Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Здоровое питание младших школьников. Режим питания младшего школьника, чем кормить школьника

Как только ребенок пойдет в первый класс, многие родители сразу начинают к нему относиться как к взрослому. И, прежде всего, это относится к питанию младших школьников. Утреннюю кашу, привычную с детского сада, заменяют бутербродами, на обед вместо супа сосиски или пицца, если работают и мама и папа, а бабушка живет далеко.

Детям младшего школьного возраста особенно вредно питаться всухомятку: растущему организму необходимы белки, жиры, углеводы в правильном соотношении и нужном количестве. Позаботьтесь о здоровом питании младших школьников!

Питание младших школьников — ЗАВТРАК:

Накануне вечером спросите у ребенка, что он хотел бы съесть за завтраком. Если есть возможность, то выполните его желание. Не настаивайте, чтобы он съел сырники, если малыш хочет омлет или яичницу.

2 раза в неделю нужно обязательно давать творог — 6 ложек без верха (это около 100г), или стакан йогурта, кефира, простокваши или ряженки, а еще лучше — бифидок, либо 2 кусочка сыра, или 2 сырника, или порцию творожной запеканки.

2 раза в неделю ребенку нужно есть за завтраком 4-6 столовых ложек салата с растительным маслом, сметаной — морковный с яблоком, из свежей или квашеной капусты, свекольный, из редиски.

Не забудьте про каши — гречневую, овсяную (геркулес, мюсли), пшеничную (манную), пшенную, рисовую. Более полезно (хотя для нас это и непривычно) готовить каши на овощном отваре или с добавлением фруктов, овощей: натертой моркови, кабачков, тыквы, бананов, яблок, хурмы, ягод, сухофруктов. Можно варить кашу на воде, молоке с добавлением небольшого количества сахара, чтобы сладковатый вкус был едва ощутим. Порция каши небольшая — 5-6 столовых ложек.

В конце завтрака можно предложить бутерброд со сливочным маслом (икорным, селедочным, креветочным) и чашку какао, чая с молоком или слабый кофе. Иногда эти напитки можно заменять соками: овощным или фруктовым.

Если ребенок отказывается от завтрака, то поднимайте его на полчаса раньше. Обязательно нужно сделать зарядку под музыку, принять душ. Это поможет ему не только проснуться, но и возбудить аппетит.

Если ребенок капризничает, не настаивайте, чтобы он съел все. Пусть съест столько, сколько он хочет. Утром гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.

Питание младших школьников — ВТОРОЙ ЗАВТРАК:

Второй раз дети, как правило, едят в школе. Это обычные типовые завтраки, но если ребенок отказывается от них, то сами позаботьтесь о питании. Дайте ребенку с собой банан или яблоко, 2-3 печенья или пирожок с овощной начинкой, сырок, бутерброд с сыром, отварным мясом или рыбой (но не с колбасой) и пакетик сока.

Питание младших школьников — ОБЕД:

На первое 2-4 дня в неделю обязателен любой вегетарианский овощной суп, а в остальные дни — борщ или суп, приготовленные на нежирном бульоне: мясном или курином.

На второе 3-4 дня в неделю давайте отварную курицу или рыбу, а в остальные дни вареную говядину или нежирную свинину — 80-100г. Иногда можно обойтись сарделькой или сосиской, но они содержат значительно меньше белка, очень необходимого детскому организму.

На гарнир лучше всего овощи свежие или тушеные — любые салаты, квашеная капуста с яблоком, распаренным черносливом, изюмом, курагой, солянка, отварная фасоль или свекла, в которую добавить мелко толченые грецкие орехи и чеснок — 5-6 столовых ложек.

2-3 раза в неделю давайте отварной картофель, макаронные изделия, консервированный горошек.

На третье можно приготовить компот, кисель, морс, свежие фрукты.

Если ребенок сам разогревает себе обед, тогда позаботьтесь, чтобы это было безопасно для него. Заранее научите его пользоваться микроволновкой. Утром налейте порцию супа в специальную посуду для микроволновой печи, точно так же подготовьте и второе блюдо, порежьте хлеб, приготовьте напитки – все уберите в холодильник до его прихода из школы.

Питание младших школьников — ПОЛДНИК :

Через 2-3 часа после обеда пусть ребенок съест яблоко, апельсин, 1-2 сырника, йогурт, стакан кефира, сока, компота, с булочкой или пирожком – что из этого ему захочется – тоже приготовьте заранее.

Питание младших школьников — УЖИН:

На ужин лучше подходит творожное, молочное, овощное, фруктовое, яичное блюдо. Это молочная лапша, омлет с кусочком сыра, запеканка, бутерброд с маслом. Каши вечером лучше не давать — они хуже усваиваются.

Через 30 минут после ужина дайте ребенку чай, сок или кефир. Если он любит молоко, то его можно дать только через час после еды – оно лучше усвоится, когда одно.

Сладости в питании младших школьников:

На день достаточно 6-8 чайных ложек сахара, 1-2 конфеты. Халва, пирожные и торты только по праздникам – порция не должна превышать 2 пирожных или 140 г торта.

Старайтесь, как можно реже покупать детям газированную воду – она раздражает слизистую желудка и кишечника.

Подведем итог. В меню 7-9-летних детей должны быть ежедневно кисломолочные продукты и творог – источники кальция. Так как именно в это время у детей появляются постоянные зубы. А для роста нужен белок – натуральное мясо и рыба главные поставщики белка.

Шарипова Юлия Илгизовна

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный

Секция:

Биология

Здоровое питание

младших школьников

г. Обнинск, 20010-2011 учебный год

Аннотация к работе

Мы часто говорим: «В здоровом телездоровый дух». Питание детей тесно связано со здоровьем. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Мы решили проанализировать примерный рацион питания школьников, их меню в школе и дома, количество употребляемых ими фруктов и овощей.

По современным представлениям, здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Данная работа поможет разобраться, что такое здоровое питание и раскроет, какие факторы являются необходимыми для нормального роста и развития организма.

В работе раскрываются смысл и значение правильного питания для организма человека. Проведен опрос одноклассников по проблеме питания. По его результатам построены графики, и сделаны выводы. Предлагается меню на неделю в соответствии с требованиями здорового питания, составленное автором.

Здоровое питание младших школьников

Шарипова Юлия Илгизовна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Радужный

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»
3 А класс

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………......... 3

I глава. ……………………………………………..........................................................4

II глава. ………………… .................................................................................................4

Физиологические особенности детей школьного возраста........................................... 4

Основные принципы здорового питания школьников………………………............... 5

Необходимые продукты для полноценного питания школьников……....................... 5

Правильное питание…………………………………………………………................. 7

Правильный режим питания………………………………………………………........ 8

Как питаются младшие школьники………………………………………………......... 9

Анализ результатов и выводы ………………………………………………….......... 10

Приложения

Таблица 2. Оценка самими школьниками о здоровом режиме и рационе питания…….. 11

Таблица 3. Результаты анкетирования младших школьников............................................ 11

Литература ………………………………………………................................................ 13

Подписи к слайдам:

Выполнила: Шарипова Юлия ученица 3 «А» класса Руководитель: Лещёва Г.А. г.Радужный 2010 год Здоровое питание младших школьников

Цели и задачи исследования - Сформировать у моих ровесников правильное отношение к своему здоровью через понятие здорового питания - Исследовать, полноценно ли организовано питание младших школьников Изучить, как питаются мои одноклассники Изучить необходимые компоненты рациона младшего школьника Дать необходимые советы по составлению и соблюдению правильного режима питания Обратить внимание на умение выбирать полезные продукты питания Развивать чувство ответственности за здоровье своего организма.

