Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Откуда берется лень, почему у разных людей она проявляется по-разному и как с ней бороться? Как бороться с ленью

Меня часто спрашивают, как бороться с прокрастинацией.

Например:
«Постоянно откладываю «на потом»… не так давно узнал, как эта привычка называется по-научному. Теперь меня прокрастинация во мне ещё больше раздражает».

В современной психологии есть одна интересная тенденция: взять некоторое известное явление, придумать для него термин и выдать за болезнь.

Например, есть всем известное пьянство. Но придумали термин дипсомания – болезненная жажда алкоголя. При этом говорят, что пьяница – это тот, кто может не пить, а дипсоман – это тот, кто не может не пить. Но и конечно, «приступ дипсомании» звучит намного более привлекательно, чем «запой».

То же самое произошло с прокрастинацией. Есть всем известная лень, которая даже включена в семь смертных грехов. Но теперь лень назвали красивым именем и можно гордо говорить:

– Отстань! У меня прокрастинация!

Посмотрим, откуда взялся этот термин.

Подождёт до завтра

Хочу узнать значение
слова «прокрастинация»,
но всё время откладываю.

В 1992 году Ноах Милграм написал книгу: «Прокрастинация: болезнь современности». Прокрастинация происходит от латинского выражения pro crastinus («до завтра»).

Милграм описал прокрастинацию как хроническое откладывание дел на потом. А от лени она отличается якобы тем, что ленивый человек сидит без дела и радуется, а прокрастинатор сидит без дела и переживает.

В научной психологии это слово так и не прижилось. Трудно представить себе лентяя, который не переживает из-за последствий своей лени.

Но вот в популярной психологии такой подход завоевал необычайную популярность. Ведь появилась универсальная отмазка: «Я не лодырь, у меня болезнь такая!»

Почему же лучше не использовать термин «прокрастинация»?

Рассмотрим на примере. Вы пришли с работы, собрались отдохнуть и вдруг вспомнили, что протекает кран, и вы как раз сегодня собирались его починить. Но что-то не хочется. Вы начинаете думать:

  • Я устал, починю завтра.
  • Там, видимо, прокладку надо менять, у меня запасной нет.
  • Кран не сильно течёт, а просто капает. Может и подождать.

После этого садитесь смотреть телевизор, но время от времени приходят неприятные мысли про текущий кран.

Итак, что это: лень или прокрастинация?

Сначала назовём это прокрастинацией и посмотрим, к чему это приведёт.

  • Я уже неделю не могу починить кран!
  • Вспомнил, это же прокрастинация!
  • Я болен!
  • Мне нужна помощь специалиста!
  • Я должен позвонить психотерапевту!

Через месяц.

  • Я уже месяц не могу позвонить психотерапевту.
  • Это начинает действовать мне на нервы!
  • И кран течёт, и я прокрастинирую!

То есть признание откладывание дел болезнью – это только повод ещё больше себя расстроить, но без всякой пользы. Прокрастинировал, прокрастинировал, да ничего не выпрокрастинировал.

Теперь назовём это ленью. Посмотрим, к чему это приведёт.

Итак, вы сидите перед телевизором и думаете:

  • Надо починить кран!
  • Но мне лень!

В этом случае вы получаете классическую проблему: «Надо сделать – не знаю, как сделать». Именно в такой ситуации и включается мышление, которое начинает набрасывать варианты:

  • Досмотрю фильм и займусь.
  • Сейчас я только гляну, что с краном, а починю позже.
  • Позвоню сантехнику…

То есть мысль начинает работать в сторону решения проблемы. Даже если сейчас ничего не придумалось, то можно сказать себе:

  • Хорошо, сегодня принимаю решение отдохнуть, а завтра в 19-00 займусь краном.

При таком подходе вы приняли решение, занесли его в календарь, и забыли о нём. Вас ничего не расстраивает, и вы можете спокойно отдохнуть.

Хроническое откладывание

– Чем занимаешься?
– Прокрастинирую
– Ну, хоть чем-то занят.

