Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Игры для сплочения коллектива в лагере. Игры на сплочение детского коллектива

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе

1 класс

В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им , установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

2 класс

2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, преодоление психологических проблем.

3 класс

В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

4 класс

Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.

В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

Игры на сплочение коллектива в начальной школе по классам

Игры для 1 класса на сплочение коллектива

Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом — «Мячик» . Суть ее в том, что дети стают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя.

Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

  • назвать имя и фамилию;
  • назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);
  • сказать свое имя и имена родителей и т.д.

Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру «Мы идем в поход» , в которой используется . Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой…». При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.

Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение «Граница» . Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание:

  • у кого есть брат;
  • кому 7 лет;
  • кто недавно ходил в кино;
  • кто любит рисовать;
  • у кого есть дома кошка и т.д.

Школьники, к которым относится указанный признак, должны перейти через эту линии и собраться на другой стороне. Информация, которую дети узнают после этой игры, может послужить поводом для дальнейшего более тесного общения.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг» . В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого . Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение» . Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы» . Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки» . Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов» . Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Игры на сплочение для 3 класса

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет» . Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка» . Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград» . Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки» . Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок» . Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы» . Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы» . Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

Игры на сплочение детей 4 класса

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры» . Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура» . Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг» . В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка» . Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением , взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.


Каждый ребёнок, попадая в лагерь, чувствует себя неуютно. Эта ситуация выводит его из зоны комфорта. Детям особенно сложно, когда их отправляют туда без друзей или знакомых.

Незнакомая, непривычная обстановка пугает, угнетает. Так чувствует себя каждый ребёнок. Есть редкие исключения, которым весело и комфортно в любой обстановке. Но исключения только подтверждают правила.

Период взросления - самый сложный жизненный этап человека. На мягкой детской психике отпечатывается всё, что происходит в юности.

Чтобы сгладить пребывание ребёнка в коллективе, психологи разработали занятия в игровой форме. Они отвечают потребностям детей.

Польза игр на сплочение:

  • Помогают раскрыться замкнутым детям.
  • Дают чувство самоуважения, собственной значимости в коллективе.
  • Учат взаимодействовать с окружающими.
  • Развивают коммуникабельность.
  • Помогают выработать стремления заботиться, поддерживать товарищей.
  • Снижают уровень агрессии у детей, склонных к проявлению такого поведения: у ярко выраженных холериков.
  • Помогают научиться анализу своих действий во время общения.
  • Снижают уровень страха и тревоги перед взаимодействием с окружающими.

Важно! Все виды коллективной игры способствуют сплочению коллектива внутри команды.

Дети проявляют себя, показывают самоотдачу, защищают и прикрывают товарищей. Так заводятся знакомства, появляются друзья.

Весёлые и подвижные игры:

Название Правила Сфера воздействия
Цепочка Коллектив делят на две команды. Каждая выстраивается в цепочку, держась за руки.

Команда проходит испытания, держась за руки: ходьба гусиным шагом, прыжки стоя на ногах, бег с высоко поднятыми коленями на маленькие дистанции.

Если цепочка разрывается, команда официально проиграла тур.

Если обе команды не рвут цепочку во время прохождения этапа состязания, победа отдаётся наиболее быстрой команде

Сплочённость коллектива, умение подстраиваться, командный дух, поддержка
Фабрика звёзд Детей делят на две команды. Выбираются капитаны - они же продюсеры.

Задача продюсеров: быстро переодеть участников команд, придумать номер.

Участники изображают эстрадных исполнителей, готовят короткие музыкальные или танцевальные номера.

Можно пародировать юмористов или звёзд кино

Фантазия участников, умение работать под руководством сверстника, умение руководить.

Дети проявляют свои творческие способности в условиях состязания.

Отрабатывается умение находиться на сцене. Дети забывают о скромности и комплексах ради блага команды

Спасатели Детей делят на три группы. Одни - злодеи, вторые - заложники. Третьи - отважные спасатели.

Борьба разгорается на определённой территории. Спасатели могут выручить заложника, если вдвоём поймают злодея, которые удерживает его.

Злодеи, которые держатся по двое, сохранят заложников. Количество злодеев и спасателей - нечётное.

Если спасатели оказались втроём рядом с одним злодеем, он становится спасателем. И наоборот.

Игра требует пространства, хорошо подходит для детских лагерей

Сплочённость и азарт, взаимовыручка и самоотверженность. Детям предлагают продемонстрировать лучшие свои качества и навыки
Два двора Участники делятся на две группы, встают цепочками друг напротив друга, держась за руки.