Для чего мы едим? Организм человека для поддержания здоровья требует разнообразные питательные вещества. Существует 6 основных групп питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и клетчатка. Различные виды пищи богаты разными питательными веществами.

Белки (12%) Белки – главный строительный материал, они частично идут на энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты: хлеб, каша, горох, мясо, рыба, творог, молоко, сыр, яйцо. Составляют 1/5 часть организма человека. Необходимы для роста, развития, обмена веществ в организме. - Недостаток приведет к заболеваниям: малокровие, задержка роста, инфекции. - Избыток приводит к перегрузке печени, почек, гнилостные процессы в кишечнике.

Жиры (30-35%) Жиры – главный энергетический материал. Усваиваясь, они дают больше калорий, чем белки и углеводы. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: - сливочное масло; - растительное масло; - сметану. - Улучшают вкус пищи, вызывают чувство сытости. - Избыток способствует развитию атеросклероза, болезни сердца, ожирению.

Углеводы (50-60%) Углеводы - также являются поставщиком энергии. Их способность откладываться в виде жировой ткани требует от человека разумных ограничений. Они повышают продуктивность умственного труда, стимулируя работу нервной системы. Необходимые продукты в меню школьника: - хлеб; - крупы; - картофель; - мёд; - сухофрукты; - сахар. - Избыток приводит к нарушению обмена веществ, ожирению.

Витамины Необходимы организму человека Находятся в: овощах, фруктах ягодах, зелени. Недостаток приводит к авитаминозу.

Минеральные вещества Являются незаменимой составной частью пищи. - Недостаток или избыток приводит к нарушению обмена веществ.

В состав минеральных веществ входят: Кальций Йод Хлористый натрий (соль) Железо Калий Магний Соли фосфора Минеральные вещества

Главное правило рационального питания для младших школьников: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энерготраты организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде. Это обеспечивается оптимальным соотношением белков, жиров, углеводов и незаменимых компонентов, таких как аминокислоты и витамины. Не рекомендуется давать ребенку много сладостей и сладких напитков, особенно в промежутках между едой - полезнее выпить полстакана яблочного или морковного сока. Важно соблюдать питьевой режим. Суточная потребность школьников в воде - 1,5 л. Обязательное условие рационального питания детей - разнообразие рациона за счет как использования разных продуктов, так и способов их приготовления. Нужно выработать регулятор сознательного самоограничения, который будет основываться на знаниях о полезности продуктов. Рациональное питание

Заповеди правильного питания Определи совместимость блюд, учитывая трёхразовое - четырехразовое питание Разнообразь свою пищу с учётом того, чтобы она включала 5-10% углеводов, 20 % белков и 30% жиров. Никогда не ешь больше, чем нужно – вылезай из-за стола чуть раньше того, как почувствуешь сытость. Готовьте пищу так, чтобы свести до минимума количество используемого жира (овощи – на пару вместо обжаривания их в масле; курица – на гриле, вместо сковороды; используй для жарки сковороды с тефлоновым покрытием). Выпивай ежедневно от 6-ти до 8-ми стаканов жидкости, предпочтительнее – воды. Ешь не торопясь, тщательно пережёвывая пищу, и во время еды не отвлекайся ни на что другое – ни на телевизор, ни на чтение; старайся есть только сидя за столом. Купи для себя хорошую книгу, подробно рассказывающую, как и зачем правильно питаться. Помни, что питание, как и физические упражнения, - одно из величайших удовольствий в жизни, так питайся же правильно, чтобы это радовало тебя и доставляло истинное наслаждение.

Избегай этих продуктов Рафинированный сахар Белая мука Консерванты, стабилизаторы вкуса, подсластители Мясо животных и птицы, в пищу которых добавлялись гормоны Овощей и фруктов, выращенных с помощью химических удобрений.

Режим питания Древние говорили: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» В день необходимо питаться 3-4 раза Перерывы между едой составляют 4-5 часов, в ночное время перерывы удлиняется до 10 часов.

Результаты опроса Результаты опроса школьников 2, 3 и 4 классов: - только 2/3 одноклассников употребляют молоко и кисломолочные продукты в необходимом количестве; - из 15 опрошенных только 7 школьников едят сыр и творог, 8 школьников употребляют эти продукты очень редко; - из 15 опрошенных, 4 школьника очень редко едят мясо; - в пищу яйца употребляют очень редко 6 школьников; - из опрошенных 44 школьников, 26 школьников очень редко едят блюда из рыбы; - 100% опрошенных школьников употребляют хлеб и хлебобулочные изделия; - из 15 опрошенных только 8 школьников употребляют в пищу мёд и сухофрукты; - свежие овощи и фрукты употребляют пищу 20 школьников в необходимом количестве, 18 школьников недостаточно, а 6 школьников 1 раз в неделю; - из 44 опрошенных, 7 школьников ежедневно употребляют в пищу шоколад и торты с кремом; - из 15 опрошенных, 2 школьника употребляют в пищу колбасные изделия каждый день. Из 15 школьников 10 детей соблюдают питьевой режим (6 и более стаканов жидкости), 5 школьников пьют жидкости меньше рекомендованного.

Питание в школьной столовой На вопрос как часто питаются в школьной столовой, мои одноклассники ответили: - каждый день питаются 7 школьников - 2-3 раза в неделю питаются 4 школьника - не питаются 4 школьника. На вопрос какую пищу ты хотел бы увидеть в школьной столовой, школьники дали следующие ответы: - половина опрошенных придерживаться здоровому питанию и хотят увидеть в меню: каши, молоко, творог, мясо, овощи и соки; - вторая половина опрошенных желают увидеть в меню: картофель фри, шашлык, курицу гриль, пиццу, чипсы, газировка, мороженное, шоколад и конфеты.

