Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Психосоматические расстройства у детей. Группы психосоматических расстройств у детей

Изучению психосоматики как причины множества заболеваний посвящено немало научных исследований. К сожалению, психосоматозы развиваются не только у взрослых, но и у детей, причем даже у тех, что воспитываются в самых благополучных семьях. Зачастую психосоматика болезней детского возраста лежит, что называется на поверхности, но нередко эти причины зарыты настолько глубоко, что без помощи специалиста просто не обойтись.

Почему появляется психосоматика заболеваний

Частые болезни детей - это серьезное испытание для их родителей. Уж, как только ни стараются они уберечь свое чадо: регулярно посещают врача, соблюдают все рекомендации, следят за питанием, не позволяют переохлаждаться, избегают посещения людных мест в период разгула ОРВИ или гриппа. Но есть такие дети, которых словно сглазили - никакие меры предосторожности не помогают, раз в 2 - 3 месяца приходится брать больничный. Родителям таких болезненных деток нужно знать, что их заболевания далеко не всегда вызваны или какими-то существенными проблемами с внутренними органами. Очень часто случается так, что даже самые лучшие специалисты, к которым обращаются за помощью, не могут при обследовании ребенка обнаружить у него серьезных патологий. Тем не менее, ребенок все продолжает болеть. Вроде бы подлечится, пропьет все лекарства, состояние на какое-то время улучшится. Но пройдет немного времени - и вновь жалобы на все те же недомогания, а следом за ними очередная вспышка болезни. В таких случаях вероятнее всего имеет место именно рассматриваемый нами феномен - устойчивое психосоматическое расстройство. А это значит, что проблемы со здоровьем имеют не только соматические, но и психологические причины. И помощи одного только педиатра мало, необходима еще консультация психолога или детского психотерапевта: именно они занимаются выявлением и устранением причин психологического уровня.

Психосоматика детских заболеваний - одна из основных проблем педиатрии нынешнего века. Число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами , заболеваниями мочевыводящих путей и желчного пузыря, различными аллергиями с каждым годом возрастает. И это при том, что в целом качество детского медицинского обслуживания если не улучшается, то, по крайней мере, остается стабильным. Значит, причины психосоматики того, почему болеют дети, именно внутренние, их надо искать в самих малышах, в их организме, в окружающей их обстановке.

Психосоматозы у взрослых также развиваются все чаще. При этом исследования показывают, что корни психосоматических расстройств в подавляющем большинстве случаев уходят в дошкольное детство. Это связано с особенностями эмоциональных реакций у детей в раннем возрасте. К подростковому возрасту психосоматозы уже «цветут пышным цветом» . Неутешительная статистика свидетельствует о том, что в последнее десятилетие вегетативная дистония наблюдается у каждого третьего подростка, неустойчивое артериальное давление (начало гипертонии или гипотонии) зафиксировано у каждого пятого ребенка, каждый четвертый стоит на учете у гастроэнтеролога, пульмонолога, кардиолога или эндокринолога. А такое традиционно возрастное заболевание, как атеросклероз сосудов, в последнее время катастрофически помолодело - его можно выявить уже в 12-13 лет. Так почему же именно дети в первую очередь подвержены психосоматическим заболеваниям? Попробуем в этом разобраться.

Возникновение детской психосоматики и причины, почему болеют наши дети, – те же, что и у взрослых, и формируются они по тому же механизму. Дети не всегда в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций, чувством душевного дискомфорта. Они могут даже не до конца понимать, что с ними происходит, не знать, каким словом обозначить то, что они испытывают. Осознанность таких переживаний развивается только в подростковом возрасте. Маленькие же дети чувствуют что-то смутное, давящее на них, испытывают неудовлетворенность чем-то. Но зачастую не могут пожаловаться, не зная, как описать свое состояние. Ситуация осложняется еще и тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение, им недоступны те способы, к которым могут прибегнуть в подобной ситуации взрослые. Вот почему психосоматические расстройства в детском возрасте возникают с куда большей легкостью. Ведь рано или поздно подавленное психическое состояние ребенка вызывает реакцию на физическом уровне. Это может выразиться в
развитии психосоматоза, устойчивого заболевания, которое будет терзать ребенка долгие годы и перейдет в его взрослую жизнь. А могут возникать более кратковременные болезненные состояния - в тех случаях, когда ребенок неосознанно запускает механизм, приводящий к появлению болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой.

Наверняка многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания - то у него болит живот, то голова. В некоторых случаях подобные жалобы являются чистой воды симуляцией и манипулированием, но они быстро выявляются и пресекаются бдительными родителями. Но вот если у ребенка действительно возникают различные болезненные симптомы - кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т.п. - можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства.

Предрасположенность ребенка к психосоматическим заболеваниям нужно рассматривать как комплекс проблем, включающий в себя соматический, психологический и социальный аспекты.

Соматические факторы, определяющие психическое здоровье человека и риск заболеваний

Соматическими факторами психического развития являются те особенности детского организма или те воздействия на него в раннем возрасте, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию. К факторам соматического здоровья относятся:

  • генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников);
  • осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание беременности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка;
  • нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной нервной системы;
  • стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца;
  • гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме ребенка в раннем возрасте.

В результате действия этих факторов риска соматических заболеваний у ребенка может быть ослаблена та или иная система организма. А как уже упоминалось, психосоматические расстройства развиваются по принципу «где тонко, там и рвется». Это означает, что психосоматическое заболевание возникает не произвольно, а выбирает слабое звено именно там, где сам организм дает сбой. Но сам по себе этот сбой мог бы так и не привести к заболеванию, если бы не действие психологических механизмов. Вот почему исследователи психосоматических расстройств утверждают, что, несмотря на безусловную значимость соматических факторов, ведущую роль в возникновении психосоматозов все-таки играют социально-психологические факторы. Это внешние события и внутренний отклик на них, все факторы, определяющие соматическое здоровье человека и не позволяющие ему чувствовать себя комфортно дома, не дающие ребенку нормально адаптироваться в детском саду и школе, препятствующие установлению равных отношений с другими детьми.

Ранние предпосылки к психосоматическим заболеваниям

Последние исследования в области психосоматической медицины показали, что предпосылки к психосоматическим заболеваниям могут закладываться у детей на очень ранней стадии - в младенчестве и даже в период внутриутробного развития. Казалось бы, что такое предположение беспочвенно, у эмбриона еще нет психики как таковой, следовательно, не может быть и речи об эмоциях и переживаниях. Но в действительности все не так просто. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает очень сильное влияние на здоровье ребенка. Трудно с точностью сказать, действительно ли заболевания берут свое начало еще во время вынашивания плода или они возникают лишь при рождении. Но нельзя отрицать, что такая связь существует.

Эти данные были получены при обследовании так называемых «нежеланных» детей - когда беременность была незапланированной и воспринималась будущей матерью как событие безрадостное, тяготящее, нарушающее ее планы. У таких детей сразу после рождения обнаруживались различные соматические расстройства, относящиеся к классическим психосоматозам: бронхит и врожденная бронхиальная астма, нейродермит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, различные аллергии, дистрофия, частая подверженность респираторным заболеваниям. То, что подборка заболеваний именно такова, позволяет говорить не об ослабленном здоровье в целом, а конкретно о раннем развитии психосоматозов.

Для того чтобы плод формировался и развивался нормально, очень важно позитивное эмоциональное состояние будущей мамы во время беременности. Для этого она нуждается в поддержке мужа, родных, близких. Любые негативные переживания, любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот важный для нее период могут послужить толчком к тому, чтобы у ребенка заложился очаг патологии. И эта патология проявится либо сразу после рождения, либо в первые месяцы жизни младенца. Даже если сама будущая мама хочет ребенка и ждет его рождения, на ее эмоциональное состояние очень сильно влияет отношение к ней окружающих. Обида, вспышки ревности, недостаток любви и внимания, ощущение покинутости вызывают сильнейшие негативные переживания, которые, в свою очередь, отражаются на ребенке.

Все сказанное касается не только периода беременности. Психоэмоциональное состояние матери после родов влияет на ребенка с удвоенной силой. После рождения малыш становится отдельным от матери существом с собственным организмом. Но в первые месяцы жизни между ними сохраняется теснейшая связь. Мама является для ребенка всем его внешним миром, и он невероятно чутко улавливает все сигналы, поступающие из этого мира. Все страхи, волнения, переживания матери передаются ему незамедлительно. Физически его организм уже отделился, но эмоциональное поле пока еще одно на двоих. Любой негатив, возникающий в этом поле, серьезнейшим образом сказывается на самочувствии ребенка и напрямую является причиной психосоматики болезней, ведь у младенца вообще еще нет возможности осознавать эмоции, не говоря уже о том, чтобы понимать происходящее с ним.

