Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Александр александрович зиновьев. Александр Зиновьев: биография

Александр Александрович Зиновьев. Родился 29 октября 1922 года в Костромской губернии - умер 10 мая 2006 года в Москве. Советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ, писатель.

Член КПСС в 1953-1976 годах. В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: «Я диссидентом никогда не был… Меня упорно зачисляли в диссиденты».

В последние годы жизни - критик глобального капитализма.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе", - писал А. Зиновьев о себе. ("Завтра", 1993, №2)

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

1922

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области

1939

Окончание школы с отличием и поступление в Московский институт философии, литературы и истории

1939

Арест и заключение под стражу за попытку покушения на Сталина. Побег с Лубянки.

1940 – 1946

Служба в Красной Армии, участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 в качестве танкиста и летчика штурмовой авиации

1946

Студент (1946 – 1951) и аспирант (1951 – 1954) философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

1952

Сооснователь (вместе с Г.П. Щедровицким) Московского логического кружка (МЛК), ставшего знаковым событием в интеллектуальной жизни СССР

1953

Вступление в Коммунистическую партию Советского Союза (после смерти И.Сталина)

1954

Защита кандидатской диссертации на тему «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале»Капитала» К. Маркса)»

1955 – 1975

Научный сотрудник Института философии Академии наук СССР, преподавательская работа в вузах Москвы

С именем Александра Зиновьева связывают яркую страницу в истории Института философии, которую открыл период политической «оттепели», когда в «Дом на Волхонке» пришло поколение молодых философов, объединенных замыслом нового, научно-гуманистического прочтения наследия К.Маркса и переосмысления на этой основе ряда принципов социальной философии. Лидером этого интеллектуального движения стал А.А. Зиновьев, опиравшийся в своей работе на методы логики и диалектики

1960

Защита докторской диссертации «Философские проблемы многозначной логики» и вскоре получение звания профессора философского факультета МГУ

1962 – 1975

Публикует серию книг по логике и методологии науки, которые переводятся на иностранные языки

Среди важнейших результатов А.Зиновьева – решение основных проблем логики, связанных с многозначной логикой, проблемы логического следования; разработка оригинальной концепции комплексной логики. Он заложил основы общей теории знаков, теории определений, расширил теорию индукции, теорию доказательства, построил эмпирическую геометрию. Для большинства исчислений системы комплексной логики решены проблемы непротиворечивости, полноты, разрешимости. Зиновьев на несколько десятков лет опередил западную логику, которая лишь в конце XX века стала заниматься данными проблемами. Признан одним из трех крупнейших логиков мира

1965 – 1968

Заведование кафедрой логики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

1968

Снят с должности заведующего кафедрой за отказ увольнять преподавателей (Виктора Финна и Юрия Гастева), выступивших с протестом против ввода советских войск в Чехословакию

1969

Женитьба на Ольге Мироновне Сорокиной (Зиновьевой), ставшей до конца его дней верным спутником и соратником

1974 – 1975

Создание в условиях конспирации сатирического романа «Зияющие высоты»

1974

Избрание действительным членом Финской академии наук одновременно с физиком П.Л. Капицей, признание Зиновьева в качестве основателя ведущей советской логической школы

1976

Выход первого в истории литературы социологического романа «Зияющие высоты» в швейцарском издательстве « L ‘ Age d ‘ Homme », ставшего мировым бестселлером, переведенным более чем на 20 языков

1976

Начало опалы и предательства со стороны друзей, коллег, учеников. Уволен с работы, исключен из рядов КПСС, лишён профессуры

Изъятие книг А.А. Зиновьева из всех библиотек СССР, исключение его имени из энциклопедий и вузовских программ, плагиат его идей в профессиональном сообществе

1977

Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна за эссеистику (фр. Le Prix Européen de l’Essai Charles Veillon), за роман « Зияющие высоты »

Вручается за произведение или совокупность творчества, которое имеет ценность свидетельства и предлагает образец плодотворной критики современных обществ, их идеологий и образа жизни

1978

Публикация на Западе социологического романа «Светлое будущее», ставшего последней каплей терпения советских властей

1978

Лишение А.А. Зиновьева советского гражданства, высылка с семьей СССР под угрозой ареста

