Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Теоретические основы сестринского дела. Стерилизуются обычно формалином в специальных сосудах. Катетеры вводят таким образом, чтобы их изгиб был направлен в сторону лонного сочленения, натягивая половой член левой рукой на катетер. Катетер доводится до л

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО ОСНОВАМ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ОСНОВНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ ПО ОСД

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА № 1/18

Цель: Измерить пациенту рост и зарегистрировать в температурном листе.

Показания:

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение:

  1. Температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Пациент возбужден.

    У пациента тяжелое состояние или он с физическим ущербом (слепой, нет конечности) и т. д.

    Продезинфицируйте клеенку в соответствии с действующими приказами и положите на ростомер.

    Поставьте пациента спиной к стойке, чтобы он касался ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

    Наклоните голову, чтобы наружный угол глаза был на уровни верхнего края козелка уха.

    Опустите планку на голову и отметьте рост в соответствии с делениями на стойке ростомера.

    Зарегистрируйте данные роста в температурном листе.

Получены данные о росте, результаты занесены в температурный лист.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА № 2/19

Цель: Измерить пациенту вес и зарегистрировать в температурном листе.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Возможные проблемы пациента:

    Пациент возбужден.

    Негативно настроен к вмешательству.

    Тяжелое состояние.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Проверьте исправность весов.

    Постелите на площадку весов чистую клеенку.

    Откройте затвор весов и уравновесьте их с помощью большой и малой гири.

    Закройте затвор.

    Помогите пациенту встать на середину площадки весов (без обуви).

    Откройте затвор.

    Уравновесьте вес пациента с помощью гирь.

    Закройте затвор.

    Помогите пациенту сойти с весов.

    Зафиксируйте результаты в истории болезни.

    Обработайте клеенку в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов: Получены данные о весе и результаты занесены в температурный лист.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действии медицинской сестры.

ПОДСЧЕТ ЧАСТОТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ № 3/20

Показания:

    Оценка физического состояния пациента.

    Заболевания органов дыхания.

    Назначение врача и др.

Противопоказания: Нет.

Оснащение.

    Часы с секундной стрелкой или секундомер.

  1. Температурный лист.

Возможные проблемы пациента: Психоэмоциональные (возбуждение и т.д.)

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Приготовьте часы с секундомером или секундомер.

    Вымойте руки.

    Попросите пациента лечь удобно, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки.

    Возьмите руку пациента, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы пациент думал, что вы исследуете его пульс.

    Смотрите на грудную клетку: вы увидите, как она поднимается и опускается.

    Если вам не удается увидеть движение грудной клетки, положите свою руку на грудную клетку пациента, и вы почувствуете эти движения.

    Подсчитайте частоту за 1 минуту (только количество вдохов).

    По окончании процедуры помогите пациенту сесть удобнее, уберите все лишнее.

    Вымойте руки.

    Зарегистрируйте данные измерения в температурном листе пациента.

Оценка достигнутых результатов: ЧДД подсчитано, зарегистрировано в температурном листе.

Примечания:

    В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются через равные промежутки времени). Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14 - 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении.

    Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД - брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания.

    Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин, смешанное - у детей.

    Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите тип дыхания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА № 4/21

Цель: Исследовать пульс пациента и зафиксировать показания в температурном листе.

Показание:

    Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

    Назначение врача.

Противопоказания: Нет.

Оснащение.

    Температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Негативный настрой к вмешательству.

    Наличие физического ущерба.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента об исследовании у него пульса, объясните смысл вмешательства.

    Охватите пальцами правой руки левое предплечье пациента, пальцами левой руки правое предплечье пациента в области лучезапястных суставов.

    Расположите 1-й палец на тыльной стороне предплечья; 2, 3, 4-й последовательно от основания большого пальца на лучевой артерии.

    Прижмите артерию к лучевой кости и прощупайте пульс

    Определите симметричность пульса. Если пульс симметричен, дальнейшее исследование можно проводить на одной руке. Если пульс не симметричен, дальнейшее исследование проводите на каждой руке отдельно.

    Определите ритмичность, частоту, наполнение и напряжение пульса.

    Производите подсчет пульсовых ударов не менее 30 секунд. Полученную цифру умножьте на 2. При наличии аритмичного пульса подсчет производите не менее 1 минуты.

Пульс исследован. Данные занесены в температурный лист.

Обучение пациента пли его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

    Места исследования пульса:

    лучевая артерия

    бедренная артерия

    височная артерия

    подколенная артерия

    сонная артерия

    артерия тыла стопы.

    Чаще пульс исследуют на лучевой артерии.

    В покое у взрослого здорового человека частота пульса 60-80 ударов в 1 минуту.

    Увеличение частоты пульса (более 90 ударов в минуту) - тахикардия.

    Уменьшение частоты пульса (менее 60 ударов в минуту) - брадикардия.

    Уровень самостоятельности при выполнении вмешательства - 3.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ № 5/22

Цель: Измерить артериальное давление тонометром на плечевой артерии.

Показания: Всем больным и здоровым для оценки состояния сердечно-сосудистой системы (на профилактических осмотрах, при патологии сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем; при потере сознания пациента, при жалобах, на Головную боль, слабость, головокружение).

Противопоказания: Врожденные уродства, парез, перелом руки, на стороне удаленной грудной железы.

Оснащение: Тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.

Возможные проблемы пациента:

    Психологические (не хочет знать величину артериального давления, боится и т.д.).

    Эмоциональные (негативизм ко всему) и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Положите правильно руку пациента: в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы расслаблены. Если пациент находится в положении сидя, то для лучшего разгибания конечности попросите его подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки.

    Наложите манжетку на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба; одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки; закрепите манжетку так плотно, чтобы между ней и плечом проходил только один палец.

    Соедините манометр с манжеткой. Проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

    Нащупайте пульс в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп.

    Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух: нагнетайте воздух, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 25-30 мм рт столба уровень, при котором перестала определяться пульсация артерии.

    Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки. Одновременно фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы манометра.

    Отметьте величину систолического давления при появлении над плечевой артерией первых отчетливых звуков,

    Отметьте величину диастолического давления, которая соответствует моменту полного исчезновения тонов.

    Запишите данные измерения артериального давления в виде дроби (в числителе - систолическое давление, а в знаменателе - диастолическое), например, 120\75 мм рт. ст.

    Помогите пациенту лечь или сесть удобно.

    Уберите все лишнее.

    Вымойте руки.

    Зарегистрируйте полученные данные в температурном листе.

Запомните! Артериальное давление нужно измерять 2-3 раза на обеих руках с промежутками в 1-2 минуты за достоверный брать наименьший результат. Воздух из манжетки надо выпускать каждый раз полностью.

Оценка достигнутых результатов: Артериальное давление измерено, данные занесены в температурный лист.

Примечание. В норме у здоровых людей цифры артериального давления зависят от возраста. Показания систолического давления колеблется в норме от 90 мм рт ст. до 149 мм рт ст., диастолическое давление - от 60 мм рт ст. до 90 мм рт ст. Повышение артериального давления называется артериальной гипертензией. Понижение артериального давления называется гипотензией.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медсестры.

ОБРАБОТКА РУК ДО И ПОСЛЕ ЛЮБОЙ МАНИПУЛЯЦИИ № 7/33

Цель: Обеспечить инфекционную безопасность пациента и медперсонала, профилактику внутрибольничной инфекции.

Показания:

    Перед и после выполнения манипуляции.

    Перед и после осмотра пациента.

    Перед едой.

    После посещения туалета.

    После надевания и после снятия перчаток.

Противопоказания: Нет

Оснащение:

    Мыло разовое.

    Индивидуальное сухое полотенце.

    Перчатки

    Дезинфицирующее средство: этиловый спирт 70 градусный или другое, предложенное учреждением в соответствии с нормативными документами (АХД - 2000, АХД - специаль и др.).

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Откройте кран и отрегулируйте капор воды,

    Вымойте барашки крана.

    Намыльте руки мылом, начиная с запястья.

    Мойте правую ладонь левой, а затем левую правой.

    Мойте межпальцевые промежутки тыльной стороны левой руки правой рукой и наоборот.

    Сделайте замок из пальцев с ладонной стороны и потрите их, моя ногтевые ложа.

    Потрите круговыми движениями каждый палец на левой руки, затем на правой.

    Ополосните руки теплой проточной водой, начиная с запястья.

    Закройте кран.

    Высушите руки индивидуальным или разовым полотенцем, начиная с кончиков пальцев.

    Выбросите использованное разовое полотенца.

    Наденьте чистые перчатки, если этого требует манипуляция.

Оценка достигнутых результатов: Руки вымыты и готовы к манипуляциям.

Примечания.

    Руки моют двукратным намыливанием.

    Если нужно проводить инвазивные процедуры, то руки сразу после мытья обрабатывают одним из дезинфицирующих средств (70% этиловый спирт, АХД 2000, АХД 2000 специаль) и одевают перчатки.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ МОЮЩИХ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ РАЗНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ № 8/35

Цель: Приготовить 10% раствор хлорной извести.

Показания. Для дезинфекции.

Противопоказания: Аллергическая реакция на хлорсодержащие препараты.

Оснащение:

    Длинный хирургический халат.

    Резиновый фартук.

    Респиратор (или 8-слойная маска).

  1. Резиновые перчатки.

    Весы или мерная емкость.

    Сухая хлорная известь 1 кг.

    Эмалированная емкость с крышкой.

    Бутыль из темного стекла с притертой пробкой.

    Деревянная лопатка.

    Этикетка.

    Холодная вода -10 литров.

    Марлевая салфетка или сито.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Наденьте второй халат, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, респиратор или восьмислойную маску.

    Возьмите 1 килограмм сухой хлорной извести

    Высыпьте ее осторожно в эмалированную емкость, измельчите ее деревянной лопаткой.

    Перемешайте все и осторожно вливайте холодную воду до отметки 10 литров.

    Закройте крышкой и поставьте на 24 часа (в течение этого времени несколько раз перемешайте) для выделения активного хлора, получится маточный раствор.

    Перелейте через 24 часа полученный раствор через 4 слоя бинта (марли) в бутыль из темного стекла с маркировкой "10% раствор хлорной извести".

    Закройте пробкой.

    Поставьте на этикетке дату приготовления раствора, его концентрацию, свою должность и фамилию.

    Снимите защитную одежду.

    Вымойте руки с мылом.

Оценка достигнутых результатов. Приготовлен 10% раствор хлорной извести (осветленный).

Примечание:

    10% раствор можно хранить 5-7 суток в темном месте.

    Раствор необходимо хранить в недоступном для пациента месте.

Приготовление рабочих растворов хлорной извести:

    0.5% - 500 мл 10% раствора хлорной извести на 9,5 литра воды;

    1% - 1 литр 10% раствора хлорной извести на 9 литра воды;

    2% - 2литра 10% раствора хлорной извести на 8 литра воды;

Формула приготовления хлорной извести:

    Y = (%  кол-во литров). Y - количество осветленного раствора хлорной извести.

Рабочий раствор хлорамина (готовится перед применением)

    1% -10 г хлорамина на 990 мл воды;

    2% - 20 г хлорамина на 980 мл воды;

    3% - 30 г хлорамина на 970 мл воды;

    5% - 50 г хлорамина на 950 мл воды.

ПРОВЕДЕНИЕ ВЛАЖНОЙ УБОРКИ ПОМЕЩЕНИЯ ЛПУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЗИНФЕЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ № 10/37

Цель: Провести генеральную уборку процедурного кабинета.

Показания: В соответствии с графиком (один раз в неделю).

Противопоказания: Нет.

Оснащение:

    Халат с маркировкой "для уборки".

    Перчатки.

  1. Уборочный инвентарь (ведро, швабра, тряпка, ветошь) с соответствующей маркировкой.

