Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Значение носового дыхания для развития детей. Дыхательная функция носа. Значение носового дыхания для организма. Почему важно носовое дыхание

Не каждый понимает, насколько важно свободное носовое дыхание. Более того, мало кто знает, что даже несущественное его нарушение может значительно повлиять на состояние многих систем органов человека и на общее самочувствие. Важно своевременно лечить любые заболевания верхних дыхательных путей, в том числе и банальный насморк, который некоторые люди не считают болезнью.

Как осуществляется носовое дыхание

Как известно, носовая полость разделена на 2 равнозначные части перегородкой. Каждая доля включает 3 носовые раковины, образованные костными выступами, под которыми находятся 3 хода. В них располагаются особые отверстия, соединяющие назальную полость с придаточными пазухами. Все эти образования выстланы специфической слизистой оболочкой.

Попадая в носовую полость, воздух преодолевает довольно извилистый путь пока дойдет до носоглотки. Благодаря такой витиеватой траектории движения, он соприкасается со значительной площадью поверхности назальных углублений. Данная особенность позволяет более тщательно очистить воздух от различных микрочастиц: пылинок, вирусов, бактерий, аллергенов и т. п.

Такой процесс обработки становится возможным за счет нескольких факторов:

  • мелких щетинистых волосков, задерживающих наиболее крупные частички;
  • вырабатываемой специальными клетками слизи, к которой прилипают мелкие крупинки.

Кроме этого, назальная жидкость обладает довольно интересной структурой. В нее входят особые антитела, способные эффективно бороться с множеством микроорганизмов за счет проявления бактерицидного действия в отношении патологической флоры.

В здоровом состоянии слизистая пленка обновляется ориентировочно каждые 10-20 минут. Отслужившая оболочка при помощи ресничек клеток переносится в пищеварительный тракт. Если же слизистая пленка под влиянием внешних факторов становится довольно густой и трудноудаляемой либо тонкой и очень жидкой, то происходит закупорка придаточных пазух. Это создает препятствие для свободной циркуляции воздуха и затрудняет дыхание.

Чем мощнее выражена инфекционная агрессия, тем больше приходится трудиться слизистой оболочке носовой полости над выработкой назальной жидкости. Ведь в ней скапливаются патогенные микроорганизмы и токсические продукты их распада и жизнедеятельности.

Значение носового дыхания

Носовое дыхание у детей и взрослых осуществляется через нос с придаточными пазухами, гортань, глотку и трахею. Назальную полость образно называют также «воротами легких», и она выполняет несколько функций:

  • дыхательную;
  • обонятельную;
  • резонаторную;
  • защитную.

Проходя через полость носа, воздух очищается , увлажняется и согревается. К тому же слизистая оболочка наделена нервными окончаниями (рецепторами), обеспечивающими рефлекторную связь с другими органами. Импульсы, поступающие во время выдоха и вдоха, имеют довольно большое значение для поддержания естественного функционирования всей системы органов дыхания.

Именно через нос человек определяет запахи, благодаря выполнению обонятельной функции люди стараются оградиться от вдыхания воздуха, содержащего вредные примеси, а также от употребления недоброкачественной пищи.

Носовая полость также сообщается с ушными каналами. Именно поэтому затрудненное дыхание нередко провоцирует нарушение слуха . Часто возникающая заложенность носа приводит к развитию хронических заболеваний, таких как ринит, гайморит, отит, головные боли и т.д.

Подобные недостатки выключенного назального дыхания в подавляющем большинстве случаев сказываются на характере звучания речи:

  • произношение становится хриплым, неровным;
  • появляется гнусавость.

Это происходит по причине затруднения либо полного отсутствия функционирования резонаторов голоса. Однако при выполнении специальных дыхательных упражнений количество проблем с носовым дыханием обычно существенно снижается.

Многочисленные исследования ученых доказывают преимущество назального дыхания перед ротовым. В случае заложенности носа нарушается газообмен в легких, что приводит к серьезным заболеваниям.

Регулярные осложнения, затрагивающие верхние дыхательные пути, безусловно, больше сказываются на растущем организме. Постоянное вовлечение в газообмен рта нередко становится причиной деформации лицевого скелета и грудной клетки, неправильного прикуса, нарушения вентиляции легких и появления других патологий. В связи с этим важно понимать, что нужно обращать внимание на носовое дыхание и в случае возникновения даже незначительных изменений предпринимать требуемые меры.

