Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Рассеянность. Причины и как избавиться от рассеянности. Неврологические и другие нарушения. Специалисты предлагают разные способы, помогающие избавиться от рассеянности. Предлагаем вашему вниманию самые действенные

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Внимание в психологии - это избирательная направленность восприятия на какой-либо объект. Нарушение этого свойства не позволяет человеку сосредотачиваться на предмете деятельности и удерживать поставленную задачу в сознании в течение необходимого времени (в кратковременной памяти). Признаками рассеянности внимания являются: поверхностное отношение к деятельности, отвлекаемость и блуждание фокуса внимания, забывчивость.

    Показать всё

    Рассеянное внимание у детей

    Синдром рассеянного внимания у детей называются в психотерапии «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) - это неврологическое болезненное состояние, встречающееся у 5% детей, чаще у мальчиков, чем у девочек. Поведенческие симптомы данного заболевания проявляются с раннего возраста. Таким детям тяжело или невозможно сосредоточиться на одной задаче. Им становится скучно, если они выполняют одно действие даже в течение очень короткого времени. Они начинают несколько дел или игр сразу и ни одного не заканчивают.

    Дефицит внимания обычно сочетается с гиперактивностью, хотя может протекать и без нее. Такие дети привлекают внимание и вызывают общественное осуждение своей неугомонностью: они всегда в движении, суетятся, бегают по помещению и т. д. Зачастую ребенок знает правила поведения и даже требует их выполнения от остальных, но сам этого сделать не в состоянии.

    Причины СДВГ

    Причины возникновения СДВГ пока точно не установлены. Существует несколько гипотез. Согласно одной из них в определенные части мозга не поступают необходимые химические вещества. Сигналы нервной системы, обеспечивающие контроль поведения и концентрацию внимания, не передаются нервными клетками. Нарушения могут возникнуть по причине:

    • осложнений течения беременности (инфекции, воздействие лекарственных и наркотических препаратов, алкоголя, табака), угрозы выкидыша;
    • родовых осложнений, приведших к травмам позвоночника плода, асфиксии (недостаток кислорода и избыток углекислого газа в крови), мозговым кровоизлияниям;
    • преждевременных, скоротечных или затяжных родов, стимуляции родовой деятельности, применения наркоза;
    • заболеваний у новорожденных, сопровождающихся высокой температурой и требующих приема сильнодействующих лекарств;
    • осложнений, нарушающих нормальную работу мозга - астмы, пневмонии, сердечной недостаточности и т. п.

    Специалисты относят к причинам появления патологии также ухудшение экологической ситуации и генетические факторы.

    Признаки

    СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга, поэтому у ребенка могут проявляться признаки дефицита внимания вместе с гиперактивностью и импульсивностью. Внимание непроизвольного типа у таких детей преобладает над вниманием произвольного: они сосредотачиваются на новом, привлекательном, вызывающим интерес, легком для восприятия.

    О расстройстве внимания свидетельствуют следующие симптомы:

    • ребенок легко отвлекается, не в состоянии оставаться сосредоточенным даже на короткое время;
    • концентрируется только на том, что интересно ему в данный момент;
    • на короткое время «выключается», находясь в обществе, не реагирует на зов, обращение;
    • с трудом либо немотивированно легко переключается на другую деятельность;
    • увлекается, поддавшись минутному порыву, и настолько же быстро теряет интерес;
    • редко доводит дело до конца;
    • не понимает последовательности выполнения заданий;
    • неорганизован, забывчив, поэтому разбрасывает и теряет вещи;
    • откладывает обязанности, ежедневные дела до последнего, не выполняет обещания;
    • часто просит помощи даже в элементарных действиях, поэтому его считают слишком ленивым;
    • не учится на своих ошибках.

    Дети с СДВГ, приступившие к обучению в школе, испытывают еще большие трудности. Во время чтения они часто останавливаются, теряют строку, не понимают прочитанного. Некоторые буквы и цифры они пишут зеркально; почерк нестабильный, неразборчивый. Читают такие дети по принуждению, даже если книги подобраны по возрасту и интересам.

    Множественные нарушения правописания и плохой почерк у ребенка с синдромом дефицита внимания

    Детей с СДВГ отличает импульсивность поведения: кажется, что ребенок сначала делает, а потом думает, а в ответ на вопрос говорит первое, что придет в голову; легко расстраивается или раздражается. Неуспех в любой деятельности, необходимость попробовать снова или приложить усилие быстро вызывает гнев, ярость, агрессию.

    Гиперактивность проявляется в том, что ребенок постоянно находится в движении, иногда бесцельном.

