Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Задачи по генетике. Законы Менделя. Сцепленное наследование. Наследование групп крови. Задачи на наследование групп крови

Деление крови человека на четыре группы крови (по системе АВ0) основано на содержании в крови особых белков: агглютиногенов (антигенов) А и В - в эритроцитах и агглютининов (антител) α и β - в плазме. При взаимодействии одноимённых антигенов и антител (А + α и В + β) происходит агглютинация (склеивание) эритроцитов.

Группы крови характеризуются следующим содержанием агглютиногенов и агглютининов:

Группу крови определяют по реакции агглютинации, используя для этого стандартные сыворотки. Группы крови передаются по наследству и не изменяются в течение жизни.

В эритроцитах человека содержится белковый антиген резус-фактор (Rh-фактор) (название объясняется тем, что вначале он был обнаружен у макаки-резуса). По его наличию или отсутствию кровь делят на резус-положительную (Rh+ ) (встречается у 85 % людей) и резус-отрицательную (Rh- ) (встречается у 15 % людей). При переливании Rh-людям Rh+крови происходит образование иммунных антител к резус-фактору. Повторное введение Rh+крови вызывает разрушение эритроцитов (гемотрансфузионный шок). При резус-конфликтной беременности (мать - Rh-, плод - Rh+) возможно разрушение эритроцитов плода (гемолитическая болезнь новорождённых). Резус-фактор наследственно обусловлен и не меняется в течение жизни.

Переливание крови

Значительные потери крови опасны для жизни, так как вызывают нарушение постоянства , падение давления и уменьшение количества гемоглобина. При больших кровопотерях (для восстановления объёма плазмы крови), а также при некоторых заболеваниях необходимо переливание крови . Для этого используется кровь взрослых здоровых людей - доноров . Перед переливанием крови определяют группу крови и резус-фактор реципиента (человека, которому будет переливаться кровь). Идеально совместимой является кровь той же группы. В случае необходимости возможно переливание и другой группы крови, но при этом учитывается, что одноимённые агглютиногены и агглютинины вызывают агглютинацию эритроцитов. Кровь I группы (эритромасса) универсальна, её можно переливать реципиентам всех групп. Людям с кровью IV группы возможно переливание крови любой группы. При переливании крови следует также учитывать и резус-фактор. Так, людям с резус-отрицательным фактором нельзя переливать Rh+кровь, а наоборот - можно.

Иммунитет

Иммунитет - совокупность факторов и механизмов, обеспечивающих сохранение внутренней среды организма от болезнетворных микроорганизмов и других чужеродных для организма агентов, независимо от их происхождения (экзогенного или эндогенного); способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Общие закономерности и механизмы иммунитета изучает наука иммунология . В поддержании иммунитета принимают участие неспецифические и специфические защитные механизмы. Неспецифические защитные механизмы лежат в основе врождённого видового иммунитета и естественной индивидуальной неспецифической устойчивости. К ним относится барьерная функция эпителия кожи и слизистых оболочек, бактерицидное действие выделений потовых и сальных желёз, бактерицидные свойства желудочного и кишечного содержимого, лизоцим и др. Проникшие во внутреннюю среду микроорганизмы устраняются воспалительной реакцией .

Различают два вида иммунитета - естественный и искусственный. Естественный иммунитет подразделяется на:

  • врождённый - наследуется организмом от родителей и обусловлен передачей антител через плаценту, грудное молоко. Обычно он обеспечивает лишь кратковременную защиту (например, иммунитет новорождённых действует в первые месяцы жизни до тех пор, пока не сформируется полностью его собственная иммунная система);
  • приобретённый - вырабатывается у человека в результате перенесения инфекционного заболевания (выработка организмом собственных антител). Благодаря клеткам иммунологической памяти может сохраняться в течение длительного времени. Это наиболее эффективный механизм иммунитета.