1978 – 1999

Вынужденная эмиграция в ФРГ

Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, публицистикой и социологическими исследованиями, работа в качестве профессора кафедры логики Мюнхенского университета. А.А. Зиновьев пережил четыре покушения на жизнь со стороны неустановленных спецслужб

1978

Лауреат французской литературной премии Медичи в номинации «Для иностранных писателей» ( fr : Prix M é dicis é tranger ) за роман «Зияющие высоты»

1978

Избрание действительным членом Итальянской академии наук

1979 – 1983

Публикация серии социологических романов и повестей, развивающих сюжет и идеи «Зияющих высот»: «В преддверии рая» (1979), «Желтый дом» в 2-х томах (1980), «Гомо советикус» (1982), «Пара беллум» (1982), «Нашей юности полет» (1983)

1982

Единственный русский лауреат премии Алексиса де Токвиля (« Alexis de Tocqueville Prize »). Премия в области социологических исследований вручена за исследование «Коммунизм как реальность»

В сфере социологических исследований впервые построил научную теорию реального коммунизма, предсказал неизбежность кризиса коммунизма и тип его, дал научное описание современного западного общества (по предложенной им терминологии – западнизма), установил факт эволюционного переворота во второй половине двадцатого века и описал его сущность, дал описание социальной организации сверхобществ; описал сущность причины и последствия антикоммунистического переворота в России, описал постсоветскую социальную организацию

1984

Избрание действительным членом Баварской академии изящных искусств

1984 – 1986

Избрание Почетным гражданином ряда европейских городов: 1984 – Равенна (Италия), 1986 – Оранж (Франция), 1986 – Авиньон (Франция)

А.А. Зиновьев приобретает всемирное признание. Он становится постоянным гостем самых популярных в мире телевизионных передач, многочасового прямого эфира. В европейских городах проводятся литературные фестивали в честь Александра Зиновьева. Книги издаются на 26 языках, выходят общим тиражом более трех миллионов экземпляров. Академик Зиновьев становится visiting professor крупнейших университетов мира, проводит многочисленные публичные лекции и встречи с читателями. А.А. Зиновьев приобретает высокий авторитет независимого международного эксперта экстра-класса, консультирует глав правительств и президентов ряда государств по их просьбе

1988

Почетный профессор Университета Сантьяго де Чили

1990

Решением Президиума Верховного Совета СССР восстановлен в советском гражданстве

1990

Состоялся исторический теледиспут в прямом эфире французского телеканала «Антенна – 2», который запомнился многомиллионной аудитории Европы как дуэль русского мыслителя Александра Зиновьева и советского политика Бориса Ельцина

По словам членов окружения первого президента России, именно после этой дуэли Б.Н. Ельцин больше никогда не участвовал в публичных политических теледебатах. Этой линии стали также придерживаться и все последующие президенты Российской Федерации

1991

Назвал крушение Советского Союза крупнейшей социальной катастрофой XX века, эпохой великого исторического предательства. Характеризовал СССР в качестве вершинного периода тысячелетней российской истории

1992

Лауреат Литературной премии «Тевере», присужденной Итальянским центром распространения искусства и культуры ( Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac ) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992)

1994 – 2006

Анализ общественного строя западных стран, критика глобального капитализма, прогноз мирового кризиса. Публикация научного исследования «Запад» (1994), социологического романа – антиутопии «Глобальный человейник» (1997), исследования «На пути к сверхобществу (2000) и «Фактор понимания» (2006)

1997

Бременский государственный архив сформировал архивный фонд А.А. Зиновьева

Работы А.А.Зиновьева и все проявления его творческой активности (аудио-, видео-, фотоматериалы, рукописи, статьи, письма, рисунки, книги, журналы и т.п.) стали рассматриваться как часть национального достояния Германии, немецкой жизни, культуры, науки

1999

Возвращение с семьей в Россию на постоянное место жительство в Москве

Причиной его возвращения в Москву стало нападение войск НАТО на суверенную Югославию. В этом варварском акте Александр Зиновьев увидел возможный сценарий будущего России. Возвращение после изгнания не было встречено с энтузиазмом ни руководством страны, ни главой государства. Не было принесено официального извинения властей семье Зиновьева, не было восстановления во всех правах, не была возвращена насильственно отобранная квартира в Москве

