Заболевания, эндокринологи. МРТ
Поиск по сайту

Детские неврозы: причины, симптомы, лечение и профилактика. Невротические реакции у детей – что это? Неврастения у детей дошкольного возраста

Мы живем в странную эпоху. С каждым днем все больше разных развивающих игр и методик для детей, а у родителей все меньше времени, на то, чтобы с детьми играть. Увеличилось количество неполных семей, дети переживают на себе стресс родительского развода, а в дальнейшем – жизнь с неродным папой, и.т.д.

Существенно выросла и учебная нагрузка на детей. По развивающим кружкам чадо начинают водить чуть ли не с рождения, а к школе он уже должен уметь и читать, и решать примеры. Все это вкупе создает для ребенка чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, которые не всякий организм способен пережить без ущерба для себя.

С каждым годом возрастает количество детей, у которых определяют различного рода невротические нарушения. По статистике, к окончанию младшего школьного звена, неврологически здоровых детей остается едва ли половина. Часто встречаются и неврозы у детей, и целый ряд других неврогенных расстройств.

Детский невроз представляет собой неглубокое (при благоприятных условиях – полностью устранимое) психическое заболевание у ребенка, симптомы которого уже нередко диагностируются и у подростка, и у ребенка младшего школьного, и даже дошкольного возраста. Каковы же причины неврозов у детей? Все ли дети ему подвержены?

Происхождение заболевания: почему именно мой ребенок?

Невроз у детей раннего возраста (до 2-3 лет) обычно связан с физиологическими причинами. Позже, когда формируется характер ребенка, в силу вступают и психологические причины. Но для малышей возраста 0-3 года ведущим стрессовым фактором является состояние здоровья, в данном случае нервной системы ребенка. Симптомы (признаки) невротического расстройства у детей этой возрастной категории, могут быть обусловлены такими причинами:

  • тяжелое течение беременности, заболевания матери во время беременности и прочие факторы, которые привели к внутриутробной гипоксии плода, и той или иной степени поражения нервной системы ребенка;
  • родовые травмы, неблагоприятное течение родов, следствием которого также явилось перинатальное поражении ЦНС ребенка;
  • частые болезни ребенка в раннем возрасте, тяжелое течение болезни (осложнения).

Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические.

К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки, неблагоприятные отношения в семье, проблемы в детском садике. Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной системы и психики:

  1. Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.
  2. Неумение защитить свои интересы, беззащитность.
  3. Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.
  4. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).
  5. Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей).
  6. Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).
  7. Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

  • физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой легко формируются неврозы у детей и подростков);
  • психологические причины.

Физиологические предпосылки уже описаны выше, именно на базе такого психотипа и формируются детские неврозы в любой возрастной категории. А вот психологические причины варьируются в зависимости от возраста. И неврозы у детей, и другие невротические нарушения чаще проявляется в период возрастного кризиса в жизни ребенка.

На период жизни 3 года – 6 лет (ребенок дошкольного возраста) приходится возрастной кризис 3 лет. Он связан с формированием «Я»-концепции ребенка, малыш начинает осознавать себя, свои желания, свое отличие от окружающих. Одно это порождает почву для стрессов и конфликтов. К тому же, именно в этом возрасте происходит первый опыт социализации (ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения), идет активное формирование речи и мышления (большая психоэмоциональная нагрузка). Пик родительских разводов тоже чаще всего приходится именно на этот возраст (3 года – 6 лет). Все эти факторы в совокупности создают почву, на которой формируется невроз у детей, проявляются его первые признаки и симптомы.

На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в условиях учебы, и зависит от школьных достижений. Значительно возрастает информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может возникать детский невроз.

Невроз у детей в подростковом возрасте (12-16 лет) подкрепляется подростковым возрастным кризисом. Гормональная буря, перепады настроения, частые депрессии – постоянные спутники этого возраста.

Таким образом, и неврозы у детей и у подростков базируются на слабости нервной системы, с одной стороны, и повышенной психоэмоциональной нагрузке, с другой.


Симптомы и виды

Неврозы у детей и подростков имеют признаки (симптомы) как физиологического, так и психологического характера. К физиологическим симптомам относятся:

  • нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет);
  • нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия);
  • головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга;
  • мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • нервный кашель, недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста);
  • спазматические боли в области сердца или желудка;
  • нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы имеют также психологические признаки (симптомы):

  • раздражительность, перепады настроения (максимально проявляются у подростков);
  • чувствительность, ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия);
  • угнетенное, депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков);
  • страхи, фобии;
  • истерики, падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

В соответствии с определенным набором симптомов, и неврозы у детей, и подростковые неврозы делятся на несколько видов:

  1. Невроз истерический (истерики, падение на пол, крики, рыдания).
  2. Невроз астенический (слабость, утомляемость, расстройство сна, плаксивость). ВСД часто сопровождает и астенические неврозы у детей, и у взрослых.
  3. Невроз навязчивых состояний. К нему некоторые авторы относят и обсессивный невроз (для него характерны различные тики, судороги, мышечные спазмы), и фобический невроз (страхи темноты, одиночества, разлуки с близкими, смерти).
  4. Депрессивный невроз – желание уединиться, депрессии, подавленное настроение. Больше всего проявляется в подростковом возрасте.
  5. Ипохондрический невроз – страх заболеть, тоже чаще встречается у подростков.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы необходимо лечить комплексно, учитывая и психологическую, и физиологическую симптоматику.