    Дезинфицирующий и моющий раствор (приготовленный в соответствии с действующими нормативными документами по СЭР).

Последовательность действий:

    Наденьте халат, перчатки, маску и наденьте удобную обувь.

    Приготовьте 10 л 0,5% моющего средства (50г CMC на 10 л воды).

    Приготовьте 10 л 1% хлорамина и добавьте 40 мл нашатырного спирта (для активизации хлора).

    Освободите максимально помещение от оборудования.

    Вымойте стены, пол моющим раствором.

    Вымойте стены, пол, плинтуса 1% раствором активированного хлорамина.

    Протрите через час стены и пол чистой, сухой ветошью.

    Занесите УФ свет на 2 часа.

    Замочите уборочный инвентарь в 1% растворе хлорамина на 60 минут (в том же ведре, которое использовали для уборки), прополощите и высушите.

    Снимите халат, перчатки, маску.

    Вымойте руки.

Оценка результата: Генеральная уборка проведена в соответствии с приказом №408, 720. ОСТ 42-21-2-85.

Примечания:

    Уборка палат производится не реже 2 раз с применением 0,5% раствора, моющего средства.

    Уборка помещений буфетной и столовой производится после каждой раздачи пищи.

ОСМОТР И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПЕДИКУЛЕЗА № 15/43

Цель: Осмотреть волосистые части тела пациента и при выявлении педикулеза осуществить санитарную обработку.

Показания: Профилактика внутрибольничной инфекции.

Противопоказания:

    Возбуждение пациента.

    Крайне тяжелое состояние пациента.

Оснащение: 3 укладки.

    Для медсестры: халат, перчатки, косынка.

    Для пациента: пелерина, 2 косынки (х/б, п/э), клеенка.

    Для обработки: карбофос 0,15 % раствор (1 мл 50% раствора на 200 мл Н20) или др. инсектицидов.

    Мыло туалетное или шампунь.

  1. Машинка для стрижки волос.

    Станок для бритья.

  2. Спиртовка.

    Таз или противень.

    Уксус столовый 6 %-9 %.

    2 мешка (х/б и клеенчатый).

Возможные проблемы пациента: Негативно настроен к вмешательству.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Осмотрите волосистые части тела пациента.

    Наденьте второй халат, косынку, перчатки при выявлении педикулеза у пациента.

    Усадите пациента на стул или кушетку, покрытую клеенкой,

    Наденьте пелерину на пациента.

    Обработайте волосы пациента одним из дезинсектантов.

    Покройте волосы пациента полиэтиленовой косынкой, а затем обычной на 20 минут.

    Промойте волосы пациента теплой водой.

    Ополосните волосы пациента 6%-9% раствором уксуса.

    Вычешите волосы пациента частым гребнем (над тазом или противнем).

    Промойте волосы теплой водой и вытрите их.

    Осмотрите волосы на наличие гнид (если обнаружены единичные, то удалите их механически, если их много, то обработайте волосы 9% раствором уксуса и покройте волосы косынкой на 20 минут), затем повторите с 6 пункта.

    Соберите белье пациента в один мешков, халат медицинской сестры в другой и отправьте в дезинсекционную камеру.

    Снимите перчатки и обработайте их в соответствии с требованиями санэпидрежима.

    Вымойте руки.

    Сделайте отметку на титульном листе истории болезни о выявленном педикулезе, (Р(+)) и запишите эпид. номер.

Оценка достигнутых результатов: При осмотре пациента выявлен педикулез, проведена санитарная обработка.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОЙ ИЛИ ЧАСТИЧНОЙ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПАЦИЕНТА № 16/44

Цель: Осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента.

Показания: По назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента и др.

Оснащение:

    Маркированные емкости для чистых и грязных мочалок.

    Чистое белье для пациента.

    Полотенце.

    Водяной термометр.

    Мыло или шампунь.

    CMC, 1% раствор хлорамина.

    Мешки - 2 (х/б, клеенчатый).

    Упор для ног,

    Температурный лист.

    Фартук клеенчатый.

    Перчатки - 2 пары.

Возможные проблемы пациента: Невозможность самообслуживания.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды при подготовке и проведении гигиенической ванны пациенту:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляций и ходе ее выполнения.

    Определите температуру воздуха б ванной комнате (она должна быть не менее 25 градусов Цельсия).

    Наденьте перчатки и фартук.

    Вымойте ванну щеткой с любым моющим раствором, затем обработайте 1% раствором хлорамина. Ополосните ванну горячей водой.

    Снимите перчатки.

    Наполните ванну сначала холодной водой, а замет горячей до 1/2 объема ванны. Температура воды должна быть не ниже 36- 37 градусов Цельсия.

    Помогите пациенту удобно расположиться в ванне, чтобы пациент не соскользнул, поставьте подставку для упора ног,

    Наденьте перчатки.

    Вымойте пациента: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.

    Помогите пациенту выйти из ванны.

    Вытрите пациента и оденьте.

    Вымойте руки.

    Отведите пациента в палату.

    Сделайте отметку в истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа.

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Наденьте перчатки и фартук.

    Обработайте ванну с помощью дезинфицирующих средств.

    Снимите перчатки.

    Поставьте в ванну скамейку и усадите на нее пациента.

    Наденьте перчатки.

    Помогите пациенту помыться в следующей последовательности: голова, туловище, верхние и нижние конечности, промежность.

    Снимите перчатки и обработайте в соответствии с требованиями санэпидрежима.

    Вымойте руки.

    Помогите пациенту вытереться полотенцем и одеться.

    Сделайте отметку в листе истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка)

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Отгородите пациента щирмой, наденьте перчатки.

    Подложите клеенку под пациента.

    "Варежкой" или губкой смоченной в воде, оботрите пациенту шею, грудь, руки.

    Вытрите эти части тела полотенцем насухо и прикройте его одеялом.

    Оботрите затем живот, потом спину и нижние конечности и вытрите их насухо и закройте одеялом.

