Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Гиперактивность не лечится. Преимущества лечения сдвг в психиатрической клинике минутко. Немедикаментозные способы лечения сдвг

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

Н.В.Пизова
ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

«Филипп, обещаешь сегодня спокойно сидеть за столом?»
-Отец строго спрашивал сына, а мама молчала при том.
Но мальчик совсем их не слушал, крутился туда-сюда,
Проказничал он и качался - все для него ерунда.
«Филипп, нам совсем не нравится, как ты себя ведешь».
Смотрите же, дети, смотрите:
«Филипп, ты сейчас упадешь!»
Он так раскачался сильно, что стул опрокинулся - грох!
За скатерть схватился он с криком, но разве ж бъл в том прок?
Посуда, еда и напитки, скатились на пол, сын кричит.
Отец озадачен - что делать??
А мать замерла и молчит.
Под скатертью сына не видно, и нет ничего на столе:
Тарелки разбиты, семья без обеда, родители в гневе:
«Вот сын-непоседа!»

О синдроме гиперактивности у детей известно давно. Например, в Германии до сих пор популярны детские стихи про непоседу Филиппа, автором которых является врач Генрих Хоффманн (Heinrich Hoffmann). Первое издание вышло в 1845 г. и называлось «Der Struwwelpeter». Одним из самых популярных стихотворений в нем было «Филипп-непоседа», благодаря которому в Германии до сих пор называют так гиперактивных детей. Считается, что изучение этого состояния начинается с публикаций Г.Ф.Стилла и С.Тред-голда , но и до этого были клинические описания психиатров и неврологов отдельных случаев гиперактивности. С 60-х годов XX в. врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его «минимальные мозговые дисфункции» (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов XX в. состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью. В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition), согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. В МКБ 10-го пересмотра синдром рассматривается в разделе «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» в подразделе «Нарушение активности и внимания» (F90.0) и «Гиперкинетическое расстройство поведения» (F90.1).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder -ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте . Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет исключительно актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения. Частота этого синдрома, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста . Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере 1 ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н.Заво-денко и соавт. частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Точная причина возникновения СДВГ неизвестна, но существует несколько теорий . Наиболее часто упоминаемые этиологические гипотезы: 1) генетическая; 2) нейрохимическая; 3) нейробиологическая; 4) связанная с исполнительными функциями; 5) экологическая. Большинство исследователей предполагает генетическую природу синдрома, так как было отмечено, что в семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения . Фактом, доказывающим генетическую предрасположенность синдрома, является то, что у родителей детей, страдающих данным заболеванием, нередко в детстве наблюдались те же симптомы, что и у их детей. Так, D.Cantwell сообщает, что повышенная двигательная активность наблюдалась у 8 из 50 отцов в детстве, в контрольной группе это соотношение составило 1:50. Ученые США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80% возникновение СДВГ зависит от генетических факторов . Из более чем 30 генов-кандидатов выбрали 3 - ген переносчика дофамина, а также 2 гена дофаминовых рецепторов . Эти же авторы отметили, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью . Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Наряду с генетическими выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития СДВГ. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери . Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение, иммунологическую несовместимость (по резус-фактору), угрозы выкидыша, хронические заболевания матери, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляцию родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение, родовые осложнения (неправильное предле-жание плода, обвитие его пуповиной). По данным CDrillen, имеется корреляция между нарушением поведения детей в школе и низкой массой тела при рождении ребенка, недоношенностью. Также доктор Mc-Cormick (1992 г.) отметила, что у детей, родившихся с очень низкой массой тела (меньше 1500 г), в раннем школьном возрасте гораздо чаще выявляются нарушения поведения, особенно относящиеся к их повышенной активности. К послеродовым факторам относятся любые заболевания младенцев и прием сильнодействующих лекарств. Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга. В ряде работ дискутируется вопрос о роли питания в происхождении синдрома. По мнению E.Wender, пищевые добавки, содержащие салицилаты, могут привести к гиперактивности у ребенка. Автор наблюдал улучшение в состоянии и снижение гиперактивности, когда пищевые добавки были исключены из диеты у 30-35% детей. Рацион таких детей состоял из мяса, молока и блюд, приготовленных исключительно в домашних условиях. Хотя генетические факторы, как известно, являются главной причиной СДВГ, но вполне вероятно, что генетические факторы взаимодействуют с факторами окружающей среды , в дополнение к сложным взаимодействием между уровнем дофамина и норадреналина (табл. 1).

