта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельст-вах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уров-ней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) обра-зований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в граж-данском обороте строится на одинаковых принципах.

Муниципальные образования как субъекты гражданского права

Государство участ-вует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как сово-купность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.д.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-право-вых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадле-жащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (п. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство) в отношении такого обязательства.

В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, ав-тономные округа;

3) муниципальные образования.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправ-ление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и вы-борные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного само-управления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного само-управления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Какие органы выступают от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодатель-ством?

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Феде-рации — Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Гос-комимущество РФ и др., а также соответствующие им органы государ-ственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, пре-дусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государст-венные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п.3 ст. 125 ГК).

Таким образом, российское законодательство исходит из плю-ралистической модели участия государства в гражданском обороте, ког-да его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.

Понятие объектов гражданских прав. Классификация объектов гражданских прав

Объекты гражданского правоотношения - это то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение.

Все объекты гражданских правоотношений можно объединить в четыре группы:

1. Имущество

2. Действия

3. Результаты творческой деятельности, интеллектуальная собственность

4. Нематериальные блага

1. Имущество - это объединение вещей и имущественных прав, имеющих денежную оценку. В состав имущества входят вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество.

Вещи - это материальные объекты внешнего мира, продукты производственной деятельности либо объекты природы.

Деньги выступают в качестве особого материального объекта гражданского права в различных правоотношениях.

Деньги могут быть:

· основным объектом правоотношения (например, заём);

· платежным средством в других договорах;

· выступать в качестве индивидуально-определенных вещей (например, коллекция);

· служить целям правоохранительным органов в качестве вещественного доказательства.

Характеристике ценных бумаг как объектов гражданского правоотношения посвящена глава 7 ГКРФ. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Характерной особенностью всех ценных бумаг является необходимость их предъявления для осуществления прав, удостоверенных ценной бумагой. По данному признаку ценные бумаги отличаются от других объектов гражданского правоотношения.

Имущественные права - это различного рода требования имущественного характера (например, вклад в банке, права участников на имущество юридического лица, требования заимодавца к заёмщику).

Иное имущество - это новый какой-то вид имущества, который нельзя назвать ни вещами, ни деньгами, ни ценной бумагой, не имущественными правами (например, страховка).

2. Действия, в том числе работы и услуги являются объектами главным образом обязательных правоотношений (например, подряд строительный или бытовой, обязательство выполнения научно-исследовательских работ, страхование, оказание консультационных услуг)

3. Интеллектуальной собственностью называются права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ и оказанных услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Они регулируются специальным законодательством, например, закон «об авторских правах», «патентный закон». Большое значение имеют нормы международных договоров.

4. Нематериальные блага - это жизнь и здоровье человека, достоинство личности, ее честь, доброе имя, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. Эти отношения не могут стать предметом товарообмена. Данные блага неотделимы (неотчуждаемы) от человеческой личности и не могут передаваться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям.

Понятие сделки. Виды и формы сделок.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

В процессе установления, прекращения и изменения прав и обязанностей сделка занимает наиважнейшее место; это наиболее распространенные и многообразные юридические факты, с которыми закон связывает возникновение гражданских прав и обязанностей.

Сделка является действием, совершаемым в расчете на получение определенного результата, право же способствует его реализации.

Признаки сделки:

  • Сделка - это волевое действие (или волеизъявление);
  • Правомерное действие (действие, которое соответствует требованиям закона);
  • Совершается субъектами гражданского права (порождает гражданско-правовые последствия)
  • Результативность сделки (установление, изменение, прекращение гражданских правоотношений).

Виды сделок

Классификация сделок на виды производится по различным признакам. В качестве классификационных оснований выступают количество сторон в сделке, момент возникновения прав и обязанностей, возмездность и т.п.

В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонней считается сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны (например, составление завещания, доверенности, объявление конкурса, отказ от права собственности на имущество, отказ от наследства и др.). Права по односторонней сделке могут возникать как у лица, совершающего сделку, так и у третьих лиц, к интересу которых сделка совершена.

Сделка, для совершения которых требуется согласование воли двух или более лиц, являются дву - и многосторонними . Такие сделки именуются договорами. Примеры двусторонних сделок: заем, купля-продажа, дарение и другие.

