Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Определение экскурсии грудной клетки (ЭГК). Дыхательные экскурсии грудной клетки Средняя величина экскурсии грудной клетки

Сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Полученный результат фиксируется.

Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и выдохе.

Динамометрия

Обследуемый в положении «стоя» берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Исследование проводится 2-3 раза. Записывается лучший результат.

Ход работы:

1. Весо-ростовой индекс (Кетле)− определяет сколько граммов веса приходится на каждый сантиметр роста:

ВРИ= Вес (гр)

Рост (см)

Норма для девушек 325-375г., для юношей 350-400г. веса.

2. Экскурсия грудной клетки− определяет разницу величин окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе:

ЭГК= ОГК (на вдохе)- ОГК (на выдохе)

Норма для девушек− 5-7 см, для юношей− 7-10см.

3. Индекс Эрисмана− определяет пропорциональность соотношения между окружностью грудной клетки и ростом. Вычисляется в два приема:

а) ОГК (на паузе)= ОГК (вдох) +ОГК (выдох)

б) Э= ОГК (на паузе, см)-1/2 роста (см)

Норма для девушек− 3-7 см, для юношей− 5-8см

4. Динамометрия− определяет среднюю величину силы мышц кисти руки:

Д= Сила мышц руки (кг) 100%

Масса тела (кг)

Норма для девушек− 45-50%, для юношей− 60-70%

5. Крепость телосложения (по формуле Пиньи) :

КТ= Рост (см)- (Масса тела (кг)+ ОГК в фазе выдоха (см))

Результаты: меньше 10− крепкое телосложение; 10-20− хорошее телосложение; 21-25− среднее телосложение; 26-35− слабое телосложение; 36 и более− очень слабое.

6. Сравните полученные данные с нормативными данными, сделайте вывод о физическом развитии собственного организма.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные методы оценки физического развития Вам известны?

2. Что такое физическое развитие?

3. Какие группы показателей используют при оценке физического развития?

4. В чем суть метода комплексной оценки физического развития детей и подростков?

5. Что такое рост?

6. Какие правила необходимо соблюдать при измерении роста?

7. Как необходимо осуществлять измерение массы тела?

8. Что определяет весо-ростовой индекс?

9. Как необходимо проводить измерение окружности грудной клетки?

10. Что определяет экскурсия грудной клетки?

11. Что определяет индекс Эрисмана?

12. Что такое динамометрия?

13. Что такое конституция человека? От каких факторов она зависит?

Лабораторная работа № 2

Тема: «Определение уровня физического развития детей и подростков

центильным методом»

Цель работы: ознакомиться с центильным методом оценки физического развития.

Оборудование : ростометр, весы, центильные таблицы.

По каждому признаку физического развития в оценочных шкалах приводят семь фиксированных центилей: 3,10, 25, 50, 75, 90 и 97.

Центиль (или %)- это доля здоровых детей данного пола и возраста с одними и теми же показателями роста или массы тела. Промежутки между центилями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню физического развития (таблица 1) .

Таблица 1

1-й центильный коридор- область «низких» величин, регистрируется у детей, имеющих отклонения физического развития. Показано наблюдение у специалистов (педиатра, детского эндокринолога и т.д.).

2-й центильный коридор - область «сниженных» величин, показано консультирование у специалиста.

3-5-й центильные коридоры - область «средних» величин, встречается у 80% здоровых детей, наиболее характерен для данной возрастно-половой группы.

Определение окружности грудной клетки и головы проводят для оценки физического развития человека в основном в детском возрасте, а также с целью выявления некоторых заболеваний, связанных с органами дыхания. Правильный алгоритм проведения замеров производит врач, его ассистент или медицинская сестра с помощью специального инвентаря и соответствующих приборов. Объем легких замеряют с помощью спирометра.

Измерение окружности грудной клетки у взрослых мужчин и женщин

Измерение окружности грудной клетки проводят с помощью сантиметровой ленты в положении стоя. Человек при этом должен находиться в состоянии покоя. Для этого грудную клетку освобождают от верхней одежды, желательно и нижней, чтобы получилось максимально точное измерение. Правильное наложение сантиметровой ленты должно проходить по нижнему краю лопаток с задней стороны и по уровню 4 ребра спереди. Если смотреть по внешним признакам, то у мужчин этот параметр измеряется по уровню сосков, а у женщин по основанию молочных желез либо под ними. Правильное наложение ленты должно быть плотным, но без чрезмерного натяжения. Она укладывается в строго горизонтальном положении. У взрослого при достижении определенного возраста развитие и рост грудной клетки прекращаются. Изменения могут происходить только при наличии патологических процессов в организме пациента.