1999

Из-за бескомпромиссной позиции А.А. Зиновьева по агрессии НАТО в Югославии Нобелевский комитет снимает кандидатуру А.А. Зиновьева с рассмотрения о присуждении ему Нобелевской премии по литературе

1999

Выдвинут на выборы в Государственную Думу РФ по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован по надуманному предлогу ЦИК РФ по указанию из Кремля

1999

Создание Исследовательского центра Александра Александровича Зиновьева

Центр создается по инициативе помощника генерального директора ЮНЕСКО Владимира Ломейко и ректора Института молодежи (сейчас МосГУ) с согласия и при непосредственном участии русского мыслителя Александра Зиновьева. При Центре появляются Школа социальных исследований А.А.Зиновьева и Школа дистанционного обучения. За 6 лет работы школы, ее выпускниками стали более 200 человек, приняло в ее работе около 300 человек

1999 – 2006

Работа профессором кафедры этики философского факультета МГУ, по совместительству – в Институте философии РАН. Профессор Литературного института им. М. Горького и различных учебных заведениях

За время с 1999 по 2006 год им были прочитаны следующие курсы: «Введение в методологию социологии», «Идеология будущего», «Основы методологии социальных исследований», «Общество и сверхобщество», «Логическая социология», «Логический интеллект»

2000 – 2006

Председатель Российского общественного комитета при Государственной Думе РФ по освобождению Президента Югославии Слободана Милошевича

2000 – 2006

Президент Русского интеллектуального клуба

Почетный профессор Московского гуманитарного университета

Член Российской академии социальных наук

Вице-президент Академии российской словесности

Член Международной академии наук Евразии

2001

«Человек года – 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

2005

Вручена «Звезда Московского Университета» («За служение Истине»)

2005

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) сформировал архивный фонд А.А. Зиновьева. На вечное хранение передаются подлинные документы, рукописи А.А. Зиновьева

2005

Книга А.А. Зиновьева «Распутье» возглавила Топ-100 Рейтинга текстов российских социогуманитарных мыслителей (проект Группы «ИНТЕЛРОС»)

2006

Завершение работы над итоговой, суммирующей научные идеи книгой, – научным завещанием новым поколениям российских интеллектуалов – «Фактором понимания» (вышла посмертно)

2006

Александр Александрович Зиновьев скончался 10 мая. В признание заслуг перед Россией, по решению Президента Российской Федерации В.В. Путина, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

2007

Издание общественно-политического журнала «ЗИНОВЬЕВ. Исключительный журнал»

Выставка «ИДИ!», посвященная Александру Зиновьеву, в Государственном Литературном музее (г. Москва)

2008

Учрежден Международный редакционный совет Полного собрания сочинений А.А. Зиновьева. Председатель Совета – ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий

2007

I Международная конференция «Зиновьевские чтения в МосГУ»

2007 – 2010

Зиновьевские чтения проходят в Париже (Франция), Донецке, Днепропетровске (Украина), Стокгольме (Швеция), Санкт-Петербурге, Глазове, Костроме, Омске, Пятигорске, Саратове (Россия), Софии (Болгарии), Оксфорде, Глазго (Великобритания), Маниле (Филиппины)

2008

Посмертное награждение государственным званием и медалью «Почётный гражданин Костромской области». В Костроме учреждена ежегодная Премия имени Александра Зиновьева

2008

II Международная конференция «Зиновьевские чтения в Московском университете»

2009

По решению губернатора Костромской области Игоря Слюняева установлен памятник Александру Зиновьеву в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Скульптор – Народный художник России, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. Открыта мемориальная аудитории имени А.А. Зиновьева в Костромском госуниверситете им. Некрасова

2009

Создан Российско-Баварский исследовательский Центр им. А.А. Зиновьева на базе Российского государственного торгово-экономического университета и Аугсбургского университета (Бавария, ФРГ)

2010

III Международная конференция «Зиновьевские чтения в Российской академии наук»

2012

Подготовка к празднованию 90-летия со дня рождения великого русского мыслителя Александра Александровича Зиновьева. Организация Международного конгресса «Зиновьевские чтения в Костроме»

Информация предоставлена Биографическим институтом Александра Зиновьева

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета, дав коробку конфет за нераскрытие запрета ему поступать в вузы. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад. В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической, юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев», посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А.А.Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго - дочь Тамара, от третьего брака две дочери - Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» - до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий - логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978-1985 годы - исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом - моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР - критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия».