Методы реабилитации и профилактика

Лечение невроза у детей осуществляется с помощью таких специалистов:

  • невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику);
  • детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания);
  • психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых);
  • другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист).

Комплексное и своевременное лечение невроза у детей помогает полностью устранить симптомы заболевания. Но помните, что особая уязвимость нервной системы вашего ребенка – это качества, заданные ему природой на всю жизнь.

Именно поэтому такое значение имеет профилактика неврозов у детей. И основная роль тут отводится именно родителям.

Чтобы обеспечить психическое здоровье вашего малыша, соблюдайте следующие несложные правила:

  1. Создайте ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы.
  2. Внимательно следите за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку).
  3. Обязательно обеспечьте ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение.
  4. При психологических проблемах в семье, не затягивайте визит к семейному психологу.
  5. По возможности, обеспечьте ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия).
  6. Используйте при необходимости доступные дома средства релаксации (хвойная ванна, аромалампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика и методы мышечной релаксации, прием успокоительных трав и сборов). Детей постарше можно обучить медитации. Йога хороша для всех возрастов, сейчас существует даже беби-йога для малышей.

И неврозы у детей, и подростковые неврозы проще предупредить, чем лечить. Но, хотя лечение невроза у детей и непростая задача, полное выздоровление возможно при условии, что вы обратитесь к специалистам как можно раньше.

Вам также может быть интересно

Наверняка нет для родителей проблемы больше, нежели болеющий ребенок. И тут трудно определить, какие заболевания тяжелее. Иногда обычное ОРЗ перерастает в осложнения в виде глухоты, а иногда и, казалось бы, незначительные психические расстройства способны поломать всю дальнейшую жизнь. Итак, чем характеризуются детские неврозы? Каковы их причины, виды, лечение?

Невроз у ребенка

Неврозом называют обратимые расстройства психики, вызванные воздействием травмирующих факторов. При таком нарушении нервные клетки мозга не разрушаются, временно расстраивается только их нормальная деятельность. По этой причине невроз называют в медицине функциональным нарушением.

У детей чаще всего данное состояние бывает результатом сочетания нескольких причин, которые по отдельности угроз не представляют. Большое значение при этом играют особенности ребенка, который находится под действием конкретного раздражителя, имеющего эффект травмы. Если у него есть генетическая склонность к психическим расстройствам, то малейшие раздражители в виде постоянных криков или упреков сформируют в нем невроз. Многие невротические признаки у малыша так и остаются на всю жизнь, если не заниматься его лечением. Предупреждение травмирующих факторов может остановить развитие неврозов у детей.

Психологи констатируют: корни детских неврозов - в семье, в неправильном воспитании ребенка , подавлении его личности, пережитых стрессах.

Признаки и симптомы неврозов у детей дошкольного возраста

Родители обязательно должны обращаться к специалистам, если замечают у дошкольника тики, то есть непроизвольные дергания мышц лица либо тела. Это один из симптомов невротического расстройства.

Консультации детского психиатра требует также энурез (ночное недержание мочи) и энкопрез (недержание кала). Эти два явления считаются симптомами невроза, если в дошкольном, младшем школьном возрасте ребенок вдруг перестал себя контролировать, утратил навык контроля над мочеиспусканием и частично над дефекацией.

Насторожить родителей должны и такие признаки, как заикание и навязчивые движения. Это может быть качание тела вперед-назад или со стороны в сторону.

Частым симптомом описываемой патологии среди пациентов дошкольного возраста являются расстройства сна. Если ребенок привык засыпать в 9 вечера, и у него это получалось довольно быстро, а затем вдруг он перестал так засыпать, то мама с папой должны насторожиться. В дошкольном возрасте признаками невроза являются страхи темноты и боязнь одиночества. Нередко дошкольники боятся персонажей из сказок и фильмов либо выдуманных родителями „бабаев” с целью воспитания и послушания. Часто по этой причине ребенок плохо засыпает ночью.

Признаками невротических расстройств в дошкольном возрасте являются также дрожание рук и припадки, судорожное глотание и приступы удушья, повторяющаяся рвота и обмороки, вспышки ярости.