Таблица 1. Этиологические факторы СДВГ

Факторы

Период

Этиология

Генетический


Допамин дефицита, идиопатический

Приобретенный

Предродовый

Развитие аномалий головного мозга, хромосомные аномалии, вирусные инфекции, алкоголь, никотин, свинец, кокаин, анемия, гипотиреоз, нехватка йода


Перинатальный

Недоношенность, низкая масса тела при рождении, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, менингит, энцефалит


Послеродовый

Вирусный менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма, дефицит железа, дефицит жирных кислот, дисфункция щитовидной железы и др.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина . Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что разные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии СДВГ дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с СДВГ свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейроме-диаторов - серотонина и норадреналина. Помимо ретикулярной формации важное значение в патогенезе СДВГ имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (пре-фронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей . Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейро-психологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с СДВГ обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5% .

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на 1-м году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к разным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, разным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Возраст 3 лет является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развиваются внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода -негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «я». Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все упомянутые выше проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с СДВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Выделяют 3 варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

Синдром гиперактивности без дефицита внимания;
синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, т.е. возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений центральной нервной системы, например, после перенесенного гриппа.

Анализ диагностических критериев ряда педиатрических программ, проведенный T.Stancin и соавт. в 1990 г., свидетельствует, что среди них нарушение внимания составляет 95,8%, легкая отвлекаемость - 89,2%, трудность оставаться на одном месте - 90%, трудности в завершении какого-либо дела - 90,1%, импульсивность - 84,2%, сверхактивность - 83,6%, длительность симптомов более 6 мес - 79,5%, ребенок прерывает, вмешивается в разговор - 82,1%, ребенок прерывает, не слушает - 77%, проблемы с учебой - 79,8%, часто меняет деятельность - 72,9%, имеются затруднения в социальном плане - 64,1%, появление симптомов до 7 лет - 62%, говорлив - 46,6% , агрессивное поведение - 31,9%, нарушение сна - 21,3%. Основные диагностические признаки СДВГ представлены в табл. 2.

Таблица 2. Диагностические признаки СДВГ.

Признак

Характеристика

Особенности поведения

Появляются до 8 лет

Обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.)

Не обусловлены какими-либо психическими расстройствами

Вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию

Невнимательность

Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях

Неспособность вслушиваться в обращенную речь

Неспособность доводить выполняемую работу до конца

Неспособность организовать свою деятельность

Отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости

Исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.)

Забывчивость в повседневной деятельности

Отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы

Гиперактивность

Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится

Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо

Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге

Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»

Часто бывает болтливым

Импульсивность

Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца

Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)

Для постановки диагноза необходимо наличие 6 или более из перечисленных симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 мес и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам. Клиническую картину СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. При неврологическом осмотре ребенка с СДВГ или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения .

Итак, адекватная диагностика СДВГ невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним относятся:

Наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;
раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;
некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;
симптомы не являются проявлением других заболеваний;
нарушение обучения и социальных функций.

Дифференциальная диагностика синдрома дефицита внимания проводится с рядом патологических и непатологических состояний, при которых указанная симптоматика наблюдается в качестве вторичных проявлений. Среди подобных состояний: повреждения мозга, центральной нервной системы, инфекции (энцефалит, менингит), травмы головы, церебральная гипоксия, отравление свинцом.

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозная терапия СДВГ целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность 2 препаратов - антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов . Препаратом первой очереди выбора в терапии СДВГ является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро - в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание . К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке.