Для детей первого года жизни такая процедура входит в разряд обязательных, она позволяет определить индивидуальные особенности и уровень физического развития ребенка для его возраста.

Стоит отметить, что обычно средние показатели обхвата груди у мужчин и мальчиков выше, чем у женщин и девочек на 5 см. Однако есть ряд причин, способных повлиять на разброс этих значений, в результате чего может оказаться, что грудная клетка у женщины или девушки имеет большие показатели, и это будет тоже нормой, без каких-либо сопутствующих патологий.

Вместе с окружностью грудной клетки проводят измерение окружности головы. Ребенка усаживают на стул либо укладывают. Сзади сантиметровая лента располагается по максимальному выступу затылочного бугра, спереди - проходит по надбровным дугам. Рост грудной клетки особенно стремительно проходит в первые годы жизни ребенка и находится в большой зависимости от массы тела. За первые 12 месяцев жизни размер грудной клетки новорожденного увеличится в среднем на 13 сантиметров, что равно 50% от роста длины тела за этот же промежуток времени. У малышей окружность грудной клетки измеряется в лежачем положении. Такой подход применяется к детям, которым не меньше до 2 лет.

Существуют средние значения по изменению окружности грудной клетки и головы. Антропометрические данные рассчитаны на мужчин и женщин от рождения до становления взрослого человека:

Возраст Окружность груди у мальчиков, см % от длины тела Окружность головы у мальчиков, см % от длины тела Окружность груди у девочек, см % от длины тела Окружность головы у девочек, см % от длины тела
На момент рождения 33 68 36 68 31 66 35 67
1 месяц 35 66 37 66 34 65 36 67
2 месяца 37 66 38 66 36 65 37 68
3 месяца 38 66 41 65 37 65 39 68
6 месяцев 42 64 43 65 40 64 41 65
9 месяцев 44 64 45 63 43 64 44 64
1 год 45 62 46 62 46 63 45 61
2 года 50 58 47 56 51 60 46 56
3 года 51 55 49 51 51 58 47 52
4 года 52 51 50 50 53 56 49 50
5 лет 54 51 51 46 54 53 50 47
6 лет 56 49 52 44 56 52 51 43
7 лет 57 47 53 42 58 50 51 42
8 лет 58 46 53 40 59 47 51 44
9 лет 60 46 54 39 62 49 51 45
10 лет 63 45 54 39 63 48 52 40
11 лет 65 45 54 38 67 48 53 37
12 лет 67 46 55 36 70 48 53 35
13 лет 70 47 55 35 75 48 54 34
14 лет 75 47 55 34 77 49 54 33
Взрослый 88 50 56 33 83 50 55 32

Выравнивание может происходить как в большую, так и в меньшую сторону. На приеме в кабинете врача измеряют экскурсию грудной клетки. Это делается путем вычитания значений величины на выдохе от значений показателей на вдохе. В норме оно находится в пределах от 5 до 10 см. Отклонения от нее могут поставить под вопрос проблемы с легкими. У людей, занимающихся спортом, тоже могут быть увеличенные показатели между верхним и нижним значениями на 3-5 сантиметров. Общее увеличение объема легких наблюдается у профессиональных спортсменов и может значительно превосходить среднее значение до 30% и более.

Жизненная емкость легких - это функциональный показатель, определяющий возможности дыхательной системы человека. С помощью прибора медицинского назначения (спирометра) проводят измерение. Человек стоит ровно на горизонтальной поверхности и делает выдох с максимальной силой в мундштук спирометра. Всего проводится 3 таких измерения для более точного результата. Показатели складывают и делят на полученную цифру. Точность измерения округляют до 100 см³.

Определение величины объема легких

Для оценки полученных показателей используют формулу Людвига:

  • Расчет для мужчин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+30*вес (кг)-4400 ;
  • Расчет для женщин: ЖЕЛ = 40*рост (см)+10*вес (кг)-3800.

Для формулы можно использовать показатели из таблицы:

Вес, кг Рост,см
160 170 180 190 200
50 3000 3300 3600 3900 4200
60 3300 3600 3900 4200 4500
70 3600 3900 4200 4500 4800
80 3900 4200 4500 4800 5100
90 4200 4500 4800 5100 4400
100 4500 4800 5100 5400 5800

С возрастом происходят отклонения в сторону уменьшения объема легких, в том числе и за счет снижения уровня активности по сравнению с молодыми людьми.