    Уберите клеенку, щирму, снимите перчатки.

    Обработайте губку, перчатки, клеенку в соответствии и требованиями санэпидрежима.

Оценка достигнутых результатов. Приведена частичная или полная" санитарная обработка пациента.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

    Способ санитарной обработки определяет врач.

    Присутствие медсестры во время санитарной обработки пациента обязательно.

    Окажите первую медицинскую помощь при ухудшении состояния и сообщите врачу.

    Контролируйте температуру воды рукой при направлении ее на пациента.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА "МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ" СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО № 17/45

Цель: Собрать информацию о пациенте и оформить титульный лист учебной и стационарной истории болезни.

Показания: Для регистрации вновь поступающего пациента в стационар.

Оснащение: Учебная история болезни, история болезни стационара.

Возможные проблемы пациента: При невозможности сбора информации у пациента (глухонемой, в коме и так далее) собрать информацию из документации пациента, у сопровождающих и других запрашивается медицинская карта из поликлиники.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

    Информируйте пациента о необходимости ведения истории болезни.

    Дата и время поступления (для экстренных пациентов с точностью до минуты), номер истории болезни,

    Фамилия Имя Отчество.

    Год рождения.

    Домашний адрес и телефон.

    С кем живет или адрес и телефон родственников.

    Профессия и место работы, рабочий телефон.

    Откуда и кем доставлен, телефон ЛПУ.

    Диагноз направившего учреждения.

    Куда отправлен пациент из приемного отделения.

    Имеет ли аллергические реакции и на что.

    Контакты с другими больными в быту или где-либо еще.

Год выпуска: 2007

Жанр: Сестринское дело

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Сестринское дело является важной частью системы здравоохранения. В настоящее время сестринский персонал составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Предоставляемые ими услуги удовлетворяют потребности населения в доступной медицинской помощи.
Россия - одна из немногих стран, где средний медицинский персонал традиционно считают лишь помощниками и исполнителями воли врача. Между тем роль, функции и организационные формы деятельности сестринского звена значительно шире. В современных условиях особо следует выделить такие функции средних медицинских работников, как оказание первичной медико-санитарной помощи и проведение профилактики заболеваний; обучение населения основам гигиены; сокращение сроков пребывания пациентов в стационаре; расширение объемов помощи на дому; увеличение количества реабилитационных мероприятий; формирование отделений с различной интенсивностью лечения и ухода; оказание паллиативной помощи и т.д. Потребность в этих видах деятельности чрезвычайно велика, особенно в настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения.
Мировая практика показывает, что при рациональном использовании сестринских кадров значительно улучшается качество медицинской помощи, увеличиваются ее доступность и экономичность, эффективно используются ресурсы в здравоохранении. Проведенные в разных странах исследования раскрывают универсальный характер сестринской помощи и подчеркивают унифицированность потребностей в ней. Сестринской практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента. Повышение уровня образования средних медицинских работников создает реальные возможности для соблюдения необходимых медицинских технологий, обеспечения гарантий качества лечения, диагностики и ухода, накопления и использования знаний о потребностях больных в сестринской помощи.
В настоящее время медицинским сестрам, фельдшерам, акушерам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела, общения в сестринском деле, сестринской педагогики, психологии, требований по обеспечению безопасной больничной среды лечебно-профилактических учреждении. Они должны умен, выполнял, сестринские манипуляции в точном соответствии с современными требованиями.
Изучив курс «Основы сестринского дела», будущие специалисты смогут грамотно осуществлять сестринский процесс при оказании помощи пациентам с самыми разными заболеваниями. Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна владеть теоретическими основами, практическими навыками, уметь пользоваться предметами ухода за больными.
В связи с этим особенностью учебника «Основы сестринского дела» является сочетание теоретического материала с описаниями практических манипуляций. В конце глав приведены контрольные вопросы, что позволяет студентам более эффективно проводить самоподготовку.
Авторы надеются, что учебник «Основы сестринского дела» окажется незаменим при подготовке квалифицированных специалистов сестринского дела.

«Основы сестринского дела»