В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг в сутки, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг в сутки. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амит-риптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

Подход, распространенный в России, - это ноотроп-ные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые, по утверждениям производителей, улучшают обмен веществ мозга. В целом спектр клинической активности ноотропов многообразен и представлен следующими основными эффектами:

Собственно ноотропное действие, т.е. улучшение интеллектуальных способностей (влияние на нарушенные высшие корковые функции, уровень суждений);
мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);
повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на состояние угнетенного и помраченного сознания);
адаптогенное действие (повышение толерантности к разным экзогенным и психогенным неблагоприятным воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);
антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической и физической астении);
психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);
анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);
седативное действие, уменьшение раздражительности и эмоциональной возбудимости;
антидепрессивное действие;
вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром).

Одним из классов ноотропных препаратов являются препараты на основе аминофенилбутировой кислоты. В настоящее время к этой группе относятся такие средства, как фенибут и анвифен. Анвифен - это ноотроп-ный препарат, который облегчает GABA-опосредован-ную передачу нервных импульсов в центральную нервную систему (прямое воздействие на GABA-ергические рецепторы). Транквилизирующее действие сочетается с активирующим эффектом. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации его метаболизма и влияния на мозговой кровоток (увеличивает объемную и линейную скорость, уменьшает сопротивление сосудов, улучшает микроциркуляцию, оказывает антиагрегантное действие). При курсовом приеме повышает физическую и умственную работоспособность (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций). Способствует снижению чувства тревоги, напряженности и беспокойства, нормализует сон. Препарат выпускается в виде капсул (50, 125 и 250 мг), что увеличивает его профиль безопасности, особенно в отношении желудочно-кишечного тракта, а также наличие капсул по 50 мг особенно удобно для детской практики. Детям с 3 до 8 лет - по 50-100 мг 3 раза в день; от 8 до 14 лет - по 250 мг 3 раза в день. Однократная максимальная доза у детей до 8 лет составляет 150 мг; от 8 до 14 лет - 250 мг. Ноотропные препараты обычно принимаются курсами по 2-3 мес с последующим перерывом. По показаниям возможен более длительный прием до 6 мес.

Литература

1. Still GF. Some abnormal psychical conditions in children: the Goulstonian lectures. Lancet 1902; 1:1008-12.
2. Tredgold CH. Mental deficiency (amentia) 1. New York: Wood,1908.
3. Hartmann T. "Attention Deficit Disorder, A Different Perception" subtitled "A Hunter in a Farmers World".
4- Skounti M, Philalithis A, Galanakis E. Variations in prevalence of attention/deficit hyperactivity disorder worldwide. Eur J Pediatr 2007; 166:117-23.
5. Заводенко HH, Петрухин А.С., Семенов ПА и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед. журн. 1998; с. 19-23.
6. Wallis D, Russell HF, Muenke M. Genetics of attention deficit/hy-peractivity disorder J Pediatr Psychol2008; 33:1085-99.
7. Schonwald A, Lechner E. Attention deficit/hyperactivity disorder: complexities and controversies. Curr Opin Pediatr 2006; 18:189-95.
8. Castellanos F, Tannock R. Neuroscience of attention-deficit/hy-peractivity disorder: the search for endophenotypes. Nat Rev Neu-rosci 2002; 3: 617-28.
9. Weinstein CS, Apfel RJ, Weinstein SR. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61 (1): 12-9.
10. Faraone SV, Perlis RH, Doyle AE et al. Molecular genetics of attention deficit/hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 2005; 57:1313-23.
11. Biederman J, Faraone SV. Current concepts on the neurobiology of attention-deficit/hyperactivity disorder. J Atten Disord 2002; 6 (1): 7-16.
12. Faraone SV, Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hy-peractivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44 (10): 951-8.
13. Banerjee TD, Middleton F, Faraone SV. Environmental risk factors for attention-deficit hyperactivity disorder. Acta Paediatr2007; 96:1269-74
14. Eaves LJ, Silberg JL, Meyer JM et al. Genetics and developmental psychopathology: 2. The main effects of genes and environment on behavioral problems in the Virginia Twin Study of Adolescent Behavioral Development. J Child Psychol Psychiatry 1997; 38:965-80.
15. Biederman J, Faraone S. Attention-deficit hyperactivity disorder. Lancet2005; 366:237-48.
16. Amen DG, Carmichael BD. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9 (2): 81-6.
17. Purvis KL, Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25 (2): 133-44.
18. American Academy of Pediatrics. Clinical practice guideline: treatment of the school-aged child with attention-deficit/hyperac-tivity disorder Pediatrics 2001; 108 (4): 1033-4419. Nuttt DJ, Fone K, Asherson P et al. Evidence-based guidelines for management of" attention-deficit/hyperactivity disorder in adolescents and in adults: recommendations from the British Association for Psychopharmacology. J Psychopharmacol 2007; 21 (1):10-41.