Искусственный иммунитет подразделяется на:

  • активный - возникает в результате вакцинации - введения в организм небольшого количества антигена в виде вакцины, содержащей ослабленных или убитых микроорганизмов. В ответ на это вырабатываются специфические антитела. Вакцинация детей против кори, коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка, оспы, туберкулёза обеспечивает значительное сокращение числа заболеваний;
  • пассивный - связан с введением сывороток, содержащих «готовые» антитела против какого-либо заболевания. Сыворотки получают из крови человека или животных (обычно лошадей). Эта форма иммунитета весьма недолговечна (обычно около одного месяца), но действует очень быстро, обеспечивая успешную борьбу с тяжёлыми инфекционными заболеваниями (например, с дифтерией).

Это конспект по теме «Группы крови. Иммунитет» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Вашему вниманию представляется платная электронная книга "Задачи по Генетике". В этом сборнике представлены решения задач по генетике на сцепленное наследование, законы Менделя, наследование групп крови. Свыше 40 задач охватывают практически всю указанную тему.

Стоимость решения любой отдельной задачи - 30 рублей. Готовый результат в формате.doc на Вашу электронную почту. Для заказа решения обращаться через форму обратной связи.

Оплата: яндекс-деньги, на карту сбербанка. Реквизиты по требованию.

ЗАДАЧИ.

1. Растение арабидопсис с гофрированными листьями и стеблем нормальной длины скрещивают с растением, имеющим нормальные листья, но короткий стебель. В F1 все растения были с обычными листьями и стеблем нормальной длины. Определите генотипы родительских особей.

2. У овец нормальная длина ушей – доминантный признак, отсутствие ушей – рецессивный признак, промежуточная форма – короткие уши. Какое потомство получится при скрещивании гетерозиготных с нормальными ушами и короткоухих?

3. Плоды томата бывают округлыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. Каков будет внешний вид F1 и F2 при скрещивании растения, гомозиготного по гену, определяющему круглую форму плодов, с растением, имеющим грушевидные плоды?

4. От скрещивания двух сортов земляники (один из них имеет усы и красные ягоды, у другого ягоды белые, а усов нет) получены растения, которые имеют усы и розовые ягоды. Можно ли вывести сорт с розовыми ягодами и безусый?

5. На одной клумбе, свободно посещаемой насекомыми, росли и красные и белоцветковые растения ночной красавицы. От них собрали семена. Какие по окраске цвета растения можно ожидать на будущий год от этих семян? Каких растений будет больше? Почему?

6. У шортгорнского скота чалая масть (промежуточный признак- окраска между белой (А) и рыжей(а) проявляется у гетерозигот. Какова масть телят, родившихся от рыжей коровы и чалого быка? От чалой коровы и белого быка? От белой коровы и рыжего быка?

7. Гомозиготную по обоим признакам черную мохнатую морскую свинку скрестили с белой гладкошерстной. Определите и запишите генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколения. Черный цвет и мохнатая шерсть – доминантные признаки.

8. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Каков генотип черных и коричневых животных? Какое потомство может появиться от скрещивания черных и коричневых собак, двух черных собак? Можно ли ожидать рождение черных щенков при скрещивании коричневых собак?

9. Оперение ног у кур – доминантный признак (А), неоперенные ноги – рецессивный (а). Все цыплята, полученные от кур с неоперенными ногами и петухов, имеющих оперение на ногах, имели оперение. Какое можно ожидать потомство у этих цыплят. Могут ли со временем на птицеферме с течением времени все куры и петухи иметь только оперенные ноги?


10. У кошек короткая шерсть доминирует над ангорской. Короткошерстная кошка, скрещенная с ангорским котом, принесла 6 короткошерстных и 2 ангорских котят. Какой генотип у родителей?

11. Какое потомство гибридов первого поколения можно ожидать от скрещивания коричневой норки с голубовато-серым самцом; известно, что коричневый окрас шерсти доминирует, а исходные особи обе гомозиготные. Что получится в результате скрещивания гибридов первого поколения между собой?

12. Комолый бык скрещивается с тремя коровами А, В, С. От скрещивания с рогатой коровой А получен рогатый теленок; от скрещивания с рогатой коровой В получен комолый теленок; от скрещивания с комолой коровой С – рогатый теленок. Каковы генотипы всех родителей?

13. У мексиканского дога ген, вызывающий отсутствие шерсти в гомозиготном состоянии, ведет к гибели потомков. При скрещивании 2х нормальных догов часть потомства погибла. При скрещивании того же самца с другой самкой гибели потомства не было. Однако, скрещивание между собой потомков этих двух скрещиваний, привело вновь к гибели щенков. Определите генотипы всех скрещивающихся особей.