Договоры по экономическому содержанию подразделяются на возмездные и безвозмездные. Возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей по договору (купля-продажа, поставка). Если сторона по договору обязуется исполнить свои обязанности без какого-либо встречного предоставления, имеющего имущественный характер, то такой договор является безвозмездным (дарение). По общему правилу, любой договор предполагается возмездным, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа и содержания договора.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяются ни момент её вступления в действие, ни момент её прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент её прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными . Срок, который стороны определили как момент возникновения прав и обязанностей по сделке, называется отлагательным. Если сделка вступает в силу немедленно, а стороны обусловили срок, когда сделка должна прекратиться, такой срок называется отменительным. Например, стороны договорились, что безвозмездное пользование имуществом должно быть прекращено до 1 января. Такой срок будет отменительным.

Возможно упоминание в договоре и отменительного и отлагательного сроков. Так, договор аренды школы на летний период, заключенный в феврале, начнет действовать с 1 июня и прекратится 31 августа.

Форма сделки

Гражданское право знает две основные формы сделки: устную и письменную . Письменная, в свою очередь, бывает простой и нотариальной. По общему правилу, для простых бытовых сделок закон требует письменной, а иногда и нотариальной формы. Устная форма установлена для сделок, которые исполняются при самом их совершении. Сделки, исполняемые при совершении, могут заключаться в устной форме независимо от их суммы и субъектного состава. Устно не могут быть совершены сделки, для которых установлены письменная нотариальная форма (завещание), и сделки, несоблюдение простой письменной формы которых, влечет их недействительность (договор поручительства, договор о залоге и др.).

Письменная форма выражается в составлении документа, к которому предъявляются определенные требования: он должен выражать содержание сделки (её условия) и быть подписан одним лицом (при совершении односторонней сделки) или двумя и более лицами (при совершении дву-и многосторонней сделки). Документ может быть подписан и уполномоченным лицом.

Ст. 161 ГК устанавливает сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме. Сделкам, для которых установлена нотариальная форма, посвящена ст. 163 ГК. Нотариальная форма требует засвидетельствования совершенной сделки у нотариуса.

В силу прямого указания ГК нотариально должны быть удостоверены следующие сделки: завещание (ст. 1124 п. 1 ГК), уступка требования и перевод долга, основанные на сделке, совершенной в нотариальной форме (ст. 389 и 391 ГК), договор об ипотеке (п.3 ст. 339 ГК) и другие.

Стороны по соглашению между собой могут придать нотариальную форму любой сделке, для которой законом такая форма не требуется.

Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет её ничтожность.



Юридическое лицо(ст.48 ГК) - признается организация, которая имеет в собственности, хоз.ведении или опер.управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) организационное единство;
2) имущественная обособленность, т.е. юр.лицо имеет в собственности, хоз.ведение, опер.управлении имущество;
3) самостоятельная имущ.ответственность т.е. при ненадлежащем исполнении юр.лицом своих обязательств заинтересованное лицо вправе обратиться с взысканием на все имущ. принадлежащие юр.лицу.
4) юр.лицо всегда выступает от собственного имени.

Правоспособность юридического лица (как и дееспособность) - возникает с момента внесения записи в гос.реестр "о регистрации юр.лица", и перестает с момента внесения записи в гос.реестр "о ликвидации юридического лица".
Различают общую(юр.лицо вправе быть участником любых ГПО) и специальную(юр.лицо вправе иметь больше те права и обязанности, которые предоставлены ему учередителем или законом. Ей обладают все некомерч.организации, а из коммерч.: Гос. и Мун. унитарные предприятия) правоспособности.

Органы юр.лица, могут быть коллегиальными(общее собрание, совет директоров), либо единоличными.
Органы юр.лица, состоят из участников юр.лица, могут быть выборными или назначаемыми. Перечень органов управления, а также их компетенция определяется как законодательством, так и учеред.документами.
Органы юр.лица действуют без доверенности(в пределах своих полномочий).
Юр.лицо, может действовать самостоятельно или через свои органы управления, а может действовать через представителей(любое дееспособное лицо), они действуют на основании договора поручения или доверенности.

Виды юридических лиц:

1)В зависимости от цели создания: (создаются с целью получения прибыли) и (такой цели не преследуют, хотя тоже вправе заниматься ПД, но всю прибыли они отправляют только на цели определенные уставом;

2) В зависимости от прав учредителей юр.лица на его имущество: юр.лица учредители которых сохраняют вещные права на имущество переданное в уставной капитал(в ком.организациях- это гос. Мун. унитарные предприятия; в некомерч.организациях - это учреждения.) И юр.лица в которых учредители сохраняют только обязательственные права. Есть юр.лица участники которых не сохроняют ни вещных, не обязательственных прав на имущество в капитале организации(религ.организации)

Образование юридического лица:

Существуют 2а способа создания юр.лиц: 1) явочно-нормативный(исключает необходимость получение предварительного разрешения органов публичной власти на создание юр.лица. Учредители являются в регистр.орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации) и разрешительный порядок(для создания некоторых юр.лиц., помимо воли учредителя, необходимо предварительное разрешение органов публ.власти. Учредитель обязан предоставить учред.документы. Для хоз.товартществ - это учред.договор, для всех остальных организаций - устав.)