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

    Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.


    Очень часто гиперактивность проявляется именно в школьном возрасте, когда ребенку необходимо быть усидчивым и внимательным

    Причины гиперактивности

    Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

    • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
    • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
    • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
    • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.


    Доказано исследованиями, что чаще причиной гиперактивности служит генетический фактор

    Симптомы СДВГ в школьном возрасте

    Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

    У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

    • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
    • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
    • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
    • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
    • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
    • Ему трудно дождаться очереди.
    • У него не получается самостоятельно себя организовать.
    • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
    • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
    • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
    • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
    • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
    • Ребенок спит беспокойно , постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
    • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.


    Какой врач лечит

    Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

    • Детскому неврологу.
    • Детскому психиатру.
    • Детскому психологу.

    Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

    В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

    Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

    Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.


    После 14 лет симптомы гиперактивности могут сгладиться или пройти совсем

    Как и чем лечить

    Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

    1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
    2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
    3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
    4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.


    Гиперактивному ребенку прописывают медикаменты и занятия у психолога

    • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
    • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
    • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
    • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
    • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
    • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
    • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
    • Откажитесь от физического наказания.
    • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
    • Не ссорьтесь при ребенке.
    • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
    • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
    • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
    • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
    • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
    • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

    Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

    С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром , для которого не найдено способа излечения . Считается, что некоторые дети, а именно 30 %, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни .

    СДВГ и его лечение вызывает много споров начиная уже с 1970 годов . В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния. Некоторые исследователи настаивают даже на влиянии климатических факторов в развитии СДВГ у детей .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ СДВГ: как лечить синдром дефицита внимания и гиперактивность?

      ✪ Три важных шага коррекции СДВ и СДВГ: коррекция нарушения внимания с диагнозом СДВ

      ✪ Синдром дефицита внимания - ADHD (СДВГ)

      ✪ Отрывок из семинара "Синдром дефицита внимания и гиперактивности: мифы и реальность" (часть 1)

      ✪ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ: 20 СПОСОБОВ ВЫЧИСЛИТЬ ВРАГА В СЕБЕ САМОМ

      Субтитры

    Классификация

    Выделяют три типа расстройства: случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ), гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г), и смешанный тип (СДВГ-С), который включает в себя все три симптома .

    Распространённость

    Импульсивность

    Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность - недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

    Одна из трудностей в диагностировании СДВГ - то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта .

    Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5

    Согласно DSM-5, диагноз синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет). Симптомы должны наблюдаться в разных ситуациях и обстановке. Для диагноза необходимо наличие 6 симптомов (из группы невнимательности и/или гиперактивности-импульсивности), а с 17 лет - 5 симптомов . Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами .

    Невнимательность

    1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
    2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    3. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
    4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
    5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
    6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
    7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
    8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    Распространённость СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин .

    Методы лечения СДВГ

    В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. Медикаментозная терапия назначается по индивидуальным показаниям в случаях, когда нарушения поведения и когнитивных функций не могут быть преодолены немедикаментозными методами .