14. Родители одного ребенка имели группы крови: I гр. (ОО) и II гр. (АА или АО). Отец и мать другого ребенка: II гр. (АО) и IV гр. (АВ). Дети имели I и II группы крови. Определите, кто чей сын.

15. Ген черной масти крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство (F 1 ) получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Каким будет потомство F 2 от скрещивания между собой гибридов первого поколения?

16. Шесть крольчих скрещено с рецессивным гомозиготным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди девяти кроликов оказалось пять серых и четыре черных. Написать генотипы родителей и потомства.

17. Какие группы крови возможны у детей, если у их матери II гр. крови, а у отца IV группа? Почему?

18. У каракулевых овец ген А вызывает серую окраску шерсти, ген b -аномалию желудка (отсутствие рубца). При этом серая окраска доминантный признак, отсутствие рубца - рецессивный. Ягнята, не имеющие рубца, погибают, переходя на питание травой. Ген обуславливает черную окраску шерсти, В-нормальный желудок. Как будет происходить расщепление по цвету шерсти и строению желудка при скрещивании двух серых дигетерозиготных овец? Какая часть ягнят погибнет?

19. У львиного зева красная окраска цветов частично доминирует над белой, так что у гибридов цветки розовые. Узкие листья доминируют над широкими. У гибридов листья имеют промежуточную ширину. Растения с красными цветками и средними листьями скрещены с растениями, имеющими розовые цветки и средние листья. Какой фенотип и генотип у гибридов от этого скрещивания?

20. Отосклероз (глухота) наследуется как доминантный аутосомный признак. Отсутствие верхних резцов рецессивный признак наследуется сцеплено с Х-хромосомой. Определите вероятность рождения детей с обеими аномалиями одновременно в семье, где женщина гетерозиготна в отношении обоих признаков, а мужчина нормальный по обеим парам признаков.

21. У собак длинные ноги доминируют над короткими аутосомно, черная шерсть доминирует над белой и сцеплена с полом с Х-хромосомой. От скрещивания двух черных длинноногих родителей получен щенок мужского пола, белый, с короткими ногами. Определите генотипы родителей и потомства.

22. У лисиц платиновая окраска меха обусловлена доминантным аутосомным геном G p . Нормальная серебристо-черная окраска определяется рецессивным геном g . Ген G p в гомозиготном состоянии приводит к летальности. Ген G g – обуславливает грузинскую окраску, G g G g - в гомозиготном состоянии также приводит к летальности. G p G g – имеют промежуточный мех, жизнеспособны. Каково расщепление признаков в следующих скрещиваниях: 1. Платиновая с платиновой. 2. Платиновая с серебристо-черной. 3. Грузинская с серебристо-черной. 4. Грузинская с платиновой. 5. Промежуточная с промежуточной. 6. Платиновая с промежуточной

23. Коричневая (а) короткошерстная (В) самка спарена с гомозиготным черным (А) длинношерстным (b ) самцом (оба организма гомозиготны, гены не сцеплены). Составьте схему скрещивания. Определите генотипы родителей, генотипы и соотношение по фенотипу потомков в первом и втором поколениях.

24. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) – над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.

25. На одном из островов было 10000 лисиц, из них 9991 рыжая и 9 белых особей. Рыжий цвет доминирует над белым. Определите процентное соотношение рыжих гомозиготных, рыжих гетерозиготных и белых лисиц.

26. У человека альбинизм (отсутствие пигментации) обусловлен аутосомным рецессивным геном. Ангидротическая эктодермальная дисплазия (отсутствие потовых желез) передается как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак. У одной супружеской пары, нормальной по обоим признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотипы родителей и детей.

27. Составить родословную семьи по короткопалости и определить характер наследования этого признака и генотипы указанных в родословной лиц. Пробанд – женщина с короткопалостью – имеет троих здоровых братьев и одну здоровую сестру. Отец пробанда короткопалый. Со стороны отца дядя и одна тетка короткопалые, а вторая имеет нормальную кисть. У дяди из пяти детей три сына и одна дочь короткопалые, один сын с нормальной кистью. Бабка по отцу была короткопалой, а все родственники по матери нормальные.