Отказ в гос.регистрации возможен только по двум основаниям:
1) неполный пакет документов;
2) документы содержат не достоверные данные

Уставной капитал юридического лица:

Обязательное формирование уст.капитала и требование к его мин.размеру установлен для ком.орг-ий, кроме хоз.товариществ. Уст.капитал должен гарантировать защиту прав кредиторов.

Виды вклада в уставный капитал:

1) деньги;
2) иные вещи в том числе ценные бумаги;
3) имущ.права, вклад в не денежной форме оценивается учредителями, но для хоз.товариществ и унитарных предприятиях в случаях, когда стоимость вклада превышает 200 МРОТ, оценивается независимым оценщиком. В случаи завышения оценки оценщик несет солидарную ответственность с учредителями;
4) права на результаты интел.деятельности.

Представительство и филиалы юр.лиц:
Представительство - это обособленное структурное подразделение расположенное вне места нахождения юр.лица, представляющая его интересы.
Филиал - это обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения юр.лица, представляет интересы юр.лица и осущ. часть его функций.
Руководитель представительства или филиала назначается юр.лицом и действует на основании доверенности.

Реорганизация юридического лица:

Формы реорганизации:
1) Разделение - т.е. вместо одного юр.лица, которое прекращает свое существование, образуется два или более новых юр.лиц;
2) Выделение - из структуры юр.лица выделяется как правило его подразделение, которое приобретает статус юр.лица;
3) Слияние - два или более юр.лиц прекращают свое существование и обьединяя активы и пассивы, образуют единое новое юр.лицо;
4) Присоединение - 1о или несколько юр.лиц прекращая свое существование, объединяют активы и пассивы ране существовавшими юр.лицами. При слиянии или присоединении права и обязанности передаются на основании передаточного акта;
5) Преобразование - решение о реорганизации принимается участниками юр.лица. Такое решение может быть принято в суд.порядке, в случае когда закон предусматривает такую возможность.
Реорганизация считается завершенной при внесении записи в гос.реестр. Общие положения о реорганизации закреплены в ГК, особенности реорганизации предусмотрены ФЗ "Об отдельных организационно-правовых формах юр.лиц".

Ликвидация юридического лица:

Решение о ликвидации юридического лица выносится Арб.судами. Суд обязан указать конкретное нарушение действующего законодательства, носившее основание для принятия такого решения. Далее суд создает ликвидационную комиссию и к ней переходят все права и обязанности по управлению юр.лицом. Ликвид.комиссия направляет в налог.орган, а также в вестник гос.регистрации информацию о принятом решении, а также информацию о сроке предъявления кредиторами своих требований, этот срок не должен быть менее 2х месяцев. Ликвид.комиссия уведомляем кредиторов о ликвидации юр.лица, которые в течении 2х месяцев вправе предъявить требования к ликвид.юр.лицу. По истечению срока установленного для предъявления требований кредитора, коммисия производит расчет с кредиторами. Требования кредиторов не удовлетворенные в силу недостающего имущества считаются погашенными. Если же после расчетов с кредиторами у юр.лица осталось имущество, оно распределяется среди учередителей. Очередность расчета с кредитором ст.64 ГК. Кредиторы 1ой очереди, граждане перед которыми юр.лицо несет ответственность за возмещение вреда причиненного жизни или здоровью работникам юр.лица. Перед любыми 3ми лицами, если их жизни или здоровью был причинен вред по вине юр.лица.

Несостоятельность (банкротство):
Признаки банкротства юр.лиц:
1) наличие задолженности у юр.лица не менее 100 тыс.рублей, исключение составляют градообразующие предприятия и предприятия оборонного комплекса;
2) должник не может выполнить свои фин.обязательства в течении 3х месяцев.
Признаки банкротства физ.лица:
1) задолженность на сумму 10тыс.рублей;
2) неспособность выполнить обязательства в течении 3х месяцев;
Для признания банкротом необходимо, чтобы сумма долгов превышала стоимость его имущества.

