Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Какие товары выпускают в японии. Промышленное производство японии. Перспективы развития японской промышленности

Япония (Нихон, или Ниппон) - одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики - компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми - значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана - извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие Японии - черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель - заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев - члены императорского рода, монастыри и храмы.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность - в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них - молочные коровы.

Рыболовецкий промысел

Море - одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 - легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая - к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля - 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% - в страны Азии, около 10,2% - в ЕС, 9,8% - в Северную Америку и т.д. Основа экспорта - каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% - жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После "Фукусимы"

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: "Эта страна стремится стать «зеленой»".

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива - природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.

Япония представляет собой страну-архипелаг, расположенную в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, раскинувшуюся на четырех больших островах Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Помимо них территория государства включает также около 4-х тысяч небольших островов, которые тянутся на три с половиной тысячи километров с северо-востока к юго-западу. Берега формируют бухты и большое количество заливов. Все моря и океаны, которые омывают архипелаг, играют огромную роль для Японии, поскольку являются основными источниками ее ресурсов.

Население

По количеству населения Страна Восходящего солнца находится в первой десятке мира. Японцы могут похвастаться самой большой в мире продолжительностью жизни (76 лет - мужчины и 82 - женщины).

Для национального состава характерна относительная однородность. Японцы формируют почти девяносто девять процентов всех жителей страны. Среди других проживающих в Японии народов достаточно много корейцев, а также китайцев. Подавляющее большинство исповедует синтоизм или буддизм. Самыми густозаселенными являются берега Тихого океана. Почти восемьдесят процентов японцев проживают в крупных городах, одиннадцать из которых города-милионники.

Промышленность Японии

(На конвеерной сборке роботы практически заменили человека )

Японская промышленность практически полностью зависит от импортируемых ресурсов. В последнее время страна вынуждена сокращать рост энергоемкого и металлоемкого производства, которое зависит от импортного сырья, ориентируясь на наукоемкую отрасль. Тем не менее, в Японии хорошо развита как черная, так и цветная металлургия, машиностроение, автомобиле и судостроение, строительная промышленность, энергетика, химическая и нефтехимическая, пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность.

И, конечно, Япония это одна из немногих стран, где на конвеерной сборке практически везде людей пытаются заменить промышленными роботами.

(Промышленный завод в Японии )

Крупнейшими металлургическими центрами, практически полностью работающими на ввозимом сырье, являются заводы, расположенные в Осаке, Токио и Фудзияме. Масштабы первичной выплавки цветных металлов в Японии постепенно сокращаются, однако большинство заводов, расположенных в крупнейших промышленных центрах, функционируют и сегодня.

Немаловажное значение играют легкая и пищевая промышленность. Электроэнергетика преимущественно использует импортируемое сырье. Преобладающими составными в японской сырьевой базе является нефть и природный газ, при сокращающейся доле угля, возрастает роль гидро и атомной энергетики. В области энергетики шестьдесят процентов ее мощностей дают ТЭС, а двадцать восемь процентов приходится на атомную энергию. Гидроэлектростанции каскадно расположены на горных реках.

(На автомобильном заводе сборкой заняты роботы )

В Японии хорошо развито машиностроение. Ведущие подотрасли - электротехника и электроника, очень хорошо развиты радиопромышленность, интенсивно растет транспортное машиностроение. Страна лидирует по объемам строительства танкеров и сухогрузов. Основные судостроительные верфи расположены в портах - Иокогаме, Нагасаки, Кобе. Япония стабильно лидирует также и в области автомобильного строительства. Ежегодно с конвейеров японских заводов сходит тринадцать миллионов автомашин.

(Город Токио частично питают солнечные батареи )

В последние годы страна приступила к активному внедрению так называемой программы «Солнечной Свет», которая заключается в освоении нетрадиционных источников энергии. Среди экономически развитых государств по доле расходов на развитие науки и биотехнологий Япония также занимает первое место.