28. В родильном доме в одну и ту же ночь родились 4 младенца, обладавшие I , II , III , IV группами крови. Группы крови четырех родительских пар были: 1) О и О; 2) АВ и О; 3) А и В; 4) В и В. Четырех младенцев необходимо разделить по родительским парам.

29. Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F 2 получится от скрещивания между собой гибридов?

30. При скрещивании нормальных дрозофил между собой в их потомстве 25% особей оказались с уменьшенными глазами. Последних скрестили с родительскими особями и получили 37 мух с уменьшенными и 39 с нормальными глазами. Определить генотипы скрещиваемых в обоих опытах дрозофил.

31. Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных – темное. Какое потомство получится от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

32. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

33. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

34. У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 растения раннего созревания. Определить число позднеспелых растений.

35. Скрестили пестрых петуха и курицу. В результате получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

36. От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?

37. Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

38. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, полученная из гибридных семян. 31750 кустов имели плоды грушевидной формы, а 92250 – круглой. Сколько было среди выросших кустов гетерозиготных растений?

39. У одного японского сорта бобов при самоопылении растения, выращенного из светлого пятнистого семени, получено: 1/4 – темных пятнистых семян, 1/2 – светлых пятнистых и 1/4 – семян без пятен. Какое потомство получится от скрещивания растения с темными пятнистыми семенами с растением, имеющим семена без пятен?

40. При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F 1 наблюдалось расщепление. 1392 особи были серого цвета и 467 особей – черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей.

41. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой – комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?

42. Ирландские сеттеры могут быть слепыми в результате действия рецессивного гена. Пара животных с нормальным зрением дала помет из нескольких щенков, один из которых оказался слепым. Установить генотипы родителей. Один из зрячих щенят из этого помета должен быть продан для дальнейшего размножения. Какова вероятность того, что он гетерозиготен по гену слепоты?

43. От скрещивания между собой растений редиса с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 – с овальными и 71 – с длинными корнеплодами. Как осуществляется наследование формы корнеплода у редиса? Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами?

1. Болезни легких

2. Инфекционные болезни

3. Заболевания кожи

4. Заболевания почек и мочеполовой системы

Наиболее предрасположены к развитию почечнокаменной болезни люди, имеющие первую и вторую группы крови. Первая группа крови выделяется врачами-нефрологами как фактор наивысшего риска развития этого заболевания.

Частым инфекциям мочеполовых путей наиболее подвержены женщины с третьей группой крови (особенно, если инфекция вызвана кишечной палочкой , так как существует сходство между строением антигенов кишечной палочки и третьей группы крови). Наиболее устойчивы к развитию заболеваний почек люди с четвертой группой крови.

Кожными заболеваниями чаще страдают люди с первой группой крови, особенно с отрицательным резусом.

Реже кожные болезни встречаются у людей четвертой группой крови.

Люди, имеющие первую группу крови, чаще болеют гриппом А.

Индивидуумы с группой крови 0 (I), особенно с отрицательным резусом, наиболее предрасположены к развитию заболеваний бронхов и легких. Среди них лидируют туберкулез легких, хронические аллергические бронхиты , аллергические состояния, сопровождающиеся патологией бронхиальной системы, бронхиальная астма .

Наименее подвержены заболеваниям легких (пневмония, бронхит) люди с четвертой группой крови.

Задача 2 . В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго - I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» - I, а у «X» - II группа крови. Определите, кто чей сын?

Следовательно, у родителей с I и IV группами крови - сын «Х», а у родителей с группами крови I и III, - сын «Y», ибо только у этих супругов возможно рождение ребенка с I группой крови (отец гетерозиготен).

Задача 3 . Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

Ответ: да, может, если генотипы родителей А0 и В0.

Задача 4 . Если мать имеет группу крови 0, а ребенок - группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

Ответ: II или IV группу.

Задача 5 . Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:

А) и III группы крови;

Б) III группа крови;

В) группа крови;

Г) группа крови;

Д) II и III группы крови.