Вот почему так важен позитивный настрой матери во время беременности и после родов. И любящие родственники, в первую очередь отец ребенка, должны приложить все усилия, чтобы женщина была спокойна и счастлива, не нервничала, не раздражалась, не переутомлялась. Это не только залог счастливых семейных отношений, но и способ уберечь ребенка от ранней психосоматики.

Психосоматика как причина детских болезней

У многих болезней имеются наследственная предрасположенность, объективные причины (воздействия вредных внешних факторов, инфекция), однако в большинстве случаев болезни развиваются как психосоматические при неблагоприятных для детей условиях в семье. Особенности формирования личности ребенка, его способность адаптироваться к детскому саду и школе, коллективу ровесников и предшествующие психотравмирующие ситуации являются основой этих болезней. Причины, почему появляется психосоматика, можно сгруппировать следующим образом:

  • общие неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание;
  • повышенная нервозность родителей из-за нестабильной и напряженной жизни в современном мире;
  • сложность семейных взаимоотношений;
  • большая учебная нагрузка ребенка, который вынужден много часов проводить за выполнением уроков;
  • оценочные требования к детям и их разделение по способностям (успеваемость в классе, посещение школы с профильным уклоном);
  • непринятие индивидуальности ребенка в семье и школе, прививание ему стандартных норм поведения;
  • отношения между взрослыми переносятся в детский круг общения, где также возникают желание быть лучше, доминировать и т.п.;
  • повышение ответственности детей за свои поступки без учета реальных возможностей и неспособности многое предвидеть;

Психосоматические расстройства можно наблюдать у новорожденных, детей дошкольного возраста, но наиболее выраженными они становятся, начиная со школьных лет. В этот период жизнь детей значительно изменяется, появляются новые трудности, с которыми они не могут справиться и реагируют на них болезнью. В семьях с нарушенными отношениями и неправильным воспитанием дети часто остаются инфантильными. В отличие от взрослых, они не могут уйти, отказаться от посещения школы, поступить вопреки требованиям родителей и очень от этого страдают. У каждого ребенка есть самолюбие и чувство собственного достоинства, защитить которые он не может, что тоже приводит к болезни.

По мере того как малыш вырастает из пеленок, а затем начинает ходить в детский сад, школу, ему уделяют все меньше и меньше внимания, а требования увеличивают. Личные переживания ребенка при этом остаются незамеченными. Многие дети страдают от чувства вины, одиночества, отчаяния, считают себя неудачниками и подвергаются унижениям. Порой это происходит часто и совсем не замечается родителями.

Высок риск психосоматических проявлений у детей, к которым родители предъявляют завышенные требования. Они прилагают много усилий для того, чтобы оправдать ожидания родителей, и воспринимают ровесников как соперников и помеху. Выработанная под влиянием родителей завышенная самооценка формирует в их характере такие негативные черты, как зависть к чужим успехам, враждебное отношение к тем, кто оказывается лучше и получает похвалу от взрослых. На этом фоне постепенно вырабатывается «желчный» или «язвенный» характер. Органы пищеварения быстро реагируют на стрессы и отрицательные эмоции, а особенности личности вызывают соответствующие болезни (гастрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит). Дети при таком воспитании при слабых способностях вступают в упорную борьбу, что закрепляет психосоматические реакции и формирует болезнь. Все неудачи и промахи они воспринимают крайне болезненно, а сигналы тела они не понимают и не желают сдаваться.

Далее у ранимого ребенка появляются плаксивость и обидчивость, а общее самочувствие ухудшается, так как возникают головные боли, бессонница и другие недомогания. Ведь детский организм испытывает огромные перегрузки из-за постоянного нервного напряжения. Ребенок становится конфликтным - вспыльчивым и требовательным, а родители воспринимают его как взрослого и подчиняются ему.

При воспитании с эмоциональным неприятием у ребенка подсознательно формируется заниженная самооценка, но он не желает с ней примириться. Осознание собственной неполноценности вызывает у него протест и ожесточение. Он стремится всячески доказать, что он лучше, добивается признания и тоже затрачивает на это сил несоизмеримо больше по сравнению со своими возможностями. Такие усилия приводят к подавлению инстинкта самосохранения и непониманию своего тела. Несмотря на слабость, усталость, болезненные проявления, он упорно пытается доказать другим, что он достоин уважения. Уже в школе такие дети проявляют честолюбие и невероятное упорство, но терпят неудачи, постоянно переживают и зарабатывают проблемы со здоровьем.

Еще один вариант неизбежного появления психосоматики - внушение родителями ребенку необходимости социального успеха. Это становится наиглавнейшей ценностью для него, и он, проявляя послушание, лишается детства. Ребенку неинтересно играть с ровесниками, он предпочитает общаться с такими же серьезными детьми, как он сам, или взрослыми. Если у ребенка сильный характер, то он идет по пути взрослого и добивается социального успеха. У слабой личности появляются признаки психосоматики. При таком воспитании ребенок уже в детском саду отличается нервностью, повышенной раздражительностью, нарушениями сна. У этих детей выявляются нарушения работы пищеварительного тракта, перепады уровня артериального давления, функциональные нарушения сердечной деятельности, нейроциркуляторная дистония.

Нередко психосоматику того, почему мы болеем, провоцируют сами тревожно-мнительные родители. У детей, воспитываемых такими взрослыми, вырабатывются аналогичные качества. Он сомневается в своих силах, ожидает неудачи, не доверяет в полной мере родителям, воспитателям и ровесникам. У него отсутствуют такие черты, как зависть и честолюбие, но он обостренно воспринимает любые ситуации и всего боится. Стараясь избежать неудачи, он стремится выполнить все требования, сделать значительно больше, чем позволяют его силы и возможности. Такими детьми движет страх, и они подвержены заболеваниям сердца, легких и почек.

Ребенок с психосоматикой болеет то тем, то другим, иногда вообще непонятно, что с ним. Обеспокоенные родители постоянно заняты диагностикой, хождением с ребенком по врачам-специалистам, следят за малейшим изменением его самочувствия. Они проявляют внимание к ребенку, почти все время вместе с ним. Но, несмотря на усилия, ситуация усугубляется. У подростков и взрослых подобная привычка именуется ипохондрией и возникает, если человек постоянно прислушивается к своему телу, улавливая малейшие перемены. Он пристает к докторам с просьбами или требованиями излечить, облегчить страдания. Никаких серьезных патологий (по крайней мере, соответствующих описанной тревожной симптоматике) не обнаруживается. Иногда человек не просто выискивает болезнь, в той или иной степени увеличивая ее в своем сознании, но и действительно заболевает.

Диагностические процедуры при этом могут показать любую степень тяжести заболевания. Назвать такого человека ипохондриком уже сложно, так как болезнь действительно начала развиваться.

Если болезненные проявления повторяются у ребенка, то стоит рассмотреть их с точки зрения психосоматозов и выявить истинную причину возникновения психосоматики.

Статья прочитана 4 615 раз(a).

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы обсудим такую проблему, как детские заболевания. Ребенок – это отражение семьи. Если между взрослыми что-то пошло не так, первыми страдают малыши. Моя знакомая разводилась с мужем, и у ее мальчика на нервной почве начался сильный удушающий кашель! Женские форумы заполнены сообщениями следующего характера: «Помогите. Постоянно болеем, не можем ходить в садик. Больницы, врачи – все бесполезно». Взрослые знают, что большинство проблем – из-за нервов. В случае с малышами мы почему-то не думаем об этом. А ведь психосоматика детских болезней может многое объяснить… Начнем с основ.

Точка невозврата

Первые препятствия возникают, когда карапуз остается без нас. У кого-то есть возможность заниматься самостоятельно с дошкольниками, кто-то предпочитает отвести чадо в садик для социализации… В любом случае в какой-то момент кроха остается в одиночестве. Это нормально, ведь он медленно учится быть самостоятельным, контактирует с другими. Для нас это привычно. Для малыша отсутствие родителей – трагедия. В юном возрасте он переносит большинство потрясений и открытий.

Детки не могут сказать, что не так. Стесняются, еще не научились выражать сложные мысли, просто не до конца понимают… Тут-то и начинаются капризы и заболевания. Я не спорю, в садиках и школах действительно много «чужих» микробов. Но разве до этого мамочки сидели на месте? Нет. Они гуляли с карапузами, спокойно ходили по магазинам, записывались в различные кружки для самых маленьких. Там были такие же бактерии. Только ребенок не болел.

