В чем сущность конвенции о правах инвалидов. Доклад о состоянии выполнения конвенции оон о правах инвалидов. Достаточный жизненный уровень и социальная защита
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Альтернативный доклад
37. Несмотря на неоднократные обращения Уполномоченного, Правительством в начале событий на востоке страны не принято ни одного акта, направленного на комплексное решение вопроса организованного вывоза инвалидов, которые находятся в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в безопасные регионы Украины. В связи с этим сегодня процесс эвакуации людей происходит стихийно, без соответствующей финансовой поддержки со стороны государства и силами местных органов власти Донецкой и Луганской областей при содействии общественных инициатив.
38. Определенную несостоятельность органов власти обеспечить организационную, социальную и гуманитарную помощь людям, которые в силу физических ограничений, материального положения не смогли самостоятельно выехать из зоны военного конфликта, было компенсировано за счет поддержки эвакуации и спасения волонтерами и правозащитными организациями.
39. Совместно с общественными организациями (в частности, ОО "Центр Социальное Действие", ОО "Центр гражданских свобод", ОО "Альменда", ОО "Право на защиту", ГИ "Центр занятости свободных людей", ОО "Крымская диаспора") в офисе Омбудсмена создано Ресурсный центр для помощи вынужденным переселенцам, основной задачей которого является не только непосредственная помощь внутренне перемещенным лицам, мониторинг соблюдения их прав, но и анализ действующей нормативно-правовой базы и разработка необходимых законодательных изменений.
В результате этой совместной деятельности проведен с выездом на место мониторинг мест компактного размещения граждан Украины, в том числе инвалидов, перемещенных с временно оккупированных территорий и районов проведения антитеррористической операции . В ходе этих визитов в места компактного размещения внутренне перемещенных людей проверялись вопросы жилищных условий и готовности помещений к зиме, санитарные условия, вопросы регистрации, трудоустройства, образования, выплаты пенсий, пособий, обеспечения других нужд, вопросы дискриминации. Мониторингом охвачено 22 области Украины, в том числе Донецкая область.
При организационно-координационной поддержке офиса Омбудсмена обеспечено переселение 360 инвалидов в Одесскую область.
Статья 12. Равенство перед законом
40.
В настоящее время украинское законодательство не предусматривает отличных от опеки форм защиты прав совершеннолетних людей, которые не понимают значения своих действий и не могут управлять ими, в частности, формы поддержанного принятия решений. Так, люди, признанные судом ограниченно дееспособными, могут совершать лишь мелкие бытовые сделки, а другие сделки - только с согласия попечителя. По общему правилу, распоряжение доходами людей осуществляется попечителями (ст. 37 ГКУ).
41. Относительно людей, признанных недееспособными, то они вообще не имеют права совершать какие-либо сделки. Сделки от их имени и в их интересах совершают опекуны (ст. 38 ГКУ).
42. В соответствии со статьей 71 ГКУ опекун или попечитель при совершении ряда сделок, касающихся имущественных прав подопечного, должен получать соответствующее разрешение органа опеки и попечительства. Однако законодательством четко не определены юридические основания для предоставления этого разрешения. Вследствие такой правовой неопределенности принятие решения о предоставлении разрешения полностью зависит от субъективных оценок работников органов опеки и попечительства, что, в свою очередь, часто приводит к нарушениям прав недееспособных или ограниченно дееспособных людей.
43. Законодательством не предусмотрена возможность для недееспособных людей самостоятельно обращаться в суд или органы опеки и попечительства, тогда как ограниченно дееспособные лица не лишены этого права. Соответствующие изменения в законодательство не были внесены даже после принятия Европейским судом решения по делу "Наталья Михайленко против Украины" (2013 г.), в котором Суд пришел к выводу, что законодательно закреплена невозможность для недееспособного лица инициировать судебное производство с целью возобновления своей дееспособности, что противоречит пункту 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека.
44. Недееспособные лица также лишены права обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, средства массовой информации и т.п., поскольку в соответствии со статьей 8 Закона Украины "Об обращении граждан" обращение людей, признанных судом недееспособными, не рассматриваются.
45. Люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют процессуальной дееспособности и не могут непосредственно реализовать свое право на бесплатную правовую помощь - обращаться за предоставлением одного из видов правовых услуг могут только их опекуны и попечители 3 .
46. Государство не гарантирует недееспособным лицам права на обжалование действий или бездействия своих опекунов в суд и органы опеки и попечительства 4 , не обеспечивает со своей стороны контроль за выполнением опекунами своих обязанностей относительно недееспособных людей, что делает возможным злоупотребления недобросовестными опекунами своим положением в отношениях со своими подопечными 5 .