Участник первой команды разбегается и пытается разорвать цепочку команды соперника в произвольном месте.

Если удалось - уводит игрока в свою команду, если нет - остаётся с командой соперника

Интересная старинная игра, раньше она сопровождалась напевами, играли мальчики против девочек. Развивает сплочённость, командный дух

Психологические игры на сплочение

Кроме подвижных игр, есть более спокойные. Их задача - раскрыть детей, помочь им узнать друг друга.

Для детских лагерей это важно, так формируются лучшие отряды, дети меньше скучают по дому, заводят друзей.

Первый этап

Детей ставят в одну ровную линию. Руководитель читает высказывания, каждый, кто согласен, делает шаг вперёд.

Список высказываний:

  • «Мне бывает грустно».
  • «Я скучаю по некоторым людям».
  • «Я постоянно думаю о друзьях и близких».
  • «В жизни меня предавали и обижали».
  • «Были моменты, когда я не хотел жить».
  • «Меня часто обижали раньше».
  • «Мне бывает очень одиноко, некому рассказать о проблемах».
  • «Мне часто бывает страшно».
  • «Я испытал в жизни сильную душевную боль».
  • «У меня нет людей, которым я полностью доверяю».

Здесь вожатый обращает внимание на тех детей, которые делают шаг на пятом вопросе. С ними стоит побеседовать после, отдельно, уделить особое внимание.

Первый этап помогает ребятам понять, что они не одиноки, что каждый из незнакомцев в этом лагере испытывал похожие чувства.

Это сближает, помогает раскрыться, и подготавливает к следующему этапу.

Второй этап

Дети встают в круг. Вожатый задаёт один общий вопрос, пуская мяч по кругу, каждый, у кого он в руках, должен дать ответ на этот вопрос.

Список вопросов:

  • Самое светлое событие в жизни.
  • Самое плохое и страшное происшествие.
  • Что хотел бы изменить в себе?
  • Какое качество характера в себе нравится?
  • Что главное в человеке?
  • Что самое страшное в жизни?
  • Какой твой знак зодиака?
  • Мечта.
  • Если бы поймал золотую рыбку, какие три желания загадал бы?
  • Какие у тебя увлечение?

Список можно дополнять по своему усмотрению.

Этап третий. Заключение

Ведущий задаёт фразу, которую произносит каждый участник, бросая мяч любому из ребят.

Список фраз:

  • Ты мне нравишься.
  • Я тебя прощаю.
  • Я тебя люблю.
  • Ты классный.
  • Давай дружить.

Это игровая форма психологического тренинга. Дети выходят из зала совсем другими. Они открылись, увидели страхи и переживания своих товарищей.

Теперь они все - одна большая команда. Нет лучшего способа сплотить коллектив. Подростки очень закрыты, эмоциональны, но если поместить их в среду, где все равны, они открываются.

Важно! Такая форма игры подойдёт для детей от 8 до 18 лет.

Полезное видео

    Похожие записи

Игры на знакомство для детей младшего возраста

1. «Давай-ка познакомимся!»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

2. «Я змея, змея, змея»

Участники становятся в круг (желательно через одного- мальчик, девочка). Начинает вожатый, подходя к ребенку со словами: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом? Как тебя зовут?» Ребенок называет имя, вожатый повторяет его вслух, а ребенок проползает между ног вожатого (позиция: ноги на ширине плеч), становясь хвостом змеи. Змея продолжает движение, слова змеи и имя каждого нового хвостика нужно произносить всем вместе, кто уже стал ее частью.

3. «Запомни имена»

Несколько участников становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами, и водящий должен правильно назвать их имена.

4. «Мой лохматый серый песик»

Участники образуют два круга - внешний и внутренний - и начинают кружиться под слова: «Мой лохматый серый песик у окна сидит. Мой лохматый серый песик на меня глядит. Бинго! Бинго! Да, Бинго звать его». На слове «его» берутся за руки те, кто в этот момент оказывается в паре друг напротив друга. Эти ребята пожимают друг другу руки и называют свои имена. Игра продолжается до тех пор, пока все не познакомятся.

5. «Как я»

Участникам необходимо за 30 секунд найти человека с таким же именем, за следующие 30 секунд найти человека, у которого такой же размер обуви, далее - рост, вес, цвет глаз, любимое блюдо, любимый фильм и т.д.

1. «Титаник»

Ведущий предлагает группе ребят забраться на стулья или лавочку. Затем им объясняется ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет постепенно. Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий через каждые 15 - 20 секунд убирает стул или ограничивает длину лавочки.