Итог

Окружность грудной клетки, объем и экскурсия напрямую связаны с уровнем физического развития человека и является важнейшим показателем состояния здоровья, но всему есть разумный предел и стоит придерживаться золотой середины, чтобы не травмировать себя чрезмерными нагрузками или полным их отсутствием.


Изменения формы грудной клетки обусловлены движениями ребер и диафрагмы.

Движения ребер. Ребра соединены подвижными сочленениями с телами и поперечными отростками


Ш ЧАСТЬ VI. ДЫХАНИЕ


позвонков. Через эта две точки фиксации проходит ось, вокруг которой могут вращаться ребра. Когда в результате сокращения инспираторных мышц ребра поднимаются, размеры грудной клетки увеличиваются как в боковом, так и в передне-заднем направлении (рис. 21.2, А). Соответственно, когда ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается.

Ось вращения верхних ребер расположена почти поперечно; что же касается оси поворота нижних ребер, то она занимает более сагиттальное положение . В связи с этим ири вдохе верхние отделы грудной клетки увеличиваются в основном в передне-заднем, а нижние-в боковом направлении. Кроме того, поднятие нижних ребер приводит к большему увеличению объема грудной клетки.

Существует простой способ измерении подвижности грудной клетки. Он состоит в том, что определяют окружность грудной клетки при максимальном вдохе и


максимальном выдохе. Сантиметр проводят непосредственно через подмышечные впадины; при этом исследуемый должен держать руки «по швам». У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки в положениях вдоха и выдоха должна составлять 7-10 см, а у женщин - 5-8 см.

Поднятие ребер при вдохе обусловлено в основном сокращениями наружных межреберных мышц (рис. 21.2, Б) . Их волокна ориентированы таким образом, что точка прикрепления к нижележащему ребру расположена дальше от центра вращения, чем точка прикрепления к вышележащему ребру. В связи с этим при сокращении таких мышц на нижележащее ребро действует больший момент силы, и оно подтягивается к вышележащему. В результате за счет наружных межреберных мышц грудная клетка поднимается. В нормальных условиях большая часть внутренних межреберных мышц участвует в акте выдоха. Волокна этих мышц ориентированы таким образом, что при их сокращении вышележащее ребро подтягивается к нижележащему, и вся грудная клетка опускается.

Когда требуется усилить деятельность дыхательного аппарата, в частности при затрудненном дыхании, могут включаться кроме основных вспомогательные мышцы . К вспомогательным инспираторным мышцам относятся все мышцы, прикрепляющиеся к костям плечевого пояса, черепу или позвоночнику и способные поднимать ребра. Важнейшие из них - это большие и малые грудные, лестничные, грудино-ключично-сосцевидные и, частично, зубчатые мышцы (рис. 21.3). Для того чтобы эти мышцы могли участвовать в акте вдоха, необходимо, чтобы участки их прикрепления были зафиксированы. Типичным примером служит поведение больного с затрудненным


ГЛАВА 21. ЛЕГОЧНОЕ ДЫХАНИЕ 569


дыханием. Такие больные упираются руками в неподвижный предмет, в результате чего плечи фиксируются, и отклоняют голову назад. К важнейшим вспомогательным экспираторным мышцам относятся мышцы живота, подтягивающие ребра вниз и сдавливающие органы брюшной полости, которые при этом смещаются вверх вместе с диафрагмой.

Движения диафрагмы. Самая важная из основных дыхательных мышц - это диафрагма, иннервируемая дифрагмальными нервами (от сегментов С 3 -С 5). В норме диафрагма имеет форму купола, выдающегося в грудную полость. Во время выдоха она прилегает к внутренней стенке грудной клетки на протяжении приблизительно трех ребер (рис. 21.4). Во время вдоха диафрагма уплощается в результате сокращения ее мышечных волокон и отходит от внутренней поверхности грудной клетки. При этом открываются пространства, называемые ребернодиафрагмальными синусами, благодаря чему участки легких, расположенные в области этих синусов, расширяются и особенно хорошо вентилируются.

Перемещение нижней границы легких можно выявить путем перкуссии грудной клетки. Ниже этой границы определяется глухой звук, что связано с затуханием звуковых колебаний в тканях органов брюшной полости. Выше границы легких, т.е. над насыщенной воздухом легочной тканью, перкуторный звук более ясный. Так можно определить границу легких при максимальном вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей эта граница на максимальном вдохе должна быть по меньшей мере на три межреберных промежутка ниже, чем при максимальном выдохе.