Знали ли вы, что по психосоматике детских болезней кашель – это скрытый протест? Если имеют место постоянные беспочвенные запреты, состояние легких будет усугубляться. Обычно чадо банально не хочет оставаться без родителей, отсюда заболевания. Мы сознательно подливаем масло в огонь, когда водим хороводы вокруг маленького пациента. Сложно воздержаться от желаний приласкать, пожалеть, утешить подарком… В итоге организм быстро запоминает, что болеть – хорошо, это внимание и забота. Кроха, может, и сама не хочет регулярно подхватывать микробов, но так получается.

Что делать?

Сразу скажу, что психосоматика – это не панацея. Переключать на нее все внимание и отказываться от традиционных методов лечения не нужно. Это лишь повод задуматься и посмотреть на внутренний мир, на отношения, а не на физиологию. Хуже в любом случае не станет. Кому вредили гармония и понимание в семье?

Ищите золотую середину. Детский иммунитет слабый, но залечивать каждый чих не стоит. Кстати, часто тот же кашель проходит, когда мамочки прекращают закармливать чадо сиропами и микстурами. Лекарства могут сами по себе раздражать слизистые!

Все детки индивидуальны, поэтому реагируют на неблагоприятные события по-разному. Например, согласно книгам по психосоматике детских болезней, насморк указывает на плохие отношения в коллективе. Неокрепшей психике достаточно любой внештатной ситуации, чтобы началась реакция. Например, такое может произойти из-за новой потребности соревноваться. Раньше малыш был единственным, кто получал похвалу. Он всегда был лучшим. А теперь вокруг воспитателя целая группа. Даже опытный педагог не будет относиться ко всем одинаково. Кто-то обязательно выделится.

Что делать? Научитесь слышать и понимать. Находите компромиссное решение. Если у ребенка нет таланта к учебе, помогите раскрыться в другой сфере, не забывая про общее развитие. Попробуйте музыку, пение, рисование, танцы… Вариантов много. Увы, во «взрослом» мире нужно уметь добиваться и самосовершенствоваться. Все через это проходят. Обидно, когда за рисунки из кружков и черточек вдруг перестают хвалить, но это часть жизни.

С высоты прожитых лет подобные проблемы мы считаем ерундой. У нас много других важных забот. Ну, подумаешь, кто-то игрушкой не поделился… Представьте, что творится в голове ребенка. Откажитесь от стереотипов, вспомните себя в его возрасте, поговорите. Живите вместе, а не отдельно. Вы мудрее и опытнее. Направляйте! Ни в коем случае нельзя отмахиваться и раздражаться, даже если у вас очень дурное настроение.

Энциклопедия заболеваний

Основные «запускающие» факторы – гиперопека, недостаток внимания, отсутствие понимания и плохие отношения между взрослыми.

По психосоматике детских болезней бронхит и пневмония – нехватка воздуха. У малыша нет своего свободного психологического пространства, его желания игнорируют. Отсутствует возможность самостоятельно набить шишки, все запрещают. Астма возникает из-за похожих причин. Имеет место чрезмерная мягкая опека, чадо не может дышать без мамы.

Патологии горла появляются от обид или замалчивания своего мнения. Обычно папы и мамы не воспринимают слова маленького члена семьи всерьез. Любая инициатива отсекается. Деткам буквально не дают говорить.

Уши становятся слабым местом, если в семье или новом коллективе часто общаются на повышенных тонах. Организм своеобразно защищается от крика и агрессии, переставая слышать.

Есть ли у вас какие-нибудь фобии? Настоящий страх вызывает непреодолимое желание свернуться в позе эмбриона. При этом возникают неприятные ощущения в области груди и живота. У детей желудочные боли также указывают на скрытый страх.

Плохие зубы – следствие сдерживания плохих эмоций. Злость, раздражение, гнев. Нужно выявить причину и устранить ее, одновременно мягко корректируя характер.

Дерматологические реакции – попытка установить барьер между собой и взрослыми. Деткам тоже нужно свое личное физическое пространство. Постоянное навязывание ласки иногда становится неприятным.

Недержание – усиленный контроль за самим собой, невозможность расслабиться. В итоге расслабление приходит в самый неудачный момент. Также это может быть попыткой привлечь внимание.

Отдельно упоминается в книгах по психосоматике детских болезней аллергия. Это комплексная патология, возникающая из-за тяжелых переживаний, усталости, накопленных эмоций. Аллергия означает отторжение чего-то в прямом смысле. Чадо могло устать из-за новых обязанностей, родительских требований или даже из-за собственных неудач. Непринятие какого-то жизненного аспекта просто приобрело более выраженную, физическую форму.

Сила сознания не знает границ. Взрослые умеют ее использовать и относятся к миру совсем иначе. Мы без стеснения посещаем психологов и охотно общаемся с ними. Для деток это насилие. Ребенок не видит проблему и не горит желанием разбираться с ней. Маленькие пациенты – самые сложные.

Кто знает наших карапузов лучше, чем мы сами? Мудрость и понимание обладают невероятной целебной силой! А у вас были «эмоциональные» заболевания в детстве? Исчезли ли они? Здоровья вашим деткам!

Современные родители всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда та или иная болезнь ребенка - простуды, кишечные расстройства, аллергии и так далее – возвращаются к нему снова и снова, что бы они ни делали, чем бы ни лечили. И вот уже задействованы все ресурсы, найдены лучшие врачи, а облегчение не наступает.

В этом случае психологи советуют обратить внимание не столько на физиологическое состояние ребенка, сколько на его психику. Сегодня широкое развитие получила наука под названием психосоматика, которая утверждает наличие связи между психологическим состоянием человека и его здоровьем.

Что такое психосоматика

Ни для кого теперь уже не секрет, что психологическое состояние сказывается на нашем физическом состоянии. Эта взаимосвязь и называется психосоматикой (слово состоит из двух греческих корней: психэ – душа, и сома - тело).

Но почему-то многие даже не задумываются о том, что дети точно так же подвержены психосоматическим воздействиям, как и взрослые. Ошибочно считать, что раз детские проблемы нам кажутся несерьезными, значит, и малышами они переживаются также легко. На самом деле, малыши относятся к своим неурядицам ничуть не менее остро, чем взрослые люди.

При этом маленькому человечку гораздо сложнее высказать наболевшее. Особенно если взрослые запрещают полноценно выражать свои мысли и чувства: «Ты же мальчик, разве мальчики плачут? Ты же воспитанная девочка, хорошие девочки так не кричат».

Чем более категорично высказывание родителей, тем больше ребенок чувствует себя виноватым, причем не только за то, как он выражал чувства, но и за сами эмоции. В итоге в стрессовых ситуациях ребенок остается один на один со своими проблемами, и вымещает их из области психологии в область физиологии.

В этом случае и возникают психосоматические расстройства у детей. Часто бывает очень сложно заподозрить психологическую основу реальной болезни. Но если болезнь возвращается вновь и вновь без видимой на то причины, имеет смысл рассмотреть психосоматику, как возможное объяснение.

Согласно последним исследованиям, психосоматические расстройства могут возникать даже у новорожденных детей. А некоторые медики высказывают предположение, что и в перинатальном периоде психологические факторы могут влиять на состояние плода.

Давно замечено, что нежеланные дети часто бывают излишне болезненными, ослабленными. Часто у них встречаются и заболевания, которые сложно бывает вылечить в рамках традиционной медицины. Что и позволяет предположить наличие психосоматики.

Вообще, для плода и детей в первые месяцы жизни эмоциональное состояние матери имеет огромнейшее значение. Уже давно никто и не пытается отрицать, что между матерью и ее ребенком существует тесня связь. Ребенок чувствует малейшие изменения в состоянии матери. Поэтому стрессы, недовольство, ревность, беспокойства могут повлиять негативно не только на женщину, но и на ее малыша.

Какие проблемы могут спровоцировать развитие психосоматических расстройств у ребенка в более старшем возрасте? Увы, их тоже немало. Недостаток внимания мамы, адаптация к садику или школе, постоянные ссоры дома, развод родителей, даже излишняя забота со стороны взрослых.

Например, когда родители ребенка постоянно ссорятся или даже готовятся к разводу, ребенок может заболеть для того, чтобы родители хотя бы ненадолго объединились для ухода за ним. Сложности адаптационного периода в детском саду также известны многим, и на частые болезни в это время родители просто не обращают внимание. Но если в те редкие моменты, когда малыш всё же ходит в садик, он возвращается оттуда грустный, а утром остается в саду с криками и плачем, возможно, стоит задуматься о поиске психологической подоплеки у частых простуд.