Примерное меню на 1-день Завтрак: Каша «Геркулес» с маслом, чай, хлеб с маслом и сыром, яблоко. Расчет калорийности: Каша «Геркулес» с маслом 150 гр. -385,5 ккал., хлеб 30гр. – 58,5 ккал., масло сливочное 5 гр. – 37,5 ккал., сыр 10 гр. – 36 ккал., яблоко 120 гр. – 50,4 ккал. ИТОГО: 575,49 ккал. Второй завтрак в школе: Котлета с картофельным пюре, хлеб, свежий огурец, компот. Расчет калорийности: Котлета говяжья 60 гр. – 132 ккал., картофельное пюре 100гр.– 106 ккал., свежий огурец 50гр. – 7 ккал., компот из сухофруктов 200 мл. – 65 ккал., хлеб 30 гр. – 58,5 ккал. ИТОГО: 368,5 ккал. Обед: салат из моркови, суп с мясными фрикадельками, курица с рисом, хлеб ржаной, сок. Расчет калорийности: салат из моркови 100гр. – 132 ккал., суп с мясными фрикадельками 200гр. – 164 ккал., курица отварная 90 гр. -153 ккал., рис отварной 100 гр. -143 ккал., хлеб ржаной 60гр. – 123,6 ккал., сок вишнёвый 200 мл. – 94 ккал. ИТОГО: 808,6 ккал. Ужин: Овощное рагу, яйцо «в мешочек», кефир, хлеб, свежие фрукты. Расчет калорийности: овощное рагу 200 гр. – 248 ккал., яйцо «в мешочек» 65 гр. - 104 ккал., хлеб 30 гр. -58,5 ккал., кефир 200 мл. – 106 ккал., мандарин 100 гр. – 40 ккал. ИТОГО: 556,5 ккал. Физиологические нормы суточной потребности детей в энергии в моём возрасте (возрастной группе 7-10 лет) составляет 2 300 ккал. Составленном мной меню суточная калорийность получилась 2 309,09 ккал. При разработке меню я придерживалась следующего распределения калорийности питания в течение суток: завтрак -25%, школьный завтрак -15%, обед -35%, ужин -25%.

Оценка школьников о здоровом режиме и рационе питания № п/п Вопросы Ответы Количество учащихся Число баллов Средний балл Считаете ли Вы правильным и здоровым свой режим и рацион питания Да Не вполне Нет 26 15 3 5 3 1 4,05 Результаты анкетирования младших школьников 1 Как часто в течение одного дня Вы питаетесь Три раза Два раза Один раз 38 4 2 4 3 1 3,77 2 Вы завтракаете Каждое утро 1-2 раза в неделю редко 32 6 6 5 3 1 4,18 3 Из чего состоит Ваш завтрак Каша и напиток Жаренная пища Только напиток 13 18 13 5 3 1 3,0 4 Как часто Вы едите свежие фрукты, овощи и салаты Три раза в день 3-4 раза в неделю 1 раз в неделю 20 18 6 5 3 1 3,64 5 Как часто Вы едите торты с кремом, шоколад Три раза в день 3-4 раза в неделю 1 раз в неделю 31 6 7 5 3 1 4,09 6 Вы любите хлеб с маслом Нет Иногда Каждый день 15 25 4 1 3 5 2,5 7 Сколько раз в неделю едите рыбу 2-3 раза и больше Один раз Редко 6 12 26 5 3 1 2,09 8 Как часто Вы едите хлеб и хлебобулочные изделия 1 раз в день 2 раза в день 3 раза и более 15 13 16 1 3 5 3,05 9 Сколько потребляете жидкости 1-2 чашки 3-5 чашек Более 6 чашек 26 7 7 1 3 5 1,86 ИТОГО 3,13

Наведение порядка в режиме питания в силах любого человека и тот кто хочет, может преодолеть вредную привычку неправильно питаться. Приятного Вам аппетита! Будьте здоровы!

ПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Для растущего и развивающегося организма ребенка особое значение имеет рациональное, сбалансированное питание. Оно не только обеспечивает существование и развитие всех клеток, тканей, органов, удовлетворяет все энергетические запросы, но и повышает сопротивляемость организма, его жизненный тонус и работоспособность, благоприятствует адаптации к условиям среды. Поэтому наряду с рациональным режимом дня и оптимальным двигательным режимом правильное питание относится к важнейшим факторам, определяющим здоровье человека.

Основу жизнедеятельности составляет непрерывный обмен веществ с окружающей средой - метаболизм, который включает два неразрывно связанных противоположных процесса: анаболизм - синтез сложных органических веществ, специфичных для данного организма, из простых компонентов, поступающих в клетки; и катаболизм - распад этих веществ, дающий энергию для анаболизма. Понятно, что поддержание метаболизма требует поступления в организм продуктов питания, которые в пищеварительном тракте расщепляются до простых компонентов (мономеров), усваиваются и включаются в обмен веществ. Конечные продукты метаболизма - диоксид углерода, вода, аммиак, мочевина и др. - выводятся из организма.

В растущем организме обмен веществ протекает особенно интенсивно, причем процесс анаболизма несколько преобладает (очевидно, что преобладание синтеза над распадом и обусловливает рост и развитие), поэтому энергетические затраты детей очень велики. Кроме того, у ребенка относительно большее соотношение поверхности тела с его массой. Вследствие этого на единицу поверхности дети теряют больше тепла, чем взрослые. Наконец, дети более подвижны, что также определяет больший расход энергии. Сказанное обусловливает повышенную потребность школьников в питательных веществах на единицу массы по сравнению со взрослыми.

Основу пищи составляют так называемые калорические вещества - белки, жиры и углеводы. Непрерывное биологическое окисление данных органических веществ и служит источником механической и тепловой энергии. Сбалансированное питание подразумевает прежде всего соблюдение определенного энергетического баланса, т. е. соответствия энергетической ценности пищи энергетическим затратам организма, которые определяются возрастом, полом, двигательной активностью и другими факторами. Очень важно, чтобы питание детей по количеству и качеству соответствовало их потребностям, поскольку развивающийся организм очень чувствителен не только к дефициту пищевых веществ, но и к их избытку.

Энергетическую ценность пищи, а также расход энергии I согласно Международной системе единиц (СИ) измеряют в джоулях (Дж). Однако достаточно часто используют старые внесистемные единицы - калорию (кал) и килокалорию (ккал), равную 1000 кал, или 4,187 Дж.

Считается, что энергетическая ценность пищи младших школьников, удовлетворяющая суточный расход энергии, должна составлять в среднем 9623 Дж (2300 ккал). Половые различия калорийности пищи рассчитывают только с 11 лет, когда начинаются процессы полового созревания. В этом возрасте потребности мальчиков составляют 11 297 Дж (2700 ккал), а потребности девочек - 10 251 Дж (2450 ккал).

Однако при определении калорийности питания необходимо учитывать не только возраст и пол (у старших детей). Расход энергии зависит и от индивидуальных особенностей учащихся, характера деятельности, времени года, климата. Так, если масса тела ребенка ниже нормы, питание должно быть более калорийным, чтобы масса тела возрастала. И наоборот: если в результате чрезмерного питания масса тела повышена по сравнению с нормой, следует на некоторое время ограничить калорийность пищевого рациона, пока масса не нормализуется. Для детей ослабленных, после болезни, с туберкулезной интоксикацией следует устанавливать более высокую калорийность питания.

В условиях холодного северного климата, когда организм нуждается в повышенном расходе энергии для поддержания тепла даже в летнее время, калорийность питания детей должна быть выше по сравнению с рационом детей, проживающих в южных районах страны. Соответственно в зимнее время года повышается потребность организма в высококалорийной пище во всех климатических зонах.