    Результатом СДВГ является неуспеваемость детей в школе, формирование низкой самооценки. Стремясь избавиться от постоянных неприятных ощущений, связанных с учебой, в средних и старших классах дети уклоняются от выполнения домашних заданий, начинают прогуливать занятия.

    Методы коррекции

    В неврологии СДВГ рассматривается как стойкий синдром, для которого на сегодняшний день не найдено способа окончательной коррекции. 30% детей «перерастают» проявления гиперактивности, а к импульсивности и рассеянности внимания постепенно приспосабливаются. Во взрослой жизни прогнозируются трудности с восприятием информации и снижение интеллекта.

    В лечении таких пациентов применяют сочетание нескольких методов: психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Комплекс мер подбирается индивидуально в каждом случае. Ребенок должен научиться контролировать себя, быть рациональным, не поддаваться минутному порыву, взвешивать свои решения. Медикаментозное лечение (психостимуляторы, чтобы ребенок становился более уравновешенным) используют в качестве дополнительного метода.

    Своевременное определение СДВГ позволяет скорректировать его до начала проблем в учебе. При отсутствии психопатологий основной причиной нарушения внимания у детей является низкий уровень интереса к образовательному процессу. Следует искать подход, при котором ребенок захочет сконцентрироваться на выполнении задания. Воспитатели детского сада и учителя должны действовать вместе с родителями, помогая малышу адаптироваться в коллективе, направлять его активность, давать посильные ответственные поручения.

    Ребенок с нарушением внимания требует много терпения. Действовать надо мягко, а не в форме ультиматумов.

    1. 1. Сформировать доверительные отношения между родителями и ребенком. Он должен знать, что может рассказать родителям о своих переживаниях или поступке без страха быть наказанным.
    2. 2. Составить режим дня ребенка и следовать ему. В распорядке обязательно должно найтись место не только для учебы, но и для активных игр, прогулок и спорта. Лучше, если это будет соответствующая интересам малыша спортивная секция со своим коллективом и профессиональным тренером.
    3. 3. Пусть ребенок выберет сам дела по дому, за которые будет нести ответственность только он. Можно завести домашнее животное, о котором малышу будет интересно заботиться самостоятельно. Не позволять откладывать дела на потом, иначе разовьется привычка «забывать» об обязанностях.
    4. 4. Уменьшить время, отводимое просмотру телевизора и компьютерным играм.
    5. 5. Формулировать свои поручения четко, по шагам. Ребенок должен осознать посильность задачи. Фраза «ложись спать» раскладывается на алгоритм: собери игрушки в ящик - переоденься в пижаму - сложи одежду на стул - умойся и почисти зубы - ложись в кровать.
    6. 6. Разработать вместе с ребенком систему поощрения за выполнение обязанностей и взыскания за их игнорирование (лишение чего-то интересного, но не еды и сна).
    7. 7. Хвалить малыша за достижения, не сравнивать его с одноклассниками и знакомыми детьми. Мотивировать его на желаемое поведение с помощью похвалы (это поможет ребенку поверить в себя, сформирует нормальную самооценку).
    8. 8. Когда начнется учеба в школе, оборудовать первокласснику рабочее место, где будут сведены к минимуму отвлекающие факторы. Обязательно наладить контакт с классным руководителем, действовать с ним сообща.
    9. 9. Строго регламентировать время выполнения домашних заданий.
    10. 10. Создать бесконфликтную обстановку в семье, находиться на стороне ребенка и поддерживать его, не насмехаться над его отрицательными качествами.

    Наказание и насилие не поможет детям с СДВГ выполнить просьбу или поручение.

    Нарушение внимания и забывчивость у взрослых

    Рассеянность внимания связана с нарушением работы нервной системы, которое может проявиться у любого человека. Физиологически это отсутствие сильного и стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.

    При подлинном рассеянии внимания человек находится в прострации: он словно отключается от окружающего мира, не проявляет интереса к происходящему, его ощущения и мысли расплывчаты. Это состояние возникает в результате сильной утомленности, бессонницы, усталости, постоянных болевых ощущений, монотонной деятельности.

    Мнимая рассеянность возникает из-за глубокой внутренней концентрации. Человек не в состоянии адекватно распределить внимание между объектами внешней среды и своих мыслей. Он не замечает, что происходит вокруг, будучи сконцентрированным на какой-либо проблеме или поиске решения (профессорская рассеянность), или находится в состоянии мечтательности (поэтическая рассеянность).

    Старческая рассеянность - это плохая переключаемость с одной задачи на другую в сочетании со слабой концентрацией. Внимание пожилого человека зацикливается на одном объекте, но степень его низка (засыпают за чтением, просмотром телепередач). Обусловлено это изменениями мозга, связанными со старением.