Нередко заболеть стремятся дети излишне требовательных родителей . Ведь во время болезни режим ребенка смягчается, а, нагрузки значительно снижаются. Для маленького человечка болезнь – единственная возможность отдохнуть.

У детей может быть огромное количество очень серьезных и, порой, трудноразрешимых проблем, о которых мы, взрослые, можем вовсе ничего не знать. А ребенок страдает, не всегда даже сам не зная, отчего ему так плохо, и что ему нужно. И уж тем более не в состоянии сам что-то изменить. Нервное напряжение накапливается и со временем начинает выходить наружу через самые разные болезни и проблемы тела, освобождая таким образом душу.

Как понять, в чем причина?

Врачи выделяют несколько групп заболеваний, которые чаще других бывают связаны с психосоматикой. К ним относятся простудные заболевания, ангины и бронхиты, аллергии, экземы и дерматиты, кишечные расстройства, даже диабет первого типа и онкология.

Причём, согласно наблюдениям опытных психологов, часто работающих с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, по тому, какое именно заболевание мучает вашего малыша, можно предположить и характер мучающей его проблемой.

Так, если ваш ребенок постоянно простужен , его мучает кашель или насморк, другие расстройства, связанные с затрудненным дыханием, вам предстоит найти, что именно «мешает дышать» вашему ребенку. Это может быть и чрезмерная опека взрослых и резкая критика в адрес любых его действий, и завышенные (не по возрасту или не по темпераменту) требования.

Все эти действия как бы заключают ребенка в кокон, мешая полноценно жить. Заставляют постоянно оглядываться: не обманет ли он ожидания родителей своим поступком, не расстроит ли их, не вызовет ли новый поток упреков, обвинений и критики.

Частые ангины, потеря голоса могут свидетельствовать о том, что ребенок хочет сказать что-то, но не решается этого сделать. Его может мучить чувство вины и стыда. Часто эти чувства надуманны, являются следствием попыток родителей убедить ребенка, что то или иное действие является недостойным, стыдным.

Возможно, у ребенка возник конфликт с кем-то из детей или воспитателей в садике, и он считает, что сам виноват в этом? Или он очень скучает по маме, но ведь ей надо работать, и он боится ее беспокоить.

Анемия также считается психосоматическим расстройством у ребенка и может свидетельствовать о том, что в его жизни слишком мало ярких, радостных моментов. А может быть, ребенок просто сомневается в своих силах? И то и другое, по мнению специалистов, может вызвать стойкий недостаток железа.

Стеснительные, замкнутые нервные дети чаще других страдают кишечными расстройствами . Кроме того, запор, боль в животе могут быть свидетельством острого чувства страха.

Чаще других на нервной почве возникают проблемы с кожей : аллергическая сыпь, экземы, дерматиты, крапивницы. К сожалению, определить причину подобных расстройств бывает очень сложно, такую реакцию вызывают самые разные трудности у детей. Проблемы и напряжение уже распирает ребенка, выплескиваясь на его кожу красными и зудящими пятнами, но какая это именно проблема? Вам придется проявить максимум внимания и тактичности к своему ребенку, чтобы разобраться и помочь ему.

Лечение психосоматических заболеваний

Самые большие трудности с лечением психосоматических расстройств у детей заключаются в их диагностике. Порой родители месяцами и даже годами не задумываются о том, что причина соматических проблем их чада кроется в напряженном состоянии психики.

Поэтому врачам, как правило, приходится иметь дело с крайне запущенным состоянием психологических проблем у маленького пациента. Естественно, что в этом случае лечение будет сильно осложнено.

В Европейской медицине уже некоторое время существует практика направлять детей с повторяющимися заболеваниями или частыми рецидивами хронических заболеваний на консультацию психолога. Это позволяет вовремя выявить зарождающиеся проблемы и решить их. К сожалению, в нашей стране такая практика пока не прижилась, и вся надежда в этом направлении только на внимательное отношение родителей к своему ребенку.

Но мало заподозрить у своего ребенка проблемы психосоматики. Очень важно убедиться, что действительно существует взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем ребенка, а также точно определить проблему, с которой предстоит работать.

После этого можно приступать к лечению психосоматических расстройств у ребенка. Такие болезни требуют к себе комплексного подхода. Врач, психолог и родители должна стать одной командой. Педиатр подбирает консервативный метод лечения, психолог работает с выявленной проблемой, а родители во всем их поддерживают, тщательно выполняют рекомендации и стараются сохранить дома теплую, дружескую атмосферу.

Если проблемы ребенка заключаются в затянувшемся адаптационном периоде, кому-то из родителей лучше снова посидеть дома. Это не значит, что ребенок останется с ним. По утрам его также нужно отводить в садик, но не на полный день, а на несколько часов, постепенно удлиняя эти периоды. Кроме того, если ребенок начинает плакать и капризничать, воспитатель сможет позвонить маме или папе и попросить прийти. Таким образом ребенок убедится, что родители всегда с ним, любят его и заботятся. Ему легче будет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Скорее всего, родителям придется сосредоточиться на построении с ребёнком более доверительных отношений. Он не должен бояться говорить с вами, делиться переживаниями, страхами и обидами. Он должен чувствовать, что вы всегда на его стороне. И даже если он неправ, рассказывать ребенку об этом необходимо в доброжелательной форме, ни в коем случае не критикуя и не осуждая его.

Если проблема изначально лежала именно в психосоматической плоскости, совместная работа над здоровьем ребенка в конце концов даст свои результаты и малыш пойдет на поправку.

Профилактика психосоматических заболеваний

Для психосоматических расстройств профилактика имеет особое значение. И дело не только в том, что подобные проблемы проще предотвратить, чем вылечить. Психологическое здоровье всегда нуждается в большем внимании, ведь если вовремя не отследить проблему в этой области, она остается с человеком на всю жизнь. При этом он может об этом и не подозревать. Но комплексы, фобии и другие расстройств напрямую влияют на жизнь человека в любом возрасте.

Огромное значение для профилактики имеет отсутствие поощрения болезни . Многие родители всячески облегчают жизнь детей во время болезни, разрешают им больше, чем обычно, покупают игрушки и снимают ограничения в сладком. Конечно же, ребенку в таких условиях значительно выгоднее болеть, чем быть здоровым, особенно если существуют и другие поводы, проблемы.

Это не значит, что к больному ребенку не нужно проявлять внимание. Нужно, но не чрезмерное. К тому же важно стараться наполнить жизнь здорового малыша достаточным количеством радостей, в которых больной ребенок будет ограничен.

Соизмеряйте нагрузку и требования . Не стоит ждать от ребенка только отличных оценок, иначе каждая четверка станет для него огромным стрессом. Не нужно также занимать каждую его свободную минуту какими-то занятиями и кружками. Развитие ребенка не должно происходить в ущерб его собственному свободному времени.

Современный ритм жизни почти не оставляет нам времени на себя и наших детей. Однако крайне важно все же находить время. Пусть это будет всего лишь час или даже полчаса, но вы должно посвящать его только ребенку и его интересам.

Помните о том, что чрезмерная опека и постоянные запреты могут быть не менее губительны, чем полное отсутствие внимания. Оставьте своему малышу личное пространство, хозяином которому будет только он.

Какими бы сложными ни были отношения в семье, постарайтесь сделать так, чтобы ребенка это не касалось. Не ругайтесь при детях, не кричите и не устраивайте скандалов. Не говорите плохо о тех людях, которые дороги вашему малышу.

Доброжелательная спокойная атмосфера любви и понимания в семье – лучшая профилактика любых психосоматических расстройств у детей. Да и взрослым она будет только на пользу, ведь мы так же подвержены психосоматике, как и дети.

Ответов

Предпосылками для возникновения таких расстройств являются индивидуально-психологические особенности личности и характера и состояние вегетативного гомеостаза. Наиболее подвержены формированию психосоматических нарушений лица со слабым типом реагирования на внешние раздражители. Это могут быть лица с астеническими, психастеническими, ипохондрическими чертами личности.
Актуальность необходимости выявления психосоматических расстройств диктуется статистическими данными специалистов из разных стран цивилизованного мира (Ремшмидт, Карвассарский и др.). По их обобщённым данным 22% пациентов, которые обращаются к врачам с многочисленными и различными жалобами на своё соматическое нездоровье, имеют психосоматические нарушения.

Психосоматические нарушения

Под психосоматическими нарушениями понимают психогенно обусловленные симптомы и синдромы со стороны соматической сферы, а именно – нарушения функциональных систем внутренних органов и других сфер.