Теперь поговорим о следующей ситуации: пришло время приступить к делу, но вы никак не можете начать. Да, один раз нормально отложить, потому что сейчас лень. Но вот если вы что-либо откладываете раз за разом, то причина совсем не в лени, а тем более в загадочной прокрастинации.

Речь идёт о том, что вы уже и могли бы приступить, но вас что-то останавливает. Что-то мешает. Писатели называют это состояние «боязнь белого листа». Вроде бы сел за стол, положил перед собой лист и готов писать, но не получается.

Виновник подобной ситуации ваше . Для эго важно, чтобы всё было идеально. Поэтому перед началом каждого дела эго начинает кричать человеку в ухо:

  • Я лучше всех!
  • Я всё делаю идеально!
  • Ошибка – это позор!

Вы не можете приступить к делу, потому что боитесь ошибиться. С эго бороться не так-то просто, но сейчас рассмотрим один из простых приёмов, как что-либо начать.

Для писателей он называется «начни с чепухи». То есть вы просто начинаете писать всё, что приходит в голову, а потом плавно сворачиваете на нужную тему. Начало удаляете.

Так же можно поступить в любом другом случае. Прежде чем приступить к делу, сначала сделайте что-то подготовительное: походите рядом, покрутите ручки, почешите в затылке. И сделайте что-то простое. Постепенно втянетесь в процесс и всё сделаете как надо.

Не пытайтесь делать сразу идеально.
Чем меньше шаг, тем проще его сделать.

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.

универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего - следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. - Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно "пересидеть" (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять - может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно:

1) придумать себе систему поощрений;

2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают);

3) однообразную часть работы довести до автоматизма - тогда она "проскакивает" мимо психики;

4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах);

5) держать в памяти конечные стимулы - заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы - и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр... Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три - пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится... И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них - самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. - Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена - месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это "весенняя усталость", следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное - понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо...

Называемой принцип удовольствия , Леонард Кармайкл отмечает, что «лень не то слово, которое должно быть в заголовках большинства книг по психологии … Лень - это тайна современной психологии, которая позволяет понять причину, по которой голодные крысы нажимают на рычаги или о том, каким образом поэты пишут свои произведения, а учёные делают открытия». Исследование, проведенное в 1931 году показало, что ученики старших классов более склонны оправдывать все свои неудачи ленью, когда учителя объясняют это как «неумение», которое впоследствии приводит к лени. Не путать лень с безволием, а также симптомами некоторых психических заболеваний, таких как депрессия , синдромом дефицита внимания , расстройством сна, шизофрении и т. д.

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность орга­низма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не явля­ющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.
  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.
  • Большое количество дел и отсутствие плана.
  • Желание отдохнуть.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

Лень появляется в результате отсутствия прямых стимулов: голода, холода, хищников. В первобытном обществе человека вынуждают двигаться именно они. В современном обществе вступает в силу дополнительный фактор - разум, заставляющий действовать при отсутствии видимых на то причин. «Мне лень это делать» означает: «Я не понимаю, зачем это делать» . Высшая степень лени, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля , называется «отеть» .

Связанные понятия

  • Отсутствие силы воли.
  • Амотивационный синдром, очень часто связан с употреблением конопли.
  • Заторможенность.
  • Сениоритис, снижение работоспособности тех, кто близок к завершению обучения.

Психология

С точки зрения психологии лень характеризуется больше как вредная привычка , а не психическое расстройство . Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её эффективности. Исследования в данном направлении показали, что лень - причина понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие . Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма.

Социальные примеры

Экономика

Экономисты имеют несколько другие взгляды на лень. Например, Фредерик Бастиа утверждает, что безделье - результат продуктивной деятельности работящих людей, а не негативное последствие. Другие отмечают, что лень - необъяснимая вещь, которую достигают колоссальным трудом. В каждой отрасли люди пытаются сделать так, чтобы у потребителя была уйма свободного времени. "Людвиг фон Мизес пишет: "Труд дается тяжело. Ведь лениться куда проще и приятнее, чем работать. Люди работают только тогда, когда они понимают, что отдача от работы гораздо выше, чем снижение удовлетворенности.

