Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Панические атаки – причины, симптомы (вегето-сосудистая дистония, кардионевроз), стадии панического расстройства, методы лечения. Как справиться с приступом самостоятельно? Причины, лечение и профилактика панических атак у детей. Панические атаки у детей:

Симптомы, связанные с тревогой

Вегетативные симптомы

  • учащение сердцебиения;
  • ощущение удушья либо нехватки воздуха;
  • тошнота;
  • потливость;
  • повышение артериального давления;
  • озноб, дрожь.

Другие симптомы

  • головокружение;
  • предобморочное состояние;
  • звон в ушах;
  • онемение и т.д.

Причины паники

В современном мире ребенок испытывает огромное давление во многих аспектах своей жизни. Даже в младшем школьном возрасте дети сталкиваются с конкуренцией, стараясь быть более популярными и физически привлекательными. Если у ребенка что-то не получается, появляется страх насмешек и непонимания. Именно зачастую лежат в основе панических атак. Кроме этого, ребенок тонко чувствует любые семейные проблемы. Они могут повлиять на гармоничное развитие малыша. Нередко дети испытывают страх в школьной обстановке, из-за чего замыкаются в себе, не могут наладить контакт с одноклассниками, становятся невнимательными. Эти приводит не только к ухудшению отношений с окружающими, но и к снижению успеваемости. Если Вы заметили, что Вашего ребенка что-то тревожит, постарайтесь поговорить с ним на эту тему, узнать причину. Напряжение и страх начнут возрастать, если малыш будет скрывать свои эмоции.

Лечение панических атак

Что могут сделать родители

При появлении ПА ребенок чувствует себя незащищенным и ранимым. Старайтесь уделять ему больше внимания и поддерживать его. Спокойная домашняя атмосфера особенно важна для таких детей. Постарайтесь придумать общее хобби, главное - будьте рядом с ребенком. Если он почувствует к Вам доверие, то сможет рассказать о своих страхах.

Что может сделать врач

В ряде случаев целесообразно обратиться к детскому психотерапевту. Врач поможет установить причины панических атак и выявить провоцирующий фактор. Психотерапевт расскажет Вам, как необходимо вести себя при внезапном появлении у ребенка ПА, как общаться с такими детьми. После постановки точного диагноза и выявления сопутствующих заболеваний врач может назначить курс лечения. Прием лекарственных препаратов в данном случае направлен на блокирование ПА, уменьшение тревожности, устранение вегетативных симптомов и прерывание приступов. Наиболее эффективным считается комбинированное лечение, сочетающее методы психотерапии с применением лекарственных средств.

Мы с вами завершает тему, касающуюся приступов панических атак, и поговорим об их лечении в домашних условиях. В этих случаях главное не в приеме медикаментов или надеждах на их помощь, а на методах немедикаментозной коррекции.

Попогает релаксация при помощи череды глубоких вдохов и выдохов, когда вы концентрируетесь на дыхании и представляете как легкие, а потом и все ваше тело будет насыщаться полезным для клеток кислородом. Параллельно можно будет повторять любые фразы, которые могут вас успокоить. Это могут быть установки «у меня все в порядке, я спокоен» или « сейчас я успокоюсь и возьму себя в руки». После подобного сеанса не должно ощущаться тяжести в голове, наоборот, это приводит к ясности ума и ощущению бодрости тела. Также может помочь и методика расслабления путем напряжения. Для подобного метода необходимо сесть на кресло или стул, расстегнув всю стягивающую и сковывающую движения одежду. Надо вытягивать пальцы ног и напрягать стопу и икры. Нужно задержать ноги в таком положении, затем их расслабить. Опираясь на пол пятками, поднимая вверх пальцы на ногах, напрягайте споты и икры, подержите ноги в таком положении не менее 10 секунд, затем расслабьтесь. Далее стоит поднимать прямые ноги параллельно полу, подержав их в напряжении 10 секунд и опустив. Еще помочь могут методики медитации, но им нужно обучиться и практиковать их постоянно, чтобы научиться управлять телом и мыслями.

Отличным источником позитивных эмоций и эндорфинов, природных гормонов удовольствия может стать спорт. Катания на велосипеде, бег или же ролики, коньки и лыжи, плавание или танцы помогут держать тело в тонусе, помогая бороться со стрессами. Ежедневные пробежки помогут вам в борьбе со стрессами и станут источником выздоровления. Полезной будет и мышечная релаксация, основанная на принципах самовнушения, занятиях йогой или напряжению с расслаблением, методиках визуализации, когда вы представляете свои части тела расслабленными.

Помогают занятия на повышение стрессоустойчивости с повышением уровня самооценки, отказом от сравнения себя с другими и неконструктивной критики, фиксированием своих достижений и выбором яркой привлекательной одежды. Вам нужно научиться отказывать людям, избавляться от переживаний по поводу ошибок, которые вы совершили, полезно просматривать юмористические программы – смех является источником позитивных эмоций и борется со стрессами. Важно найти себе хобби по душе, чтобы оно вызывало положительные эмоции и удовлетворение. Могут помочь курсы по повышению квалификации и новые знания, арт-терапия, раскраски, рисование. Также обязательно нужно высыпаться, полезно вести личный дневник, в нем стоит записывать для себя, в каких из ситуаций возникают приступы, какие эмоции провоцируют те или иные симптомы. Это поможет в анализе ситуации совместно с психотерапевтом и устранении этих факторов.