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

  1. Сестринское дело как профессия
  2. История развития сестринского дела в России
  3. Философия и этика сестринского дела
    1. Особенности философии сестринского дела
    2. Этические принципы сестринского дела
    3. Тины медицинских сестер
  4. Общение в сестринском деле
    1. Сущность общения
    2. Структура и уронни общения
    3. Влияние различных факторов на процесс общения
    4. Умение слушать и значение обратной связи в процессе общения
    5. Рекомендации по общению с пациентом
  5. Обучение в сестринском деле
    1. Обучение как функция сестринского дела
    2. Задачи и сферы обучения в сестринском деле
    3. Условия эффективного обучения
    4. Принципы обучения пациентов и членов их семей
МЕТОДОЛОГИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ
  1. Потребности человека в здоровье и болезни
  2. Концептуальные модели сестринского дела
    1. Основные положения и эволюция моделей сестринского дела
    2. Добавочно-дополняющая модель В.Хендерсон
    3. Модель сестринского ухода Н.Роупер
    4. Модель дефицита самоухода Д.Орэм
    5. Модель, направленная на изменение поведения пациента (модель Д.Джонсон)
    6. Адаптационная модель К. Рой
    7. Модель, направленная на укрепление здоровья (модель М.Аллен)
  3. Сестринский процесс
    1. Общая характеристика сестринского процесса
    2. Сестринское обследование
    3. Определение проблем пациента
    4. Планирование сестринского вмешательства
    5. Реализация плана сестринского вмешательства. Виды вмешательств
    6. Оценка эффективности ухода. Коррекция плана сестринского вмешательства
БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА
  1. Инфекционный контроль
  2. Внутрибольничная инфекция
    1. Источники возникновения и пути передачи внутрибольничных инфекций
    2. Профилактика внутри больничной инфекции
    3. Обеспечение безопасности медицинского персонала
  3. Дезинфекция
  4. Организация работы центрального стерилизационного отделения
    1. Центральное стерилизационное отделение. Общая характеристика стерилизации
    2. Предстерилизационнан очистка
    3. Методы стерилизации
  5. Лечебно-охранительный режим лечебно-профилактических учреждений
  6. Биомеханика и положение тела пациента. Безопасная транспортировка пациента
    1. Подготовка к перемещению пациента
    2. Перемещения пациента в постели
    3. Транспортировка пациента с кровати на стул, со стула, на инвалидную коляску
    4. Перемещения во время купания и ходьбы
    5. Правила транспортировки больных
    6. Положения пациента в постели
  7. Факторы риска в лечебно-профилактическом учреждении
    1. Факторы риска для пациентов
    2. Факторы риска для медицинской сестры
МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА
  1. Медикаментозное лечение
    1. Порядок получения, хранения, учета, списания и распределения лекарственных средств
    2. Введение лекарственных средств
      1. Пули и техника введения лекарственных средств
      2. Собирание шприцев. Набирание лекарств
      3. Виды инъекций. Венепункции
    3. Оснащение процедурного кабинета. Техника безопасности
    4. Осложнения лекарственной терапии и тактика медицинской сестры. Анафилактический шок
  2. Личная гигиена пациента
  3. Методы простейшей физиотерапии
  4. Термометрия. Уход при лихорадке
  5. Питание и кормление пациента
  6. Клизмы. Газоотводная трубка
  7. Катетеризация мочевого пузыря
  8. Уход за стомами
  9. Зондовые манипуляции: желудочное и дуоденальное зондирование
  10. Лабораторные методы исследования
    1. Исследования кала
    2. Исследования мокроты
    3. Исследования мочи
    4. Исследования микрофлоры
  11. Подготовка пациента к инструментальным методам исследования
    1. Рентгенологические исследования
    2. Эндоскопические исследования
    3. Участие медицинской сестры в проведении манипуляций
  12. Сердечно-легочная реанимация вне реанимационного отделения
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ПАЦИЕНТОМ. ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ
  1. Сестринский уход за тяжелобольным пациентом в стационаре и на дому
  2. Потеря, смерть и горе
  3. Паллиативная помощь

Введение.

    Основоположница современного сестринского дела.

    Наши соотечественники в истории сестринского дела.

    Понятие о сестринском процессе.

Заключение.

Введение

Современная концепция сестринского дела, направленная на укрепление статуса медицинской сестры, в России принята в 1993 году на международной конференции «Новые сестры для новой России. Заметным событием последнего времени явился II Всероссийский съезд медицинских работников в октябре 2004 года, на котором обсуждалась реформа здравоохранения. В его работе приняли участие более 1100 делегатов и гостей.

На сегодняшний день тема «Современные представления в развитии сестринского дела» является очень актуальной, так как перед нами стоят очень серьезные задачи, выполнение которых позволит в корне изменить существующее положение в сестринском деле, как составной части организационной технологии здравоохранения, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в сегодняшних сложных и быстроменяющихся условиях.

Сегодня сестринское дело – это искусство, наука, оно требует понимания, применения специальных знаний и умений.

Сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Сестринское дело основывается на знаниях и технике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии, и других.

Медсестра принимает на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности. Она отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Она имеет право самостоятельно оценивать и решать, необходимо ли ей продолжить образование по вопросам управления, обучения, работе в клинике и научным исследованиям и предпринять шаги, чтобы удовлетворить эти потребности.

Сестринское дело включает в себя планирование и оказание помощи во время болезни и реабилитации, рассматривает влияние различных аспектов жизни человека на здоровье, болезнь, инвалидность и смерть.

Основоположница современного сестринского дела

Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.

Первое определение сестринского дела было дано Флоренс Найтингейл в ее знаменитых "Записках об уходе" (1859 г). Придавая особое значение чистоте, свежести воздуха, тишине, правильному питанию, она характеризовала сестринское дело как "действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению". Важнейшей задачей сестры, по мнению Найтингейл, было создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие. Найтингейл называла сестринское дело искусством, однако была убеждена в том, что это искусство требует "организации, практической и научной подготовки".

Впервые выделив в сестринском деле две области - уход за больными и уход за здоровыми людьми, она определила уход за здоровыми как "поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает", уход же за больными как "помощь страдающему от болезни жить наиболее полноценной жизнью, приносящей удовлетворение". Найтингейл высказывала твердое убеждение в том, что "по сути своей сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний". Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Первые школы, созданные по ее модели в Европе, а затем и в Америке, были автономными и светскими. Преподавание в них вели сами сестры, особое внимание уделяя формированию специальных сестринских знаний, умений и ценностей. Под профессиональными ценностями понимали уважение к личности пациента, его чести, достоинствам и свободе, проявление внимания, любви и заботы, сохранение конфиденциальности, а также соблюдение профессионального долга. Не случайно девизом первого почетного международного сестринского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.

Но после смерти Найтингейл в обществе начали развиваться силы, противодействующие ее взглядам и идеалам. Бурное развитие в первой четверти нынешнего столетия в ряде западных стран, в том числе и в США, капиталистических рыночных отношений, не в последнюю очередь сказалось и на системе здравоохранения. Развитие медицины, как прибыльного врачебного бизнеса на Западе, обеспечило условия для быстрого технологического прогресса и создания сложной системы предоставления медицинских услуг. В процессе формирования системы здравоохранения в научно-организационном и в политическом плане врачи и администрация больниц стали рассматривать сестер лишь в качестве источника дешевой рабочей силы, способствовавшего достижению экономических целей.

Большинство сестринских школ в США и Европе перешли под контроль больниц, теоретическое и практическое обучение в них стали осуществлять врачи и администрация больниц. От сестер требовалось лишь беспрекословное выполнение распоряжений врача, их роль все чаще стала восприниматься как вспомогательная.

