Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Правописание гласных в суффиксе настоящего времени. Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

§ 1 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Рассмотрим правила, определяющие постановку гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Давайте вспомним, каким образом образуются такие причастия. Формы действительных причастий настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-.

Следует запомнить, что суффиксы -ущ- и -ющ- присоединяются к основе настоящего времени глаголов 1 спряжения, суффикс -ущ- присоединяется к основе на твёрдый согласный, -ющ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Суффиксы -ащ- и -ящ- присоединятся к основе настоящего времени глаголов 2 спряжения, суффикс -ащ- к основе на твёрдый согласный, суффикс -ящ- к основе на мягкий согласный или гласный:

Легко заметить, что правильная постановка гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени требует знания спряжений глаголов.

Глаголы в русском языке имеют два спряжения. Личные окончания глаголов I и II спряжения представлены в таблице.

Итак, если личное окончание глагола ударное, то нам очень легко определить спряжение, причём спряжение у глаголов с ударными личными окончаниями определяем по форме 3 лица мн.числа, как форме, наименее допускающей чередования:

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени глагола суффикса -ущ-, потому что перед нами глагол I спряжения и основа заканчивается на твёрдый согласный;

соответственно действительное причастие настоящего времени образуем при помощи присоединения к основе настоящего времени суффикса -ящ-, так как перед нами глагол II спряжения и основа заканчивается на мягкий согласный.

Если личные окончания глагола безударные, то произносятся они одинаково

но в окончании произносится один и тот же звук, поэтому определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями необходимо по неопределённой форме глагола. Следует помнить, что ко II спряжению относятся:

Соответственно к данным глаголам при образовании действительных причастий настоящего времени мы присоединяем суффиксы -ащ- или -ящ- в зависимости от основы.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению, соответственно к ним при образовании форм действительных причастий прибавляем суффиксы -ущ-, -ющ- в зависимости от основы.

Следует обратить внимание на наличие в русском языке разноспрягаемых глаголов:

так как именно сосуществование у них личных окончаний I и II спряжения создаёт трудности для образования причастий. В данном случае нам следует помнить, что мы образуем действительное причастие настоящего времени от формы глагола 3 лица множественного числа. Несмотря на наличие у глагола ХОТЕТЬ личных окончаний I спряжения в единственном числе форма 3 лица мн.числа: хот-ят, поэтому действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -ЯЩ-: хотящий. Хотя в современном русском языке имеется тенденция избегать данной формы. От глагола БЕЖАТЬ, несмотря на наличие во всех формах личных окончаний IIспряжения, кроме 3 лица мн.ч.: БЕГ-УТ, действительное причастие настоящего времени образуем при помощи суффикса -УЩ-: Бегущий. От глагола БРЕЗЖИТЬ при наличии личных окончаний 2 спряжения форма 3 лица мн.ч.: БРЕЗЖ-УТ, соответственно действительное причастие настоящего времени: брезжущий.

§ 2 Краткие итоги оп теме урока

Таким образом, для правильного образования действительных причастий настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида необходимо знать типы спряжения глаголов. При образовании таких причастий от глаголов I спряжения к их основе присоединяются суффиксы -ущ- и -ющ-, от глаголов II спряжения - -ащ- и -ящ-

Список использованной литературы:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: 10-11 классы.: Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2013.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебное пособие. - М.: Русское слово, 2013.
  4. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2010.
Тема: Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую работу.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения).

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задачи:

  • Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  • Сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.
  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
  1. Мотивация

Уважаемые гости, ребята, приглашаю вас на урок-исследование и надеюсь, что вам будет интересно пройти вместе этот путь. (Запись даты) Актуализация

Любое исследование предполагает пошаговое приближение к истине, и мы начинаем с вами это движение вперед. Сегодня на уроке мы будем изучать явление, которое можно назвать «близкие родственники», и исследовать будем «родственные связи». Наше исследование так и называется «Родственные связи».

Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

Послушайте лингвистическую сказку. В стране морфологии жила дружная семья: папа глагол, мама прилагательное и сын причастие. Шло время, вырос сын и отправился в самостоятельную жизнь. Родители попрощались и дали в дорогу самое необходимое. Прилагательное вложило род, число, падеж в окончание, глагол отдал вид и настоящее и прошедшее время. Но подумал глагол и решил: я отец, нужно, чтобы связь между нами была прочной и все видели, что мы родственники, и поделился с причастием … Чем?

У вас есть предположения? Догадались? Интересно?

Будем выяснять вместе.

3. Исследование языкового материала

- У каждого из вас есть конспект с материалом, который поможет в нашем исследовании родственных связей. Часть материала закрыта (Лист свёрнут пополам, закрыта опорная схема ), пока не заглядывайте. Прочитайте задание. Это слова какой части речи? (Причастие)

ДОСКА. Первая проблемная задача . Доска закрыта шторой ниже даты. После выполнения открываю доску. На доске выполняемое задание со вставленными буквами. Самопроверка.

Есть проблема? У кого всё верно? В какой части слова? (Как образуются причастия? – От глагола суффиксальным способом)

(Обозначили суффиксы ) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные ) Итак, что мы будем изучать? (Начало записи темы: Гласные в суффиксах… , сдвигается штору )

Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные) . Закончим формулировку темы урока. Сформулируйте тему (Тему открыть). Записали.

Поставьте перед собой цель. Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах. Узнать, от чего зависит .)

Поскольку с темой определились, и мы увидели, что перед нами действительные и страдательные причастия, сгруппируем их. (Разносим в столбики на доске и выполняем запись в тетради ).

Действительные страдательные

грохочущий видимый

слышащий ведомый

строящий хранимый

рисующий решаемый

Итог первой проблемной задачи – классификация причастий

Продолжим исследование . Вторая проблемная задача . В центре нашего внимания действительные причастия. (Страдательные закрываем )

Чем различаются? (Суффиксами ) (Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

Вспомните нашу сказку. Может, сразу мне скажите, что же мог оставить на память о себе глагол? (Как проявились родственные связи?) (Если обучающиеся сразу видят соответствие гласных в суффиксах причастий и в окончаниях глагола, то подтверждаю их открытие, если нет, подвожу к этому вопросом: какое различие в суффиксах?

строящий грохочущий

слышащий рисующий

(Ура! Открытие!)

У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-). Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят )

А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

Составляем опорную схему (от руки на доске)

Итог второй проблемной задачи – составление 1 части опорного конспекта.

Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

Опорная схема есть у вас на столах. Разверните нижнюю часть листочка.

Прочитайте схему.

ДОСКУ ЗАКРЫВАЮ.

4 .Закрепление второй проблемной задачи: упр. 90 (на обычной доске) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постановка третьей проблемной задачи .

Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. И вновь стоим на пороге открытия. Какую проблему нужно рассмотреть в связи с правописанием страдательных причастий настоящего времени? (Есть ли соответствие между суффиксами и спряжением глагола) Как считаете? Ответ поищем в учебнике на стр.49 п.18). Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод: зависит правописание гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени от спряжения глагола?

Составление алгоритма или опоры (самостоятельно по подобию на готовом листе с 1 алгоритмом)

Итог третьей проблемной задачи - вывод второй части опорного конспекта. (Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-).

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Прочитать полностью опорную схему)

5. Рефлексия .

- Предлагаю вернуться к конспекту исследования (1 задача на уроке) и выбрать или подтвердить правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор. Пользуйтесь опорной схемой. (Проверка, выяснение затруднений, возврат к теории).

6. Закрепление . Тесты ЕГЭ (Задание А16)

Предлагаю рассмотреть 1 типичное задание из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся выполняют задания ЕГЭ по русскому языку. (Самопроверка)

Отвечают на следующие вопросы:

1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3.Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

(потому что гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие)

7 . Рефлексия. Вспомним нашу сказку. Что же оставил причастию на память о себе глагол? Помните задачу, которую ставили перед собой на уроке? Какую? Научились? Полученные знания вам нужны?