    В США для лечения детей используется протокол WWK3 , а для лечения взрослых протокол WWK10 . В том числе для лечения детей разрешено применение риталина (метилфенидата), спорного препарата, имеющего высокий аддиктивный (наркогенный) потенциал .

    Фармакокоррекция

    При коррекции СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее часто - психостимуляторы , такие как метилфенидат , амфетамин , дексамфетамин . Один из недостатков этих препаратов - необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и дексамфетамин продолжительного действия (до 12 часов). При лечении СДВГ широко применяется длительно действующая форма метилфенидата (торговое наименование - «концерта») . Эффективность дексамфетамина, метамфетамина и метилфенидата с постепенным высвобождением для лечения СДВГ не вполне доказана . Ранее использовался психостимулятор пемолин , но из-за гепатотоксичности его применение стало ограниченным. Также используют препараты других групп, например атомоксетин (ингибитор обратного захвата норадреналина, группа адрено- и симпатомиметиков). Также эффективны

    СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстройства, наличие которых предоставляет основание для установления диагноза СДВГ, выделяют такие симптомы, как сложность концентрирования внимания, повышенная активность и импульсивность, неподдающаяся управлению. Вследствие того, что малышам трудно сосредотачивать внимание, они нередко не могут правильно выполнить учебные задания или решить задачи, так как совершают ошибки по причине собственной невнимательности и непоседливости (гиперактивности). Также они могут не слушать объяснения учителей или просто на их разъяснения не обращают внимание. Неврология рассматривает данное расстройство в качестве устойчивого хронического синдрома, для которого способа излечения по сей день не найдено. Медики полагают, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) уходит бесследно по мере взросления малышей или взрослые лица приспосабливаются жить с ним.

    Причины СДВГ

    Сегодня, к сожалению, точные причины появления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) не установлены, однако можно выделить несколько теорий. Итак, причинами органических расстройств могут быть: неблагоприятная экологическая ситуация, иммунологическая несовместимость, инфекционные заболевания женской части населения во время беременности, отравление наркозом, прием некоторых лекарственных препаратов, наркотических средств или алкоголя женщинами в период вынашивания малыша, некоторые хронические болезни матери, угрозы выкидыша, преждевременные или затяжные роды, стимуляция родовой активности, кесарево сечение, неправильное предлежание плода, любые заболевания новорожденных, которые протекают с высокой температурой, приемом малышами сильнодействующих препаратов.

    Также такие заболевания, как астматические состояния, сердечная недостаточность, воспаление легких, диабет могут выступать факторами, провоцирующими нарушение в мозговой деятельности малышей.

    Также учеными было установлено, что существуют генетические предпосылки к формированию СДВГ. Однако они проявляются только при взаимодействии с окружающим миром, который может такие предпосылки либо усилить, либо ослабить.

    СДВГ синдром могут также вызывать негативные воздействия в постнатальном периоде на ребенка. Среди таких воздействий можно выделить, как социальные причины, так и биологические факторы. Способы воспитания, отношение к малышу в семье, социально-экономический статус ячейки общества не являются причинами, провоцирующими СДВГ, сами по себе. Однако зачастую, перечисленные факторы вырабатывают адаптационные возможности крохи к окружающему миру. К биологическим факторам, провоцирующим развитие СДВГ, относят кормление малыша искусственными пищевыми добавками, наличие в еде ребенка пестицидов, свинца, нейротоксинов. Сегодня степень влияния этих веществ на патогенез СДВГ находится на этапе изучения.

    Синдром СДВГ, резюмируя вышесказанное, является полиэтиологичным нарушением, образование которого обусловлено воздействием нескольких факторов в комплексе.

    Симптомы СДВГ

    К основным симптомам СДВГ относят нарушения функции внимания, повышенную активность детей и их импульсивность.