Интенсивный двигательный режим значительно увеличивает энергозатраты организма, поэтому суточная калорийность питания юных спортсменов может доходить до 4000 ккал и более, особенно в периоды соревнований и усиленных тренировок.

Важно, чтобы пищевой рацион не только соответствовал энергетическим потребностям организма, но и учитывал требование правильного соотношения питательных веществ. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков к жирам и углеводам как 1:1:4.

Белки занимают особое место в обмене веществ. Их нельзя заменить никакими другими питательными веществами, в то время как сами они могут заменять жиры и углеводы. Белки являются главным строительным материалом клетки, они входят в состав многих гормонов - регуляторов обмена веществ, иммунных тел, ферментов - катализаторов биохимических процессов, нуклеопротеидов, связанных с синтезом белка, дыхательного пигмента - гемоглобина, плазмы крови и др. Белки играют и энергетическую роль в организме - расщепление 1 г белка дает 17,17 кДж (4,1 ккал).

Белковая недостаточность приводит к задержке роста, истощению мышечной системы, нарушению высшей нервной деятельности, малокровию и авитаминозу, снижению сопротивляемости организма. С другой стороны, неблагоприятные последствия вызывает избыток белка в пище. Поскольку белок не может откладываться в организме про запас, то увеличения синтеза белка не происходит, но при этом может нарушиться течение обменных процессов (что часто приводит к ожирению), повысится риск возникновения аллергических реакций, произойдет сдвиг кислотно-щелочного равновесия, ухудшится аппетит.

Белки пищи расщепляются в желудочно-кишечном тракте до аминокислот, в этом виде они всасываются в кровь и затем служат материалом для построения собственных белковых структур. При этом некоторые аминокислоты могут заменяться в организме другими или синтезироваться в процессе обмена веществ и потому в пище могут отсутствовать. Их называют заменимыми аминокислотами. Однако часть аминокислот для организма незаменимы, и при их отсутствии в пище резко нарушается синтез белка, что приводит к тяжелым расстройствам и нарушениям жизнедеятельности организма.

Белки пищи, которые содержат весь необходимый для нормального синтеза белка организма набор аминокислот, называются полноценными. Это преимущественно белки животного происхождения, которые по своему составу ближе к белкам тела человека. Поэтому необходимо, чтобы в рационе питания детей животные белки составляли не менее 60-65% от общей суточной потребности в белках. Если в белках отсутствуют какие-либо незаменимые аминокислоты, это неполноценные белки, в основном растительного происхождения. Наиболее высока биологическая ценность белков мяса, рыбы, молока, яиц.

Растительные продукты, хотя и содержат неполноценные белки, необходимы детскому организму, поэтому их нельзя исключать из пищевого рациона школьников. Только смешанное питание, содержащее продукты как животного, так и растительного происхождения, обеспечивает организм полным набором аминокислот. При этом усвояемость белка зависит от содержания других пищевых составляющих. Полностью усваиваются белки при вышеприведенном соотношении их с жирами и углеводами.

Суточная потребность в белке на 1 кг массы составляет для младших школьников 2,5-3 г, следовательно, всего дети должны потреблять около 79 г белков, в том числе 47 г животных белков. При увеличении физических нагрузок, например, у юных спортсменов, физиологическая потребность в белках увеличивается.

Жиры - важная составная часть клеточных структур: цитоплазмы, клеточной мембраны и ядра. Они принимают участие в важнейших процессах жизнедеятельности, регулируют рост и развитие, обеспечивают нормальное состояние иммунитета, с ними поступают в организм витамины A, D, Е, К. Определенная часть жира откладывается в организме (в подкожной клетчатке, печени, сальнике и других депо) как запасной питательный материал. Жировые отложения выполняют также защитную, теплоизолирующую роль, а, кроме того, фиксируют некоторые внутренние органы. Наконец, жиры - богатый источник энергии: расщепление 1 г жира дает 38,94 кДж (9,3 ккал), т. е. в 2 с лишним раза больше энергии, чем при окислении равного количества белков или углеводов.

Высокая калорийность жира, присутствующего в пище, позволяет снизить ее общий объем, давая в то же время ощущение сытости. Наличие жира ограничивает распад белка в организме и предохраняет от разрушения важные органы и ткани.

В пищеварительном тракте жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот и, всасываясь кишечником, попадают главным образом в лимфу, которая и разносит их по организму. Различают предельные жирные кислоты (в основном животного происхождения) и непредельные (входят в состав растительных масел). Некоторые непредельные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), благоприятно влияющие на рост, нормализующие функции кожи, снижающие количество холестерина в крови, в организме синтезироваться не могут и, следовательно должны поступать в готовом виде. Отсюда непременное требование, чтобы в пищевом рационе детей не менее 30% от общего количества жира составляли растительные масла (подсолнечное, конопляное, оливковое и др.). Важны для ребенка молочные жиры, входящие в состав молока и молочнокислых продуктов (сливки, сметана, нетопленое сливочное масло), а также жиры яичного желтка. В то же время следует ограничивать потребление твердых жиров - говяжьего и особенно бараньего сала.

Растительные масла, как и сливочное масло, усваиваются организмом на 97-98%. Избыточное содержание в организме жира откладывается в жировых депо. Увеличение жировых запасов может происходить не только за счет жиров пищи, но и при обильном углеводном питании. Ожирение приводит к глубоким нарушениям обмена веществ, снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, ухудшает работоспособность и сопротивляемость организма.

Однако значительный недостаток жира также отрицательно влияет на процессы жизнедеятельности, роста и развития детей. Поэтому необходимо достаточно строго соблюдать нормы потребления жиров, такие же, как и для белка, - 79 г (не менее 16 г в сутки составляет потребность в растительных маслах).

Углеводы являются основным источником энергии в организме. Хотя 1 г углеводов дает столько же энергии, что и белок, - 4,1 ккал (значительно меньше, чем равное количество жира), но углеводы обладают способностью очень быстро распадаться, причем как в присутствии кислорода, так и в бескислородных условиях. Распад белков и жиров при этом приводит к образованию большого количества продуктов метаболизма, которые «засоряют» организм, в то время как продукты обмена углеводов - углекислый газ и вода - легко утилизируются. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм покрывает энергетические потребности в основном за их счет. Кроме того, углеводы являются пластическим материалом клетки (цитоплазмы, клеточной оболочки, нуклеиновых кислот), участвуют в водном обмене, способствуют эффективному использованию жиров и белка. Рост и формирование новых клеток и тканей (в первую очередь соединительной) при недостатке углеводов невозможен.

Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, крупы, макаронные изделия, картофель. Богаты углеводами овощи, фрукты, ягоды. В пищеварительном тракте углеводы усиленно расщепляются до моносахаров (в первую очередь глюкозы) и усваиваются на 90-98% . При недостатке углеводов в пище они могут вырабатываться из продуктов распада жиров и белков. Однако у детей этот процесс ограничен, так как основная часть белков и жиров используется как пластический материал, обеспечивая интенсивный рост и развитие.