8. Итог урока. Оценивание.

Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастия поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок! Опорные памятки можете оставить себе. В конце записан вопрос, ответ на который найдёте, изучая П. 16,18.

Дома : П.16,18, упр. 106

Исследование «Родственные связи»

Вставьте попущенную букву:

стро…щий

Хран…мый

Грохоч…щий

Вед…мый

реша…мый

Рису…щий

Слыш…щий

Вид…мый.

Причастия настоящего времени

действительные страдательные

от глаголов I спр . – У Щ- - - Ю Щ- от глаголов II спр . – А Щ- - - Я Щ-

Дома: От любых глаголов можно образовать причастия настоящего времени?

Работа с интерактивной доской

Открыто:

Десятое октября

Классная работа

Закрыто:

Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени (открывать постепенно по мере выявления темы урока)

Закрыто:

стро я щий

Хран и мый

Грохоч у щий

Вед о мый

Реша е мый

Рису ю щий

Слыш а щий

Вид и мый

(открыть после работы на листах)

Расставляем в 2 столбика, страдательные причастия закрываем

Действительные причастия в 2 столбика

Составляем (от руки) опорную схему

Причастия настоящего времени

Действительные

Гл. I спр. – ущ - - -ющ-

Гл. II спр. – ащ---ящ-


Урок русского языка в 7 классе.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Планируемые образовательные результаты: Предметные : знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи. Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : проблемный метод, деятельностно – практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование : интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Учебник : Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Просвещение» 2015.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. Любое исследование невозможно без теоретических знаний.

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие?

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

3) Какие глагольные признаки есть у причастия?

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия?

5) Какие причастия называются действительными?

6) Какие причастия называются страдательными?

7) От какой части речи образуются причастия?

3. Синтаксическая пятиминутка.

На доске написано предложение: Лента р..ки видне..щаяся вдали пр..чудливо изг..балась и уб..гала за г..ризонт.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, выделите грамматическую основу, расставьте и объясните знаки препинания, начертите схему (1 ученик у доски).

Назовите средства художественной выразительности? («лента реки », «причудливо изгибалась», «убегала за горизонт»)

Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе). Определите вид и время причастия?

Давайте сформулируем тему урока: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (Слайд 1).

- Теперь попробуем сформулировать цели урока. (Слайд 2).

Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

4. Подготовительный этап.

Запишите слова (слова записаны на доске в столбик), вставьте гласные в окончания 3 лица мн.ч. , определите вид.

Пишут (1 спр. несов. вид)

Рисуют (1 спр. несов.вид)

Клеят (2 спр. несов. вид)

Лечат (2 спр. несов. вид)

Скажите, от какой части речи образуется причастие? Каким способом? Давайте устно попробуем образовать от этих глаголов причастия при помощи суффиксов ущ, ющ, ащ, ящ.

На экране появляются образованные причастия с пропускам букв (Слайд 3).

Какие причастия образовались? Действительные или страдательные? Определите их вид.

Какие суффиксы будем писать в этих причастиях?

5. Постановка проблемного вопроса

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: (Слайд 4)

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).

6. Закрепление материала .

1. «Эстафета» (Каждый из учеников, выполнив свою часть задания у доски, передаёт «эстафету» кому-то из одноклассников, называя его имя и фамилию):

Запишите словосочетания, выделите суффикс у причастия, объясните выбор гласной в суффиксе: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали.

2. Упражнение 108 (самостоятельно, проверка)

8. Творческое задание.

Давайтерассмотрим картину замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень» (Слайд 5, музыкальное сопровождение).

Глядя на эту картину, невольно вспоминаются строки из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

1. Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. Кому сложно, используйте причастия: сверкающая, желтеющие, трепещущие, плывущие.

