Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Тимохин в войне и мире. Изображение войны в романе «Война и мир


Образ Тушина в романе Толстого Л.Н. «Война и мир» изображается как образ «маленького человека», тихого и незаметного, но такого великого, когда он занимается своим делом.

Внешняя характеристика Тушина совсем непритязательна: “Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках”. Мы знакомимся с этим героем через его восприятие Андреем Болконским. Он “еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Мы понимаем, что капитан симпатичен князю Андрею, и начинаем присматриваться к этому герою. С Тушиным мы встречаемся в романе несколько раз. В начале сражения под Шенграбеном “маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой” снова предстает перед нами.

Здесь уж автор сам любуется своим героем. На поле боя он не теряется среди солдат и офицеров, даже находясь рядом с Багратионом, не замечая полководца, Тушин выбегает под самый огонь и отдает команды. «Маленький человек, со слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. - Круши, ребята! - приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты”.

В образе героя соединяются фольклорные мотивы и реалии: вражеские пушки представляет он трубками невидимых огромных курильщиков, а пушечные ядра – чугунными мячиками, неприятельские войска - муравьями.

Он даже наделил свою большую пушку собственным именем – Матвеевна. Себя он тоже представляет «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

В военной обстановке Тушин ведет себя настолько естественно, будто выполняет привычные ему повседневные дела. Неорганизованный в жизни, не способный к выполнению парадного военного устава, чем постоянно было недовольно начальство, в бою капитан демонстрирует пример мужества, доблести и геройства, что также для него вполне естественно и органично. Он просто не может вести себя иначе, потому что он так организован.

Автор намеренно изображает в лице героя «маленького человека», слабого, робкого, но бесстрашного, способного на подвиг. Он является представителем народа и, по мнению Толстого, именно такие люди делали историю. Во время Шенграбенского сражения, оставшись на поле боя без прикрытия, с одной своей батареей, которую составляли четыре пушки, Тушин продолжал бой, лишь слегка вздрагивая, когда рядом разрывались снаряды. Батарея не была взята неприятелем лишь потому, что французы не могли даже представить, что этот непрерывно стреляющий пункт настолько дерзок. Тушин изображается Толстым в этот момент как настоящий герой. Однако когда капитану приходится предстать перед Багратионом, он теряется настолько, что с трудом произносит слова. Зацепившись за древко знамени, он вызывает смех у присутствующих. Такой отважный в бою, здесь он не может защитить себя, не может рассказать о том, что батарея осталась без прикрытия, ведь этим он может доставить неприятности человеку, руководившему защитой. Но Андрей Болконский не мог не вступиться за Тушина, за что услышал от него благодарственные слова: “Вот спасибо, выручил, голубчик”.

Образ капитана Тушина – это урок мужества. Трус никогда не признается в том, что он боится. Истинно отважный и мужественный человек тоже боится, но он знает, что в определенные моменты надо уметь преодолевать свой страх. Еще одна встреча читателя с капитаном произойдет в госпитале, в одной из битв он потеряет руку. Больше мы не встретим этого героя на страницах романа, но его искренний образ запомнится, а нравственные уроки заставят задуматься о том, что же такое мужество и каким должен быть настоящий герой.


Роман «Война и мир – роман-эпопея: в нем отразилась сила и характер русского народа в момент, когда решалась его судьба. В романе дана широкая панорама общественно-политической жизни России. В центре этих событий – Отечественная война 1812 года, которая стала своеобразной проверкой помыслов, дел и свершений тысяч людей, их моральных качеств и духовной силы. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека. Большое внимание в романе автор уделяет русским воинам – тем, кто разбил численно превосходящего противника и освободил русскую землю от захватчиков. Русский воин – понятие собирательное. Это и простой солдат, и князь Андрей, и совсем еще мальчик Петя Ростов, и партизан Тихон Щербатый. В эпопее «Война и мир» история предстает в человеческом освещении: события пропущены сквозь призму восприятия героев, движение истории сопряжено с судьбами простых людей. Один из них - капитан Тушин, герой Шенграбенского сражения. В его внешнем облике, речи, манере держаться «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед сражением он размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего своей неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна». Именно робкий Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения. Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным. Во время боя он преображается, в нем проявляю именно те свойства, которые, по мысли автора, являются сутью русского национального характера: ум, человечность, внутренняя убежденность. Четыре орудия Тушина, благодаря смелости его замысла и энергичности действий всей роты, представились французам главными силами русских. Маленький Тушин с его слабеньким голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом слиянии, по мнению Толстого - одна из главных причин победы. Но сам он себя не считает героем, думая о промахах и чувствуя себя виноватым в том, что потерял два орудия. Важная черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию: он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова. Капитана Тимохина объединяет с Тушиным глубокое внутреннее родство. Внешне Тимохин ничем не примечательный «служака». Однако Кутузов, узнавший его во время смотра, с симпатией отозвался о капитане: «Еще измайловский товарищ… Храбрый офицер!». Накануне Бородинского сражения Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем бое: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Истинные герои, считает автор, часто остаются в тени, а плоды победы пожинают совсем не те, кто ее завоевал. Этот мотив звучит в эпизоде, когда Тимохин и Долохов остановили внезапно возникшее замешательство и чуть не последовавшее за ним паническое бегство русских солдат. «Минуту нравственного колебания, которая решает участь сражений» угадал, почувствовал Тимохин: он «с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Тимохин одушевлен желанием спасти положение, вызволить из беды растерявшихся солдат. Долохов тоже принимает участие в этом героическом деле. Но после боя Долохов обращает не себя внимание полкового командира: «Мною взят в плен офицер. Я остановил роту», - присваивая тем самым себе все лавры победы. Так Толстой разделяет героизм истинный, бескорыстный, народный и героизм показной, мнимый. Отечественная война 1812 года явилась тяжелым испытанием для всего русского общества. Эта война показана писателем как война народная. Русский воинна страницах романа предстает перед нами как истинный патриот, не жалеющий жизни для победы. Внешне он скромный, не всегда заметный, но воюет умело. Войско и народ, сплоченные любовью к своей родной стране, одержали решительную победу над захватчиками.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.