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.

Международное признание

Международные премии

  • Лауреат премии Алексиса Токвиля за гуманизм, 1982 г.
  • Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна 1977 года
  • Лауреат Литературной премии Тевере, выданной Итальянским центром распространения искусства и культуры (Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992).

Членство в академиях

  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

  • Почётный гражданин города Авиньон (Avignon, 1986 г.)
  • Почётный гражданин Костромской области (2008 г., посмертно)
  • Почётный гражданин города Равенна (Ravenna, 1984 г.)
  • Почётный гражданин города Оранж (Orange, 1986 г.)
  • Почётный профессор Университета Сантьяго де Чили
  • Почётный профессор Московского гуманитарного университета
  • «Человек года - 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

  • орден Октябрьской Революции
  • орден Красной Звезды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. - М.: 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. - 1959. - № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. - 1959. - № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. - 1960. - Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. - 1960. - № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. - М.: 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. - М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. - М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. - М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. - М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. - М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. - М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. - М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. - 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. - М., 2000. - 560 с. - ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). - М., 2002. - 312 с. - ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. - М.: Социум, 2006. - 260 с.

Социологические романы и повести

  • Зияющие высоты (1976)
  • Светлое будущее (1978)
  • Записки ночного сторожа (1979)
  • В преддверии рая (1979)
  • Без иллюзий (1979)

  • Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идёшь на жертвы.
  • Большие массы людей никогда не внимают голосу разума и не извлекают никаких уроков как из чужого, так и из своего опыта. И поэтому они сами легко становятся жертвами демагогии и делают жертвами других.
  • Борьба тенденции коммунизма и цивилизации есть неизбежная судьба человечества, независимо от того, кто одержит верх в мире.
  • Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать. История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию, а не как предсказания.
  • В вопросах управления суть дела не в том, что не могут принять умное решение, а в том, что складывается система социальных отношений, вынуждающая принимать решения, которые кажутся глупыми даже с точки зрения тех, кто эти решения принимает.
  • В любом большом скоплении людей, образующим целое, с необходимостью происходит образование иерархии групп и должностных лиц, что заранее превращает в идеологические фикции всякие надежды на социальное равенство.
  • В реальных социальных отношениях реальной является лишь номинальная оценка личности, а реальная является лишь нереализованной возможностью.
  • Взбунтовавшийся человек или группа людей не имеет никакой программы своего поведения в период бунта. Бунт имеет причины, но не имеет цели. Вернее, он имеет цель в себе самом. Бунт есть явление чисто эмоциональное, проявление безысходного отчаяния. Бунт есть состояние безумия, но безумия не медицинского, а социального.
  • Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самое реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
  • Враги делают жизнь осмысленной и интересной.
  • Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.
  • Вся история - утешение для слабоумных. На самом деле, просто одни обделывают свои делишки за счёт других, из совокупности их мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем.
  • Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть всё что угодно (поскольку в них нет ничего).
  • Главное не в том, что есть отклонения от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения.
  • Государственные интересы - это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
  • Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.
  • Диалектика - это орудие идеологии, но не орудие науки.
  • Единственно, что способно поддерживать нравственность общества - это оценка поступков моральных и аморальных. Раньше это делалось в душе и выполнял эту функцию страх божий. теперь это должно делаться вовне путём гласности, правдивого описания и моральной оценки.
  • Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
  • Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
  • Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения.
  • Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
  • Забота о ближнем всегда связана с насилием, а ослабление насилия всегда означает усиление равнодушия к человеку.
  • Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.
  • Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы.
  • Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
  • Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.
  • Искренность - это форма поведения, а не добродетель.
  • Истина о жизни не может быть выражена какой-то одной формулой и даже одной концепцией. Истина о жизни может быть достигнута лишь в борьбе различных, часто взаимоисключающих мнений. И дело тут даже не в том, чтобы в результате обсуждения или спора прийти к некоей окончательной истине. Дело в том, что сам процесс обсуждения и спора и есть процесс жизни самой истины.
  • Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь.
  • История идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи.
  • История повторяется. Один раз как трагедия, а другой раз как катастрофа.
  • История подобна реке: она течёт туда, куда можно течь.
  • Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
  • Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию.
  • Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что.
  • Либерализм вырастает из сопротивления власти в массе населения.
  • Лист истории засиживают не слоны, а мухи.
  • Ложь есть абсолютно необходимая форма приспособления индивидов к условиям своей социальной среды. Человек, не умеющий лгать в общении с другими, есть существо не социабельное. Без лжи невозможен никакой социальный расчёт, без которого вообще нет социальной формы жизни.
  • Любой независимый крупный талант самим своим проявлением обречён на социальные акции.
  • Люди больше страдают не столько от своих пороков, сколько от того, что им мешают предаваться им.
  • Люди не властны выбирать тип общества, который образуется в новых условиях, созданных в результате их совокупной деятельности, и чем грандиозней перемены, тем они менее управляемы.
  • Люди не есть "совокупность общественных отношений", а они сами суть продукт истории и как таковые обладают такими свойствами, которые не зависят ни от каких социальных преобразований.
  • Марксизм - не догма, а руководство к ней. Идеология действительно играет роль руководства к действию, но лишь в догматической форме.
  • Марксизм, будучи идеологией, а не наукой, неуязвим для научной критики.
  • Масштабы учёного определяются тем, как много людей он ввёл в заблуждение и насколько долго.
  • Мелкие успехи никогда не ведут к крупной победе. Крупная победа складывается только из поражений.
  • Мир сам по себе сер и прост. Сложность мира есть только нагромождение и путаница из простого. Мир не содержит в себе мистической тайны. Последняя должна быть привнесена в него извне.
  • Можно жить с тайными пороками, но нельзя жить с тайными добродетелями. Порок сам себе есть вознаграждение. Добродетель же ищет вознаграждения вовне.
  • Наличие оппозиции есть признак правового общества. И отсутствие оппозиции есть признак того, что общество бесправно.
  • Народ несёт полную ответственность за деятельность своего руководства. Он соучастник всех его добрых и злых дел. Начальство у нас народно, а народ начальственен.
  • Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
  • Науку терпят лишь в той мере, в какой за её счёт может жить лженаука.
  • Начиная с некоторого момента любые решения руководства по поводу некоторой проблемы имеют один и тот же результат. Например, решение сократить штаты с таким же успехом ведёт к его увеличению, как и решение их увеличить.
  • Начиная с некоторого уровня руководитель становится лишь символом большой группы лиц, стоящих у власти.