47. Следует отметить, что государство не выполняет взятые на себя обязательства по поддержке инвалидов в пользовании их правоспособностью. Это касается, прежде всего, совершеннолетних людей с инвалидностью вследствие психических нарушений, поскольку действующий механизм защиты указанной категории людей заключается в признании их в судебном порядке недееспособными и назначении над ними полной опеки, когда все решения и юридические действия совершает опекун, что ограничивает права людей на равенство и недискриминацию, доступ к правосудию, на самостоятельный образ жизни и привлечение в местное сообщество, на семью, право голоса и тому подобное. Приведенные в пунктах 44 - 47 ограничения так же относятся и к этой категории людей.
48. Инвалиды обычно не имеют равного доступа к банковским ссудам, ипотечным кредитам, а также другим формам финансового кредитования. Подавляющее большинство банковских учреждений, как правило, вообще отказывают в предоставлении инвалидам кредитов, мотивируя свой отказ их неплатежеспособностью.
Большинство помещений, в которых расположены отделения банков , являются архитектурно недоступными для инвалидов, передвигающихся с помощью тележки, терминалы (банкоматы) располагаются без учета возможности пользования ими инвалидами: они либо расположены слишком высоко, или отделены от потребителя с инвалидностью лестницами, которые тот самостоятельно не может преодолеть. Информация на дисплее банкомата недоступна для людей с ограничениями зрения, также недоступными являются и большинство сайтов банков, где с помощью Интернета можно осуществить операции с собственными банковскими карточками. Для людей с ограничениями слуха существует проблема общения с работниками банка без посторонней помощи переводчика, что приводит к тому, что такие люди не всегда осознают содержание соглашений, которые они подписывают в банке. Для людей с ограничениями зрения проблематично одинаковое воспроизведение собственной подписи несколько раз, что приводит к отказу работниками банков в обслуживании таких клиентов.
49.
Актуальным для законодательного урегулирования является постепенная замена механизмов, обеспечивающих полную недееспособность и опеку, на внедрение альтернативного опеке механизма поддержанного принятия решений. Эта работа требует активного привлечения государством НОО, представляющих интересы инвалидов вследствие устойчивых психических и интеллектуальных нарушений, в процесс реформирования нормативно-правовой базы по вопросам юридической дееспособности и внедрению альтернативы.
Статья 13. Доступ к правосудию
50.
Доступ инвалидов к правосудию остается ограниченным преимущественно из-за архитектурной недоступности помещений судов. Фактически все такие помещения требуют принятия дополнительных мер, связанных с их приспособлением к потребностям маломобильных групп населения и создания для них в судах комфортных условий пребывания.
51. ГСН (В.2.2-26: 2010) по доступности зданий судов, в которых предусмотрены требования по доступности для инвалидов, применяются только при условии нового строительства или реконструкции. В то же время отсутствует механизм обустройства элементами доступности зданий судов, которые были построены до 2010 года.
52. Обращает на себя внимание Стратегический план развития судебной власти Украины на 2013 - 2015 годы, утвержденный Советом судей Украины 21.12.2012 года, одной из задач которого определено создание условий доступа к правосудию для инвалидов. По этому поводу имеется информация Совета судей Украины от 4 декабря 2014 года о проведении семинаров и тренингов с работниками судов по доступности, инструктажа о правилах поведения и оказания помощи лицам с инвалидностью, а также о создании при некоторых судах групп ответственных работников для предоставления инвалидам помощи. В то же время не хватает более детальной информации о количестве и содержании таких мер, что дало бы возможность оценить их эффективность.
53. 4 июля 2012 года Законом № 5041-VI 6 внесены изменения в процессуальные кодексы Украины, которыми предусмотрена возможность проведения судебных заседаний в режиме видеоконференции. Между тем эта опция, учитывая подавляющую архитектурную недоступность помещений судов и имеющая значительные перспективы в качестве разумного приспособления с целью обеспечения участия инвалидов в судебных заседаниях, применяется судьями крайне редко, в частности, из-за необеспеченности судов соответствующим оборудованием.
54. Существуют законодательные препятствия на пути применения другой меры разумного приспособления - проведения выездных судебных заседаний, в том числе в помещениях, архитектурно доступных для людей с инвалидностью. Так, проведение выездных судебных заседаний предусмотрено только в уголовном производстве , но ни действующий ГПКУ, ни КАСУ не содержат соответствующих норм.