    Рассеянность характеризуется отсутствием сосредоточенности, малой интенсивностью и недостаточной устойчивостью внимания. Но это может быть и длительное удерживание интенсивного внимания на определенной задаче, когда человек не замечает ничего вокруг.

    Клинические проявления

    Нарушение внимания бывает кратковременным и долговременным. При хронической форме рассеянность охватывает все большие сферы, существенно ухудшает качество жизни человека, приводит к потере профессиональных навыков. Такие люди начинают терять личные вещи, не в состоянии сосредоточиться на деталях (несколько раз возвращаются и перечитывают строки, теряют понимание целого текста); забывают совершить привычные действия. В поведении появляются несвойственные черты: раздражительность, резкие перепады настроения, немотивированный гнев. Состояние могут сопровождать головные боли, головокружение, скачки артериального давления. Нарушается цикл сна: днем ощущается усталость (даже после отдыха) и сонливость, а ночью невозможно уснуть. Пациент жалуется на ухудшение памяти и работоспособности, снижение активности, в том числе половой.

    Причины расстройства внимания

    Человеку трудно сконцентрировать внимание из-за чрезмерной усталости, хронического нервного перенапряжения, недосыпания. Одной из причин является бессознательное нежелание сосредотачиваться на деятельности, которую не хочется выполнять (отсутствие мотивации).

    Рассеянность внимания - одно из проявлений различных психических расстройств, эпилепсии, шизофрении, клинической депрессии. Это состояние также может развиться вследствие органических поражений головного мозга, вызывающих нарушение его кровоснабжения и кислородное голодание:

    • расстройства сосудистого характера: атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, мигрени, повышенное давление;
    • болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие);
    • аутоиммунные и системные заболевания, поражающие головной мозг и нервную систему;
    • анемия;
    • нехватка в организме необходимых минералов (железо, магний), избыток свинца;
    • онкология головного мозга.

    Лечение

    Во многих случаях рассеянность внимания не требует медикаментозного лечения. Человеку рекомендуется отдых, смена обстановки и устранение причины тревожности, иногда с помощью психотерапии. Назначается диета и витаминно-минеральный комплекс.

    Если расстройство возникает из-за стресса или депрессии, назначаются антидепрессанты, а при поражениях головного мозга - ноотропные препараты, способные увеличивать устойчивость мозга к чрезмерным нагрузкам или нехватке кислорода, активизировать умственную деятельность, улучшить память (таблетки Глицин, Фенибут, Винпоцетин, Пирацетам и другие).

    Взрослый человек может бороться с рассеянностью самостоятельно, выполняя упражнения на тренировку внимания и памяти, формирование навыков самоконтроля. Важное значение имеет повышение собственного интереса к осуществляемой деятельности, поиск мотивации к работе:

    1. 1. Поскольку забывчивость – это результат отсутствия концентрации, следует приучить себя думать только о выполняемом деле. Необходимо сосредоточиться на том, что происходит в данный момент.
    2. 2. Визуальные напоминания могут помочь избавиться от невнимательности. Нестандартные предметы нужно разместить в поле зрения: сковорода, лежащая на диване во время просмотра фильма, будет напоминать о том, что необходимо выключить блюдо в духовке.
    3. 3. Используя метод сознательных ассоциаций, человек придумывает связь между предметом или обстановкой и задачей.
    4. 4. Беспорядок и лишние предметы на рабочем столе рассеивают внимание. Необходимо приучать себя обдуманно класть вещи на свое место.
    5. 5. Можно оставлять для себя стикеры, напоминающие о важных делах. Не забывать их убирать по мере выполнения.
    6. 6. Нужно делать небольшие передышки в работе, давая отдохнуть мозгу.
    7. 7. Не откладывать на потом дела, которые не требуют долгой подготовки и не занимают много времени на выполнение.
    8. 8. Перед началом сложного дела нужно продумать его до деталей - разбить на этапы, осознать, какие ресурсы потребуются для выполнения. Поощрять себя после каждого завершенного этапа.
    9. 9. Развивать наблюдательность, разглядывать окружающий мир.

    Если рассеянность прогрессирует, становится чертой характера и определяет образ жизни, необходима помощь невролога или психолога. Для диагностики состояния проводится осмотр врачом и биохимический анализ крови. Затем по показаниям может быть назначено:

    • допплеровское исследование сосудов головы;
    • компьютерная томография или МРТ головного мозга;
    • электроэнцефалография;
    • нейропсихологическое тестирование;
    • генетические исследования.

    По результатам исследования врач установит причину рассеянности и назначит лечение.