Задача 6 . В каком случае (при каком генотипе) дети не могут унаследовать группу крови ни от отца, ни от матери?

Ответ: у родителей I и IV группы крови.

Задача 7 . У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

Ответ: (00, В0, А0), АВ.


Задача 8 . Если мать имеет IV группу крови, а отец - III, то какие группы не могут быть у их детей?

Ответ: I группа крови.

Задача 9 . На ребенка, имеющего IV группу крови, претендуют две пары родителей. У одной из пар отец имеет II группу крови, а мать - III, у другой отец - I группу, а мать - АВ. Претензия какой пары родителей не обоснована? Ответ: претензия не обоснована у второй пары родителей.

Задача 10 . У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с Xхромосомой.

Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:

а) отец - гемофилик, а мать - здорова;

б) отец - гемофилик, а мать - носительница?

а) все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носительницами гена гемофилии;

б) 25% - дочери - носительницы,

25% - дочери - гемофилики (как правило, нежизнеспособны),

25% - сыновья здоровы,

25% - сыновья гемофилики.

Задача 11 . В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови - внебрачный.

Ответ: внебрачным является ребенок с I группой крови.

Задача 12 . У мальчика I группа крови, а у его сестры - IV. Что можно сказать о группах крови родителей?

Ответ: у родителей - II и III группы крови.

Задача 13 . У матери - I группа крови, а у отца - III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Ответ: да, если отец имеет группу крови В0 (III).

Задача 14 . У матери - I группа крови, а у отца - IV. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Ответ: нет, не могут.

Задача 15 . Может ли сын унаследовать группу крови матери или отца, если мать резусотрицательная с II группой крови, а отец резусположительный с III группой крови?

В этой задаче много решений, но мы остановимся на следующем:

Решение.

Ответ: да, унаследует.

Задача 16 . Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резус-положительную кровь, а отец - IV резусотрицательную?

Ответ: нет, не может.

Задача 17. В семье кареглазых родителей четверо детей. Двое голубоглазых имеют II и IV группы крови, а двое кареглазых - II и III. Определите вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с I группой крови.

Решение задач по генетике на группу крови - это не только увлекательное времяпрепровождение на уроках биологии, но и важный процесс, который используется на практике в различных лабораториях и медицинско-генетических консультациях. Здесь есть свои особенности, которые напрямую связаны с наследованием генов группы крови человека.

Различные варианты записи группы крови человека

Кровь является жидкой средой организма, и в ней находятся форменные элементы - эритроциты, а также жидкая плазма. Наличие или отсутствие каких-либо веществ в крови человека запрограммировано на генетическом уровне, что и отображается соответствующей записью при решении задач.

Наиболее распространенными считаются три вида записи группы крови человека:

  1. По системе АВ0.
  2. По наличию или отсутствию резус-фактора.
  3. По системе MN.

Система АВ0

В основе данного типа записи лежит такое взаимодействие генов, как кодоминирование. Оно гласит, что ген может быть представлен больше, чем двумя различными аллелями, и каждый из них в генотипе человека имеет свое собственное проявление.

Для решения задачи на группу крови следует помнить еще одно правило кодоминирования: здесь нет рецессивных или Это значит, что различные комбинации аллелей могут дать большое разнообразие потомков.

Ген А в этой системе отвечает за появление антигена А на поверхности эритроцитов, ген В - за образование антигена В на поверхности этих клеток, а ген 0 - за отсутствие того или иного антигена. Например, если генотип человека записывается как IAIB (ген I используется для решения задачи по генетике на группу крови), то на его эритроцитах присутствуют оба антигена. Если же у него нет этих антигенов, но в плазме присутствуют антитела «альфа» и «бета», то его генотип записывается как I0I0.

На основе группы крови проводят переливание от донора к реципиенту. В современной медицине пришли к выводу, что наилучшим переливанием является тот случай, когда и донор, и реципиент имеют одну и ту же группу крови. Однако может возникнуть в практике ситуация, когда нет возможности найти подходящего человека с той же группой крови, что и пострадавший, которому необходимо переливание. В этом случае пользуются фенотипическими особенностями первой и четвертой группы.