Избыток глюкозы в крови откладывается в виде животного крахмала - гликогена - в печени и мышцах, создавая углеводный резерв. При необходимости гликоген вновь превращается в глюкозу и используется для выполнения работы. Однако запасы углеводов в организме детей невелики и очень быстро иссякают, особенно при интенсивной физической деятельности. Отсюда - малая выносливость без них организма. Особенно чувствительной к снижению уровня глюкозы в крови (гипогликемии) является центральная нервная система. Даже незначительное падение уровня сахара сопровождается слабостью, головокружением, резким снижением физической и умственной работоспособности; при значительном снижении наступают серьезные нарушения: судороги, потеря сознания, различные вегетативные расстройства.

Количество глюкозы в крови младших школьников близко к норме взрослого. Однако большое количество сахара в пище может привести к значительному увеличению его содержания в крови (на 50-70% и даже на 100%), что у взрослых обычно не наблюдается. Подобное алиментарное (пищевое) повышение (гипергликемия) обычно достаточно легко переносится детьми в связи с повышенной интенсивностью углеводного обмена. Однако часто и периодически повторяющаяся гипергликемия может вызывать серьезные нарушения в деятельности организма. Поэтому количество легкоусвояемых углеводов (сахарозы, фруктозы) должно составлять не более 20% от общего количества углеводов в пищевом рационе.

Особенно неблагоприятное влияние на организм оказывает неумеренное потребление сахарозы в виде белого кристаллического сахара и приготовленных на его основе сладостей. Ухудшается деятельность желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, развиваются различные болезненные явления (задержка роста, кариес зубов), повышается вероятность избыточного веса и ожирения. При этом следует учитывать, что привыкание к сахару развивается по тому же механизму, что и привыкание к наркотикам (специалисты говорят о «сладкой», или «сахарной», наркомании). Поэтому приучать детей к повышенному потреблению сахара, конфет, кондитерских изделий не следует.

Основная часть углеводов должна поступать в организм в виде полисахаров, в первую очередь в виде крахмала. Общая потребность в углеводах за сутки у ребенка в возрасте 7-10 лет составляет 315 г.

К углеводам относятся также клетчатка растительных тканей - целлюлоза и другие грубоволокнистые компоненты пищи (пектины, пищевые волокна). Они практически не расщепляются в пищеварительном тракте и, следовательно, не усваиваются, поэтому их относят к так называемым балластным веществам. Однако эти вещества чрезвычайно важны для нормальной жизнедеятельности по ряду причин. Прежде всего, увеличивая объем пищи, они способствуют ощущению сытости; затем, раздражая стенки пищеварительного тракта, стимулируют перистальтику, которая определяет передвижение пищевых масс и опорожнение кишечника; на непереваренных целлюлозных волокнах адсорбируются и выводятся из организма различные вредные вещества (соли тяжелых металлов и др.), а также избыток пищевого холестерина; наконец, клетчатка способствует нормальному существованию микрофлоры толстого кишечника. Именно не расщепившиеся и не всосавшиеся в тонком кишечнике углеводы служат питательной средой для полезных микроорганизмов (бифидобактерий, лактобактерий), которые, например, синтезируют и способствуют усвоению некоторых витаминов. Нормальная микрофлора кишечника является важным фактором иммунитета, поэтому нарушения ее состава (дисбактериоз) отрицательно сказываются на сопротивляемости организма. Следовательно, ошибкой является отказ от так называемой «грубой» пищи при организации питания детей.

Хотя вода, минеральные соли и витамины не являются питательными веществами и источниками энергии, однако их поступление в организм - необходимое условие нормальной жизнедеятельности.

Без еды человек может прожить несколько недель, без воды - считанные сутки. Вода является средой, в которой протекают все биохимические процессы. Она входит в состав органов и тканей, служит основой для межтканевой жидкости, крови, лимфы, пищеварительных соков. Вода - важный фактор терморегуляции, испаряясь, она предохраняет организм от перегрева. Тело ребенка на 75-80% состоит из воды.

Потребность в воде организма младшего школьника составляет 50-60 мл на 1 кг веса, т. е. в целом 1350-1400 мл. Эта потребность удовлетворяется введением в пищевой рацион первых (жидких) блюд, овощей, фруктов, ягод, а также различных напитков (молоко, соки, чай и др.) и, конечно, собственно воды. Некоторая часть воды образуется в организме в процессе обмена белков, жиров и углеводов (метаболитная, или эндогенная, вода).

Потребление воды зависит от принимаемой пищи, температуры окружающей среды, характера деятельности и состояния организма. Выделение ее кожей, почками и легкими при дыхании повышается с увеличением количества принимаемой жидкости. Повышение температуры воздуха, высококалорийная пища, усиленные физические нагрузки, эмоциональное напряжение также увеличивают выделение воды через кожу и легкие.

Для ребенка одинаково вредно как недостаточное, так и избыточное потребление жидкости, потому что его организм быстро теряет и быстро накапливает воду. Ограничение приема воды или ее избыточная потеря приводит к дегидратации - обезвоживанию, что нарушает постоянство внутренней среды организма, дезорганизует процессы внутриклеточного обмена, вызывает изнуряющую ребенка жажду. Чрезмерное поступление жидкости в организм - водная интоксикация - создает перегрузку в работе почек и сердца, а также способствует потере организмом минеральных солей и витаминов.

Большое значение имеет качество питьевой воды. Следует помнить, что вода может быть источником и путем распространения инфекционных болезней (дизентерия, холера, брюшной тиф и др.). Вода, пригодная для употребления (питье, приготовление пищи и др.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов - возбудителей заболеваний и ядовитых примесей.

В общеобразовательных школах расход воды устанавливается в количестве 20 л на одно место, в школах-интернатах - 200-220 л на одно место. В настоящее время для школ в качестве питьевой воды рекомендуется использовать бутилированную воду при помощи специальных установок с одноразовыми стаканчиками.

Организм нуждается в поступлении минеральных веществ - важном факторе внутренней среды (определяют осмотическое давление, активную реакцию крови), которые входят в состав многих ферментов, гормонов, пищеварительных соков, обеспечивают рост, развитие и нормальное функционирование костей и мышц.

Некоторые минеральные вещества требуются организму в относительно больших дозах. Их называют макроэлементами. Это натрий, калий, кальций, фосфор, хлор. Другие потребляются в небольших количествах. Это - микроэлементы: йод, бром, фтор, кобальт, никель и множество других.

При правильно организованном сбалансированном питании потребность организма в минеральных солях удовлетворяется полностью и нет надобности вводить их искусственно. Исключение составляет хлорид натрия (поваренная соль), которую приходится включать дополнительно, особенно в растительную пищу, бедную натрием. Важный источник солей - молочные продукты, овощи, фрукты, соки. Они должны обязательно присутствовать в ежедневном рационе ребенка.