Что важно в питании?
Важно сокращать прием кофе, алкоголя, черного чая и курение, они обладают мощным стрессорным эффектом также не стоит пропускать приемы пищи, понижение уровня глюкозы крови не полезно для мозга, который подвержен психическим атакам. Особенное внимание стоит уделить фитотерапии, периодами стоит принимать чаи или отвары липового цвета, мелиссы, пустырника, цветков ромашки ил корня валерианы. С шишками хмеля можно принимать также ванны. Для профилактики панических атак полезными будет продукты с высоким содержанием витамина С – это цитрусы, сладкий перец, отвар шиповника, киви и яблоки, а также магний, содержащийся в плодах авокадо, кураге, коричневом рисе, бананах и бобовых, цинка – из говядины, индейки, цельнозерновых круп. Полезен и кальций в виде творога и сыра, лосося, молочных продуктов. Однако, для данных продуктов могут быть ограничения при совместном приеме их с некоторыми препаратами.

Если врач-психиатр устанавливает диагноз панических атак, из него вытекает и методика их лечения при помощи различных препаратов. К ним можно отнести транквилизаторы в виде диазепама, сигнопама или дормикума, препараты трициклических антидепрессантов в виде дезипрамина, мелипрамина, анафранила. Также прописываются антидерпессанты, ингибирующие особые ферменты – это пиразидол, аурорикс. В периоде их приема необходимо соблюдение особой диеты с исключением бобовых, сыров, алкоголя и квашенной капусты. Могут быть показаны антидепрессанты, которые ингибируют обратный захват серотонина – золофт, прозак, паксил, феварин, ципрамил и ноотропные препараты в виде глицина, мексидола, лецитина и пиритинола. Дозировки в каждом конкретном случае подбираются только врачом. Принимать их будет нужно строго по схеме, расписанной специалистом, а резкая их отмена опасна обострениями.

Для лечения панических атак активно применяются психотерапевтические методики лечения. К ним относят телесно-ориентированную терапию и психоанализ, гештальт-терапию и нейро-лингвистическое программирование, системную семейную психотерапию и даже гипноз. Врач будет подбирать методики из перечисленных или других, которые будут актуальными в каждом конкретном случае.

Панические атаки у детей.
Хотя панические атаки у детей, которые еще не достигли подросткового периода являются редкостью, но они вполне возможны. Одинаково страдают от них как девочки, так и мальчики, особенно те их них, кто обладают такими чертами как ответственность и застенчивость, часто ощущают тревогу, могут фиксироваться в своих переживаниях. Причинами для атак могут становиться стрессовые состояния – развод родителей или переезд, ссоры, отношения в классе или с противоположным полом. Наибольшего пика атаки достигают к возрасту 15-18 лет, в периоде полового созревания. Проявляться атаки у детей в дошкольном возрасте могут в виде острых респираторных приступов – остановок дыхания, которые происходят без лихорадки, без наличия ознобов или свистов в дыхании. Проявлениями атак у более старших детей или подростков могут стать учащенное дыхание и сердцебиение, потливость с ознобами, повышение давления, ощущение ползания мурашек по телу в периоды сильного страха.

На фоне приступов у детей могут быть жалобы на боли в животе или головные боли, зачастую в периоды тревоги и стресса у них могут формироваться рвоты и поносы, а приступы завершаются обильным отделением мочи. У девочек зачастую происходит нарушение схемы тела, а также формирование дымки, через которую они видят окружающих мир как в пелене. Зачастую могут быть усиление дыхания с затуманиванием сознания, преходящие асимметрии на лице, выгибания туловища и невозможность движений. Диагноз будет устанавливать только врач-психиатр после исключения всех возможных органических и психических расстройств. При панических расстройствах дети будут избегать определенных ситуаций или мест, но при этом социальная активность их страдать не будет. Перед тем, как обратиться к психиатру, будут исключены эпилепсия, менингиты, патологии сердца и проблемы кровообращением мозга. В периоды между кризами и приступами у детей могут формироваться фобии и проходящие болевые синдромы, проблемы со зрением или слухом.

Еще статьи на тему "Расстройства нервной системы":


























Если у Вас есть дети, и у кого-то из них наблюдаются перечисленные ниже симптомы, то Вам следует задуматься и возможно, сходить к детскому психоневрологу. Нелишне будет.

Статья написана медицинским языком, но родители теперь все грамотные. Если какое-то слово Вам непонятно, спросите у меня или поищите значение в интернете. Вопросы по прочитанному ко мне.

Панические атаки у детей являются проявлением нарушений в нежной и неокрепшей психике, которые чаще всего порождены страхами различной этиологии.

