Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Есенин сергей александрович. Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина

Особенности мироощущения поэта С. Есенина

1. Источники вдохновения и образная концепция человека и мира. С.А. Есенин родился в рязанской крестьянской семье. Деревенский быт и фольклор был одним из важнейших источников его вдохновения. Но художественный мир и лирическое "я" поэта нельзя свести лишь к деревенской тематике. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах образную концепцию человека и мира. Несомненно, что в ней нашли отражение и любовное отношение поэта к патриархальной Руси и фольклорные мотивы и символы, и восприятие поэтом нового времени.

2. Специфическая религиозность поэзии Есенина . Поэзии Есенина присуща специфическая религиозность. В целом ряде стихотворений перемешаны мотивы библейские, евангельские, церковно-житийные, фольклорные, а также языческие. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. Художественно-философское единство двух миров можно объяснить мифом о браке земли с небом. Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются, с небесными: Микола "с земли гуторит с Богом /В белой туче-бороде". Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью и т.д.

В поэтическом мире Есенина есть и небесное жилище — изба на небе. Это "золоченая хата", "божий" (или "райский") терем. На небесном престоле ("златой тучке") — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения "Микола", "Сказание о Евпатии Коловрате" и др.). В 1914 — 1919 годах обе сферы есенинского мира — земная и небесная — взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной — обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта — "голубая трава", "голубая пыль", "голубой ("небесный") песок", там растут деревья, пасутся "животные" (месяц, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле — это небесная "синь, упавшая в реку".

Природа у Есенина — эта божественный храм: в ней "ночных небес иконостас", звезды- "лампадки небесные", "хаты — в ризах образа", деревья — "монашки", ветер — "схимник"… Жизнь природного мира разворачивается как торжественное действо, где, например, "у лесного аналоя воробей псалтырь читает". Лирический герой "чует Радуницу Божью, ему кажется, что "схимник-ветер …целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу" ("Осень").

Небо и земля есенинского художественного мира соединяются Мировым древом. Этот мифологический образ, существующий у многих народов, в поэзии Есенина многозначен. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком; вечным древом с различными плодами. На ветвях этого древа растут разные "плоды": солнце, луна и звезды, дни, ночи, думы, образы и слова. От того фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные темы есенинской лирики. Образ девушки постоянно связан c березкой ("Зеленая прическа, девическая грудь! О тонкая березка, что загляделась в пруд?»). Образ души постоянно соотносится с весеннем цветением или осенним отцветанием, образ лирического героя с кленом или другим деревом.

3. Единство природного и человеческого мира. Мир в представлении Есенина — что-то вроде вселенской, республики, где перед вечностью все равны — люди, звери растения, воздух, вода и т. д. Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания природы поэт переходит к философским размышлениям на "вечные" темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя. Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно "как жену чужую, целовать березку", чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. Корова может "разрыдаться", собаки узнают поэта по походке ("Я московский озорной гуляка…"), он жалуется им на свои душевные драмы ("Собаке Кочалова") и сочувствует их переживаниям ("Сукин сын").

4. Отношение к патриархальной Руси. Россия для Есенина — прежде всего древняя патриархальная Русь. "Железный гость" на полях — зловещий символ вторжения цивилизации в вековой быт старой Руси, несущий гибель. ("Я последний поэт деревни…"). В одном из стихотворений цикла "Сорокоуст" используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: "Милый, милый, смешной дуралей,// Ну куда он, куда он гонится? // Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?"). Хотя и "бедная, нищая Русь" вызывает боль лирического героя, но он не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину. "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям", — пишет поэт в одном из стихотворений.

5. Противоречивое отношение к Руси советской. Первоначально поэт принял Октябрьскую революцию ("Инония", "Небесный барабанщик". "Иорданская голубица" и др.). Но так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией "мужицкого рая", тоска по "Руси уходящей" со временем одержала верх в сознании Есенина ("Русь советская", "Русь бесприютная", "Русь уходящая", "Спит ковыль. Равнина дорогая…").

Тема Родины в лирике С.Есенина

О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою».

Конечно, тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для юного Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об Отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

В его поэзии это видимое, все залитое березовым светом, вставшее рядом изб вдоль Оки пространство и есть огромная, без конца и края, Русь:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь слепит глаза.

Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова:

О Русь — Малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Какая безграничная любовь к природе! Но уже и тогда Родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную, крестьянскую, Русь кануна Октября. В его стихах есть такие выразительные детали тяжелой мужицкой доли, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть»…

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период Первой мировой войны: ее героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты — русская боль!» — восклицает поэт.

Революционный Октябрь поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий».

Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, (Ст. «Сорокоуст») тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

С течением времени взгляд Есенина на жизнь, на мир стал шире. Если раньше Родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», — обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «по всей планете пройдет вражда племен», когда на земле будет один язык, и лишь «историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется»… Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий».