2. «Капитан»

Как и в предыдущей игре все выстраиваются на стульях. Выбирается <капитан>. Ведущий предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д. При этом сходить со стульев нельзя и говорить имеет право только "капитан". Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.

3. «Слон»

Весь отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.

4. «Скалолаз» («Бревно»)

Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.



5. «Орлятский круг»

Весь отряд встает в один большой "орлятский" круг (левая рука на плече соседа слева, правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше... ваша фантазия.

6. «Треугольник, квадрат...»

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д

7. «Из спичек составить имена»

Группе выдается коробок спичек: 10 спичек на одного члена группы. Задача игроков, используя все спички, лежащие в коробке, выложить имена всех членов группы. Имена должны соприкасаться или пересекаться. Одна буква одновременно может принадлежать разным именам.

8. «Вождение»

Ребята разбиваются на пары. Затем первые номера закрывают глаза. Это - "ведомые". Вторые номера - "ведущие". "Ведущие" ведут "ведомых" через различные препятствия, которые показывает им вожатый. Потом ребята меняются ролями (водить человека не меньше 15 -20 минут).

9. «Контакт-слово»

Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с другими 3-4 словами. Задача напарников почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.

10. «Зеркало»

Группа разбивается на пары. Первые номера - <зеркала>, вторые - люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.
11. «Карусель»

Разбившись на пары, ребята образуют два круга (внешний и внутренний). "Внутренние" встают спиной к "внешним" и падают, уверенные, что их поддержат. После этого внутренний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары (расстояние между кругами, можно варьировать).

12. «Досчитай до тридцати»

Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто с этим заданием справляется. Условия следующие: счет игроки ведут, по очереди, называя по одному числу, но тем игрокам, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на <3> или делящиеся на <3> без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку, выбывает а игра начинается с начала.

13. «Слепой и поводырь»

А)Участники объединяются в пары и решают, кто из них будет «слепой» (игрок, идущий с закрытыми глазами), а кто «поводырь». «Поводырь» должен будет провести «слепого» по определенному участку пути. Участок пути готовится заранее и представляет собой дорогу, на которой располагаются различные предметы. Эти предметы «слепому» необходимо будет перешагивать или обходить. Помогать ему в этом (вести «слепого») должен «поводырь». Командор должен проследить за тем, чтобы предметы, лежащие на дороге, были безопасны для здоровья игроков. Также он должен страховать участников в момент прохождения ими всего участка пути.После того как все пары прошли дорогу, игроки меняются ролями и игра повторяется.

Б)Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны).

Нельзя разговаривать

У всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать)

Последний человек – проводник

Хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево

Хлопок по обоим плечам – вперёд

Двойной хлопок по обоим плечам – назад

Хлопок по обоим плечам дробью – стоп

Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.

В) Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.

14. «Морской бой»

Участники делятся на 2 команды те, кто будет играть роль кораблей и роль минного поля.

Задача кораблей без потерь перейти минное поле. Минное поле встают шаг друг от друга и делают руки в сторону их задача не пропустить корабли, с места мины не уходят только вращают руками. Корабли могут издавать звуки (ту - ту) тем самым, запутывая мины, которые стоят с закрытыми глазами.

15. «Кока – кола»

К банке прикреплена двойная веревка. Задача игроков (2 человека) перенести банку с одной точки на другую. Группа делится на пары, сколько пар столько и команд.

16. «Правда или действие».

Игру рекомендуется проводить к середине смены, когда ребята уже знают друг друга. Участники садятся в круг. Командор зажигает спичку и осторожно передает ее по кругу. В чьих руках спичка гаснет, тот участник выбирает: «Правда» или «Действие». Если выбрал «правду», то отвечает на один вопрос окружающих, если «действие», то выполняет одно их задание. Спичка зажигается вновь, и игра продолжается в той же последовательности.

17. «Театр кабуки»

Театр кабуки - традиционный японский театр. Все участники делятся на две команды и выстраиваются в две линии параллельно друг другу. Команда договаривается, кого они будут показывать из персонажей театра. По сигналу вожатого (на счет 3) команды одновременно показывают этого персонажа. В раунде побеждает та команда, которая показала выигрышного персонажа (по принципу «камень-ножницы-бумага»).

Персонажи театра:

Дракон (руками показывается раскрывающаяся пасть, рычание).

Самурай (имитирует взмах меча и кричит, как самурай).

Принцесса (держится за юбочку и произносит «а-ля-ля- ля-ля-ля»).

Выигрышные комбинации:

Дракон убивает принцессу.