Признаки и симптомы неврозов у детей младшего школьного возраста

Такие расстройства могут наблюдаться вплоть до 18 лет. Но в плане их диагностики четко определить признаки невроза можно лишь после 6-летнего возраста. До этого периода расстройства носят стертый характер и по этой причине остаются нераспознанными либо незамеченными родителями. Иногда папа с мамой просто не хотят замечать эти симптомы, потакая малейшим капризам ребенка, выполняя все требования или, наоборот, запрещая все и подавляя его желания.

Признаками неврозов детей младшего школьного возраста могут быть такие проявления:

  1. Эмоциональная нестабильность, перепады настроения.
  2. Склонность к капризам.
  3. Раздражительность.
  4. Возбудимость.
  5. Непереносимость резких звуков и запахов.
  6. Двигательная суетливость.
  7. Быстрая потеря интереса к определенным занятиям.
  8. Неустойчивое рассеянное внимание и отвлекаемость.
  9. Расстройства сна.

Признаками неврозов в возрасте после 6 лет могут быть припадки в форме падения с криками, ударами об пол. Они могут возникать у детишек в связи с обидами и недовольством отказа родителей в детских требованиях.

Признаки и симптомы неврозов у подростков

Детям старшего школьного возраста свойственны страхи болезней. Это могут быть те болезни, о которых подростки слышат рассказы взрослых. В этом возрасте дети могут носить в себе переживания о том, что тоже могут заболеть болезнями взрослых и умереть. Страх смерти - один из наиболее характерных признаков невроза подросткового периода. Подростки также могут бояться подавиться при еде. В этом возрасте у школьников бывают и навязчивые переживания в виде хульных мыслей, противоречащих нравственным установкам.

Редкой формой проявления неврозов у подростков бывают навязчивые влечения. Они не могут реализоваться и поэтому трансформируются в тревогу и страх.

Причины и виды неврозов

Главной причиной невротических расстройств являются психические травмы, что проявляется реакцией личности ребенка на неблагоприятную ситуацию либо длительным преодолением трудной ситуации, неспособностью адаптироваться к ней. Чем больше предрасположенность малыша к нервозам, тем меньшей травмы достаточно для развития психоневроза. Кстати, больше подвержены таким расстройствам мальчики.

Для возникновения невроза имеют значение такие предпосылки:

  1. Биологическая природа: наследственность и перенесенные болезни, протекание беременности и родов.
  2. Психологическая природа: психотравмы и психотравмирующие ситуации.
  3. Социальная природа: родители и сексуальное воспитание .

К развитию неврозов у детей в любом возрасте приводят и такие факторы, как длительное недосыпание, перегрузки умственного и физического плана.

Но по утверждению психологов, основные причины нервных заболеваний кроются в ошибках воспитания. Родители порой приводят ребенка на прием к врачу, сразу же указывая, куда ему встать, сесть, что делать и что говорить. К сожалению, такие родители свое поведение считают вполне нормальным и хотят видеть причины неврозов в школе, детском саду, педагогах, но не в себе.

Какие бывают неврозы:

Все невротические расстройства детского возраста классифицируются на несколько видов. Специалисты выделяют наиболее распространенные из них:

  1. Невроз страха . Страх может проявляться при засыпании ребенка. Это больше характерно дошкольному возрасту, когда дети боятся темноты и животных, их напугавших, персонажей из фильмов. У первоклассников наблюдается страх школы с непривычной дисциплиной и режимом, что иногда может проявляться отказом идти в школу. Таким неврозам больше подвержены дети, которые до этого не посещали детский сад, а воспитывались дома.
  2. Невроз навязчивого состояния . Он характеризуется преобладанием качающих телодвижений, опасений, мыслей, которые возникают вопреки желанию и преследуют ребенка. Это могут быть навязчивые тики в виде мигания и наморщивания лба, частые повороты головы, дергание плеч, притоптывания ногами. Тикозные движения всегда связаны с эмоциональным напряжением ребенка. При фобиях как виде навязчивых состояний у детей возникает боязнь острых предметов и закрытых помещений. В более старшем возрасте это может быть страх болезни и страх покраснеть. Нередко это и страх устного ответа в школе.
  3. Депрессивный невроз . Это больше всего характерно подросткам. Проявляется депрессивный психоневроз подавленным настроением, грустью, апатией, тихой речью, плаксивостью, стремлением к одиночеству. В высказываниях подростка преобладают фразы о собственной малоценности, зависть другим подросткам и даже суицидальные мысли. При этом возможны снижение аппетита и массы тела, запоры и бессонница.
  4. Истерические неврозы . В младшем школьном и дошкольном возрасте встречаются припадки в виде ударов об пол и падения с разбрасыванием конечностей, громких криков, доходящих до хрипов. Такие состояния возникают как реакция на родительский отказ.
  5. Неврастения . Возникновению этого вида психоневроза способствуют перегрузки умственного и физического плана. Это могут быть слишком большие нагрузки при подготовке к соревнованиям по определенному виду спорта или посещение большого количества репетиторов. Тогда ребенок раздражителен и несдержан, часто у него случаются вспышки гнева.
  6. Ипохондрический невроз . Чаше бывает у подростков. Это слишком большая озабоченность здоровьем и мысли по поводу возникновения болезней, не характерных подростковому возрасту.