Всем известно, насколько важным является дыхание для поддержания жизненных функций организма. Но мало кто задумывается о том, как может влиять даже незначительное нарушение нормального носового дыхания на состояние различных систем органов человека.

Различные аномалии верхних дыхательных путей, не выявленные своевременно и не вылеченные заболевания (аденоиды, синуситы, риниты, искривление носовой перегородки и др.), а так же ряд других причин может приводить к развитию трудно устранимых или неустранимых вообще патологических изменений в слизистой оболочке носа, к нарушению нормального носового дыхания, что в дальнейшем способствует возникновению заболеваний различных систем организма.

Из-за затруднения носового дыхания, происходит «переход» на дыхание через рот. Такие люди обычно спят с открытым ртом, сон у них беспокойный, прерывистый и, нередко сопровождается храпом. Как бы долго они не спали, пациенты с нарушенным носовым дыханием постоянно жалуются, что не высыпаются, поэтому обычно выглядят вялыми и апатичными. У школьников, студентов, по этой причине часто отмечается снижение успеваемости, происходит ослабления памяти и внимания, у взрослых людей отмечается снижение работоспособности, они становятся раздражительными.

В носу вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согревается. При дыхании через рот в лёгкие поступает неочищеннный (это при нашей-то экологической обстановке!!!), сухой и холодный воздух, что неминуемо влечёт за собой заболевания лёгких и бронхов.

Часты у таких пациентов и жалобы на головную боль, как результат затрудненного оттока крови и лимфы от головного мозга, такое состояние объясняется застойными явлениями в полости носа.

Наиболее опасно «неправильное дыхание» для растущего организма. Постоянное дыхание через рот приводит к деформации лицевого скелета. У таких детей часто формируется неправильный прикус. В результате длительного затрудненного носового дыхания деформируется грудная клетка. Нарушается вентиляция легких, снижается насыщение крови кислородом, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина.

При дыхании через рот наблюдается меньшее сопротивление току воздуха, в результате чего подавляется развитие положительного и отрицательного давления в грудной полости., необходимого для нормального функционирования сердца.

Таким образом, нарушение носового дыхания отражается не только непосредственно на органах дыхания, но также может привести к значительным патологическим изменениям во всем организме. Когда человек переходит на дыхание через рот, нарушается весь механизм функционирования различных органов и систем. Нарушается дыхательный ритм, отток крови и питание мозга, и как следствие - ухудшение памяти, мыслительных способностей, нарушение состава крови, функций сердечно сосудистой системы…

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания-это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Июнь 5, 2015

Следующий этап очистки заключается в воздействии назальных выделений на вдыхаемый воздух. В них содержатся специальные антитела, которые обладают бактерицидным действием и активно подавляют жизнедеятельность большинства видов патогенной микрофлоры.

Когда человек здоров, клетки слизистой оболочки полностью обновляются приблизительно от 10 до 20 минут. Прекратившие свою деятельность клетки слизистой поступают в пищеварительный тракт. Когда функционирование слизистой оболочки нарушается, она истончается, выделения становятся или слишком жидкими, или слишком густыми и трудноудаляемыми, закупориваются носовые пазухи. В результате этого нарушается свободное прохождение воздуха через нос и дыхание затрудняется.

Чем выше активность инфекции, тем большую нагрузку испытывает слизистая оболочка носа и тем большее количество назальной жидкости приходится вырабатывать, так как именно она коагулирует патогенные микробы и вирусы, а также токсичные продукты их деятельности.

Функции, выполняемые при дыхании носом

Процесс дыхания у человека осуществляется через дыхательные пути: придаточные пазухи, гортань, глотка, трахея. Назальная полость, еще называемая «входными воротами легких», решает определенные задачи:

  • дыхание;
  • благодаря ей, мы ощущаем запахи;
  • осуществляет резонаторную и защитную функции.

Вдыхаемый воздух, проходя через носовые полости не только подвергается очистке, но и, увлажняясь, согревается. В слизистой оболочке носа находится большое количество нервных окончаний, отвечающих за связь с другими физиологическими органами. Импульсы, улавливаемые ими при вдохе/выдохе, помогают поддерживать в естественном здоровом режиме весь процесс работы дыхательной системы.

Благодаря обонятельной функции, которой наделен нос, человек имеет возможность анализировать окружающие запахи и ограждать себя от негативного воздействия вредных примесей и пищи, непригодной для употребления.