Однако, несмотря на сложившиеся социальные условия, лидеры сестринского дела из числа первых выпускниц школ Флоренс Найтингейл, неуклонно следовали идеалам своей выдающейся наставницы, стремясь к развитию комплекса специальных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики. Они активно включились в формирование независимой сестринской практики в больницах, на дому, и в учреждениях, где возникала потребность в такой помощи со стороны отдельных лиц, семей и групп населения.

Сестринская практика стала постепенно трансформироваться в самостоятельную профессиональную деятельность, базирующуюся на теоретических знаниях, практическом опыте, научных суждениях и критическом мышлении. Интерес к развитию научных исследовании в области сестринского дела был отчасти обусловлен широкими возможностями использования их результатов в созданных после второй мировой войны в ряде западных стран альтернативных поддерживающих службах здравоохранения. К ним, в первую очередь, относились дома сестринского ухода, в которых профессиональные сестры осуществляли наблюдение и обеспечивали всесторонний уход старикам, хронически больным и инвалидам, не нуждавшимся в интенсивных лечебных мероприятиях, т.е. во врачебных вмешательствах. Медицинские сестры взяли на себя ответственность за предоставление этой категории пациентов необходимого уровня помощи и поддержания оптимального качества их жизни и благополучия. Организация домов и отделений сестринского ухода, а также помощь на дому и создание служб сестринской помощи матерям и детям из числа малоимущих слоев населения обеспечили большую доступность медицинской помощи для населения в условиях безудержного роста цен в больничном секторе здравоохранения.

Подавляющее большинство (около восьмидесяти процентов) сестер продолжали работать в больницах. Однако использование современной медицинской аппаратуры и прогрессивных технологий потребовали от сестер нового качества знаний. Не было сомнений в том, что качество сестринской помощи всецело определяется уровнем профессионального образования.

Ученики и последователи идей Флоренс Найтингейл выступали за то, чтобы сестринское образование заняло достойное место в колледжах и университетах. Первые университетские программы подготовки сестер появились в США еще в конце прошлого века, однако их число значительно возросло в высших учебных заведениях Америки и Европы после второй мировой войны. Вскоре стали появляться новые теории и модели сестринского дела, а вслед за ними - даже научные школы со своими авторитетами. Так, известный теоретик сестринского дела Вирджиния Хенденсен, определяя взаимоотношения между сестрой и пациентом, отмечала, что "уникальная задача сестры в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний". По мнению другой исследовательницы, Доротеи Орем, "основной целью деятельности сестры должно быть поддержка умения пациента заботиться о себе".

В профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, такие как "сестринский процесс", "сестринский диагноз" и др. Им отводилось место и в новых формулировках сестринского дела. К примеру, в 1980 году Американская ассоциация сестер определила задачу сестры как "умение поставить сестринский диагноз и скорректировать ответную реакцию пациента на болезнь". Уточним, что сестринский диагноз отличается от врачебного тем, что определяет не болезнь, а ответную реакцию пациента в связи с болезнью. Развивающиеся сестринские знания требовали дальнейшего обсуждения, проверки, применения и распространения.

В 1952 году в свет вышел первый международный научный журнал по сестринскому делу - "Нерсинг Рисерч". В настоящее время только в Америке выходит около двухсот профессиональных сестринских журналов. К 1960 году стали появляться и программы докторантур в области сестринского дела, К концу семидесятых годов число медсестер, имеющих степень доктора наук, достигло в Соединенных Штатах 2000. В 1973 году в Америке была создана Национальная Академия сестринских наук, а в 1985 году Конгресс США принял законодательство, в соответствии с которым в рамках Национального Института здравоохранения в стране был создан Национальный центр сестринских исследований.

Однако такие благоприятные условия для развития сестринского дела были далеко не везде. Пренебрежительное отношение к сестринской профессии и неправильное использование сестринского персонала во многих странах затормозили развитие не только сестринской помощи, но и всего здравоохранения в целом. Со слов выдающейся исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука". "Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами".

Тем не менее, медицинские сестры во всех странах мира все с большей решительностью заявляют о своем желании внести профессиональный вклад в создание качественно нового уровня медицинской помощи населению. В условиях глобальных и региональных, социальных и экономических, политических и национальных преобразований они по-иному видят свою роль в обществе, выступая порой в качестве не только медицинского работника, но и воспитателя, учителя, адвоката пациента. На совещании национальных представителей Международного Совета сестер, проходившем в 1987 году в Новой Зеландии, единогласно была принята такая формулировка: "Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Такая помощь оказывается медицинскими сестрами как в лечебных, так и в любых других учреждениях, а также на дому, везде, где есть в ней потребность".

Хочется верить в то, что и у наших российских сестер пробуждается чувство профессионального самосознания, что мы становимся равноправными участниками преобразований национальной системы здравоохранения и членами международного сестринского сообщества. Будущее сестринского дела в России в наших с вами руках, оно зависит от каждого из нас, от каждого сестринского коллектива. И пусть во всех наших начинаниях добрым и мудрым помощником и советчиком станет новый профессиональный журнал "Сестринское дело"

Наши соотечественники в истории сестринского дела .

Наверное, нет человека, который не знал бы, кто такие медицинские сёстры. Многие вспомнят, что до 1917 года медицинских сестёр звали сёстрами милосердия или милосердными сёстрами. Кто-то, быть может, вспомнит, что в России сёстры милосердия впервые появились во время Крымской войны 1854-1855 годов в осаждённом Севастополе, и даже станет утверждать, что связано их появление с именем великого русского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова. А вот это будет не совсем верным утверждением, ибо своим появлением институт сестёр милосердия обязан не столько Пирогову, сколько одной замечательной женщине, некогда очень известной, а сейчас, к сожалению, очень редко вспоминаемой, – великой княгине Елене Павловне. Казалось бы, что Бог дал этой женщине всё необходимое для счастья: красоту, ум, дом – прекрасный дворец, восторг и почитание выдающихся людей своего времени, наконец, большую семью – мужа и пятерых дочерей. Но счастье это длилось недолго: в 1832 году умерла годовалая дочь Александра, а в 1836 году скончалась двухлетняя Анна; в 1845 году умирает девятнадцати летняя Елизавета, а ещё через год – старшая дочь Мария, которой был лишь 21 год. В 1849 году умер Михаил Павлович, и великая княгиня овдовела в возрасте 43 лет. После этого Елена Павловна полностью посвятила себя общественной и благотворительной деятельности.