Лечение и профилактика неврозов

Поскольку причиной возникновения неврозов бывают недостатки и издержки воспитания, то и начинать лечение нужно с налаживания здоровой атмосферы в семье. Это и есть лучшая профилактика неврозов. Нужно просто быть внимательным к ребенку и замечать изменения в его поведении. Не засыпает ребенок нормально несколько вечеров? Поговорите, узнайте, что его тревожит, чего он испугался. И ни в коем случае не ругайте сына за трусость. Наоборот, постарайтесь внушить ему, что родители - лучшие защитники и помощники.

Очень важно разговаривать с ребенком о серьезных вещах, готовить его к трудным психологическим ситуациям. Так, например, нужно рассказывать о ситуациях, которые могут произойти в школе. Например, о том, что одноклассники могут отбирать вещи, посмеиваться над очками ребенка. Научиться спокойно реагировать на такие проблемы ребенок должен только с помощью родителей. Научите сына или дочку всегда и везде достойно вести себя и ничего не бояться. Пусть он знает, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

Также очень важно следить за нагрузками школьника, чтобы он не переутомлялся, соблюдал режим сна, питания, отдыха.

Партнерские и дружеские отношения с ребенком, уважение его личности и готовность всегда прийти ему на помощь - основные условия профилактики неврозов у детей.

Специально для - Диана Руденко

Детские неврозы кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно). Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже . То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований;
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.;
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры;
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте;
  • истерическая разновидность невроза.

Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.;

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.

Очень часто становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия - состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст;
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием;
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.

Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна;
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет;
  • патологические действия, основанные на привычке.

Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, или волос и прочие.

Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка;
  • семейный анамнез, наследственность;
  • особенности и традиции воспитания в семье;
  • перенесенные ребенком заболевания;
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера;
  • недостаток сна.

Кто более подвержен проблемам

На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет;
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней);
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Проявления неврозов на фото

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия - все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

Стоит отметить, что психотерапия в случае детских неврозов по большей степени направлена на общее улучшение обстановки в семье и нормализацию отношений в ее рамках. Дополнительные меры – назначение медикаментозных препаратов, использование рефлексо- и физиотерапии – являются не основными, а призваны лишь создать благоприятные условия для проведения психотерапии.

В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях);
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников;
  • аутогенная тренировка (для подростков);
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.;
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения;
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки;
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.

Видео о том как распознать первые признаки системных неврозов у детей

Обновление: Декабрь 2018

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см.

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или . Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. .

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. .

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз - внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными - канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения бо льших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап - проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап - ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап - далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап - совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» - это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

  • Арт-терапия

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

  • Гипноз

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями - повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства - стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет - не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет - не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет - до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты - витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия - , почечный чай
  • ноотропные препараты - ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению - в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. ), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде , электросон.

С будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Детский невроз и причины его возникновения. В статье будет озвучена расшифровка этого термина, симптоматика при данном диагнозе и дальнейшие пути его лечения.

Содержание статьи:

Неврозы у детей - это психическая реакция организма, которую некоторые родители считают временным проявлением взросления ребенка. Однако специалисты в данном вопросе в корне не согласны с этим расхожим мнением, потому что озвученная проблема имеет довольно серьезные осложнения в дальнейшем. Следует разобраться в процессе формирования детского невроза, а также методах ликвидации озвученного негативного фактора.

Описание заболевания «невроз»


Невроз - это расстройство психического плана, которое не искажает видение окружающей действительности и обладает свойствами обратимости. Не следует путать данное отклонение от нормы с заболеваниями, сопровождающимися распадом личности (шизофренией, паранойей и различными психозами).

Общая характеристика этой патологии имеет довольно широкий спектр ее расшифровки. Прежде всего речь идет о собирательном названии, которое включает в себя множество нарушений в функционировании нервной деятельности как взрослого человека, так и ребенка.

Сложность четкого обозначения озвученного явления заключается в том, что специалисты не пришли к единому мнению касательно формулировки термина. Однако в медицине принято под диагнозом «невроз» рассматривать расстройства соматической нервной системы, вегетативные дисфункции, фобии различного характера, проблемы эмоционально-мнестического плана, конвульсии на фоне нервного перевозбуждения, обсессию и дистимию.