Принцесса очаровывает самурая.

Самурай убивает дракона.

18. «Портрет»

Участники садятся в два круга (внешний и внутренний), у каждого по листу бумаги и фломастеру. По сигналу вожатого участники в течение 30 секунд рисуют друг друга в парах. По истечении времени они обмениваются портретами, внутренний круг пересаживается по часовой стрелке, и уже следующие участники продолжают рисунок предыдущего художника. Переход должен осуществляться одновременно и по сигналу вожатого. Когда круг сделает полный оборот, получается портрет каждого участника, нарисованный половиной отряда.

19. «Сплетни»

Вся группа выходит за дверь, в комнате остается один вожатый. По очереди ребята заходят в комнату. Первому участнику вожатый рассказывает подробную историю (нужно написать ее заранее и читать с листа). Второму участнику первый пересказывает эту историю. Второй пересказывает третьему и т.д. Когда последний участник окажется в комнате и перескажет историю в том виде, в каком получилось, вожатый зачитывает первоначальную историю.

20. «Болото»

Мелом на асфальте нарисованы на небольшом расстоянии друг от друга «кочки». На старте и финише натянута веревка на уровне колен. Весь отряд выстаивается в одну линию и им связывают ноги (каждую правую ногу с левой ногой соседа). После чего отряд должен, молча и наступая на кочки, перебраться на другой берег.

21. «Нью-Йорк»

На асфальте нарисован мелом квадрат 1*1 метр. И всему отряду по команде надо поместиться на нем. Опять же это надо делать без слов. И простоять в нем 10 секунд.

22. «Льдинки»

Отряд приходит на этап и им говорится задание. Вот здесь располагается море, а это льдинка (показывает на листы бумаги, которые держит в руках), по ним вам надо переместиться на другой берег, не касаясь воды, но первый человек может ступить на другой берег тогда, когда последний уйдет с этого берега. Весь этап проходит в полной тишине.

23. «Паутинка»

Дети встают в круг очень близко друг к другу и вытягивают вперед руки в одну кучу. По команде вожатого им надо взять чью-нибудь руку, но не соседа и не две руки одного и того же человека. Дальше по команде вожатого детям надо распутаться из этой паутинки при полной тишине.

24. «Тень»

Участники работают в парах. Необходимо проиграть роли - двое идутпо дороге через поле: один впереди, другой на два шага сзади. Второйучастник - это "тень" первого. "Тень" должна повторить точно все действия первого участника, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

25. «Подарок»

Все сидят в кругу. Жестами, мимикой предается подарок, надо угадать, что это.

26. «Бамбуковые палочки»

Группа участников делится на пары. Каждой паре выдаются две бамбуковые палочки. Участники указательными пальцами обеих рук держатся за концы палочек. Пытаются удержать такое положение в течение длительного времени.

Участники, не разбиваясь на пары, соединяются друг с другом через бамбуковые палочки и начинают двигаться, одновременно удерживая указательными пальцами палочки. В случае, если у одного из участников палочка падает, все остальные останавливаются до тех пор, пока всё не станет по-прежнему.

Упражнение направлено на установление единства эмоционального и телесного контактов, определение лидерских качеств. Данное упражнение можно отнести к элементу телесно-ориентированной терапии.

27. «Фотоаппарат»

Участники делятся на пары. Один - "фотограф", другой - "фотоаппарат". "Фотоаппарат" закрывает глаза и становится впереди "фотографа". "Фотограф", удерживая "фотоаппарат" делает три "съёмки". Во время каждой съёмки "фотограф" нажимает на макушку "фотоаппарата", имитируя щелчок. Во время каждого нажатия "фотоаппарат" открывает глаза и фиксирует увиденное на протяжении трёх съёмок. Далее участники меняются ролями. После упражнения все участники садятся в круг, и ведущий просит каждого рассказать о своих впечатления от игры, сосредоточить внимание на "объектах съёмки", выяснить кому в какой роли понравилось больше.

28. «Стойка»

Участники делятся на пары. Встают друг напротив друга. Берут друг друга крепко за руки. Начинают отклоняться назад, при этом стопы участников концами соприкасаются: стопы - своеобразная опора. Затем происходит отклонение вбок, одна рука отпускается. Неравноценный вес участников не имеет значение. Упражнение направлено на установление эмоционального контакта между людьми, сближению.