С заявлением в Арб.суд могут обратиться:
1) сам должник;
2) конкурентные кредиторы;
3) органы уполномоченные на взыскание обязательных платежей в бюджетной и не бюджетной форме.
До обращения в Арб.суд возможно применение такой процедуры как санация (кредиторы либо 3е лица вправе предоставить должнику денежные средства для восстановления платежной способности). Все остальные процедуры являются судебными и вводятся на основании определения суда.

Судебная процедура с момента признания о несостоятельности вводиться процедура:

1) Наблюдение -действует до судеб.заседание в котором будет рассмотрен вопрос о введении след.процедуры банкротства, либо об отказе принятия лица банкротом. Арб.судом назначается Арб.управляющий, его задача:
- оценить фин.состояние должника;
- способствовать сохранению имущества должника.
В стадии наблюдения органы управления должника от своих обязанностей не отстраняются, но ряд сделок они вправе совершать только с согл.Арб.управляющего;

2) Финансовое оздоровление - кредиторы или третьи лица вправе принять решение о доп.денежных средствах должнику. Завершая стадию наблюдения Арб.суд вправе ввести такую процедуру как.

3) Внешнее управление - процедура вводиться на 1 год и может быть продлена еще 6 месяцев. Органы управления должника от ведения дел отстраняются и введение дел поручается Арб.управляющему, однако ряд сделок Арб.управляющий вправе совершать только с согл.собрания кредиторов. По завершению этой процедуры суд может принять решение, либо об восстановлении платежной способности должника, либо решение о введении конкурсного производства. Общим для наблюдения фин.оздоровления и внешнего укрепление является введение маратория. На период введения в действие процедуры банкротства не начисляются санкции по денежном обязательствам кредиторов. Кредиторы имеют право только на начисление процентов по ставки ЦБ. Размер ставки определился на день введения соответствующей процедуры. Мараторий не распространяется на задолженность перед кредиторами 1 и 2 очереди, которая подтвердила вступившем в законную силу суд.актом. С момента введение процедуры банкротства все требования кредиторов предъявлялся только по правилам закона "О банкротстве" включ.процедуру конкурсного производства.

Особенности банкротства физических лиц:

Условие для подачи заявления о признании банкротом:
1) Наличие задолженности не менее 10 тыс.рублей;
2) Должник не рассчитывается по обязательствам более 3х месяцев.
В ст.446 ГПК есть перечень видов имущ-ва на которое взыскание не может быть обращено. В отношении гражданина вводиться процедура наблюдение еще процедура конкур.производство. Реестр требований кредитора формируется по общим правилам, конкурс.масса формируется по общим правилам но с учетом ст.446 ГПК.

Особенности:
У ИП могут быть кредиторы, чьи требования связаны с ведением ПД и кредиторы эти могут быть как конкурсными так и не конкурсными. У ИП могут быть кредиторы чьи требования не связаны с ПД(не уплачивал уплату коммунальных услуг или алиментов). Кредиторы задолженность которых не связана с ПД учитываются в реестре отдельно. Если денежных средств не достаточно для расчета с кредиторами они сохраняют право на предъявление требований позже, как имущ-во появиться у должника. После вынесения решения о признании гр.банкротом, онулируется его запись о гос.регистрации и в течении года он не может быть зарегистрирован в качестве ИП. Между кредитором и должником может быть заключено мировое соглашение(на любой стадии).

0

«Система юридических лиц в Российской Федерации»

Введение
1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий
2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности
2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ
2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с предыдущими Гражданскими кодексами. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Юридические лица наиболее оптимально подходят к сложившимся экономическим условиям в сфере производственного присвоения, чем физические. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его
усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.
В Российской Федерации происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития свойственного современной мировой цивилизации.
В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица. На Западе вместо юридического лица говорят о фирме. В российском законодательстве речь всегда идет о юридическом лице.
Рыночная и командная экономическая система отличаются порядком образования, прекращением деятельности, функционированием, пределом полномочий юридического лица.
Проведя аналогию между деятельностью юридических лиц в РСФСР и РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время процедура образования, реорганизации, прекращения деятельности значительно упростилась.
Целью контрольной работы является выявление особенностей функционирования юридических лиц с переходом к рыночным отношениям, рассмотрение проблем, связанных с несовершенством законодательства о юридических лицах, объяснение сущности юридического лица, вопроса о необходимости оптиматизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого функционирования на рынке.
Проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории. Юридические лица как участники гражданского оборота представлены в литературе достаточно, но как система они не рассматриваются.
Теория всегда связана с практикой, и именно потребность практики определяет актуальность теоретических исследований. В последнее время в литературе все чаще появляются суждения о необходимости свертывания исследований по вопросу о сущности юридического лица. По мнению некоторых ученых, они не имеют практического значения и способствуют лишь появлению еще одной новой теории.