2. Проверка (2-3 работы).

10. Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.107

9. Подведение итогов урока. Рефлексия

Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.

Упр. 127. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик; б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

Упр. 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)

Еще по теме § 89. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени:

  1. СУФФИКСЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
  2. ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИИ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
  3. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИИ НАСТОЯЩЕГО И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
  4. Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных

Урок русского языка в 7 классе.

Действительные причастия. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Цели:

    Актуализировать знания о глаголе и глагольных формах

    Научить образовывать форму действительного причастия настоящего времени

    Создать условия для применения знаний об образовании причастий с помощью суффиксов -ущ(-ющ), -ащ(-ящ) на практике (при выполнении упражнений)

Тип урока : урок объяснения нового материала

Ход урока:

1.Орг. момент. Слайд 1

Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). Давайте откроем тетради и запишем дату, когда мы проводим наше изучение. (Записываем в тетради число, классная работа).

2.Повторение :

И начнем нашу работу с подготовительного этапа, с повторения.

Запишите слова, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите спряжение, вид.

О б р а з е ц: Слайд 2

строят (II спр., несов.вид,) дом.

Борются за мир (1 спр., несов.вид,), лечат людей (2 спр., несов. вид,.) , сеют рожь (1 спр., несов. вид,.), видят насквозь (2 спр, несов. вид,.), тревожат друзей(2 спр., несовер. Вид,.), ненавидят ложь (2 спр., несов. вид,\).

3.Получение новых знаний. Постановка проблемы.

Глаголы вспомнили, а у вас на каждой парте лист с глаголами. Устно образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ- .Запишите. Работают с глаголами:

бороться

колыхаться

клеить

лечить

Слайд 3

Проверяем глагол «бороться». Какой суффикс в причастии? (Аналогично проверяем остальное)

Задание одно? А как выполнили? (выполнили по-разному)

Почему так получилось? (-Не знаем суффиксов причастий. Суффиксы как раз знаем, не знаем гласные в суффиксах действительных причастий

Какие гласные пишутся в суффиксах причастий.)

Значит, какая сегодня тема урока? (Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени (Тема.) Слайд 4.

Сформулируйте цели урока- исследования: Устно формулируют цели, затем выбрать 2 цели и записать в тетрадь Слайд 5

Узнать , какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Поиск решения проблемы Слайд 6

Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

Читают два столбика слов, записывают в тетрадь:

борющийся

колышущийся

тающий

клеящий

лечащий

гонящий

Что заметили?

Выделяем суффиксы.

В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть гипотезы? (предлагают свои варианты)

Вспомните, что вы знаете о причастии. -Причастие – это особая форма глагола ….(Дают определение.)

Появилась новая гипотеза? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ- (Решающая гипотеза.)

Как проверить эту гипотезу?

Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Делайте. Записываем на доске. Что у вас получилось? В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

Сформулируйте правило - В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма: Слайд 7

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

Ущ, -ющ -ащ, -ящ

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником. (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

4.Закрепление . Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка . Я называю действительные причастия настоящего времени. Если в суффиксах надо писать ущ, ющ, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ, ящ, вы поднимаете руки вверх. Алгоритм рассуждения на доске)

ПенЯщийся, чувству.Ю.щий,леч.А.щий; таЮщий; бушуЮщий; колебл..Ющийся; вид..Ящий; слыш..Ащий.

А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования.

2. Работа по цепочке. Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали

3. А теперь каждый сам попробует подтвердить наше исследование.

Задание распечатано на рабочем листе.

Вставить букву и объяснить выбор:

Служ…щий –

Се…щий –

Вяж…щий –

Крас…щий –

Улыба…щийся –

У многих все получилось. Давайте посмотрим, сумели мы реализовать цели, поставленные нами в ходе нашего исследования.

5.Рефлексия!!! Слайд 8

6.Домашнее задание. Продолжить сказку. (для сильной группы учеников и желающих)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

( для слабых – упр. , параграф -)