29. «Ковер-самолет»

Человек ложится на коврик, закрыв глаза, группа встает вокруг него. Затем все аккуратно кладут на него руки. Затем группа поднимает человека и обносит круг. Затем его медленно, покачивая, опускают и кладут на коврик. Техника безопасности: поднимать человека нужно осторожно, подсунув руки под него. Важно следить, чтобы у тех, кто поднимает, спины были выпрямлены, то есть поднимали человека за счет мышц ног.

30. «Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

31. «Веревочка за руки»

Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее. Примечание: чтобы шла групповая работа, следует либо ввести правило, что прыгать нельзя, либо ввести "слепых", "немых" людей.

32. «Тарелочки по кругу»

Тарелочки расположены по кругу, их число равно числу участников. Hужно, не наступая на пол, всем одновременно пропрыгать круг с тарелочки на тарелочку. Размеры тарелок подбираются так, чтобы на каждой помещался только один человек.

33. «Осьминожка»

К кольцу привязаны длинные веревки, в кольцо кладется теннисный мячик. Задача - не уронив мячик, обнести его вокруг колонны (пронести над полем). Вариант: в большом кольце воздушный шарик.

34. «Квадрат»
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.
- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
35. «Круговые пересадки – масти»

Играющие сидят на стульях или скамейках (главное, чтобы были четко очерчены границы мест) в кругу лицом наружу, им раздаются игральные карты, которые они никому не показывают. Затем ведущий размещается в центре круга и начинает в бодром темпе листать остаток колоды называя масть или достоинство верхней карты. Задача каждого играющего - услышав свою масть или достоинство карты пересесть на одно место вправо. Соль игры в том, что если место уже занято, играющий все равно садится на него (вернее на колени верхнего из всех тех, кто там уже сидит). Если играющему надо пересесть, а на нем сидят - он остается на месте. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из играющих проходит весь круг и возвращается на свое исходное место.

36. «Щепка на реке»

Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети – это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

37. «Угадай, кого нет»

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

38. «Зоопарк»

Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.

39. «Выйти по числу пальцев».

Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, сразу же из группы должно выпрыгнуть такое же количество людей.

40. «Сапер»

На полу ведущим раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминировано» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники.

Задача: перебраться на противоположную сторону. На обсуждение стратегии действий даётся 5 минут. После этого разговаривать и показывать на поле нельзя. Запрещается также идти два раза подряд одному и тому же участнику и шагать через один квадратик. Если кто-нибудь наступит на «заминированный» квадратик, ведущий подаёт звуковой сигнал (хлопает в ладоши).

41. «Лабиринт»

Ведущий чертит лабиринт. Участники по очереди пытаются его пройти. Проходящему завязывают глаза, а все остальные должны указать ему дорогу без помощи слов, не трогая проходящего.