1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий.

Юридические лица – один из древнейших институтов гражданского права. Его появлению мы обязаны римлянам. Не следует, однако, преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наибольшей международной торговли юридические лица значительной роли не играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, еще не вызывало необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее нельзя не признать, что основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо.
Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.
Союзы с религиозными целями имели право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций появляется в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации, объединения предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными изменениями.
Понятно, что все эти объединения обладали имущественными средствами, им приходилось вступать в договорные отношения с третьими лицами и что действовали они и в своей внутренней жизни и в отношениях с третьими лицами по некоторым определенным правилам.
Центрами субъективных прав, не имеющих свойств человека, в Риме являлись следующие союзы: государство, союзы публичного права, частные союзы, учреждения с благотворительной целью.
Что касается юридической теории, то римские юристы не довели до конца разработку учения о юридическом лице, они не выяснили внутренней сущности этого явления. Вместо того, чтобы признать юридическое лицо вполне реальным субъектом права, который имеет свою волю и поэтому может действовать через свои органы, римские юристы говорили, что это есть вымышленное юридическое лицо, что на самом деле здесь нет никакого субъекта прав, а только делается предположение, будто такой субъект существует. Соответственно этому юристы учили, что юридическое лицо само воли не имеет и действовать не может. В тех случаях когда мы говорим, что юридическое лицо совершает действия через свои органы, римские юристы говорили, что действие совершено вместо юридического лица его представителями. Юридическое лицо считалось у римлян лишенным воли и поэтому недееспособным.
Девятнадцатый век – век крупных теоретических разработок, теории которых актуальны и сейчас.
В современной теории гражданского права вопрос о существе юридических лиц – один из самых спорных. В цивилистической литературе существует различное множество мнений по этому поводу.
Большинство юристов придерживаются теории фиктивного лица (Савиньи, Виншейд, Пухт). Они утверждают, что человек, и не только человек, является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой воображаемое лицо, которое удовлетворяет потребности юридической техники применять понятие субъективного права также и там, где речь идет не о правах физического лица. Юридическое лицо недееспособно. Дееспособны лишь органы,
состоящие из людей. Не случайно в параграфе 26 Германского гражданского уложения правление юридического лица, именуемого «союз», квалифицируется как его законный представитель.
Такая концепция определяла и порядок возникновения и природу правоспособности юридического лица. Так как юридическое лицо являлось фикцией, то только государство могло определять его сферу деятельности. Разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособность юридического лица были направлены прежде всего на обеспечение контроля государства за объединениями лиц, не преследующими извлечения прибыли.
Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. Председатель Верховного суда США Д.Маршалл в своем решении дал следующее определение корпорации: «Корпорация – это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательство Англии и США. Доктрина Англии и США особое внимание уделяла проводимому теорией фикции противопоставлению юридического лица и физического лица правам и обязанностям его членов. Признание существования юридического лица, независимо от членов, его составляющих, стало основополагающим принципом права корпораций в Англии и США.
Против этой теории существовало много возражений. Германисты (сначала Безелер, а потом Гирке) основывались на изучении исторических основ германского национального права, утверждали, что юридическое лицо – вовсе не фикция, а действительный, реально действующий субъект, хотя и не физическое лицо (теория реальности или органическая теория). И юридическое лицо – такой же субъект права, как и физическое лицо, а не только уподобляемое. Некоторые последователи этой теории (Лассон) заходят так далеко, что признают за юридическими лицами совершенно такое же реальное существование, как и за физическими. Но в этом возражении смешиваются два понятия: представление о предмете
смешивается с самим предметом. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные, а искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты. Например, если мы утверждаем клуб шахматистов и заносим его в реестр обществ, то не возникает новое живое существо.
В нашем государстве в XX годы получает значительное распространение «теория персонифицированного (целевого) имущества» (Ландкоф, Вольфсон, Суханов). Его сторонники считают главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Так как эта теория была воспринята законодательством и советское гражданское право стало признавать юридическим лицом предприятия (объединения). Между тем предприятия представляют собой сугубо производственно-технический механизм, предназначенный для чисто производственной, а не для коммерческой деятельности. Этим, в частности определяется и их внутренняя структура, главную роль в которой обычно играла планово-экономическая, а не снабженческо-бытовая служба. С позиции же рыночной организации экономики такие предприятия – не более чем имущественные комплексы, то есть совокупности зданий, сооружений, оборудования, определенных имущественных прав и обязанностей – объекты, а не субъекты права. Субъектами имущественных отношений здесь признаются нормальные коммерческие структуры, прежде всего различные хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого предприятия. Признание юридическим лицом непосредственно предприятия, без облачения его в форму какого-либо торгового товарищества, не свойственно правовым системам развитых стран. Там субъектом права, как правило, считается предприниматель (индивидуальное лицо, торговое товарищество)
но не предприятие как таковое. Последнее является лишь объектом, но не субъектом права.
Эта теория уникальна тем, что пережила не один гражданский кодекс в нашем государстве. Ее идеи положены и в новый гражданский кодекс.
Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
Таким образом, проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории.