    Нарушения со стороны внимания проявляются у малыша невозможностью удерживать внимание на элементах предмета, допущением множества ошибок, сложностью сохранения внимания в ходе выполнения учебных или иных заданий. Такой ребенок не слушает речь, обращенную к нему, не умеет соблюдать инструкции и доводить работу до конца, самостоятельно не способен спланировать или организовать выполнение задач, старается избегать дела, требующие продолжительного интеллектуального напряжения, склонен постоянно терять собственные вещи, проявляет забывчивость, легко отвлекается.
    Гиперактивность проявляется неспокойными движениями рук либо ног, ерзаньем на месте, неусидчивостью.

    Дети с СДВГ зачастую забираются или бегают куда-то, когда это некстати, не могут спокойно и тихо играть. Такая бесцельная гиперактивность имеет устойчивый характер и не поддается влиянию правил или условий ситуации.

    Импульсивность проявляется в ситуациях, когда малыши, не дослушав вопрос и не задумываясь, отвечают на него, не в состоянии ожидать своей очереди. Такие дети часто перебивают других, мешают им, нередко болтливы или несдержанны в речи.

    Характеристика ребенка с СДВГ. Перечисленные симптомы должны наблюдаться у малышей не менее шести месяцев и распространяться на все области их жизнедеятельности (нарушения адаптационных процессов отмечаются в нескольких видах обстановки). Нарушения в обучении, неполадки в социальных контактах и трудовой деятельности у таких детей ярко выражены.

    Диагноз СДВГ ставится при исключении других патологий психики, так как проявления данного синдрома не должны быть связаны только с наличием другого заболевания.

    Характеристика ребенка с СДВГ имеет свои особенности в зависимости от возрастного периода, в котором он находится.

    В дошкольном периоде (от трех и до 7 лет) часто начинают проявляться повышенная активность малышей и импульсивность. Чрезмерная активность проявляется постоянным движением, в котором находятся малыши. Они характеризуются крайней неусидчивостью на занятиях и болтливостью. Импульсивность малышей выражается в совершении необдуманных действий, в частом перебивании других людей, вмешательством в посторонние разговоры, которые их не касаются. Обычно таких детей считают невоспитанными или чрезмерно темпераментными. Нередко импульсивности может сопутствовать бесшабашность, вследствие которой кроха может подвергать опасности себя или окружающих.

    Дети с СДВГ довольно неаккуратны, непослушны, часто бросают или ломают вещи, игрушки, могут проявлять , иногда отстают в речевом развитии от ровесников.

    Проблемы ребенка с СДВГ после поступления в учебное заведение лишь усугубляются, вследствие школьных требований, которые он в полной мере не в состоянии выполнять. Детское поведение не отвечает возрастной норме, поэтому в образовательном учреждении он не способен получить результаты, соответствующие его потенциалу (уровень интеллектуального развития соответствует возрастному интервалу). Такие дети во время занятий не слышат педагога, им трудно решать предлагаемые задания, поскольку они испытывают сложности в организации труда и доведении его до завершения, в процессе выполнения забывают условия задач, плохо усваивают учебный материал и не в состоянии грамотно его применять. Поэтому малыши довольно быстро отключаются от процесса выполнения заданий.

    Дети с СДВГ не замечают деталей, склонны к забывчивости, плохой переключаемости и не выполнению указаний учителя. Дома, такие малыши, неспособны справляться самостоятельно с выполнением заданий по урокам. У них гораздо чаще, в сравнении с ровесниками, отмечаются сложности в формировании навыков логического мышления, умений читать, писать и считать.

    Страдающие СДВГ синдромом школьники характеризуются сложностями в межличностных взаимоотношениях, проблемами в установлении контактов. Их поведение склонно к непредсказуемости, вследствие значительных колебаний настроения. Также отмечается горячность, задиристость, противопоставляющие и агрессивные действия. Вследствие чего такие малыши не могут уделять продолжительное время игре, успешно взаимодействовать и устанавливать дружеские контакты с ровесниками.