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью — любовью к Родине.

Поэт крестьянской Руси

Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села».

…..С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая », раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении звучит настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери »:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

То было б все,

И при твоем уме —

Пост председателя

В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Сгусток противоречий и столкновений в деревне есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, —

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Наиболее трагедийное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая.. » .

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

В стихотворении противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль — типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба- воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» — утверждает в стихотворении автор.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии. Пронзительно громко звучит в нем есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

«Я последний поэт деревни», — пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

В поэзии «серебряного века» Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание (Орлова 2002: 450).

Уж не сказ ли в прутике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль (Есенин 1999; 58).

Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка (Есенин 1999; 53).

Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

Я - пастух; мои палаты -

Меж зыбистых попей,

По горам зеленым - скаты

С горком гулких дупелей (Есенин 1999; 53).

Анализируя художественный мир Есенина, необходимо, прежде всего, определить главные особенности его поэтического мышления. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве» - так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную.

На творчество Есенина повлиял его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-художественная эволюция поэта. Так, в 1914 -1919 гг. наблюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художественного мира в его творчестве существовала и библийско-мифологическая. Образный мир поэта объемен и многогранен: небо и земля, по мнению автора, соединены «Маврикийским дубом», «вселенским» деревом. Это «есть вечное, неколебленое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное древо».

Шумит небесный кедр

Через туман и ров,

И на долину бед

Спадают шишки слов (Есенин 1999; 68).

Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его художественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле (Степанченко 1998: 78).

На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру…Красный уголок, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному свободу, а матица - Млечному Пути» (Цит. по: Степанченко 1998: 79). И поэтому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями.

Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяют пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль (Есенин 1999; 69).

Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей «Хочу концы земли измерить». Вот почему она занимает значительное место в его поэтическом мире, помогает почувствовать движение, течение жизни.

Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость мирка, ограниченного «деревенский или небесной околицей, и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина художественное пространство становятся более широким, объемным и многомерным, а время более динамичным. Следует отметить, что образ лирического «я» становится центральным в поэзии Есенина, а образ автора объединяет все элементы его творчества в своеобразный единый поэтический мир.

Лирика Сергея Есенина - это правдивый поэтический многоцветный дневник, раскрывающий глубокую душу, умеющую сострадать и радоваться, видеть чужую боль и нужду. Немногим дано так проникновенно передать психологизм ситуации.

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту (Есенин 1999: 89).

Уже в ранней лирике пропадает безмятежность и покой. Глубоким психологизмом наполнены картины рекрутских сборов в стихотворении «Русь». В самом начале заложено ожидание несчастья, которое приходит с войной. Мирный труд селянина нарушен чуждой ему судьбой. Но издавна так сложилось - глубинка спасала Россию, собирая ополчение (Воюшина 1989: 16).

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

По селу до высокой околицы

Провожали их огулом народ…

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод (Есенин 1999; 90).

В лирике Сергея Есенина прослеживается напряженное стремление обрести покой, слиться с окружающим миром, даже в самых драматических ситуациях добиться равновесия. Ведь никакой мир вокруг не заменит душевного покоя.

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Видим, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». В стихах поэта деревья, травы, тихие воды - все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью (Грищенко 2004: 123).

Мы видим, как «отражаясь березы, ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небе». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» - во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразились в его творчестве:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь (Есенин 1999; 58).

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу (Есенин 1999; 100).

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучили, и жгла (Есенин 1999; 101).

Есенин воспринимает родину в образе березы, часто сравнивая ее нежный стан с девичьим, ветви - с косами, крону - с сарафаном. Этот образ наполняет поэзию автора одухотворенностью и напевностью.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти Белой бахромой (Есенин 1999; 123).

Природа дала Есенину «лирическое чувствование», стала его этической и эстетической школой. «На ветке облака, как слива, златится спелая звезда». Вот оно целое, неделимое, великое чудо жизни! Образ Есенина - от растворенности в природе.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда (Есенин 1999; 132).

Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви. Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. «Каскад» метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: «проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», «задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона». Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа «чувствует» как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку и осинке). «Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу», - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате «Ключи Марии» (Есенин 1995: 312).

Таким образом, Есенин часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. С нашей точки зрения, такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим только родиться, считая себя составной частью великой матери - природы.

Природа у Есенина следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными оттенками звучания («В роще по березка белый перезвон», «А у низеньких околиц / звонко чахнут тополя»). Эпитет его многогранен и интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонических оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь»).

Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, выказать радость бытия. В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.

Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разных периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.

Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!» (Есенин 1999; 112).

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас… (Есенин 1999; 113).

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас (Есенин 1999; 114).

Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она - дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить (Есенин 1999; 145).