Повествование переносится на поля сражения в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

- Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Браунау. Идет смотр людям и снаряжению.

Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (гл.2)

Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».

Какой же выход может быть найден для русской армии?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

- Краткая характеристика плана Кутузова.

Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).

Рота Тимохина

Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.

Поведение Долохова

После боя один Долохов похвалялся своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.

Батарея Тушина.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)

Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость ее целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – все это было причиной поражения русских. По мнению Толстого, именно в Аустерлице подлинный конец войны 1805-1807 гг., так как Аустерлиц выражает суть кампании. « Эпоха наших неудач и срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.

ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)

Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»

Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное(гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).

Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)

Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ (том 3, часть 2, гл. 19-39)

Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.

И в этих условиях нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом. Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это « самое гадкое дело в жизни». Это говорит Андрей Болконский. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага.

/ / / Анализ эпизода «Тимохин и Долохов во время боя» (по роману Толстого «Война и мир»)

В романе «Война и мир» читатель неоднократно встречается с эпизодами военных действий, в которых описаны события битвы, поведение главных и второстепенных героев.

В эпизоде во время Шенграбенского сражения мы можем наблюдать за отлаженными действиями Тимохина и Долохова. Необычайный натиск французов во время ключевого сражения вызвал панику в рядах русских солдат. Они начали хаотично разбегаться с поля боя, не подчиняясь ни одному приказу, не слушая ни одного командира. В строю осталась лишь одна рота под командованием Тимохина. Именно этот маленький и «красноносый» человек смог сдержать панику своей роты. И это последовало примером для остальных воинов. Солдаты начали возвращаться на свои места, снова занимать боевые позиции.

Как же ведет себя герой в такой трудной ситуации? Тимохин бросается в атаку со всем рвением души, хотя только лишь с одной шпажкой в руках. В тот момент командир поставил на карту свою жизнь, которой он готов был пожертвовать для разгрома французов. И это подействовало. Враг отступил!

По заметкам Толстого, Тимохин относился к отчаянным, отважным людям, которые готовы были на героический подвиг ради общества.

Противоположной личностью можно назвать Долохова, ведь он поступает совершенно иначе, думает только лишь о себе и о славе. Конечно, Долохов, точно так же, как и Тимохин, бросился в атаку. Он впритык убил француза. Однако данный персонаж и одним из первых прижал сдавшегося офицера. Ему было важно, чтобы такой поступок заметили окружающие.

Не скромным является и тот шаг, когда Долохов лично подошел к полковому командиру и доложил о своем действии.

Поведение Тимохина и Долохова значительно контрастирует. Один преданно и бескорыстно сражается за русских, а второй пытается вернуть бывшее звание офицера. Однако на войне всегда присутствуют совершенно разные персонажи, которые ставят перед собой свои цели. И Лев Толстой прекрасно об этом знает. Автор пытается показать и читателю различие боевых героев, которые противопоставлены между собой.

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту». Французские пушки представляются ему трубками, снаряды - мячиками, французы - муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится. Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело. Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?...» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • - Я... ничего... - проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. - Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов - и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями». Они очень разные, Тушин и князь Болконский. В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга». Здесь они похожи тем главным, чего требует от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны. Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека. Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз - немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал , причем «громче всех слышался голос Жеркова». Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю... ваше сиятельство... людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали...

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. - Н. Д.)

Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались...»

Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».

Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется. В обычной жизни случается иное" именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково - это князь Андрей. Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством - значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв. Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться. Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.