В медицинской клинической психологии существуют несколько основных моделей формирования психосоматических нарушений:
1) психо-физиологическая модель, основанная И.П.Павловым и названная им «экспериментальный невроз», в основе которой лежит закрепление условно-безусловных рефлексов и срыв адаптации;
2) психодинамическая модель Александера, который определил психосоматические расстройства как «вегетативный невроз», при этом симптомы его могут проявляться физиологическим вегетативным сопровождением эмоционального состояния;
3) Пезешкиан, один из основоположников психосоматической медицины, полагал, что человек способен говорить речью органов, так как в этот момент не имеет других способов переработки своих переживаний;
4) социо-психосоматическая модель (Делиус) утверждает, что психосоматическая болезнь является результатом неправильного развития отношений между индивидом и социальными структурами, и главное – это неправильное решение своих индивидуальных проблем.
В механизме формирования психосоматических нарушений немаловажную роль играет фактор вегетативной дисфункции, что может стать «предиспозицией» в клинической картине психосоматического заболевания.

Критерии психосоматических расстройств

Критерии психологической диагностики психосоматических расстройств:
– наличие у пациента множественных и различных жалоб на симптомы со стороны внутренних органов или других систем, для которых не было обнаружено адекватного объяснения наличия соматического заболевания;
– игнорирование советов врачей в плане отсутствия у пациента болезни, бесконечные поиски им других врачей либо парамедиков, которые бы подтвердили наличие у него тяжёлого заболевания;
– явное нарушение семейного и социального функционирования, связанного с соматическими симптомами и особенностями поведения пациента;
– активное самолечение с множеством нецелесообразных обследований и употребление различных препаратов по совету других людей, но не специалистов, которым пациент обычно не доверяет.
Следует отличать психологические особенности у пациента с психосоматическими расстройствами – он создаёт свою индивидуальную концепцию внутренней картины болезни и считает её единственно правильной и непререкаемой.
При этом в отличие от «ипохондрика», где тот, в основном мысленно, считает себя больным, «психосоматик» же действительно испытывает от своих внутренних органов и других «больных» систем неприятные и подчас болезненные ощущения.
В медицинской клинической психологии рассматривают такие основные группы психосоматических расстройств:
– конверсионные или дисоциативные расстройства;
– функциональные синдромы или соматизованные, соматоформные расстройства, «неврозы органов».

Конверсионные, диссоциативные расстройства

Понятие «конверсия» было введено в клинику З.Фрейдом ещё в 1894 году. Под этим термином он понимал переход, конвертацию психической отрицательной энергии на психосоматический уровень. При этом обращает на себя внимание несоответствие между психотравмой и мотивами больного с тяжестью имеющихся у пациента симптомов. В последующем, когда подобные расстройства рассматривались лишь в рамках истерических симптомов, их определяли как «бегство в болезнь» от фрустрирующей ситуации. Однако, переход психологически отрицательной энергии на двигательный или соматический уровень значительно сложней по своему механизму. Здесь задействованы особенности личностного реагирования, стабильность мотивации, наличие сверхценной убеждённости пациента в правильном выборе собственной внутренней картины болезни, подчас глубоко скрытый внутриличностный конфликт, пассивно-защитный тип личности и многое другое.
Конверсионные расстройства могут проявляться в различных формах: двигательные нарушения, нарушения чувствительности, расстройства функции анализаторных систем (слух, зрение). Все эти расстройства психогенно обусловлены, и блокада функций не зависит от воли пациента. Возможно, поведение пациента кажется демонстративным, но оно явно не нарочито, это подсознательные нарушения.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конверсионные расстройства со стороны двигательной функциональной системы.

Двигательный ступор

Двигательный ступор – это полная обездвиженность пациента с утратой экспрессивной речи (ответа на вопросы). Такие расстройства чаще всего возникают при стрессовых ситуациях (катастрофы либо их свидетельство, острые психотравмы, переживание горя, страх перед неизвестностью).
Примером подобного состояния может послужить случай из практики.

Юра М., 12 лет, заболел внезапно. До болезни мальчик рос спокойным, общительным, но несколько боязливым ребёнком. В школе учился хорошо, успешно занимался в музыкальной школе по классу фортепиано.
Психогенная ситуация перед болезнью развивалась так: по настоянию врачей Юру поместили в отделение ЛОР для тонзилэктомии. После операции ему было больно и страшно, так как «со рта сочилась кровь, и я боялся умереть». Он начал плакать и звать медсестру, но в операционный день она, естественно, была очень занята и не сразу пришла. Страх у Юры нарастал, он стал кричать, чем обеспокоил медсестру, и она запретила ему реветь и потребовала, чтобы он лежал спокойно, а иначе могут быть плохие последствия. Мальчик перестал плакать и «замер».
С тех пор прошло 7 месяцев, а Юра оставался недвижимым, хотя ночью, во время сна, довольно свободно двигался в кровати. Ни с кем не разговаривал, ел из рук матери. За время болезни поменял несколько клиник, куда его перевозили в лежачем положении на носилках. Однако никаких неврологических расстройств выявлено не было.
Последние 2 месяца лечился в психиатрическом стационаре с диагнозом «психогенный конверсионный ступор». Затем по настоянию родителей был выписан домой в состоянии некоторого улучшения (начал садиться в кровати, восстановилась речь).
Весной отец вынес его на улицу и посадил в раздвижное кресло. Мальчик с удовольствием наблюдал за играми детей, стал более активным, повеселел.
Однажды рядом дети играли в мяч и случайно бросили его на колени Юре. Он поймал мяч руками и, отбросив обратно, рассмеялся. Он обрадовался, что может двигаться. С тех пор двигательная сфера стала постепенно восстанавливаться. В течение месяца вернулись движения в руках и ногах, туловище. Юра быстро научился ходить и бегать.
И вот, почти через 10 месяцев от начала болезни, Юра вернулся к полноценной жизни: продолжил учёбу в школе и успешно занимался в музыкальной школе.Однако, на протяжении последующих двух лет при встрече с медиками Юру словно подменяли: движения становились замедленными и неуверенными, походка неуклюжая, говорил после паузы, медленно растягивая слова. В повседневной привычной жизни мальчик был абсолютно здоров.

Психогенные параличи проявляются нарушением сложных и целенаправленных двигательных актов, произвольных движений. Но эти нарушения двигательной функциональной системы не укладываются в картину неврологического расстройства согласно иннервации.

Пример из практики . Девочка Маша, 12 лет, очень переживала по поводу развода родителей, после чего мать оставила семью и уехала с новым мужем за границу. Маша по своему желанию осталась с отцом. Пару лет они жили с отцом дружно, в полном согласии. Редкие встречи с матерью не нарушали их благополучной жизни. Однако, спустя 2 года после развода отец встретил женщину, с которой у Маши установились тёплые и доверительные отношения. Так было до того времени, пока отец не объявил о своей женитьбе на этой женщине.
Машу это очень огорчило, она предполагала прожить с отцом вместе, пока не станет взрослой. Настроение и отношения Маши изменились – она стала раздражительной, грубила отцу и его невесте, часто плакала, всеми способами выказывала активный протест женитьбе отца. Примерно через месяц после этих событий отца вызвали в школу и обратили его внимание на то, что отличница Маша стала плохо учиться, и особенно по письменным предметам. Девочка отказывалась делать письменные задания, заявляя, что ей стало трудно писать, «на письме корёжит руку». На вопросы отца Маша отвечала, что при попытке писать пальцы немеют, не слушают её и не могут написать нужных букв и цифр.
При осмотре девочки неврологом оказалось, что когда Маша берёт в любую руку ручку либо карандаш, рука как бы «цепенеет», становится жёсткой. Пальцы самостоятельно не разгибаются, хотя девочка делает тщетные попытки ими пользоваться на письме. С течением времени такие же явления повторялись и с пальцами стоп, что мешало ей надевать обувь и носки. Со стороны нервной системы каких-либо изменений выявлено не было. Пассивное сгибание и разгибание пальцев рук и стоп, произведенное врачом, удавалось легко, а вот произвольные движения блокировались.
После сеансов психотерапии состояние Маши улучшилось, она успокоилась, примирилась с женитьбой отца, произвольные двигательные акты восстановились полностью.

Астазия-абазия

Астазия-абазия – это невозможность сидеть, стоять и ходить самостоятельно, сохраняя равновесие, при этом сохранена возможность производить другие произвольные целенаправленные сложные движения.