Религия

Христианство

Один из семи католических смертных грехов - это лень, которая часто определяется как духовная и / или физическая апатии или леность. Лень не приветствуется в Послании к Евреям (6:12), в одной из притч Иисуса, адресованной Фессалоникийцам в Евангелии от Матфея (Мф 25:26). В книгах Притчей и проповедника Екклесиаста написано, что лень может привести к бедности (Притчи 10: 4, Екклесиаст 10:18).

Ислам

كسل (Касал) - использующийся в Коране арабский термин для обозначения лени, бездеятельности и медлительности. Противоположностью лени является Джихад аль-Нафс, то есть борьба против своего эго. Молитвы пять раз в день, а также натощак являются частью действий против лени.В Исламе считается что лень идёт из Ада.

Буддизм

В буддизме термин kausīdya обычно переводится как «лень» или «духовная леность». Kausīdya определяется как нездоровая деятельность, такая как лежание или потягивание.

Лень в культуре

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.
  • Существует гравюра «Лень» - рисунок пером для цикла из семи гравюр «Семь смертных грехов », написанная в 1557 году.
  • Лень - мультфильм 1981 года, снятый Александром Полушкиным .
  • Роман Ивана Гончарова "Обломов".

Фильмы и телепередачи

  • Большой Лебовски , знаковый фильм 1998 г., где главный герой «Чувак» безработный бездельник с непринужденным подходом к жизни создал свою религию Дудеизм .
  • Хуан Тамад (Ленивый Джон), филиппинский персонаж фольклора.
  • Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в эпизоде "Великолепная семерка" в сериале "Сверхъестественное". Роль Лени исполнил С. Эрнст Харт.
  • Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в Манге Хирому Аракавы "Стальной алхимик ". Лень - результат трансмутации Триши Элрик.

См. также

Напишите отзыв о статье "Лень"

Примечания

Литература

  • Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылёвой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - Вып. 8. - С. 274-282.
  • Грозданович Д. Искусство почти ничего не делать / Пер. с фр. О. Чураковой. - М.: Текст, 2013. - 2888 с., 2000 экз., ISBN 978-5-7516-1149-1
  • Санс-Цветкова Т. Мне лень. - Симферополь, 2014. - ISBN 978-966-1691-92-5
  • Александр Верещагин. Как все успевать? 4 навыка эффективного управления временем. - С-Пб.: «Весь», 2016. - 224 с. - ISBN 978-5-9573-3105-6 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лень

– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.

Лень – это недостаток трудолюбия, абсолютное отсутствие готовности заняться чем-либо, выявлять хоть малейшие усилия к действию. С позиции науки лень выступает в контексте волевой сферы индивида, воспринимается как ее отрицательное качество, отсутствие активности, мотивации, нежелание достигать целей, желание отдыхать и иметь на отдых время. В сопоставление волевым характеристикам человека существует безволие, к нему принадлежит понятие лень.

Психология понятие лень трактует не как заболевание или нездоровое состояние, а как симптом, сигнал о проблеме, это конфликт между желанием человека и его долгом, необходимостью делать.

Причины лени

Причины лени психология рассматривает в нескольких направлениях: жизненные условия, в каких оказался человек; индивидуальными особенностями нервной системы , воспитание и человека в социуме. Среди наиболее распространенных причин возникновения лени выделяют несколько нижеописанных.

Во-первых, физическая усталость, когда человек устал физически, эмоционально, интеллектуально. Если баланс между отдыхом и работой нарушен у индивида истощаются внутренние силы и пропадает хотение заниматься чем-либо. Тело и нервная система отказывается дальше работать в таком режиме и сигнализирует о потребности отдыха, проявляясь через лень.