Ежедневная потребность школьников в поваренной соли составляет 8-10 г. Это вещество играет важную роль при выработке соляной кислоты - одного из компонентов желудочного сока, обеспечивающего нормальное переваривание белков пищи и обладающего бактерицидным свойством (способность убивать микроорганизмы). Кроме того, натрий и хлор обеспечивают одно из важнейших свойств живого - явление возбудимости. Поэтому недостаток или избыток этого вещества при длительном поступлении вызывает серьезные расстройства в работе сердца, состоянии нервной системы, характере мочеобразования и др.

Соли кальция и фосфора определяют рост и развитие опорно-двигательного аппарата, возбудимость нервной системы, свертываемость крови, белковый и жировой обмен в организме. Потребность в кальции у младших школьников составляет 1100 мг в сутки, в фосфоре - 1650 мг. При недостатке этих солей нарушается развитие костной ткани, страдают нервные клетки.

Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора - 1:1,5 - имеется в молоке, поэтому молочные продукты - важный компонент пищевого рациона школьников, способствующий развитию скелета. Богаты солями фосфора, без которых не может нормально формироваться нервная ткань, яичный желток, мозги, мясо, горох, орехи, овсяная мука.

Железо входит в состав дыхательного пигмента крови - гемоглобина, который переносит кислород от легких ко всем клеткам и тканям организма. В связи с повышенным обменом веществ и, соответственно, большими потребностями растущих структур в кислороде потребность в железе у детей выше, чем у взрослых, и составляет 18 мг в сутки. При длительном однообразном питании продуктами, бедными солями железа, может развиваться так называемая железодефицитная анемия (малокровие). Поэтому в рацион питания детей обязательно должны входить продукты, богатые железом: мясо, яйца, капуста, бобовые, салат, яблоки.

Существенное значение для жизнедеятельности имеют соли магния, которых много в грубых сортах пшеничного и ржаного хлеба, в бобовых культурах, сыре. Соли калия, без которого нарушается регуляция водно-солевого обмена в тканях, содержатся в овощах (капусте, картофеле).

Для обезвреживания некоторых ядовитых для организма продуктов обмена веществ необходима сера, которой много в бобовых культурах, овсяной муке.

Заметное влияние на состояние здоровья оказывает недостаток в пище таких микроэлементов, как йод, кобальт, марганец. Недостаточное поступление в организм йода приводит к серьезному нарушению функций щитовидной железы, наблюдается разрастание ее ткани (гиперплазия), появляется зоб. В районах йодной недостаточности от эндемического зоба особенно страдает детское население; у части детей могут наблюдаться эндокринные расстройства. В тяжелых случаях недостаточной функции щитовидной железы у детей развивается кретинизм - глубокое нарушение процессов физического, интеллектуального и полового развития.

Активность поступающих в организм йодистых соединений зависит от содержания в пищевом рационе кобальта и марганца, а также достаточного количества белка животного происхождения.

Основными источниками йода являются морские продукты, яйца, горох, орехи (особенно кедровые), молочнокислые продукты. В районах, эндемичных по низкому содержанию йода, йодируют питьевую воду; следует также использовать йодированную поваренную соль.

Кобальтом богаты такие продукты, как говяжья печень, рыба, овощи (морковь, свекла, зеленый и красный перец), зеленые культуры, ягоды (особенно клюква, рябина, черная смородина), бобовые. Больше всего марганца в зерновых культурах и продуктах их переработки.

Витамины - обязательная составная часть рациона, без них невозможно нормальное функционирование организма. Название - «несущие жизнь» - подчеркивает их участие во всех процессах жизнедеятельности. Витамины входят в состав многих ферментов, что определяет их роль в обмене веществ; стимулируют процессы роста, развития, восстановления клеток и тканей; повышают специфическую и неспецифическую сопротивляемость организма и др.

Большинство витаминов в организме человека не синтезируется или синтезируется в недостаточных количествах; они сразу же включаются в обмен веществ, не могут откладываться про запас и должны поступать с пищей постоянно. Хотя требуются они организму в очень незначительных количествах, но их недостаток - гиповитаминоз - или отсутствие - авитаминоз - в продуктах питания вызывает тяжелые расстройства, как неспецифические (снижение умственной и физической работоспособности), так и специфические (связаны со свойствами того или иного конкретного витамина).

Однако вредно и избыточное потребление витаминов - гипервитаминоз, особенно в виде витаминных препаратов, которые сейчас столь доступны. Чрезмерный прием витамина D, например, приводит к нарушению деятельности почек; при гипервитаминозе витаминов группы В нарушаются ферментативные процессы, страдает периферическая нервная система; избыточное потребление витамина А проявляется в слабости, потере аппетита, сыпи на коже и зуде, хрупкости костей скелета, что приводит к переломам; прием больших доз витамина С может вызывать лихорадку, кожные реакции. Взрослые должны строго следить, чтобы указанные нормы потребления детьми витаминных препаратов не нарушались.

Витамины содержатся практически во всех продуктах питания, включая молоко, мясо, рыбу. Но главные источники витаминов и минеральных солей - овощи и фрукты. Однако при неправильной кулинарной обработке продуктов витамины разрушаются. Так, если варить овощи в открытой посуде, то теряется до 20% витаминов, а если варить в закрытой посуде - только 3-5%. Поэтому рекомендуется готовить овощи в плотно закрытой посуде, соблюдая оптимальное время варки каждого продукта (для свежей капусты - 20-25 мин., квашеной - 1,5 ч, моркови - 15-25 мин., картофеля, нарезанного кубиками - 12-15 мин., свежих помидоров и шпината - 6-8 мин.).

В обязательном порядке детям следует давать достаточное количество свежих овощей, фруктов и ягод. Полезны квашеная капуста и соки. Натуральные соки, особенно свежеприготовленные, являются важным источником витаминов, минеральных солей, пектиновых веществ и клетчатки. Предпочтительнее неосветленные соки, и чем больше в них мякоти, тем больше они содержат полезных веществ.

Говоря о витаминах, применяют как их химические названия, так и условные обозначения заглавными буквами латинского алфавита. Все витамины делят на две группы: растворимые в воде (С, РР, витамины группы В), содержащиеся в основном в продуктах растительного происхождения; я растворимые в жирах (A, D, Е, К, F), которых много в животных продуктах.

Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает устойчивость организма к вредным воздействиям среды, укрепляет иммунитет, нормализует деятельность нервной системы, сердца, системы крови. Суточная потребность в витамине С младших школьников составляет 60 мг. Этот витамин содержится во многих продуктах, особенно высоко его содержание в шиповнике, черной смородине, лимонах, апельсинах, свежей капусте. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашеной капусте. Много этого витамина в печени. В 100 г хвои его содержится 250 мг.

Недостаток витамина С вызывает заболевание цингой, которое проявляется в общем недомогании, кровоточивости десен и выпадении зубов, подкожных кровоизлияниях. Угнетение иммунитета способствует развитию инфекционных заболеваний.