    В коллективе малыши, страдающие СДВГ, являются источниками постоянной тревоги, так как они шумят, мешают окружающим, без спроса берут чужие вещи. Все перечисленное ведет к появлению конфликтов, в результате этого кроха становится нежеланным в коллективе. Встречая подобное отношение, малыши нередко осознанно становятся «шутами» в классе, надеясь тем самым наладить отношения с ровесниками. Вследствие этого страдает не только школьная успеваемость детей с СДВГ, но и работа класса в целом, так они могут срывать уроки. В общих чертах их поведение производит впечатление несоответствия своему возрастному периоду, поэтому сверстники с ними общаются неохотно, что постепенно формирует у малышей с СДВГ заниженную . В семье такие малыши нередко страдают из-за постоянного сравнения их с другими детьми, которые более послушны или лучше учатся.

    СДВГ гиперактивность в подростковом возрасте характеризуется значительным уменьшением. Ее сменяет чувство внутреннего беспокойства и суетливость.

    Для подростков с СДВГ свойственна несамостоятельность, безответственность, сложности в завершении выполнения заданий, поручений и в организации деятельности. В пубертатном периоде выраженные проявления расстройств со стороны функции внимания и импульсивности наблюдаются приблизительно у 80% подростков СДВГ. Нередко у детей с подобным нарушением отмечается ухудшение школьной успеваемости, вследствие того, что они результативно спланировать собственную работу и организовать ее по времени не в состоянии.

    Постепенно у детей нарастают сложности в семейных и прочих взаимоотношениях. Большинство подростков с таким синдромом отличает наличие проблем в следовании правил поведения, безрассудное поведение, связанное с безосновательным риском, неповиновением законам общества и неподчинением социальным нормам. Наряду с этим им характерна слабая эмоциональная устойчивость психики при неудачах, нерешительность, . Подростки непомерно чувствительны к дразнению и колкостям со стороны ровесников. Педагоги и другие характеризуют подростковое поведение как незрелое, которое не соотносится их возрастному периоду. В будничной жизни дети игнорируют меры безопасности, что приводит к возрастанию риска возникновения несчастных случаев.

    Дети в пубертатном периоде, имеющие в анамнезе СДВГ, гораздо более чем их ровесники расположены к втягиванию их в различные группировки, совершающие правонарушения. Также у подростков может обнаружиться тяга к злоупотреблению спиртосодержащих напитков или наркотических веществ.

    Работа с детьми с СДВГ может охватывать несколько направлений: или , ключевым назначением которых является вырабатывание социальных навыков.

    Диагностика СДВГ

    Основываясь на международных признаках, содержащих в себе перечни максимально характерных и отчетливо прослеживаемых проявлений данного нарушения, можно поставить диагноз СДВГ.

    Непременными характеристиками данного синдрома являются:

    — продолжительность симптомов по времени течения не меньше шести месяцев;

    — распространенность как минимум на два вида окружающей обстановки, устойчивость проявлений;

    — выраженность симптомов (наблюдаются значительные нарушения обучения, расстройства социальных контактов, профессиональной сферы);

    — исключение других психических нарушений.

    СДВГ гиперактивность определяется как первичное нарушение. Вместе с тем выделяют несколько форм СДВГ, обуславливаемых наличием преобладающих симптомов:

    — сочетанная форма, которая включает три группы симптомов;

    — СДВГ с превалирующими нарушениями внимания;

    — СДВГ с доминированием импульсивности и повышенной активности.

    В детском возрастном периоде сравнительно часто наблюдаются так называемые состояния-имитаторы данного синдрома. Приблизительно у двадцати процентов детей периодически отмечаются внешне похожие на СДВГ виды поведения. Поэтому СДВГ следует разграничивать с широким диапазоном состояний, подобных ему исключительно внешними проявлениями, но значительно отличающихся по причинам и способам коррекции. К ним относят:

    — индивидуальные личностные характеристики и особенности (поведение чрезмерно активных малышей не выходит за рамки возрастной нормы, степень формирования высших функций психики на уровне);

    — тревожные нарушения (особенности детского поведения сопряжены с воздействием психотравмирующих причин);

    — следствия перенесенной травмы мозга, интоксикации, нейроинфекции;

    — при соматических заболеваниях наличие астенического синдрома;

    — характерные нарушения формирования школьных навыков, таких как дислексия или дисграфия;

    — заболевания эндокринной системы (сахарный диабет или патология щитовидной железы);

    — сенсоневральная тугоухость;

    — наследственные факторы, например, наличие синдрома Туретта, Смита-Мажениса или ломкой Х-хромосомы;

    — эпилепсия;

    Кроме этого, диагностирование СДВГ должно производиться с учетом специфической возрастной динамики подобного состояния. Проявления СДВГ обладают характерными особенностями в соответствии с определенным возрастным периодом.