Вторая проблема, симптомом которой является ленное состояние, это потеря интереса или отсутствие таковой вообще к той работе, что делает человек или должен делать. Цель не вдохновляет, отсутствие . Что нам нужно делать не соответствует ценностям и интересам, что значимы для нас на данное время, ощущение бесполезности того, чем занимаетесь. Несоответствие между «хочу» и «должен» — это , который изматывает изнутри. Человек обязан делать такое, что ему не представляется нужным. «Чья это цель?». «Кому это нужно?». Если заставлять себя действовать, то естественно будет возникать сопротивление, скорее всего неосознанное. Если принуждать себя делать что-то долго, что неинтересно, обязательно одолеет лень.

Следующая причина лени – это . Страх, что не удастся это сделать, что в следствие потраченной энергии, денег, приложенных каких-то усилий, человек не получит того, что необходимо. Так лень исполняет защитную функцию от тех действий, которые человек боится делать и, какие пересекаются с неким дискомфортом для него. Этот страх он может и не осознавать, ему просто будет лень это делать. Индивид может бояться чего-то для него нового, того в чем не имел никогда опыта, может опасаться выглядеть нелепо, взяться за дело и не окончить его, не приобрести тех дивидендов, на которых полагал надежду. Также может существовать страх через прошлый негативный опыт, личную травматическую ситуацию с печальными последствиями.

Еще причина лени – гомеостаз. Наш организм стремится к сохранности того состояния, которое привычно для него. Организм сыт, ему ничего не угрожает, ему комфортно, ему незачем проявлять какие-то усилия, чтобы делать новое для себя. Человек так выживает.

Также причинами могут быть присутствие неврологических или психических заболеваний, злоупотребление алкогольными напитками, употребление наркотических веществ, нарушение в стимуляции и выработке гормона дофамина.

Изучая гиперактивность у детей и синдром дефицита внимания, причиной лени можно выделить еще проблемы поведения в детстве, эмоциональные травмы. Отдельно хочется выделить причину возникновения постоянной, хронической лени – это детство и взросление без забот, без права самостоятельного выбора, без решения проблем, когда за ребенка все решала и делала мама, не позволяла ему быть самостоятельным.

Анализируя все вышесказанное, опираясь на причины лени, психология обозначает это явление в нескольких ракурсах:

— сигнал что цели неэкологичны — не соответствуют нашим желаниям и личным возможностям;

— признак противоречивости поставленной задачи, когда наши задачи требуют очень больших усилий, а результат того не стоит;

— отсутствие мотивации, нет желания и важности в ;

— физическая, эмоциональная, интеллектуальная неактивность, пассивность.

Как побороть лень?

Существует среди людей мифическое мнение о том, как побороть лень и апатию: это волшебный психологический метод, одно верное решение, волшебное упражнение, которое поможет решить проблему. Но такого уникального средства не бывает. Есть внутренняя ответственность каждого, как человек сумеет проживать или отбывать свою жизнь, принимать решения самостоятельно. И как избавиться от лени в индивидуальном случае каждого, выбор за самим ленящимся и его ответственность.

Как избавиться от лени человеку в нынешнем обществе? Если вы приняли решение прекратить лениться и готовы брать обязательства за все те события, изменения, что будут происходить в жизни, то стоит проанализировать алгоритм своих действий и варианты работы с ленью. В первую очередь имеет смысл изучить причины возникновения данного состояния.

Вспомнился анекдот: «Лежит мужик на кровати сутками, жена и дрова рубит, и кушать готовит, стирает, убирает. Устала очень, подходит к мужику и сердито: — Ты чего лежишь целыми днями, хоть бы помог в хозяйстве! — Он ей спокойно так отвечает: — А вдруг война, и я усталый.»