Приведём пример психогенного расстройства такого типа.
Кира И., 16 лет, обратилась в клинику с жалобами на то, что она не может самостоятельно сохранять равновесие при ходьбе, стоя.
Из истории развития этого состояния известно, что семья состоит из 3-х человек: отец, мать и девочка. По характеру Кира спокойная, уравновешенная, коммуникабельная, хорошо учится и никаких проблем у неё нет. Кроме…её собственной семьи, где происходят постоянные скандалы между отцом и матерью, что очень расстраивает девочку. Во время этих конфликтов родители стремятся «перетянуть» её на свою сторону.
Однажды Кира заболела ОРВИ с невысокой температурой и катаральными явлениями. Через три дня после нормализации температуры мать, вернувшись с работы, обнаружила, что девочка по настоянию отца всё ещё находится в постели, а вокруг полно вещей и мусора. Мать возмутилась и потребовала, чтобы девочка встала с постели и убрала за собой. Но зашедший в это время отец стал возмущаться требованиями матери, кричал, утверждал, что девочка ещё слаба и тяжело больна. По настойчивому требованию матери Кира поднялась с постели и пошатнулась. Отец страшно закричал, увидев в этом проявления тяжёлой болезни девочки. Хотя врач накануне выписал девочку в школу и считал её здоровой.
С тех пор Кира стала жаловаться на то, что ей трудно самостоятельно стоять и ходить, потому что она «не чувствует ног» и не может сохранять равновесие. Отец предпринял активные попытки по установке диагноза и лечения девочки и стал обращаться к специалистам различного профиля. При этом врачи-неврологи с разных клиник не находили каких-либо отклонений в неврологическом статусе. Передвигалась Кира очень быстро на четвереньках.
На протяжении последующих двух лет отец, разуверившись в компетентности врачей, стал лечить её самостоятельно: методами нетрадиционной медицины, физическими упражнениями. Кира очень хорошо самостоятельно ездила на велосипеде, но стоять и ходить продолжала с помощью отца. Дома по-прежнему была напряжённая психологическая обстановка.
Однажды, когда Кира в очередной раз ехала на велосипеде по обочине дороги, ей навстречу нёсся огромный грузовик. Девочка испугалась, бросила велосипед и быстро побежала по тротуару. С тех пор она стала нормально ходить и бегать.
Через полгода она снова на приёме у врача, куда привёл её отец уже с другими жалобами. Кира стала отказываться от еды. В отдельной беседе с врачом девочка попросила избавить её от чрезмерной опеки отца, иначе она покинет дом.
Психотерапевтическая беседа с отцом не дала желательных результатов.
Мать подала на развод и размен квартиры. С тех пор Кира жила с матерью и жалоб на свои болезни не предъявляла.

Как видно из приведенного примера, психосоматические расстройства при наличии значимой для пациента психогенной ситуации могут меняться – от двигательных нарушений до соматизированных симптомов.

Расстройства со стороны органов слуха и зрения

Расстройства со стороны органов слуха и зрения также могут быть психогенно обусловлены, если ребёнок находится в хронической фрустрирующей ситуации. Это может быть психогенная слепота, полная или частичная, и психогенная глухота.

Пример из практики. Мальчик Женя, 10 лет, очень неохотно занимался музыкой по классу фортепиано. Учительница и родители не раз ругали его за нерадивость, плохую подготовку к занятиям. А Жене «не сиделось» на месте, очень хотелось поиграть с ребятами во дворе.
И вот однажды Женя пожаловался на ухудшение зрения; он не видит и не различает нотных знаков. Проверка состояния зрительного аппарата у окулиста показала нормальное зрение со стороны обоих глаз.
Но окулист обратила внимание на тот факт, что обычные буквы и цифры Женя хорошо видит, а нотные символы или схожие с ними рисунки – нет.
Была проведена психотерапевтическая беседа с Женей и его родителями, в результате которой было выявлено, что у мальчика сложный комплекс неприятия не только считывания нот, но и прослушивания музыкальных фраз. На время музыкальные занятия были приостановлены, а затем прекращены и вовсе, тем более, что Женя не обладал достаточными способностями для будущего музыканта.

Расстройства чувствительности психогенной природы чаще возникают после стресса и проявляются потерей ощущений (а не истинной чувствительности) в виде «носок» и «перчаток». Неврологическое обследование не выявляет никаких расстройств чувствительности по иннервационному типу. Тем более, что при отвлечении внимания эти явления исчезают, и реакции на болевые ощущения естественные.
Медицинские клинические психологи предлагают обратить внимание на психологические особенности пациентов с конверсионными расстройствами.

Симптомы у пациентов с конверсионными расстройствами

Для них характерно (Ремшмидт, Карвассарский):
– симптоматика имеет свои цели и содержание, её можно связать с провоцирующей ситуацией;
– симптоматика подчас носит демонстративный характер («смотрите какая у меня тяжёлая болезнь»);
– имеет место значительное противоречие между тяжестью симптомов и поведением человека: он остаётся бездейственным в отношении избавления от своей болезни;
– конечные ориентиры очевидны для людей, но не для самого пациента.

Соматизированный, соматоформный тип психосоматических расстройств представляет собой психогенно обусловленные нарушения функциональных систем регуляции различных внутренних органов.

С позиций медицинской клинической психологии в основе соматоформных расстройств лежит алекситимия. Термин «алекситимия» был введен Сифеос в 1973 году, что буквально означало – «без слов для чувств».

Алекситимия

Алекситимия – это психологическая характеристика, которой определяются следующие особенности индивида (Б.Д.Карвассарский):
1. Трудность в проведении различия между чувствами и телесными ощущениями;
2. Трудность в описании и идентификации собственных чувств;
3. Снижение способности к фантазированию, ограничение символизации;
4. Фокусирование в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
По определению Н.В.Хайтовича, «алекситимия – это ограниченная способность индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче».
С точки зрения концепции алекситимии неспособность индивида регулировать и модулировать причиняющие ему страдания эмоции на психическом уровне приводят к усилению физиологических реакций со стороны внутренних органов, особенно в стрессовых ситуациях (Тейлор, Карвассарский).
Если рассматривать детский возраст, то согласно основным концепциям психологии развития наличие алекситимических проявлений в психике ребенка может быть связано с вариантами недостаточного созревания вышеназванных компонентов психического реагирования на внешние условия.
В подростковом возрасте по психофизиологическим признакам возникают трудности в идентификации «себя» и собственных ощущений, эмоциональная нестабильность, ригидность подростковых мотиваций и недостаток опыта. Эти особенности психики подросткового возраста согласно психологии развития могут также явиться предиспозицией для возникновения алекситимических проявлений.
Кроме того, в детском и подростковом возрасте в механизмах формирования соматизированных расстройств играет роль также состояние вегетативной нервной системы как автономного регулятора функций внутренних органов.

Соматизированные, соматоформные расстройства

Соматизированные, соматоформные расстройства характеризуются наличием множественных, возникающих повторно и часто видоизменяющихся соматических симптомов, которые могут относиться к любой части тела или системе внутренних органов (Г.Хемингхаузен).
Такие расстройства хорошо известны педиатрам и семейным врачам.
Соматизированные расстройства в детском и подростковом возрасте представляют собою психогенно обусловленные симптомы, которые проявляются функциональными нарушениями регуляции различных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, системы терморегуляции и регуляции сна. Особое место занимает болевой синдром и его психологическое оформление.

В детском возрасте, особенно младенческом, чаще всего встречаются соматизированные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, расстройства терморегуляции и сна. Эти нарушения проявляются у младенцев с невропатической конституцией, в основе которой лежит вегетативная дизрегуляция функционирования внутренних органов. При этом незначительные условия физиогенного либо психогенного дискомфорта могут привести к появлению симптомов соматизированных расстройств.
Например, «кишечная колика» обычно возникает в возрасте до 3–4 месяцев и проявляется, как известно, спазмами по ходу кишечника. Это, естественно, очень беспокоит малыша и его родителей. Рассматриваются случаи, когда тёплые руки матери, спетая песенка нивелируют эти болевые ощущения, и ребёнок успокаивается. И, наоборот, вынужденное отсутствие матери является стрессовой ситуацией для малыша, и подобные явления повторяются и усиливаются. Описанные случаи положительного эмоционального влияния матери проявляются только в том случае, если в системе отношений «мать–дитя» наблюдается полное согласие, и мать «понимает» своего ребёнка, его потребности и эмоциональное состояние.
В младенческом возрасте также может наблюдаться частое срыгивание, иногда обильное, которое является сопровождением эмоционального беспокойства ребёнка.
Для ребёнка с невропатической конституцией также характерны расстройства терморегуляции, нарушение сна, . Причём, эти проявления могут быть спровоцированы разнообразными факторами: нарушение режима сна, незнакомый запах, наличие множества людей, которым хочется «потискать славного ребёночка», особенно в отсутствие матери, которую малыш воспринимает как «оберег», и т д.
В дошкольном возрасте соматизированное расстройство со стороны желудочно-кишечного тракта может проявляться в виде привычной рвоты.