Всем нам необходима энергия, но особенно сильно в ней нуждаются школьники, так как в период обучения на их долю выпадает не только довольно значительная физическая нагрузка. Кроме всего прочего им приходится заниматься активной умственной деятельностью, что тоже требует массу энергии. При этом детский организм постоянно растёт, что тоже накладывает определенные требования на систему питания школьников.

А ещё правильное питание в это время – залог здоровья всего организма. Вот почему важно не испортить пищеварение с самого детства и питать организм всем необходимым для его нормального развития. Именно поэтому рацион учеников должен включать достаточное количество углеводов, жиров, белков, а также витаминов, прочих жизненно важных микроэлементов.

Однако, говоря о полноценном рационе питания, не следует забывать, что крайне не желательно перекармливать детей во время учебного процесса. Ведь не переработанные калории становятся причиной лишнего веса и нарушения обмена веществ, проблемы с которым в раннем детстве влекут за собой целый букет серьёзных хронических заболеваний, сопровождающих человека всю его жизнь.

Поэтому составляя дневное меню, необходимо учитывать потребность организма в калориях, которая меняется с возрастом ребенка. Так, учащимся младших классов для нормального развития требуется потреблять 2 400 килокалорий в сутки. Для старшеклассников норма увеличивается до 3000 ккал. При этом не стоит забывать, что дети, регулярно занимающиеся спортом, нуждаются в большем количестве энергии, поэтому калорийность их рациона принято увеличивать на 300-500 ккал относительно нормы.

Однако, суммарная калорийность, это ещё не всё. Следует правильно распределить количество поступающей в организм энергии на протяжении дня. Характерно, что на первый приём пищи, то есть завтрак, должно приходиться не менее 25 % суточной нормы. Главный приём пищи – обед, с ним ребёнок должен получить от 35 до 40 % запланированных калорий. Энергетическая ценность полдника – 10-15 %, ужина – 25 %. При всем при этом школьник должен получать горячую пищу не реже 3 раз в день и это очень важно!

Кроме энергетической ценности рациона, самое пристальное внимание следует обращать на состав меню ученика. Оно обязательно должно содержать ряд продуктов, которые крайне необходимы растущему организму.

Прежде всего, это белки – главный строительный материал для органов и тканей. При этом особенность детского организма такова, что он лучше усваивает молочный белок, поэтому крайне необходимо включать в меню школьников побольше натуральных молочных продуктов. Сливочное масло, молоко и сметана должны быть на столе каждый день, творог – не реже 3 раз в неделю. Не менее важен белок, содержащийся в мясе. Блюда из баранины, говядины, постной нежирной свинины, ветчины и птицы необходимо готовить от 1 до 3 раз в неделю. Больше всего растительного белка содержится в бобовых культурах, они должны попадать в меню ребенка 1-2 раза в неделю.

Главный источник энергии – жиры. Дабы избежать нарушения обмена веществ, для питания школьников лучше использовать растительные их разновидности, которые лучше усваиваются. Самое правильное их применение – заправка овощных салатов. И вкусно, и полезно.

Чтобы процесс формирования костной системы ребенка проходил без осложнений, организму необходим кальций и фосфор. Эти вещества в избытке содержат рыба и морепродукты, которые должны включаться в рацион не реже 2 раз в неделю.

Трижды в неделю в меню должны присутствовать яйца, которые можно готовить любым известным способом: варить вкрутую или всмятку, жарить, делать из них омлет.

Чтобы обеспечить растущий организм всеми необходимыми витаминами необходимо включать в рацион ученика как можно больше свежих овощей и фруктов. Кроме витаминов они снабжают нас клетчаткой, которая помогает очищать организм и оптимизировать процесс выработки энергии.

Выполнить норму по углеводам помогает картофель, всевозможные каши, а также макаронные изделия.

Различные сладости необходимы ребенку, но обращаться с ними нужно осторожно, не допуская излишества. Ведь избыток сахаров может спровоцировать ухудшение обмена веществ, а также замедлить работу мозга. Лучше всего десерты и выпечку давать детям только после основной еды, но никак не до нее, и уж тем более не вместо.

Фруктовые соки или овощные напитки – обязательная составляющая детского питания. Их дневная норма – 1-1,5 л. Речь в данном случае идет о натуральных продуктах, а не о напитках типа кока-колы, фанты и пр. Их употребление как раз таки лучше сократить до минимума.

Также следует быть весьма осмотрительным, давая детям, особенно младшего возраста, копчености, соления и маринады, консервы. При приготовлении блюд нужно умеренно использовать соль и другие специи.

Также при организации детского питания желательно соблюдать несколько простых правил. А именно:

Начинать обед всегда лучше с салата или сырых овощей, своевременное употребление которых стимулирует пищеварение;

Важно правильно сочетать продукты. Так, если на первое приготовлено блюдо с большим количеством овощей, например, борщ, щи, то на второе лучше подавать кашу или макароны. И наоборот, если первым подавались супы с крупой или лапшой, то на второе подойдет какое-нибудь овощное блюдо.

Крайне не желательно, чтобы в одном блюде сочетались жиры и белки различного происхождения, то есть животные и растительные продукты. Это плохо влияет на их усвояемость;

Фрукты, ягоды лучше усваиваются, если употреблять их отдельно от других блюд между приёмами пищи.

Учёные Института питания АМН разработали теорию правильног о питания человека. Она заключается в том, что питание человека находится] тесной связи со всеми процессами обмена веществ в его организме.

Питание выполняет три основные функции. Первая - энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергетикой. В этом отношении организм животного, в том числе и человека, можно условно сравнить с машиной, которой для совершения работы требуется поступление топлива. Рациональное (правильное) питание предполагает поступления энергии в организм и её расходование на обеспечение процессов жизнедеятельности.

Расход энергии в организме человека связан, во-первых, с основным обменом веществ; во-вторых, со специфическим динамическим действием пищи и, наконец, в-третьих, с мышечной деятельностью.

Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени углеводы. Известно, что в процесс е жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и вместо них появляются другие. « Строительным материалом» для создания новых клеток являются химические вещества, входящие в состав пищи. Следует иметь в виду, что потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток, но и для осуществления процессов роста.

И, наконец, третья основная функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов, являющиеся регуляторами химических процессов, протекающих в организме, вырабатываются самим организмом, однако некоторые из них, вырабатываются организмом человека только благодаря веществам, находящихся в пище. Этими веществами являются витамины.

Сколько химических веществ расходует организм человека в процессе жизнедеятельности, столько же должно поступать их с продуктами питания.

Однако в процесс е обмена одни вещества могут переходить в другие.

При этом большинство из них способны синтезироваться в организме, тогда как некоторые являются как бы исходными. Они не могут синтезироваться и должны обязательно поступать с пищей. В связи с этим все пищевые вещества делятся на заменимые и незаменимые. Три кита, на которых они держатся, - это умеренность, разнообразие, режим питания.

1. 2. О СНОВЫ рационального питания

Рациональное питание - это правильное питание здоровых людей с учётом их возраста, пола, массы тела, характеристики и условий труда, климатических условий. Оно помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным воздействиям окружающей среды.