2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности

2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ

Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с гражданскими кодексами 1964 и 1922 гг. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Правовые основы деятельности юридических лиц в Российской Федерации регулируются ГК РФ, общие положения которого детализируются в федеральных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, а также других законах (например, «О государственной регистрации юридических лиц»), об особенностях деятельности юридических лиц в той или иной сфере).
Систему юридических лиц образуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В
отличие от них у некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности и они не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую данным целям.
Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (простое товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (акционерные общества делятся на закрытое и открытое, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ, является закрытым.
Для создания некоммерческих организаций ГК РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Этот перечень, в отличие от коммерческих организаций, является открытым и может быть дополнен федеральным законом. В настоящий момент в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусмотрены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Существует также ряд некоммерческих организаций, не упомянутых в указанном Законе, регулированию деятельности которых посвящены отдельные законы; это – товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы. Могут быть также приняты также другие законы, устанавливающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это положение является достаточно
спорным в действующем законодательстве. Часто случается, что вновь принятый закон о новой организационно-правовой форме противоречит основополагающему Закону в сфере регулирования некоммерческих организаций – «О некоммерческих организациях» - или вводит организационно-правовую форму, имеющую новое название, но по сути являющуюся повторением формы, предусмотренной упомянутым Законом. Следовало бы установить четкую иерархию законодательных нормативных актов в этой области и, возможно, определить, что перечень некоммерческих организаций, установленный в Законе РФ «О некоммерческих организациях», является закрытым.
Некоммерческие организации.
В вопросе относительно деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующем законодательстве существуют серьезные противоречия. Многие формы некоммерческих организаций на практике невозможно отличить от коммерческих. Такой спорной формой юридического лица, предусмотренной в ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», является потребительский кооператив (потребительское общество). По сути данная форма вряд ли отличима от коммерческой организации. Например, установлено, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В определении потребительского общества указано, что это добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и ивой деятельности. Торговая деятельность – это не что иное, как извлечение прибыли, следовательно, такую организацию следовало бы отнести к коммерческим либо вообще устранить такую спорную организационно-правовую форму. В ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» указано, что сельскохозяйственный кооператив может быть либо производственным, либо потребительским. Каким критерием должны руководствоваться учредители, выбирая ту или иную форму, неясно.
Указанные выше организации можно отнести ко многим другим некоммерческих организаций. Например, в течение долгого времени в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовые биржи могли функционировать только в форме некоммерческого партнерства. В настоящий момент, после внесения соответствующих изменений, фондовые биржи могут создаваться в форме либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Вместе с тем деятельность фондовой биржи все-таки направлена на извлечение прибыли, и возможность ее существования в форме некоммерческой организации вызывает некоторые сомнения. Таким образом, в действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)

Организационно-правовые формы предприятий(фирм):
1) Хозяйственные товарищества;
Как было указано выше, конкретные организационно-правовые формы юридических лиц регулируются отдельными законами. Между тем о
отношении товариществ (полных и на вере) такой закон ГК РФ не предусмотрен, а деятельность товариществ подробно урегулирована самим ГК РФ. Тем не менее в этой области существуют серьезные проблемы. Так, каждый полный товарищ в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, вводится двойная и ничем не обоснованная регистрация - участников и самого юридического лица. К этому добавляется еще и требование двойной отчетности и двойного налогообложения, что значительно осложняет образование товарищества. Между тем во многих странах не требуется регистрации не только товарищей, но и самого товарищества.
При рассмотрении проблемы функционирования товариществ следует также учитывать, что в Особенной части ГК РФ существует глава 55 «Договор простого товарищества». По сути, складывается система, при которой функционируют две формы товарищества: юридическое лицо и объединение, основанное только на договоре, не являющееся юридическим лицом. При этом участники и того и другого являются индивидуальными предпринимателями. Договор простого товарищества направлен на реализацию конкретного проекта, а создание юридического лица – товарищества – на постоянное осуществление своей деятельности. Тем не менее существование таких схожих институтов и схожесть наказаний могут вносить известную неразбериху в правоприменительную практику.