У людей с первой группой на поверхности эритроцитов отсутствуют антигены, что дает возможность перелить такую кровь любому другому человеку с наименьшими последствиями. Это значит, что такие люди являются Если речь идет о 4 группе, то такие организмы относятся к т. е. им могут переливать кровь от любого донора.

Задачи на группу крови требуют определенной записи генотипов. Вот 4 группы людей по наличию антигенов на поверхности эритроцитов и их возможные генотипы:

I(0)-группа. Генотип I0I0.

II(А)-группа. Генотипы IAIA или IAI0.

III(В)-группа. Генотипы IBIB или IBI0.

IV(AB)-группа. Генотип IAIB.

Группы крови по резус-фактору

Еще один способ обозначения групп крови человека, который основан на наличии или отсутствии резус-фактора. Этот фактор также представляет собой сложный белок, который образуется в крови. Он кодируется несколькими парами генов, однако определяющая роль отводится генам, которые обозначаются буквами D (положительный резус, или Rh+) и d (отрицательный резус, или Rh-). Соответственно, передача этого признака обуславливается моногенным наследованием, а не кодоминированием.

Задачи на группы крови с решением требуют следующей записи генотипов:

  • Люди с резус-положительной группой крови имеют генотипы DD или Dd.
  • У людей с отрицательным резус-фактором генотип записывается, как dd.

Система MN

Этот способ записи встречается чаще в странах Западной Европы, однако также может использоваться при решении задачи на группу крови. Он основан на проявлении двух аллельных генов, которые наследуются по типу кодоминирования. Каждый из этих аллелей отвечает за синтез белка в крови человека. Если генотип организма представляет собой комбинацию MM, то в его крови присутствует только тот тип белка, который кодируется соответствующим геном. Если же такой генотип поменять на MN, то в плазме будут находиться уже два разных вида белка.

Задачи на группу крови по системе MN требуют следующей записи генотипов:

  • Группа людей с генотипом MN.
  • Группа людей с генотипом MM.
  • Группа людей с генотипом NN.

Особенности решения задач по генетике

При оформлении генетических задач необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Написать таблицу исследуемых признаков, а также генов и генотипов, которые отвечают за проявление этого признака.
  2. Написать генотипы родителей: сначала пишется особь женского пола, а затем мужского.
  3. Обозначить гаметы, которые дает каждая особь.
  4. Проследить генотипы и фенотипы потомков в F1, и, если требует того задание, написать вероятность их появления.

Также решение задач по генетике на группы крови требует понимания типа взаимодействия, который вам был предложен в условии. От этого зависит ход решения, а также вы заранее можете предсказать результаты скрещивания и возможную вероятность появления зигот. Если для одного и того же условия подходят два или боле вида взаимодействия генов, всегда берется самый простой из них.

Задачи по системе АВ0

Задачи по биологии на группу крови по системе АВ0 решаются следующим образом:

«Женщина, которая имеет вышла замуж за мужчину с Определить генотип и фенотип их детей, а также вероятность появления зигот с различными генотипами».

Сначала мы должны знать, какие гены за какое проявление признаков отвечают:

Поскольку вероятность образования гамет обоих родителей составляет 50 %, то каждый из 4 вариантов генотипов детей может проявиться с 25 % вероятностью.

Решение задач: группа крови, резус-фактор

При решении задач на резус-фактор мы можем пользоваться правилами обычного моногенного наследования признаков. Например, мы мужчина и женщина вступили в брак и оба были резус-положительными гетерозиготами. Первым пунктом мы пишем таблицу генов и соответствующих фенотипических признаков:

Затем мы записываем генотипы родителей и их гаметы:

  • Р: ♀ Dd х ♂ Dd.
  • G: D d D d.

Второй закон Менделя гласит, что при скрещивании двух гетерозигот расщепление по фенотипу составит 3:1, а по генотипу 1:2:1. Это значит, что мы можем получить детей с положительным резус-фактором в 75 % случаев, а с отрицательным резус-фактором с вероятностью в 25 %. Генотипы могут быть следующими: DD, Dd и dd в соотношении 1:2:1 соответственно.