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

  • Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины.
  • Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды.
  • Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии.
  • Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления.
  • Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

  • скука;
  • невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме;
  • расслабленность и бессилие;
  • незаинтересованность;
  • безразличие;
  • не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

  1. Внешние факторы — болезнь или переутомление.
  2. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

  • Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы.
  • Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло.
  • Останавливайте суетливость в голове.
  • Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом.
  • Одновременно нужно заниматься только одним делом.
  • Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир.
  • Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент.
  • В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Вода

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

Рыба

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Не явились на назначенную встречу, стали упускать важные моменты в работе, не можете сфокусировать внимание на проблеме? Пытаетесь воспроизвести ситуацию, представить человека или объект, но вам не удается сформировать отчетливую картинку? По всей видимости, и вас настигла рассеянность. На фоне чего возникает рассеянность, забывчивость и невнимательность, попробуем разобраться в этой статье.

Нарушение концентрации внимания, а там и общая забывчивость, возникает вследствие некоторых заболеваний, настигает и людей пожилого возраста, от невнимательности страдают беременные женщины. Причина тут кроется в физиологических изменениях, которые настигают организм. Но мы рассмотрим именно психологические причины невнимательности, с которыми можно и нужно бороться.

Если вы регулярно забываете дома телефон, ключи от квартиры, смотрите в ежедневник, но не вспоминаете через минуту, что там прочли, задумайтесь, с чем это может быть связано.

Причины невнимательности. Начинаем разбираться

1. Техногенная перегрузка.

Эра новых технологий, переизбыток информации, постоянный стресс. Ускоренный темп жизни настигает каждого из нас. Это те условия, в которых живет большинство городских жителей. Способность нашего мозга к концентрации, структуризации и запоминанию ухудшается в таких условиях. Постоянные нагрузки и повышенная интенсивность жизни приводит к умственному и физическому, а также к понижению концентрации внимания.

Воспроизведите один из своих рабочих дней, когда вы вынуждены фокусировать внимание одновременно на нескольких задачах. Вы отвечаете клиенту по телефону, одновременно делаете пометки в своем ежедневнике, при этом пытаетесь пустить на печать документы. А в мыслях вы уже планируете маршрут грядущей поездки и поход за ребенком в детсад. В таких условиях, наряду со снижением внимания, не заставит себя ждать банальное переутомление и истощение.

2. Недостаток сна.

7-9 часов здорового сна нужно человеку для поддержки нормальной жизнедеятельности. Важно также засыпать в промежутке с 22-23 часов, именно в этот период организм лучше восстанавливается и пополняет запасы энергии. Хроническое недосыпание приводит к повышению раздражительности и возбудимости, провоцирует забывчивость. Физическая усталость гарантированно приведет к нарушению концентрации внимания.

3. Напряженная работа.

Вы регулярно испытываете раздражение при мысли о работе? Вы или условиями труда? Может, вас раздражает род деятельности или собственная неуспеваемость? Тогда работа, а точнее ее психологические последствия, и есть причина вашей забывчивости.

4. Стресс.

Рассеянность человека на фоне депрессии и стресса – одна из наиболее частых и распространенных причин забывчивости. В этой ситуации теряется способность к ясному мышлению, нарушается концентрация внимания. Направляя мысли в негативное русло, как это часто бывает при стрессе, вы провоцируете невнимательность уже тем, что не даете себе возможность видеть другие стороны ситуации.

5. Малоподвижный образ жизни и неправильный рацион питания.

Это факторы, на фоне которых развивается нарушение концентрации внимания. Конечно, просидев целый день дома с тремя пиццами наедине, вы вряд ли моментально почувствуете, как становитесь невнимательным. Но когда это становится нормой, организм не получает физической «встряски», сосредотачиваясь на работе и проблемах, у вас не остается ресурсов для других сфер жизни.

6. Хаос.

Отсутствие порядка в личной жизни, трудовой деятельности, эмоциональном состоянии — распространенные причины забывчивости. Связано это с тем, что, распыляясь на множество задач, вы физически не сможете охватить все. Структурируя свою жизнь, вы сможете проще управлять вниманием и концентрироваться на важных вещах.

Рассеянность человека может настигнуть в любом возрасте. В условиях современного ритма жизни нас настигает переутомление, умственное истощение, недосыпание, стрессовые ситуации. Эти факторы и провоцируют рассеянность, забывчивость и невнимательность.

Но понимая причины невнимательности, вы сможете ей противостоять. Избавьтесь от корня проблемы, и сможете предотвратить наступление негативных последствий. Если вовремя обратить внимание на внезапно возникшую невнимательность и неумение сосредотачиваться, велик шанс предотвратить более серьезные эмоциональные и психологические проблемы, возникающие на фоне перечисленных в статье факторов.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.