Ещё в 1828 году императрица Мария Фёдоровна завещала ей заведование Мариинским и Повивальным институтами, и с тех пор проблемы медицины были постоянно в поле её зрения. Её, правда, обвиняли в протекции и покровительстве в основном врачам немцам, но вряд ли подобные упрёки были справедливы, если вспомнить её участие в судьбе выдающегося русского врача Николая Ивановича Пирогова…

В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины. Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I . Умерла Елена Павловна 3 (15) января 1873 года. В том же году было принято решение реализовать один из её последних замыслов – построить в Петербурге институт усовершенствования врачей.

Понятие о сестринском процессе.

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс – это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества.

Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.

Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.

1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод – это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента. Объективный метод – это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.

Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом – документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.

2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные – те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.

Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский – основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.

3. Определение целей сестринского ухода и планирование сестринской деятельности. План сестринского ухода должен включать оперативные и тактические цели, направленные на достижение определенных результатов долгосрочного или краткосрочного характера.

Формируя цели, необходимо учитывать действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего и кого). Например, «цель – пациент к 5 января с помощью медсестры должен вставать с кровати». Действие – вставать с кровати, критерий 5 января, условие – помощь медсестры.

Определив цели и задачи по уходу, сестра составляет письменное руководство по уходу, в котором должны быть подробно перечислены специальные действия медсестры по уходу, записываемые в сестринскую историю болезни.

4. Реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.

Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.

5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

Заключение.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.

В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.

Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.

Список использованной литературы

    С. А. Мухина, И. И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» часть I – II 1996г., Москва

    В. М. Кузнецов «Сестринское дело в хирургии», Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.

    Стандарты практической деятельности медсестры России том I – II

    С. И. Двойникоова, Л. А. Карасева «Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями» Мед. Помощь 1996 №3 С. 17-19.

    Уровнем теоретических знаний, иметь навыки профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские манипуляции... , стр.2-3 «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей редакцией А.И.Шпирна, Москва...

Галина Ивановна Дядя

Шпаргалка по основам сестринского дела

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

Манипуляции

Санитарная обработка больного;

Приготовление дезинфицирующих растворов;

Дезинфекция предметов ухода за больным;

Предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;

Укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;

Пользование стерильным биксом;

Обеззараживание рук;

Облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;

Накрытие стерильного стола;

Транспортировка и перекладывание больного;

Пользование функциональной кроватью;

Приготовление постели;

Смена нательного и постельного белья;

Туалет больного;

Гигиенические мероприятия в постели;

Подмывание;

Профилактика пролежней;

Кормление больного в постели;

Введение питательной смеси через зонд;

Питание больного через гастростому;

Обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;

Измерение температуры тела;

Построение графика температурной кривой;

Измерение пульса;

Определение числа дыхательных движений;

Измерение артериального давления;

Определение суточного диуреза;

Постановка банок;

Постановка горчичников;

Постановка согревающего компресса;

Применение грелки и пузыря со льдом;

Приготовление лечебной ванны;

Подача кислорода;

Подача судна и мочеприемника;

Постановка газоотводной трубки;

Постановка всех видов клизм;

Катетеризация мочевого пузыря;

Ведение документации по учету лекарственных средств;

Применение мази, пластыря, присыпки;

Закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;

Пользование ингалятором;

Набор дозы инсулина;

Инъекции (все виды);

Сбор системы для капельного введения;

Венепункция;

Снятие ЭКГ;

Взятие мазка из зева;

Сбор мокроты;

Анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;

Анализ мочи по Зимницкому;

Фракционное зондирование желудка;

Зондирование желчного пузыря;

Сбор кала на исследование;

Подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;

Подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций;

Проведение искусственного дыхания;

Наложение всех видов повязок;

Проведение местной анестезии;

Иммобилизация;

Определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость;

Проведение премедикации;

Остановка кровотечений на поверхностно расположенных сосудах.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области основ сестринского дела
для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования



Медсестра должна:

Знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;

Знать философию сестринского дела в Российской Федерации;

Знать повседневные жизненно важные потребности человека;

Знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);

Знать структуру учреждений здравоохранения;

Знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

Знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;

Знать методы сердечно-легочной реанимации;

Уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;

Уметь заполнять медицинскую документацию;

Уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

Уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);

Уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;

Уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения;

Задания в тестовой форме по безопасности

1. Колибактерин предназначен для введения

а) внутривенного

б) подкожного

в) перорального

г) внутримышечного

2. Вакцину БЦЖ с целью иммунизации вводят

а) внутримышечно

б) внутримышечно или подкожно

в) строго подкожно

г) строго внутрикожно

3. В раннем послеоперационном периоде после полостной гинекологической операции задача медицинской сестры

а) напоить больную горячим сладким чаем

б) накормить больную

в) следить за гемодинамикой и состоянием послеоперационного шва

г) дать обезболивающие таблетки, по просьбе больной

4. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить

а) на живот без подушки

б) на спину с приподнятым головным концом

в) на бок с приведенными к животу коленями

г) полусидя

5. Кристаллоидные растворыперед внутривенным введением

а) подогревают до комнатной температуры

б) подогревают до 50 0

в) подогревают до 37-38 0

г) вводят холодными в случае гипертермии

6. Больному брюшным тифом при задержке стула показано

а) пища с обилием клетчатки

б) солевые слабительные

в) массаж живота

г) небольшая очистительная клизма


7. Укушенные раны, нанесенные животными (возможными источниками бешенства), необходимо