Игры на сплочение детского коллектива

1. Дотронуться до одежды …цвета
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий.
2. Водяной
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
3. Моргалки
Играет нечетное количество народа. Играющие образуют 2 круга: внешний - мальчики, внутренний - девочки. Каждая девочка должна стоять строго перед мальчиком. Мальчик, которому не хватило пары, становиться во внешний круг, девочки устремляют свои взоры на него. Чтобы найти себе пару - он подмигивает какой-нибудь девочке, увидев это она должна побежать к нему, а мальчик, стоящий сзади неё должен её вовремя поймать. Тот кто зазевался (проморгал) - вынужден искать себе пару.
4. Лавата
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть что хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.).
5. Носок-пятка
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
6. “Путанка”
Условия: Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего – распутать этот клубок не разрывая рук.
7. “ГрОб”
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.).” Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
8. “Джойстик”
Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет "джойстиком" передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.
9. “Подъемный кран”
Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:
тренер победившей команды;
полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;
пловец, поднявшийся на гребень волны;
облако, летящее по небу в жаркий день;
бревно на субботнике;
прыгун, зависший над планкой;
цветок лотоса на поверхности озера и т. д..
10. “Тетрис”.
Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.
11. “Клоун”
Коробок спичек (только верхняя его часть). Все выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.
12. “Тише-громче”
Вы, наверное, играли в детстве в игру “Холодно - горячо?” Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего - найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.
13. “Математика”
Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: “Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя”. Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.
14. Посчитай.
Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача - найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная команда.
15. Что такое?
Командам раздаются карточки с названиями 3-4-х предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?
Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)
Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)
Молоко, телефон, дождь.
Хлеб, ножницы, луна.
Жираф, ложка, снег.
Машина, ночь, сахар.
16. Покажи.
Необходимо изобразить, используя всех участников команды:
оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;
крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;
букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»;
картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.
17. Мастера пантомимы.
Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное, так, чтобы все догадались, кто это.
18. Веселый счет.
Для проведения этого конкурса заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от О до 9 на каждую команду. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула. Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 32 +4. На стулья рядом с ведущим должны сесть ребята, у которых в руках карточки с цифрами 3 и 6, так как сумма 32 и 4 равна 36. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
19. Кто быстрее?
Команда выполняет задания быстро и четко.
1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:
квадрат;
треугольник;
круг;
ромб;
угол;
букву;
птичий косяк.
буквы
20. Тихая почта
Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.
Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д..) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.
21. Рисунки групповых картинок
Материал: бумага, фломастеры/карандаши.
Ведущий игры раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе. Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину.
22. Все по очереди
Материал: карточки с цифрами от 1 до 100, повязки для глаз. (количество человек)
Все игроки свободно стоят на игровой площадке. Ведущий завязывает глаза игрокам. Потом ведущий вручает каждому игроку карточку с номером и шепотом сообщает его номер. На карточкам расположены номера от 1 до 100. Задача группы - построиться в правильной цифровой последовательности так, чтобы самое малое число было справа, а большее - слева. Когда игроки будут искать свои места, одна рука у каждого должна быть вытянута вперед, чтобы предотвратить столкновение. Игроки не имеют права разговаривать друг с другом. Если группа думает, что она стоит в правильной последовательности, т.е. проблема решена - все открывают глаза.
23. Телеграмма
Все становятся в круг и держатся за руки. Выбирается ведущий. Он говорит: "Я, Ф.И., передаю телеграмму Ф.И.", и пожимает незаметно руку одного из своих соседей. Рукопожатия передаются дальше по кругу до тех пор, пока не достигнут адреса. Кто получил, говорит: "Спасибо! Телеграмму получил". Задача ведущего - заметить рукопожатие. Если это произошло то, тот человек, которого заметили, становиться ведущим.
24. Дом - дерево - собака
Материал: бумага, фломастеры или кисточки с красками, повязки для глаз.
Все делятся на пары. Каждая пара получает один фломастер или одну кисточку с красками, один ватман. Обоим участникам завязывают глаза. Каждая пара, работая только одним инструментом, должна нарисовать дом - дерево - собаку. При этом игроки не должны разговаривать друг с другом.
25. Колдуны
Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.
26. Мигалки
Представители одного пола (например, девушки) сидят в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Представители же другого пола, например, молодые люди стоят за спинками стульев, по одному за стулом (в том числе и за пустым) и держат руки по швам. Тот из участников, кто стоит за пустым стулом пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему (в нашем примере ей). Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним - не дать тому это сделать, то есть осторожно поймать и не пустить.
27. Квадрат
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево. - квадрат идет влево.
- Квадрат садится. - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает. - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
28. Людмила Прокофьевна
Группа выстраивается в одну линию-шеренгу, им предлагается пройти из одного конца комнаты в другой своей обычной походкой, а затем и обратно. После чего надо пройтись, задрав вверх голову, низко опустив ее, вытянув шею, втянув голову в плечи, размахивая руками, прижав их к телу, согнувшись пополам, прогнувшись назад, виляя бедрами, вообще не двигая тазом, не сгибая коленей, высоко поднимая колени, широким шагом, приставляя пятку одной ноги к мыску другой, пробежать очень быстро, пройти как можно медленнее. Затем снова пройтись своей привычной походкой, попытавшись отследить произошедшие изменения.
29. Чужие коленки
Группа садится в тесный круг, сдвинув стулья ближе друг к другу. Каждый участник кладет руки на коленки соседям. Правая рука оказывается на левой коленке соседа справа. На собственных коленках у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. На левой коленке - правая рука соседа слева, а на правой - левая рука соседа справа. Игра заключается в том, чтобы руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Нужно внимательно следить, когда очередь дойдет о собственной руки, а не до собственной коленки. Игра требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность падает участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку которой была совершена ошибка.
Усложнение задания:
1. любой участник, когда очередь сделать хлопок доходит до одной из его рук, вправе поменять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо хлопнуть своей рукой по коленке, на которой эта рука лежит, дважды.
2. выбывшие из игры члены группы переходят в центр круга, где образуют свой внутренний круг и продолжают играть.
30. “Тука”
Тука - это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

Игры в лагере

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
ИГРЫ - ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