Приведём пример из практики.
Люся С., 5 лет. Мама ребёнка обратилась на приём по поводу повторяющейся у него ежедневно по утрам рвоты. Девочка – единственный ребёнок в семье, росла эгоистичной, избалованной, плаксивой. Воспитывалась в семье из 3-х человек: мать, отец и дочь. В связи с занятостью родителей на работе Люся находилась преимущественно с бабушкой и чувствовала себя психологически комфортно.
Когда девочке было 4,5 года, бабушка заболела и не смогла ухаживать за Люсей. Девочку определили в детский сад, где её встретили доброжелательно. Но девочка не привыкла быть в коллективе детей, самостоятельно не умела наладить с ними контакт и отказалась посещать детский сад. Однако выхода у родителей не было, и Люся вынуждена была посещать детский сад. Примерно через 2–3 месяца у Люси по дороге в детский сад начиналась рвота. Обследование у специалистов не обнаружило каких-либо органических изменений со стороны внутренних органов девочки. А рвота продолжалась и перешла в «привычную рвоту».
После консультации психолога, проведения игровой психотерапии, психологической коррекции в системе отношений девочки с детьми рвоты прекратились.

В школьном возрасте также могут проявиться психогенно-обусловленные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта. Например, ощущение тошноты перед контрольной работой в школе, если школьник не уверен в успешной оценке.
Метеоризм, «синдром раздражённого кишечника» могут иметь психогенную провокацию на фоне вегетативной дизрегуляции у личности пассивного типа. Это одна из форм соматизированного реагирования на ситуацию.

Приведём пример из практики.
Игорь Л., 15 лет. По характеру спокойный, застенчивый, робкий, несколько неуверенный в себе, влюбился в одноклассницу. Он долго не решался пригласить её на свидание, при этом краснел, потел, с трудом произносил короткие фразы. И, наконец, свершилось! Девочка оказалась «побойчее» и сама пригласила Игоря на свидание. Он тщательно готовился, ночью плохо спал, волновался. Но встреча прошла интересно, эмоционально насыщенно, если бы не одно неприятное обстоятельство. Во время беседы у Игоря стало «бурлить в животе». С его слов: «Особенно шумно вёл себя кишечник и прямая кишка – она прямо пела». Игорю казалось, что девочка слышит эти звуки, и он, естественно, старался отодвинуться от неё. Такое поведение поклонника не понравилось девушке, и она ушла со свидания. В последующем любая встреча Игоря с девочкой сопровождалась более или менее интенсивными проявлениями подобного типа. Обследование кишечника и прямой кишки не выявило органических изменений. Обращение к психотерапевту помогло мальчику избавиться от этого «страдания».

Проведенная психотерапия повысила самооценку мальчика, научила его преодолевать психологически трудные ситуации и помогла снять внутренний комплекс собственной неполноценности.
Всем известно, что в ситуации стресса, помимо двигательной сферы, может реагировать и функциональная система желудочно-кишечного тракта. Эта соматизированная реакция может проявляться различно: запоры и диареи («медвежья болезнь»), анорексия и булимия и другие формы.
Соматизированные расстройства со стороны мочевыделительной системы также могут наблюдаться у детей.
Например, частичное мочеиспускание у мальчика во время урока у строгой учительницы. Эти проявления усилились после того, как учительница строгим голосом запретила ему пойти в туалет по надобности во время урока. Это привело к появлению психогенно обусловленного дневного энуреза, и мальчика пришлось перевести на домашнее обучение.
Обратим внимание на следующий случай и тактику врача в помощи ребёнку.

Маша, 4,5 года. Умная, общительная девочка воспитывалась дома под присмотром бабушки. Жили они на 4-м этаже пятиэтажки без лифта.
Однажды в конце октября Маша с бабушкой собрались идти гулять. Бабушка, которой трудно было подниматься по лестнице, напомнила девочке, что перед прогулкой нужно обязательно сходить в туалет. На что Маша ответила отрицательно, так как увидела на улице подружку и очень торопилась к ней. Бабушка с внучкой вышли на улицу, и буквально через 15 минут Маше потребовалось сходить в туалет и срочно помочиться. Естественно, бабушка вернулась с ней в квартиру и с раздражением отправила её в туалет. Однако Маша помочиться не смогла, несмотря на все усилия девочки и бабушки, «моча не отходила». Вызванные родители девочки отвезли её в поликлинику, где её обследовал уролог, но органических нарушений не выявил. Однако моча «не шла». Пришлось делать катетеризацию. С тех пор на протяжении 2-х суток катетеризацию мочевого пузыря повторяли неоднократно. Обследование у невролога также не выявило никаких органических изменений со стороны иннервации мочевыделительной системы девочки. C тех пор девочка стала активно сопротивляться посещению поликлиники. Приглашённый на дом врач провёл с Машей беседу. Затем они поиграли с куклой-голышом в ванной под струёй воды. Удалось уговорить девочку покупаться вместе с куклой. И когда Маша стала в ванную, то на лобок ей полилась тёплая вода – моча пошла рефлекторно. После нескольких сеансов рефлекторного мочеиспускания Маша стала мочиться произвольно, чему была несказанно рада.

Соматизированные расстройства со стороны дыхательной системы могут проявляться в форме гипервентиляционного синдрома (частое дыхание без физической необходимости), психогенный кашель, «мнимая бронхиальная астма» и другие.

Приведём пример из практики.
Ульяна, 15 лет. Обратилась по настоянию матери в пульмонологическое отделение с жалобами на постоянные приступы удушья. До этого она жила в небольшом городке и на протяжении 2-х лет безуспешно лечилась от бронхиальной астмы. Жили они вдвоём с матерью, отец умер, когда девочке было 3 года. Девочка обладала средними способностями, учёба давалась ей с трудом. Однако Ульяна была некритична к своим возможностям, имела завышенную самооценку и отсутствие реальной возможности к самореализации на желаемом ею уровне. К тому же она была крайне пассивна.
С тех пор как заболела девочка, средства на лечение давали родственники отца. В отделении пульмонолог при физикальном и инструментальном обследовании явных симптомов бронхиальной астмы не обнаружил.
Медперсонал обратил внимание на то, что любые ситуации в палате не в пользу девочки приводили к провокации приступа «астмы». При аускульптации в момент приступа никаких изменений в лёгких выявлено не было. Но девочка и мать продолжали настаивать на тяжёлой болезни. По их настойчивому требованию Ульяна получила направление в реабилитационный центр в Солотвино.
Вначале лечения с её слов приступы прекратились. Но затем после конфликта с нянечкой снова возобновились. Фиксация матери на болезни девочки поддерживала и провоцировала приступы удушья и страх перед возможностью задохнуться от нехватки воздуха.
Со временем Ульяна перестала учиться даже дома, заявляя при этом, что вид тетрадей и книг приводит к появлению приступов. То есть личность «вошла» в болезнь, и возникло патологическое развитие личности пассивно-защитного типа с проявлениями алекситимии.

Следует отметить, что в механизме истинной бронхиальной астмы также присутствует психосоматический радикал. Так, например, уберечь больного от наступления очередного приступа поможет его уверенность в незамедлительной помощи со стороны окружающих или наличие под рукой необходимого лекарства.
Психогенный кашель может возникнуть у ребёнка после нетяжелого ОРВИ, когда соматические проявления уже прошли, но кашель остаётся и проявляется в трудной ситуации (контрольная работа, конфликты в семье и школе).

Нарушение терморегуляции

Нарушения терморегуляции – повышение либо понижение температуры тела под влиянием психотравмирующих обстоятельств может наблюдаться у детей и подростков. При наличии постоянного субфебрилитета, который не может быть объяснён органическим заболеванием со стороны внутренних органов либо гипоталамической области, целесообразно обратиться к медицинскому психологу. В его задачи входит: исследование психологических особенностей личности, её реакций во фрустрирующих ситуациях, а также выявление внутриличностного конфликта у пациента, а у подростков – наличия внутренней картины болезни, алеситимического радикала.
Соматизированные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы проявляются в форме «невроза сердца», гиперкинетического сердечного синдрома, психогенной пароксизмальной тахикардии и других нарушений ритма сердца. Эти расстройства хорошо известны врачам и широко представлены в соответствующих публикациях (Н.В.Хайтович, Г.Ремшмидт).
Болевой синдром и его психосоматические аспекты являются одной из центральных проблем в биологии, медицине, психологии.
По определению П.К.Анохина, «боль – это своеобразное психическое состояние человека, обусловленное совокупностью физиологических процессов центральной нервной системы, вызванных к жизни каким-либо сверхсильным или разрушительным раздражителем». Болевое ощущение возникает под влиянием внешних раздражителей и является предупреждением о грозящей человеку опасности.
Однако, врач не всегда может судить об объективной характеристике боли и всех её параметров. Это связано с тем, что боль является субъективным ощущением, которое зависит не только от интенсивности и качества вызвавшего её раздражителя, но и от психологической личностной реакции индивида на болевое ощущение.