2) Хозяйственные общества;
Применительно к хозяйственным обществам можно выделить следующие проблемы как общие для них, так и характерные только для акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Общие проблемы. Прежде всего, следует рассмотреть проблему формирования уставного капитала хозяйственных обществ (особенно характерна указанная проблема для акционерных обществ). В настоящий момент ФЗ «Об акционерных обществах предусмотрен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ – 100 МРОТ, для открытых – 1000 МРОТ; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает для них минимальный уставной капитал 100 МРОТ. Откуда взяты такие суммы, неясно. Если исходить из того, что уставный капитал должен определять минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, эта сумма представляется спорной. Непонятно и то, почему размер уставного капитала должен исчисляться в МРОТах. Вызывает серьезные сомнения оправданность подхода к формированию уставного капитала, при котором устанавливается его обязательный минимальный размер. В странах Европы, например, такого подхода к формированию уставного капитала не существует, а если и есть требования к минимальному уставному капиталу, то он не так жестко фиксирован и действительно отражает экономические потребности компании и ее кредиторов. В России также можно освободить общества от формирования уставного капитала в каком-то конкретном размере, а его кредиторам дать возможность самим решать, стоит ли им иметь дело с обществом, размер уставного капитала которого, например, 100 руб.
По существующему законодательству в уставной капитал общества вклады могут вноситься деньгами, имуществом, имущественными правами, исключительными правами, в том числе вкладом в имущество общества может быть так называемое «ноу-хау». Поскольку объективно оценить подобные права затруднительно, такие вклады часто служат для формирования фиктивного уставного капитала, никак не обеспечивающего права кредиторов. При этом не установлена ответственность учредителей за неправильное проведение оценки подобного рода прав и за не привлечение к данной работе оценщика в случаях, когда это установлено законом.
С уставным капиталом связана другая проблема – его уменьшение. Кредиторы общества в случае уменьшения его уставного капитала (даже самого незначительного) вправе потребовать досрочного исполнения обязательств общества перед ними и возмещения убытков. Ясно, что в случае, если все кредиторы воспользуются предоставленным им правом и потребуют досрочного исполнения обязательств, это может привести общество к банкротству. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие статьи Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» в частности установления судебного порядка предъявления требований об исполнении обществом своих обязательств перед кредиторами в случае уменьшения уставного капитала. Возможны и иные пути решения данной проблемы.
Проблемы формирования интегрированных структур. Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров.
В отношении дочерних и зависимых организаций можно также указать, что ГК РФ содержит только две статьи: 105 («Дочернее хозяйственное общество») и 106 («Зависимое хозяйственное общество»). Таким образом, встает вопрос о возможности организаций создавать интегрированные структуры не только в виде хозяйственных обществ, но и в какой-либо другой организационно-правовой форме.
Также следует отметить, что в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся статьи, посвященные дочерним и зависимым обществам, а в ФЗ «О производственных кооперативах» таких положений нет. Возникает вопрос о возможности и порядках образования подобных структур производственными кооперативами.
3) Общества с ограниченной ответственностью;
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
4) Общества с дополнительной ответственностью;
В настоящий момент согласно ГК РФ существует отдельная организационно-правовая форма юридического лица – общество с дополнительной ответственностью (п.5 § 2 гл.4 ГК РФ, где содержится всего одна статья – 95). Между тем установлено, что к обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), если иное не установлено в ст. 95. Зафиксированное указанной статьей отличие ОДО от ООО состоит в ответственности участников ОДО – они солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.
На практике при применении указанных положений ГК РФ возникает ряд вопросов.
Если к ОДО применяются положения законодательства об ООО, за исключением регулирования ответственности участников, то почему данное юридическое лицо выделяется в отдельную организационно-правовую форму, а не является разновидностью ООО (как в случае с акционерными обществами – они делятся на открытые и закрытые). В результате такого регулирования деятельности ОДО возникают неприятности в применении положений о преобразовании ОДО в ООО, и наоборот. Поскольку ОДО является самостоятельной организационно-правовой формой, его преобразование в ООО должно быть проведено как реорганизация, а не смена типа, как в случае с ЗАО и ОАО. При этом обществу нужно проходить все реорганизационные процедуры, что в данном случае нецелесообразно. Более того, в ст. 92 ГК РФ (реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью) указано, что ООО может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. О возможности преобразования ООО в ОДО не сказано. Этот пробел восполнен в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 56 которого указано, что ООО вправе преобразовываться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Однако в соответствии с тем, что нормы, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать ГК РФ, не ясно, каким нормативным актом следует руководствоваться при проведении преобразования ОДО в ООО, и наоборот.
Очевидно, следует провести работу по устранению законодательных противоречий в регулировании деятельности ОДО, возможно, изменить положение о том, что общество с дополнительной ответственностью является отдельной организационно-правовой, на положение о том, что оно является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, а также определить четкий порядок преобразований ОДО, уточнить принципы ответственности его участников.
При рассмотрении указанной организационно-правовой формы следует обратить внимание на то, что ОДО – нечто среднее между товариществом и хозяйственным обществом. За исключением размеров ответственности (товарищи отвечают по долгам товарищества всем имуществом, а участники ОДО по его долгам – своим имуществом пропорционально собственным вкладам) она схожа с товариществом.
В связи с вышеизложенным, возможно, следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.