Причины возникновения неврозов у детей


Даже самые заботливые родители не всегда могут ожидать, с какой стороны придет беда к их ребенку. По мнению специалистов, причины неврозов у детей следует искать в следующих факторах-раздражителях:
  • Наследственная предрасположенность . Генетическая последовательность подразумевает влияние семейного анамнеза на формирование плода и дальнейшее его развитие. Если родители ребенка имели озвученную проблему до его зачатия, то существует определенная вероятность «копирования» данной информации в нервной системе малыша. Специалисты довольно противоречиво относятся к озвученному вопросу, но статистика показывает весьма существенный процент наследственной предрасположенности к неврозам.
  • Модель семейного воспитания . Личность формирует не только социум, но и ближайшее его окружение. Родители ребенка могут выяснять свои отношения при нем настолько бурно, что это со временем становится причиной формирования у малыша или подростка стойкого невроза. Дополнительной опасностью образования данной патологии может стать злоупотребление членами семьи алкогольными напитками. Кроме того, стоит помнить и о таких форматах воспитания, как гиперопека, вседозволенность, двойные стандарты в требованиях у папы и мамы и авторитарность со стороны старшего поколения.
  • Перенесенные заболевания различного плана . Нервная система ребенка находится только в стадии ее формирования. Даже в утробе матери дети могут серьезно пострадать от недостатка подаваемого им кислорода. К тому же острые и хронические инфекции, травмы мозга, онкологические заболевания и рахит в запущенной стадии способны вызвать у них неврозы различных разновидностей.
  • Излишние физические и эмоциональные нагрузки . Специалисты не устают повторять, что всему свой срок. Не стоит лепить с поры самого младенчества из своего любимого чада гения. Некоторые особо ретивые родители стараются определить своего ребенка во все кружки, которые имеются в ближайшем и дальнем расположении. Детский организм при этом подвергается серьезному испытанию, что может привести к одной из разновидностей невроза.
  • Нарушение режима дня . Сон - это неотъемлемая часть функционирования человеческого организма. Следовательно, если данная потребность ребенка не обеспечивается в полной мере, то в дальнейшем это чревато развитием невроза. Далеко не во всех случаях в нестабильном сне у их любимого чада виноваты родители, потому что многое зависит от темперамента их детей. Гиперактивные непоседы после наполненного яркими ощущениями дня долго не могут успокоиться. В итоге они с трудом засыпают, что приводит к нарушению режима.
  • Смена обстановки . В данном случае речь может идти как о смене места жительства, так и о попадании ребенка в новый детский коллектив. Далеко не каждая маленькая личность легко сможет адаптироваться к незнакомой обстановке, где все настораживает и тревожит. К тому же нет гарантии, что в саду или школе прибывшего новичка встретят дружелюбно. В итоге на этой почве у ребенка может развиться невроз, который сформировался из-за постоянного нахождения в состоянии стресса.
  • Появление нового члена семьи . Не каждый малыш или подросток с восторгом примет озвученный факт. В дом могут прийти новые папа или мама, а в браке затем со временем рождается совместный ребенок. К тому же у нового члена семьи уже могут быть дети от предыдущих отношений. Следовательно, после таких перемен приходится делить любовь и внимание родителей. Итог - развившийся невроз и демонстративное поведение в знак протеста.

Важно! Озвученные проблемы должны быть заранее скорректированы взрослыми, чтобы они не переросли в явную патологию. Лучше лишний раз подстраховаться, чем в дальнейшем с горечью пожинать плоды своего невежества в вопросах воспитания.

Группа риска возникновения детского невроза


После долгих исследований специалисты пришли к выводу, что наиболее подвержены началу развития озвученного заболевания следующие категории детей:
  1. Возраст 2-5 и 7 лет . Врачи уверены, что именно этот период развития ребенка является началом возникновения невроза. Подобные выводы они основывают на том, что маленькая личность еще не сформировалась, и ее сознание не впитало в себя какой-либо существенный жизненный опыт. Начинается озвученный патологический процесс с невротических реакций, которые в дальнейшем по мере взросления перерастают в стойкое невротическое состояние.
  2. Ребенок с «Я-позицией» . Некоторые дети не поддаются корректировке в плане воспитания со стороны родителей и педагогов. Эти прирожденные лидеры активно высказывают свое мнение по поводу всего, что происходит вокруг них. Любое ограничение их желаний они воспринимают с бурным протестом, после чего бывают наказаны родителями. После решительного отпора со стороны взрослых у ребенка с «Я-позицией» может сформироваться невроз.
  3. Соматически ослабленные дети . С таких маленьких «мучеников» взрослые в буквальном смысле сдувают пылинки. Ограждая свое болезненное чадо практически от всего вокруг, родители оказывают ему в конечном итоге так называемую «медвежью услугу». Ребенок начинает чувствовать себя полностью неприспособленным к социуму, что приводит в дальнейшем к формированию у него невроза.
  4. Эмоционально неустойчивые дети . В этом случае они будут излишне бурно реагировать на любую житейскую неприятность или замечание от кого-либо. Ребенок с нестабильной нервной системой старается достучаться до своих родителей, если не получает от них достаточное количество внимания и ласки. При игнорировании таких жестов отчаяния у него появляется уверенность, что его не любят и не ценят. Итог - развитие всевозможных фобий и страхов различного характера.
  5. Дети в ситуации SOS . Любой стресс способен запустить механизм развития озвученной патологии. Жестокое обращение родителей, травля в саду или школе, насилие любого рода со стороны посторонних людей, смерть близкого человека или любимого животного - все это может стать причиной возникновения у ребенка невроза. В некоторых случаях ему достаточно оказаться просто свидетелем какого-либо трагического события, чтобы получить серьезную эмоциональную травму.
  6. Воспитанники специальных учреждений . Ребенок из асоциальной семьи или сирота попадает в интернат или детский дом. Уже изначально для него это является стрессовой ситуацией, потому что он автоматически лишается любви и заботы родителей. Не всегда детский коллектив подобных учреждений позиционируется как дружная и сплоченная команда. В итоге у ребенка развивается описываемая патология, которую педагоги подобных заведений замечают не сразу.