Психологические факторы

Из психологических факторов, имеющих большое влияние на переживание боли, выделяют следующие, основные (Б.Д.Карвассарский):
– отвлечение внимания пациента от окружающего мира и сосредоточение его на болевом ощущении и ожидании его;
– особенности личности пациента, стойкость и выносливость к боли либо изнеженность и непереносимость болевых ощущений;
– различные эмоциональные состояния в стрессовых ситуациях могут блокировать болевые ощущения (посттравматический шок);
– общественно-моральные установки и направленность жизненных ценностей человека, которые могут определять его отношение к боли.
Примером того, что в болевом синдроме, кроме физиогенных механизмов, присутствуют психологические факторы, являются различные формы психалгии.

Психалгия

Психалгия – это ощущение боли в различных частях тела (голове, конечностях, спине), которое возникает и усиливается под влиянием психотравмирующей ситуации и может самостоятельно исчезнуть после её прекращения.

«Фантомные» боли

«Фантомные» боли – это боль в несуществующей части тела или органа, также имеет психосоматический механизм.
Психалгии и фантомные боли успешно лечатся гипнотерапией либо другим видом психотерапевтического вмешательства, которое больше подходит данному пациенту. У детей и подростков психалгии нередкое явление, которое возникает в ситуации фрустрации, и может задерживаться надолго по принципу патологически упрочившихся связей. Разорвать эту связь можно путём применения адекватной для личности пациента психотерапии.

Хотите знать больше – прочитайте:

1. Анохин П.К. – Узловые вопросы теории функциональной системы. М., Наука. 1980.
2. Карвассарский Б.Д. – Учебник психотерапии. Питер. СПб. 2002.
3. Менделевич В.Д. – Клиническая и медицинская психология. М. Медпресс-информ. 2002.
4. Ренмшмидт Г. – Детская и подростковая психиатрия. М., Эксмо-пресс. 2001.
5. Психология развития. – Под ред. М.Марцинковской. М., Академия. 2001.
6. Учебник – клиническая психология.– Под ред. Карвассарского Б.Д. 2-е изд. СПб. Питер. 2006.
7. Хайтович М.В., Майданник В.Г., Ковальова О.В. – Психотерапія в педіатрії. Київ. Аспект-поліграф. 2003.
8. Хемингаузен К. – Соматоформные расстройства. В кн. «Детская и подростковая психиатрия». М., Эксмо-пресс. 2001. с. 334 – 338.

Психосоматические расстройства у детей и подростков (ПСР) – ряд заболеваний, вызываемых физиологическими и психическими нарушениями. Толчком к их развитию обычно служат психотравмирующие ситуации. Прямая связь между физиологическими отклонениями и психическим состоянием впервые была доказана еще в начале прошлого века.

Частые причины

Ученый, основоположник психосоматики Ф. Александер выделил основную группу заболеваний:

  • Язва 12-перстной кишки и язвенный колит.
  • Бронхиальная астма и эссенциальная гипертония.
  • Артриты, нейродермит и тиреотоксикоз.

Врачи называют эти нарушения болезнями цивилизации и считают стресс-зависимыми. У детей дошкольного возраста проявления расстройств наиболее выражены. Их организм не способен справиться с патологией, что способствует развитию серьезных заболеваний. Приведем основные симптомы, причины появления ПСР, а также дадим их классификацию.

Симптомы психосоматических расстройств

Наиболее распространенные признаки психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста и подростков – жалобы на невротические боли в области сердца, спины, живота, в мышцах рук и ног. Во время медицинского обследования обычно никаких серьезных отклонений не обнаруживается. Показатели анализов могут быть вполне нормальными или иметь незначительные изменения. В некоторых случаях могут наблюдаться такие симптомы:

  • отсутствие аппетита, рвота, булимия, жажда;
  • бессонница, плач без причины, патологические привычки;
  • головокружение, одышка, учащенное сердцебиение.

Кроме того, у малыша может наблюдаться психическая астения (нервно-психическая слабость). Этот недуг проявляется в виде повышенной утомляемости, апатии, вспыльчивости, ослабления памяти, шума в ушах и вегетативных нарушений. Психосоматические реакции у детей дошкольного возраста обычно быстро проходят — их вызывает сильный эмоциональный стресс из-за испуга, обиды или вследствие других неприятных обстоятельств.

Не всегда кратковременные проявления являются психосоматическим расстройством. Медицинские обследования на наличие заболеваний внутренних органов необходимо проходить регулярно.

Психосоматические расстройства у детей: классификация

Психосоматические расстройства группируются по патогенезу, функциональной структуре и смыслу симптоматики. Основные виды:

  1. Функциональные психосоматозы . Данные психосоматические расстройства у детей возникают из-за однократного обстоятельства, неприятного для личности ребенка, или по причине регулярных переживаний. Они не нарушают функции систем внутренних органов и не вызывают их повреждение, однако проявления могут быть весьма необычными: поносы и запоры, желудочные колики, анорексия (у подростков), невротический кашель, сердечная аритмия и прочее.
  2. Специфические психосоматозные расстройства в первую очередь сказываются на физиологическом здоровье ребенка. Они характеризуются структурными нарушениями внутренних органов, такими как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет 2 типа, гипертония, коронарная болезнь сердца и прочее.

Для того чтобы выявить предрасположенность малыша к психосоматическим расстройствам, специалисты применяют различные методы психологического тестирования.

Причины возникновения психосоматических расстройств

Любые психосоматические расстройства развиваются вследствие пережитого стресса и из-за негативной обстановки в семье или обществе. Провоцирующие факторы не всегда удается определить сразу. Ими могут стать:

Условная выгода У ребенка проявляется заболевание, которое поможет ему добиться какой-либо цели. Это не симуляция, симптомы образовываются на бессознательном уровне, вызывая при этом реальные болевые ощущения.
Копирование Дети могут идентифицировать симптом заболевания, если он есть у другого человека, близкого по эмоциональному состоянию.
Пережитый ранее стресс Неприятное обстоятельство, нанесшее психологическую травму ребенку в прошлом, оставляет эмоциональный след. Дети часто переживают неприятный опыт заново. По этой причине возникает риск появления невротических заболеваний.
Самонаказание Такая реакция может образоваться, если ребенок по-настоящему виноват, либо вообразил вину. Она помогает облегчить состояние, несмотря на то, что в реальности осложняет жизнь.
Внушение заболевания В этом случае малышу попросту внушают, что он болен. Обычно это происходит непроизвольно, родители, или другие люди, представляющие авторитет в его глазах, могут допустить неосторожное высказывание в его присутствии. Стоит отметить, что наиболее внушаемым, человек становится в момент эмоционального напряжения.

Психологи провели множество исследований ПСР, что помогло установить совокупность причин, напрямую влияющих на развитие патологии:

  • Наследственные факторы.
  • Индивидуальные особенности личности (застенчивость, преобладание негативных эмоций над позитивными, сложности в общении с окружающими и другое).
  • на личность ребенка.

Родители и педагоги обязательно должны стараться установить доверительные отношения с ребенком, ведь эмоциональная сфера детей с психосоматическими расстройствами – очень важный фактор при выборе метода лечения болезни и ее диагностики.

Лечение и профилактика психосоматических расстройств

В современной медицине существуют различные методики лечения психосоматических расстройств. Обычно больным назначают медикаментозное лечение, совмещая его с психотерапевтическими сеансами.

В целях профилактики врачи рекомендуют родителям создать комфортные условия для ребенка. Это, прежде всего, касается корректировки социально-психологической ситуации. Ведущий специалист в данной области Д. Н. Исаев написал книгу, в которой можно найти все необходимые рекомендации по профилактике психосоматических расстройств у детей.

Самостоятельное лечение психосоматических расстройств недопустимо! Только квалифицированный врач способен избавить ребенка от проблемы. Основная задача родителей – предупредить болезнь и помочь вылечить ее.

Во время исследований заболевания, ученые выяснили, что у большинства взрослых больных расстройства тесно связаны с психологическими травмами, полученными в детстве. Своевременное лечение обеспечит полноценное развитие ребенка и поможет избежать множества проблем в дальнейшем.