Сельское хозяйство Японии

(Необычные рисунки на рисовых полях в Японии )

Сельское хозяйство дает примерно два процента от валового национального продукта страны и по-прежнему остается одной из важнейших отраслей ее хозяйства. В этой области трудится шесть с половиной процентов населения. В основном японское сельскохозяйственное производство сконцентрировано на продовольственных товарах. Япония на семьдесят процентов самостоятельно обеспечивает собственные продовольственные нужды. Под сельское хозяйство отведено тринадцать процентов территории. Ведущая роль принадлежит растениеводству, в частности выращиванию риса и овощных культур, широко распространено садоводство. Животноводство также развивается интенсивными темпами. Так, в Японии разводят крупный рогатый скот, птицу, развито свиноводство.п

(Рыболовное судно у порта Японского моря )

Исключительно удачное расположение определяет изобилие в рационе каждого японца блюд из рыбы и морепродуктов. Рыбный промысел ведется практически во всех районах Мирового океана. Япония располагает обширным рыболовецким флотом, который насчитывает более четырехсот тысяч судов. Кроме того, страна имеет во владении свыше трех тысяч рыболовных портов.

Японская промышленность прошла тернистый путь. Основу производственного потенциала страны с довоенных лет составляла легкая промышленность. В конце же 50-х - начале 60-х годов 20 века он был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того, был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования. В настоящее время 12% мирового промышленного производства приходится на долю этой страны. Полным ходом идёт развитие следующих отраслей промышленности.

1. Чёрная металлургия.

К числу особо приоритетных производств в Японии относится черная металлургия. В основном она ориентирована на импорт. В настоящее время Япония обеспечивает 14-15% всего мирового производства стали. Корпорация «Ниппон сэйтэцу», объединяющая более 500 компаний, - является лидером металлургии. Большая часть заводов расположена на островах Сикоку и Хонсю. Полиметаллические руды, серные и медные колчеданы встречаются практически на всех крупных островах - Сикоку, Хонсю, Косю и Хоккайдо. Но свинец и алюминий приходится импортировать из Австралии, Мексики и Канады. Черная металлургия ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии, Австралии, ЮАР, Чили. Коксующийся уголь - США, Австралии, Канады.

В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы. Такие далеко не распространенные элементы, как кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий, необходимые в электронике и точном приборостроении, - получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.

В целом в Японии добыча продукции горной промышленности имеет тенденцию к сокращению. Более того, окончательно свертывается добыча нефти, железной, свинцовой руды. Угольная отрасль переживает тяжелые времена. Неслучайно то, что по показателям самообеспечения энергией Япония занимает одно из последних мест среди развитых стран. Страна успешно обеспечивает свое индустриальное развитие и устойчивое обеспечение населения электричеством и теплом за счет привозимых из-за рубежа энергоносителей и промышленного сырья. Уровень самообеспечения Японии первичной энергией составил 22%, углем - 3,2%, нефтью - 0,2 и природным газом на 3,7%. Таким образом, с точки зрения самообеспечения энергоносителями Япония почти полностью зависит от других стран.

2. Атомная энергетика.

На данный момент в стране насчитывается 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. Немаловажную роль в ядерной энергетике играют монополии такие как, «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумито-мо». Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. Япония одной из первых начала использование нетрадиционных источников энергии. Известно, что эта страна славится действующими потухшими вулканами, фумаролами и гейзерами, расположенными на острове Хонсю. Уже в 1970-е здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 1990-х в стране появились миллионы «солнечных домов», в которых для обогрева жилых комплексов и нагревания воды использовалась солнечная радиация.

Основой энергетики Японии является импортная нефть, составляющая 75% в топливно-энергетическом балансе. В Японии насчитывается свыше 1 тысячи электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение их числа. Крупные ТЭС, размещенные вблизи больших городов, составляют основу электроэнергетики. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС. Все большую роль приобретает атомная энергетика. Урановое сырье для нужд этой отрасли поставляется в основном из Африки.