    СДВГ у взрослых

    В соответствии с нынешними статистическими данными, СДВГ синдрому подвержено приблизительно около 5% взрослых. Наряду с этим такой диагноз отмечается практически у 10% учащихся в школе. Примерно половина детей, страдающих СДВГ, входят с этим состоянием и во взрослую жизнь. При этом взрослое население намного реже обращается к врачу по причине СДВГ, что значительно минимизирует выявляемость синдрома у них.

    Симптомы СДВГ индивидуальны. Однако в поведении больных можно отметить три стержневых признака, а именно нарушение со стороны функции внимания, повышенную активность и импульсивность.

    Расстройство внимания выражается в невозможности концентрации внимания на определенном предмете или вещах. Взрослому человеку в ходе выполнения неинтересного монотонного задания уже спустя несколько минут становится скучно. Таким людям сложно сознательно концентрировать внимание на каком-либо предмете. Больных СДВГ окружение считает необязательными и неисполнительными, так как они могут приняться выполнять несколько дел и не довести до завершения ни одного. Повышенная активность обнаруживается в постоянном движении индивидов. Для них свойственна неспокойность, суетливость и чрезмерная болтливость.

    Больные СДВГ синдромом страдают неусидчивостью, бесцельно слоняются по помещению, хватаются за все подряд, постукивают по столу ручкой или карандашом. При этом все подобные действия сопровождаются повышенным волнением.

    Импульсивность проявляется в опережении действиями мыслей. , страдающий СДВГ, склонен озвучивать первые мысли, приходящие в голову, постоянно вставляет в беседу не к месту собственные замечания, совершает импульсивные и часто необдуманные поступки.

    Кроме перечисленных проявлений, для индивидов, страдающих СДВГ, характерны забывчивость, беспокойство, непунктуальность, заниженная самооценка, неорганизованность, плохая устойчивость к стрессовым факторам, тоска, депрессивные состояния, выраженные перепады настроения, трудности при чтении. Такие особенности усложняют социальную адаптацию индивидуумов и формируют благоприятную почву для образования любой формы зависимости. Неспособность сконцентрироваться ломает карьеру и разрушает личные взаимоотношения. Если больные своевременно обратятся к грамотному специалисту и получат адекватное лечение, то в большинстве случаев, все проблемы с адаптацией сойдут на нет.

    Лечение СДВГ у взрослых должно быть комплексным. Им обычно назначают средства, стимулирующие нервную систему, например, Метилфенидат. Такие лекарственные препараты не лечат СДВГ синдром, но способствуют достижению контроля над проявлениями.

    Лечение СДВГ у взрослых приводит к улучшению состояния большинства больных, но им бывает довольно сложно . Обрести навыки самоорганизации, умения грамотно наладить распорядок дня, восстановить разрушенные взаимоотношения и улучшить коммуникационные навыки помогает психологическое консультирование.

    Лечение СДВГ

    Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

    В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

    Немедикаментозное лечение СДВГ у детей подразумевает видоизменение поведения, психотерапевтические практики, педагогическое и нейропсихологическое коррекционное воздействие. Малышам предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания. С родителями также необходимо провести работу, чтобы они научились относиться к поведению собственных чад с терпением. Родителям необходимо объяснить необходимость контроля с их стороны над соблюдением дневного режима гиперактивными детьми, обеспечения малышей возможностью расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Также их партнеры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.

    Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

    Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

    Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.