Правильное питание должно быть таким: покрывать энергетические затраты организма; иметь определённое соотношение составных частей; хорошо усваиваться; иметь приятный вкус, запах, вид и определённую температуру; быть разнообразным; вызывать чувство насыщения; быть абсолютно безупречным и без вредным в санитарном отношении.

1. 3. Режим питания

Режим питания - это распределение пищи во времени по количеству приёмов, по калорийности и объёму. Между приёмами пищи соблюдается, интервалы времени. При ём пищи в одно и тоже время при водит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее лучшим является трёхразовое и четырёхразовое питание. Общий объём потребляемой при этом пищи составляет 2,5. 3,5 кг. Если общую калорийность пищи принять за 1000/0, то при трёхразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда - 45 %, а ужина - 25% общей калорийности.

При четырёхразовом питании дополнительно подаётся второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части (20% и 100/0). В случае с дополнительным полдником на 10% снижается калорийность обеда и ужина.

Условия приема пищи очень важны. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвояе мости пищи. Вот почему так важна обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.

При еде важно предупредить две крайности. С одной стороны, ребёнок не должен переедать. Переедание способствует развитию ожирения. С другой стороны, многие школьники, следуя моде, излишне ограничивают себя в питании или питаются односторонне. Это может привести к резкому оставлению массы тела, развитию анемии, заболеваниям желудочно кишечного тракта и др.

В большинстве школ для учащихся организованно горячее питание школьные завтраки, которые дети получают на большой перемене. А для групп продлённого дня - И обеды.

Некоторые родители считают, школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны, и предпочитают давать ребёнку свой завтрак бутерброд и в лучшем случае фрукты, съедают его всухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Всё это при водит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Выводы по главе 1.

Объём необходимого школьнику питания, как суточный, так и во время отдельных приёмов пищи, зависит в первую очередь от возраста, а также от уровня физического развития ребёнка, нагрузки, занятости в общественно полезном труде, спорте, а также от индивидуальных особенностей и привычек.

Глава 2. Организация питания младшего школьника

От того, насколько правильно построено питание, зависит здоровье, а значит, и все остальное в жизни. К сожалению, многие - и вовсе не считают питание предметом серьёзного научного исследования, полагая, что рациональное питание зависит только от количества продуктов. По этому поводу А. А. Покровскй замечал: "Беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно для многих. Едят на ходу, что придётся, забывают поесть вовремя, пренебрегают возрастными особенностями, условиями труда и климата, позволяя себе упрямо нарушать правила питания: одни - переедая, надеясь на свой организм, другие - недоедая, из сугубо эстетических соображений - для сохранения стройной фигуры".

Мы считаем, что для того, чтобы быть здоровым, полным сил, хорошо учиться, просто необходимо правильно питаться. Но для этого надо знать как правильно питаться. Как выяснилось в ходе нашей исследовательской работы немногие знают как надо правильно питаться, и не только ученик плохо осведомлены в этом вопросе, но, к сожалению, и их родители. В связи с этим мы провели в 3б эксперимент, состоящий из первоначально анкетирования «Как вы питаетесь?», ряда бесед с родителями родительских собраниях, учащимися на классном часе и на ур оке природоведения, и итогового анкетирования.

На момент про ведения первого анкетирования успеваемость класса составляла 100%, качество знаний - 63%.

АНКЕТА « КАК ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?»

1. Сколько раз в день вы едите?

2. Что кушаете по утрам?

3. Что кушаете в обед?

4. Что готовит мама на ужин? 5. Питаетесь ли вы в школе?

11 в классе 18 человек, приняло участие в анкетировании 18 учащихся.

Результаты анкетирования таковы: 8 человек - питаются 4 раза в день; 4 человека - 3 раза в день;

5 человек - 2 раза в день;

1 человек - 1 раз в день.

Пл отный сытный завтрак получают 9 человек, пьют только чай или кофе 4 человека, чай с бутербродом - 5 человек.

Пл отно обедают 11 человек, «перекусывают» чаем с бутербродом - 4 человека, 4 учащихся не обедает.

На ужин плотно, даже с мясным блюдом, получают питание 4 человека, 6 человек едят каши, 5 человек получают салаты.

В школе постоянно питаются 8 человек, остальные 11 - иногда.

На основе результатов данного анкетирования нами были составлены и проведены беседы «Как правильно надо питаться?» для учащихся нашего класса и их родителей. 1

После проведённой нами работы с ребятами и их родителями, мы провели констатирующее анкетирование. Вопросы были те же самые. Но результаты были другие.

В классе 1 7 человек, приняло участие в анкетировании 17 учащихся.

Результаты анкетирования таковы: 8 человек - питаются 4 раза в день; 9 человека - 3 раза в день.

Пл отный сытный завтрак получают 15 человек, чай с бутербродом - 2 человека.

Плотно обедают 17 человек.

На ужин 8 человек едят каши, 9 человек получают салаты.

Сравнение результатов первоначального и конечного анкетирования мы отразили в диаграмме 1.

▄"2d начальное □ конечное

4 раза Зраза 2 раза

Рис. 1. Диаграмма распределения учеников по количеству питания в сутки.

Как видим проведённые нами беседы с родителями, учениками дали свои результаты. Отрадно отметить, что ребята стали лучше питаться и сознательнее относиться к своему здоровью.

Необходимо отметить и возрастание успеваемости учащихся. На конец второй четверти качество знаний учащихся 3б класса составило 70%, то есть возросло на 7 %.

Выводы ко II главе.

Проведённый нами эксперимент ёщё раз убедительно доказал, что чтобы дети были здоровы, могли успешно учиться, необходимо следить за своим здоровьем и, в том числе, правильно питаться. Но для этого родители

13 учащихся и сами учащиеся должны знать, как правильно организовать своё питание и почему это необходимо делать.

14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Укрепление и сохранение здоровья младшего школьника, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от правильного питания.

Но многие учащиеся начальных классов неправильно питаются, не соблюдают режим питания: некоторые не едят мясо, другие злоупотребляют сладким и консервантами. Многие ребята до проведения эксперимента считали, что чипсы способны заменить обед.

Как выявило первоначальное анкетирование, причина неправильного питания ребят кроется в их незнании, как правильно питаться, к чему приводит несбалансированное питание. Поэтому, я считаю, необходимо было провести беседу на данную тему на уроке природоведения и классных часах, что я и сделал. Так же было проведено родительское собрание, на котором я выступил с беседой о правильном питании. Нами были составлены и распространены среди родителей учащихся нашего класса практические рекомендации по правильному питанию. В конце второй четверти я провёл итоговое анкетирование в своём классе. Изучив ответы ребят, я пришёл к выводу, что проведённая мною в нашем классе беседа о правильном питании учащихся начальной школы положительно повлияла на организацию питания одноклассников. Рацион стал разнообразнее, ребята соблюдают режим питания. В итоге у ребят значительно улучшились самочувствие и работоспособность.