В стихотворении «Письмо к женщине» С.А. Есенин исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени (Есенин 1999; 234).

На такое самоотверженное чувство был способен только А.С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противосостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство.

Не глядя на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел (Есенин 1999; 455).

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума (Есенин 1999; 456).

Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси. Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.

Я спроси сегодня у менялы,

Что дает за потумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»? (Аншакова 2004: 57).

Следует отметить, что в жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человек и природы, человек и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.

Человек - дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью.

А люди разве не цветы?

О милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова (Есенин 1999; 176).

Есенин по своим убеждениям и идеям - мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко выслушивающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.

Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал - эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым (Есенин 1999; 177).

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно

Что пришлось процвесть и умереть (Есенин 1999; 178).

Правы исследователи, что лирическая система С.А. Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.

«Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судьбе, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. Именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: «Несомненно, что Есенин - не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души», -- Ю. Мамлеев (Мамлеев 1990: 15).

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирический автобиографический роман, героем которого является образ Поэта - поэта мира древнего, «деревянного». Трагедия Есенина - это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья - «Инонии». И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, «миротворческой», том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль это зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»). Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр - жанр лирического письма: «письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре». В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи - это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительные, интимные, личностные и в то же время общечеловечные. Есенину требовалось быть услышанным, понятным, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла (Иванов 1990: 8).

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром (Иванов 1990: 9).

Таким образом, высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.

Сам Есенин (в отличие, например, от Блока) был не склонен подразделять свой творческий путь на какие-либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914 г. «Гой ты, моя родная...» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь». (Напомним, что наше государство в те годы называлось СССР, а страны, которую собирался воспевать Есенин, официально не существовало.)

В этом же стихотворении - «Русь Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» (1916, Петроград) и «Голубень» (1918, там же). Доказательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Анненский). Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России» (Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь

Грустная песня, ты - русская боль.

Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - /Я научиться не могу».

Лирический герой Есенина. В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира («стихи - письмо от Есенина» (Ю. Тынянов)).

3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли »).

4. Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика. Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты» (Н. Клюев, П. Орешин, П. Карпов, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику - страну хлеба и молока. В 1917-1919гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычно «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если б мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если б не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, его вполне можно принять за натурную зарисовку. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ ПРОЩАНИЯ и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его - миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Если домашнее задание на тему: » Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин

Одной из современных педагогических технологий является метод проектов. Несмотря на многие положительные качества, он довольно медленно внедряется в активную педагогическую практику, так как перед педагогом встает проблема, как совместить метод проектов с классно-урочной системой. Предлагаю свой опыт изучения темы “Лирика Сергея Есенина” в 11-м классе с использованием варианта метода проектов, предложенного программой Intel “Обучение для будущего”.

“Визитная карточка” учебного проекта

Тема проекта: “Художественный мир Сергея Есенина”

Типология проекта: информационный

Продолжительность проекта: 7 академических часов; с включением самостоятельной домашней работы – 2 учебных недели

Предметная область: литература

Учебная тема: “ЛирикаСергея Есенина”

Ключевые понятия: художественный мир поэта, основные мотивы лирики поэта, особенности стиля, образ лирического героя, эволюция взглядов поэта, этапы творческого пути.

Образовательные цели:

  • выявить особенности художественного мира Сергея Есенина
  • воссоздать характер лирического героя Сергея Есенина

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры.

Система уроков

Урок 1. “Мозговой штурм”.

Основываясь на знании учащихся особенностей художественного мира А. Блока и В. Маяковского и имеющемся впечатлении о стихотворениях С. Есенина, учащимся предлагается определить существенную отличительную черту лирики С. Есенина. В ходе свободного обсуждения обращается внимание на то, как много стихов поэта стало песнями, которые воспринимаются как народные, что в его поэзии слышится что-то русское. Формулируется основополагающий вопрос проекта (считаю, что в 11-м классе данный этап возможно провести совместно с учащимися, так как в этом возрасте происходит активное формирование мировоззрения и у большинства учащихся есть интерес к философским вопросам). Основополагающим является обширный, всеобъемлющий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением без проведенной исследовательской работы.

Итак, основополагающий вопрос нашего проекта:

Почему Сергей Есенин “самый русский” из поэтов серебряного века? (11 класс “А”).

Является ли Сергей Есенин “самым русским” из поэтов серебряного века? (11 класс “Б”).

Привожу варианты основополагающего вопроса по классам, которые показывают степень самостоятельности работы учащихся и их вовлеченности в работу.

На первом же уроке определяются и проблемные вопросы, т.е. относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте. Ответ на каждый из проблемных вопросов дает возможность приблизиться к решению основополагающего вопроса. Формулируются с помощью наводящих вопросов темы самостоятельных исследований в рамках каждого проблемного вопроса. К концу урока у каждого учащегося в тетради должна быть составлена таблица (учитель по ходу обсуждения чертит ее на доске).