В их основе – ранняя социализация, непомерные психоэмоциональные нагрузки, повышенная чувствительность. Выявление «виновников», своевременная помощь человеку, проходящему процесс формирования, являются залогом его крепкого душевного здоровья и гармоничного развития.

Причины ПА

Происхождение панических атак у маленьких непосед может быть связано:

  • С повышенной тревожностью и чрезмерной опекой родителей, которые усиленно контролируют школьную жизнь, здоровье и личное время своего чада.
  • С воспитанием в семье, где отец и/или мать находятся в какой-либо из форм химической зависимости (наркомания, алкоголизм).
  • С возникающими в жизни психотравмирующими событиями – развод родителей, переезд и пр.
  • С нездоровыми, конфликтными отношениями в семье.
  • С детскими фобиями: страхом темноты, страхом отрыва от матери и пр.

Причинными факторами появления глубинных, «животных» страхов у ребенка в 5 лет и возрастом чуть старше часто становится резкость и строгость родителей. Также они могут быть следствием потери теплоты отношений между взрослыми и маленьким человеком, «накрывающее» его чувство (особенно в ночное время) незащищенности. Мамам-папам очень важно учитывать, что именно в это период у ребенка возникает притязание через любовь и одобрение старших подтверждать собственную значимость.

Психологи отмечают, что у ребенка с 7 лет неконтролируемые страхи зачастую связаны с другой, новой обстановкой, поскольку он начинает посещать школу. У него меняется окружение, в жизни появляется важный человек – учитель, который бывает достаточно строг. Страх совершить неправильные действия может привести к сильному душевному разладу, которое и заканчивается болезненным приступом.

В переходном возрасте вегето-сосудистая дистония и ПА бывают спровоцированы хроническими недугами. Это время также часто связано с «буйством» гормонов, которые вызывают аритмию, тахи-и брадикардию. Медиками замечено, что при ВСД старшие дети нередко судорожно прислушиваются к сердцебиению, а при панических атаках у них дополнительно может возникнуть страх остановки миокарда.

Симптоматика панических атак

Моменты панических атак у детей наступают спонтанно, без каких-либо видимых оснований. Они не таят угрозы для жизни ребят, характеризуются вегетативными нарушениями, в т. ч:

  • чувством пересыхания ротовой полости;
  • бледностью эпителия;
  • повышенной тревожностью;
  • гипертензией;
  • усиленным потоотделением;
  • звоном в ушах и туманом перед глазами;
  • дрожью, онемением конечностей.

У детишек во время приступа нередко возникает тремор век и губ, болезненность в области грудной клетки, головокружение. Также при ПА у них может возникнуть тошнота, не связанная с питанием. Нередко атака заканчивается внезапно, сопровождаясь значительным мочеиспусканием (моча светлая с низкой относительной плотностью). Поскольку дети не всегда могут объяснить свое состояние, указать на болезненные участки, а также разнообразные симптомы ведут к тому, что аномалия не всегда диагностируется вовремя.

Обратите внимание : Особенность панических атак у маленького человека зачастую связана с отсутствием у него опыта в жизни, поэтому он не может понять и принять свое состояние. Родителям важно не оставлять кроху один-на-один с мучительными страхами даже на короткое время.

Как лечить, чтобы не навредить

Лечение ПА у детей направлено на облегчение протекания мучительных приступов. Для исключения какой-либо другой патологии, которая может иметь схожую симптоматику с паническими атаками, ребенка обязательно должны осмотреть: терапевт, невропатолог и кардиолог.

Наиболее эффективным методом считается психотерапия, в особенности, если паническая атака у ребенка наблюдалась неоднократно. При панических атаках могут применяться:

  • Терапия когнитивно-поведенческая. Учит вовремя «улавливать» панические мысли, заменять их положительными. Дает возможность ребятишкам понять свою боязнь, объяснить ее взрослым.
  • Терапия эмоционально-ориентированная. Она направлена на развитие у даже совсем маленьких пациентов позитивного мышления.
  • Арт-терапия. Позволяет психологам через рисунок увидеть страхи и тревоги своих пациентов. Помогает снять у них накопившееся напряжение в короткое время.

Другой вид лечения – медикаментозный. Чтобы не усугубить аномалии, фармакологические препараты назначаются исключительно медиками с учетом всех особенностей ребенка, характера панических атак. В частности, они показаны на ранних этапах и/или при особо тяжелых характеристиках происходящих процессов.

Профилактика недугов у детей

Что делать, дабы уберечь растущего человека от панического страха?

  • Во-первых, следует быть с ребенком в максимально теплых отношениях, всячески ограждать его от стрессов, не перенапрягать.
  • Во-вторых, очень деликатно учить его адекватно относиться к другой обстановке, новым людям, происходящим событиям, даже если они не нравятся.
  • В-третьих, необходимо все время поддерживать и поднимать его самооценку.

Родителям важно вовремя выявить панические атаки у детей, понять их причины, должным образом к ним отнестись. Очень важно иметь план действий, который согласован с медиками. Помнить, что даже мелкие страхи в жизни ребенка имеют свойство переходить в более сложные проблемы.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.