3. Машиностроение.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения. Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции -- радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные центры машиностроения находятся в Токио, Нагоя, Иокогама, Кобе, Осака, Нагасаки, а также на северо-западе острова Кюсю. 1970-е годы стали началом бума на японские машины. Из-за «Нефтяного шока» (резкий скачок цен на бензин), случившегося в 1973, покупатели стали отдавать предпочтение небольшим автомобилям, с экономичным использованием топлива. Как раз над такими автомобилями работами японские учёные для внутреннего рынка страны. Тогда и заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. В 1980 году Япония был преодолён 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей, а в конце 1990-х страна заняла первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его в течение 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии сократилось из-за роста курса иены. Однако японские автомобильные заводы работаю по всему миру.

Главный секрет японских компаний заключается в их убежденности, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов - двигателей, коробок передач.

Судостроение в Японии на современном уровне стало развиваться после Второй Мировой войны. К 1965 г. страна заняла первое место в мире по количеству производимых судов. Резкое повышение мирового спроса на крупные суда в определенной мере было связано с ростом потребности промышленно развитых стран в таких энергоносителях, как уголь и нефть, и с необходимостью их перевозки морским путем. Япония сумела лучше других осмыслить эту ситуацию и стала интенсивно развивать судостроение. Сегодня Япония имеет около 30% объема мирового производства судов. По этому показателю она занимает второе место в мире, после Кореи. В современном мире конкуренция между этими лидирующими странами определяет ситуацию в мировом судостроении.

4. Легкая промышленность.

Легкая промышленность страны до Второй Мировой войны играла весьма важную роль. Однако после неё, с бурным развитием индустрии, интерес к этой отрасли начал постепенно падать. С бурным развитием химии вместо натуральных волокон больше стало производиться синтетических волокон из нефти, древесины и других видов сырья. Снижение доли тканей из натуральной пряжи в определенной мере связано со свертыванием сельского хозяйства. Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.

Японцы - народ, который чтит свои многовековые традиции, поэтому не стоит удивляться, что важное место занимает керамическое производство, как дань традициям, так и весьма выгодное предприятие. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики. Также быстрыми темпами развивается деревообработка, которая, по количеству предприятий, уступает только текстильным и пищевкусовым отраслям. В Японии насчитывается около 30 тыс. фанерных и лесопильных заводов.

5. Химическая промышленность.

В стране почти нет природных сырьевых ресурсов, в связи с этим она вынуждена развивать эту наукоемкую отрасль. Например, нефтехимическая промышленность на основе переработки нефти и природного газа производит синтетическую резину и пластик. Она дает более 50% всей продукции химической промышленности Японии. Неплохи показатели у Японии в производстве серной кислоты, являющейся важнейшим компонентом для производства удобрений. Она также широко применяется в производстве лекарств. Япония стоит на 3 месте в мире по размерам производств многих видов химических товаров.

Большая часть мирового сообщества удивлена тем, как организована промышленность Японии. Многие не могут понять, как государство средних размеров, занимающее архипелаг без каких-либо залежей полезных ископаемых, уже много десятилетий находится среди лидеров мировой экономики.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства.

А ведь буквально 70–80 лет назад японские товары не пользовались спросом, так как качество их изготовления оставляло желать лучшего.

Промышленность

Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.

Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.

Япония - страна с очень высокоразвитой промышленностью.

Автомобилестроение

Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.

Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.

Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.

Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.

К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».

В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.

Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.

Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)

Страна 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.
Япония 760 5290 11 045 12 300 13 490 10 195 9480 11 500
США 7870 7830 8010 11 430 9780 12 065 12 775 11 300

После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.

Электроника

Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.

К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники - компьютеров.

На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии

Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами.

На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.

Самые крупные авиапроизводители:

  • Мицубиси Хэви Индастриз.
  • Кавасаки Хэви Индастриз.
  • Фудзи Хэви Индастриз.
  • IHI - лидер японского авиационного двигателестроения.

*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.

Судостроение

Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.

Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».

СУДОСТРОЕНИЕ - одна из ведущих отраслей японской промышленности.

В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.

Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.

Робототехника

Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.

Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.

На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.

Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.

Не менее востребованы роботы оказались в быту. Уход за инвалидами и престарелыми уже практикуется в автоматическом режиме. Создаются роботы, похожие на людей, которые способны выполнять функции социальных работников.

Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.

*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2019 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.

Химическая промышленность

Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.

В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:

  • Асахи Кэмикл;
  • Асахи Глас;
  • Фудзи Фото Филм;
  • Секисуи Кэмикл;
  • Мицубиси Кэмикл.

Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.

Крупнейшие многоотраслевые районы химической промышленности

Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте .

Япония - одна из уникальнейших стран мира. После провала во Второй Мировой Войне она буквально восстала из пепла, подобно птице Фениксу.

Сначала, рассмотрим географическое положение страны. Япония расположена на четырёх островах: Сикоку, Хонсю, Косю, Хоккайдо и многочисленных мелких островах. Население – приблизительно 122,2 млн, что самое интересное 99% населения являются коренными японцами. Большую роль в становлении экономики и промышленности страны сыграла революция 1866-1896, известная также как Реставрация Мейдзи. Проведённые буржуазные реформы стали основой для развития капитализма.

Согласно конституции 1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором. Однако законодательная власть была разделена между императором и парламентом. На рубеже XIX и XX вв Япония вступила в стадию монополистического капитализма – милитаризация Японии под началом императора Хирохито. В 1940 году Япония заключила военные союзы, направленные против СССР, Великобритании и США, с гитлеровской Германией и фашисткой Италией, а в 1941 вступила во вторую мировую войну, которая закончилась для неё поражением в сентябре 1945.

Послевоенная Япония

После окончания войны Япония оказалась перед дилеммой - целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции или направить все силы на восстановлении производства, сильно пострадавшего в ходе войны. Правительству срочно нужно было искать пути выхода их кризиса. Был выбран второй путь.

Япония придерживалась модели реформирования, основные пункты которой были следующие: предоставление дешёвых и целенаправленных кредитов, государственный контроль за внешнеэкономичекой и валютной деятельностью, проведения курса на защиту национального капитала в банковской и производственной сферах, защита аграрного сектора (выделение субсидий сельскохозяйственным рабочим) и главное, была создана своя модель государственного регулирования экономики, которая основывалась на базе взаимодействия хозяйственной системы частого предпринимательства и административного аппарата. Результаты не заставили себя ждать.

Меньше чем за десять лет японское промышленное производство было восстановлено на 80%. Япония отошла от политики строгого регулирования финансов (конкурентоспособность национальной валюты и промышленности в мире говорила сама за себя). После войны стране запрещалось иметь вооружённые силы, что позволило правительству сконцентрироваться на агарном вопросе (большая часть земель была отдана за выкуп крестьянам) и сделать основной акцент на развитие науки и новых технологий. Такой резкий экономический скачок получил название «японское экономическое чудо».

Современная экономика японии

К 1970-м Япония стала второй экономической державой капиталистического мира по объему валового национального продукта и промышленного производства. Сегодня она на втором месте после США по экономическому развитию. Её ВВП составляет около 4,5 триллионов долларов. Более того, страна занимает в мире третье место в мире, после США и Китая, по паритету покупательной способности. Эта страна частного предпринимательства с низкими налогами: общая сумма налогов ниже, чем в других крупных западных странах, в 2007 она составила 26,4% от ВВП.

Крупнейшими японскими компаниями являются «Тойота мотор», «ЭнТиТи ДоКоМо»,«Кэнон», «Хонда», «Такеда фармасьютикл», «Сони», «Ниппон стил», «Тепко», «Мицубиши эстейт» и «Севен энд Ай холдинг». Здесь также находятся крупнейшие по размерам активы банков такие как, «Джэпэн пост бэнк» (активы составляют 3,2 триллиона американских долларов), «Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп» (активы - 1,2 триллиона американских долларов), «Мизухо файнэншл груп» (активы - 1,4 триллиона долларов) и Financial Group «Сумитомо Мицуи файнэншл груп» (активы - 1,3 триллиона долларов). Токийская фондовая биржа (по состоянию на декабрь 2006)с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Однако экономический рост незначительно застопорился в 1990, по причине чрезмерных инвестиций и внутренней политики, направленной на уничтожение избыточных спекулятивных капиталов с фондового рынка, а также с рынка недвижимости. А уже в 2005 стала восстанавливаться: рост ВВП за этот год составил 2,8%, что превзошло темпы роста стран Европейского Союза и США в этом году.