11 класс “А”

Проблемные вопросы Темы исследования
Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.

Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.

Любовь и трагедия лирического героя Сергея Есенина.

Отношение лирического героя Сергея Есенина к жизни и смерти.

Любовь к родной природе.

Есенин и революция.

Изменение отношения к России в послереволюционный период.

11 класс “Б”

Проблемные вопросы Темы исследования
Какие факторы повлияли на формирование русского характера поэта Сергея Есенина? Истоки русского национального в характере Сергея Есенина.
Каковы черты русского национального в характере лирического героя Сергея Есенина?
  • Фольклорные мотивы в лирике Сергея Есенина.
  • Любовь к “братьям меньшим” в лирике Сергея Есенина.
  • Мотив “хулиганства” в лирике Сергея Есенина.
  • Любовная лирика Сергея Есенина.
  • Любовь к родной природе.
Каково отношение Сергея Есенина к России? Образ Родины в лирике Сергея Есенина.

Изменение отношения к России в послереволюционный период

Урок 2. Управляемая дискуссия, метод наводящих вопросов.

Формирование групп учащихся для проведения исследований. Возможна и индивидуальная работа. Определение формы представления результатов. Выбрана форма презентации. Учитель знакомит с требованиями, предъявляемыми к учебным презентациям, указывает, какова их цель (наглядное представление результата самостоятельной деятельности), что может быть содержанием презентации, разбирает на примерах возможные ошибки.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Учащиеся определяют для себя “цепочку” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследовании, продумывают пути проведения своих исследований. Учитель предлагает составить предварительный сценарий презентации, оказывает консультативную помощь.

Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав, достоверности источников информации.

Домашнее задание: сбор материала по теме исследования.

Урок 3, 4. “Мозговой штурм”.

Каждая группа представляет собранный материал. В ходе обсуждения нужно выяснить, отвечает ли представленный материал на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся класса дают советы, предлагают исключить какую-либо информацию, либо расширить исследование, рассмотреть дополнительные аспекты. Учитель направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов. В финале обсуждения рабочих материалов учитель сообщает, что каждое исследование должно иметь свою цель, ее наличие поможет отобрать нужную информацию и выбрать последовательность изложения. На примере ученических проектов прошлых лет проводится тренировка по определению цели исследования и ее формулированию.

Домашнее задание: доработать исследования, внести коррективы с учетом сделанных замечаний, сформулировать цель исследования.

Урок 5. Индивидуальные консультации. Самостоятельная работа в группах.

Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Домашнее задание: подготовка презентации по отчету о проделанной работе (доклад на 5-6 минут, который должен сопровождаться компьютерной презентацией, чтением и анализом стихотворений по выбору учащихся).

Уроки 6, 7. Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе на представление полученных результатов дается до 6 минут. Затем проводится обсуждение, которое организуется в виде игры “черное – белое” оппонирование. Каждому учащемуся дается номер выступающей группы. Номер на темной бумаге – “черное” оппонирование, на светлой – “белое”. “Черный” оппонент должен задать вопрос, который выявляет недостаток работы, “белый” задает вопрос, высвечивающий достоинства работы. Задача выступающих – воспользоваться вопросами для того, чтобы суметь рассказать то, что осталось за рамками выступления. Например, с помощью “белого” вопроса развернуть интересную часть своей работы, а с помощью “черного” восполнить недостаток. Ответы на вопросы могут сделать выступление более ярким, интересным, запоминающимся. Поэтому, ответ лучше начать с таких речевых формул, как: “Спасибо, что вы обратили внимание на…”, “Большое спасибо за интересный вопрос”. “Вы правы, однако мы полагаем…” и подобных. Таким образом, каждая группа отвечает на 2 вопроса. Работа учащихся организована. Они вовлечены в активную деятельность. С правилами игры учитель знакомит в начале урока перед защитой.

Кроме этого, учащимся предлагается вести конспект урока используя таблицу, составленную на 2-ом уроке: в левой колонке записывается тема исследования, в правой – тезисы выступления. Таким образом, к концу урока у учащихся в тетради должны быть записаны тезисы темы “Художественный мир Сергея Есенина”. Учитель предупреждает, что конспекты будут им оценены.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызвали большой интерес у учащихся, которые проявили активность, инициативу. Понравился и урок-защита работ, результат которого – оценка у каждого учащегося (некоторые получили по 2 оценки). Однако главный результат – это осознание, что подготовленные презентации могут быть использованы на других уроках в других классах.

Предлагаю вниманию несколько ученических презентаций, которые имеют разное качество, как в содержании, так и в оформлении. Но их главное достоинство в том, что они являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

Одна презентация отпечатана полностью, остальные – в полном объеме представлены на электронном носителе, а выборочные слайды отпечатаны (см.