а) обработать йодом

б) промыть перекисью водорода

в) промыть раствором фурацилина

г) промыть мыльным раствором

8. Метод А.М. Безредко предусматривает

а) прием суточной дозы лекарств на фоне антигистаминных препаратов

б) введение препаратов в минимальных дозировках

в) введение вначале небольшой дозы препарата, а при отсутствии реакции – полной дозы

г) введение суточной дозы препаратов с максимально большими интервалами

9. Максимальный объем препаратов, вводимый внутримышечно в одно место, не превышает

а) 5 мл

б) 10 мл

в) 15 мл

г) 20 мл

10. Наблюдение за пациентом после постановки пробы на переносимость антибиотиков продолжается

а) в течение 2-3 минут

б) в течение 5-10 минут

в) до 30 минут

г) не менее 2 часов

11. Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться

а) в процедурном кабинете

б) в отделении реанимации

в) в палате интенсивной терапии

г) на месте развития

12. При анафилактическом шоке, вызванном внутривенным капельным введением лекарств, главным является

а) снять капельницу

б) перекрыть капельницу, сохранив доступ в вену

в) создание психического покоя

г) пероральный прием антигистаминных препаратов

13. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) углу нижней челюсти

б) поперечному отростку 7-го шейного позвонка

в) к ключице

г) к грудино-ключично-сосцевидной мышца

14. При применении сердечных гликозидов следует следить за:

а) температурой тела

б) частотой пульса

в) цветом мочи

г) сном

15. Струйно можно вводить

а) компоненты крови

б) реополиглюкин

в) гемодез

г) трисоль

16. Ферментативные препараты (мезим, фестал) принимают

а) независимо от приема пищи

б) строго натощак

в) во время еды

г) спустя 2-3 часа после еды


17. Резкое падение температуры, тахикардия, бледность кожных покровов при брюшном тифе могут свидетельствовать о

а) начале выздоровления

б) кишечном кровотечении

в) сниженном иммунитете

г) гиповитаминозе

18. Резкий запах озона в воздухе после кварцевания свидетельствует о

а) надежном обеззараживании воздуха

б) создании благоприятной атмосферы для человека

в) недостаточном времени для обеззараживания воздуха

г) необходимости проветривания помещения и плохой работе бактерицидной лампы

19. Органы дыхания необязательно защищать маской при

а) взятии крови из вены

б) взятии мазка из зева и носа

в) уходе за больным холерой

г) приготовлении растворов хлорамина

20. С целью улучшения кровообращения при бронхолегочных заболеваниях детям противопоказано

а) ставить горчичники

б) ставить банки

в) делать массаж

г) делать согревающий компресс

21. Ветошь для генеральной уборки операционной должна быть

а) любой

б) чистой

в) продезинфицированной

г) стерильной

22. Инсулин хранят

а) при комнатной температуре

б) при температуре +1 -+ 10° С

в) при -1-+1 0 С

г) в замороженном виде

23. Вид транспортировки определяет

а) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного

б) медицинская сестра в соответствии с самочувствием больного

в) врач в соответствии с самочувствием больного

г) врач в соответствии с состоянием больного

24. При транспортировке больного в кресле-качалке представляет опасность нахождение рук

а) на животе

б) в скрещенном положении

в) на подлокотниках

г) за пределами подлокотников

25. При критическом падении температуры не следует

а) сообщать о случившемся врачу

б) убирать подушку из-под головы и приподнимать ноги пациента

в) оставлять одного пациента для создания максимального покоя

г) давать пациенту горячий чай

26. Техника безопасности при хранении баллонов с кислородом предусматривает все, кроме

а) запрета курения в помещении, где хранятся баллоны

б) хранения баллонов вблизи источников тепла

в) хранения баллонов в хорошо вентилируемом помещении

г) соприкосновения кислорода с жирами и маслами


27. Взятие материала на бактериологический посев из прямой кишки запрещено проводить

а) резиновым катетером

б) ректальной петлей

в) ректальным тампоном

г) ректальной стеклянной трубкой

28. Основной признак одышки у ребенка:

а) бледность кожных покровов

б) раздувание и напряжение крыльев носа

в) выбухание родничков

г) громкий плач

29. Рабочие растворы хлорамина используются

а) однократно

б) в течение смены

в) в течение рабочего дня

г) до изменения окраски раствора

30. После сублингвального приема клофелина при гипертоническом кризе пациент должен оставаться в положении лежа не менее

а) 10-15 минут

б) 20-30 минут

в) 1,5-2 часов

г) 12 часов

31. При попадании масляных растворов и суспензий в кровеносный сосуд возможно развитие

а) эмболии

б) флегмоны

в) кровотечения

г) спазма сосуда

32. При внутримышечном введении аминазина больному необходимо

а) находиться в положении лежа 1,5-2 часа

б) принять антигистаминные препараты

в) положить грелку на место иньекции

г) принять пищу

33. При появлении ярких кровянистых выделений из влагалища у беременной при сроке 10 недель необходимо

а) направить беременную к врачу женской консультации

б) срочно отправить беременную в стационар любым попутным транспортом

в) вызвать скорую помощь

г) уложить беременную дома в постель и ввести кровоостанавливающие препараты

34. Защитой от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, являются

а) презервативы

б) внутриматочные спирали

в) гормональные контрацептивы

г) местные контрацептивы

35. В первые сутки после родов подмывать родильницу следует

а) на гинекологическом кресле

б) на кушетке в процедурном кабинете

в) в постели

г) в туалетной комнате, обучив ее самостоятельно выполнять процедуру

36. Взятие мазков из влагалища медицинская сестра производит

а) стерильными инструментами в стерильных перчатках

б) стерильными инструментами без перчаток

в) стерильными инструментами в чистых перчатках

г) продезинфицированными инструментами в стерильных перчатках


37. Измерения АД у беременной с тяжелой формой гестоза медсестра производит

а) в процедурном кабинете, в положении пациентки лежа

б) на посту, в положении пациентки сидя

в) в постели, в положении пациентки лежа

г) в палате, в положении пациентки сидя