Отрасли промышленности японии

Теперь о японской промышленности. Она, так же как и экономика, прошла тернистый путь. До 1950 промышленный потенциал страны составляла тяжёлая промышленность, что было характерно для периода милитаризации страны. С запретом содержать вооружённые силы, был взят курс на развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. 12% мирового промышленного производства в наши дни приходится на долю этой страны. Полным ходом идёт развитие следующих отраслей промышленности.

1)Чёрная металлургия. В основном она ориентирована на импорт. В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. «Ниппон сэйтэцу» является лидером металлургии. Большая часть заводов расположена на островах Сикоку и Хонсю. Полиметаллические руды, серные и медные колчеданы встречаются практически на всех крупных островах - Сикоку, Хонсю, Косю и Хоккайдо. Но свинец и алюминий приходится импортировать из Австралии, Мексики и Канады. Также как железную руду (экспортируется из Индии, Австралии, Чили и ЮАР) и коксующийся уголь (поступает из Канады, США и Австралии). А такие редкие элементы как таллий, кадмий, селен, индий, германий, теллур и рений получают путем утилизации отходов производства коксохимических производств или полиметаллов и меди.

2)Атомная энергетика. На данный момент в стране насчитывается 39 энергоблоков. В ядерной энергетики важную роль играют монополии такие как, «Мицуи», «Мицубиси» и «Сумитомо». Япония потребляет 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 страна занимала третье место по производству электроэнергии (1012 млрд квт) после США и КНР. Японии одной из первых начала использование нетрадиционных источников энергии. Известно, что эта страна славится действующими и потухшими вулканами, фумаролами и гейзерами (они расположены на острове Хонсю). Уже в 1970-е здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 1990-х в стране появились миллионы «солнечных домов» - в них для обогрева жилых комплексов и нагревания воды использовалась солнечная радиация.

3) Машиностроение. Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные центры машиностроения находятся в Токио, Нагоя, Иокогама, Кобе, Осака, Нагасаки и на северо-западе острова Кюсю). 1970-е годы стали началом бума на японские машины. Из-за «Нефтяного шока» (1973 резкий скачок цен на бензин) покупатели стали отдавать предпочтение небольшим автомобилям, с экономичным использованием топлива. Как раз над такими автомобилями работами японские учёные для внутреннего рынка страны. Тогда и заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. В 1980 году Япония был преодолён 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей, а в конце 1990-х страна заняла первое место (и удерживала его в течение 15 лет) в мире по производству автомобилей. Сейчас производство автомобилей в самой Японии сократилось из-за роста курса иены. Однако японские автомобильные заводы работаю по всему миру (в США и в странах Юго-Восточной Азии).

4)Легкая промышленность. Она работает на местном химическом волокне, хлопке и шерсти из Австралии, ЮАР и США. Японцы – народ, который чтит свои многовековые традиции, поэтому не стоит удивляться, что важное место занимает керамическое производство, как дань традициям, так и весьма выгодное предприятие (в стране свыше 170 месторождений каолина). В стране также быстрыми темпами развивается деревообработка, которая, по количеству предприятий, уступает только текстильным и пищевкусовым отраслям. В Японии насчитывается около 30 тыс. фанерных и лесопильных заводов. Спросов как на внутренним, так и на внешнем рынке пользуются изделия, изготовленные на специализированных предприятиях по выпуску тары, национальной японской обуви –гэта, зонтов, посуды, вееров, труб из бамбука и т.д. Центры деревообработки находятся в Токио, Кобе, Нагои, Иокагамы, Осаки, Окаямы, Хиросимы и на островах Кюсю и Хоккайдо.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Австралия: население и хозяйство
Следующая тема:   Зарубежная Азия: природные ресурсы, население, хозяйство