Разновидности детских неврозов


Как уже было сказано, под данным понятием подразумевается множество расстройств психического плана, имеющих свойство обратимости.

Специалисты после тщательного анализа составили классификацию озвученной проблемы, которая выглядит следующим образом:

  • Невроз страха . В данном случае все зависит от возраста ребенка, который на определенных этапах своего развития реагирует на внешние раздражители по-разному. Дети до 6 лет обычно боятся темноты, одиночества и монстров, которыми так щедро снабжает население киноиндустрия. Взрослые, чтобы скорректировать поведение своих чад, очень часто сами искусственно создают у них невротическое состояние. В ход при этом идут всевозможные страшилки о злом незнакомце, который придет и заберет непоседу. Фантазия родителей со временем набирает обороты, а малыш получает невроз страха, который контролировать не в состоянии. Дети после 6 лет иногда испытывают крайне негативные эмоции при боязни получить плохую отметку. К тому же хулиганы более старшего возраста могут третировать в стенах учебного заведения учеников начальных классов.
  • Невроз навязчивого состояния . В основу такой патологии обычно заложена тревожная мнительность, сформировавшаяся у ребенка по определенным причинам. На этом фоне развиваются всевозможные фобии, которые чаще всего сами себе и надуманы маленькой личностью. Выражаться они могут самым различным образом. Иногда дети, сами не осознавая причины подобной боязни, страшатся смерти и всех атрибутов, которые ее сопровождают. Некоторые животные вызывают панику у ребенка с неврозом навязчивого состояния. Боязнь высоты, замкнутого пространства, большого скопления людей, заражения - все это только начало огромного списка детских фобий, который можно продолжать бесконечно.
  • Депрессивный невроз . Следует сразу отметить тот факт, что подобная патология не встречается у малышей, которые еще не способны осуществлять глубокий анализ своих действий. Случается это обычно именно в тот период, когда вчерашние несмышленыши превращаются в парней и девушек. Подростковый депрессивный психоз очень опасен своими последствиями, поэтому родителям надо быть начеку при этапе взросления их детей.
  • Истеричный невроз . Подобные манипуляции обычно производят маленькие махинаторы, которые еще не достигли школьного возраста. Желая добиться заветной цели любой ценой, они устраивают целые спектакли перед благодарной публикой. Довольно часто можно увидеть малыша, который катается по полу магазина и истошно визжит, когда ему не купили игрушку или сладость. Однако проблема невроза начинается только тогда, когда подобное поведение становится нормой и повторяется с завидной регулярностью.
  • Астеничный невроз . Некоторые родители хотят по максимуму загрузить своего ребенка всевозможными курсами, кружками и секциями. Их мнение на этот счет звучит в виде лозунга «пусть времени не останется на глупости и что-то плохое». У ребенка в итоге не остается времени на детство, после чего начинает развиваться астенический невроз.
  • Ипохондрия . При данном определении сразу вспоминается кинофильм «Формула любви», когда молодому и праздному барину был поставлен подобный диагноз. Однако взрослых должен встревожить тот факт, что их ребенок не резвится на игровой площадке, а внимательно изучает «Медицинскую энциклопедию». При этом прочитанное маленький ипохондрик активно озвучивает и примеряет к себе всевозможные болезни из главной для него книги.
  • Логоневроз . Подобное заболевание не может остаться незаметным для взрослых, потому что при нем ребенок заикается. Причины озвученной патологии могут быть самыми различными. Мальчики, которым не исполнилось пять лет, часто не владеют своим речевым аппаратом. Однако логоневроз обычно базируется не на данном факторе, а на стрессовой ситуации, в которую попал ребенок.
  • Сомнамбулизм . Озвученное отклонение от нормы выглядит обычно в виде разговора во сне. Ребенок с трудом засыпает, а затем ведет себя очень беспокойно. При этом он часто просыпается, потому что его нередко мучают кошмары. Высшее проявление сомнамбулизма (лунатизма) - это хождение детей по ночам с непониманием данного факта при пробуждении.
  • Нервная анорексия . Капризы ребенка за столом - нередкое явление, когда он просто не хочет есть предлагаемое ему блюдо. В большинстве случаев дети готовы в огромном количестве поглощать вредную для них пищу и наотрез отказываются от здорового питания. Однако при нервной анорексии все выглядит гораздо плачевнее, потому что неприятие еды проявляется в виде истерик и даже рвотных позывов.
  • Невротический энурез . Недержание мочи может пройти и само собой, когда ребенок начинает взрослеть. Возникнуть он может от каких-либо заболеваний мочеполовой системы или из-за несрабатывания схемы «глубокий сон - отключение сигнала в коре головного мозга при позыве посетить уборную». Неврозом в данном случае считается тот факт, что ночное недержание мочи происходит у ребенка после какой-либо психологической травмы.