  • Наш язык, сложившийся под влиянием нашей литературы и западной культуры прошлых столетий, нуждается в основательной переработке для того, чтобы можно было более или менее строго разговаривать о наших сегодняшних проблемах и хотя бы чуть-чуть понимать друг друга.
  • Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений.
  • Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
  • Несвобода всегда начинается с облегчения и соблазна.
  • Ничто не является таким прочным в истории, как то, что не имеет внутренних основ, - мифы, религии, предрассудки.
  • Человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении, по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек - негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия.
  • Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
  • Обычно дело терпят лишь в той мере, в какой отсутствие или плохое его состояние угрожает существованию имитации этого дела.
  • Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определённые действия. Но что получается в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения.
  • Оппозиция неоднородна и не имеет объединяющих интересов. Она состоит из либералов, стремящиеся к власти и воображающие, что они организуют жизнь лучше, чем консерваторы. Из деловых людей, недовольные тем, что плохо идут дела с чисто производственной точки зрения. Из лиц, недовольных тем, что в рамках данной системы они не могут развернуться и добиваться своих целей. Они хотят, а им не дают. Из творческой интеллигенции, не имеющей возможности реализовать себя из-за высших установок и усилий выражающих установки коллег... Все эти группы рядятся в благородные одежды и все они борются с теми, кто их пытается сорвать с них.
  • Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
  • Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
  • Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
  • Порядочный человек отличается от подлеца тем, что, делая те же подлости, что и подлец, не испытывает от этого удовольствия.
  • Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.
  • Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо.
  • Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества.
  • Предводителем крыс не может быть лев. Предводителем крыс может быть только крыса.
  • Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических норм, в которых неопределённость становится принципом.
  • Преодолевая сопротивление профессиональной среды и общей традиционности, человек постепенно принимает форму, приближающуюся к стандартам индивида этого общества. Иначе он не продавится сквозь дырочки в преградах.
  • Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
  • Прогресс изобретается, а не открывается как нечто заложенное в природе общества. Прогресс противоестественен и противозаконен.
  • Прогресс общества - это в значительной мере процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.
  • Прогресс общества есть борьба против своего нормального состояния.
  • Разбросанные в пространстве и во времени фрагменты истории не являются историей чего-то одного, как бы эти фрагменты не упорядочивались теоретиками. Упорядоченный ряд возможных состояний различных обществ не есть ряд последовательных этапов эволюции одного и того же общества.
  • Регулярно повторяющийся фарс и есть трагедия.
  • Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.
  • Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
  • Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны за кулисами политической сцены, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. В сенсационных сочинениях, разоблачающих некие скрытые пружины общественной жизни, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
  • Слово не есть начало дела. Начало дела есть дело.
  • Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.
  • Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
  • Ставить проблемы важнее, чем их решать. Решённые проблемы исчезают в прошлое, поставленные рождают будущее.
  • Степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.
  • Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они.
  • Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
  • Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
  • Суть проблемы рабства состоит не в том, почему людей заставляют становиться рабами, а в том, почему они позволяют превращать себя в рабов.
  • То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.
  • Наличие убеждений у человека есть признак его интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность быстро и точно понять явление в его конкретности. Это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
  • Человек с убеждениями не гибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп. Но чаще убеждения не влияют на поведение людей. Они лишь украшают тщеславие, оправдывают нечистую совесть и маскируют глупость.
  • Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
  • Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
  • Целое никогда не складывается из отдельных эпизодов. Оно лишь распадается на эпизоды, оставаясь при этом единым и неповторимым. Оно исчезает, оставив после себя, как развалины, отдельные эпизоды. И если хочешь его описать, бери его сразу и целиком, а не постепенно и по кусочкам.
  • Цивилизация вообще вырастает из сопротивления коммунальности и в своей основе есть прежде всего защита человека от самого себя.
  • Цивилизация, т.е. право, мораль, гласность, религия, гуманизм и пр., вырастает из сопротивления коммунальности, из защиты человека от прочих людей и от власти их объединений.
  • Человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм, а вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм.
  • Чем глубже и серьёзнее социальные идеи, тем менее явно они проникают в сознание людей, чем поверхностные и конъюнктурные.
  • Чем ничтожнее творчество, тем мучительней муки творчества.
  • Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.
  • Цель и функция идеологии - не познание реальности, не образование, а формирование у людей определённого и заранее планируемого способа мышления и поведения, формирование сознания людей и управление ими путём воздействия на их сознание.
  • Идеология извращает реальность, но она это делает не в силу дурных намерений и глупости, а в силу своей роли в жизни людей. Задача идеологии - приучить людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания. А для этого реальность должна быть соответственным образом отражена.