Типы дыхания. Взависимости от того, связано ли расширение грудной клетки при нормальном дыхании


преимущественно с поднятием ребер или уплощением диафрагмы, различают реберный (грудной) и брюшной тины дыхания. При грудном типе дыхание обеспечивается в основном за счет работы межреберных мышц, а диафрагма смещается в известной степени пассивно в соответствии с изменениями внутригрудного давления. При брюшном типе в результате мощного сокращения диафрагмы сильно смещаются органы брюшной полости, поэтому при вдохе живот «выпячивается».

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Исследование задних отделов грудной клетки:

приложите большие пальцы к грудной клетке на уровне X ребра и параллельно ему с каждой стороны, а остальными пальцами обхватите с боков грудную клетку; при этом, устанавливая таким образом кисти, сместите их в медиальном направлении до образования кожных складок между большими пальцами и позвоночником. Попросите больного глубоко вдохнуть.

Исследование передних отделов грудной клетки:

положите большие пальцы вдоль реберных дуг, а кисти - на наружную поверхность грудной клетки. Сместите обе кисти навстречу друг другу до образования кожной складки между большими пальцами. Попросите больного сделать глубокий вдох. Проследите за расхождением ваших больших пальцев во время вдоха, оценивая таким образом объем и симметричность дыхательных движений.

К причинам одностороннего ослабления дыхательной экскурсии грудной клетки или отставания ее половины в дыхании относятся хронические заболевания легких и плевры, сопровождающиеся разрастанием в них фиброзной ткани, скопление жидкости в плевральной полости, долевая пневмония, обструкция крупного бронха на одной стороне, раздражение плевры на одной стороне.

ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ

Перкуссия помогает установить, являются ли подлежащие ткани плотными или они содержат воздух или жидкость, однако она позволяет оценить состояние тканей, расположенных в грудной клетке на глубине не более 5 - 7 см.

ПЕРКУТОРНЫЕ ЗВУКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Условия:

1. Правильное симметричное положение обеих половин грудной клетки.

2. Исследовать выстукиванием симметричного места на обеих половинах грудной клетки.

3. Положение больного - сидя или стоя.

4. Положение исследующего при перкуссии спереди - по правую руку больного.

5. Положение плессиметра должно быть параллельным границе тупости.

6. Направление перкуссии при определении границ легких - от ясного легочного звука к тупому. Спереди - по средне-ключичной линии, а с боков по средне-подмышечной, сзади - по лопаточной.



7. Сила перкуторного удара должна быть слабой. При перкуссии получаются следующие звуки:

ясный - звук здорового легкого,

глухой - звук с различными оттенками, от приглушенного - на местах, не содержащих воздуха, до абсолютно тупого (бедренная или печеночная тупость) - при выпотах,

тимпанический - вплоть до коробочного – при эмфиземе, пневмотораксе, над пространством Траубе.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ

Топографической перкуссией определяют высоту стояния верхушек легких, ширину полей Кренига и нижнюю границу легких.

Определение высоты стояния верхушек начинают спереди. Палец - плессиметр ставят над ключицей (конечная фаланга касается наружного края грудинно - ключично - сосковой мышцы). Палец передвигают вверх до появления укорочения перкуторного звука. Отметка границы по стороне пальца, обращенной к ясному звуку . В норме этот участок находится на расстоянии 3 - 4 см от середины ключицы. Сзади перкуссию верхушек ведут от гребня лопатки к VII шейному позвонку.

Определение ширины полей Кренига. Поле Кренига - полоса ясного перкуторного тона шириной 4 - 6 см, идущего от плеча к шее. Палец-плессиметр ставят перпендикулярно верхнему брюшку трапециевидной мышцы - на середину. От этого положения проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления, граница по стороне пальца, обращенной к ясному звуку.

Определение нижних границ легких начинают справа по средне-ключичной линии сверху вниз от ясного звука к тупому и прекращают с появлением укорочения перкуторного звука. Отметка границы по стороне пальца, обращенной к ясному перкуторному звуку. Подобным путем определяется нижняя граница по средне-подмышечным линиям и по лопаточным линиям справа и слева.

ГРАНИЦЫ ДОЛЕЙ ЛЕГКИХ



Сбоку : справа определяются все 3 доли, слева – 2 доли.

Определение подвижности нижних краев легких (экскурсия легких) проводят по средне-подмышечной или заднеподмышечной линиям. В норме нижний край легкого при усиленном вдохе опускается на 3 - 4 см ниже границы, при максимальном выдохе край легкого поднимается также на 3 - 4см. Таким образом, дыхательная экскурсия легких равна 6 - 8 см.

О подвижности нижнего края легких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.