Обратите внимание! Источники возникновения детского невроза обычно следует искать в очень раннем возрасте. Довольно небольшой процент подобных расстройств проявляется уже в подростковом возрасте. Следовательно, родителям, работникам детских садов и начальной школы необходимо следить за первыми проявлениями озвученной патологии у своих детей и подопечных.

Симптоматика детского невроза


Подобная проблема редко остается незамеченной для близкого окружения ребенка. Симптомы невроза у детей обычно выглядят следующим образом и должны вызвать нешуточную тревогу у их родителей:
  1. Неконтролируемые приступы страха . При озвученном факторе ребенок может бояться одного явления и спокойно относиться ко всем другим внешним раздражителям. В редких случаях он не озвучивает свои тревоги взрослым, потому что нуждается в их поддержке и защите.
  2. Заикание и вхождение в ступор . Родители особенно должны бить тревогу, если подобные изменения произошли с их ребенком внезапно и без ярко выраженных для этого причин. В данном случае не стоит откладывать визит к детскому психологу и логопеду, которые в кратчайшие сроки способны найти корень зла возникшей патологии.
  3. Необычные мимика и жесты . При неврозе навязчивых состояний можно наблюдать тик, заведение глазных яблок, подрагивание уголков губ у пострадавшего малыша или подростка. Ребенок с озвученной проблемой может непроизвольно подпрыгивать, а также похлопывать себя рукой.
  4. . Наиболее тревожным фактором всегда является изменение гастрономических пристрастий у бывшего любителя покушать из представителей младшего поколения семьи. Если маленький гурман перестает просить угостить его любимым лакомством, то следует в срочном порядке искать причины подобных перемен.
  5. Повышенная раздражительность . Многие дети изводят своих родителей капризами, жалобами и требованиями. Однако при неврозе подобные показатели значительно зашкаливают, делая из некогда уравновешенного ребенка откровенного истерика.
  6. Отсутствие коммуникабельности . Дети, которые предпочитают одиночество, - крайне редкое явление. Исключительно стопроцентные флегматики могут не любить шумную компанию и веселые забавы. В ином случае попытки ребенка уединиться могут свидетельствовать о развитии у него невроза.
  7. Нарушения сна . Ночью все дети должны крепко спать, если у них нет очевидных проблем со здоровьем. Если родители видят, что у ребенка проблемы с полноценным сном, то можно предполагать наличие у него невроза.
  8. Быстрая утомляемость . Если малыш не является хитрым манипулятором и откровенным лентяем, то стоит задуматься над озвученной проблемой. Причины ее могут касаться не только невроза, но и более серьезных патологий.
  9. Проблемы со здоровьем . Это может выражаться в уже озвученном энурезе, «медвежьей болезни» (энкопрезе), тахикардии, повышении или понижении АД. К перечисленным отклонениям от нормы может добавиться излишняя потливость, нарушение дыхания и снижение памяти.

Особенности лечения невроза у детей

Думать о будущем своего любимого отпрыска необходимо заранее, а не в момент начала точки невозврата. Родителям тревожных детей следует вовремя задуматься над вопросом, как лечить невроз у ребенка.