Банальной причиной ленивого состояния может являться усталость. В этом варианте, ничего более результативного, чем отдохнуть, не существует. Единственное условие такого отдыха: ничем вообще не занимать себя сознательно, особенно, что больше утомляет – смотреть телевизор, думать, как избавиться от лени попутно, анализировать прошедший день, неделю, месяц, критиковать себя за бездеятельность и пассивность, а просто расслабиться и отдыхать. Еще есть надежный способ преодолеть усталость – активный отдых, смена деятельности на деятельность с удовольствием. Задайте себе вопрос: «Когда вы отдохнули настолько хорошо, что ощущали себя наполненным?». Здесь есть необходимость задуматься о четком распорядке дня, целесообразного использования времени, чередовании физических занятий с интеллектуальными, пребывании чаще на свежем чистом воздухе.

Если причина отсутствия интереса, потеря вдохновения к самой деятельности или ее результату, то будет уместным вопрос: «Зачем это мне делать?». Ответом будет разъяснение, о чем сигнализирует симптом лени, что ценно для человека, где искать интерес, чем можно себя мотивировать, вдохновить на продвижение к результату назначенной цели. Если себя вынуждать делать неинтересное, то результата не будет. Будет внутреннее сопротивление. Если не находится удовлетворяющего четкого ответа на заданный вопрос, то стоит разобраться, чью цель человек реализовывает, кому нужна она. Может ленивое состояние защищает человека от нецелесообразного растрачивания энергии, времени, личных ресурсов. Рекомендовано в этом варианте искать личную мотивацию, стоит использовать похвалу, обещание поощрения, исполнение желания, что ближе индивиду. Важно видеть приятное и радостное в мелочах, учиться больше радоваться незначительным победам.

Как избавиться от лени, причиной которой есть страх? Лень здесь играет положительную функцию, защищая нас от дискомфорта, неприятных ощущений и последствий. Страх часто есть неосознаваемым, поэтому понять причину лени крайне сложно. Желательно отследить, что в такой деятельности есть болезненное, чего мы боимся, от чего хотели бы отстраниться. Спросить себя: «В чем моя внутренняя выгода, какой мой выигрыш, если я откажусь делать это?». Здесь наилучший выход признать свой страх, отыскать чего конкретно боимся, что необходимо делать для преодоления внутренних страхов. В современном социуме лениться более приемлемая форма поведения, чем бояться. Но сражаться с ленью будет бесполезно и утомительно, когда причина ее есть страх. Важно понять, почему не доверяете себе? Что нужно поменять, подтянуть, понять, чтобы возобновить собственную решительность, свои возможности, повышать уверенность.

Как побороть лень и апатию человеку, если они являются симптомом депрессии, неготовности что-либо изменять, привычного образа существования, наследие воспитания или болезнь? Тогда рекомендовано обращаться к необходимым специалистам в сфере медицины на обследование или лечение, работа с практикующим психологом, психотерапевтом. Дж. Холллинс писал, что депрессия, как и апатия есть полезным посланием, что нечто жизненно значимое заключено в состоянии подавленности, и очень значимо не бежать от него, а окунуться в это пребывание, прочувствовать и понять о нем больше, чтобы потом были силы идти дальше.

Любое столкновение с ленью подразумевает приложение усилий. Куда эти усилия нужно прикладывать обуславливается тем, что прячется за симптомом. Все равно усилия придется прикладывать, само это состояние не пропадет. Отсутствие лени не подразумевает делания многих дел, запрещая себе ничегонеделания, это об отсутствии в текущей жизни нежелания действовать, решать, двигаться.

По сути, есть три варианта не лениться:

— это, когда присутствует вдохновение, а если дело не вдохновляет, то человек понимает, как себя заинтересовать;

— когда индивид имеет возможность себя побудить это делать. Здесь важно придерживаться баланса в понимании, что человеку надобно и, чего ему действительно хочется. Ведь, если себя только заставлять, можно сильно измучиться от такого давления, и в последствие не захочется вообще чем-либо заниматься;

— смириться с ситуацией, перестать себя критиковать за свою лень. Ведь лень, возможно, защищает вас от пустой, неинтересной работы, финал которой не принесет желательного удовольствия.

В целом симптом лени свидетельствует об отсутствии понимания и представления, что индивид в реальности желает в своей жизни. Человек, осознающий, чего хочет, с ленью справляется легко.