Правоприменительная практика. Анализ использования для ведения бизнеса такой организационно-правовой формы, как ОДО, показывает, что она выбирается участниками крайне редко, в основном, в сфере оказания услуг. На Западе в таких сферах часто используется форма товарищества, но при отсутствии в законодательстве РФ развитых положений о товариществах учредители выбирают форму ОДО. Подавляющее же большинство компаний, действующих в сфере услуг, выбирают форму ООО или ЗАО.
По мотивировке выбора формы ОДО учредители руководствуются такими мотивами, как повышение обеспечения дополнительных гарантий для
кредиторов и, как следствие этого, - рост привлекательности компании как контрагента (от лат. contrahens - договаривающийся - сторона договора в гражданских правоотношениях) в сделке.
5) Акционерные общества работников (народные предприятия).
В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.
При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».
Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.
Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.
Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.
В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами.
Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов
народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.
Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).
Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.
На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне
специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Заключение

В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования. Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативно-правовых актах.
С переходом к рыночным отношениям появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, что связано с проблемами правового регулирования их деятельности. В действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров/
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух
учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
В связи с функционированием товариществ возникает вопрос о недостаточной регламентации оплаты уставного капитала (сроках, последствиях неисполнения обязанности по внесению вкладов полными товарищами и товарищами на вере).
Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.
Следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.
При совершенствовании законодательного регулирования деятельности товариществ, которое сделает их форму более привлекательной для бизнеса (это такие меры, как отмена обязательной регистрации товарищей в качестве индивидуальных предпринимателей, уточнение минимального уставного капитала и т.п.), необходимость существования этой формы вообще может отпасть.
Юридическое лицо – это организация производственного присвоения. Правовое признание происходит в лице государственных органов, поэтому появление экономического состояния в сфере производственного присвоения является объективным явлением, а вот конкретные юридические требования к признанию и регулированию этих экономических состояний производственного присвоения могут находиться под большим влиянием
национально- правовых и государственных особенностей взаимодействия экономики, государства и права.
В отечественном законодательстве дается такое определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Недостатком такого определения является то, что юридическое лицо выступает только как технико-юридический прием. Необходимо связать организационно-правовую форму с тем экономическим отношением, которое она опосредует. С учетом вышеизложенных рассуждений о сущности и правовой природе юридического лица, его можно определить как правовую организацию отношений незатратной доходности, возникающих в сфере производственного присвоения лица или их групп, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В контрольной работе рассмотрен только небольшой круг проблем, связанный с проблемой функционирования системы юридических лиц в Российской федерации и требующих скорейшего законодательного урегулирования.

Список используемой литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993г.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации.
3) Гражданский кодекс 1964 г.
4) Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»
5) Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
6) А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. Часть первая. М.: Проспект,1999.-632с. С115.
7) Д.И. Степанов. Журнал российского права №10 -2002. С51.
8) И.Б Новицкий, И.Б. Претерский. Римское частное право. М: Юристъ 1996 544с. С115.
9) Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 536 с. С467.

Скачать курсовую: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.