55. Национальный план действий в исполнение статьи 13 КПИ содержит только одно мероприятие - внесение изменений в Закон Украины "О бесплатной правовой помощи", которым предусматривается определить порядок предоставления инвалидам в связи с задержкой в развитии информации о содержании и ходе судебного дела в доступном формате и обеспечения персональной помощи для их участия в судебных заседаниях. По состоянию на начало 2015 года эта задача остается невыполненной несмотря на то, что изменения в Закон подготовлены. Несмотря на то, что упомянутым Законом, который был принят еще в 2011 году, предусматривается возможность получения людьми с инвалидностью бесплатной вторичной правовой помощи, фактическая реализация этого положения введена только с 1 июля 2015 года.
56.
Положительным моментом является то, что некоторые категории людей с инвалидностью освобождаются от уплаты судебного сбора.
Статья 14. Свобода и личная неприкосновенность
57.
Конституция Украины и действующее законодательство, в том числе ряд международно-правовых договоров, стороной которых является Украина, гарантируют право на свободу и личную неприкосновенность для всех людей, в том числе инвалидов.
58. Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, который вступил в силу с 2012 года, существенным образом изменил предыдущую систему избрания мер, в частности содержание под стражей, что по данным официальной статистики существенно уменьшило количество людей, содержащихся под стражей.
59. В соответствии с Законом Украины «О психиатрической помощи» предусмотрена госпитализация лиц, страдающих психическими расстройствами, в психиатрическое учреждение в принудительном порядке. При этом люди, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеют возможности самостоятельно обжаловать в суд решение о своей госпитализации в психиатрическое учреждение.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ - международный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН
13 декабря 2006 г. и вступивший в силу 3 мая 2008 г. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на апрель 2015 г. в Конвенции участвовали 154 государства и Евросоюз, 86 государств участвуют в Факультативном протоколе.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально в составе 12 экспертов, а в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами- участниками Протокола.
Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Определения для целей Конвенции:
- - “общение” включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;
- - “язык” включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
- - “дискриминация по признаку инвалидности” означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
- - “разумное приспособление” означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
- - “универсальный дизайн” означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. “Универсальный дизайн” не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
Общие принципы Конвенции:
- - уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- - недискриминация;
- - полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- - уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- - равенство возможностей;
- - доступность;
- - равенство мужчин и женщин;
- - уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Общие обязательства участников Конвенции:
Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:
- - принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;
- - принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
- - учитывать во всех стратегиях и программах необходимость защиты и поощрения прав человека всех инвалидов;
- - воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией;
- - принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
- - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
- - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и асси- стивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
- - предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
- - поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.
Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.
При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.
Положения Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.
И.Д. Шелковин
Лит.: Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией Генераль- ной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106); Ларикова И.В., Дименштейп Р.П., Волкова О.О. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015.
1.2. Каждый гражданин Российской Федерации, являющийся инвалидом, имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в частности, такими международно-правовыми актами, как Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ), Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована Российской Федерацией - Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ), а также Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников МПА СНГ в соответствии с международными избирательными стандартами (приложение к постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16 мая 2011 года N 36-11).
<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2013 N ИР-590/07 "О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Рекомендациями по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечению этих организаций к профилактике социального сиротства, семейному устройству и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.
Международное право в защиту детей-инвалидов
Конвенция о правах инвалидов
(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ)
Извлечение
Цель
Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Статья 3
Общие принципы
h) Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Статья 4
Общие обязательства
1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:
– при разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.
Статья 7
Дети-инвалиды
1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.
2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
Статья 18
Свобода передвижения и гражданство
2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 23
Уважение дома и семьи
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.
4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.
5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.
Статья 24
Образование
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование.
В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;
с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.
Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.
5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.
Статья 25
Здоровье
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях – коррекцию и услуги, при- званные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
Статья 28
Достаточный жизненный уровень и социальная защита
1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.
2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры:
c) по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;
Статья 30
Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом
5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники принимают надлежащие меры:
d) для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы.
Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.
Руководящие принципы Конвенции
Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:
a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц
b. Недопущение дискриминации
c. Полная и эффективная интеграция в общество
d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности
e. Равенство возможностей
f. Доступность
g. Равенство между мужчинами и женщинами
h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.
Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).
Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).
Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .
Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).
Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).
Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).
Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).
Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).
Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).
Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.
Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).
Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).
Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).
Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).
Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).
Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).
Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).
Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).
Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).
Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).
Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).
Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).
Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).
18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.