После Питирима Сорокина Александр Зиновьев, несомненно, одна из крупнейших фигур в мировой и отечественной социологии нашего времени. Адекватная оценка его наследия еще впереди, ибо с 2006 года - когда мыслителя не стало, времени прошло явно недостаточно.

Биография и деятельность Александра Зиновьева

Александр Зиновьев родился в глухой русской деревушке Костромской губернии 29.10.1922 года. Затем семья перебралась в Москву. Условия жизни были тяжелейшими: холод, голод, грязь, беспросветная нужда. Именно по этой причине к семнадцати годам юноша стал убежденным антисталинистом. Он сколотил целую террористическую группу с целью убить Сталина во время одной из демонстрации перед . Не удивительно, что вскоре последовали донос, арест и допросы на Лубянке. Зиновьеву удалось бежать. Он странствовал по Сибири, завербовывался на различные стройки, некоторое время работал на русском Севере.

Осенью 40-го года Зиновьев нелегально вернулся в Москву, где пришлось жить в сарае у друга, а зарабатывать на жизнь - грузчиком на вокзале. Во время одной из облав всех грузчиков забрали в милицию. Там им поставили перед жестким выбором: или тюремный срок, или армейская служба. Зиновьев, как и многие, выбрал второй вариант. Он служил в кавалерии, потом в танковых войсках, потом в авиации. В 46-м году он демобилизовался и служил некоторое время летчиком гражданской авиации, затем вернулся в Москву, поступил на философский факультет Московского университета.

Кем только ему не приходилось работать - и грузчиком, и лаборантом, и землекопом, и школьным учителем. Он преподавал совершенно разные предметы: военное дело, математику, логику, психологию. Жизнь не баловала. На стипендию прожить было невозможно. В 1951 году окончил философский факультет с отличием, поступил в аспирантуру и написал диссертацию. "О логике „Капитала" Маркса". Диссертация произвела сильное впечатление в философских кругах, ходила в машинописных копиях. Потом она была запрещена, и без особого разрешения ее никому читать не давали.

В 1954 году Зиновьев ушел в науку. Его работы издавались на Западе. Тем не менее, за границу его не выпускали. Он был членом редколлегии журнала "Вопросы философии". Постепенно ученый оказался в изоляции: потерял работу в университете, студентов и аспирантов. Зато образовалось свободное время, и Зиновьев решил нанести ответный удар по системе. Сделал он это словом, начал писать "Зияющие высоты". Книга написана в жанре социологического романа, ее можно читать с любой страницы, она вобрала в себя жизненный и научный опыт автора, анекдоты и застольные беседы. Таким образом, художественная литература вбирала в себя социологические и философские элементы.

К критике советского общества Зиновьев подошел целостно и системно. Книга была написана всего за шесть месяцев, без всяких исправлений. Она была переправлена на Запад и опубликована в 1976 году в Швейцарии. Западная пресса назвала ее первой книгой XX века. Зиновьева поставили перед выбором: эмиграция или тюрьма. На шестом десятке лет он вынужден был выбрать изгнание из страны и лишение советского гражданства. Будучи глубоко русским человеком, он пережил разрыв с почвой и корнями достаточно тяжело и болезненно.

В 56 лет все приходилось начинать заново, с нуля. Атмосфера вокруг была совершенно чуждой. В какой-то момент подкатывали даже мысли о самоубийстве. Потом кризис завершился, но полностью приспособиться к западному образу жизни Зиновьев так и не смог. Иногда ему удавалось видеть свои работы в печати благодаря журналу «Континент». Он имел несомненный успех в качестве философа и социолога, выступал с лекциями по телевидению, много ездили, книги переводились на многие языки. Однажды Зиновьеву даже довелось участвовать в телевизионных дебатах вместе с будущим президентом России .

Однако в целом эмиграция не слишком жаловала Зиновьева и относилась к нему, скорее, враждебно, нежели дружелюбно. Он оказался слишком неудобен в мнениях и оценках происходящего. Даже в эпоху горбачевской перестройки Зиновьев был убежден, что все реформы лишь маскируют подготовку новых политических репрессий против интеллигенции, а лишь искусно прикидывается реформатором. В последние годы жизни Зиновьев радикально пересмотрел многие свои прежние взгляды. В каком-то смысле он превратился в умеренного сталиниста.

Бывают и такие парадоксы: человек, замышлявший в молодости покушение на , на девятом десятке лет стал его ярым защитником. В чем уж точно трудно уличить Зиновьева - так это в лживости и двуличности. Он монолитен даже в своих противоречиях и заблуждениях. Как и всякий пророк в своем Отечестве, Зиновьев не был услышан до конца. А будет ли - пока вопрос, остающийся риторическим.Умер в Москве 10.05.2006 года.

  • Натовские бомбардировки бывшей Югославии в 1999 году подтолкнули Зиновьева к тому, чтобы вернуться на Родину.
  • Последние годы жизни он посвятил критике глобального капитализма.
  • Его духовным завещанием потомкам можно считать одно слово - «Думайте!»