Помощь психотерапевтов при детском неврозе


Если проблема уже очевидно дала о себе знать, то необходимо обратиться за помощью к врачам. Специалисты в этой области рекомендуют следующие пути разрешения возникшей ситуации с ребенком:
  • Семейная терапия . В основу данной методики положено поэтапное исследование озвученной проблемы. Во-первых, нужно обследовать обстановку, в которой проживает ребенок с неврозом. Это необходимо для того, чтобы поставить общий диагноз на основании совокупности личностных, социальных и психологических параметров относительно конкретной семьи. Во-вторых, необходимо провести общую беседу, в которой будет задействовано ближайшее окружение малыша или подростка. Во время данного мероприятия обычно обговаривается план дальнейших действий, который должен включать в себя общие требования к воспитанию ребенка со стороны родителей и психотерапевта. В-третьих, следует начать занятия по специально разработанной методике, которая включает в себя игры различного формата. Последний этап семейной терапии - совместная работа родителей и ребенка. Если ребенку меньше 6 лет, то будут организованы предметные игры, постройки интересных сооружений и рисование. Более старшим детям и их родителям психотерапевт предложит обсуждение тем на различную тематику.
  • Индивидуальная психотерапия . При данном подходе в разрешении озвученной проблемы используют шесть основных методик, которые отлично себя зарекомендовали. При разъясняющей (рациональной) терапии специалист выясняет причины возникновения психоза у его маленького пациента. Затем он предлагает ребенку обдумать на досуге предложенный им начальный вариант какой-либо ситуативной истории. При арт-терапии дети рисуют и лепят, не осознавая при этом тот факт, что лучше слов раскрывают свои скрытые проблемы. Игровая терапия имеет возрастные ограничения, которые не превышают отметки 10 лет. При создании для ребенка во время озвученного метода «пограничного состояния» у психотерапевта появляется отличный шанс скорректировать выявленную у пациента фобию. Если специалист имеет дело с проблемным подростком, то лучше всего провести с ним аутогенные тренировки. В основу данной методики положено мышечное расслабление ребенка при общем голосовом воздействии на него психотерапевта. При ипохондрии и подростковых проблемах неплохо зарекомендовал себя метод внушения (суггестивная психотерапия). Вся суть данной методики заключается в предложении выпить так называемый препарат плацебо, который является исключительно психологическим приемом для устранения проблемы. В особо сложных случаях может быть использован гипноз, но специалисты крайне сдержанно относятся к этому методу воздействия по отношению к детям.
  • Групповая психотерапия . Формирование подобных «ячеек» необходимо при случаях повышенного эгоцентризма у ребенка с психозом. Обычно в данной ситуации детей распределяют по группам по принципу их возрастного разграничения. Для создания комфортного микроклимата в таких островках детской взаимопомощи организовываются совместные экскурсии по интересным местам. В процессе подобной групповой деятельности ребенок с психозом начинает раскрываться своим сверстникам, делясь своей проблемой и переживаниями.
  • Общение с животными . Очень часто скептики говорят о том, что та же дельфинотерапия не нашла поддержку ни в одной серьезной медицинской организации. Модная в последнее время иппотерапия (лечение невроза при контакте ребенка с лошадьми) также вызывает сомнение у многих специалистов. Однако факт остается фактом: некоторые дети после подобных нетрадиционных методик чувствуют себя гораздо лучше и отлично начинают адаптироваться по отношению к социуму.

Применение медицинских препаратов при неврозе у детей


При необходимости применить озвученный метод лечения своего ребенка следует срочно обратиться за помощью к специалисту. После обследования маленького пациента врач может назначить следующие средства для устранения возникшей проблемы:
  1. Препараты для общего укрепления организма . В данном случае стоит попробовать применить витамины (группы С и В) и препараты калия. Настойка китайского лимонника довольно эффективно стимулирует центральную нервную систему ребенка, поэтому часто применяется при детском неврозе. При умственном и физическом перенапряжении специалист может посоветовать использование настойки заманихи.
  2. Фитотерапия . Хвойные ванны - идеальный способ расслабления ребенка при ярко выраженном нервном состоянии. Пустырник и валериана также придут на помощь малышу или подростку, если он не может успокоиться или заснуть. При слабом иммунитете и нестабильном эмоциональном состоянии отлично помогает золотой корень, который приведет в порядок нервную систему ребенка.
  3. Препараты ноотропного типа . В данном случае речь пойдет о назначении таких препаратов, как Пирацетам и Ноотропил. Данные лекарственные средства благотворно воздействуют на регуляцию кровообращения мозга и способствуют утилизации глюкозы из него. Лечебный эффект от подобных препаратов заключается в том, что они улучшают у ребенка процессы восприятия информации и ускоряют дальнейшую ее переработку.
  4. Антидепрессанты . Следует сразу отметить тот факт, что подобное медикаментозное вмешательство в детский организм может свести на «нет» уже проводимую на данный момент психотерапию. Назначают их при ярко выраженной гиперактивности маленького пациента, но происходить озвученный процесс должен строго под контролем врача. При повышенной возбудимости специалист может назначить Сонопакс, а при гиперстеническом синдроме - Элениум и Эуноктин. Транквилизаторы при гипостении назначаются в виде Седуксена и Триоксазина, которые без рекомендаций врача также принимать запрещается.
Как лечить невроз у детей - смотрите на видео:


Некоторые родители не задаются вопросом, зачем необходимо лечение неврозов у детей. Однако при подобном попустительстве со стороны взрослых у ребенка возникают еще более грозные патологии. Необходимо приложить все усилия, чтобы избавить своего малыша или подростка от озвученного недуга, чтобы в дальнейшем он смог реализовать себя в жизни.