В общем, задачи на группы крови и резус-фактора решаются намного проще, нежели по системе АВ0. Определять резус-фактор родителей и их будущих детей важно при планировании семьи, т. к. бывают случаи резус-конфликта, когда у матери Rh+, а у ребенка Rh-, или наоборот. В таких случаях появляется угроза выкидыша, поэтому беременные женщины наблюдаются в специальных учреждениях.

Задачи на группы крови по системе MN

В генетических задачах такого типа соблюдаются правила кодоминирования, однако решение упрощается наличием только двух видов аллельных генов. Предположим, мужчина с генотипом MN женился на женщине с такими же генами. Необходимо определить генотип и фенотип детей, а также вероятность их появления.

В этом случае запись генов и признаков не обязательна, т. к. обозначения условны и не играют большой роли при решении задачи.

  • Р: ♀ MN х ♂ MN.
  • G: M N M N.

Если расписать мы получим похожую картину, как и при моногенном наследовании. Однако расщепление по генотипу 1:2:1 будет совпадать и с расщеплением по фенотипу, т. к. здесь каждый аллель имеет свое проявление, а рецессивные и доминантные гены отсутствуют. Дети с генотипом MN будут рождаться с вероятностью 50 %, когда ребенок с генотипом MM или NN будет появляться с 25 % вероятностью каждый.

Задача: Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена-i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0.Первую группу (0)определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ)- два доминантных аллеля – IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца первая группа крови и отрицательный резус, у матери – вторая группа и положительный резус(дигетерозигота).Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, их группы крови и резус фактор. Какой закон наследственности проявляется? 41.

Слайд 41 из презентации «Вопросы ЕГЭ по биологии 2013» . Размер архива с презентацией 236 КБ.

Биология 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Борьба за существование по Дарвину» - Борьба с неблагоприятными условиями среды. Внутривидовая форма борьбы. Определите формы борьбы за существование. Слон. Демонстрация агрессии серебристой чайки. Дарвин. Хищник-жертва. Пырей ползучий один из рекордсменов по репродуктивным свойствам. Одна пара мышей. Гориллы. Сравнительная характеристика. В природе происходит непрерывная борьба за существование. Демонстрация силы самцами бегемотов. Геометрическая прогрессия размножения.

«Заболевания выделительной системы» - Пиелонефрит. Уретрит. Гидронефроз. Простатит. Цистит. Острые заболевания органов выделительной системы. Поликистоз почек. Амилоидоз почек. Мочекаменная болезнь. Почечная колика. Диабетическая нифропатия. Нефрогенная анемия.

«Развитие селекции» - Центры происхождения растений. Предмет и задачи селекции. Широкое одомашнивание. Отгадайте ключевое слово. Сорта растений. Средиземноморский центр. Основные методы селекции. Достижения селекции животных. Центральноамериканский центр. Среднеазиатский центр. Селекция. Этапы становления селекции. Достижения селекции растений. Закон гомологических рядов. Штамм. Основы селекции. Проверь себя. Методы селекции.

«Вопросы ЕГЭ по биологии» - Какая структура хлоропласта содержит ферменты. Анализ результатов ЕГЭ по биологии. Чем характеризуется биоценоз заливного луга. Венозная кровь в теле человека. Капилляры малого круга. Почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки. Применить к описанию вида животного экологический критерий. Установите соответствие. Группа организмов. Усложнение организации млекопитающих. Макpоэволюция изучает эволюционные процессы.

«Главные факторы эволюции» - Что такое изоляция. Периодические колебания численности. Результат действия мутаций. Ген. Популяционные волны. Генные мутации. Количество кроликов. Волны жизни. Борьба за существование. Животные. Мутации. Особенности поведения. Аллель. Механизм эволюционных изменений. Один из важнейших факторов эволюции. Закон Харди-Вайнберга. Познакомиться с ненаправляющими факторами эволюции. Ненаправляющие факторы эволюции.

«Вопросы ЕГЭ по биологии 2013» - Фрагмент молекулы ДНК. Эритроциты. Поведение человека. Стадии энергетического обмена. Гаплоидные клетки. Сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости. Окисление органических веществ. Нуклеотид. Суждения о витаминах. Лекарственный препарат. Формулировки генетических законов. РНК. Консультация по биологии. Группа крови. Комплекс приспособительных двигательных актов. Белки. Эффект воздействия.