МИКСЕРЫ - ИГРЫ (УПРАЖНЕНИЯ) ДЛЯ ПОДНЯТИЯ НАСТРОЕНИЯ, СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА, ЗНАКОМСТВА

ИГРЫ НА ПОНИМАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ

ИГРЫ С ЗАЛОМ

ИГРЫ НА ПОНИМАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ

ПАРЫ
Каждая пара берет по одному листку бумаги, встает лицом друг к другу и, прижимая лист лбами с двух сторон, руки заводит за спину, в таком положении пары должны произвольно передвигаться по помещению (можно под музыку). Разговаривать нельзя.
Главная задача участников – найти каналы интуитивного понимания партнера, которое всем нам необходимо в жизни среди людей.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Все участники прогуливаются по комнате, ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. Например: "Внимание!". На вас напали пещерные львы (хулиганы, римские легионы, вирусы гриппа, маленькие зелененькие человечки, угрызения совести, зевота и т.п.) После сигнала опасности участники игры должны собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем произнести фразу: «Дадим отпор… (пещерным львам и т.п.) Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается.

МУХА
Все участники воображают перед собой квадрат, разделенный на 9 клеток. В центре находится муха, движением которой мы будем по очереди управлять. Своим приказом ее можно перемещать либо по оси «вверх-вниз», либо по оси «вправо-влево» на одну клетку. Ходы делаем по очереди, и проигрывает тот, после чьего хода муха окажется выведенной за пределы игрового поля. Нельзя делать «обратные ходы».

ОСТРОВА
У каждого есть свой «остров» – газета. Периодически наступает «выходной», и все гуляют по своей территории. Ведущий «отбирает» по несколько островов, жители должны искать себе другой остров. В заключение идет обсуждение: как вас приняли на другом острове, не оттолкнули ли, пригласили ли сами и т.п.
Обязательно стоит обратить внимание на тех, кому не предлагали присоединиться на другом острове. Сумейте корректно перейти к подобным ситуациям в жизни: не чаще ли мы готовы оказывать помощь, поддержку тем, кто нам нравится, кто нам симпатичен, и не способны ли мы «не замечать» проблем тех, кого относится к «гадким утятам» и т.п.
ВАРИАНТ ТОГО ЖЕ: КЛАДЕТСЯ ДВА ПОКРЫВАЛА, ЗАДАЧА – ВСЕМ РАЗМЕСТИТЬСЯ, НЕ ПАДАЯ И НЕ ЗАСТУПАЯ ЗА ЭТИ ПОКРЫВАЛА. ЗАТЕМ ЗАДАЧА УСЛОЖНЯЕТСЯ: ПОКРЫВАЛА СКЛАДЫВАЮТСЯ ВДВОЕ, ВТРОЕ И Т.П. В СЕРЕДИНЕ УПРАЖНЕНИЯ КОГО-ТО ПОРАЖАЕТ ГЛУХОТА, СЛЕПОТА, НЕМОТА. ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО КАЖДЫЙ СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДРУГИЕ НЕ УПАЛИ, О ЧЕМ ОН ДУМАЛ (О СЕБЕ, О ДРУГИХ, НИ О ЧЕМ) И Т.Д.

ПРИСОЕДИНИСЬ К ДРУГОМУ
Работа в паре. У одного – установка «присоединиться», у другого – «не принять. «Присоединяющийся» через улыбку, прикосновение, взгляд и т.п.
Все как в жизни, это понимает каждый участник, и логичным будет перейти после упражнения к разговору о том, что именно дает нам возможность найти путь к «сердцу», «душе» другого, порой совсем чужого, человека: умение улыбаться? А может, умение понять состояние, внутреннее настроение этого «другого»?

РУКОПОЖАТИЕ
Выбирается водящий, который выходит за дверь. В это время каждому дается задание приготовиться через рукопожатие передать какое-либо чувство к водящему (любовь, злость, ненависть, боязнь и т.п.) По пожатию руки водящий должен догадаться о чувствах к нему.
Данное упражнение вызывает интерес ребят к различным формам выражения чувств, в том числе через рукопожатие.

ИСПОРЧЕННЫЙ ВИДЕОМАГНИТОФОН
Участники садятся в кругу. Дается задание – передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что он получил, с тем, что передавал. Зачастую бывает, что начинают передавать удивление, возвращается гнев и т.д. Начинающий передавать состояние отмечает, кто из группы наиболее достоверно его воспринял, а где произошел сбой. После этой игры у участников возникает желание понять, что такое невербальное отношение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица.

КРУГ
Все рассчитываются на 1-2. Затем образуют два круга – внешний и внутренний. Все закрывают глаза и те, кто стоит во внешнем кругу, делают с закрытыми глазами 10 шагов против часовой стрелки. Затем 1-е и 2-е номера становятся друг против друга. Дается ощупать только руки. После этого всех аккуратно мешают. Глаза у всех закрыты. Теперь все открывают глаза, и их задача – найти свою пару.