Проблемы, возникающие при нарушении носового дыхания

У носовых полостей прямая связь с ушными каналами, в силу чего проблемное дыхание может спровоцировать нарушения в работе слухового аппарата. Во время невылеченный насморк, перешедший в хроническое состояние, может привести к возникновению таких заболеваний, как гайморит или ринит, вызвать возникновение отита, периодических головных болей и прочее.

При нарушенном назальном дыхании ухудшается качество звучания речи, которая становится хриплой и нервной, а также может проявиться гнусавость. Причиной этого становится нарушение работы голосовых резонаторов, вплоть до полной их остановки. Существует ряд специальных упражнений для тренировки дыхания, которые могут помочь существенно снизить уровень проблем с носовым дыханием.

Многочисленными исследованиями, проведенными в медицинских учреждениях, убедительно доказано, что носовое дыхание предпочтительнее ротового. Например, при регулярном нарушении носового дыхания из-за заложенности, возникают проблемы с газообменом в легких, что может привести к возникновению серьезных заболеваний.

Необходимо обращать внимание на правильное носовое дыхание в детском возрасте, так как чисто ротовое дыхание во время роста детского организма может привести к деформации лицевых костей и грудной клетки, возникновению неправильного прикуса, нарушению вентилирования легких и других патологий. Поэтому очень важно своевременно восстанавливать функции носового дыхания, принимая соответствующие меры.

Видео о том как решить проблемы дыхания носа:

Елена Кудряшова
Конспект закаливания «Носовое дыхание» для дошкольников

В осеннюю холодную погоду и зимой, когда увеличивается опасность простудных заболеваний, правильному дыханию принадлежит далеко не последняя роль в профилактике этих заболеваний.

Очень многим детям, да и некоторым взрослым, необходимо научиться дышать носом . Только так можно эффективно защитить легкие от переохлаждения и постоянно адаптировать их к холодному воздуху. Итак, предлагаю комплекс упражнений.

1. Сделайте 10 вдохов-10 выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их большим и указательным пальцами.

2. "Выключите" ротовое дыхание поднятием кончика языка коверному небу. При этом вдох и выдох осуществляются через нос.

3. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произносите слоги : ба-ба-бу.

Советую вначале самим взрослым освоить эти упражнения, а потом обучать дошкольников .

Для закаливания и повышения местного иммунитета близких оболочек носоглотки можно рекомендовать также полоскание их 1,5%-ным раствором морской соли. Для получения такого раствора надо взять одну неполную столовую (детям -2 чайные ложки) морской соли на 0,75 литра кипяченой воды. Полоскании глотки надо проводить после завтрака и ужина, что "укрепляет" и небные миндалины, предупреждая ангину.

Примерные упражнения дыхательной гимнастики для детей

1. ЧАСИКИ : стоя, ноги слегка расставить, руки опущкены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить 10-12 раз

2. ТРУБАЧ : сидя, кисти рук сжать в трубочку и поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» . Повторить 4-5 раз.

3. ПАРОВОЗИК :ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» . Повторить в течение 20-30 сек.

4. НАСОС : встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с» . Выпрямление – вдох, наклон.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну ноздрю закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую ноздрю

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч, руки поднять вперед и вверх- выдох, опустить руки вниз. Выполнять медленно до 5 раз.

3. Сделать вдох через нос, при этом рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м-м» (медленно до 8 раз)

4. Стоя, вдыхать через одну одну ноздрю и выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую ноздрю.

Публикации по теме:

«Дыхание весны». Сценарий музыкально-литературной гостиной для старших дошкольников «Дыхание весны» Музыкально-литературная гостиная для старших дошкольников. Воспитатель: Кокоева И. Л. Музыкальный руководитель: Бесолова.

Картотека упражнений на дыхание для дошкольников Картотека упражнений на дыхание для дошкольников. «Ветер и листья». Ребенок на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести.

Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека» Цель урока: сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциями: дыхательной, образования.

Конспект закаливания в старшей группе «Остров здоровья» Конспект закаливания в старшей группе «Остров здоровья» Цель: Способствовать повышению организма, укреплению иммунитета. Задачи: - Способствовать.

Консультация «О методах закаливания» Закаливание воздухом включает в себя проветривание помещения, прогулки на улице при любой погоде, воздушные ванны. Дружить со свежим воздухом.