ДОЧКИ-МАТЕРИ

Все делятся на две группы – дети и родители. Дети садятся на пол, сгруппировавшись и закрыв глаза. Родители по очереди подходят к какому-либо из детей, садятся на пол за ребенком, обнимают его со спины, чуть приподнимая, и начинают качать по-матерински. Примерно через минуту – смена родителей. Так повторять раза три. ВО время обсуждения высказываются и родители, и дети. Дети говорят о первой маме, о второй маме и т.д. Оценивается нежность, равнодушие или другие чувства и ощущения.
Это только кажется, что можно полноценно общаться, исключая тактильные ощущения: людям необходимо прикасаться друг к другу, более того – нужно учить тому, как надо прикасаться друг к другу. Данное упражнение дает возможность потренироваться через прикосновение передать свои чувства, ощущение и т.п. Это проще делать, «играя» роли родителей и детей.

ТОРОПИСЬ ОБРАДОВАТЬ
Ленточка или т.п. передается по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках ленточка, дожжен обрадовать своих соседей (сделать комплимент, подарить что-нибудь или т.п., но повторяться нельзя). По окончании ведущий «радует» оставшихся.
Упражнение лишний раз подстегивает ребят для выражения своих добрых чувств по отношению к другим, убеждает в том, что существует множество вариантов для проявления хороших отношений.

НА УЛИЦЕ
Все участники перемещаются свободно, периодически встречаясь с другими.
1-й день – на фоне «плохой» музыки – плохое настроение (контакты только посредством взглядов).
2 день – на фоне «плохой» музыки – хорошее настроение.
3 день – 20 век (приветствия через рукопожатие).
4 день – 16 век (приветствия через реверансы и церемониальные фразы).
5 день – 21 век (стремительно, не замечая других, быть может, сталкиваясь или отталкивая их).
6-1 день – новый способ приветствия.
При обсуждении выясняется, кто в какой день чувствовал себя увереннее, кто в какой день не смог ни с кем «поздороваться» и т.п. Дается широкий спектр различных вариантов общения с людьми.

ФОТОРОБОТ
Участники группы должны составить собирательный фотопортрет группы. Изображение строится из 12-15 элементов. Сюда входят голова, шея, левая, правая руки, туловище, левая и правая ноги, глаза, нос, рот, уши, волосы. Каждая деталь обсуждается, например: «Предлагаю в наш фотопортрет взять голову Иванова, т.к. она у нас самая умная», и т.п.

Я И ТЫ
Все садятся в круг. Участник, в руках которого мячик, бросает его любому из сидящих в кругу, называя при этом нечто общее, объединяющее их двоих (например, «любовь к лошадям», «умение играть на гитаре», «младшая сестренка» и т.п.)

ГРАНИ РАЗЛИЧИЯ
Разделитесь на две пары. Попытайтесь понять, что же вас объединяет друг с другом. Поделитесь этим со своим партнером. НА это отводится 2-3 минуты. Теперь возьмите лист бумаги и озаглавьте его «Наши различия». Посмотрите внимательно друг на друга. Вы только что говорили, чем похожи друг на друга. Но наверняка вы видите и много различий: быть может, другой тип темперамента, иные привычки и взгляды на жизнь. Подумайте о том, в чем вы разные, но об этом нельзя спрашивать другого. В течение 4-5 минут вы заполняете листок. Желательно больше размышлять о психологических характеристиках, чем о чисто биографических или физических. Рекомендуется следующий стиль для записей: «Ты более общителен, чем я». «Ты менее уступчив в разговоре чем я» и т.п. После того как вы закончите перечисление различий, передадите записки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если вы согласны с его записью, то она останется в списке, если нет, то вы просто вычеркиваете эту запись. После такого взаимного анализа стоит обсудить получившееся в целой группе.

ФУТБОЛКА С НАДПИСЬЮ
Ведущий говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "«говорящих" надписей. Затем ребятам предлагается в течение 5-7 минут придумать надпись на своей футболке. Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о ребенке сейчас – о его любимых занятиях и играх, об отношении к другим, о том, чего он хочет от других и т.п.
После выполнения задания каждый зачитывает свою надпись. Ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение:
- О чем в основном говорят надписи на футболках;
- что мы хотим сообщить о себе другим людям.
В заключение ведущий показывает (желательно выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

Я НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ, И ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ
Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (рисунок не подписываются) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую ребята рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают одни и те же вещи.
Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.
Обсуждение:
- Что важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.